Введение
Одежда является одним из предметов первой необходимости жизни после еды. Одежда показывает статус людей и их роли, которые они играют в обществе. Одежда влияет на первое впечатление, которое вы производите на них. Она дает уверенность в себе и является важным компонентом внешности. Одежда включает в себя различные предметы одежды, аксессуары или украшения, которые носят люди. Я считаю, что одежда несет характерную лексику, которая принимает форму символов, используемых людьми в качестве инструментов для социального взаимодействия.
Современного человека трудно представить без футболки или иного предмета одежды с какой-либо надписью на английском языке. Надписи на английском языке несут разные значения и обеспечивают информацией о носителе. Но, насколько серьезно походят к выбору одежды с надписями современные дети и подростки?!
Цель научной работы - выявления взаимосвязи выбора одежды с англоязычными надписями с уровнем знания английского языка. Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить различные источники информации об истории возникновения надписей на одежде;
- определить функцию и критерии использования английского языка в дизайне современной одежды;
- провести теоретический анализ собранных надписей с разных точек зрения;
- проанализировать зависимость смысловой нагрузки на одежде от уровня владения английским языком на примере учащихся школы № 16 г. Нижнекамск.
Объектом исследования является англоязычные надписи на одежде и лексические единицы английского происхождения.
Предметом исследования является особенность выбора одежды с надписями и лексическими единицами на английском языке.
Мною были использованы методы:
анализа литературы;
сравнение;
интервьюирование;
анкетирование;
теоретический анализ и синтез;
классификация.
Гипотеза исследования - сознательный выбор одежды с англоязычными надписями зависит от уровня знаний учеников английского языка, их владения и умения ориентироваться в стилистических особенностях языка.
Актуальность работы заключается в том, что футболки или рубашки с надписями служат нам не только, как предметы одежды, а также средством коммуникации и отражают многочисленные социальные реалии. Поэтому изучение таких надписей помогает понять насколько дети и подроски серьезно подходят к выбору надписей на одежде.
Практическая ценность исследования заключается в том, что дает возможность ученикам обратить внимание на перевод надписей и уместно использовать информацию, которая должна отражать интересы ее владельца.
Исследовательская работа затрагивает вопросы двуязычия, контекст употребления надписей, пол и возраст их носителей, а также общественное окружение, в котором надписи находятся и влияют на сознание людей.
Глава 1. Историческая функция надписей на одежде
1.1. Из истории надписей на одежде
Надписи на одежде существовали еще много веков назад. Первые известные нам еще со времен Древней Греции. Уже там можно было найти вышивки на поясах, что говорили об имени их владельцев, или же имена в ювелирных изделиях. На многих итальянских и немецких портретах XV - XVI веков можно увидеть надписи, вплетенные в орнамент мужских рубашек, в корсажи женских платьев, где обычно писались на латыни девизы знатных родов и имена владельцев этих портретов. Часто были модными надписи как часть орнамента. Так, например, в вышивке использовались готические шрифты. Достаточно известны пелерины короля Отто, которые можно сейчас увидеть в музеях Германии. Там в сокровищнице собора есть удивительные предметы одежды с готическими и романскими буквами как часть орнамента этих старинных вышивок. Они датируются X - XI веком нашей эры. Много подобных орнаментов можно увидеть на ювелирных украшениях, где буквы и фразы вплетены в рисунок. Такие образцы можно найти в кельтских народов, где буквы играли значительную роль в оформлении одежды и украшений. Не обошла эта мода и славянские народы, вышивка, которых, тоже часто переплеталась с буквами.
А началось все довольно просто. Сначала надписи украшали только форму рабочих, указывая на их статус на рабочем месте, потом они стали указывать, которому дизайнеру принадлежит тот или иной предмет одежды и только позже появились надписи, которые действительно несли определенный смысл. Однако неизвестно, кто первым придумал писать слова и выражения на одежде.
Не стоит думать, что надписи на одежде - изобретение исключительно массовой уличной моды. Многие знаменитые кутюрье не чурались этого выразительного средства. Франко Москино был самым «хулиганом» в итальянской моде. Самые известные модели Москино - костюм с надписью на талии «Талия из денег» (что можно было прочитать как «деньги, выброшенные на ветер», ведь костюм трещал по швам уже через неделю), платье из пластиковых пакетов, шляпа-самолет и капелюх- вешалка. Успех ему принесли модели с надписями и аксессуары с объемными буквами «MOSCHINO» - сумки и пояса. Тексты надписей были ироничными и добавляли содержания классическим формам одежды, например, надпись на поясе «Талия, что стоит денег», на рубашке - «Эта рубашка стоит миллион лир». Москино понял, что нельзя серьезно относиться к моде, так что его клиенты часто превращались в «живые рекламы» марки Москино, ведь носили джемперы, платья, шляпы, сумки и пояса с его именем. Таким образом, Москино обратил маленький лейбл, пришитый с обратной стороны одежды, в огромный лозунг на самых заметных местах.
Коллекция одежды Кристиана Диора 1955 была составлена на тему трех букв - H, A и Y. Все платья были именно такие контуры, а их швы тоже повторяли эти буквы.
Наверное, люди никогда не откажутся от использования слов в одежде, ведь слова позволяют фокусировать мечты модников на конкретных изделиях. Кроме того, надписи, вплетенные в орнамент, позволяют больше узнать об убеждениях, знания и мечтах тех людей, которые носят эту одежду.
1.2. История забавных надписей на футболках
История появления забавных надписей на футболках еще сложнее. До сих пор не прекращаются споры о том, кто первым предложил наносить смешные надписи на такой распространенный и удобный вид одежды. Так, сторонники древнего вида искусства росписи на ткани доказывают свое право первооткрывателями рисунков и надписей на одежде. А представители рекламного бизнеса утверждают, что надпись на футболке - лишь рекламный ход, придуманный умным рекламистами. Считается, что надписи на футболках придумали хиппи. Это были цветочки, птички, различные символы мира. Затем на футболках появились фотографии рок-групп. Однако действительно ли так важно, кто первым придумал смешные футболки? По крайней мере, их можно носить где угодно и кому угодно.
Мода на футболки пришла к нам еще из прошлого века. Тогда это был настоящий взрыв, покорил многих людей. Футболки с надписями стали появляться повсюду, их покупали в больших количествах. Не менее популярны футболки и сейчас. Они есть в продаже в большом разнообразии, стоит только выбрать себе по вкусу. Современные футболки имеют разные нанесения - рисунки, надписи, карикатуры и многое другое. С помощью футболки с надписями человек может выразить свое «я», показать миру свой кругозор или просто поднять настроение себе и окружающим.
В России «тематические» футболки стали так же популярны. Но встречаются казусы с надписями из-за недостаточного владения английским языком. Люди выбирают футболки с такими надписями, содержание которых могут понять только те, кто более или менее владеет языком. Порядочные надписи на футболках звучат примерно так: "Get the 1 $ Diamond" - "Получи бриллиант за 1 доллар», «Beautiful Stranger" - "Прекрасный иностранец», «Shining Star" - "Звезда, сияющая», «Call now ! I will Save you. Special Agent "-" Позвони мне! Я тебя спасу! Специальный агент »или« Mr Justine Timberlake ". Часто на футболках изображают героев комиксов, аниме, кукольные лица. Такие надписи могут многое рассказать о владельце одежды, например о том, что человек не понимает, что именно написано на ее футболке. Надписи меняются и с возрастом человека. Так, у ребенка - это просто веселые словосочетания и фразы. У подростка - фразы о том, каков этот человек, или названия футбольных команд, музыкальных коллективов, стран и городов. Взрослые люди, понимая, что на их одежде может быть написано что-то неприличное, стараются выбирать одежду без надписей.
Следовательно, нельзя с уверенностью сказать, что история четко знает то время, когда впервые появились надписи на наших любимых футболках. Даже до сих пор неизвестно имя человека или конкретного производителя, который первым предложил делать надписи на таком распространенном предмете одежды, как футболка. Однако мода свидетельствует о том, что интерес людей к надписям на одежде со временем возрастал.
Что касается нашей современной молодежи, то в Нижнекамске «тематические» футболки еще не столь популярны, как, например, в странах Европы. Это можно объяснить пока невысоким уровнем владения английским языком. Большинство молодых людей ответственно подходит к выбору такой одежды и выбирает такой, который может перевести и понять каждый. Однако, несомненно, бывают и смешные и неприятные ситуации, когда человеку становится стыдно носить одежду, о значении надписи которой он узнает после покупки.
Футболка с надписью - это предмет одежды, который «говорит», представляет своего владельца с разных сторон и озвучивает его жизненное кредо.
Глава 2. Социолингвистический аспект надписей на одежде
2.1. Отображение современного общества в надписях на одежде
Будучи универсальным средством взаимодействия человека и общества, надписи на одежде отражают многие социальные тенденций. Мной был проведен опрос в МБОУ "СОШ №16" НМР РТ на знание популярных и часто встречаемых надписей на одежде. Были выбранны учащиеся из 7 В, 9 В, 3 Б и 4 А, было опрошено более 100 респондентов. Ребята отвечали на вопросы: обращают ли они внимание на надписи на одежде при выборе и переводят ли англоязычные слова.
Данные моего опроса свидетельствуют, что большинство респондентов (63%) обращают внимание на надписи на одежде и знают, как они переводятся. Это еще раз подтверждает мнение о том, что к выбору одежды с надписями следует относиться осторожно. Около 30% учащиеся не имеют никакого представления о том, что написано на их одежде. В этом нет ничего страшного, если надписи носят нейтральный смысл. Проблема заключается в том, что производители футболок уже давно перестали беспокоиться о нравственном содержании надписей. В качестве примера можно привести такую надпись: «Y'all gon'make me lose my mind up in here. Y'all gona f *** ». Перевести такую надпись довольно трудно, однако, бесспорно, здесь явно бросается в глаза отрицательный смысл. Девочка же, которая купила вещь с этой надписью не имела ни малейшего представления о том, какой злой посыл, она отправляет людям, которые ее окружают.
Часто можно наблюдать за использованием слов с противоположными ассоциациями. Например, «God hates you cry». Слово God у всех ассоциируется с любовью, всепрощением. Но при этом оно стоит рядом с отрицательным словом hate. И только внимательный «читатель» поймет правильный смысл: Бог не любит, когда ты плачешь.
Это все примеры современного общества, где происходит не только переоценка, но и потеря некоторых ценностей.
Если рассматривать надписи с точки зрения обоих полов, то можно заметить, что большинство мальчиков-подростков выбирают юмористические надписи: «Redskin», «Juicy days are here again». Девочки выбирают романтические надписи, например, «Butterfly», «I love Paris».
Футболка с надписью - это носитель информации. Поэтому она уместна в любых ситуациях. Таким образом, можно определить следующие функциональные особенности надписей на одежде:
функция первая - чтобы всем было весело! Как правило несут позитивный смысл и посыл;
функция вторая - чтобы привлечь внимание! Замечено, что чем смелее рисунок или надпись на футболке, тем больше людей обращают на тебя внимание. В одних такие надписи вызывают шок, у других резкий негатив. В любом случае в футболке с шокирующим надписью можно привлечь внимание посторонних лиц;
функция третья - чтобы показать себя с лучшей стороны! Оказывается, что футболка с хорошим, положительным надписью может вызвать доверие к ее владельцу со стороны многих людей. Люди в такой одежде оставляют о себе приятные впечатления;
функция четвертая - одна футболка хорошо, а сто - лучше! группа единомышленников, спортивная команда или обычный коллектив любой компании станут ярче, заметнее и, более того, дружнее. Умело подобранная надпись поднимает настроение и укрепляет командный дух любого коллектива;
функция пятая - к делу! Ошибочно считать, что смешные футболки играют только развлекательную роль. Надписи на майках могут приносить деньги, а быть мощной рекламой. Промоутеры в футболках с символикой и слоганом привлекут внимание клиентов к товару или услуге лучше, чем рекламный бигборд. Поэтому, так часто дарят футболки с логотипом компаний;
функция шестая - реши любые проблемы! Этот способ подходит тем, кто обладает чувством юмора и умеет находить нестандартный выход из ситуаций. Так, футболка с номером телефона или IСQ - надежный способ найти новых друзей. Возможно, с человеком и не решатся заговорить на улице, но точно напишут сообщение в соцсетях. Соответствующая надпись на футболке - полезный способ попросить прощения. Вряд ли долго сердиться девушка, парень которой ради нее оденет футболку с надписью "Forgive me!» ( «Прости меня!»)
Фактически надписи на футболках отражают цель, с которой люди их одевают.
Таким образом можно с уверенностью сказать, что одежда с надписями уверенно вошла в нашу жизнь. Поэтому наша задача - быть внимательными в выборе и обращать внимание на перевод англоязычных надписей.
2.2. Знание английского языка против выбора одежды учеников
Свои исследования я проводила следующим образом:
1) в школе провела опрос на знание популярных надписей на английском языке;
Среди учащихся нашей школы было проведено анкетирование по вопросам . Были зафиксированы и проанализированы данные 100 учащихся:
· возраст носителя;
· носит ли футболки с надписями на английском языке;
· знает ли о смысле текста на одежде или нет;
· информация о возможных грамматических и орфографических ошибках в надписях.
Анкета: |
Результат:
общее кол-во опрошенных |
100 |
100% |
носят футболки с надписями на английском |
89 |
89% |
мальчики |
67 |
67% |
девочки |
85 |
85% |
знают перевод этих надписей |
63 |
63% |
могут написать эту надпись без ошибок |
45 |
45% |
2) искала подобные материалы в Интернете;
3) переписывала и фотографировала самые интересные надписи и проводила опрос (Приложение 1):
- понимает ли он хоть приблизительно содержание надписи;
- может правильно перевести;
- причина, по которой могла бы быть куплена эта вещь;
- информация о возможных грамматических и орфографических ошибках в надписях.
Таким образом, я зафиксировала и проанализировала ответы примерно 100 учеников, которые графически можно отобразить в графике:
89% носят футболки с надписями на английском
67% мальчиков носят футболки с английскими надписями
85% девочек носят футболки с английскими надписями
63% знают перевод надписей, которые носят
45% могут написать надпись без ошибок
30% опрошенных не придают внимание надписям
15% попадали в глупые ситуации после покупки одежды
20% опрошенных используют надписи, чтобы донести свои мысли
Вывод:
По данным исследования большинство учащихся в своем гардеробе имеют предметы одежды, содержащие надписи на английском языке. Большинство учеников понимает содержание надписей на своей одежде и сознательно обращают внимание на английские слова, покупая такую одежду.
Я заметила, что многие надписи не соответствуют орфографическим требованиям, например, правилам пунктуации: несколько слов пишуться вместе или в них отсутствуют окончания.
Внимательно прочитав и поняв англоязычные надписи, можно их классифицировать. Критериями здесь служат такие особенности, как название производителя или бренда, название спортивных команд и музыкальных групп, содержание выражений (шуточный, нейтральный или оскорбительный).
Надписи на одежде-это бесшумный коммуникатор между носителем и смотрящим. Восприятие надписей одежды варьируется от одного человека к другому. Но опрос показал, что только 63% учащихся знают и понимаю популярные надписи на одежде. Поэтому большинство опрошенных учащихся сказали, что стараются выбирать позитивные или нейтральные надписи. Около 30% опрошенных не придают внимание надписям и покупают только понравившийся фасон или цвет одежды. Около 15% попадали в глупые ситуации после покупки одежды, так как она несла негативный или глупый смысл.
Только 20% опрошенных используют надписи, чтобы донести свои мысли, ценности, отношения или чувства к другим и получают ответы от других как устно, так и невербально.
65% учащихся после опроса согласились, что выбор одежды должен быть ответственным, так как это показывает статус и уровень знаний английского языка.
На основе полученных результатов и после опроса респонденты пришли к выводу:
- Правительство должно строго следить за производителями одежды и заприщать создание скандальных надписей на одежде;
- Родители также должны проверять, что их дети покупают и носят.
Заключение
По данным исследования большинство учеников имеет в своем гардеробе предметы одежды, на которых есть надписи на английском языке . Из опрошенных учеников только 63% учащихся знают перевод той надписи, которая находится на футболках. Также они отметили, что обращают внимание на надписи, покупая одежду. Остальные ученики колебались при переводе, а после моей помощи признались, что раньше не обращали на это внимания, а теперь пообещали быть более внимательными при выборе подобной одежды.
Во время проведения исследования повысился интерес учащихся к англоязычным надписям, даже можно было заметить, что ученики обсуждали, как стоит запретить некоторые надписи или урегулировать их производство. Можно констатировать, что значительная часть учащихся не обращает особого внимания на надписи на одежде, хотя знают или догадываются, что они могут содержать неуместные и даже неприличные слова, грамматические и орфографические ошибки. Однако благодаря нашему исследованию, кажется, нам удалось поднять эту проблему и привлечь к ней внимание подростков. Отныне они будут более внимательными при выборе одежды.
Анализ собранного материала показал, что уровень владения английским языком позволяет им более или менее правильно ориентироваться в переводе надписей и правильно использовать информацию. Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что сознательный выбор одежды с англоязычными надписями зависит от уровня знаний учеников английского языка, их владения лексическим, грамматическим материалом и от умения ориентироваться в стилистических особенностях языка.
В ходе работы были успешно решены следующие задачи:
- изучили различные источники информации об истории возникновения надписей на одежде;
- определили функцию и критерии использования английского языка в дизайне современной одежды;
- провели теоретический анализ собранных надписей с разных точек зрения;
- проанализировали зависимость смысловой нагрузки на одежде от уровня владения английским языком на примере учащихся школы № 16 г. Нижнекамск.
Несомненно, во что одеваться - личный выбор каждого человека. Но то, что достаточно много людей носит одежду с неизвестными им надписями, вызывает беспокойство. Те, кто не владеет английским языком на достаточном уровне, стесняются спросить. Однако иноязычные надписи - достаточно действенный способ выучить иностранный язык, пополнить свой словарный запас.
Некоторые подростки не придают особого значения надписям на одежде, которые в свою очередь могут содержать непристойности, грамматические и орфографические ошибки. В гардеробе многих есть одежда с такими ошибками.
Очень важно то, что мы полностью отвечаем за информацию, которую «носим на себе», в определенном смысле мы солидарны с ней, несем ее в массы. Поэтому важно четко понимать ее содержание.
Список литературы
1. Зелинг Ш. А. Мода. Века модельеров. 1900 - 1999 -Генеза, 1999.-457с.
2. Крысин Л. П. Что изучает социолингвистика? // Журнал Психология в школе.-2004-№4.-с.27
3. Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка - Наука, 2002. - 256с.
4. Halperin I. Stylistic Classification of English Vocabulary - National Academy, 2008. - 367p
5. Taryn Benbow. Contemporary Fashion. - Penguin, 2010. - 743p
6. Christopher Breward. Encyclopedia of Clothes and Fashion - News Corporation, 2008. - 456p
7. Rawdow Wyatt Check Your English Vocabulary. - A & C Publishers Ltd, 2006. - 178p.