Введение
Тема о науках актуальна во все времена, а особенно о ранее неизвестных в ней, фактах. Мне повезло, что в наше время, мне не нужно идти в библиотеку и перебирать кучи пыльных томов книг, в поиске нужной информации. Я могу просто «побродить» на просторах интернета в различных источниках.
Изучая данную тему, я наткнулся на один эксперимент американского ученого Гарри Харлоу. Прочитав информацию о его доказанном факте в психологии, я решил поделиться этим со своим читателем.
Актуальность науки под названием психология, по сей день является важной и очень интересной. Тот факт, который я опишу, тот эксперимент, который сделал ученый, открыл новую нишу в психологии.
Задачей моего реферата, является обратить внимание на один очень необычный психологический факт. Цель работы, изучить исследование и определить его важность в данное время.
Итак, для начала, познакомимся с терминами и ученым ( см. Главу 1). Я опишу эксперимент, который считаю очень важным, а главное нужным в обществе.
Из источников в интернете, которыми я воспользовался, можно отобрать очень интересную и нужную информацию, как о самом ученом, так и о его открытии. Я считаю, что данная тема заинтересует многих и заставит каждого сделать свои выводы.
Глава 1
Знакомство с терминами и ученым.
Факт (лат. factum) — термин, в широком смысле может выступать как синоним истины; событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному.
Психоло́гия — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы.
Гарри Харлоу (урожденный Гарри Израел) родился 31 октября 1905 года в Фэрфилде. По окончании школы он поступил в колледж Рида в Орегоне, но позже перевелся в Стэнфордский университет, где собирался специализироваться на английском языке. В 1930 году Гарри (к этому времени он уже сменил фамилию) окончил Стэнфорд со степенью доктора психологии.
После учебы Харлоу преподавал в Висконсинском университете в Мэдисоне, а через год основал Лабораторию для изучения поведения приматов, которая в 1964 году слилась с Висконсинской региональной лабораторией приматов. Став директором этого исследовательского центра, ученый провел в нем много важных и весьма неоднозначных с точки зрения этики экспериментов.
Харлоу сфокусировал внимание на изучении такой сложной темы, как любовь. Он хотел опровергнуть популярную в те времена теорию привязанности, согласно которой любовь зарождается в младенце к матери, потому что она кормит его грудью, а затем распространяется на остальных членов семьи. В 1957 году Харлоу начал свой опыт с участием макак-резус, призванный продемонстрировать эффекты любви.
Глава 2
Эксперимент и его особенность.
В первой половине прошлого столетия большинство психологов полагали, что демонстрация привязанности к детям — не более, чем сентиментальный жест, не имеющий никакой реальной цели.
Бихевиорист Джон Б. Уотсон однажды даже сказал: «Помните, материнская любовь — опасный инструмент!». И многие психологи того времени были с ним согласны, считая детскую привязанность источником взрослых психологических проблем (каждой маме известно устаревшее «Не приучай к рукам!».
В то время психология выступала скорее точной наукой, всякое поведение измерялось цифрами и экспериментами. Но американский психолог Гарри Харлоу заинтересовался темой, в которой нет точного количества и измеримых размеров — он изучал любовь.
В 1960-хгодах Харлоу провел ряд весьма неэтичных, отвратительных, и даже жестоких экспериментов с детенышами резус-макак. Но с помощью них Харлоу доказал огромную важность материнской любви для здорового развития детей. Харлоу удалось раскрыть фундаментальные истины, которые сегодня влияют на наше понимание детской психологии развития.
Гарри Харлоу отмечал, что очень мало внимания уделяется экспериментальным исследованиям любви. Его теория о фундаментальном характере привязанности родилась, по его утверждению, на уровне наблюдения, интуитивных догадок, как его собственных, так и предложенных психологами, социологами, антропологами, врачами или психоаналитиками. Тогда большинство теорий детской любви и привязанности сосредотачивались на идее, что целью самой ранней связи между матерью и ребенком было исключительно питание и защита. Харлоу считал такую теорию в корне неверной.
Эксперимент Харлоу заключался в том, что детенышам обезьян был предложен выбор из двух искусственных «мам» (см. приложение 1). Спустя несколько часов после их рождения, Харлоу отобрал малышей у их естественных матерей, и оставил с искусственными. Первая «мама» была мягкой и пушистой, но не обеспечивала пищи. Вторая «мама» была изготовлена из жесткой проволоки, но зато была «кормящей» за счет прикрученной бутылочки с молоком.
Эксперимент показал, что обезьянки предпочитали проводить время с пушистой «матерью» (см. приложение 2), игнорирую проволочную. «Эти данные делают очевидным, что комфорт контакта — вот главная составляющая в развитии нежного ответа, тогда как кормление грудью — составляющая незначительная», — объяснил Харлоу в 1958 году.
В более позднем своем эксперименте Харлоу продемонстрировал, что малыши обезьян также отдают предпочтение пушистой «маме» для своего комфорта и безопасности. Детенышей запускали в незнакомую комнату в присутствии их «суррогатной мамы» либо без нее. Когда «мама» была рядом, обезьянки чувствовали себя в безопасности и с интересом исследовали комнату. Оставшись без такой опоры, малыши очень беспокоились, дрожали от страха, метались и кричали.
Глава 3
Значение исследования Харлоу.
В то время, когда множество исследователей высмеивали важность родительской любви и привязанности, Харлоу неопровержимо доказал, что любовь жизненно важна для нормального развития детей.
Дополнительные эксперименты Харлоу показали долгосрочные результаты отсутствия любви, и они были неутешительны, приводили к глубоким эмоциональным травмам, психологическим отклонениям и даже смерти.
Работа, проведенная Харлоу, имела огромное влияние на приюты, агентства по усыновлению, группы социального обеспечения и детских опекунов по изменению линии их поведения.
В то время как работа Харлоу была лидирующей в исследованиях любви, привязанности и межличностных отношений, его собственная жизнь скоро начала рушиться. Когда его жена умерла от неизлечимой болезни, Харлоу ушел в депрессию и алкоголизм, и, в конечном счете, перестал общаться даже с собственными детьми.
Коллеги часто описывали Харлоу, как подлого, саркастичного и жестокого человека. Они называли его шовинистом и человеконенавистником.
Но, как бы то ни было, наследие Харлоу укрепило в людях знание важности эмоциональной поддержки, привязанности и любви в нелегком деле воспитания детей.
Заключение
В данной работе, я описал очень интересный эксперимент и считаю его важность по сей день актуальной. Харлоу доказал нам то, что любовь и привязанность влияет на наше моральное и психическое состояние. Мы не просто привязываемся, к маме потому что живем с ней с первого дня жизни, мы привязаны психологически, на подсознательном уровне. Без любви, человек теряет себя, угнетается и не имеет смысла жизни.
В мире огромное количество брошенных детей, лишенных любви и заботы, это безусловно огромным образом влияет на их восприятие мира, на их поведение, на их будущее. Гарри показал важность и нужность любви, открыл научный факт, что по сей день неоспоримо, является доказательством его утверждений.
В завершении своей работы, поделюсь цитатой великого Уильяма Шекспира: "Любовь смотрит не глазами, а сердцем". Love looks not with the eyes but with the heart… (см. приложение 3)
Список используемых источников:
https://ru.wikipedia.org/wiki/ (терминология)
http://aboutyourself.ru/eksperimenty/nauka-o-lyubvi-garri-xarlou.html (ученый)
https://psy.wikireading.ru/13580 (эксперимент)
https://econet.ru/articles/66478-eksperiment-garri-harlou-kak-voznikaet-lyubov (информация о дополнительных исследованиях)
https://www.infoniac.ru/news/Citaty-velikih-lyudei-o-lyubvi.html (цитаты)
Приложение 1
Фотография эксперимента
Приложение 2
Обезьяна с «пушистой мамой»
Приложение 3
Уильям Шекспир