Межкультурное сравнение экологических слоганов в английском и русском языках

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Межкультурное сравнение экологических слоганов в английском и русском языках

Митякина П.Ю. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос.Кинельский муниципального района Кинельский Самарской области (ГБОУ СОШ пос.Кинельский)
Тарасова Е.В. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос.Кинельский муниципального района Кинельский Самарской области (ГБОУ СОШ пос.Кинельский)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности Указом президента 2017 год в Российской Федерации был объявлен Годом экологии. Много проектов и акций экологической направленности были реализованы в 2017 году. Но проблема остается актуальной до сих пор.

Именно поэтому наше исследование, посвященное экологической рекламе, несет актуальный характер.

Новизна исследования состоит в том, чтоизучение и анализ экологической рекламы помогает понять культуру, языковые особенности и проблемы различных стран.

Цель нашей работы - сравнение и анализ экологических слоганов в английском и русском языках.

Задачи данной работы - изучить литературу по данной тематике, найти экологическую рекламу на английском и русском языках, провести сравнительный анализ, подготовить выводы, создать свой экологический плакат.

Объект исследования - экологические проблемы англоязычных стран. Предметом исследования послужили слоганы англоязычной и русскоязычной экологической рекламы.

Метод исследования – сопоставительный, то есть сопоставляются, сравниваются английские и русские рекламные слоганы. Источники исследования – интернетные ресурсы, тематическая литература.

Теоретическая значимостьзаключается в изложении и структурировании литературы по данной проблеме. Практическаязначимостьнесет в себе применение полученных данных на уроках английского языка, и разработку экологического плаката для поселка Кинельский.

Гипотезанашего исследования заключается в том, что экологическая реклама на английском и русском языках будет схожа, так как глобальные проблемы едины и актуальны во всем мире. Межкультурное сравнение позволит провести запланированное исследование.

Результатом нашего исследования должен стать экологический плакат исоздание собственного слогана.

Глава 1. Теоретическая часть.

Экологические проблемы и пути их решения

Глобальные экологические проблемы актуальны для России. Следует признать, что страна является одной из самых загрязненных в мире. Это сказывается на качестве жизни и пагубно влияет на здоровье людей. Возникновение экологических проблем в России, как и в других странах, связано с интенсивным влиянием человека на природу, которое приобрело опасный и агрессивный характер.

Распространенными проблемами экологии считаются:

Загрязнение воздуха.

Вырубка лесов.

Загрязнение вод и почвы.

Бытовые отходы.

Радиоактивное загрязнение.

Уничтожение заповедных зон и браконьерство.

По мнению многих ученых, пути решения экологических проблем должны брать начало с внедрения ресурсосберегающих технологий, которые позволят рационально использовать природные запасы. В коммунальной сфере с успехом проходит внедрение технологии по утилизации отходов, которые являются главным источником загрязнения всех природных сфер. С каждым днем число отходов стремительно растет, поэтому проблема утилизации мусора становится все более актуальной для человечества. Более того, экономически выгодной может стать переработка отходов, помимо того, что их утилизация будет иметь экологический эффект.

Изучая иностранные языки, мы знакомимся с культурой других стран. На уроках английского языка мы не раз затрагивали тему экологии. Всегда интересно то, как единые глобальные проблемы решают в разных странах. Особое внимание в учебниках по английскому языку уделяют теме разделения мусора.

Конечно же, англичане не сразу привыкли к раздельному сбору отходов, и долгое время Великобритания среди стран Европейского Союза занимала одно из последних мест по доле мусора, идущего на переработку.

В Англии утилизировалось лишь 18% отходов, в то время как в Нидерландах эта доля составляет 65%, а в Германии — 58%. Но правительство не сдавалось и делало все возможное, чтобы жителиВеликобритании правильно сортировали мусор.

Как – то раз я наткнулась на английский сериал "Как сказал Джим", и в одной из сцен Джим достает из холодильника бутылочку с соком, а Шерил, его жена, говорит: "Если ты допьешь сок, то крышечку положи в металлические отходы, с бутылочки отклей этикетку и ее - в бумажные отходы, а саму бутылочку - в отходы для стекла". Джим в результате просто ставит бутылочку обратно в холодильник, не допив. И мне стало интересно, почему в Европе так тщательно относятся к разделению мусора, а в России такого нет.

Прочитав литературу, я узнала, что разделение мусора делается в целях избежания смешения разных типов мусора и загрязнения окружающей среды. Подарить отходам «вторую жизнь» помогает его использование и переработка. Разделение мусора помогает предотвратить разложение мусора, его гниение и горение на свалках, следовательно, уменьшается вредное влияние на окружающую среду.

Естественно, качество разделения мусора зависит от активности и сознательности участников процесса на всех этапах. Разделение мусора находится под ответственностью каждого отдельно взятого гражданина страны. Чтобы система выборочного сбора мусора приносила ожидаемые результаты, необходимо активное участие каждого, кто выбрасывает мусор. Разделение мусора также требует определенного времени и приложения усилий для обучения жителей.Многочисленные акции по сбору вторсырья доказывают, что многие люди также давно готовы к раздельному сбору, а при появлении цивилизованной системы сбора во дворе, их число еще увеличится.

Для того чтобы правильно разделять мусор в Европе придумали систему отдельных баков со своим цветом.(Приложение 1)

Чтобы было понятно, какие вещи, в какой бак выбрасывать, жителям страны раздают специальные листовки-памятки о том, как сортировать мусор. Такую гражданскую сознательность сложно выработать за одно десятилетие. Поэтому приучают жителей страны к раздельному сбору мусора по большей части методом «кнута»: нерадивых домовладельцев, не сортирующих отходы, сурово штрафуют.

Если в контейнере, предназначенном, скажем, для пластика и стекла, мусорщик обнаружит пищевые отходы, то он приклеивает на бак наклейку с предупреждением. В случае повторного нарушения правил сортировки выписывается штраф, который может достигать 1000 фунтов стерлингов.

Вес отходов тоже регламентируется законом — таким образом, правительство пытается уменьшить объемы мусора, производимого англичанами, и научить граждан разумному потреблению.

Для этого было даже введено такое понятие как «правило двух пальцев». Согласно ему, вес мусорного мешка, который отправляется в бак, должен быть не слишком большим — таким, чтобы вы могли легко поднять его двумя пальцами.

Контейнер тоже не должен быть переполнен — иначе опять-таки можно получить предупреждающую наклейку или штраф. Считается, что слишком тяжелый бак опасен для жизни людей и ко всему прочему может сломать гидравлическую систему мусоровозной машины.

Кстати, о мусоровозных машинах. Почти все они в Англии — электрические. А в некоторых городах еще и работают на электричестве, полученном благодаря мусору.

Первый такой экологичный мусоровоз появился в 2009 году в английском городе Кирклисе. Мусоровоз — модифицированный 3,5-тонный FordTransit с ионно-литиевыми батареями на 40кВт/ч — курсировал по центральной части города. Он собирал мусор из баков и отвозил на специальную электростанцию.

Там отходы сжигали и вырабатывали из них электричество, которое использовали для зарядки батареи мусоровоза. После 6-8 часовой подзарядки батарей этот грузовик спокойно мог проехать около 160 км. Сейчас мусоровозы на электроприводе работают в нескольких городах Великобритании, в том числе в столице.

Мусор столицы вскоре станет топливом не только для мусоровозов, но и для самолетов. В рамках программы по уменьшению площади свалок, окружающих город, правительство Лондона заключило договор с авиакомпанией BritishAirways.

Согласно этому договору, город будет поставлять мусор авиакомпании и доплачивать за его утилизацию. В свою очередь, BritishAirways будет превращать его в биотопливо и заправлять им свои самолеты. Запуск завода по переработке отходов в биотопливо запланирован на конец 2015 года. Такая схема поможет сократить количество свалок вокруг столицы и в два раза уменьшить выбросы углекислого газа на всех циклах функционирования BritishAirways.

Также в Европе существует так называемый «Мусорный календарь»(CurbsideCollectionCalendar, GarbageCollectionCalendar). Это такой календарь в котором кроме обычных таблиц с днями недели и цифрами, изложены правила сбора и сортировки мусора, в какие дни выставлять мусор на улицу, чтобы его вывезли. Кроме этого, в «Мусорном календаре» содержится много информации экологического характера, например, о том как экономнее относиться к природным ресурсам и бережнее к флоре и фауне, как меньше загрязнять нашу природу.А вот когда какой мусор выставлять – отмечено в «Мусорном календаре» на весь год. «Мусорные дни» для сбора того или иного вида мусора по разным районам города – разные, поэтому если сравнивать «Мусорные календари» разных районов города, дни и даты сбора мусора разных видов мусора будут отличаться. (Приложение 2).

Также за несоблюдение установленных правил, (например, за неправильную сортировку мусора, или неправильное выставление мусора на улицу), существуют меры наказания. Первый раз человеку делается предупреждение, а в случае повторного нарушения правил сортировки выписывается штраф, который может достигать 1000 фунтов стерлингов.

А для того, чтобы привлечь людей к заботе об окружающем мире, создаются экологические рекламы.

2.2. Экологическая реклама, как один из способов решения проблемы.

История экологической социальной рекламы (и социальной рекламы вообще) началась в 1906 году, когда «Американская гражданская ассоциация» организовала кампанию в защиту Ниагарского водопада от вреда, который ему наносили энергетические компании. Более сотни лет «зеленая» реклама воспитывает экологически сознательных людей, становясь все ярче и выразительнее.

Прежде всего, стоит уточнить сам термин «экологическая реклама». Во многих источниках, прочитанных нами,– это реклама, в которой экологические характеристики товаров и услуг («экологическая чистота», «экологическая безопасность», «экологическое производство» и т.п.) выступают в качестве основного аргумента обращения. Разумеется, термин «экологическая» (иногда еще используется эпитет «зеленая») может быть отнесен к данному виду рекламы лишь весьма условно. Хотя ключевые визуальные атрибуты ее, как правило, бывают заимствованы из ставших уже классическими образцов социальной рекламы, имеющей своей целью пропаганду экологических взглядов.

Появление экологической рекламы на наших экранах имеет прямое отношение к GREENPEACE. Именно благодаря этой организации наша страна узнала о том, что уже давно волновало весь мир. Начиная с 1992 года, GREENPEACE России действует по собственным программам. И, именно начиная с этого времени, до 1998 года пришелся максимальный всплеск экологической рекламы. Вся она проходит под патронажем GREENPEACE. В 1994 году GREENPEACE раскрывает истинные причины и размеры катастрофического разлива нефти под Усинском и вынуждает власти заняться очисткой территории. В 1998 году GREENPEACE разрабатывает и внедряет первый в России государственный экологический стандарт «Свободно от хлора».

Состояние окружающей среды на территории России и городов-миллионеров, в частности, продолжает неуклонно ухудшаться. В том числе и в Самаре. Многие утверждают, что в городах чувствуют себя значительно хуже, чем за городом, считают, что плохая экология сильно подрывает их здоровье. Большинство считает, что основным источником загрязнения является автотранспорт, не видя и не зная других факторов, влияние которых еще в большей степени влияет на загрязнение окружающей среды.

Мы считаем, что реклама неизбежно оказывает влияние на наши взгляды, наше отношение к себе и к окружающему миру. Она показывает нам готовые формы поведения в той или иной ситуации. Определяет, что хорошо и что плохо. Она воспитывает. Эти проблемы у нас пока еще не изучены. Приведем несколько суждений из трудов зарубежных социологов, писателей, историков. Французский писатель, всеми нами любимый Антуан де Сент-Экзюпери писал: «С нормальной педагогикой соседствует беспрерывное педагогическое воздействие необыкновенной силы, которое называется рекламой». Американский профессор Йельского университета Дэвид Поттер: «По широте своего социального влияния рекламу можно сегодня сравнить с такими давнишними институтами, как школа и церковь». Английский профессор Лондонского университета Фрэнк Кермоуд: «Изменилась публика. Она воспитывается уже в новом окружении: ее учителя – реклама и телевидение». Полагаю, что и нам в России стоит серьезно задуматься над сутью этих высказываний.

Таким образом, можно заключить, что, несмотря на «скупое» использование на современном этапе экологической рекламы, она имеет огромные возможности.

Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблем, летающим по просторам Вселенной, а человечество экипажем этого корабля. Но мы все должны понимать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода.

Мы должны понимать, что любить и уважать свою землю – это любить и уважать самих себя!

Выводы по первой главе

Подводя итог, можно утверждать, что экологическая проблема несет актуальный характер. В наше время распространенными проблемами являются: загрязнение воздуха, вырубка лесов, загрязнение вод и почвы, бытовые отходы, радиоактивное загрязнение, уничтожение заповедных зон и браконьерство. Решением этих проблем мы видим во внедрении ресурсосберегающих технологий. Проанализировав прочитанный материал и исходя из опыта европейских и американских стран, мы выделили несколько интересных фактов, например: правило двух пальцев, биотопливо их мусора, различные памятки по сбору и сортировки мусора и т.д. Также, чтобы привлечь людей к заботе об окружающем мире, создаются экологические рекламы, который тоже помогают в воспитании общества.

Глава 2. Практическая часть.

Проанализировав теоретический материал и отобрав экологические слоганы на английском и русском языках, мы провели межкультурное сравнение.

Нами было проанализировано 35 слогана, из них 16 английских и 19 – русских.

Первый вывод, который мы сразу же сделали это то, что в рекламе явно прослеживается экологические проблемы. Такиекакпроблемаводы: What goes in the ocean goes in you. (Приложение 3).

В анализируемых мною рекламах большая часть посвящена разделению мусора, а это еще раз доказывает, что в зарубежных странах особое внимание уделяют этой проблеме. (Приложение 6)

Также, сравнивая рекламные сленги, мы заметили, что европейская реклама отличается от русской тем, что на картинках больше красок, то есть происходит игра цветами, а вот русская реклама чаще всего однотонна. (Приложение 4, 5)

Иногда европейская реклама использует негативно-шоковые приемы, но в зарубежной практике шокирующие или пугающие образы распределены достаточно равномерно. (Приложение 8)

Рассматривая слоганы в языковом плане, мы обнаружили след различия:

Как известно, восклицания служат для передачи эмоций. Восклицания в рекламных текстах служат для передачи положительных(отрицательных) эмоций, как в следующем примере: Учи детей хорошим манерам! (Приложение 7). Восклицания являются чрезвычайно экспрессивными.

1/3 часть исследуемых нами слоганов содержит предложения с отрицание, а именно с частичкой «not». А вот в русской рекламе такие предложения не употребляются. (Приложение 9).

Некоторые слоганы содержат слова «просители». Например: stop climate change before it changes you.

Также можно заметить, что в английские слоганы содержат повествовательный характер, а русские рекламы делают больший упор на побудительный или вопросительные предложения.(Приложение 10).

В русских слоганах часто употребляются такие предложения, которые побуждают человека на действия или затрагивают его достоинства.(Приложение 11,12)

Схожесть слоганов в России и англоговорящих странах заключается в том, что большинство реклам направлено на защиту окружающей среды.

Характерной чертой английских экологических слоганов является отображение формы слова в разных частях предложения.(Приложение 3, 8)

На основе последней особенности, мы разработали экологический слоган для нашего поселка: В здоровом поселке – здоровые жители! (Приложение 13)

Рекламный текст подразумевает не только передачу формы и содержания, но также и учет коммуникативного задания рекламных сообщений. Внимание к вопросам рекламного языка повышает коммуникативную ценность рекламы. 

Выводы по второй главе.

Сравнительный анализ выявил некоторые различия рекламных слоганов в англоговорящих странах и России. В первую очередь отличается само оформление рекламных баннеров, а также лексическая и грамматическая сторона слоганов. Естественно, есть и схожесть реклам, она заключается в том, на какую деятельность направлена реклама. И на примере английских слоганов мы разработали свой экологический слоган.

Заключение

В данной работе нами представлена попытка проанализировать лингвистические особенности рекламных текстов на материале рекламных слоганов, то есть сопоставить англоязычную и русскоязычную рекламу.

Целью данной исследовательской работы было сравнение и анализ экологических слоганов в английском и русском языках. Для достижения цели нами были решены поставленные задачи. Мы изучили литературу по данной тематике, нашли экологическую рекламу на английском и русском языках,провели сравнительный анализ, подготовили выводы и, учитывая сделанные нами выводы, мы применили полученные знания на практике, а именно мы создали свой экологический слоган и баннер для поселка Кинельский, основываясь на английской рекламе.

Результаты нашего исследования показали, что между экологической рекламой на английском и русском языках существуют различия. Эти различия заключаются в тематике и в содержании экологических слоганов, и несут в себе межкультурный характер. В ходе исследования мы выяснили, что экологическая реклама отражает культуру и проблемы страны.

И в заключении хочется процитировать один из американских экологических слоганов: «Тот, кто помогает природе — помогает самому себе!»

Библиография

Гальперин, И. Стилистика английского языка / И. Гальперин. – М., 1891.

Алина Бикеева: Интеллектуальные игры для школьников. Английский язык

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/06/01/sopostavitelnyy-analiz-reklamnyh-tekstov-na-russkom-i-angliyskom

http://biodat.ru/doc/ecorec/recl3.htm

http://recyclemag.ru/article/kak-sobirayut-i-utiliziruyut-musor-v-velikobritanii

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D1%83%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B0

http://ecokub.ru/publ/693-othody-puti-resheniya-problemy.html

Приложения

Просмотров работы: 140