Один за всех, все за одного!!!

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Один за всех, все за одного!!!

Катков М.Д. 1
1АНОО "Гимназия "Жуковка"
Сибярякова Г.Ю. 1
1АНОО "Гимназия "Жуковка"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение. Почему я выбрал эту тему?

Я решил писать о мушкетёрах по трём причинам. Во-первых, я очень люблю увлекательный роман Александра Дюма «Три мушкетёра». Герои этого романа – отважные и благородные мушкетёры, верные своему долгу перед родиной и королём. Я заинтересовался их биографией, их похождениями на фоне картины Франции той эпохи. Мне захотелось узнать, откуда они появились, понять, как они друг к другу относились, какой кодекс чести соблюдали. Мне захотелось узнать, что придумал автор в своём историческом романе, как далеко зашла его фантазия, а как всё было на самом деле.

Иными словами, и это во-вторых, меня заинтересовала сама историческая эпоха. Тема Франции, её культура и традиции вообще мне очень близка. Мушкетёры носили лазоревый плащ с белыми лилиями, они охраняли короля Людовика XIII или выполняли личные поручения монарха. Одновременно с ними существовали гвардейцы кардинала Ришелье, Красные Фехтовальщики. Сам кардинал Ришелье был очень могущественным лицом, он «правил» соседними королевствами. Я заинтересовался их биографией, их похождениями на фоне картины Франции той эпохи. Эпоха существования мушкетёров была богата событиями, ведь это была эпоха Ришелье, умного и дальновидного политика. Именно в эту эпоху французы отвоевали у англичан крепость Ла Рошель, а Эдикт милосердия (Edit de grâce ) положил конец религиозным войнам. Строго соблюдая систему трёх сословий, Ришелье учитывал в первую очередь конечно же интересы дворян и духовенства. Он принял решительные меры по укреплению авторитета верховной власти, ввёл институт интендантов – представителей королевской власти на местах с большими полномочиями. Реформы Ришелье способствовали установлению во Франции режима абсолютизма - абсолютной власти короля.

На фоне важных политических событий разворачивалась и светская жизнь : интриги, сплетни, тайные романы, дипломатия, светский этикет, «умение быть приятным и сохранять своё лицо» в любой ситуации. А это качество, кстати, полезно и в современной жизни.

В третьих, меня увлекает Париж тех времён, времён мушкетёров, его улицы, площади, бульвары. А названия?! Улица Старой Голубятни, улица Могильщиков, набережная Железного Лома, перекрёсток Алого Креста, площадь Контрэскарп, мост Ла-Турнель….. Я бы хотел воссоздать карту улиц Парижа17 века и посетить все исторические места, описанные в романе А. Дюма, которые сохранились до нашего времени, воссоздать в своём воображении те, что не сохранились, дать их описание в этой работе. Итак, в путь!

II. « Да, были люди в наше время…»

Откуда взялись мушкетёры?

Начнём с истории. В 1600 году король Франции Генрих IV создал для своей личной охраны отборную роту карабинеров, в которую вошли дворяне, вооружённые особым оружием, лёгкими карабинами. В 1622 году Людовик XIII приказал заменить карабины длинноствольными мушкетами, после чего их стали именовать «мушкетёрами королевского военного дома», или просто «королевскими мушкетёрами».

Рота при своем формировании насчитывала 100 рядовых мушкетёров. С 3 октября 1634 года капитаном роты считался сам король, а её фактический командир носил звание капитан-лейтенанта; эту должность занял граф Жан-Арман де Пейре, сеньор, с 1643 года граф де Труавиль, иначе де Тревиль). Де Тревиль был гасконцем, в результате чего значительная часть роты вскоре состояла из земляков командира. Мушкетёрами могли стать только выходцы из дворянских семей, пусть и обедневших. Так что служение королю приносило им определённый доход, ну и, конечно, славу.

Форма мушкетёров была весьма пышной и красивой. Отличительным знаком её был короткий лазоревый плащ с серебряными галунами и нашитыми на него спереди, сзади и сбоку белыми крестами. Крест, изготовлялся из бархата и имел золотые королевские лилии на концах и алые трилистникина перекрестьях.

Снаряжение мушкетёра, кроме коня, обязательно серой масти, и мушкета с сошкой составляли шпага, палаш (для конного боя), пара пистолетов, дага (кинжал для левой руки) и перевязь (берендейка) из буйволовой кожи с крепившимися к ней патронами, пороховницей, мешочком для пуль и фитилями; позже в набор вошёл и багинет. Мушкет выдавался от казны, остальное вооружение и снаряжение, коня и обязательного для военных нужд слугу мушкетёр должен был приобретать сам. Для многих обедневших дворян это было разорительно, поэтому во времена де Тревиля, а впоследствии д'Артаньяна, в роте существовала своего рода "касса мушкетерской взаимопомощи". Когда состоятельные товарищи делали добровольные взносы. Сюда же отчислялся обязательный "налог" с выигрышей в азартные игры.

«Мушкетёры военного дома короля» причислялись к «гвардии вне Лувра», то есть к внешней охране короля ( как современные телохранители); они должны были сопровождать короля в его выходах и прогулках, передвигаясь верхом по двое впереди прочей охраны; они также сопровождали короля в кампаниях, если он в них участвовал.

После смерти Людовика XIII кардинал Мазарини попытался сместить де Тревиля с должности командира роты, чтобы назначить на его место своего племянника, Филиппа Мазарини. Попытка его, однако, не удалась, но в 1646 году он всё-таки добился роспуска роты. Она была воссоздана в 1657 году во главе с герцогом Неверским. Мушкетёров в момент их возобновления насчитывалось 120 человек.

Бравый кавалер д`Артаньян

В 1665 году к управлению ротой приступил бравый граф д`Артаньян (Шарль де Бац де Кастельмор), беззаветно преданный королю. Он увеличил численность роты до 330 человек и превратил отряд в самостоятельное подразделение со своим казначеем, хирургом, оружейником и священником. У роты были свои знамя и штандарт. На них изображены бомба, вылетающая из мортиры, и девиз “Quo ruit et lethum” («Где упадёт, там смерть»).

При д`Артаньяне рота расцвела. Она фактически превратилась в военную школу для дворян: вся французская знать считала честью отправить своих детей «в мушкетёры», учиться и служить. Дворяне поступали в неё в 16-17 лет и через 3-4 года службы получали должность лейтенанта или даже капитана армии. В роте была привилегированная рота «стариков» из 52 самых старых по возрасту мушкетёров. Королевские мушкетёры стали известны во всей Европе. Многие молодые дворяне из-за рубежа желали пройти стажировку в этой знаменитой части.

Рота была разделена на четыре бригады под командованием бригадиров. Она базировалась в Сен-Жерменском предместье, в казарме на улице Бак. Казарма называлась «Отель Мушкетёров». Напомним, что до этого мушкетёры жили на съёмных квартирах. Отель представлял собой комплекс из двух трёхэтажных корпусов, между которыми располагался двор, где привязывали лошадей.

Первоначально данная воинская часть была причислена к пехоте, но получение знамени (пехотного) и штандарта (кавалерийского) позволили признать её одновременно пехотной и кавалерийской.

«Малые мушкетёры». «Война кружев»

В эту же эпоху появилась вторая рота королевских мушкетёров. Она была сформирована из бывших мушкетёров кардинала Мазарини, которых он «преподнёс» королю в качестве свадебного подарка в 1660 году. Их назвали «малые мушкетёры» или «чёрные мушкетёры», по присвоенной им масти коней. В 1665 году рота была причислена к «королевскому военному дому» и сформирована по образцу первой роты. Её капитаном был объявлен король, но на самом деле командовал второй ротой господин Кольбер-Молеврие, брат генерального контролёра финансов Жана-Батиста Кольбера. Казарма роты находилась в предместье Сент-Антуан на улице Шарантон, рядом с главной квартирой короля. Рота получила штандарт с изображением двенадцати оперённых дротиков остриём вниз и девизом : «Alterius Jovis altera tela» («Такой же Юпитер, такие же стрелы»).

Благодаря высочайшему покровительству вторая рота какое-то время казалась дворянам более престижной, чем первая. Между мушкетёрами обеих рот началась вражда и постоянное состязание в роскоши. Придворные прозвали этот период «войной кружев». Приведём описание очевидцев:

«За лейб-гвардией короля следовала рота мушкетеров, которую Его Высокопреосвященство подарил Его Величеству: на добрых конях, в голубых плащах, расшитых серебряным галуном, с вензелем Его Величества, вышитым на рукавах и в четырех углах. Ими командовали господин де Марсак и маркиз де Монгайяр; первый ехал впереди, одетый в дорогие златотканые и сребротканые одежды, на красивом сером коне в лентах, а второй позади, в золотой парче и серебряных кружевах, на испанском гнедом со златотканым чепраком, тоже сплошь покрытым серебряными кружевами». Впрочем, господин д'Артаньян «на дорогом скакуне» не уступал им в роскоши.

Кружева были важным атрибутом парадного костюма. Поначалу их импортировали из Фландрии. Особенно славились тонкие плетеные кружева «бенш», «валансьен», «малин» (названные так по городам, в которых они производились), с орнаментом, образованным плотным переплетением нитей, на фоне из узорных сеток. Из-за Тридцатилетней войны и последующих военных конфликтов импорт прекратился, пришлось наладить отечественное производство. К 1669 году во Франции трудилось больше тридцати тысяч кружевниц. Шитый гипюр с изящным узором (мелкий растительный орнамент, фигурки людей, амуров и др.) изготовлялся в Алансоне, Аржантане, Седане. Мастерицы из Кана, Шантийи, Байе, Ле-Пюи делали плетеные тюлевые кружева типов «блонды» (из золотистых и черных несученых шелковых нитей) и «шантийи» (из белых и черных крученых шелковых нитей). Обычно для плетеных кружев использовалась хлопковая или льняная нить, но в них иногда вплетали и золотую канитель. Стоили кружева очень дорого. «Серые мушкетеры» залезали в долги, чтобы не уступать в роскоши «черным». Даже на войну отправлялись «при всем параде».

В марте 1665 года король устроил общий смотр мушкетеров на Пре-о-Клер; в апреле того же года обе роты продефилировали в Сен-Дени перед всем двором и тридцатью тысячами зрителей. Итальянец Себастьяно Локателли так описывает это зрелище в своем сочинении «Путешествия по Франции»:

«За швейцарцами следовали старшие мушкетеры числом пять сотен, великолепно восседавшие на прекрасных лошадях, почти все из которых были белые или серые в яблоках. На мушкетерах были плащи из голубого сукна, украшенные серебряным галуном, образующим на спине и груди два креста с шитыми золотом лучами, и королевский вензель; эти кресты несколько напоминают кресты мальтийских рыцарей. Их украшенные и расшитые плащи… были надеты поверх прекрасных камзолов из голубого камлота с серебряным шитьем. Попоны их лошадей были красно-фиолетового цвета, и на них по четырем углам были вышиты четыре солнца, поскольку король взял своей эмблемой солнце с девизом "Ubique solus" («Всюду единственный»). На шляпах у них были прекрасные султаны из перьев».

Смотры мушкетерских рот были ежегодными; по воле короля мушкетеры либо маршировали пешком, либо гарцевали на лошадях.

Парадная одежда отличалась от повседневной не только отделкой: например, знаменитые мушкетерские плащи для парада шили короткими, едва доходившими до седла. Именно в таких плащах мушкетеры щеголяли во время торжественного въезда Людовика XIV в Париж в 1660 году. Сразу после этого мушкетеры отправились на войну, и тогда уже их плащи были значительно длиннее – ниже колена. На плащах были четыре креста: сзади, по бокам и спереди.

Костюмы затем можно было продать или передать по наследству. В посмертной описи имущества д'Артаньяна перечисляются его многочисленные наряды: бархатные колеты, парчовые куртки, штаны из замши и голландского сукна, камзол из золотой парчи с цветочным узором и подкладкой из алого шелка с золотой нитью, коричневые замшевые перчатки с кружевами, плащи и накидки из черного бархата или испанского сукна, пряжки, ленты, шелковые чулки…

В конце XVII века появился новый вид одежды – жюстокор: облегающий расширенный книзу камзол с поясом-шарфом и застежкой на множество мелких пуговиц. Рукава были узкими, с широкими отложными манжетами. Воротника не было, его заменял широкий галстук из белой ткани с кружевными концами.

Пуговицы при Людовике XIV превратились в предмет роскоши: их использовали как драгоценные украшения. Разорившиеся вельможи продавали пуговицы со своей одежды, чтобы свести концы с концами. В XVIII веке пуговицы стали настоящим произведением искусства: они были стеклянными с изображенными в глубине фигурками, пейзажами, нимфами, амурами и насекомыми; были из вышитого шелка или в виде хрустальных ларчиков, внутрь которых помещали насекомых или засушенные цветы. Ювелир Страсс ввел в моду стразы, которые получили широкое распространение и продавались в специальных лавках. Не меньший восторг вызывали пуговицы из полированной стали, блестевшие, точно самоцветы. Севрская мануфактура изготовляла фарфоровые пуговицы, а уже при Наполеоне появились перламутровые. Ту же роль играли старинные монеты в золотой оправе.

Офицеры мушкетеров облачались в алый жюстокор с золотыми галуном, пуговицами и петлями, такую же куртку и короткие штаны. На каждом рукаве было по три золотые пуговицы, а карманы камзола украшали семь пуговиц. Чепраки и пистолетные сумки отделывали вышивкой. Мягкие широкополые шляпы со страусовыми перьями приобрели треугольную форму.

Славные дела

Гвардейцы короля были не только придворными войсками. Монарх направлял своих воинов туда, где требовались лучшие из лучших. Ни одна из войн XVII века не обошлась без мушкетёров.

1623 г. они участвовали в битве при Рувруа против лотарингцев.

В 1627-1628 гг. они отличились при осаде города Ла-Рошель, цитадели гугенотов. Ла-Рошель под руководством своего мэра Жана Гиттона восстала против французской короны. Английский король Карл I послал им на помощь флот под командованием герцога Бэкингема. Британцы сначала высадились на острове Ре и попытались захватить форт Святого Мартина, но, потерпев неудачу, приступили к осаде города. Вот тогда-то в бой вступили полки мушкетёров и вынудили противника снять осаду.

В 1629 г., во время войны за Мантуанское наследство, перевал Па-де-Сюз блокировали пьемонтцы. Французский король бросил на прорыв своих верных мушкетёров. В войсках пьемонтцев насчитывалось 2700 человек. Их защищали мощные укрепления: 30 редутов и две линии баррикад шириной 4 метра, высотой 6 метров. Во время штурма мушкетёрам удалось обрушить левый фланг противника, обеспечив тем самым победу французской короне.

В 1657 году, во время Франко-Испанской войны мушкетёры были отправлены на север Франции, где состоялась знаменитая Битва в Дюнах. Во время сражения с испанскими войсками Хуана Австрийского, мушкетеры выдержали четыре кавалерийских атаки, и добыли французам славную победу.

Еще через 10 лет мушкетерские полки приняли участие в Деволюционной войне (1667-1668 гг.), во время которой Франция и Испания сошлись в стычке за Испанские Нидерланды. Во время осады Лилля мушкетеры за 15 минут заняли первую линию укреплений. Город был вынужден капитулировать, а его мэр с удивлением узнал, что многим его победителям не исполнилось и 18 лет.

Во время осады Доле, 40 королевских мушкетеров ворвались во внешние укрепления города, вследствие чего принц Конде решился на массированный штурм цитадели, который привел к захвату Доле на следующий день.
Еще одним примечательным эпизодом мушкетерской истории являлся боевой рейд 100 мушкетеров Людовика XIV против турок во время Критской войны (1645 - 1669). Кандия – венецианский аутпост, расположенный на Крите, находился в непрерывной Турецкой осаде начиная с 1646 года. Это была османская месть за захват мальтийскими рыцарями богатого морского конвоя, на кораблях которого находились многочисленные турецкие сокровища. Поход этот был дерзким, но неудачным, освободить город французам не удалось.
В марте 1672 году началась Франко-Голландская война (1672-1678), где против Голландии единым фронтом выступили Французы, Англичане и Шведы. 2 июня полки мушкетеров пересекли Рейн, первыми вступив на вражескую территорию. Еще через год французская армия приступила к осаде Маастрихта. Во время осады действиями мушкетеров руководил капитан-лейтенант Д’Артаньян, тогда как на стороне англичан (союзников французов во время осады) сражался молодой Джон Черчилль, герцог Мальборо. Во время штурма вражеская пуля угодила в голову д’Артаньяна, убив обласканного королем капитан-лейтенанта. Форты Маастрихта были взяты через несколько часов, после чего город сдался на милость победителя.
 Весной 1677 года в ходе Голландской войны армия Людовика XIV осадила крепость Валансьен (Фландрия). Валансьен был хорошо укреплен и готов к многомесячной обороне. Осада обещала стать долгой и кровавой. 17 марта мушкетеры предприняли первую вылазку, против инженерных команд противника, пытающихся укрепить внешнюю линию обороны. Вылазка оказалась удачной, мушкетеры смогли захватить серповидный форт, возвышавшийся над другими укреплениями цитадели. Удержав за собой плацдарм, они продолжили штурм города, взяв под контроль два узких моста и выбив защитников с внутренней стороны укреплений. Мушкетеры 1-го полка проникли внутрь Валансьена и начали обстреливать атакующих из окон домов. Вскоре на помощь храбрецам подошли мушкетеры 2-го полка, а также свеженький Пикардийский полк. Воспользовавшись неразберихой в стане противника, французская армия приступила к общему штурму крепости, и мэр города был вынужден капитулировать во избежание массового кровопролития и разрушений. Успешная осада Валансьена стала еще одним этапом на пути заключения Нимвегенского мира в 1678 году.

В том же году гвардейцы встретились лицом к лицу с инфантерией (пехотой) Вильгельма Оранского, которая блокировала проходы к Касселю.  Оранцы успешно отразили две мушкетерские атаки и вынудили 1-й полк спешиться. Вступив в рукопашный бой, мушкетеры взломали линию противника, а французская инфантерия завершила разгром врага. Во время той же самой кампании, оба полка мушкетеров приняли участие в осаде Ипра, Куртре, Филипсбурга, Монса и Намюра.
В 1688 году в Европе началась Девятилетняя война (или Война Аугсбургской лиги), в ходе которой мушкетеры участвовали в осаде неприступной крепости Монс.  В 1697 году активная фаза боевых действий закончилась, но уже в 1702 году пламя битвы полыхнуло вновь, началась война за Испанское наследство, в ходе которой французская армия потерпела ряд чувствительных поражений от Герцога Мальборо.
В 1709 году состоялась битва при Мальплаке, в ходе которой Франко-Баварская армия противостояла объединенным войскам Англии-Империи-Голландии и Пруссии. Французы выбрали позицию между двумя лесными массивами и приготовились к упорной обороне. Когда союзники начали фронтальный штурм французской линии обороны, мушкетеры совершили серию кавалерийских атак и отбросили противника на изначальные позиции. Впрочем, выиграть битву не удалось, герцог Мальборо успешно атаковал правый фланг вражеской позиции, завладел частью окопов и начал окружать центр французской армии. К счастью, день подходил к концу. Французы прервали огневой контакт и начали спешное отступление от  Мальплака. Хотя союзники потеряли в два раза больше человек, это поражение поставило Францию на грань военной катастрофы. Война за Испанское наследство завершилась в 1714 году, после чего в Европе наступил двадцатилетний период мира.
В 1733 году началась война за Польское наследство, где Франко-Испано-Сардинская коалиция дала бой Австро-Саксонско-Русскому союзу. Во время осады имперской крепости Филиппсбург, мушкетеры в очередной раз взяли мост и сумели привести дело к полной победе. Крепость капитулировала, война закончилась через два года Венскими мирным договором.
В 1740 году началась война за Австрийское наследство. В этот раз на стороне Франции сражались Пруссия, Бавария, Саксония, Испания, Неаполь, Генуя, Швеция и фанатики Якобиты. Им противостояли Империя, Англия, Ганновер, Голландия, Сардиния и Россия. 27 июня 1743 года возле селения Деттинген состоялось крупное сражение между французскими и англо-имперскими войсками. Этот упорный бой стоил союзникам 3000 человек, а французам 2700 человек. Участвовавшие в бою мушкетеры из 2-го полка потеряли 29 человек убитыми и 57 человек раненными.
На последнем этапе войны мушкетеры приняли участие в знаменитой битве при Фонтенуа. 11 мая 1745 года во время войны за Австрийское наследство 50 000 французская армия, находящаяся под командованием Морица Саксонского, встретилась с 53 000 Англо-Голландско-Ганноверской армией, находящейся под командованием Уильяма Августа герцога Камберлендского и графа фон Кенигсегг-Ротенфельса. 
Французы первыми заняли тактически важную деревню Фонтенуа и тут же начали возводить редуты.  Перед началом сражения Герцог Камберлендский попытался провести ночную разведку, но не смог вскрыть истинный профиль французской позиции и не сумел оценить мощь вражеской оборонительной линии.
Ранним утром союзники пошли в атаку и попытались безуспешно охватить оба фланга французской позиции. Французская артиллерия нанесла сильный урон пехотным частям. Голландское наступление остановилось, пехота бросилась в бега и базовый план атаки полностью провалился.
Возле Фонтенуа линия французской обороны держалась на честном слове и французам пришлось приложить немало усилий, чтобы изменить ситуацию. От полного краха, французов спас тот факт, что британские подразделения очень медленно двигались по полю боя, формируя довольно плотные колонны. Когда французская артиллерия открыла картечный огонь, британцы начали терять сотни людей. На поле боя воцарился хаос. Увидев, что британцы могут дрогнуть,  Людовик XV бросил в бой 2 конных мушкетерских полка. Мушкетеры на полной скорости врезались в массу английской пехоты, порубили врагов и начали их преследовать. Конная атака королевских мушкетеров длилась всего восемь минут и стоила жизни двум десяткам гвардейцев. К часу дня разгром английских войск была завершен. Битва при Фонтенуа стала лебединой песней мушкетерских полков и последним сражением, в котором вместе со своей гвардией принял участие французский король. 
Во время Семилетней войны (1756-1763 года), мушкетеры действовали в Рейнской области, но в серьезных столкновениях участия не принимали. Рота выполняла функции декоративной охраны.

Конец мушкетёрства

После осады Маастрихта мушкетёрам были присвоены золотые (для первой роты) или серебряные (для второй роты) галуны. Позднее был присвоен красный мундир соответственно с золотыми или серебряными галунами. Полагались ботфорты чёрной кожи, чёрная с белыми перьями шляпа. Голубые плащи-казакины были заменены на голубые безрукавки – супервесты. Они получили на вооружение ружья, а мушкеты ещё какое-то время по традиции использовались на смотрах.

1 марта 1718 года был издан королевский ордонанс, по которому капитан-лейтенанты рот мушкетёров приравнивались к полковникам армии, и другие гвардейские чины соответственно приравнивались к более высоким чинам армии.

В конце царствования Людовика XV, в 1774 году королевские мушкетёры насчитывали 454 человека. Сразу после его смерти, в 1775 году, началась военная реформа, и королевские мушкетёры были ликвидированы, чтобы не обременять казну.

В 1789 году эта воинская часть была восстановлена, но просуществовала всего около четырёх лет и была распущена в 1792 году, после падения монархии.

В начале Реставрации, 6 июля 1814 года, была предпринята вторая попытка возродить мушкетёров. Они были набраны из эмигрантов, бывших солдат принца Конде и вандейских повстанцев. В армии они столкнулись с наполеоновскими ветеранами, которые люто их ненавидели. Такое положение встревожило Людовика XVIII, и с 1 января 1816 года королевские мушкетёры окончательно перестали существовать как боевая единица.

Кодекс чести мушкетёров

Какими же были люди, служившие в этих славных войсках? Какими принципами руководствовались? О «Кодексе чести» мушкетеров мы узнаём исключительно из романа Александра Дюма, а он был великий выдумщик. Но выбора у нас нет, поэтому цитируем автора. Вот принципы, которыми мушкетёры руководствовались в своей жизни:


1. Все за одного, один за всех! (Все четверо хором произнесли слова, подсказанные им д’ Артаньяном).


2. Не покоряться никому. Кроме короля, кардинала и господина де Тревиля». Это был совет отца д’ Артаньяна.


3. Совет де Тревиля гасконцу: Если кто-нибудь затеет с вами ссору - постарайтесь уклониться от нее, будь зачинщик хоть десятилетним ребенком. Если на вас нападут, днем или ночью, - отступайте и не стыдитесь.


4. У дворянина только одно слово.


• Атос: «Монсеньор, мы дворяне и не стали лгать даже ради спасения жизни!»
• Планше: А я ведь не дворянин, так что мне позволено лгать.
5. Атос: Сохраните вверенную вам тайну. (При этом Атос спросил друга, чья это тайна и разрешили ли те люди кого-либо посвящать в эту тайну.)
• Портос был ранен, но приврал, что будто бы оступился в дуэли. Д’ Артаньян все выслушал, но, зная правду, решил не ранить друга его правдой.
• Атос под влиянием вина рассказывает гасконцу всю правду о себе и миледи. Проснувшись наутро, он делает вид, как и Портос, что наболтал чепуху. Д’ Артаньян: «Вы не говорили ничего особенного… Я ничего не помню». И даже привирает: «То-то мне вспоминается, как сквозь сон, будто мы говорили о повешенных».
6. Отношение к деньгам:
• Атос убивает англичанина. Решают проблему: кому отдать кошелек с его деньгами. Решают: слуге этого англичанина.
• д’ Артаньян в бастионе Ла-Рошель убивает одного из сообщников миледи. Второй сообщник был ранен. Так вот юноша кинул кошелек этому раненому.

• Палач также не взял денег. « А теперь пусть эта женщина тоже знает, что я исполняю не свое ремесло, а свой долг».


Атос никогда не торговался. Если вещь ему подходила, он всякий раз платил требуемую сумму, даже не пытаясь сбавить ее.

7. Портос, видя, что он всецело во власти противника, признал себя побеждённым.
8. Отношение к врагу:

«После чего незнакомец спросил, как его имя, и, узнав, что его зовут Портос, а не д’ Артаньян, предложил ему опереться на его руку, довел до гостиницы, вскочил на лошадь и исчез».
- д’ Артаньян не нашел ничего более остроумного, как посоветовал миледи простить де Варда и отказаться от ее жестоких замыслов.
10. Атос рассказывает гасконцу историю своей любви, но рассказывает завуалированно – как бы не о себе, а о каком-то человеке. Так он не уничижает себя в глазах собеседника.

11. Отношение к даме:

Арамис: «Учтивый кавалер не может не пойти на свидание, назначенное ему дамой, но благоразумный дворянин может найти себе оправдание, не явившись к его высокопреосвященству, особенно если у него есть причины полагать, что его приглашают вовсе не из любезности».

12. д’ Артаньян рассказывает о том, что происходило с ним в бастионе. Но он привирает…. «Я не прощу вам, что вы заставили меня прийти, не дав отдохнуть после нынешней ночи, после того как я брал и разрушал бастион! Ах, как жаль господа, что вас там не было! Жаркое было дело!»

13. д’ Артаньян: «Любезный Атос, я восхищен вами, но в конце концов мы всё-таки не правы».

14. Арамис: «Молчание – это последняя радость несчастных; не выдавайте никому своей скорби».

Итак, вымышленные герои романа видятсянам людьми отважными, гордыми, благородными, галантными кавалерами и верными слугами короля и отечества. Они умеют признавать свои ошибки и легко тратят деньги на свои удовольствия, не делая из них кумира – ведь им больше по нутру весёлая пирушка, красивая одежда и добрый конь. Они верны своему слову, своей дружбе, своему долгу, не глупы и благоразумны. Их жизнь - борьба за отчизну и прекрасные дамы, ведь они ещё очень молоды. Словом, дворяне остаются дворянами, даже если они не особенно богаты. Такими их создал автор, а мы полюбили, прочитав его роман. А так ли было в действительности?

Роман и действительность

Попробуем проследить, что же додумал Александр Дюма при создании своего произведения. Жанр исторического романа вполне даёт автору право на вымысел при условии, что он опирается на исторические факты. А мы знаем, что Дюма опирался на литературные воспоминания некоего господина д’Артаньяна, обнаруженные им в библиотеке города Марселя.

Эти воспоминания были написаны в 1700 году. А в 1844 году вышел роман А. Дюма. История о противостоянии гордых дворян подлым проискам кардинала получилась у Дюма такой правдоподобной, что никто и сомневаться не смел в том, что благороднее королевских мушкетёров Франции на свете просто не было солдат. А вот гвардейцы кардинала – все бесчестные негодяи. Однако, на самом деле, гвардейцы выполняли роль полиции, а кардинал отстаивал интересы короля и Франции.

Д’Артаньян и его друзья-мушкетёры в XVII веке действительно жили во Франции, а военные подвиги д’Артаньяна были увлекательнее событий, описанных в романе.

В 1644 году семнадцатилетний Шарль д’Артаньян, бедно одетый, верхом на плохоньком коне, как и литературный персонаж А. Дюма, отправился покорять Париж, чтобы по знакомству устроиться в роту Королевских Мушкетёров благодаря покровительству друга семьи капитана-лейтенанта и командира роты господина де Труавиля. Его полное имя - Жан-Арман дю Пейре, граф Труавиль, тогда как в романе он выведен под именем де Тревиля.

Атос, Портос и Арамис существовали на самом деле и были дальними родственниками де Тревиля, которых он взял в мушкетёры по знакомству. Молодые люди слыли храбрецами, славными солдатами и носили знаменитые мушкетёрские плащи вполне заслуженно. Однако, в реальной жизни они друзьями не были. Атос прослужил в мушкетёрах всего три года, в 1643 году он был убит около парижского рынка Прэ-о-Клэр в схватке между королевскими мушкетёрами и гвардейцами кардинала. Ему было 28 лет. А вот Портос и Арамис прожили долгую жизнь, но без особых подвигов.

И только д’Артаньян прожил жизнь полную приключений. Он служил у двух кардиналов – Ришелье и Мазарини. Был доверенным лицом и, переодеваясь, тайно направлялся в разные страны для выполнения секретных поручений, раскрывал заговоры, направленные против короля Франции Людовика XIV. В 1667 году король повысил д’Артаньяна в чине, он получил капитан-лейтенанта и стал командовать ротой мушкетёров. В ней он навёл железную дисциплину, поселил бойцов в отдельную воинскую часть и организовал при роте настоящую военную академию, которую назвали Отелем Мушкетёров. Она стала одной из первых профессиональных академий Европы. Д’Артаньян был убит, когда Людовик XIV воевал с Голландией, при осаде Маастрихта в 1673 году. Он не был маршалом Франции, как в романе А. Дюма, но дослужился до чина генерал-майора.

Завтрак под пулями гугенотов в бастионе Сен-Жермен у д’Артаньяна и его друзей вряд ли мог состояться. Во время исторических событий осады Ла-Рошели они были ещё детьми 10-14 лет. Однако, не написать про Ла-Рошель Дюма просто не мог. Дело в том, что своё боевое крещение королевские мушкетёры получили во время англо-французской войны 1627-1629 гг., одним из главных эпизодов которой была знаменитая осада Ла-Рошели.

А вот эпизод с подвесками действительно имел место в истории. Королева Анна Австрийская, испанка по происхождению, завела роман с английским герцогом и подарила ему подвески. Когда король на очередном балу потребовал надеть подвески, королева в них явилась, разрушив заговор кардинала. Но, в отличие от романа А. Дюма, в реальности королевские мушкетёры в этой истории не участвовали.

Пятый персонаж - Париж

Эта глава посвящена Парижу. А как же иначе? Париж по праву является равноправным действующим лицом романа А. Дюма. Ведь именно в Париж приехал д’Артаньян в поисках своего счастья, именно там он встретил трёх мушкетёров и подружился с ними, там он встретил свою первую любовь, там жили все мушкетёры, находилась их казарма, там находится королевский дворец и резиденция кардинала Ришелье.

А.Дюма даёт нам всего два сравнительно больших описания Парижа. Вот они:

« Уже два часа, как Париж погрузился во мрак, и улицы его начинали пустеть. Все часы Сен-Жерменского предместья пробили одиннадцать. Было тепло и тихо. Д’ Артаньян шёл переулком, находившимся в том месте, где сейчас пролегает улица Асса. Воздух был напоен благоуханием, которое ветер доносил с улицы Вожирар, из садов, освежённых вечерней росой и прохладой ночи. Издали, хоть и заглушённые плотными ставнями, доносились песни гуляк, веселившихся в каком-то кабачке… Д’ Артаньян миновал улицу Кассет и издали видел уже дверь дома своего друга, над которой ветви клёна, переплетённые густо разросшимся диким виноградом, образовывали плотный зелёный навес.»

(А. Дюма «Три мушкетёра»,

М: Художественная литература, 1976, стр.119).

«Павильон стоял в очень глухом месте. На одной стороне переулка возвышалась высокая стена, возле которой и находился павильон, а на другой стороне плетень защищал от прохожих маленький садик. В глубине которого виднелась бедная хижина…. Царила полная тишина – можно было подумать, что находишься в ста лье от столицы… За этим плетнём, садом, за этой хижиной густой туман окутывал своими складками необъятное пространство, где спал Париж, пустой, зияющий Париж - бездна, в которой блестело несколько светлых точек, угрюмых звёзд этого ада.

(А. Дюма «Три мушкетёра»,

М: Художественная литература, 1976, стр.245).

Всего два описания, но сколько в них красоты и романтики! Парижский шарм сокрыт в названиях улиц, по которым ходили мушкетёры. Вы только вслушайтесь: улица Старой Голубятни, улица Добрых Детей, улица Бак, улица Великих Августинцев, Королевская площадь, улица Могильщиков, улица Алого Креста, Королевский Ров, улица Сент-Оноре, набережная Железного Лома, улица Дофина, Гревская площадь … Тут же можно упомянуть и некоторые архитектурные объекты, которые в настоящее время являются историческими памятниками и составляют культурное наследие французов: Лувр, Люксембургский дворец, Сен-Жерменское аббатство, монастырь Дешо, Бастилия…. Все эти названия, во-первых, позволяют автору и читателю определиться с местом и временем действия и, во-вторых, придают произведению А. Дюма неповторимый флёр.

Великий город неоднократно перестраивался, расширялся, обновлялся. К счастью, перестройки не коснулись его исторического центра, той части, которая в романе обозначена как «Люксембургский квартал», то есть квартал, прилегающий к нынешнему Люксембургскому саду. Структура основных улиц квартала сохранилась и по сей день. Пройдёмся же по нему и посетим места, связанные с жизнью мушкетёров, как исторические, так и «романтические».

На площади Мальзерб, где находилась последняя квартира А. Дюма, стоит памятник писателю. На вершине огромной гранитной глыбы сидит, улыбаясь, бронзовый Дюма. У его ног, с книгами в руках, расположились студент, рабочий, молодая девушка. За спиной писателя, ниже, сидит герой его романа кавалер д’Артаньян. Автор памятника – известный французский художник-график Гюстав Доре.

На улице Бак в доме №1 жил когда-то настоящий капитан-лейтенант д’Артаньян. Сегодня на доме можно увидеть памятную мемориальную доску. А д’Артаньян из романа жил на улице Могильщиков, ныне улица Сервандони. Во времена мушкетёров это было предместье, лежащее за городскими стенами.

Бывшая набережная Железного Лома носит сейчас название Кожевенной. Вместо кузнечных и кожевенных лавок здесь теперь находятся зоомагазины и магазины, торгующие растениями и предметами для сада и огорода.

Улица Старой Голубятни выходит к главному фасаду церкви Сен-Сюльпис. Здесь находился особняк господина де Тревиля. К сожалению, особняк не сохранился до наших времён, но строился он согласно традициям эпохи: дом-крепость образует каре с центральными арочными воротами, выходящими на улицу, и главным входом в здание со двора, напротив ворот.

Дом д’Эгильонов, возле которого д’Артаньян поссорился с Арамисом, это Малый Люксембургский дворец, владение племянницы кардинала Ришелье Мари-Мадлен ле Виньеро, герцогини д’Эгильон. Он находится вблизи улицы Вожирар.

На этой же улице находится Монастырь кармелитов Дешо, где у д’Артаньяна была назначена дуэль с Атосом. Он сохранился во вполне приличном виде. Сохранился и монастырский двор с брусчаткой.

Улица Феру, где жил Атос, находится рядом с улицей Могильщиков (ныне улица Сервандони), где жил д’Артаньян. Она спускается от улицы Вожирар к площади Сен-Сюльпис.

Улица Старой Голубятни ныне весьма зажиточна, так что на ней много домов, которые подошли бы Портосу.

Дом, где жил Арамис, был расположен между улицей Кассет и улицей Могильщиков (ул. Сервандони). Это – третий дом от угла по улице Вожирар, №25. Он не очень похож на дом Арамиса в описании Дюма, но место, очевидно, то же самое.

Кабачок «Сосновая шишка», где так любили собираться мушкетёры, место историческое. Он находился на холме Святой Женевьевы в доме №1 по площади Контрэскарп и славился своей кухней и винами. К сожалению, в настоящее время от кабачка осталась только вывеска над вторым этажом дома.

Мост Ла-Турнель, где Портос нанял слугу для д’Артаньяна, - один из самых старых в Париже. После реконструкции 1847 года этот мост стал трёх пролётным. С моста открывается великолепный вид на восточную стрелку острова Ситэ и собор Нотр-Дам.

Фотографии всех вышеупомянутых памятных мест вы найдёте в Приложении к нашей работе.

Заключение. Роман на все времена.

Ну что же, наше историко-литературное исследование закончено. Пора подводить итоги. Выполнили ли мы поставленные задачи? Думаю, да.

Мы рассказали вам о мушкетёрах, истории и причинах возникновения мушкетёрских отрядов, об их задачах и славных делах. О тех, по чьему приказу они были созданы и кому подчинялись. История возникновения и существования мушкетёрских отрядов неразрывно связана с историей не только Франции, но и всех стран Европы: ведь мушкетёры участвовали во всех больших войнах XVII века, которые потрясали этот континент.

Благодаря нашему проекту вы познакомились с эпохой Ришелье, нравами и обычаями того времени (вспомним «Войну кружев»). Вы узнали, как и где жили мушкетёры, познакомились с их экипировкой, их девизом и штандартом, их вооружением.

Проводя наше исследование, мы никак не могли обойтись без романа Александра Дюма «Три мушкетёра», потому что именно это произведение первым рассказывает широкому читателю и об этой исторической эпохе, и о самом явлении мушкетёрства. Причём Дюма делает это с блеском, остроумием, искромётной шуткой. Мы влюбляемся в героев романа благодаря автору. Верность дружбе, своему отечеству, благородство, отвага и мужество - вот что притягивает нас и составляет суть понятия «мушкетёрство». Но, понимая, что жанр исторического романа допускает известный вымысел, мы постарались понять, как далеко простиралась фантазия А. Дюма при создании данного произведения. Этому мы посвятили отдельный раздел нашей работы.

И наконец, мы прошли маршрутом мушкетёров по современному Парижу, отыскали исторические места, описанные в романе А. Дюма, а их осталось немало. Париж – это город, который помнит и продолжает бережно хранить атмосферу времён мушкетёров. Ценно, что мы, находясь в 21 веке, можем прикоснуться к дому, где жил д’Артаньян, пройти по маршруту, которым шествовал влюблённый Бекингэм из Лувра в сопровождении Констанции Бонасье, постоять на мосту, где Портос нанял слугу для д’Артаньяна.

Культура общения, умение производить приятное впечатление, превосходные манеры - это то, что в высшей степени присуще французам и завораживает нас в Париже. Это те едва уловимые детали, которые называются шармом. Этого шарма не лишены и герои нашего романа, чьи приключения, мы уверены, будут волновать ещё многие и многие поколения читателей.

 

 

Приложение 1

Примеры мушкетёрского остроумия

«Гасконцы не слишком терпеливы. Так что, раз извинившись за сделанную ими глупость, они бывают убеждены, что сделали вдвое больше положенного». (Д’Артаньян)

« Les Gascons sont peu endurants ; de sorte que lorsqu’ils se sont excusés une fois, fût-ce d` une sottise, ils sont convaincus qu’ils ont déjà fait moitié plus qu’ils ne devaient faire ». ( А. Dumas «Les Trois Mousquetaires », p. 84. Paris, Gallimard, 2001)

Господиннеоткладываетпоединкаизосторожности. (ДАртаньян)

« Monsieur ne remet pas un rendez-vous par prudence ».

(A.Dumas « Les Trois Mousquetaires », p. 85)

«А я дерусь просто потому, что дерусь». (Портос)

« Ma foi, je me bats parce que je me bats ». (A. Dumas « Les Trois Mousquetaires », p.93)

«Раз мы рискуем быть убитыми, я хотел бы, по крайней мере, знать, во имя чего». (Портос)

« Mais puisque nous risquons de nous faire tuer, je voudrais bien savoir pourquoi, au moins ». (A. Dumas « Les Trois Mousquetaires », p. 315)

«Ничто так не убивает время и не сокращает путь, как упорная всепоглощающая мысль». (А. Дюма)

« Rien ne fait marcher le temps et n’abrège la route comme une pensée qui absorbe en elle-même toutes les facultés de l’organisation de celui qui pense ». (A. Dumas « Les Trois Mousquetaires », p. 418)

«Дорогой мой, я езжу верхом, когда у меня есть лошади, а когда у меня их нет, хожу пешком». (Атос)

« Mon cher, je monte mes chevaux quand j’en ai, sinon je vais à pied ». (A. Dumas « Les Trois Mousquetaires », p.503)

«Играть можно со всяким, драться - только с равным».

(Лорд Винтер)

« ...On joue avec tout le monde, on ne se bat qu’avec ses égaux »

(A. Dumas « Les Trois Mousquetaires », p. 513)

«Как это грустно! Я уважаю старость, но не в варёном и не в жареном виде». (Портос)

« Voilà qui est fort triste ; je respecte la vieillesse, mais j’en fais peu de cas bouillie ou rôtie ». (A. Dumas « Les Trois Mousquetaires », p. 529)

«Обычно люди обращаются за советом только для того, чтобы не следовать ему, а если кто-нибудь и следует совету, то только для того, чтобы было кого упрекнуть впоследствии». (Атос)

« En général, on ne demande de conseils que pour ne les pas suivre ; ou, si on les a suivis, que pour avoir quelqu’un à qui l’on puisse faire le reproche de les avoir donnés. (A. Dumas « Les Trois Mousquetaires », p.551-552)

«О, трудности не пугают меня! Меня ужасает лишь то, что невозможно». ((Д’Артаньян)

« ...Les difficultés ne meffrayent pas ; il n’y a que les impossibilités qui m’épouvantent ». (A. Dumas « Les Trois Mousquetaires », p. 577)

Приложение 2

Париж от мушкетёров до наших дней

(иллюстрации и текст к буклету)

Приложение 3

Презентация (текст и слайды)

1. «Один за всех, все за одного!» - чей это девиз? А как мы вообще узнали о мушкетёрах? Правильно, из романа «Три мушкетёра». А кто его написал? Да-да, его написал Александр Дюма. Поскольку именно он первый рассказал нам о мушкетёрах, мы в своём проекте и презентации никак не смогли без него обойтись.

Но я выбрал эту тему не только потому, что люблю роман. Мне вообще интересна культура Франции, её традиции, история. А мушкетёры – часть этих традиций, целая эпоха в истории страны.

2-3. Само слово «мушкетёр» происходит от французского «mousquet», которым назвали длинноствольное пороховое оружие 17 века. Благодаря этому оружию личную гвардию Людовика XIII cтали называть королевскими мушкетёрами.

4. Форма мушкетёров была пышной и красивой: короткий лазоревый плащ с серебряными галунами. На плащ были нашиты спереди и сбоку белые кресты. На концах крестов были нашиты лилии, символ королевской власти во Франции. На перекрестьях вышиты алые трилистники.

5. Мушкетёр был вооружён не только мушкетом. Он имел шпагу, палаш (для конного боя) и пистолет. У него также были дага ( кинжал для левой руки) и багинет ( трёхгранный кинжал), перевязь с патронами, пороховницей, фитилями и мешочком для пуль. Казна выдавала только мушкет. Всё остальное мушкетёр приобретал сам, в том числе коня серой масти и обязательно слугу.

6. В роте сначала было 100 рядовых. Капитаном её считался сам король, но фактически командовал капитан-лейтенант граф де Труавиль (в романе де Тревиль). В мушкетёры допускались только выходцы из дворянских семей.

7. Наряду с королевскими мушкетёрами существовали гвардейцы кардинала Ришелье. У них была своя форма и своё вооружение. Они выполняли роль полиции, а кардинал отстаивал интересы короля и Франции.

8. После смерти Людовика XIII кардинал Мазарини попытался сместить де Труавиля и назначить на его место своего племянника. Попытка, однако, не удалась.

9 -10. В 1665 году к управлению ротой приступил граф д’Артаньян. Он увеличил численность роты до 330 человек; у неё появились свой казначей, хирург, оружейник и священник. У роты были своё знамя и штандарт. На них – бомба, которая вылетает из мортиры, и девиз на латыни «Где упадёт, там и смерть». Королевские мушкетёры стали известны всей Европе. Рота считалась одновременно пехотной и кавалерийской воинской частью.

11. В ту же эпоху появилась вторая рота королевских мушкетёров. В неё вошли бывшие мушкетёры кардинала Мазарини. Их называли «чёрные мушкетёры», по масти их коней. Руководил второй ротой господин Кольбер-Молеврие.

12. На штандарте этой роты мы видим 12 оперённых дротиков остриём вниз и девизом на латыни « Такой же Юпитер, такие же и стрелы».

13. Между мушкетёрами обеих рот начались вражда и состязание в роскоши. Придворные прозвали этот период «войной кружев», так как кружева были важными атрибутами парадного костюма мушкетёров. Важным предметом отделки были также пуговицы.

14. Мушкетёры участвовали, однако, не только в «войне кружев». Они отметились во всех крупных сражениях 17 века. Это и осада крепости Ла-Рошель, и война за Мантуанское наследство, Франко-Испанская война, Критская война, Франко-Голландская война. В этой войне, при осаде г.Маастрихт, был убит капитан-лейтенант д’Артаньян.

15. На месте гибели героя установлен памятник с надписью «Tous pour un, un pour tous !», что в переводе с французского означает « Один за всех, все за одного!». Даже если д’Артаньян не говорил этих слов, их следовало придумать…

16 -17. В Париже на одном из домов по улице Бак установлена мемориальная доска в память о д’Артаньяне, а на площади Мальзерб вы увидите памятник: на вершине огромной гранитной глыбы сидит, улыбаясь, бронзовый Дюма, а позади его, ниже, примостился один из героев его бессмертного романа.

18. В Париже мушкетёров помнят и любят. В этом вы можете убедиться сами. На картинке – отель «Арамис Сен-Жермен» на улице Ренн. В Париже сохранились многие памятные места, связанные с жизнью мушкетёров. Их все можно посетить. А поможет вам в этом путеводитель «По следам мушкетёров в современном Париже», который мы составили и прилагаем к нашей работе.

И в заключение, хотелось бы сказать об остроумии, блестящих диалогах, которыми изобилует роман. Я процитирую лишь некоторые из них :

«А я дерусь просто потому, что дерусь». (Портос)

« Ma foi, je me bats parce que je me bats ».

«Дорогой мой, я езжу верхом, когда у меня есть лошади, а когда у меня их нет, хожу пешком». (Атос)

« Mon cher, je monte mes chevaux quand j’en ai, sinon je vais à pied ».

«Как это грустно! Я уважаю старость, но не в варёном и не в жареном виде». (Портос)

« Voilà qui est fort triste ; je respecte la vieillesse, mais j’en fais peu de cas bouillie ou rôtie ».

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

(10)

(11)

(12)

(13)

(14)

(15)

(16)

(17)

(18)

Приложение 4

(иллюстрации)

Людовик XIII и кардинал Ришелье

Памятник дАртаньяну

«Война кружев»

«Чёрные мушкетёры»

Осада Маастрихта

Александр Дюма, автор бессмертного романа «Три мушкетёра»

Библиография

Александр Дюма «Три мушкетёра», М: Художественная литература», 1976г.

A. Dumas “ Les Trois Mousquetaires”, Paris, Gallimard, 2001.

http://nikolai-endegor.livejournal.com

pikabu.rustory/ vsya_pravda_o_korolevskikh mushketerakh.html

fishki.net/korolevskie-mushketery.html

Просмотров работы: 192