Вступление
В прошлом учебном году на классном часе нам рассказали о пионерской организации. А также, что среди пионеров-детей есть герои, участники Великой Отечественной войны. Нас это заинтересовало. И мы решили к школьной Неделе науки, которая проходит у нас в конце января месяца, подготовить проект «Пионер – герой – Зина Портнова». (Приложение №1) А в этом году мы продолжили работу над проектом. В него мы включили материал о Наде Богдановой и пионерах нашего Солнечногорского района.
Как мы узнали, это были самые обыкновенные мальчики и девочки. До войны о них знали только родные, учителя, одноклассники, друзья. Пришла война, и эти ребята показали, каким смелыми и ответственными они могут быть, как сильно они любят свою Родину и ненавидят фашистских захватчиков.
Цель проекта: собрать не только материал о жизни и подвиге пионеров Зины Портновой, Нади Богдановой и детей Солнечногорского района, но и узнать, что являлось мотивом, источником для свершения ими подвига в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
Собрать материал их книг, интернета о жизни и подвиге пионеров-героев: Зины Портновой, Нади Богдановой, детей Солнечногорского района в годы Великой Отечественной войны.
Приготовить презентацию.
Провести социальный опрос в 5 – 8 классах.
Познакомить со своим проектом учащихся 5- 8 классов.
Методы исследования: изучение литературы, социальный опрос, интервью, беседа, интернет-ресурсы.
Материал о Зине Портновой для нашего проекта мы взяли из книги Набатова «Зина Портнова», Интернета. Нас больше интересовала информация от первых лиц, тех, кто знал Зину. И мы нашли. Оказывается, в Санкт-Петербурге живёт младшая сестра Зины Портновой Галя, Галина Мартыновна Портнова. Кому как не ей знать, какие мотивы у героических поступков девочки, которые не каждому мужчине под силу. В интернете есть воспоминания Галины Мартыновны, а также её фото и фото, где она в музее своей сестры. (Приложение №2)
Рассказ сестры Зины Портновой
Из рассказа сестры. Летом 1941 года они поехали к бабушке Ефросинье Ивановне Яковлевой в деревню Зуя Витебской области. Зина окончила 7 классов. Приехали, и через 10 дней началась война. Детство окончилось внезапно, две девочки, родители далеко, а враг за дверью уже.
Зина вступила в молодёжную организацию "Юные мстители". Организация «Юные мстители» работала 600 дней и совершила 22 крупные операции. Они взорвали несколько мостов и железнодорожных составов, в том числе состав с тяжёлыми немецкими танками, идущий на Курскую дугу. Сожгли электростанцию, кирпичный завод, льнозавод. Уничтожили единственную водокачку, которая заправляла фашистские поезда.
Всего в организации состояли 38 школьников 7–10-х классов из деревень Ушалы, Зуи, Мостище, Ферма и станции Оболь.
Сестре Зины было 8–9 лет, и она знала, что молодёжь делает что-то полезное, но многого не понимала. Когда они устраивали собрания, её оставляли на улице и говорили: «Как немцы будут проходить, пой песенку «Во поле березка стояла»», и она пела». В Оболи сейчас находится школа, которая носит имя Зины. Улицы во многих городах, школы, пионерские отряды и дружины назовут именем Зины, поставят памятники и обелиски. В Дальневосточном морском пароходстве было судно «Зина Портнова».
Книга В. И. Смирнова «Зина Портнова»
В моей семье (Ульяны Росляковой) бережно хранится книга «Пионеры-герои», которую подарили родители маме 23 февраля 1980 года, когда она вступила в пионеры. (Приложение №3)
Мы прочитали книгу о ней. Писатель Василий Иванович Смирнов в своей повести рассказывает о маленькой подпольщице Зине Портновой, её родных и близких, рассказывает о короткой, но яркой жизни юной героини, её участии в борьбе с фашистскими захватчиками. Девочка родилась и жила в необыкновенное и трагическое время, которое заставило её стать героиней.
Что было мотивами героических поступков девочки? Из книги мы узнали, что вместе со своей младшей сестрёнкой Галей, двоюродными братишками Лёнькой и Нестеркой, тётей Аней, дядей Ваней и маленькой Любашей она оказалась на оккупированной территории. В деревне появились немецкие войска и полицаи. Наступила тяжёлая жизнь, полная тревог и опасностей. Жители деревни, как могли, боролись с фашистским «новым порядком». Детям приходилось вместе со взрослыми хоронить трупы советских солдат, ведь всё чаще расстреливали красноармейцев, коммунистов и обычных граждан. Мальчишки подбирали пули, оружие. Жизнь в деревне с каждым днём было всё страшнее.
Первый свой геройский поступок Зина совершила, когда помогла организовать переправу красноармейцам, оказавшимся в немецком окружении. Зина была самой молодой среди членов подпольной организации. С помощью старших она научилась метко стрелять, метать гранаты, освоила навыки конспирации, выполняла ответственные задания: расклеивала антифашистские листовки, добывала для партизан сведения о немецких войсках.
Зина с сестрёнкой перебралась на станцию Оболь и устроилась работать в столовую для немецкого личного состава. Это было необходимо, чтобы кормить себя и Галю. Проработав немного в столовой, в один из дней она подсыпает в суп яд, отравив более сотни фашистов. Стремясь доказать собственную непричастность, девочка съела отравленный суп и только чудом осталась в живых.
Юная героиня
Несмотря на все попытки оставаться засекреченными, нашёлся предатель, в 1943 году многие «Мстители» схвачены. Большинство из них расстреляли. Немцы схватили Зину, когда та возвращалась с задания. Фашисты не сомневались, что она причастна к работе подполья. Поэтому её не допрашивали, а варварски мучили. Пытки продолжались больше месяца, но Зина не выдала имён подпольщиков. Ей жгли кожу раскалённым железом, вгоняли иголки под ногти, постоянно избивали. «Она знала, что утром её расстреляют… Она уже ничего не видит. У неё выколоты глаза…Фашистские изверги отрезали ей уши…У неё вывернуты руки, раздроблены пальцы…Неужели когда-нибудь придёт конец её мукам!...Завтра всё должно кончиться».
13 января 1944 года её вывели на расстрел. Она шла, спотыкаясь, поскольку немцы выкололи ей глаза. Волосы были совсем седые. Она давала клятву верности Родине, и сдержала её.
Надя Богданова
Когда мы работали над проектом, особенно тронула история ещё одной девочки – Нади Богдановой. Историю о её подвиге также включили в наш проект, чтобы познакомить с нею и других ребят. (Приложение №4)
Надя Богданова была белорусской девочкой. Когда началась война, ей не было и 10 лет. В 1941 году детский дом, в котором она жила, эвакуировали во Фрунзе. На одной из остановок Надя с несколькими детьми сошла с поезда, чтобы отправиться на фронт. Присоединились к белорусским партизанам, которые не могли отказаться даже от такой помощи. Удивительно, но она не только не стала для них обузой – вместе со своими малолетними друзьями сумела уничтожить десятки грузовиков с боеприпасами и несколько сотен гитлеровцев. И это 10-летняя девочка.
Была осень 1941. Приближался праздник Октябрьской революции, и командование партизанским отрядом решило развесить в Витебске красные флаги, чтобы поднять боевой дух местных жителей.
Первая казнь
В тот день было снежно. Дети тащили за собой сани, груженные метлами. Среди десятка одинаковых метел лежали три особенные, в прутьях которых были незаметно вставлены красные полотнища. Ваня смешно ковылял рядом, пытаясь экономить силы (дорога была неблизкой – порядка 10 км), а Надя хохотала и шла легко и свободно. Но на душе было тревожно.
В городе им никто не мешал, никто не останавливал. Ваню трясло с непривычки, Надя же смело руководила их «вылазкой». У них получилось развесить все флаги, не привлекая внимания.
На обратном пути девочка решила добыть папирос, ведь партизаны без табака так страдали. Это стало их ошибкой. Уже при выезде из Витебска детей остановил полицай. Он обнаружил табак и все понял.
Детей допрашивали, угрожая расстрелом. На следующее после допроса утро юных разведчиков повели на расстрел.
– Пожалейте детей, звери! – кричали пленные палачам, но ничего не могли сделать, падая от пуль в общую яму. Ваня упал после очередного выстрела. Надя потеряла сознание за секунду до того, как пуля должна была вонзиться ей в грудь. В яме с убитыми живую Надю обнаружил партизанский пост.
Ещё один шанс
В феврале 1942 года Надя отправилась на подрыв железнодорожного моста. На обратном пути ее остановили полицаи. Обыскав девочку, в куртке нашли крошечный кусок взрывчатки. В эту же минуту на глазах у полицаев мост взлетел на воздух.
Девочку зверски пытали: выжгли на ее спине пятиконечную звезду, облили ледяной водой на морозе, бросали на раскаленные угли. Так и не добившись признания, бросили истерзанного ребенка в сугроб, полагая, что девочка мертва. Надю нашли партизаны, которых послали ей на помощь. Умирающую, принесли в село и оставили местным крестьянкам. Мощное желание жить победило, и девочка, бывшая при смерти, снова выжила. Но сражаться дальше уже не могла, она лишилась зрения.
После войны в Одессе академик В. П. Филатов вернул Наде зрение. Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда
Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь. Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.
Дети-герои Солнечногорья
Чтобы узнать о пионерах-героях нашего района, мы обратились в наш школьный музей. В книге В. И. Иванова мы нашли его рассказ о таких ребятах. Мы прочитали, что воевали даже дети, как могли. Им было за что мстить фрицам. Холодной зимой их выгнали из домов в сараи и убежища, многие дома сожгли, отбирали последний кусок хлеба, резали коров, кур. Многие получили похоронки на отцов.
Дочь лесника Оля Орлова помогла многим бойцам перейти незаметно дорогу на захваченной территории и уйти к своим. Она лежала в снегу, наблюдала за немецкой военной техникой. Когда было затишье на дороге, она делала отмашку рукой для наших воинов. Так она спасла целый батальон красноармейцев.
Иван Матаев из деревни Починки помог вывести из окружения роту наших солдат. В деревне Вертлино и Сергеевка немцы остановились на ночь. Мальчики Вася Бороденков и Толя Беспалов вставали на лыжи, шли в поле и там перерезали телефонные провода. Они прятали скот от немцев, бросали вёдра в колодцы, чтобы захватчики не могли набрать воды, обливали керосином зерно, чтобы немцы не могли дать его своим лошадям.
На улице Первой Майской ребята благодаря находчивости, конечно, рискуя своей жизнью, но сумели задержать на какое-то время кавалеристов, которые заняли их дома, а лошадей поставили в сараи. Откуда ребята вытащили всю сбрую, забросили её в снег на крышу, а к хвостам и гривам лошадей привязали старые вёдра, чайники. Были и другие примеры борьбы юных «воинов» с ненавистным врагом.
В своей книге В. И. Иванов рассказал про случай не столько смешной, сколько трагический. В нашем городе на углу Таракановского шоссе деревянный дом заняли фашисты. Вечером, когда стемнело, перепившись «Шнапсом», послали они своего солдата за солёными огурцами достать их из чана. Перегнувшись через край чана, солдат пытался выловить из рассола огурцы. В это время бесшумно подкрался мальчик Соколов, схватил фрица за ноги и в рассол. Там он и захлебнулся. Так отомстил за слёзы матери, за гибель отца, за своё сиротство.
О детях, которые пережили войну, говорят, что они не видели детства, его забрала война. И на Солнечногорской земле детям пришлось увидеть, узнать и выстрадать всё то, на что был способен фашизм. В Солнечногорском районе проживало 300 бывших малолетних детей – узников фашистских концлагерей. Среди них двое – бывшие учителя нашей гимназии.
Автор книги «Солнечногорцы во славу родины» В. И. Иванов рассказал в ней о том, как он вместе с таким же подростком, Виктором Комаровым в период затишья между обстрелом ездили на колхозной лошади за ранеными бойцами на передовую. (Приложение №4) Привозили в деревню Рекинцо, в доме Баденцовой оказывали первую помощь, а потом везли их в госпиталь, что был в санатории «Энергия». Помогали хоронить умерших в районе деревни Брёхово. Промерзшая земля не поддавалась лопатам. Поэтому засыпали трупы просто снегом. На ещё совсем не окрепшие детские нервы выпали такие испытания.
Московская битва завершилась, но для детей Подмосковья остались не детские заботы: помощь фронтовикам, тревога за отцов и братьев, на которых часто приходили похоронки. Дети взрослели с незаживающими ранами на сердце. Такая судьба была уготована для всех детей, оказавшихся в фашистской оккупации.
Заключение
Всё то, что увидели Зина Портнова, Надя Богданова, солнечногорские дети, когда пришли немцы, их жестокость, насилие, издевательства над мирным населением, послужило мотивом для принятия ими решения: необходимо бороться против фашистов. К этому их призывали и воспитание в семье, и пионерская клятва, данная ими.
Если вторая мировая война была самой бессмысленной и жестокой по отношению к детям, то современные виды вооружения, ядерные, космические, химические, электронные представляют ещё большую угрозу человечеству.
За боевые заслуги сотни пионеров награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 пионеров награждены медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 – «За оборону Москвы». Четверо удостоены звания Героя Советского Союза: Валя Котик, Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей.
Мы провели социальный опрос в 7-8-х классах. (Слайд 6) На вопрос, назвать пионеров-героев Великой Отечественной войны, из 122 учащихся двое назвали Лёню Голикова и двое – Володю Дубинина. О героических поступках детей, пионеров Солнечногорья не знает никто. Поэтому мы считаем, что наша работа актуальна.
Библиографический список:
В. И. Смирнов. Зина Портнова.
Сборник «Пионеры – герои».
В. И. Иванов. Солнечногорцы во славу Родины.
Интернет-ресурсы:
http://chelovek-online.ru/zakon/article/obshchestvo/zhizn-podvig-i-smert-pionerki-ziny-portnovoy/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%97%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B8%D0%B4%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
http://epsychology.ru/articles/nadya-bogdanova-tragicheskaya-stranica-v-istorii-voyny
https://sites.google.com/site/geroimoejstrany/home/nada-bogdanova
Приложение №1 Приложение №2
Зина Портнова
Галина Мартыновна Портнова у экспозиции
в школьном музее, где училась Зина. 2017 г.
Приложение №3 Приложение №4
Надя Богданова
Приложение №5 Приложение №6
В. И. Иванов, автор книги Работа с анкетами
«Солнечногрцы во славу Родины»