История мой семьи

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История мой семьи

Муллагалиев А.Р. 1
1ГАПОУ ТГЮК
Хивинцива Л.В. 1
1ГАПОУ ТГЮК
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Для башкира важно знать три вещи: свое

собственное происхождение, поименное

звание и объяснение звезд, знание придании

и легенд о великих ханах» (М. Уметбаев)

Шежере – родословная, генеалогическая летопись башкирских племен и родов, в которую вносились имена предводителей родов по мужской линии и включались сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни родов и племен.

Наличие шежере в башкирском роде было также обязательно, как и родовые атрибуты: тамга, птицы, дерево. Согласно обычаям башкиры должны были запоминать имена своих предков до 10-15 колена. В связи с тем, что шежере каждого рода, записывалось в течение нескольких поколений, оно представляло собой большую ценность. Этими шежере башкиры очень дорожили и с особым пристрастием их хранили. Хранителями шежере обычно были мулла или один из наиболее авторитетных аксакалов рода. Они записывали в шежере события и имена людей, современниками которых являлись сами. Перед смертью аксакал или мулла передавал шежере своему преемнику, который нередко заново его копировал. Потерять шежере рода считалось большим позором и истолковалось как забвение принципов родовой солидарности, памяти отцов. Поэтому родовое шежере строго охранялось, редко, кому показывалось, за пределами рода его местонахождения почти никому не было известно.

В нашей семье из поколения в поколение передавались имена наших предков: Сэйфулла – Габделмуталлап – Хурамша– Муллагали – Сэетъефэр – Эгъдэс – Ирек. Мой дедушка Муллагалиев Ирек Агдасович очень много рассказывал мне о моих предках. Меня заинтересовала жизнь моего прадедушки, так как она связана непосредственно с развитием города Нефтекамск.

Тема, избранная нами, актуальна, т.к. « познать свои корни, по сути, познать себя». Совсем недавно я узнал, что наши фамилии, когда то были именами наших предков. Меня заинтересовало это и я вместе со своей мамой начал изучать родословную.

Задачи:

Проследить родственные связи.

Сохранение преемственности поколений.

Восстановить утраченные цепи.

Составить родословную своей семьи.

1.Методика исследования.

1.1 Изучение историко-краеведческой литературы.

Здравствуйте, меня зовут Муллагалиев Альмир. Я учусь на 1 курсе ГАПОУ ТГЮК. Тема моего исследования: «История моей семьи». Меня давно интересовала данная тема. И когда я начал исследовать родословную, я обратил внимание на то, что имя моего прапрадедушки это и есть моя фамилия. Оказывается, раньше вообще не было, фамилий и люди обращались друг другу по имени. Вот, например моего прапрадедушку звали Гали, а в то время по имени Гали было много людей. И чтобы узнать какой Гали, люди называли, например, сын муллы, так образовалась моя фамилия Муллагалиев. Я обратился к маме с просьбой исследовать родословную, и мы обратились к дяде Ильгизу. Оказывается еще, будучи молодым, он давал запрос в архивную службу, где проследили и нашу родословную.

Моя родословная начинается с имени Сэйфуллы. У него появляется сын Габделмуталлап. У Габделмуталлапа сын Хурамша (1818 года рождения). Хурамша женится на Бану, у них появляются на свет восемь детей. Среди которых и мой предок Муллагали (1858-1911). Муллагали женится дважды. От двух жен Минжан и Гайниямал у него появляется на свет семь детей. Среди которых хочется выделить Сэетъфэра (1896года рождения). Сэетъфэр женится на Марьямгол. У них появляются на свет трое мальчиков. Среди которых и мой прадедушка Агдас.

Меня очень заинтересовала биография прадедушки, так как она связана непосредственно с развитием города Нефтекамск. Моего прадедушку звали Муллагалиев Агдас Саитович. Родился он 22 июля 1928 года рождения в деревне Зигитяк. В годы ВОВ ему было всего 13 лет. Во время войны он работал на поле, выращивал хлеб. Трудное было время, так как все отправляли на фронт, не доедали. После войны его отправили учиться в Белебей в ФЗО (фабрика заводского обучения). Получил специальность сварщика. Будучи молодым парнем, он поехал в деревню Япрык и увидел там красивую девушку мою прабабушку. Они друг другу понравились. Так образовалась их семья. Мою бабушку звали Мусапиха Габдрахмановна. Родилась она 29 марта 1931 года в деревне Япрык. Когда ей было 10 лет, она воспитывала детей в богатой семье, была няней. Получила образование, работала оператором. В то время, когда начали открывать Арланское месторождение, мой дедушка работал в Туймазинском управлении №3 сварщиком.Их управление перевели в Арланское управление. Сюда в середине 50-х годов и прибыли первые разведчики нефти - бригада буровиков, возглавляемая мастером Шарифьяном Сахаповым. Скважина №3 положила начало еще одному нефтяному месторождению на территории Башкирии, которое и назвали Арланским. Это произошло 29 декабря 1955 года. Обнаруженные большие залежи нефти позволили создать в районе сел Касево и Николо-Березовки нефтепромысловое управление "Арланнефть", объединения "Башнефть". Первопроходчики - 30 инженеров и рабочих, под руководством молодого главного инженера нефтепромыслового управления "Октябрьскнефть" Анвара Байкова, прибыли на Краснокамскую землю в октябре 1957 года. Начали решаться проблемы с жильем. Первая группа строителей в составе 35 человек, начальника участка треста "Башнефтепромстрой" объединения "Башнефть" Павла Криворотова забила первый колышек под щитовой дом на территории будущего города.

И именно в этот момент начали строить город Нефтекамск своим рождением Нефтекамск обязан открытию нового нефтяного месторождения, в районе старинного села Арлан Краснокамского района, так мои прадедушка и прабабушка попали в Нефтекамск. Моей прабабушке вместе с тремя детьми пришлось приехать только начинающий строиться Нефтекамск. Трудно пришлось моим близким. Мой прадедушка работал сварщиком в строительном управлении. Моя прабабушка работала на стройке разнорабочим (копала землю, носила бетон, то есть выполняла всю мужскую работу). А чуть позже в семье моего прадедушки появился четвертый ребенок.

Строители возводили все новые и новые объекты. Нефтяники разрешали свои проблемы, которых в то время было не счесть. Решались вопросы и по обустройству месторождения, бурению новых скважин, строительству нефтепроводов, подачи нефти на нефтеперерабатывающие заводы республики. Город строился и развивался, одновременно со строительством крупных промышленных предприятий, возводились школы, больницы, учреждения культуры. Нефтекамск рос и по численности, сегодня население города составляет около 130 тысяч человек. Сегодня Нефтекамск – крупный промышленный и культурный центр северо-западного региона Башкортостана, расположенный в 220 километрах от столицы республики. Город четвертый по численности населения после города Уфы, Стерлитамака и Салавата. Нефтекамск – город многонациональный. Средний возраст жителей – 36 лет. В городе более 250 ветеранов участников Великой Отечественной войны. 30 жителей Нефтекамска имеют звание "Почетный гражданин города". Удачное географическое расположение Нефтекамска на пересечении автомобильных, железнодорожных, водных путей – естественная возможность развивать экономические, культурные и деловые контакты с дружественными соседними городами и регионами республики и страны. Мой прадедушка получил «50 лет Вооруженных сил», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне». Эти медали хранятся в нашей семье как реликвия и память о моем прадедушке.

Мой дедушка Ирек Агдасович, так же как и папа продолжают работать в нефтяной отрасли. И я горжусь своими предками и хочу продолжить их начинания.

Заключение

В связи с тем, что шежере каждого рода записывалось в течение нескольких поколений, оно представляло собой большую ценность и свидетельствовало о древности происхождения данного рода, о богатстве его истории. Этими шежере башкиры очень дорожили и бережно хранили. Результаты проведения исследовательской родословной моей семьи открыли мне тайны загадки моих предков. Вглядываясь в их лица на пожелтевших фотографиях, перебирая их удивительные в своей простоте письма, или же намного более древние шежере, мы ощущаем свою сопричастность к бесконечной смене поколений, ответственность за сохранение и воспроизводство жизни, окружающей нас родной природы. Свою исследовательскую работу я считаю незавершенной, так как мне хотелось бы изучить архивные данные в городе Уфе и найти более подробную информацию о своем поколении. Я считаю, что каждый человек должен знать свою родословную. Ведь родословная – суть нашего прошлого, суть будущего

Использованная литература.

1. Асфандияров А.З.История сел и деревень Башкортостана – Уфа: Китап, 1993

2. Азнабаев Р.Т., Асфандияров А.З. «Знаешь ли ты свои корни?» Научно-методическое пособие по подготовки и проведению народного праздника «Шежере байрамы» - Уфа: «Белая река», 2006 год.

3. Туймазинский район, Республика Башкортостан. Национальный состав населенных пунктов по переписям 18-21 веков. Автор и составитель Г.В. Шаяхметов – Туймазы, «Туймазинский вестник», 2007 год.

4.Башкирские родословные составители М.Х.Надыргулов, Р.М. Булгаков.-Уфа:Китап,2002г.

5.Башкирские шежере.(Филологические исследования и публикации):Сборник статей.-Уфа:БФАНСССР,1982г)

Приложение

Просмотров работы: 89