Мой героический прадед

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мой героический прадед

Галушкин И.А. 1
1МБОУ Крюковская СОШ
Уласевич О.И. 1
1МБОУ Крюковская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Война ещё исчезнуть не готова.

Те годы – миллионы личных драм.

А потому, давайте вспомним снова

Всех тех, кто подарил Победу нам.

Петр Давыдов

Каждую весну мы со слезами на глазах встречаем великую Победу. Семьдесят три года минуло с той поры, когда закончилась война и наши солдаты водрузили Знамя Победы на берлинском Рейхстаге... Много это или мало. Если судить по численным показателям – это, конечно же, много. Дорого далась нашему народу Победа: двадцать семь миллионов погибших, уничтоженные города, деревни и посёлки, фабрики и заводы, железные и шоссейные дороги. Об этой войне я и мои сверстники знаем только по тестам в учебниках, по книгам, да по телепередачам. Всё меньше и меньше остаётся очевидцев тех военных лет. В нашем хуторе в живых не осталось ни одного ветерана Великой Отечественной войны. Жива лишь одна вдова ветерана Забродина З.П. и труженики тыла, которые в то злосчастное время были детьми.

Чтобы смело смотреть в будущее, надо хорошо знать свое прошлое. В школе мы изучаем прошлое нашей страны, всего мира, но приходит момент, и ты осознаешь, что прошлое твоей семьи, ни менее значимое, а может быть и более важное для тебя, для твоего взросления, осознания, для чего ты живешь, что хочешь сделать, чего добиться в своей жизни. Я хочу, чтобы каждый из нас оставил о себе след в истории своей малой Родины.

Обоснование выбора темы работы.

Я, считаю, что в память о ветеранах Великой Отечественной войны, должна сохраниться информация о самой кровопролитной войне за всю историю человечества. Мы, подрастающее поколение, должны знать и помнить о тех, кто   ценой своей жизни совершил подвиг, победил фашистских захватчиков и освободил нашу Родину от «коричневой чумы».

Тот, кто не знает своего прошлого, не достоин будущего. И это должен помнить каждый. Война отняла множество жизней, надежд, поломала судьбы людей и принесла лишь горе и слёзы. А ведь с каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от времён войны. Но время не имеет власти над народной памятью. И ещё многие поколения будут восхищаться героизмом людей, боровшихся с фашизмом. Мою семью война тоже не обошла стороной. Я задался целью узнать о жизни моих родственников в это страшное время и более подробно познакомиться с историей моей семьи.

В своём проекте я хочу рассказать о своём прадедушке, Гайворонском Матвее Сергеевиче. В своём исследовании я использовал воспоминания Галушкиной Людмилы Николаевны, моей мамы, моего дедушки Гайворонского Николая Михайловича. Их рассказы я сравнивал с историческими данными, которые нашёл в справочной литературе и публицистических изданиях. Также я использовала документы из семейного архива, данные Интернет: сайт «Память народа», «Мемориал».

Цели работы:

1.Сбор биографического материала о прадедушке — участнике Великой Отечественной войны Гайворонском Матвее Сергеевиче.

2.Сохранение исторической памяти для будущих поколений.

Задачи работы:

1. Собрать материал об участии в Великой Отечественной войне моего прадедушки Гайворонского Матвея Сергеевича.
2.Исследовать материал, касающийся истории моей семьи в Великой Отечественной войне.

3.Обобщить собранный материал.

Актуальность:

За послевоенные годы родились и выросли уже несколько поколений россиян. Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 80лет. Их становится с каждым днём всё меньше и меньше. Многих из них уже нет в живых. Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины. Я считаю, что знать историю своей семьи необходимо и интересно. Кто они - ваши предки, как жили, чем занимались, как ушли из жизни, совершали ли какие-нибудь благородные дела. Думаю, что жизнь наших предков оставляет отпечаток и на нашей жизни, жизни их последователей. Своих предков нужно знать и помнить.

Одна из проблем состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Поэтому необходимо осознавать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками.

Методы исследования: сбор воспоминаний моего дедушки Гайворонского Николая Михайловича и моей мамы Галушкиной Людмилы Николаевны, изучение архивных материалов и исторических документов, систематизация и обработка полученной информации.

Объект исследования: участник ВОВ - Гайворонский Матвей Сергеевич.

Основная часть.

Жизненный путь моего прадедушки.

Я расскажу о моем прадедушке, судьба которого так или иначе была связана с событиями Великой Отечественной войны. Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины.

После беседы с дедушкой и мамой, я узнал многое и сделал выводы о том, что Великая Отечественная война оставила след в каждой семье.

Многие не вернулись с фронта, другие потеряли свои семьи в результате вражеских бомбардировок. Моему прадедушке удалось прийти живым с войны, но дважды получить ранения при выполнении особо важных заданий, за что и был награждён правительственными наградами.

Я считаю, что те, кто отдали свои жизни за победу, думали, прежде всего, о нас, о своих детях, внуках, о нашем счастливом будущем. Работая над своим проектом, мне пришлось провести поистине исследовательскую работу.

Из рассказов моего дедушки Гайворонского Николая Михайловича мне удалось узнать, что мой прадедушка родился 24 ноября 1924 года в хуторе Новочеркасский Тацинского района. В семье был единственным ребёнком. Спустя год после смерти матери маленький Матвей попал на воспитание бабушки и дедушки.

Детство моего прадедушки было не совсем лёгким. Приходилось помогать по хозяйству, учиться в школе. Прадедушка всегда был очень активным и веселым мальчиком. Он всегда участвовал и выступал на различных праздниках. В школе он учился хорошо. С детства учился быть взрослым. Будучи парнем вместе с дедом на поле косили сено для собственного хозяйства. Прадедушка старался помочь своим пожилым родителям (бабушке и деду) всем, чем мог.

Боевой путь прадеда.

22 июня 1941 год – начало Великой Отечественной войны. Война буквально ворвалась в каждый дом, в каждую семью, принеся в неё горе, страдания, потери близких.

Когда началась война, судя по рассказу моего дедушки, Гайворонскому Матвею Сергеевичу не исполнилось и 17 лет. Приписав себе 6 месяцев, в 1942 году настойчивый Матвей попадает на фронт, призванный Скосырским РВК. Его служба начинается в 76 отдельной стрелковой роте 74 гвардейской стрелковой дивизии 1 Белорусского фронта в качестве рядового, затем младшего сержанта. Вернулся домой с войны он уже в звании гвардии сержанта войск разведки. В июле 1943 года мой прадед, Гайворонский Матвей Сергеевич, принимал участие в боях на окраине города Изюм, Никополь, Кривой Рог, Одесса, Познань, Лодзь, взятии Кюстрина, в 1944 году его дивизия освобождала Польшу.

При освобождении Польши от немецко-фашистских захватчиков, выполняя особо важное задание, мой прадед совершил подвиг. Из наградных документов я узнал, что 14 августа 1944 года фашисты на переднем плане установили огневую точку – станковый пулемёт. Младшему сержанту Гайворонскому М.М. и ещё двум разведчикам пришлось уничтожить 9 солдат противника, сам пулемёт и одного немецкого солдата взять в плен. В ходе данной операции мой прадед получил ранение и был представлен к награде – Ордена «Славы III степени».

В апреле 1945 года при прорыве оборону врага на Зееловских высотах им был совершён второй подвиг, о котором я также узнал из архивных наградных документов. Так будучи автоматчиком при форсировании Донца, выполняя задание по прочистке леса от войск противника, роте удалось взять в плен 113 немецких солдат, что дало возможность продвижения части и взятия обороны нашими войсками на опушке леса. За проявленный подвиг Гайворонский М.С. был награждён Орденом «Отечественной войны II степени».

Мой прадед дошёл со своей частью до немецкого «логова» - Берлина, принимая участие в Берлинской стратегической операции.

За боевой путь награждён: орденом «Красной Звезды», орденом «Славы III степени», орденом «Отечественной войны III степени», медалью Жукова.

Служба моего прадеда продолжалась до 1947 года, так как после войны ему необходимо было отслужить действительную службу. Возвратившись со службы, Матвей уехал на 2 года погостить к своей тёте в Таджикистан.

Трудовые будни.

В 1949 году, возвратившись из Таджикистана на малую Родину – в хутор Новочеркасский, по рассказам дедушки, Гайворонский Матвей Сергеевич поступает на работу в Горняцкую МТС. Там он работает комбайнером, трактористом. Здесь же он знакомится со своей будущей женой, Кибенко Любовью Емельяновной. За долгую супружескую жизнь они вырастили пятерых детей (трое сыновей и две дочери). Дети им подарили одиннадцать внуков.

В 1953 году мой прадед переходит работать в колхоз имени «Память Ильича», что в хуторе Крюков Тацинского района. До 1956-57 года он работает комбайнером. Затем переходит на должность бригадира 1-й бригады (х. Алифанов). В это время ему пришлось совмещать работу и обучение на курсах механика сельскохозяйственных машин. Затем он снова возвращается к комбайну, став в 1965 году первым по району по намолоту зерна. За совершённые трудовые подвиги мой прадед не только был отмечен по достоинству высокими наградами, но и был назначен действующим членом бюро обкома партии. Был награждён Орденом «Красного Знамени». На пенсию вышел, работая бригадиром трудоёмкой бригады. Также был председателем местной ячейки ветеранов Великой Отечественной войны.

Ушёл из жизни мой прадедушка 30 марта 2000 года, прожив сложную, но очень интересную жизнь. Он оставил о себе незабываемую память не только в сердцах родных и близких, но и в сердцах односельчан, где его уважали, ценили и всякий раз прислушивались к его мнению.

3.Заключение

В настоящее время мало кто занимается изучением истории своего рода. Самое важное - начать её создавать, собирать по малейшим крупицам, чтобы восстановить преемственность поколений. Я считаю, что понятие «безродности», должно уйти из нашей жизни, потому что род - это одно из главных наследий, которое получает ребенок от рождения. Он наследник, он - продолжение рода.

Много нового и интересного я узнал о своем прадедушке, готовя этот проект, и моя гордость за него – это невидимая нить, которая называется «Связь поколений». Да, многое о жизни и подвигах моих предком остается еще неизвестно, но я надеюсь, что данная работа будет продолжаться, так как у меня есть ещё один прадедушка по папиной линии, также ветеран Великой Отечественной войны. Мне кажется, что я смог заинтересовать всю семью поисковой работой в данном направлении.

Я еще не знаю, кем я буду, как сложится моя жизнь. Но я уверен, что истории о войне, рассказанные моими родственниками, я передам и своим детям, чтобы подвиги простых бойцов не были забыты. Я обязательно расскажу о его нелёгкой жизни своим детям, чтобы не прервалась нить истории, чтобы они тоже помнили и гордились.

Для себя я сделал вывод о том, что мой прадед был героем, он являлся непосредственным участником исторических событий нашей Родины и его история перекликается с историей моей страны. Теперь и моя очередь нести эстафету бессмертия – чтить память о наших предках, восстанавливать и передавать из поколения в поколение духовную память о них. Считаю, что цель моей работы достигнута.

Со своей работой я выступал перед своими одноклассниками, на школьной конференции исследовательских работ «День науки» и надеюсь, что ребята тоже заинтересуются своей родословной. Моя работа может использоваться в школьном музее для проведения экскурсий, музейных уроков, подготовки и проведения общешкольных мероприятий.

Список источников и исторической литературы:

1. 1. Аббасов А.М. Семейный родословник. Воронеж, 1994г. С 24-26.

2. Аксенов А.И. Генеалогия. // Вопросы истории, 1972. N10. С.206-212.

3. Аксенов А.И. Очерк истории генеалогии в России.// История и генеалогия. М., 1977. С. 57-79.

4. Мошаров Н.Д. Как начать составлять свою родословную: консультации для начинающих. М., 1991. С 34-38.

5. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. -М., 1980г. С 33-34.

6.Воспоминания Гайворонского Н.М.

7.Воспоминания Галушкиной Л.Н.

8.pamyat-naroda.ru

          

Приложение

Орден Красной Звезды

Приказ подразделения

: 223/н от: 16.10.1946

Издан: ГСОВГ

Архив: ЦАМО

Фонд: 33

Опись: 686196

Ед.хранения: 4955

записи: 29177839

Орден Славы III степени

Приказ подразделения

: 69/н от: 21.08.1944

Издан: 74 гв. сд

Архив: ЦАМО

Фонд: 33

Опись: 690155

Б оевой путь 76 отдельной стрелковой роты 74 гвардейской стрелковой дивизии 1 Белорусского фронта

Просмотров работы: 153