Введение
«…Петербург - город совершенно особенный,
безусловно прекрасный и грандиозный»
А.Н. Бенуа
Выбор данной темы обусловлен тем, что я часто бываю в Санкт-Петербурге и очень люблю этот город. Находясь в этом городе, я изучаю достопримечательности Санкт-Петербурга, посещаю музеи, знакомлюсь с историей города. Поэтому я решила систематизировать накопленные к сегодняшнему дню знания о городе, изучить новую информацию и познакомить школьников с достопримечательностями Санкт-Петербурга.
Актуальность проекта заключается в том, чтобы привлечь детей к изучению исторических данных о своей стране, в рамках духовного и патриотического воспитания школьников. Как патриот - любой человек должен знать историю своей Родины, которая связана с городом Санкт-Петербург. Северная столица географически находится далеко от Кемерова и заочное знакомство с этим городом может быть не только полезно в интеллектуальном развитии, но и мотивацией для посещения данного объекта культурного наследия России.
Цель исследования: обобщение и пополнение знаний учащихся о городе Санкт-Петербурге, полученных на уроках окружающего мира в 3 классе.
Задачи исследования:
Изучить историю основания Санкт-Петербурга.
Познакомить школьников с достопримечательностями Санкт-Петербурга.
Подготовить и систематизировать материал для создания настольной игры «Путешествие по Санкт-Петербургу» и викторины «Знай и люби Санкт-Петербург».
В форме игровой деятельности привлечь сверстников к ценностям российской культуры и закрепить знания школьников о городе Санкт-Петербурге.
Провести «Путешествие по Санкт-Петербургу» в форме настольной игры среди учащихся моего класса.
6. Провести интерактивную викторину «Знай и люби Санкт-Петербург» на систематизацию и обобщение знаний учащихся.
Объект исследования: город Санкт-Петербург, как объект культурного наследия России.
Предмет исследования: достопримечательности города Санкт-Петербурга.
Гипотеза:
Информация о Санкт-Петербурге, как историческом объекте, представленная в игровой форме, будет интересна и полезна школьникам, а также поможет лучше изучить город.
Методы исследования:
Изучение литературы и материала интернета.
Подбор информации, материала и систематизация данных для создания викторины «Знай и люби Санкт-Петербург» и настольной игры «Путешествие по Санкт-Петербургу».
Анкетирование учащихся двух 4-х классов (контрольная и экспериментальная группы) на знание важных исторических событий и достопримечательностей города Санкт-Петербурга (до и после знакомства с настольной игрой).
История основания Санкт-Петербурга
Для того, чтобы выяснить, почему Санкт-Петербург считается городом с богатой историей и самым красивым городом России, нужно обратится к истокам его создания.
Санкт-Петербург основан 16 мая 1703 г. первым российским императором Петром I на берегу Финского залива Балтийского моря. Петр I назвал город в честь своего святого Петра.
Рисунок 1. Строительство Санкт-Петербурга
Первой и главной постройкой в городе стала крепость. Она была заложена на Заячьем острове и имела форму шестиугольника. Крепость после сооружения в ней собора Петра и Павла стала называться Петропавловской.
Рисунок 2. Схема Петропавловской крепости
В 1704 г. заложено Адмиралтейство, где строили военные парусные корабли.
Рисунок 3. Адмиралтейство
В 1725 г. основана Петербургская Академия наук. Затем строятся дворцы, музеи и другие постройки.
С 1712 г. город являлся столицей Российского государства и оставался ей до 1918 г. Сейчас Санкт-Петербург называют «северной столицей».
За время своего существования город имел три названия. В связи с началом Первой мировой войны в 1914 г. город был переименован в Петроград. После смерти В.И. Ленина в 1924 г. – в Ленинград. В 1991 г. городу было возвращено его историческое название — Санкт-Петербург.
В годы Великой Отечественной войны город пережил блокаду. Во время блокады, которая длилась 872 дня, город с остальной страной связывала проложенная через Ладожское озеро «Дорога Жизни», по которой доставлялось продовольствие. Летом она проходила по воде, а зимой — по льду.
За героизм населения и защитников города Санкт-Петербург носит название «Город – герой».
Город сильно пострадал от войны, многие здания были разрушены в ходе обстрелов, но после войны город и его достопримечательности были восставлены в прежнем виде.
Изучение истоков создания города позволяет сделать вывод о том, что Санкт-Петербург – это город с богатой историей. Находясь в этом городе можно проследить историю России, все этапы её развития и становления.
Моё путешествие по Санкт-Петербургу
Первое моё знакомство с Санкт-Петербургом состоялось 5 лет назад. К сожалению, невозможно вместить в рамки моей работы описание всех достопримечательностей города. Поэтому я остановлюсь на наиболее выдающихся и запомнившихся мне местах. Больше всего Санкт-Петербург запомнился мне следующими достопримечательностями [Приложение 1].
Река Нева – главная река города, которая вытекает из Ладожского озера и соединяет его с Финским заливом Балтийского моря. Санкт-Петербург расположен на 42 островах. В городе 342 моста, из них 13 разводных. Мосты разводят для того, чтобы по Неве могли проплыть большие корабли.
Невский проспект – главная улица города, которая названа в честь Александро-Невской Лавры.
Медный всадник – памятник Петру I, который сидит на вздыбленном коне. Голову Петра украшает лавровый венок, а конь топчет змею, олицетворяющую зло. Памятник установлен на Сенатской площади по велению Екатерины II и изготовлен на самом деле из бронзы.
Казанский собор – находится на Невском проспекте, в нём хранится святыня Санкт-Петербурга – чудотворная икона Казанской Божией Матери.
Петропавловская крепость – расположена на Заячьем острове, представляет сомкнутую цепь и имеет форму шестиугольника. На территории расположен Петропавловский собор, шпиль которого украшен ангелом-хранителем.
Памятник и скульптуры зайцам расположены у моста, который ведет к Петропавловской крепости и на ее территории. По легенде, во время наводнения Петербурга, заяц, спасавшийся от наводнения, прыгнул на сапог к Петру I. В его честь остров назван Заячьим.
Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга, на которой расположены: Зимний дворец; Эрмитаж; Здание штаба с Триумфальной аркой; Александровская колонна, установленная в память о победе Александра I над Наполеоном.
Эрмитаж – музей, созданный Екатериной II, расположен на Дворцовой площади в Зимнем дворце. Произведения искусства занимают 5 зданий музея.
Исаакиевский собор – расположен на Исаакиевской площади и получил имя в честь святого Исаакия. Собор украшают 112 колон из гранита. Высота собора 101 м. Поднявшись на колоннаду, можно увидеть город с высоты 43 метров. В годы войны подвалы храма служили хранилищем для произведений искусства. На стенах храма видны следы обстрела.
Храм Спас-на-Крови – построен на месте, где был смертельно ранен Александр II и расположен на берегу канала Грибоедова. Высота храма 81 метр. Это число символизирует год гибели царя.
Кунсткамера – музей, созданный Петром I, в котором представлены мутации, уродства, предметы старинного быта. В первые годы существования музея в нём жили карлики и великаны.
Памятник Чижик – Пыжик – это самый маленький памятник в городе, находится на набережной реки Фонтанки. Высота памятника 11 см, вес — 5 кг. Для исполнения желания, нужно попасть монеткой так, чтобы она осталась на месте.
Крейсер «Аврора» - это военный корабль, который участвовал в войнах, а сейчас является музеем.
Летний сад – создан Петром I в 1704 г. На территории расположены: аллеи, статуи, фонтаны, пруды, памятник баснописцу И.А. Крылову, Летний дворец Петра.
Музей-заповедник «Петергоф» – заложен Петром I и расположен в пригороде Санкт-Петербурга на берегу Финского залива. На территории находятся Большой дворец, где жили императоры, Большой каскад фонтанов, парки, пруды.
Также в городе множество театров, например, Александринский, Мариинский; парков; музеев; соборов; дворцов; набережных.
Все вышесказанное позволяет подтвердить утверждение о том, что Санкт-Петербург действительно является самым привлекательным для туристов и красивым городом России с большим количеством достопримечательностей, улиц, которые являются исторической ценностью.
Исследование общественного мнения
Прежде чем приступить к созданию игры, я захотела выяснить и сделать вывод будет ли школьникам интересна тема моегопроекта. Для этого мною было проведено предварительное анкетирование, в ходе которого опрошено два 4-х класса (экспериментальная и контрольная группы) на знание важных исторических событий и достопримечательностей города, обработаны данные и получены следующие результаты [Приложение 2].
Предварительный опрос позволяет сделать следующий вывод: общий процент первоначальных знаний учащихся в экспериментальной группе составил 55%, а в контрольной группе – 60%.
По результатам предварительного анкетирования можно сделать заключение, что ребятам будет интересна и полезна тема моего проекта.
Так как я несколько раз была в Санкт-Петербурге, то я решила познакомить школьников с достопримечательностями города в игровой форме. Для этого мною была разработана настольная игра «Путешествие по Санкт-Петербургу» [Приложение 3], в которую играли мои одноклассники, экспериментальная группа, на протяжении двух месяцев.
Финалом моего эксперимента стала интерактивная викторина «Знай и люби Санкт-Петербург» [Приложение 4], для создания которой был использован материал учебника по окружающему миру за 3 класс, дополнительная литература, фотографии с достопримечательностями города. Мои одноклассники не только с интересом играли в настольную игру, но и активно приняли участие в викторине.
После проведения эксперимента мною было проведено повторное анкетирование, в ходе которого получены следующие данные [Приложение 2]. В экспериментальной группе результаты увеличились на 39%, в контрольной группе на 3%.
Заключение
В результате проделанной мною работы, я сделала следующие выводы:
Санкт-Петербург является одним из самых красивых городов России с большим количеством памятников, достопримечательностей, улиц, которые являются исторической ценностью.
В ходе проведённого анкетирования получены следующие данные: результаты предварительного анкетирования учащихся в экспериментальной группе составили 55%, в контрольной группе – 60%. Первоначальные знания в экспериментальной группе были улучшены на 39%, при этом в контрольной группе увеличились незначительно, а именно на 3%.
Информация о Санкт-Петербурге, представленная в игровой форме, была интересна и полезна школьникам, а также помогла лучше изучить город.
В ходе проведения игры нашла подтверждение моя гипотеза: ребята с большим интересом и энтузиазмом знакомились с достопримечательностями Санкт-Петербурга в процессе освоения, созданной мною настольной игры «Путешествие по Санкт-Петербургу».
Цель, поставленная в начале данной работы, выполнена. Совершив путешествие по Санкт-Петербургу в игровой форме, школьники узнали больше про город и хотели бы побывать в Санкт-Петербурге.
Заканчивая данную работу, можно сказать, что теперь мне этот город стал ещё более интересен, и я обязательно продолжу изучение достопримечательностей Санкт-Петербурга, тем более что наша семья планирует переезжать в этот город.
Список литературы
Костылева О.А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. – М.: Эксмо, 2017. – 96 с.: ил.
Синдаловский Н.А.: Санкт-Петербург. Энциклопедия. – М.: Норинт, 2008. – 688 с.: ил.
Шахвердова С: Я иду искать в Санкт-Петербурге (виммельбух). – М.: Клевер Медиа Групп, 2017. – 32 с.: ил.
Интернет – сайт «Википедия» https://ru.wikipedia.org/
https://moiarussia.ru/istoriya-sankt-peterburga-lyubopytnye-fakty/
https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/
Приложение 1
Моё путешествие по Санкт-Петербургу
Рисунок 1. Река Нева Рисунок 2. Невский проспект
Рисунок 3. Медный всадник Рисунок 4. Казанский собор
Рисунок 5. Петропавловская крепость
Приложение 1 (продолжение)
Рисунок 6. Памятник и скульптуры зайцам
Рисунок 7. Дворцовая площадь
Рисунок 8. Эрмитаж
Приложение 1 (продолжение)
Рисунок 9. Исаакиевский собор Рисунок 10. Храм Спас- на-Крови
Рисунок 11. Кунсткамера Рисунок 12. Памятник Чижик – Пыжик
Рисунок 13. Крейсер «Аврора» Рисунок 14. Летний сад
Приложение 1 (продолжение)
Рисунок 16. Музей-заповедник
«Петергоф»
Приложение 2
Вопросы и результаты анкетирования «Знаешь ли ты достопримечательности Санкт-Петербурга»
Рисунок 1. Результаты предварительного анкетирования
Рисунок 2. Результаты анкетирования после проведения настольной игры
Приложение 2 (продолжение)
Рисунок 3. Результат анкетирования
Приложение 3
Настольная игра «Путешествие по Санкт-Петербургу»
Цели игры:
1. В игровой форме познакомить школьников с достопримечательностями Санкт-Петербурга;
2. Заинтересовать школьников к дальнейшему изучению информации о городе;
3. Привлечь сверстников к ценностям российской культуры в форме игровой деятельности.
Задача игроков: дойти до финиша, ответив на вопросы, которые расположены на карточках-заданиях и прочитав информацию о достопримечательностях города на карточках-описаниях.
Состав игры:
• игровое поле с правилами игры,
• карточки-задания, на которых представлены вопросы,
• карточки-описания с изображением и информацией достопримечательностей,
• игровые фишки,
• игровой кубик.
Правила игры:
1. В игре принимают участие 6 человек.
2. Игроки ставят свои фишки на «Старт».
3. Игроки по очереди бросают кубик и передвигают фишки на количество ходов, которое выпало на кубике.
4. Когда игрок попадает на зеленый след, то берет карточку-задание и отвечает на вопрос. Если игрок отвечает верно, то делает дополнительный ход, а если не верно, то пропускает ход.
Приложение 3 (продолжение)
5. Если игрок попадает на жёлтый след, то берёт карточку-описание, читает информацию о достопримечательности города и передвигает фишку на один ход вперёд.
6. Если игрок попадает на коричневый след, то пропускает ход.
7. Выигрывает тот игрок, который придет на «Финиш» первым.
Рисунок 1. Игровое поле с правилами игры
Рисунок 2. Карточки-описания Рисунок 3. Карточки-задания
Приложение 3 (продолжение)
Путешествие школьников по Санкт-Петербургу
Приложение 4
Викторина «Знай и люби Санкт-Петербург»
Цель викторины:
1. В игровой форме продолжить знакомство школьников с Санкт-Петербургом, начатое на уроках окружающего мира, и закрепить знания школьников о городе.
Задача школьников: ответить на вопрос или выбрать правильный ответ.
Оборудование: интерактивная доска.
Вопросы викторины:
1. В каком году основан город Санкт-Петербург?
а) 1703
б) 1710
в) 1705
Правильный ответ: 1703
2. Кто основал город Санкт-Петербург?
а) Николай II
б) Пётр I
в) Екатерина II
Правильный ответ: Пётр I
3. Для чего разводят мосты на Неве?
а) Для красоты
б) Чтобы смогли проплыть большие корабли
в) Чтобы не смогли проехать автомобили
Правильный ответ: Чтобы смогли проплыть большие корабли
4. Как называется самая главная река города?
а) Фонтанка
б) Ладожское озеро
в) Нева
Приложение 4 (продолжение)
Правильный ответ: Нева
5. Какое слово лишнее?
а) Третьяковская галерея
б) Эрмитаж
в) Кунсткамера
Правильный ответ: Третьяковская галерея
6. Как называется дорога, по которой в блокаду в осаждённый Ленинград переправляли продовольствие?
а) Невский проспект
б) Дорога жизни
в) Дорога спасения
Правильный ответ: Дорога жизни
7. Сколько дней длилась Блокада Ленинграда?
а) 500 дней
б) 872 дня
в) 800 дней
Правильный ответ: 872 дня
8. Разгадайте ребус:
Правильный ответ: Эрмитаж
9. Разгадайте ребус:
Правильный ответ: Нева