Путешествие по Санкт-Петербургу

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Путешествие по Санкт-Петербургу

Алексеева К.И. 1
1СОШ №14 г. Кемерово
Ковалева Н.М. 1
1СОШ №14
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«…Петербург - город совершенно особенный,

безусловно прекрасный и грандиозный»

А.Н. Бенуа

Выбор данной темы обусловлен тем, что я часто бываю в Санкт-Петербурге и очень люблю этот город. Находясь в этом городе, я изучаю достопримечательности Санкт-Петербурга, посещаю музеи, знакомлюсь с историей города. Поэтому я решила систематизировать накопленные к сегодняшнему дню знания о городе, изучить новую информацию и познакомить школьников с достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Актуальность проекта заключается в том, чтобы привлечь детей к изучению исторических данных о своей стране, в рамках духовного и патриотического воспитания школьников. Как патриот - любой человек должен знать историю своей Родины, которая связана с городом Санкт-Петербург. Северная столица географически находится далеко от Кемерова и заочное знакомство с этим городом может быть не только полезно в интеллектуальном развитии, но и мотивацией для посещения данного объекта культурного наследия России.

Цель исследования: обобщение и пополнение знаний учащихся о городе Санкт-Петербурге, полученных на уроках окружающего мира в 3 классе.

Задачи исследования:

Изучить историю основания Санкт-Петербурга.

Познакомить школьников с достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Подготовить и систематизировать материал для создания настольной игры «Путешествие по Санкт-Петербургу» и викторины «Знай и люби Санкт-Петербург».

В форме игровой деятельности привлечь сверстников к ценностям российской культуры и закрепить знания школьников о городе Санкт-Петербурге.

Провести «Путешествие по Санкт-Петербургу» в форме настольной игры среди учащихся моего класса.

6. Провести интерактивную викторину «Знай и люби Санкт-Петербург» на систематизацию и обобщение знаний учащихся.

Объект исследования: город Санкт-Петербург, как объект культурного наследия России.

Предмет исследования: достопримечательности города Санкт-Петербурга.

Гипотеза:

Информация о Санкт-Петербурге, как историческом объекте, представленная в игровой форме, будет интересна и полезна школьникам, а также поможет лучше изучить город.

Методы исследования:

Изучение литературы и материала интернета.

Подбор информации, материала и систематизация данных для создания викторины «Знай и люби Санкт-Петербург» и настольной игры «Путешествие по Санкт-Петербургу».

Анкетирование учащихся двух 4-х классов (контрольная и экспериментальная группы) на знание важных исторических событий и достопримечательностей города Санкт-Петербурга (до и после знакомства с настольной игрой).

История основания Санкт-Петербурга

Для того, чтобы выяснить, почему Санкт-Петербург считается городом с богатой историей и самым красивым городом России, нужно обратится к истокам его создания.

Санкт-Петербург основан 16 мая 1703 г. первым российским императором Петром I на берегу Финского залива Балтийского моря. Петр I назвал город в честь своего святого Петра.

Рисунок 1. Строительство Санкт-Петербурга

Первой и главной постройкой в городе стала крепость. Она была заложена на Заячьем острове и имела форму шестиугольника. Крепость после сооружения в ней собора Петра и Павла стала называться Петропавловской.

Рисунок 2. Схема Петропавловской крепости

В 1704 г. заложено Адмиралтейство, где строили военные парусные корабли.

Рисунок 3. Адмиралтейство

В 1725 г. основана Петербургская Академия наук. Затем строятся дворцы, музеи и другие постройки.

С 1712 г. город являлся столицей Российского государства и оставался ей до 1918 г. Сейчас Санкт-Петербург называют «северной столицей».

За время своего существования город имел три названия. В связи с началом Первой мировой войны в 1914 г. город был переименован в Петроград. После смерти В.И. Ленина в 1924 г. – в Ленинград. В 1991 г. городу было возвращено его историческое название — Санкт-Петербург.

В годы Великой Отечественной войны город пережил блокаду. Во время блокады, которая длилась 872 дня, город с остальной страной связывала проложенная через Ладожское озеро «Дорога Жизни», по которой доставлялось продовольствие. Летом она проходила по воде, а зимой — по льду.

За героизм населения и защитников города Санкт-Петербург носит название «Город – герой».

Город сильно пострадал от войны, многие здания были разрушены в ходе обстрелов, но после войны город и его достопримечательности были восставлены в прежнем виде.

Изучение истоков создания города позволяет сделать вывод о том, что Санкт-Петербург – это город с богатой историей. Находясь в этом городе можно проследить историю России, все этапы её развития и становления.

Моё путешествие по Санкт-Петербургу

Первое моё знакомство с Санкт-Петербургом состоялось 5 лет назад. К сожалению, невозможно вместить в рамки моей работы описание всех достопримечательностей города. Поэтому я остановлюсь на наиболее выдающихся и запомнившихся мне местах. Больше всего Санкт-Петербург запомнился мне следующими достопримечательностями [Приложение 1].

Река Нева – главная река города, которая вытекает из Ладожского озера и соединяет его с Финским заливом Балтийского моря. Санкт-Петербург расположен на 42 островах. В городе 342 моста, из них 13 разводных. Мосты разводят для того, чтобы по Неве могли проплыть большие корабли.

Невский проспект – главная улица города, которая названа в честь Александро-Невской Лавры.

Медный всадник – памятник Петру I, который сидит на вздыбленном коне. Голову Петра украшает лавровый венок, а конь топчет змею, олицетворяющую зло. Памятник установлен на Сенатской площади по велению Екатерины II и изготовлен на самом деле из бронзы.

Казанский собор – находится на Невском проспекте, в нём хранится святыня Санкт-Петербурга – чудотворная икона Казанской Божией Матери.

Петропавловская крепость – расположена на Заячьем острове, представляет сомкнутую цепь и имеет форму шестиугольника. На территории расположен Петропавловский собор, шпиль которого украшен ангелом-хранителем.

Памятник и скульптуры зайцам расположены у моста, который ведет к Петропавловской крепости и на ее территории. По легенде, во время наводнения Петербурга, заяц, спасавшийся от наводнения, прыгнул на сапог к Петру I. В его честь остров назван Заячьим.

Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга, на которой расположены: Зимний дворец; Эрмитаж; Здание штаба с Триумфальной аркой; Александровская колонна, установленная в память о победе Александра I над Наполеоном.

Эрмитаж – музей, созданный Екатериной II, расположен на Дворцовой площади в Зимнем дворце. Произведения искусства занимают 5 зданий музея.

Исаакиевский собор – расположен на Исаакиевской площади и получил имя в честь святого Исаакия. Собор украшают 112 колон из гранита. Высота собора 101 м. Поднявшись на колоннаду, можно увидеть город с высоты 43 метров. В годы войны подвалы храма служили хранилищем для произведений искусства. На стенах храма видны следы обстрела.

Храм Спас-на-Крови построен на месте, где был смертельно ранен Александр II и расположен на берегу канала Грибоедова. Высота храма 81 метр. Это число символизирует год гибели царя.

Кунсткамера – музей, созданный Петром I, в котором представлены мутации, уродства, предметы старинного быта. В первые годы существования музея в нём жили карлики и великаны.

Памятник Чижик – Пыжик – это самый маленький памятник в городе, находится на набережной реки Фонтанки. Высота памятника 11 см, вес — 5 кг. Для исполнения желания, нужно попасть монеткой так, чтобы она осталась на месте.

Крейсер «Аврора» - это военный корабль, который участвовал в войнах, а сейчас является музеем.

Летний сад – создан Петром I в 1704 г. На территории расположены: аллеи, статуи, фонтаны, пруды, памятник баснописцу И.А. Крылову, Летний дворец Петра.

Музей-заповедник «Петергоф» – заложен Петром I и расположен в пригороде Санкт-Петербурга на берегу Финского залива. На территории находятся Большой дворец, где жили императоры, Большой каскад фонтанов, парки, пруды.

Также в городе множество театров, например, Александринский, Мариинский; парков; музеев; соборов; дворцов; набережных.

Все вышесказанное позволяет подтвердить утверждение о том, что Санкт-Петербург действительно является самым привлекательным для туристов и красивым городом России с большим количеством достопримечательностей, улиц, которые являются исторической ценностью.

Исследование общественного мнения

Прежде чем приступить к созданию игры, я захотела выяснить и сделать вывод будет ли школьникам интересна тема моегопроекта. Для этого мною было проведено предварительное анкетирование, в ходе которого опрошено два 4-х класса (экспериментальная и контрольная группы) на знание важных исторических событий и достопримечательностей города, обработаны данные и получены следующие результаты [Приложение 2].

Предварительный опрос позволяет сделать следующий вывод: общий процент первоначальных знаний учащихся в экспериментальной группе составил 55%, а в контрольной группе – 60%.

По результатам предварительного анкетирования можно сделать заключение, что ребятам будет интересна и полезна тема моего проекта.

Так как я несколько раз была в Санкт-Петербурге, то я решила познакомить школьников с достопримечательностями города в игровой форме. Для этого мною была разработана настольная игра «Путешествие по Санкт-Петербургу» [Приложение 3], в которую играли мои одноклассники, экспериментальная группа, на протяжении двух месяцев.

Финалом моего эксперимента стала интерактивная викторина «Знай и люби Санкт-Петербург» [Приложение 4], для создания которой был использован материал учебника по окружающему миру за 3 класс, дополнительная литература, фотографии с достопримечательностями города. Мои одноклассники не только с интересом играли в настольную игру, но и активно приняли участие в викторине.

После проведения эксперимента мною было проведено повторное анкетирование, в ходе которого получены следующие данные [Приложение 2]. В экспериментальной группе результаты увеличились на 39%, в контрольной группе на 3%.

Заключение

В результате проделанной мною работы, я сделала следующие выводы:

Санкт-Петербург является одним из самых красивых городов России с большим количеством памятников, достопримечательностей, улиц, которые являются исторической ценностью.

В ходе проведённого анкетирования получены следующие данные: результаты предварительного анкетирования учащихся в экспериментальной группе составили 55%, в контрольной группе – 60%. Первоначальные знания в экспериментальной группе были улучшены на 39%, при этом в контрольной группе увеличились незначительно, а именно на 3%.

Информация о Санкт-Петербурге, представленная в игровой форме, была интересна и полезна школьникам, а также помогла лучше изучить город.

В ходе проведения игры нашла подтверждение моя гипотеза: ребята с большим интересом и энтузиазмом знакомились с достопримечательностями Санкт-Петербурга в процессе освоения, созданной мною настольной игры «Путешествие по Санкт-Петербургу».

Цель, поставленная в начале данной работы, выполнена. Совершив путешествие по Санкт-Петербургу в игровой форме, школьники узнали больше про город и хотели бы побывать в Санкт-Петербурге.

Заканчивая данную работу, можно сказать, что теперь мне этот город стал ещё более интересен, и я обязательно продолжу изучение достопримечательностей Санкт-Петербурга, тем более что наша семья планирует переезжать в этот город.

Список литературы

Костылева О.А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. – М.: Эксмо, 2017. – 96 с.: ил.

Синдаловский Н.А.: Санкт-Петербург. Энциклопедия. – М.: Норинт, 2008. – 688 с.: ил.

Шахвердова С: Я иду искать в Санкт-Петербурге (виммельбух). – М.: Клевер Медиа Групп, 2017. – 32 с.: ил.

Интернет – сайт «Википедия» https://ru.wikipedia.org/

https://moiarussia.ru/istoriya-sankt-peterburga-lyubopytnye-fakty/

https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/

Приложение 1

Моё путешествие по Санкт-Петербургу

Рисунок 1. Река Нева Рисунок 2. Невский проспект

Рисунок 3. Медный всадник Рисунок 4. Казанский собор

Рисунок 5. Петропавловская крепость

Приложение 1 (продолжение)

Рисунок 6. Памятник и скульптуры зайцам

Рисунок 7. Дворцовая площадь

Рисунок 8. Эрмитаж

Приложение 1 (продолжение)

Рисунок 9. Исаакиевский собор Рисунок 10. Храм Спас- на-Крови

Рисунок 11. Кунсткамера Рисунок 12. Памятник Чижик – Пыжик

Рисунок 13. Крейсер «Аврора» Рисунок 14. Летний сад

Приложение 1 (продолжение)

Рисунок 16. Музей-заповедник

«Петергоф»

Приложение 2

Вопросы и результаты анкетирования «Знаешь ли ты достопримечательности Санкт-Петербурга»

Рисунок 1. Результаты предварительного анкетирования

Рисунок 2. Результаты анкетирования после проведения настольной игры

Приложение 2 (продолжение)

Рисунок 3. Результат анкетирования

Приложение 3

Настольная игра «Путешествие по Санкт-Петербургу»

Цели игры:

1. В игровой форме познакомить школьников с достопримечательностями Санкт-Петербурга;

2. Заинтересовать школьников к дальнейшему изучению информации о городе;

3. Привлечь сверстников к ценностям российской культуры в форме игровой деятельности.

Задача игроков: дойти до финиша, ответив на вопросы, которые расположены на карточках-заданиях и прочитав информацию о достопримечательностях города на карточках-описаниях.

Состав игры:

• игровое поле с правилами игры,

• карточки-задания, на которых представлены вопросы,

• карточки-описания с изображением и информацией достопримечательностей,

• игровые фишки,

• игровой кубик.

Правила игры:

1. В игре принимают участие 6 человек.

2. Игроки ставят свои фишки на «Старт».

3. Игроки по очереди бросают кубик и передвигают фишки на количество ходов, которое выпало на кубике.

4. Когда игрок попадает на зеленый след, то берет карточку-задание и отвечает на вопрос. Если игрок отвечает верно, то делает дополнительный ход, а если не верно, то пропускает ход.

Приложение 3 (продолжение)

5. Если игрок попадает на жёлтый след, то берёт карточку-описание, читает информацию о достопримечательности города и передвигает фишку на один ход вперёд.

6. Если игрок попадает на коричневый след, то пропускает ход.

7. Выигрывает тот игрок, который придет на «Финиш» первым.

Рисунок 1. Игровое поле с правилами игры

Рисунок 2. Карточки-описания Рисунок 3. Карточки-задания

Приложение 3 (продолжение)

Путешествие школьников по Санкт-Петербургу

Приложение 4

Викторина «Знай и люби Санкт-Петербург»

Цель викторины:

1. В игровой форме продолжить знакомство школьников с Санкт-Петербургом, начатое на уроках окружающего мира, и закрепить знания школьников о городе.

Задача школьников: ответить на вопрос или выбрать правильный ответ.

Оборудование: интерактивная доска.

Вопросы викторины:

1. В каком году основан город Санкт-Петербург?

а) 1703

б) 1710

в) 1705

Правильный ответ: 1703

2. Кто основал город Санкт-Петербург?

а) Николай II

б) Пётр I

в) Екатерина II

Правильный ответ: Пётр I

3. Для чего разводят мосты на Неве?

а) Для красоты

б) Чтобы смогли проплыть большие корабли

в) Чтобы не смогли проехать автомобили

Правильный ответ: Чтобы смогли проплыть большие корабли

4. Как называется самая главная река города?

а) Фонтанка

б) Ладожское озеро

в) Нева

Приложение 4 (продолжение)

Правильный ответ: Нева

5. Какое слово лишнее?

а) Третьяковская галерея

б) Эрмитаж

в) Кунсткамера

Правильный ответ: Третьяковская галерея

6. Как называется дорога, по которой в блокаду в осаждённый Ленинград переправляли продовольствие?

а) Невский проспект

б) Дорога жизни

в) Дорога спасения

Правильный ответ: Дорога жизни

7. Сколько дней длилась Блокада Ленинграда?

а) 500 дней

б) 872 дня

в) 800 дней

Правильный ответ: 872 дня

8. Разгадайте ребус:

Правильный ответ: Эрмитаж

9. Разгадайте ребус:

Правильный ответ: Нева

Просмотров работы: 25