НЕЗАБЫТЫЕ ГЕРОИ ЗАБЫТОЙ ВОЙНЫ

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

НЕЗАБЫТЫЕ ГЕРОИ ЗАБЫТОЙ ВОЙНЫ

Горбунов П.А. 1
1МАОУ СОШ № 22 г. Тюмени
Горбунова О.В. 1
1МАОУ СОШ № 22
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В 2014 году исполнилось 100 лет с начала Первой мировой войны. В связи с этим событием было отмечено повышенное внимание к истории этой войны. Тем не менее, эта война для многих поколений остаётся неизвестной. В Европе очень много памятников бойцам 1914-1918 годов, а у нас эта война сразу была перечеркнута революцией, а позже гражданской войной. Кажется, ни одна война не оказалась так забыта в сознании потомков. Война всегда обостряет национальное самосознание. Она уходит в легенды. Слово война пугает любого нормального человека. И конечно «дети» и «война» не совместимы. Сейчас я учусь в 4 классе и не хочу, чтобы была война. А тогда детское бегство на войну стало настоящей эпидемией. Что двигало ими – жажда приключений и подвигов, детский романтизм, желание быть разведчиками, артиллеристами, героями?! В последнее время много говорят о поиске национальной идеи. Патриотизм вот что может объединить людей. Просто нужно вспомнить то, что более ста лет назад было так хорошо забыто. В этом и заключается актуальность темы.

Тема героев и героизма в годы войны, была до недавнего времени мала знакома. Одним из основных видов источников по теме были интернет ресурсы, журнальные статьи. В связи со 100-летием Первой мировой войны была выпущена книга «Первая мировая война. Самая полная энциклопедия» И.В. Пескова. Она иллюстрирована сотнями эксклюзивных фотографий. Дана исчерпывающая информация о последней войне Российской Империи. Для лучшего понимания темы, ознакомились с книгой В. Бондаренко «Герои Первой Мировой». В книге двенадцать очерков - кратких биографий людей, которые навсегда вписали свои имена в историю Первой мировой войны. Дополнительную информацию по теме узнал из художественной литературы. Перечитывая литературу о войне 1914 года, к нам в руки попала книга А.Гайдара «Школа». Сюжет охватывает временной промежуток от 1916 до конца 1918 года. Главный герой произведения Борис Гориков живет в провинциальном городке Арзамасе, похожем на монастырь. Отец главного героя был солдатом, воевал на фронтах Первой мировой войны. Мать работала в больнице. Борис, который учился в училище, был предоставлен сам себе. Если в энциклопедиях, книге В. Бондаренко нет ничего о детях героях , то в этой повести описано бегство детей на фронт во время Первой мировой войны.

Исходя, из данной темы работы, поставили перед собой цель: выяснить, что заставило детей бежать на войну, и рассказать о них своим одноклассникам.

Задачи:

Ознакомиться с литературой по теме.

Доказать то, что в жизни человека верность и любовь к Отечеству являлась и является наивысшим достоинством.

Сделать выводы по изученному материалу.

Выдвинули гипотезу: Если мы будем знать героическую историю детей Первой мировой войны, то мы сохраним память о них для потомков.

Объект исследования: изучение героического подвига детей войны.

Предмет исследования: дети – герои военных лет 1914 – 1918гг.

Методы исследования работы:

сбор информации из разных источников;

чтение литературы;

обработка имеющейся информации.

Глава 1. Юные герои войны

1.1. Участие детей в войне глазами прессы начала XX века

С началом Первой мировой войны детский патриотизм в России, как писали газеты той поры, «охватил все слои общества». Стремясь помочь своим отцам и братьям, на полясражений Первой мировой войны рвалисьдети. Из городов и сёл, они сотнями бежали на фронт в действующую армию.

Об этом свидетельствуют газетные хроники тех лет: - Псков. За сентябрь 1914 года станционные жандармы сняли с поездов более 100 детей. - Вильна. «20 октября 1914 года на станции было задержано свыше 30 детей-добровольцев». Всего за первые б месяцев войны из Вильны бежало около сотни детей. - Киев. «В течение января-февраля 1915 годажелезнодорожной полицией задержано 214 юных добровольцев, среди задержанных 11 девочек». Николаев, 23 октября 1915 года. «Воспитанник 2-го высшего начального училища Иван Кальченко, 14 лет, убежал на театр военных действий; туда же бежали Иван Гассен, 13 лет, и служащий на заводе «Наваль» Виктор Головченко, 16 лет».

Воспитанники гимназий, семинарий, кадетских корпусов и реальных училищ нередко обращались к своему начальству с просьбой отпустить их на войну: «Мы готовы помочь Родине, - писали в своем обращении воспитанники Омской учительской семинарии. У нас нет ничего того, чем мы могли бы помочь ей, кроме собственной жизни, и мы готовы пожертвовать ею» [3].

Об участии детей в войне с тревогой писала пресса, на неё указывали школа и церковь. Газета «Русское слово» опубликовала интервью с одним офицером-фронтовиком, которое сразу же перепечатали популярные российские журналы: «Их раны бесполезны, и бесполезна их смерть. Детям не место на войне. Им надо учиться… Неужели не странно, что Россия, которая может выставить 16 миллионов солдат, имеет в рядах своих детей! Попадёт такой малец в плен к немцам, и там воспользуются им, чтобы показать войскам: «Смотрите, как истощилась Россия! Детей посылает на войну!»[2]

Военная хроника тех лет пестрит сообщениями и рассказами о юных добровольцах, их подвигах на полях сражений, ранениях и боевых наградах. И в детских книжках и журналах Первой мировой мальчики-герои окружены особым ореолом.

Молодой литератор Корней Чуковский писал в 1915 году в популярном журнале «Нива»: «Всё многомиллионное детское царство в Европе и Азии захвачено ныне войной. Что станет с этим роковым поколением, взрастающим среди громов и пожаров?»[2]

Российский педагог А. Богданов писал в 1914 году: «Когда волнуется вся страна, тогда дети, невольно следуя за взрослыми, не могут остаться безучастными зрителямисобытий… Кто из детей перед войной не изображал… Робинзона, разбойника Чуркина, Ната Пинкертона, Шерлока Холмса. Любовь к героическому, к приключениям неотделимы от детской души. Под влиянием слышанного и прочитанного воспламенившаяся детская фантазия толкнула детей на войну».[1]

Подведём итог информации в прессе. О детских подвигах в то время писали два издания: еженедельник "Искра" и ежедневная газета "Военный вестник", которые и рассказывали России об юных героях. Специальные выпуски журналов, брошюр, листовок пестрели описаниями боёв с фотографиями их участников, ещё недавно ходивших в школу, а теперь красовавшихся в новенькой армейской форме с Георгиями на груди. С одной стороны некоторые считали, что дети – хорошие бойцы. Но с другой стороны, детские смерти никому не нужны. На войне дети быстро становились взрослыми, стойко перенося окопные страдания и лишения, голод, холод и смерть боевых друзей. Проявляя чудеса самопожертвования и героизма в свои 12-15 лет, они нередко становились Георгиевскими кавалерами.

1.2 Дети – герои войны

В ходе работы над темой узнали имена многих детей – героев. Рассказать о них водной работе очень сложно. Всего ознакомился с двадцатью шестью ребятами. Но о некоторых героях и их подвигах мы хотим поведать.

На фронте воевали не только юноши, но и девушки. Историки не раз писали о 16-летней Кире Башкировой, ученице шестого класса Виленского Мариинского высшего женского училища. Кира раздобыла военную форму, взяла у двоюродного брата своей подруги удостоверение ученика военного училища и отправилась в город Лодзь, где представилась Николаем Поповым, записавшись в роту пешей разведки 88-го Петровского полка 8 декабря 1915 года. 20 декабря "Николая" отправили с напарником в разведку — они должны были привести языка. Однако во время выполнения боевого задания напарник был ранен, и в итоге "Попов" делал всё в одиночку. Храбрость молодого солдата оценили — "Николай Попов" получил Георгиевский крест 4-й степени. Тайна раскрылась в том же году, когда во время боёв Кира получила ранение в руку. Развился тиф, девушка была вынуждена обратиться к врачу, который прекрасно понял, что никакой перед ним не Коля. Когда настоящая личность "Попова" была раскрыта, Киру отправили лечиться в Вильно, но награду оставили. Башкирова, едва вылечившись от тифа, отправилась в 1916 году в 30-й стрелковый Сибирский полк, где снова представилась Николаем Поповым. Там про скандал не слышали и приняли в свои ряды "опытного разведчика" и георгиевского кавалера, который и прослужил в полку до окончания войны. [2]

Свой боевой путь «сыном полка» в Первую мировую начал будущий советский писатель Всеволод Вишневский. 24 декабря 1914 года, тогда ещё гимназист 5-го класса 1-й Петроградской гимназии, Воля Вишневский бежал на фронт. Глубокая любовь к Родине двигала поступками юного добровольца. Всеволод упросил командование принять его добровольцем в расположенный неподалёку от города лейб-гвардии Егерский полк, прославившийся ещё в кампанию 1812 года. Определён был четырнадцатилетний «сын полка» в разведку. В начале февраля 1915 года Вишневский получил боевое крещение. Войну юный разведчик закончил с Георгиевским крестом и двумя георгиевскими медалями. [2]

16-летний доброволец казак Семён Вихров воевал на передовой и был захвачен немцами в плен. Немецкий кавалерист, проезжая мимо группы пленных русских солдат, среди которых был и Семён, решил поиздеваться над пленными, оскорблял их и громко смеялся. Поймав момент, юный казак сдёрнул врага с седла, сам запрыгнул на коня и поскакал к своим. Ему удалось уйти и передать командирам секретную информацию (правда, какую именно, мы уже не узнаем). Вихрова награждал лично верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич и вручил ему медаль "За усердие" на Владимирской ленте. [3]

Абубакар Джургаев- чеченец, в возрасте 12 лет ушел на фронт добровольцем вместе со своим отцом Юсупом, оставив учебу в Грозненском реальном училище. Был активным участником всех знаменитых боев и сражений "Дикой Дивизии" в Первой мировой войне. В составе дивизии этот отчаянный мальчик неоднократно проявлял мужество и героизм. Узнав о нём командир «Дикой дивизии» князь Михаил Романов подарил предмет гордости каждого кавказца - кинжал, в то время ему было всего лишь 12 лет. В 14 лет Абубакар получил в награду почетную Георгиевскую ленту, перевязанную ему лично князем Романовым. [1]

В сентябре 1914 года из Ростова бежал на фронт 14-летний Константин Заполли. А уже 29 ноября он был на передовой у реки Пилица в Польше. Позиции противников разделяли всего 200 шагов. Участок, где находилась рота Заполли, постоянно простреливался удачно замаскированным на бруствере немецким пулемётом. Ротный командир поставил задачу уничтожить эту огневую точку. «Охотником» вызвался юный воин. Ночью Константин подполз к неприятельским окопам и обнаружил замаскированный ветками пулемёт. Самому пулемёт унести было невозможно, и тогда он обвязал его принесённой с собой верёвкой. Доброволец вернулся к своим, насколько возможно, протащив за собой верёвку. Команда разведчиков в «нейтральной зоне» потащила верёвку: пулемёт был сбит с бруствера и через мгновение «запрыгал» по полю, в сторону русских траншей. Проснувшиеся немцы бросились его догонять, но русским огнём были загнаны в окопы. За удачный «поиск» Заполли был награждён Георгием 4-й степени, позднее он стал кавалером ещё одного Георгиевского креста. [4]

Ученик Виленской гимназии АлександрМазур написал письмо командующему 1-й армией Павлу Ренненкампфу с просьбой зачислить его на военную службу. Ренненкампф решил оставить мальчика при своём штабе. Мальчик с детства увлекался физикой, инженерией, особенно ему было интересно, как работает телеграф. Подросток смог модифицировать искровой телеграф и улучшить качество связи на линии фронта. Через некоторое время ему стали доверять разминирования. Во время одного из них гимназист погиб. Это произошло во время разминирования водокачки в городе Инстербург (ныне Черняховск, Калининградская область) в сентябре 1914 года. [1]

Дети не только сражались на фронте, но и старались оказать посильную помощь в тылу. Так, летом 1916 года на приёмном пункте для раненых Одесского вокзала постоянно дежурили братья-близнецы Евгений и Николай Богатырёвы. «Братики милосердия», как их прозвали солдаты, перешли во 2-й класс гимназии и добровольно решили на каникулах ухаживать за ранеными и помогать своей матери – сестре милосердия Е.В. Богатырёвой. Братья целыми днями писали письма, разносили обеды, бегали по поручениям, за что заслужили любовь и благодарность увечных воинов и обслуживающего персонала всего приёмного пункта.

И в глубоком тылу дети всех возрастов и сословий помогали сеять хлеб и убирать урожай, оказывали посильную помощь старшим братьям и матерям на фабриках и заводах. Дети войны экономили на себе, отдавая все свои сбережения – «заветные грошики» - на Алтарь Отечества. Благоговейно собирали пожертвования в кружки – «на табачок солдату» и теплые вещи для беженцев, солдатских сирот и раненых в госпиталях и лазаретах. [1]

Таким образом, юные герои, защищая Отечество на фронтах войны, стремились помочь старшим в защите Отечества. Они проявляли удивительную настойчивость в достижении цели. На боевых позициях маленькие добровольцы подносили патроны стрелкам, сновали по ходам сообщения на фланги рот и передавали команды, ползали по полю под огнём противника и подбирали патроны. К сожалению, кроме наград и званий любая война «дарит» ее участникам тяжелые психические травмы. Все дети и подростки, прошедшие кровавую бойню Первой мировой, заработали в той или иной степени различные нарушения и расстройства психики. Князь Феликс Юсупов писал в мемуарах: «Ехал с нами пятнадцатилетний мальчик. Мальчик мальчиком, а видно было, боевое крещение получил. Даже и смельчак, судя по Георгиевскому кресту на рваной гимнастерке. Он немного занял места, но спокойно ему не сиделось. Он то вскакивал на полку, как обезьяна, то лез на крышу в окно и оттуда принимался палить из револьвера. Потом тем же путем обратно, и опять скачки и прыжки. Когда он улегся и заснул, мы смогли отдохнуть немного». [1]

Перед нами как в строю прошли лица детей, защищающих своё Отечество. Дети добирались на фронт на крыше вагонов, девочки переодевались в мужскую одежду. Ими двигало желание помочь Родине и более взрослым товарищам. Но война отрицательно влияла на психику детей.

Глава 2. Практическая работа

2.1. Анкетирование. Кто из юных героев войны вам известен?

В 2018 году наша страна отмечала 100 летие окончания Первой мировой войны. В связи с этим мы решили выяснить, знают ли о ней наши сверстники. Для этого мы воспользовались одним из методов сбора информации – анкетирование по теме «Кто из юных героев войны вам известен?». Всего в опросе участвовало 59 четвероклассников, 60 десятиклассников (Приложение 1).

Из четвероклассников никто не смог ответить на поставленные вопросы. Ответы оказались плачевные. (Приложение 2) Только на четвёртый вопрос (пункт 1,3,4) все ответили положительно. Надо признать, что знания о самой войне частичны, обрывисты, случайны и в 10 -х классах. Ограниченность познаний по теме чувствовалась. Результаты опроса ещё раз подчёркивают актуальность темы. По нашему мнению и на основании проведенного опроса следует вывод, что для моих сверстников сегодняшние герои – это волшебники, выдуманные персонажи, спасающие планету от неминуемой гибели. Но, к сожалению, в наше время, остались забыты дети, участники Мировой войны., когда они ушли на фронт, им не было и 15 лет.

Первое, что мы решили сделать после проведенного анкетирования – это помочь учителю провести классный час, посвященной этой дате. Нам всё же захотелось спустя более ста лет показать лица детей Первой мировой - забытых героев неизвестной войны.

Заключение

Итак, подведём итог и ответим на поставленные вопросы. В процессе исследования данной темы мы пришли к выводу, что дети, никогда не оставались в стороне от тех значимых событий, которые волновали наше государство. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их вырвали из привычной жизни. Они оказались в кровавой грязи войны. Смелые, отважные, возвышенные и непокорные. Они знали, за что они хотели умирать. Главное, что двигало ими - глубокое любовь к Родине. Защита родной страны стала осмысленным долгом. Одни возвращались с Георгиевскими крестами на груди, другие погибали «За Веру, Царя и Отечество».

Дети-герои Первой мировой войны приняли героическую эстафету от детей-героев 1812 года, Крымской и русско-японской войн. Их славные дела продолжили дети – герои Великой Отечественной 1941-1945 гг. В наше время эстафету продолжили современные дети, мои одногодки: 12-тилетний подросток, житель города Набережные Челны, погиб, спасая 9-тилетнего школьника; в Нижегородской области двое третьеклассников спасли провалившуюся в прорубь женщину; во время пожара в сложной ситуации, ученик проник в дом и вытащил на свежий воздух женщину; в Челябинской области два друга 12 лет проявили настоящее мужество, спасая своих учителей от разрушений, вызванных падением челябинского метеорита. Это только малая часть историй про современных отважных детей и их не детские поступки. К этим событиям нужно возвращаться вновь и вновь.

Литература.

Бугров А.Ю. К 100-летию начала Первой Мировой войны. Юные герои Великой войны. 106139.html

Леостров В. Разведчики с ранцами. Дети – герои Первой мировой. life.ru›1167289

Максимов В. Дети – герои Первой мировой войны. SmolBattle.ru

Пархоменко В. Прощайте, дорогие родители, я еду оборонять Россию. Ж. Родина, №8, 2013г. стр. 142-145

Приложение 1

Интересовались ли Вы историей Первой мировой войны?

Известно ли вам, какую дату отмечает в этом году? Актуальна ли эта тема сегодня?

Участвовали ли дети в войне?

Кого вы знаете из данного списка.

 

Знаю

Не знаю

1.Кто такой Гарри Поттер?

   

2.Кто такая Кира Башкирова?

   

3.Кто такой Иван Казаков?

   

4.Кто такой Человек Паук?

   

5.Кто такая Барби?

   

6.Кто такой Иван Соболев?

   

Приложение 2. Результаты анкетирования.

 

Знаю

Не знаю

1.Кто такой Гарри Поттер?

100%

0%

2.Кто такая Кира Башкирова?

0%

100%

3.Кто такой Иван Казаков?

0%

100%

4.Кто такой Человек Паук?

100%

0%

5.Кто такая Барби?

100%

0%

6.Кто такой Иван Соболев?

0%

100%

Просмотров работы: 100