Герой мирного времени – Полина Осипенко. Проблема исторической памяти

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Герой мирного времени – Полина Осипенко. Проблема исторической памяти

Афлятунов М.А. 1
1ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»
Асеева Д.В. 1
1ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Оренбург хранит историческую память. Многие улицы города названы в честь героев-летчиков, летчиков-космонавтов, многим из которых присвоено звание Героя Советского Союза: В.П. Чкалов, Ю.А. Гагарин, Н.Ф. Гастелло, Ш.М. Абдрашитов. Среди них есть и женские имена: П.Д. Осипенко, М.М. Раскова, В.В. Терешкова.

Свою будущую профессию связываю с авиацией. Как будущий офицер, я одухотворен подвигами нашего народа, совершенными не только в военное, но и в мирное время. Однако на сегодняшний день остро встает проблема исторической памяти. Имена героев уходят в прошлое вместе с людьми.

Небольшой сквер на улице Советской в городе Оренбурге, расположенный у башни с часами, носит имя Полины Осипенко – летчицы, получившей звание Героя Советского Союза. Нужно заметить, что оренбуржцам практически неизвестно официальное название сквера. Никаких монументов, напоминавшим жителям города о легендарной летчице, в этом месте нет. Старшее поколение называет сквер «лягушками» – до начала 70-х годов прошлого века здесь располагался фонтан, украшенный шестью скульптурными изображениями этих животных. А молодежи он известен, как сквер, в центре которого находится памятник А.С. Пушкину и В.И. Далю. Этот памятник работы оренбургского скульптора Надежды Гавриловны Петиной был установлен в 1998 году в память о встрече в Оренбурге двух великих русских писателей.

Имена героев минувшей эпохи постепенно стираются из памяти новых поколений. На вопрос «Кто такая Полина Осипенко?» большинство недоуменно пожимают плечами. «Какая-то героиня», — неуверенно произносят самые смелые. А между тем были времена, когда Полина Осипенко была примером для подражания. Летчица установила 5 мировых рекордов на самолетах, как в одиночку, так и в составе экипажей, одна из первых женщин, которые были удостоены Золотых Звезд Героев.

Народ жив, пока помнит свои корни и знает свою историю. Как известно из истории, роль женщины в становлении нашего общества велика. Велика ее роль и в истории авиации.

Российская авиация всегда была на высоком уровне. Женщины во все времена вносили свой неоценимый вклад в историю русской авиации. В военное и мирное время прекрасный пол управлял штурвалом самолета на высоком уровне, ничуть не уступая авиаторам-мужчинам. Женщины-летчицы – пример сформировавшейся, сильной личности, которая достойна уважения и восхищения, которая может служить примером для подражания.

Мы считаем, что кадеты, будущие офицеры, нуждаются в хорошем примере. Для меня таким примером стала Полина Осипенко, женщина-легенда. Ее жизнь вдохновляет, заставляет размышлять над собственной жизнью, учит преодолевать трудности, в любых обстоятельствах не опускать руки. Именно поэтому данная работа посвящена одной их первых женщин-летчиц, получивших звание Героя СССР, – Полине Денисовне Осипенко.

Актуальность работы обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, в настоящее время усиливается интерес к познанию отечественной истории. Желание полнее и глубже узнать свое прошлое становится насущной потребностью, диктуется необходимостью нового осмысления пройденного пути. Возвращаются забытые имена, открываются неизвестные страницы истории Отечества. В истории страны современная молодежь находит и эталоны для подражания, и идеалы для восприятия. Восстанавливая древние святыни, преумножается чувство национальной гордости.

Во-вторых, Россия имеет много достижений, побед, которыми народ может гордиться. Однако эти достижения по различным причинам в современных условиях не получают должного общественного звучания. Молодое поколение с трудом может назвать имена женщин-летчиц. О Полине Осипенко знают немногие. Мы считаем, что необходимо знать и достойно оценить вклад женщин-летчиц в советскую авиацию. Уважительное отношение человека к своей истории формирует нашу историческую память. Только так мы сохраним свою совесть, нравственность. Хранить и беречь память — это, по мысли Д. Лихачева, «наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками» [6, с. 325]. В обществе должно быть понимание всей пагубности исторического беспамятства и невежества.

В-третьих, актуальность работе придает и тот факт, что, несмотря на возрастающий интерес к истории авиации, до сих пор нет полного исследования, касающегося проблемы определения роли женщин-летчиц в развитии советской авиации. Так, многие вопросы, связанные с именем Полины Осипенко, ее биографией и достижениями, остаются открытыми. Известно, что некоторые важные эпизоды биографии знаменитой летчицы многие годы замалчивались или фальсифицировались.

Как показал анализ литературы, до сих пор нет специального исследования, в котором была бы комплексно рассмотрена проблема истории женской авиации. Работы, в основном, посвящены подвигу русских женщин-летчиц в годы Великой Отечественной войны [1, 5, 7, 9]. Мы считаем, что в жизни всегда есть место мирному подвигу. Яркое тому доказательство – жизнь Полины Денисовны Осипенко.

Объектом исследования является советское женское воздухоплавание.

Предмет исследования: авиационная деятельность летчицы Полины Осипенко.

Цель нашей работы заключается в следующем: изучить деятельность летчицы Полины Осипенко и обосновать необходимость сохранения исторической памяти о героях мирного времени.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

Проанализировать литературу по теме исследования.

Познакомиться с историей женского воздухоплавания.

Обозначить рекорды Полины Осипенко.

Установить уровень осведомленности кадет о Полине Осипенко.

Представить проект «Героям Отечества забвенья нет»

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научной литературы и интернет-источников, анкетирование, обобщение результатов.

Новизна работы заключается в следующем: нами собран теоретический материал о жизни и авиационной деятельности Полины Осипенко; предложен проект, направленный на сохранение исторической памяти о легендарной летчице.

Теоретическая значимость: собран и систематизирован теоретический материал по истории женской авиации, подробно рассмотрена деятельность Полины Осипенко, ее авиационные рекорды.

Практическая значимость: представленная информация может использоваться на уроках и внеклассных мероприятиях патриотической направленности. Предложенный проект может быть интересен учащимся школ в разных населенных пунктах.

Работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Глава I. История женского воздухоплавания

ПЕРВЫЕ ЛЕТЧИЦЫ в истории авиации

XX называют по-разному: атомный, космический, компьютерный. Но это еще и век авиации. Так, 14 декабря 1903 года американец Вильбур Райт впервые поднял в воздух над песчаными дюнами Китти-Хоук свой аэроплан с бензиновым двигателем. Полет продолжался всего три с половиной секунды, но этого было достаточно, чтобы авиационная лихорадка охватила земной шар [7, с. 234]. Создаются авиационные заводы и летные школы, учреждаются призы за рекорды дальности, высоты, продолжительности полета.

В процессе изучения данной темы мы задались первым вопросом: «Кто стала первой летчицей в мире и у нас, в России?» Изучив соответствующую литературу, мы нашли ответ на свой вопрос. Итак, первой женщиной в мире, получившей лицензию пилота 8 марта 1910 года, стала баронесса Раймонда де Ларош (настоящее имя Элиза Раймонда Дерош). В июне 1919г. де Ларош поставила два «женских» мировых рекорда — на высоту и дальность полета [7, с. 234].

Летных школ в России еще не существовало, первые наши авиаторы учились во французских летных школах. Летное дело считалось крайне рискованным по тем временам. Ведь только к концу 1910 года в мире погибло 34 летчика и 6 аэронавтов, число же пострадавших в авариях вообще было огромно. «Ужасный случай на аэродроме», «Гибель авиатора», «Тяжелая авария при спуске» — заголовки подобного рода не сходили с газетных полос [9].

В ноябре 1910 года в Гатчине открылась частная авиационная школа «Гамаюн», владельцем которой был С.С. Щетинин – основатель «Первого русского товарищества воздухоплавания» [1, с. 145]. Самой первой россиянкой, поднявшейся в небо на аэроплане в качестве пилота, стала Лидия Виссарионовна Зверева. Она мечтала пойти по стопам баронессы де Ларош. Русских летчиц окрестили авиатриссами.

Галанчикова Любовь Александровна – вторая дипломированная летчица. До того как стать летчицей, она была известной певицей. Диплом пилота-авиатора она получила 22 октября 1911 года. Стала первой русской летчицей-рекордсменкой мира, поднявшись на высоту 2200 м на аэроплане, первой русской летчицей-испытателем самолетов [1, с. 107].

Кто же из советских летчиц стала первым Героем Советского Союза?

Три советские летчицы Марина Раскова, Валентина Гризодубова и Полина Осипенко, совершившие беспосадочный перелет Москва-Дальний Восток на двухмоторном самолете АНТ «Родина», за установление женского международного рекорда дальности перелета по прямой и за проявленное при этом выдающееся мужество и выдержку 2 ноября 1938 года получили высокое звание Героя Советского Союза. Три высотных мировых рекорда, установленных Полиной Осипенко, не побиты до сих пор.

Летчица-орденоносец

В 1936 году летчица Полина Осипенко была представлена руководству Советского Союза и, стоя на Кремлевской трибуне, заявила: «Обещаю летать выше всех девушек мира!» [8]

Женщина-летчица установила 5 мировых авиационных рекордов высоты и дальности полета для женщин. Опираясь на научные источники [1, 2, 3, 4], представим рекорды П. Осипенко.

«Обещаю летать дальше всех!» (рекорды по высоте)

Свой первый подвиг молодая женщина совершила в 1937 г, когда смогла побить сразу три международных рекорда по высотным полетам, как с грузом, так и без нагрузки.

Рекорд 1

22 мая она выдает свой первый рекорд на самолете МП-1 («морской пассажирский первый»), обойдя итальянскую летчицу Контессу Негроне, поднявшуюся в гидросамолете на высоту 620 м. Осипенко взяла высоту 9100 м.

Рекорд 2

Через три дня, утром 25 мая, имея на борту груз 500 кг, Полина Денисовна покорила высоту 7605 м. Вечером этого же дня с грузом весом 1 тонна отважная летчица подняла самолет на высоту 7900 м, совершив потом мастерскую посадку на гладь Севастопольской бухты.

Отметим, что на таких высотах было минус сорок градусов, приборы замерзали, а мотор отказывался работать в разреженном пространстве. Представитель конструкторского бюро потом сказал Полине, что она смогла выжать из машины все. На что Осипенко с задором ответила: «Человек может сделать больше!»

Если летать – то дальше всех (рекорды по дальности)

Энергия летчицы была неиссякаемой. Полине Денисовне требовались новые горизонты для преодоления. Высоту она уже покорила, теперь принялась за расстояния. Дальние полеты показались Осипенко заманчивой перспективой.

Рекорд 3

В 1938 году женский экипаж под командованием Полины Денисовны Осипенко (ее авиационные подруги – штурман-радист Марина Раскова и летчица Вера Ломако) установили новый мировой рекорд на дальность полета по замкнутой кривой на гидросамолете – 1749 км (маршрут следования: Севастополь – Евпатория – Очаков – Севастополь, время полета – 9,5 часов).

Рекорд 4

2 июля 1938 года экипаж в том же составе (Полина Осипенко, второй пилот Вера Ломако и штурман Марина Раскова) установил женский мировой рекорд полета по прямой на гидросамолете через всю страну (Севастополь – Киев – Новгород – Архангельск), преодолев с грузом 5,5 тонны за 10 часов 33 минуты 2372 км. Гидросамолет все время летел над сушей, вынужденная посадка исключалась. Большую часть пути пробивались сквозь густую облачность, летели «вслепую». Несколько раз самолет обледеневал. Этим полетом летчицы за 10 часов 33 минуты соединили воздушной трассой Черное и Белое моря и установили новый мировой рекорд.

Объятиями, цветами и улыбками встретила героических женщин после перелета Москва. После этого Полина стала любимицей всего Советского Союза. Из разных отдаленных уголков огромной страны ей приходили мешки писем, девушки спрашивали, куда поступить на учебу и как стать летчицей, женщины доверяли ей свои тайны и просили советов. Ни одно письмо не оставалось без ответа.

П. Осипенко наградили орденом Ленина, присвоили звание капитана. 6 июля газета «Правда» опубликовала стихотворение Александра Твардовского «Полина», начинавшееся словами:

Над великой русскою равниной,
  Над простором нив, лесов и вод –
  Летчица по имени Полина
  Совершила славный перелет..
. [4]

О том, как готовился и проходил перелет, Полина Осипенко написала книгу «От Черного к Белому морю», выпущенную в 1938 году.

Рекорд 5

 Следующим шагом в развитии советского женского воздухоплавания должен был стать беспосадочный полет на дальний Восток. Бесстрашная и настойчивая летчица совершила еще один подвиг, обессмертивший ее биографию. Командиром корабля назначили Валентину Гризодубову. Вторым пилотом назвали П. Осипенко, хотя уверенности в том, что она согласится на вторую роль, не было. Но от Полины пришла телеграмма: «Согласна хоть третьим, только бы принять участие в перелете». Третьим членом экипажа стала штурман Марина Раскова [4; 5, с. 344].

24-25 сентября 1938г. на самолете АНТ-37 женский экипаж осуществил беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток, длиной 6450 км, установив новый авиационный мировой рекорд по дальности. Правда, немногим известно, что полет был не совсем удачным. 24 сентября 1938 года двухмоторный ДБ-2 «Родина», взлетев с подмосковного аэродрома, взял курс на Дальний Восток. Низкая сплошная облачность мешала полету уже со старта, штурману Расковой приходилось прокладывать курс по приборам. Пробираясь сквозь облака, самолет долго шел в слепом полете. Вскоре обнаружился еще один коварный враг – обледенение. Чтобы сбить лед с лопастей пропеллера, летчицы до придела увеличили обороты винта. Донимала болтанка. После Урала связь с землей прервалась.

Из-за отсутствия связи летчицы прошли мимо города Комсомольск-на-Амуре. Когда показалось Охотское море, тревожно вспыхнула лампочка, сигнализируя, что бензина осталось на полчаса. Командир корабля В. Гризодубова приняла решение на жесткую посадку с убранным шасси в тайге. Она приказала М. Расковой прыгать с парашютом, потому что подобная посадка в первую очередь опасна для сидящего впереди штурмана (штурманское место находилось впереди и снизу самолета). Самолет посадили на болота в верховьях таежной реки Амгунь.

  Точного места приземления «Родины» никто не знал. Начались поиски. При этом поиски летчиц продолжались в течение 10 дней на огромном пространстве от Урала до Дальнего Востока. От Байкала до Охотского моря над тайгой, горными хребтами, непроходимыми болотами летали самолеты. Охотники, жители далеких поселков ушли в таежную глушь. 3 октября экипаж был обнаружен с воздуха. Из села Керби вышел катер «Дальневосточный», который, дойдя до верховьев бурной Амгуни, подобрал в тайге героических женщин. На каждой станции, в каждом городе, от Керби до Москвы их встречали восторженные толпы людей.

Потом оказалось, что за 26 часов 29 минут беспосадочного полета «Родины» было преодолено расстояние в 6450 км. Мировой рекорд дальности полета для женщин оказался перекрыт более чем на полторы тысячи км.

За свой подвиг 2 ноября 1938 г. Гризодубова, Осипенко и Раскова, первыми из женщин страны, получили звание Героев Советского Союза и повысили звания. Полину Денисовну Осипенко назначили наставником пилотов – истребителей, позже она была избрана делегатом XVIII съезда ВКП(б). Награждена орденами Ленина (дважды), Трудового Красного Знамени.

Глава II. Реализация идеи по сохранению исторической памяти

2.1. Диагностическая картина осведомленности кадет о Полине Осипенко

В настоящем параграфе представлены результаты анкетирования (опроса), проведенного среди кадет Оренбургского президентского кадетского училища. Целью анкетирования явилось определение уровня знаний о Полине Осипенко и ее достижениях. Экспериментальную группу составили кадеты 6 – 8 классов (всего – 180 человек). Мы посчитали, что данные, полученные в этих классах, окажутся достаточными для выявления общей картины уровня осведомленности кадет о Полине Денисовне Осипенко.

Нами предложено было ответить на следующие вопросы:

Назовите известных вам летчиков, имеющих звание Героя Советского Союза/Российской Федерации.

Назовите известные вам имена женщин-летчиц.

Знаете ли вы, что сквер на улице Советской г. Оренбурга, расположенной у башни с часами, носит имя легендарной советской летчицы? Назовите ее имя.

Что вам известно о Полине Осипенко?

Результаты анкетирования отражены в диаграмме.

Представим общую картину результатов анкетирования. Как видно из диаграммы, кадеты имеют низкий уровень осведомленности о женщинах-летчицах и Полине Осипенко, в частности. Лишь 11 % опрошенных респондентов знают, кто такая Полина Осипенко. Большинство опрашиваемых затруднились назвать имена женщин-летчиц. Кадетам неизвестно, в честь кого назван сквер в самом центре города Оренбурга на улице Советской.

Таким образом, анализ ответов позволил сделать вывод о недостаточном уровне осведомленности кадет о легендарной женщине-летчице. Очевидно, следует познакомить учащихся с подвигами женщины, которая была кумиром и любимицей всей страны. Мы должны хранить историческую память. Не зря народная мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своем прошлом, достойна будущего».

Нами предложен проект «Героям Отечества забвенья нет», целью которого считаем сохранение народной памяти и увековечивание имен героев мирной жизни. Идея проекта подробно рассмотрена в следующем параграфе.

2.2. НАШ ПРОЕКТ «Героям Отечества забвения нет»

«Мы говорим: зачем поминать? Зачем поминать старое? Теперь уж этого нет больше... Прошло? Изменило форму, но не прошло... Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее» [10, с. 224]. Эти размышления Льва Толстого в статье «Николай Палкин» не устарели и актуальны до сих пор.

Мы, кадеты Оренбургского президентского кадетского училища, будущие офицеры, понимаем, что лишь тот народ, который воспитывает молодежь на примере своей героической истории, может быть уверен в завтрашнем дне. Патриотизм, как нравственное чувство, является мощным стимулом достижения успеха в международной конкуренции, сохранения и укрепления российской цивилизации.

Мы считаю, что сохранение памяти о героях мирного времени – часть основы дальнейшего духовного развития России в XXI веке. Память истории, сочетающаяся с чувством гордости за историю и свой народ, – основа достоинства нации.

Анализ научной литературы, интернет-источников, результаты анкетирования, беседы с преподавателями показали, что на сегодняшний день назрела необходимость создания инициативного проекта, который бы позволил повысить патриотическое сознание, нравственные ориентиры молодого поколения.

Поэтому мы решили разработать социально значимый проект «Героям Отечества забвения нет», направленный на формирование гражданской позиции личности через приобщение к отечественным патриотическим традициям, через проведение информационно-просветительской работы среди обучающихся по пропаганде патриотического отношения к своей Родине и сохранения исторической памяти о героях мирного времени.

Согласно нашим представлениям, база проекта представляет собой комплексный информативный ресурс, включающий:

создание мемориального объекта «Полина Осипенко. Летчица-орденоносец»;

мемориальный парк «Обещаю летать выше всех девушек мира!»

Неповторимо лицо города Оренбурга. Создают его архитектурные постройки, городские скульптуры, парки, скверы, памятники истории и культуры, запечатлевшие события, государственных деятелей, людей науки, литературы и искусства. В парках и скверах исторические воспоминания особенно ярки. В них открывается временная перспектива.

На улице Советской в парке, повещенному Полине Осипенко, мы предлагаем установить мемориальный объект в честь знаменитой летчицы, содержащий фрагмент из стихотворения А. Твардовского «Полина».

3) создание сайта, где будет собрана вся информация по представленной теме «Героям Отечества забвенья нет»;

4) создание электронного заочного маршрута «По улицам героев».

5) создание учебных макетов «женщины-летчицы». Полина Осипенко».

Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Д.С. Лихачева в «Письмах о добром и прекрасном» очень метко заметил, что величайшее нравственное значение памяти – преодоление времени, преодоление смерти. «Беспамятный» – это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ [6, 325].

Надо хранить наше прошлое: оно имеет самое действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной.

Мы надеемся, что сформулированные нами предложения будут способствовать повышению патриотического сознания оренбуржцев и сохранению исторической памяти о героях мирного времени.

Заключение

Настоящая работа посвящена изучению авиационных достижений Полины Денисовны Осипенко. Мы поднимаем проблему сохранения исторической памяти о героях мирного времени. Из каких событий прошлого Россия черпает силы и воспитывает будущих офицеров Российской армии? На наш взгляд, ярким примером для подражания, примером, достойным уважения и восхищения, является жизнь Полины Осипенко. В работе рассмотрены авиационные достижения летчицы, рекорды, которые не побиты до сих пор.

Как показал анализ научной литературы, несмотря на возрастающий интерес к истории авиации, до сих пор нет специального полного исследования, в котором была бы комплексно рассмотрена история женской авиации в мирное время, определена роль женщин-летчиц в развитии советского воздухоплавания. Работы, в основном, посвящены подвигу русских женщин-авиаторов в годы Великой Отечественной войны.

Проведенное нами анкетирование выявило проблему низкого уровня осведомленности учащихся о женщинах-летчицах и, в частности, о Полине Осипенко. Ментальный разрыв между поколениями привел к тому, что начинает утрачиваться историческая память о героях мирного времени. Нам, будущим офицерам, связывающим свою дальнейшую жизнь с профессией защитника Отечества, представляется важным понять необходимость таких качеств, как несгибаемая воля, стойкость, смелость, самоотверженность, решительность русских людей

С целью сохранения исторической памяти, формирования нравственного облика будущего офицера, патриотического воспитания молодежи нами предложен проект «Героям Отечества забвения нет».

Перспектива нашей работы заключается в изучении авиационных достижений женщин-летчиц, создании электронного альбома «Женская авиация в лицах», а также в продолжении работы над проектом «Героям Отечества забвения нет» и реализации выдвинутых идей.

Список использованной литературы

Воробьев В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза. Справочник. – СПб.: Аграф +. – 2010. – 640 с.

Герои Советского Союза: Историко-статистический очерк / Д.Н. Артамонов, А.А. Бабаков, Н.В. Борисов и др.; / Под ред. И.Н. Шкадова. – М.: Воениздат, 1984. – 288 с.

Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь в двух томах.— Т. 2. Любов — Ящук / Пред. ред. коллегии И. И. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — 863с.

Герои страны http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=654 (дата обращения 18.03.19)

Героини войны. Очерки о женщинах – Героях Советского Союза . – М.: Госполитиздат, 1963. — 719 с.

Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. Письмо сороковое «О памяти». – М.: Издательство АСТ. – 2018. – 448 с.

Новая иллюстрированная энциклопедия : в 20 т. (Но – Пс). / гл. ред. А.П. Горкин. – М.: Большая российская энциклопедия, 2001. – 934 с.

Посвященная Аполлону: за какие заслуги птичница Полина Осипенко была похоронена в Кремлевской стене? // Блог журналиста Владимира ШАКА. – Газета «МИГ», город Запорожье. https://vladimir-shak.livejournal.com/2604.html (дата обращения 20.03.19)

Николаева Н. И., Николаев А. А., Сопова А. С. Значение памятных дат Великой Отечественной войны для патриотического воспитания будущих военных летчиков (75-летию Битвы за Москву посвящается) // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 386-389. — URL https://moluch.ru/archive/134/37701/ (дата обращения: 20.03.2019).

Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 томах. – Том 17. Избранные публицистические статьи. – М.: Художественная литература». – 1984. – 290 с.

Просмотров работы: 174