Введение.
Истоки культа животных уходят корнями в глубокую древность. В основе культа лежит тотемизм (от алгонкинского «ототем» - его род) - одна из ранних форм религии первобытного общества, основывавшаяся на совокупности верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с верой в сверхъестественное родство людей с различными предметами, явлениями и существами (тотемами). Для тотемизма характерно восприятие тотема (животного, растения, явления природы и т.д.) как реального первопредка, чьи покровительство и защита обеспечивают жизнь и благосостояние всех, связанных с ним общим происхождением и узами кровного родства. Гроза, гром, дожди, ураганы и засухи - причин возникновения этих природных явлений древние люди не знали, но осознавали их разрушительную силу, поэтому стихии для первобытного общества были одновременно предметом и страха, и поклонения. То же самое отношение у наших далеких предков было и к животным - люди замечали, что у многих представителей фауны намного больше физической силы и физических возможностей, чем у человека, поэтому и начали отождествлять животных с богами. Соединив человеческий облик с обликом почитаемого животного, древние люди создали зооморфных божеств. У одних было туловище человека и голова животного, у других голова или торс человека соединялись с туловищем животного. В мифологии многих народов мира мы встречаем подобных божеств: в древнеегипетской, месопотамской, китайской, древнегреческой, древнерусской, древнескандинавской.
Особо важное место занимают зооморфные божества и животные в мифологии и культуре Индии. Изображениями животных пестрит индийское декоративно-прикладное искусство и архитектура храмов. Они упоминаются в религиозных текстах и легендах, в индуистском пантеоне животные выступают даже как транспортные средства богов и богинь. Но результаты опроса (Приложение 1)разных возрастных групп показали, что респонденты мало знакомы с индийской мифологией. Только 17% назвали каких-либо мифических существ Индии , 3% знают суть понятия «зооморфизм», 10 % опрошенных назвали зооморфное божество (из них- 7% назвали Ганешу, это учащиеся 5 классов, что связано, видимо, с изучением в данных классах истории Древней Индии, 2%-взрослые и 1%-старшеклассники). При этом респонденты показали хорошие знания греческой и египетской мифологиях.
В научно-исследовательской литературе, изданной на русском языке, этому вопросу также уделяется немного внимания. В основном это главы в энциклопедиях и сборниках мифов народов мира. Первой попыткой изложения на русском языке в доступной форме наиболее популярных и интересных в художественном отношении мифов, запечатленных в памятниках древнеиндийской литературы, является книга Темкина Э.Н. и Эрмана В.Г. «Мифы Древней Индии», изданная в 1982 году. Наиболее подробной является энциклопедия «Индийская мифология», изданная в 2004 году. Но во всех этих изданиях не представлен полный пантеон зооморфных существ и культовых животных индийской мифологии, также нет исследований, в которых бы сравнивались эти существа с подобными в мифах других народов мира. Немало внимания изучению общих черт в индийских и славянских мифах уделяла этнограф и искусствовед Жарникова Светлана Васильевна, но отдельного издания её наблюдений так и не вышло.
Цель исследования –показать уникальность зооморфизма божеств и культа животных в индийской мифологии.
Задачи: -найти отличительные особенности зооморфных божеств и культа животных в индийской мифологии; - сопоставить их с культами других народов мира; -показать влияние древних культов на современную жизнь людей.
2.Зооморфные существа.
Словарь иностранных слов дает определение зооморфизма (от греческого zoon - животное + morphe – форма) как представления богов в образе животных[12], воплощающих сущность богов, что являлось главным элементом многих древних языческих религий.
Именно в индийских мифах наряду с реальными представителями животного мира в большом колтчестве фигурировали и фантастические зооморфные существа.
Ганеша — бог мудрости и благополучия, сын бога Шивы и супруги его Парвати-
изображается в виде полного четырёхрукого человека с головой слона и одним бивнем. Головы Ганеша лишился, когда бог Шани на его дне рождения отказался взглянуть на ребёнка, будучи скованным проклятьем,. Однако, по настоянию Парвати, он всё же посмотрел на Ганешу и своим взглядом испепелил ему голову, после чего велел найти для сына голову первого попавшегося на пути существа, спящего головой на север, коим оказался слон Айравата (вахана бога Индры).
Ханума́н — обезьяноподобное божество, часто считающееся одним из воплощений высшего бога Шивы сын бога ветра Ваю и апсары Аджаны, которому Индра сломал челюсть за попытку съесть солнце. Исцеливший его позднее Брахма добавил ему в качестве утешения неуязвимость ко всем видам оружия. Хануман — это верный друг и соратник легендарного воителя Рамы. Хануман обладал такой физической мощью, что мало кто даже из сильнейших демонов мог с ним соперничать.
Гаруда («большекрылый») - божественный царь всех птиц, по могуществу равный Солнцу, вахана Вишну, перед которым трепещут змеи, наги и простые смертные. Вылупился из огромного яйца через пятьсот лет после того, как его снесла мать.Птенец сразу же взмыл ввысь, едва родившись. С каждым взмахом крыльев он рос и вскоре заполнил своим сверкающим телом полнеба. Ему было дано право пожирать «дурных» людей, отсюда и его имя – «пожиратель». У Гаруды голова, крылья, когти и клюв птицы, а тело и ноги - человека. Наги и существа семейства Гаруды - заклятые враги. Считается, что Гаруда охраняет людей от укусов змей и вредоносоного влияния нагов.
Кинна́ры— полубожественные существа, люди, имеющие конские головы, или же птицы с головами людей. Одна из версий их появления –рождение из стоп Брахмы. Эти существа входят в свиту бога Куберы; по роду занятий — небесные певцы и музыканты.
3. Ваханы.
Почти каждый бог в мифах Индии имеет вахана -существо, используемое богами как средство передвижения Ездовые животные могут быть как реально существующими, так и мифическими, или смесью обоих типов. Вахана является и символом божества, чьим ездовым животным является. Ваханы, кроме того, умножают силу своих повелителей (Дурга не смогла бы победить демона Махишасуру без помощи своего ваханы — льва Манаштхалы) и властвуют над злыми силами и пороками (Сканда, чья вахана — павлин, обладает властью над тщеславием). Ваханы, как правило, ставятся около индуистских храмов, и по ним можно определить, какому богу посвящён данный храм. Возглавляет индийский пантеон тримурти - триада, объединяющая трёх главных божеств индуистского пантеона (Создателя, Хранителя и Разрушителя). У каждого из этих божеств есть свой вахана. Хамса - лебедь,вахана Брахмы, символ справедливости и умения отличать доброе от злого. Гару́да— получеловек и полуптица. Вахана бога Вишну, борец со змеями-нагами, а также царь птиц, один из символов просветлённого ума. На́ндин— слуга и друг Шивы, белый бык, олицетворяющий мощь. Айрава́та— белый слон, вахана бога Индры (царя богов). У Айраваты четыре бивня и семь хоботов. Его супруга — слониха Абхараму. Вышел из мирового океана во время пахтания. Старший над диггаджи (слонами-хранителями восьми направлений света). Тигр или лев Манаштхал – вахана одной из самых популярных индийских богинь Дурги, которую которую призывают для защиты. Вахана бога Царства Мёртвых Ямы – чёрный буйвол. Вахана Ганеши – крыса.
4. Локапалы и диггаджи.
4.1Локапа́лы - божества-властители и охранители сторон света. (Приложение 2)
Кубе́ра или Виттешвара — одноглазый бог богатства и светлокожий владыка севера, ваханой которого является мангуст. Сома – бог луны и божественного напитка сомы. Локапала северо-востока. Восседает на колеснице, запряжённой антилопой или десятью белыми конями. Индра – бог грома и молний, глава богов, а также бог битвы, локапала востока. Су́рья — бог Солнца, атрибут — колесница, запряжённая семью лошадьми, олицетворяющими солнечные лучи. Локапала юго-востока. Агни́—бог огня, домашнего очага. Локапала юго-запада .Вару́на — верховный хранитель справедливости и судья, а также бог мировых вод. Локапала северо-запада. Вахана-Макара (морское чудище) / черепаха / лебедь. Ваю́— бог воздушного пространства и ветра. Локапала северо-запада. Вахана-антилопа. Яма- владыка царства мёртвых. Локапала юга. Вахана-чёрный буйвол.
4.2. Диггаджи. У каждого локапалы свой слон-диггаджа, который также является хранителем этой стороны света. (Приложение 3)
5. Священные змеи. Наги.
Вритра — змееморфный демон хаоса. В его распоряжении гром, молния, град, туман. Убит Индрой. Васуки —змей, которого боги и демоны использовали для взбалтывания океана для и добычи амриты – эликсира бессмертия. В процессе взбалтывания из Васуки выделился смертельно опасный яд, который во спасение жизни на Земле согласился выпить Шива.Ше́ша— тысячеголовый змей, царь всех нагов, который поддерживает землю. Шеша выступает олицетворением вечного времени. Опора Вишну. На́ги — могущественные и мудрые змееподобные мифические существа. Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой, укрытой сверху веером змеиных голов. Обитают в пещерах и водоёмах, на земле, в воде или под землёй
Санскритское слово аватара в буквальном переводе означает «нисходить» (аватарати) и подразумевает нисхождение бога в более низкие сферы бытия с определённой целью. Считается, что один бог может иметь множество аватаров, отличающихся своим видом, возможностями и характером.
Ганеша воплощался восемь раз в различные эпохи и имел следующие имена: Вакратунда, что означает «с закрученным хоботом»,Экаданта — «с одним клыком», Манодара — «с большим животом», Гаджанана — «слоноликий»,Ламбодара — «с висящим животом»,Виката — «необычный», Вигхнараджа — «властелин препятствий». Дхумраварна — «серого цвета».
У бога Вишну 22 аватара, среди которых также есть животные. Ма́тсья (рыба) — первая аватара Вишну, которая спасает Ману, первочеловека, прародителя новой человеческой расы от потопа. Ку́рма — вторая аватара Вишну, принявшего образ черепахи, которая является символом Мироздания: две створки её панциря — Небо и Земля, пространство между ними — мир богов, природы и людей. Вара́ха — третья аватара Вишну, явившегося в образе вепря для того, чтобы поразить демона, который забрал Землю на дно вселенского океана. На своих клыках он вынес Землю из океана и поместил её обратно на своё место во вселенной. Ка́лки — разрушитель и мессия, десятое воплощение Вишну,который изображаетсяизображается белым на чёрном коне или ,наоборот, чёрным на белом коне. Нараси́мха—существа с человеческим туловищем и львиной головой - «великий защитник» , особой миссией которого является защита своих подданных.
7.Священные мифологические животные.
Бхулинга – чудесная птица, известная тем, что выбирает куски мяса между зубами льва, забираясь к нему в пасть, хотя сама наставляет людей не быть опрометчивыми.
Сура́бхи («сладко пахнущая») - чудесная корова, исполняющая желания владельца.
Павлин – священное животное Сканды. По другой версии – сын Агни.
8. Современное почитание животных в Индии.
Индийцы верили, что человек живёт 7 раз. После смерти душа перемещается в новое тело (реинкарнация). И не только человеческое. Душа умершего может вселиться, например, в животное, пресмыкающееся или насекомое. Именно поэтому в Индии до сих пор сохранилось почитание многих животных. Сознательное причинение вреда священным (как, впрочем, и другим) животным в индийском обществе считается тяжким проступком и карается на законодательном уровне.
Корова занимает основное местои приравнивается к статусу матери. Согласно индуистской мифологии, чтобы после кончины добраться до небес, необходимо переплыть речку. Сделать это возможно только при помощи коровы, держась за ее хвост.
Из-за своего священного статуса корова может гулять в абсолютно любом месте Индии.
Слон – символ Индии. Принято считать, что существование человечества возможно только до тех пор, пока эти великие и спокойные животные держат мир на своих бивнях. Слоны являются непременным атрибутом многих храмов - храмовые слоны не только участвуют в праздниках, но и благословляют верующих, касаясь их головы хоботом.
Обезьяна. По старинному преданию Хануман украл вкусные плоды манго из сада мифического великана и подарил их людям, за что его поймали и приговорили к сожжению заживо, но ей удалось погасить огонь и остаться в живых. Это предание и подтолкнуло индийцев к тому, что они стали относить обезьяну к ряду священных животных, и даже живых богов. Для них строятся целые храмы, где их почитают.
Змея. Наиболее ярким был культ змей в древней Индии; эти пресмыкающиеся свободно ползали по улицам городов и селений, могли беспрепятственно заползать в дома и в храмы, а убить змею считалось грехом. Сейчас каждый год индусы отмечают фестиваль змей, а такая профессия, как заклинатель змей, сохранилась до сих пор.
Крыса. В Дешноке, на северо-западе Индии, при храме Карни Мата проживает множество крыс, считающихся инкарнациями местных жителей.
Гавиал – свяшенное животное Индии, представитель самого старого вида крокодилов.
9. Животные и зооморфные существа в мифах народов мира.
Культ животных-предков был одним из наиболее ранних религиозных культов человечества. У некоторых народов животные считались не только основателями рода, но и участниками творения Вселенной. Так, согласно мифологии айнов, разделение суши, воды и неба было осуществлено по заданию верховного бога Пасе камуя трясогузкой[7], а по преданию индейцев хайда мир и вовсе возник от криков ворона.
В мифологии Девнего Египта встречается много зооморфных божеств. Боги Гор, Сет, Тот, Себек, богини Нут, Бастет и другие божества изображались с головами различных животных. В египетских мифах богиня Нут (Небо) - корова рождает Pa-золотого телёнка; Ра в образе кота убивает змея; Ра борется со змеем Апопом. [1] Многие древнеегипетские боги изображались в виде животных. Во всём Египте почитался бык Апис, содержавшийся в особом помещении: ритуал его погребения отличался особой пышностью. Апис связывался с богом Пта как его душа и как оракул. В Древнем Египте каждое племя чтило своего покровителя - животное (культ быка Аписа в Мемфисе, кошки Баст в Бубасте, сокола Хора в Эдфу и Летополисе).
Достаточно много таких существ в древнегреческой мифологии: Кекроп, Тифон, кентавры, крылатый конь - Пегас, Минотавр, гарпии, сирены, Змеедева Ехидна, Горгона Медуза. Но зооморфных божеств в у греков не было. Но боги принимали облик животных: Зевс – быка, Леда – лебедя. На службе у богов были животные: у Зевса – орел, у Афины – сова и змея, у Аида – трехглавый пес Цербер, у Артемиды – лань. Одним из неизменных атрибутов Посейдона была колесница, запряженная четверкой лошадей. Многие подвиги Геракла были связаны с животными. Тесей убивает быкоголового Минотавра. Фрикса и Геллу спасает золоторунный баран. Ясон в Колхиде укрощает огнедышащего быка и добывает золотое руно, охраняемое драконом. Одиссей проплывает между Сциллой и Харибдой. Он единственный человек кто слышал пение сирен и остался жив. В древнегреческой мифологии есть упоминание о племени керкопов, нaceлявших остров Питекуса (обезьяний остров) и превращенных Зевсом в обезьян за их постоянную гнусную ложь.
В славянской мифологии также встречаются подобные персонажи. К наиболее древним следует отнести Ящера. Бога Велеса иногда изображали в виде медведя. Китоврас – получеловек-полуконь (кентавр). Птица с человеческим лицом или головой была и у славян, причем не одна. Вещая птица Гамаюн - это сказочная птица с человеческим лицом. Она является вестником богов, посланником неба, то есть она доносила до людей высшую волю. Гамаюн родилась вместе с нашей планетой, поэтому знает все и даже может предвещать будущее. Алконост – еще одна райская птица с человеческим лицом-символизирует радость и счастье, хорошо относится к людям, помогает, предупреждает о несчастьях. Сирин- темная птица с человеческим лицом - символизирует скорбь, печаль, она является вестником царя подземного мира. Стратим - прародительница всех мифических птиц. Она гигантская и очень таинственная, живет на море и весь мир может заслонить своим правым крылом. Когда она взмахивает крыльями, то волны покрывают водную гладь, а крик птицы вызывает бурю. Полет Страфили вызывает жуткое наводнение, потоп, который опасен не только для кораблей, но и для городов. Священная Небесная Корова Земун была сотворена Родом и являлась матерью Велеса от Рода Вышня. Поэтому Велес часто изображается как бык или человек с бычьей головой и зовётся Велесом-Коровичем.[2] Среди мифологических персонажей славян встречаются Кот-Баюн, русалки (полудевы-полурыбы), многоглавый огнедышащий Змей-Горыныч. Но среди этих зооморфных существ только одно божество: Радогаст-крылатый бог гостеприимства, плодородия, урожая и торговли.
Змей — в мифологиях многих народов символ плодородия, земли, воды, дождя с одной стороны, а также домашнего очага и небесного огня — с другой. Представление о существах со змеиным туловищем и человеческой головой развито в древнегреческой, индуистской, эламской и некоторых других мифологиях. Для японской, китайской и ряда индейских традиций характерен образ рогатого змея. [1] У древних майя: бог-змей Йаш Чан (на рельефах змей с человеческой головой, в рукописях - человек), бог дождя Тит Соот (изредка - голова дождя, тело змеи, обычно - человек), бог-улитка, бог-лягушка (однажды в человеческом облике), бог-гриф Ти (птица или человек с головой грифа), Небесный пёс (олицетворение молнии) и др.; у ацтеков: Кецалькоатль - бог солнца в виде пернатого змея; Коатлике - полуженщина-полузмея; Тлалтекутли - бог земли с чертами крокодила и жабы. В Вавилоне - Иштар в образе коровы, собаки, голубя; Тиамат - в образе зверя-птицы (дракон); Мардук в связи со змеей, хищной птицей, драконом и др. Слоноголовое существо Нандикешвара (Япония) - божество гармонии, счастья и достатка, охраняющее буддийский закон. Тикбаланг (Филиппины) - высокий человек с лошадиными копытами и головой. Обезьяноголовое существо Сунь У-кун (Китай) - Царь обезьян. Сунь У-Кун - родоначальник стиля обезьяны в ушу, поэтому занимающиеся восточными единоборствами пользуются этим талисманом, наделяющим их силой, ловкостью и быстротой. Обезьяну считают своим предком некоторые племена восточных и юго-восточных районов Тибета. Существует миф о происхождения тибетцев от брака ведьмы Багрин-мо (Демоница Ущелья) с царем обезьян Багрин-по (Демон Ущелья). Потомков этого брака называют шазадонмар ("едоки мяса с красным лицом"). Им приписывалась способность превращаться в больших обезьян. Во многих мифах разных народов утверждается, что обезьяны произошли от людей. Южноафриканские зулусы усматривали причину деградации людей в их чудовищной лени. В скандинавской мифологии также встречаются фантастические животные. Одним из первых живых существ была корова Аудумла.Она возникла из инея вместе с первовеликаном Имиром и питала его своим молоком. Сама же она лизала соленые ледяные глыбы, и постепенно, пока лизала она лед, на льдине показались на первый день человеческие волосы, на второй день - человеческая голова, а на третий появился весь человек по имени Бури.У Одина был восьминогий жеребец Слейпнир, а у Фрейра – золотой вепрь Гуллинбурсти. Среди детей бога огня Локи были волк Фенрир и змея Ёрмунганд. Сам же Локи мог превращаться в лошадь и лосося, а накинув соколиное оперенье – в сокола. Одину служили два ворона Хугин и Мунин, также два волка Гери и Фреки. Каждый день вороны облетали весь мир, а волки обегали землю и докладывали Одину о том, что происходит в мире. Герой Сигурд убил дракона Фафнира. [11]
10. Заключение.
Целью данного проекта было исследование зооморфных божеств, культа животных в индийской мифологии и сопоставление её с похожими культами других стран и народов мира, а также влияния древних культов на современную жизнь людей. В ходе работы установлено: 1. Практически у всех народов мира в мифологии присутствуют зооморфные божества, божественные и фантастические животные, которые играют большую роль в деяниях богов и героев. Особенности выбора таких существ связаны с территорией обитания тех или иных животных и роли их в жизнедеятельности народов, создававших мифы. Но по количеству зооморфных божеств Индия может быть сравнима только с Египтом, в других же мифах таких божеств намного меньше. (Приложение4)
2.У целого ряда народов первосуществом является корова-прародительница или кормилица богов и первых людей. У каждого народа есть свои змеи и драконы. Персонажи мифов превращаются из людей в животных. Это может свидетельствовать о древности возникновения данных культов, а возможно, и о едином центре, где возник культ.
3. У многих народов сохраняется многовековая традиция почитания животных. Но именно в Индии это явление находит наиболее полное отражение и в религиозных культах, и в повседневной жизни людей.
4.Несмотря на наличие некоторых общих черт с мифами других народов, индийская мифология уникальна и именно в ней наибольшее количество аватаров , вахан, Локапалы и диггаджи.
Список литературы 1.Босье С. Мифы и легенды народов мира. - М; Изд-во «Махаон», 2004. 2. Белова О. В. // Славянские древности— М. : Межд. отношения, 2009 2.Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. - М.: Изд-во «Эксмо», 2006. 3. Индийская мифология. Энциклопедия.- М. «ЭКСМО», СПБ «МИДГАРД», 2004. 4.Кельтские мифы и легенды. - М: Изд-во «Э», 2017. 5. Мифологический словарь. -М., 1997. 6.Мифологии древнего мира. - М., 1990. 7.Мифология айнов // В мире мифов и легенд— СПб.: ТОО «Диаманд», 1995. 8.Мифы народов мира в 2-х частях.- М.: РОСТ, Скрин, МИРОС, 1996. 9.Мифы народов мира. Энциклопедия. - М., 1982. 10. Новейший философский словарь. - Минск. Книжный дом А.А.Грицанов, 1999. 11.Cкандинавские мифы и легенды. - М: Изд-во «Э», 2017. 12.Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006. 13. Соколова З.П. Культ животных в религиях.- Москва: Издательство «Наука», 1972. 14. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии - М., «Наука», 1982. 15.Токарев С. А. Культовые мифы // Мифы народов мира— М.: БРЭ, 2000. 16. Топоров В. Н. Космогонические мифы // Мифы народов мира— М БРЭ, 2000. 17.Фастова Е.В. Мифы народов мира - М.: Изд-во «Эксмо», 2002. 18.Филип Н.Мифология. Энциклопедия. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. 19.Энциклопедический словарь. 2009.
Приложение 1
Вопросы анкеты
1.Мифы каких народов мира вы знаете?
2.Какие из перечисленных мифов вы лучше знаете: греческие, египетские, славянские, индийские, китайские?( Подчеркнуть только одно слово)
3.Знете ли вы, что такое «зооморфизм»?. Если да, то какие зооморфные существа вам известны?
4.Назовите имена известных вам мифологических существ Индии
Приложение 2
Локапалы
Приложение 3
Диггаджи
Божество |
Сторона света |
Диггаджа (слон) |
Индра |
Восток |
Айравата |
Сурья |
Юго-восток |
Кумуда |
Яма |
Юг |
Вамана |
Агни |
Юго-запад |
Пундарика |
Варуна |
Запад |
Анджана |
Ваю |
Северо-запад |
Пушпаданта |
Кубера |
Север |
Сарвабхума |
Сома |
Северо-восток |
Супратика |
Приложение4
Сравнительная таблица «Зооморфные существа и животные народов мира»
Индия |
Египет |
Греция |
Славянская мифология |
Другие народы |
|||
Зооморфные божества |
Ганеша Гаруда Хануман Киннары Наги |
Гор Тот Сет Бастет Нут Анубис |
- |
Радогаст |
Аннунаки Эа Йаш Чан Коатлике Нандикешвара |
||
Аватаы (превращение в животных) |
Животные-аватары есть у Вишну. |
Животные-аватары есть у многих богов. (Например, Гор, Сет, Бастет. Анубис и др.) |
Некоторые боги принимали облик животных. (Например, Зевс, Леда). |
Велес Зимун Чернобог Семаргл Китоврас |
Целый ряд богов и героев мифов превращались в животных. (Например, Локи, великаны Гримтурсены и др.) |
||
Змеи, драконы |
Васуки Шеша Вритра Наги |
Сет Уаджет Рененутет Апоп |
Тифон Гидра Ладон-хранитель сада Гесперид |
Змей Горыныч |
Ящер Мардук Кецалькоатль Фафнир Ёрмунганд и др. |
||
Животные-атрибуты богов |
У локапал есть слоны-диггаджи, у многих богов – ваханы-ездовые животные. |
Две кобры или Уреуса на скипетре Тота, кошка у Бастет, собака у Анубиса. |
Орел у Зевса, лань у Артемиды, бык у Посейдона, сова у Афины и т.д. |
Гигантская птица у Крышеня |
Конь, вороны и волки у Одина, вепрь у Фрейра, драконы у китайских богов и т.д. |
||
Священные животные |
Корова, обезьяна, змея, крыса, гавиал |
Корова, кошка, крокодил, свинья |
Лошадь, коза |
Конь, гусь, бык медведь, волк .Птица-посланник небес |
Тигр, волк |