Влияние греческой мифологии на становление славянской культуры

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние греческой мифологии на становление славянской культуры

Гулина С.А. 1
1МБОУ Одинцовская гимназия №13
Иванова М.Ю. 1
1МБОУ Одинцовская гимназия №13
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы увлекаемся греческими мифами еще в детстве, а вот славянскую мифологию мы практически не знаем, не считая сказок - страшилок о Бабе Яге, Леших, кикиморах и т.д. Однако нужно помнить, что славянская мифология берет свое начало в Древней Греции.

Актуальность: В современном обществе не угасает интерес к древним культурам. Это связано с тем, что история современных народов немыслима без прошлого. Язычество древних славян - все еще одна из наименее изученных мировоззренческих систем, что было справедливо констатировано на первом международном симпозиуме, посвященном проблемам языческого славянского наследия, прошедшем в 1980 году в Брюсселе. Тема славянского язычества является сферой научных поисков в рамкам таких дисциплин, как история, этнография, филология и фольклористика. Лично для меня эта тема очень интересна тем, что я захотела расширить свой кругозор, проанализировав и сравнив мифологических существ, о которых так много читала в детстве,рассказывали учителя,просмотрев огромное количество замечательных фильмов.

Гипотеза: Если славянская мифология берет свои корни в греческой, то должны сохраниться некоторые сходства, дошедшие до нашего времени.

Цель работы: Доказать гипотезу ученых о происхождении славянской мифологии при помощи сравнения ее с греческой.

Задачи:

1.Рассмотреть историческое развитие славянской мифологии;

2.Выяснить черты сходства и различия греческой и славянской мифологии

3.Проследить популярность греческой и славянской мифологии в наши дни.

Методы решения задач

поиск информации в различных источниках

изучение и сравнение

социалогический опрос

аназиз источников

Глава 1. Происхождение мифологии и мифологические школы

Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни. Миф (от др. гр. сказание, предание)  повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Славянская мифология - совокупность мифологических представлений древних славян времени их единства (до конца 1-го тысячелетия н. э.).

По мере расселения славян с праславянской территории происходило разделение славянской мифологии и обособление местных вариантов, долго сохранявших основные характеристики общеславянской мифологии.

Мифология (греч. μυθολογία от μῦθος — предание, сказание и λόγος — слово, рассказ, учение) может означать как древний фольклор и народные сказания (мифы, эпосы, сказки и т. п.), так и изучение этого материала в рамках научных дисциплин, например, сравнительная мифология.

Таким образом, мифология - это система знаний народов, основанная на преданиях, призванная объяснить происхождение и устройство мира, место человека в нём.

В данной работе я не могу не вспомнить основателей русской мифологической школы, к которой принадлежали А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев, А.А.Потебня, О.Ф.Миллер, русскую историческую школу во главе с В.Ф.Миллером и сравнительно-историческую, основанную А.Н.Веселовским. Эти школы по преимуществу рассматривали вопросы и проблемы, связанные с поиском природной и социальной обусловленности языческих воззрений, отражением реальной многовековой истории славян и их миропонимания и мировосприятия в народном быте и фольклоре. Особое место в ряду исследователей славянского язычества принадлежит Н.И.Костомарову, И.И.Срезневскому, М.Б.Никифоровскому, А.С.Фаминцину. Эти ученые стремились осмыслить языческую религиозную систему древних славян и ее многообразное бытийное проявление у людей Древней Руси в систематизирующем философском аспекте.

В современном славяноведении большое значение имеет структуралистское направление. Основное внимание в нем уделяется исследованию славянской мифологии в сравнительном филолого-фольклорном аспекте. Его главные представители - В.В.Иванов, В.Н.Топоров, Н.И.Толстой. Много сторонников находит историческая концепция академика Б.А.Рыбакова, в их числе Я.Е.Боровский, Ю.В.Кривошеев и др. Эти исследователи концентрируются на выявлении периодизации тысячелетней истории формирования славянских языческих верований, анализе системной организации славянского пантеона. Немаловажную роль в изучение славянской мифологии играют сведения раскопок культовых мест, находки идолов, ритуальных предметов, украшений, языческих символов, надписей с упоминанием о языческих богах или язычниках, остатки жертвоприношений и ритуальных действ. Значительный вклад в изучение языческих древностей внесли такие исследователи, как Л.Нидерле, А.Н.Лявданский, В.В.Седов, П.Н.Третьяков, Б.А.Рыбаков. В книге А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» одном ряду с «подлинными» богами славянского язычества  упоминаются и такие, отнесение которых к богам (а в отдельных случаях и само существование) сомнительно (Белобог, Вазила, Весна, Горыня, Жыж, Жыцень, Зирка, Зюзя, Купала или Купало, Лада или Ладо, Лето, Ляля, Масленица, Овсень, Цеця, Чур, Ярила или Ярило) в «Славянской и российской мифологии».

Вывод: Многие вопросы славянского языческого мировоззрения достаточно хорошо изучены и не вызывают сомнений, в то время как другие, например, периодизация славянских верований, возможность человеческих жертвоприношений или понятие Высшего Бога у древних славян за недостатком историческихсвидетельств не находят общего разрешения.

Глава 2. Черты сходства и различия мифологических образов и традиций славянской и греческой мифологии


В данной главе хотелось бы обратить внимание на некоторые различия между славянской и античной (греческой в частности) мифологией.

Греки в своей мифологии пытались (что им достаточно хорошо удалось) объяснить явления природы и силы, управляющие жизнью людей, и место, куда уходят умершие, ставшие тенями и пр. Славяне же старались дать объяснение этим силам. Здесь есть разница. Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают собрать обильный урожай и приносят болезни, сулят счастливую семейную жизнь, порядок в доме и наказывают за неблаговидные поступки. Богов, которых было сравнительно немного и которые управляли природными явлениями и стихиями — грозой, огнем, дождями, славяне боялись и почитали, стараясь умилостивить молитвами и жертвоприношениями. Славянские боги сливались со стихиями, которые они олицетворяли, и не имели ясных антропоморфических черт, в то время как в Атике была чётко сформированная система богов (до них - титанов), которые не только обладали человеческим образом, но и могли в полной степени испытывать чувства, свойственные человеку. Так, например, если не угодить главному богу Зевсу (Перун у славян), то он может разгневаться и послать молнии с неба. Поэтому жители полисов нередко приходили в храм, чтобы просить прощения и их милости у богов.

Второй главной чертой отличия греческой мифологии от славянской, является появление человека-героя в античных мифах. Ярким примером этого является Геракл. Древние греки, создавая образы героев и со временем дополняя их, придавали значение не только физической силе и выносливости, не только внешней красоте, но и особенностям героического сознания. В славянской же мифологии вы никак не увидите человека, который дерзнёт показать свою силу равной богам.

Таким образом, мифологические представления наших предков всё ещё продолжают жить в народных традициях, праздниках, верованиях и обрядах, в песнях, сказках, заговорах и приметах. Древние мифологические персонажи вроде леших, русалок, водяных, домовых и чертей ярко запечатлелись в речи, пословицах и поговорках.

Славяне подобно другим индоевропейским народам поднялись с низшей ступени демонологии, связанной с магией, к высшим формам религии. Однако нам об этом процессе известно очень мало. То, что мы знаем, - это главным образом богатейший мир низших дyхов и магии, который окpyжал славянина. Этот мир духов и магия лежали в основе религиозного миpовоззpения славян с древнейших времен и до конца языческого периода.

В древнегреческих мифах мы тоже встречаем различных магических существ (и добрых - нимфы, и не очень-сирены, а иногда и совсем злых чудищ-Лернейская гидра, Цербер).

Русские средневековые писатели - летописцы и церковные проповедники следовали традициям древнехристианских отцов церкви, которые бичевали и высмеивали античное язычество, но не описывали его так, как оно было вокруг и въяве. Так же поступали и древнерусские авторы. Они обращались к той аудитории, которая была полна языческих помыслов, действий, постоянных колдовских заклинаний, которая избегала церковной службы и охотно участвовала в красочных и хмельных разгульных и всенародных языческих игрищах. Поэтому они не столько описывали, сколько порицали. В данном исследовании мы постарались провести аналогии между греческими и славянскими богами, найти богов с одинаковыми функциями. Найденные нами аналогии мы приводим в таблицах. (Приложение №1) Благодаря данной таблице были выявлены сходства по двум критериям: 1. Сходство внешности;

2. Сходство по значению.

Что подтверждает влияние греческой мифологии на славянсую и является доказательством поставленной гипотезы.

В наши дни так же сохранились обряды, связанные с мифологией. (Приложение №2, табл.№1). В таблице указана схожесть у обоих народов имя наречение. Кроме того,сегодня в нашей речи часто используются фразеологизмы, связанные с мифологией. Для подтверждения гипотезы составлена таблица, в которой указаны фразеологизмы с одинаковым значением на мифологической основе. (Приложение №2, табл.№2).

Таким образом, в результате проделанной работы во 2-ой главе, мы постарались подтвердить гипотезу, поставленную в начале работы.

Глава 3. "Актуальность мифологии в наши дни"

В современном мире с мифологией также связаны имена. Люди, называя своих детей, чаще всего обращают внимание на значение имени и его связь с некими историческими лицами, носившими это имя.Чаще всего имена мифологических героев рассматриваются в славянской, римской, греческой мифологии. У них есть некая мифическая сущность, которая влияет на предназначение человека, его жизненные цели и пути (Приложение №3, в данной таблице указаны не все имена).

Мы провели социологический опрос среди учащихся нашей гимназии (Приложение №4), его данные показали, что и сегодня многие ребята с удовольствием перечитали мифы Древней Греции и посвятили бы время на славянскую мифологию, которая является значимым звеном в Отечественной истории и культуре.

Заключение

В результате нашей работы мы:

Доказали гипотезу ученых о влиянии греческой мифологии на славянскую при помощи сравнения.

Познакомились с различными мифологическими школами и точками зрения, узнали их точки зрения на данную тему.

Выявили «Актуальность мифологии в наше время».

Провели социалогический опрос среди учащихся гимназии №13.

Прикоснулись к теме «Мифология в русском языке».

Изучили данную тему для себя и попытались донести ее для вас

Список используемой в работе литературы

Аргунов М. «Античные мифы и легенды. Мифологический словарь» (Микис 1993г)      

Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси. – М., 2005г

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – 1865-1869. – Т. 1-3.

Грейс Роберт «Мифы древней Греции» (Прогресс 2000г)

Елевкиевская Е.Е. «Мифы русского народа». Елевкиевская Е.Е. (Москва Астрель 2005г)

Заморовский В. « Боги и герои античных сказаний» (Республика 1994г)

Колум П.: Великие мифы народов мира ( Москва 2007г)

Лихачева « Изборник повестей древней Руси» (Москва 1986г)

Макаревич В.: Энциклопедия мифы.(Росмэн 2007г)

Немировский. А. И.: Мифы и легенды народов мира: древняя Греция (Москва 2006г)

Осипова О.С. Славянское языческое миропонимание (философское исследование). – М., 2005г

Прокофьева С. «Великие легенды» (Астель 2005г)

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 2002г

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 2002г

Интернет-ресурсы :

Сайт [http://mithology.ru/Greece.html]

Сайт http://godsbay.ru/

Сайт [http://www.hellados.ru/]

Сайт [http://slovari.yandex.ru].

     

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Черты сходства и различия богов и духов в греческой славянской мифологии

Верховные боги: Зевс и Сварог

Зевс

Сварог

Верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов.

В древнейшие времена Зевс совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землей и под нею, вершил суд над мертвыми.

Позднее Зевс стал олицетворять только светлую сторону бытия. Зевс Олимпийский - покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги.

Атрибуты Зевса - эгида, скипетр, иногда молот.

У Зевса была вся полнота власти, Кроме того, Зевс был ещё и громовержцем.

Верховный бог восточных славян, небесный огонь.

Сын Рода бог Сварог — это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог. Сварог создал землю.

Сварог всегда был светлым богом, помогал людям.

Атрибутами Сварога были кузнечные клещи и молот.

Со временем Сварог уступил своё верховное положение Даждьбогу.

Гефест

Также бог-кузнец.

Гефест был покровителем ремёсел.

Сварог

Был кузнецом, послал людям клещи.

Сварог был только вначале кузнецом и покровительствовал кузнецам намного больше, чем Гефест.

Богини любви и красоты: Афродита и Лада.

Афродита

Лада.

В древнегреческой мифологии богиня любви и красоты

Славянская богиня любви и красоты.

2.Афродита, богиня любви и красоты, была самой прекрасной из богинь. Поэты воспевали красоту ее лица и тела, золотой цвет волос и сияющие глаза, мягчайшую нежную кожу, прекрасную грудь.

2. В славянских землях Ладу почитали более, чем где-либо.

3. Она была излюбленным объектом скульпторов, изображавших ее нагой или в слегка наброшенной одежде, открывающей ее грациозное чувственное тело, представляют самые знаменитые ее статуи.

3.Сохранились сведения о том, что в дохристианские времена в нижней части Киева, на Подоле, стоял величественный храм Лады. В центре стояла статуя божественно красивой женщины в розовом венке. Ее золотые волосы были украшены речным жемчугом, а длинное русское платье, перехваченное в талии золотым поясом, покрывали

драгоценные и сложные орнаментальные вышивки.

Боги подземного царства: Велес – Чернобог, Вий и Аид.

Аид

Велес-Чернобог, Вий

В древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых.

Как бог смерти, Аид был страшным богом, самое имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами.

Велес - бог волхвов, бог охоты, лесов, животных, богатства, бог царства мёртвых. В нем сочетается темная и светлая сторона. Темная сторона – Чернобог – бог царства мертвых.

 

Вий — в восточнославянской мифологии — дух, несущий смерть. Царь подземного мира (Нави, Преисподней), повелитель мучений. Олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, воров, предателей, убийц и мерзавцев, иначе говоря всех тех, кто жил неправедно и нарушал законы Яви и Прави. Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий.

Солнечные боги: Гелиос и Даждьбог

Гелиос

Даждьбог

Гелиос – в древнегреческой мифологии бог солнца.

1.Даждьбог — в славянской мифологии бог Солнца, податель тепла и света

2. Греки же думали, что Гелиос днём едет на золотой колеснице, и от её колёс исходит солнечный свет.

2. Славяне считали, что солнечные лучи - это стрелы Даждьбога.

Боги грома и молний: Зевс и Перун

Зевс

Перун

Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.

Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Волосы Бога Грозы уподоблялись грозовой туче — черно-серебряные. Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильно бьёт», «Разящий». Отчаянно гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница — вот откуда гром, вот почему он «прокатывается» по небесам

Покровительницы лесов и охоты: Артемида и Девана

Артемида

Девана

Артеми́да — в греческой мифологии всегда юная богиня охоты, покровительница всего живого на Земле.

Девана (Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора.

Она вооружена луком, ходит в короткой одежде, ее сопровождает свора собак и любимая лань.

Девану древние славяне представляли в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами.

3. Об ее почитании греками свидетельствуют имя "Артемида" на одной из кносских глиняных табличек и данные о малоазийской богине Артемиде Эфесской, характеризующие ее, как владычицу природы, госпожу зверей.

Зевану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче, а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи. Именно она посылала удачу охотникам, помогая им побеждать в схватке с медведем или волками.

4. Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц ,чаще в лунные ночи.

4. Своим пристрастием охотиться именно в лунные ночи Зевана отчасти напоминает греческую Артемиду, богиню охоты.

Боги ветра: Зефир, Нот, Борей и Стрибог

Зефир, Нот, Борей

Стрибог

В древнегреческой мифологии боги ветров, братья, сыновья Астрея и Эос.

В восточнославянской мифологии бог ветра.

Боги плодородия: Деметра и Ярило

Деметра

Ярило

1. Деме́тра — в древнегреческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны.

2. Ее имя означает «Мать-Земля». Культ богини-матери — покровительницы земледельцев, охраняющей все живое на земле. Она — «Великая мать», порождающая все живое и принимающая в себя умерших, воплощение первобытной творческой энергии.

1. Ярила – в славянской мифологии бог плодородия.

2. В мифе о Яриле говорится, что он дарит огонь и жизнь земле, что он породил животных и человека

Мифические существа, духи

Сирены

Девушки с рыбьим хвостом, отрицательные персонажи греческой мифологии.

Русалки

Девушки с рыбьим хвостом, по преданию являются душами утопленниц, являются отрицательными персонажами.

Цербер

Древнегреческий двухголовый пес, хранитель врат Ада

Баба яга

Славянский отрицательный персонаж, хранитель врат ада(первоначально)

Лернейская гидра

Это змеевидное чудище с ядовитым дыханием, которое обитает в подземных водах

Змей Горыныч

многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Наречение ребенка именем (табл. №1)

Греки

Славяне

Имена детям обычно давали совершенно произвольно, придумывая иногда абсолютно новые и ранее не встречавшиеся, но связанные с какой-нибудь характерной особенностью ребенка, которая была свойственна при появлении его на свет.

Имена давали с целью обезопасить детей от нечисти, стараясь наделить ребенка какими либо качествами в будущем. А также по характерным признакам ребенка

Фразеологизмы с одинаковым значением на мифологической основе (табл.№2)

Кануло в Лето

Забыто навсегда.

Быльем поросло

Давно забыто, никогда не вспоминается.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Сравнительная таблица использования имен с мифологическим значением

Греческие имена

Славянские имена

Анатолий (житель Анатолии),

Андрей (мужественный),

Артём (обладатель безупречного здоровья),

Афанасий (бессмертный),

Ахиллес - или Ахилл

Василий (царственный),

Демид (совет богов),

Денис (Дионис, бог вина и веселья), Дмитрий (посвященный Деметре)

Вячеслав - наиславнейший, самый славный.

Богдан - ребенок данный Богом.

Людмила - любимая, милая.

Милослава - прославляющий мир.

Светлана - женская форма имени Светислав.

Ярило - Бог плодов в виде солнца.
Ярослав - славящий Ярилу.

Критерии:

■- цветом обозначены имена, распространенные в России в наше время

■- цветом обозначены имена, связанные с Греческой мифологией.

■- цветом обозначены имена, распространенные в наши дни и связанные с мифологией.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Результаты социологического вопроса

Вопрос №1:

Славянская или греческая мифология вам наиболее интересна?

Вопрос№2:

Каких богов вы знаете больше славянских или греческих?

Вопрос №3:

Из какой мифологии пришло ваше имя?

Вопрос №4:

В детстве вам рассказывали мифы или русские народные сказки?

Вопрос №5:

Хотели бы вы сегодня больше узнатиь о мифах или о славянской мифологии?

Просмотров работы: 89