Введение
Мы увлекаемся греческими мифами еще в детстве, а вот славянскую мифологию мы практически не знаем, не считая сказок - страшилок о Бабе Яге, Леших, кикиморах и т.д. Однако нужно помнить, что славянская мифология берет свое начало в Древней Греции.
Актуальность: В современном обществе не угасает интерес к древним культурам. Это связано с тем, что история современных народов немыслима без прошлого. Язычество древних славян - все еще одна из наименее изученных мировоззренческих систем, что было справедливо констатировано на первом международном симпозиуме, посвященном проблемам языческого славянского наследия, прошедшем в 1980 году в Брюсселе. Тема славянского язычества является сферой научных поисков в рамкам таких дисциплин, как история, этнография, филология и фольклористика. Лично для меня эта тема очень интересна тем, что я захотела расширить свой кругозор, проанализировав и сравнив мифологических существ, о которых так много читала в детстве,рассказывали учителя,просмотрев огромное количество замечательных фильмов.
Гипотеза: Если славянская мифология берет свои корни в греческой, то должны сохраниться некоторые сходства, дошедшие до нашего времени.
Цель работы: Доказать гипотезу ученых о происхождении славянской мифологии при помощи сравнения ее с греческой.
Задачи:
1.Рассмотреть историческое развитие славянской мифологии;
2.Выяснить черты сходства и различия греческой и славянской мифологии
3.Проследить популярность греческой и славянской мифологии в наши дни.
Методы решения задач
поиск информации в различных источниках
изучение и сравнение
социалогический опрос
аназиз источников
Глава 1. Происхождение мифологии и мифологические школы
Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни. Миф (от др. гр. сказание, предание) повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
Славянская мифология - совокупность мифологических представлений древних славян времени их единства (до конца 1-го тысячелетия н. э.).
По мере расселения славян с праславянской территории происходило разделение славянской мифологии и обособление местных вариантов, долго сохранявших основные характеристики общеславянской мифологии.
Мифология (греч. μυθολογία от μῦθος — предание, сказание и λόγος — слово, рассказ, учение) может означать как древний фольклор и народные сказания (мифы, эпосы, сказки и т. п.), так и изучение этого материала в рамках научных дисциплин, например, сравнительная мифология.
Таким образом, мифология - это система знаний народов, основанная на преданиях, призванная объяснить происхождение и устройство мира, место человека в нём.
В данной работе я не могу не вспомнить основателей русской мифологической школы, к которой принадлежали А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев, А.А.Потебня, О.Ф.Миллер, русскую историческую школу во главе с В.Ф.Миллером и сравнительно-историческую, основанную А.Н.Веселовским. Эти школы по преимуществу рассматривали вопросы и проблемы, связанные с поиском природной и социальной обусловленности языческих воззрений, отражением реальной многовековой истории славян и их миропонимания и мировосприятия в народном быте и фольклоре. Особое место в ряду исследователей славянского язычества принадлежит Н.И.Костомарову, И.И.Срезневскому, М.Б.Никифоровскому, А.С.Фаминцину. Эти ученые стремились осмыслить языческую религиозную систему древних славян и ее многообразное бытийное проявление у людей Древней Руси в систематизирующем философском аспекте.
В современном славяноведении большое значение имеет структуралистское направление. Основное внимание в нем уделяется исследованию славянской мифологии в сравнительном филолого-фольклорном аспекте. Его главные представители - В.В.Иванов, В.Н.Топоров, Н.И.Толстой. Много сторонников находит историческая концепция академика Б.А.Рыбакова, в их числе Я.Е.Боровский, Ю.В.Кривошеев и др. Эти исследователи концентрируются на выявлении периодизации тысячелетней истории формирования славянских языческих верований, анализе системной организации славянского пантеона. Немаловажную роль в изучение славянской мифологии играют сведения раскопок культовых мест, находки идолов, ритуальных предметов, украшений, языческих символов, надписей с упоминанием о языческих богах или язычниках, остатки жертвоприношений и ритуальных действ. Значительный вклад в изучение языческих древностей внесли такие исследователи, как Л.Нидерле, А.Н.Лявданский, В.В.Седов, П.Н.Третьяков, Б.А.Рыбаков. В книге А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» одном ряду с «подлинными» богами славянского язычества упоминаются и такие, отнесение которых к богам (а в отдельных случаях и само существование) сомнительно (Белобог, Вазила, Весна, Горыня, Жыж, Жыцень, Зирка, Зюзя, Купала или Купало, Лада или Ладо, Лето, Ляля, Масленица, Овсень, Цеця, Чур, Ярила или Ярило) в «Славянской и российской мифологии».
Вывод: Многие вопросы славянского языческого мировоззрения достаточно хорошо изучены и не вызывают сомнений, в то время как другие, например, периодизация славянских верований, возможность человеческих жертвоприношений или понятие Высшего Бога у древних славян за недостатком историческихсвидетельств не находят общего разрешения.
Глава 2. Черты сходства и различия мифологических образов и традиций славянской и греческой мифологии
В данной главе хотелось бы обратить внимание на некоторые различия между славянской и античной (греческой в частности) мифологией.
Греки в своей мифологии пытались (что им достаточно хорошо удалось) объяснить явления природы и силы, управляющие жизнью людей, и место, куда уходят умершие, ставшие тенями и пр. Славяне же старались дать объяснение этим силам. Здесь есть разница. Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают собрать обильный урожай и приносят болезни, сулят счастливую семейную жизнь, порядок в доме и наказывают за неблаговидные поступки. Богов, которых было сравнительно немного и которые управляли природными явлениями и стихиями — грозой, огнем, дождями, славяне боялись и почитали, стараясь умилостивить молитвами и жертвоприношениями. Славянские боги сливались со стихиями, которые они олицетворяли, и не имели ясных антропоморфических черт, в то время как в Атике была чётко сформированная система богов (до них - титанов), которые не только обладали человеческим образом, но и могли в полной степени испытывать чувства, свойственные человеку. Так, например, если не угодить главному богу Зевсу (Перун у славян), то он может разгневаться и послать молнии с неба. Поэтому жители полисов нередко приходили в храм, чтобы просить прощения и их милости у богов.
Второй главной чертой отличия греческой мифологии от славянской, является появление человека-героя в античных мифах. Ярким примером этого является Геракл. Древние греки, создавая образы героев и со временем дополняя их, придавали значение не только физической силе и выносливости, не только внешней красоте, но и особенностям героического сознания. В славянской же мифологии вы никак не увидите человека, который дерзнёт показать свою силу равной богам.
Таким образом, мифологические представления наших предков всё ещё продолжают жить в народных традициях, праздниках, верованиях и обрядах, в песнях, сказках, заговорах и приметах. Древние мифологические персонажи вроде леших, русалок, водяных, домовых и чертей ярко запечатлелись в речи, пословицах и поговорках.
Славяне подобно другим индоевропейским народам поднялись с низшей ступени демонологии, связанной с магией, к высшим формам религии. Однако нам об этом процессе известно очень мало. То, что мы знаем, - это главным образом богатейший мир низших дyхов и магии, который окpyжал славянина. Этот мир духов и магия лежали в основе религиозного миpовоззpения славян с древнейших времен и до конца языческого периода.
В древнегреческих мифах мы тоже встречаем различных магических существ (и добрых - нимфы, и не очень-сирены, а иногда и совсем злых чудищ-Лернейская гидра, Цербер).
Русские средневековые писатели - летописцы и церковные проповедники следовали традициям древнехристианских отцов церкви, которые бичевали и высмеивали античное язычество, но не описывали его так, как оно было вокруг и въяве. Так же поступали и древнерусские авторы. Они обращались к той аудитории, которая была полна языческих помыслов, действий, постоянных колдовских заклинаний, которая избегала церковной службы и охотно участвовала в красочных и хмельных разгульных и всенародных языческих игрищах. Поэтому они не столько описывали, сколько порицали. В данном исследовании мы постарались провести аналогии между греческими и славянскими богами, найти богов с одинаковыми функциями. Найденные нами аналогии мы приводим в таблицах. (Приложение №1) Благодаря данной таблице были выявлены сходства по двум критериям: 1. Сходство внешности;
2. Сходство по значению.
Что подтверждает влияние греческой мифологии на славянсую и является доказательством поставленной гипотезы.
В наши дни так же сохранились обряды, связанные с мифологией. (Приложение №2, табл.№1). В таблице указана схожесть у обоих народов имя наречение. Кроме того,сегодня в нашей речи часто используются фразеологизмы, связанные с мифологией. Для подтверждения гипотезы составлена таблица, в которой указаны фразеологизмы с одинаковым значением на мифологической основе. (Приложение №2, табл.№2).
Таким образом, в результате проделанной работы во 2-ой главе, мы постарались подтвердить гипотезу, поставленную в начале работы.
Глава 3. "Актуальность мифологии в наши дни"
В современном мире с мифологией также связаны имена. Люди, называя своих детей, чаще всего обращают внимание на значение имени и его связь с некими историческими лицами, носившими это имя.Чаще всего имена мифологических героев рассматриваются в славянской, римской, греческой мифологии. У них есть некая мифическая сущность, которая влияет на предназначение человека, его жизненные цели и пути (Приложение №3, в данной таблице указаны не все имена).
Мы провели социологический опрос среди учащихся нашей гимназии (Приложение №4), его данные показали, что и сегодня многие ребята с удовольствием перечитали мифы Древней Греции и посвятили бы время на славянскую мифологию, которая является значимым звеном в Отечественной истории и культуре.
Заключение
В результате нашей работы мы:
Доказали гипотезу ученых о влиянии греческой мифологии на славянскую при помощи сравнения.
Познакомились с различными мифологическими школами и точками зрения, узнали их точки зрения на данную тему.
Выявили «Актуальность мифологии в наше время».
Провели социалогический опрос среди учащихся гимназии №13.
Прикоснулись к теме «Мифология в русском языке».
Изучили данную тему для себя и попытались донести ее для вас
Список используемой в работе литературы
Аргунов М. «Античные мифы и легенды. Мифологический словарь» (Микис 1993г)
Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси. – М., 2005г
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – 1865-1869. – Т. 1-3.
Грейс Роберт «Мифы древней Греции» (Прогресс 2000г)
Елевкиевская Е.Е. «Мифы русского народа». Елевкиевская Е.Е. (Москва Астрель 2005г)
Заморовский В. « Боги и герои античных сказаний» (Республика 1994г)
Колум П.: Великие мифы народов мира ( Москва 2007г)
Лихачева « Изборник повестей древней Руси» (Москва 1986г)
Макаревич В.: Энциклопедия мифы.(Росмэн 2007г)
Немировский. А. И.: Мифы и легенды народов мира: древняя Греция (Москва 2006г)
Осипова О.С. Славянское языческое миропонимание (философское исследование). – М., 2005г
Прокофьева С. «Великие легенды» (Астель 2005г)
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 2002г
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 2002г
Интернет-ресурсы :
Сайт [http://mithology.ru/Greece.html]
Сайт http://godsbay.ru/
Сайт [http://www.hellados.ru/]
Сайт [http://slovari.yandex.ru].
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Черты сходства и различия богов и духов в греческой славянской мифологии
Верховные боги: Зевс и Сварог
Зевс |
Сварог |
Верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. В древнейшие времена Зевс совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землей и под нею, вершил суд над мертвыми. Позднее Зевс стал олицетворять только светлую сторону бытия. Зевс Олимпийский - покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги. Атрибуты Зевса - эгида, скипетр, иногда молот. У Зевса была вся полнота власти, Кроме того, Зевс был ещё и громовержцем. |
Верховный бог восточных славян, небесный огонь. Сын Рода бог Сварог — это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог. Сварог создал землю. Сварог всегда был светлым богом, помогал людям. Атрибутами Сварога были кузнечные клещи и молот. Со временем Сварог уступил своё верховное положение Даждьбогу. |
Гефест Также бог-кузнец. Гефест был покровителем ремёсел. |
Сварог Был кузнецом, послал людям клещи. Сварог был только вначале кузнецом и покровительствовал кузнецам намного больше, чем Гефест. |
Богини любви и красоты: Афродита и Лада.
Афродита |
Лада. |
В древнегреческой мифологии богиня любви и красоты |
Славянская богиня любви и красоты. |
2.Афродита, богиня любви и красоты, была самой прекрасной из богинь. Поэты воспевали красоту ее лица и тела, золотой цвет волос и сияющие глаза, мягчайшую нежную кожу, прекрасную грудь. |
2. В славянских землях Ладу почитали более, чем где-либо. |
3. Она была излюбленным объектом скульпторов, изображавших ее нагой или в слегка наброшенной одежде, открывающей ее грациозное чувственное тело, представляют самые знаменитые ее статуи. |
3.Сохранились сведения о том, что в дохристианские времена в нижней части Киева, на Подоле, стоял величественный храм Лады. В центре стояла статуя божественно красивой женщины в розовом венке. Ее золотые волосы были украшены речным жемчугом, а длинное русское платье, перехваченное в талии золотым поясом, покрывали драгоценные и сложные орнаментальные вышивки. |
Боги подземного царства: Велес – Чернобог, Вий и Аид.
Аид |
Велес-Чернобог, Вий |
В древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых. Как бог смерти, Аид был страшным богом, самое имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами. |
Велес - бог волхвов, бог охоты, лесов, животных, богатства, бог царства мёртвых. В нем сочетается темная и светлая сторона. Темная сторона – Чернобог – бог царства мертвых. |
Вий — в восточнославянской мифологии — дух, несущий смерть. Царь подземного мира (Нави, Преисподней), повелитель мучений. Олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, воров, предателей, убийц и мерзавцев, иначе говоря всех тех, кто жил неправедно и нарушал законы Яви и Прави. Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий. |
Солнечные боги: Гелиос и Даждьбог
Гелиос |
Даждьбог |
Гелиос – в древнегреческой мифологии бог солнца. |
1.Даждьбог — в славянской мифологии бог Солнца, податель тепла и света |
2. Греки же думали, что Гелиос днём едет на золотой колеснице, и от её колёс исходит солнечный свет. |
2. Славяне считали, что солнечные лучи - это стрелы Даждьбога. |
Боги грома и молний: Зевс и Перун
Зевс |
Перун |
Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп. |
Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Волосы Бога Грозы уподоблялись грозовой туче — черно-серебряные. Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильно бьёт», «Разящий». Отчаянно гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница — вот откуда гром, вот почему он «прокатывается» по небесам |
Покровительницы лесов и охоты: Артемида и Девана
Артемида |
Девана |
Артеми́да — в греческой мифологии всегда юная богиня охоты, покровительница всего живого на Земле. |
Девана (Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора. |
Она вооружена луком, ходит в короткой одежде, ее сопровождает свора собак и любимая лань. |
Девану древние славяне представляли в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами. |
3. Об ее почитании греками свидетельствуют имя "Артемида" на одной из кносских глиняных табличек и данные о малоазийской богине Артемиде Эфесской, характеризующие ее, как владычицу природы, госпожу зверей. |
Зевану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче, а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи. Именно она посылала удачу охотникам, помогая им побеждать в схватке с медведем или волками. |
4. Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц ,чаще в лунные ночи. |
4. Своим пристрастием охотиться именно в лунные ночи Зевана отчасти напоминает греческую Артемиду, богиню охоты. |
Боги ветра: Зефир, Нот, Борей и Стрибог
Зефир, Нот, Борей |
Стрибог |
В древнегреческой мифологии боги ветров, братья, сыновья Астрея и Эос. |
В восточнославянской мифологии бог ветра. |
Боги плодородия: Деметра и Ярило
Деметра |
Ярило |
1. Деме́тра — в древнегреческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны. 2. Ее имя означает «Мать-Земля». Культ богини-матери — покровительницы земледельцев, охраняющей все живое на земле. Она — «Великая мать», порождающая все живое и принимающая в себя умерших, воплощение первобытной творческой энергии. |
1. Ярила – в славянской мифологии бог плодородия. 2. В мифе о Яриле говорится, что он дарит огонь и жизнь земле, что он породил животных и человека |
Мифические существа, духи
Сирены |
Девушки с рыбьим хвостом, отрицательные персонажи греческой мифологии. |
Русалки |
Девушки с рыбьим хвостом, по преданию являются душами утопленниц, являются отрицательными персонажами. |
Цербер |
Древнегреческий двухголовый пес, хранитель врат Ада |
Баба яга |
Славянский отрицательный персонаж, хранитель врат ада(первоначально) |
Лернейская гидра |
Это змеевидное чудище с ядовитым дыханием, которое обитает в подземных водах |
Змей Горыныч |
многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Наречение ребенка именем (табл. №1)
Греки |
Славяне |
Имена детям обычно давали совершенно произвольно, придумывая иногда абсолютно новые и ранее не встречавшиеся, но связанные с какой-нибудь характерной особенностью ребенка, которая была свойственна при появлении его на свет. |
Имена давали с целью обезопасить детей от нечисти, стараясь наделить ребенка какими либо качествами в будущем. А также по характерным признакам ребенка |
Фразеологизмы с одинаковым значением на мифологической основе (табл.№2)
Кануло в Лето |
Забыто навсегда. |
Быльем поросло |
Давно забыто, никогда не вспоминается. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Сравнительная таблица использования имен с мифологическим значением
Греческие имена |
Славянские имена |
Анатолий (житель Анатолии), Андрей (мужественный), Артём (обладатель безупречного здоровья), Афанасий (бессмертный), Ахиллес - или Ахилл Василий (царственный), Демид (совет богов), Денис (Дионис, бог вина и веселья), Дмитрий (посвященный Деметре) |
Вячеслав - наиславнейший, самый славный. Богдан - ребенок данный Богом. Людмила - любимая, милая. Милослава - прославляющий мир. Светлана - женская форма имени Светислав. Ярило - Бог плодов в виде солнца. |
Критерии:
■- цветом обозначены имена, распространенные в России в наше время
■- цветом обозначены имена, связанные с Греческой мифологией.
■- цветом обозначены имена, распространенные в наши дни и связанные с мифологией.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Результаты социологического вопроса
Вопрос №1:
Славянская или греческая мифология вам наиболее интересна?
Вопрос№2:
Каких богов вы знаете больше славянских или греческих?
Вопрос №3:
Из какой мифологии пришло ваше имя?
Вопрос №4:
В детстве вам рассказывали мифы или русские народные сказки?
Вопрос №5:
Хотели бы вы сегодня больше узнатиь о мифах или о славянской мифологии?