ВВЕДЕНИЕ
Плакаты (постеры как разновидность) стали сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы смотрим на и них, не задумываясь, что этот вид печатной продукции может очень многое рассказать о нас нашим потомкам. Советский плакат представляет собой огромный культурный пласт в истории нашей страны. Издававшиеся многомиллионным тиражом постеры были вездесущи: они окружали граждан СССР на улице, на работе, в школе, в поликлинике, доме культуры, воинской части, местах заключения и т.д. Они в значительной мере формировали общественное сознание, особенно до распространения телевидения.
Поэтому, когда государство переживает переломные моменты в своей истории, то тогда плакат выходит на первый план. В 60-70-е годы XX века происходит снижение темпов развития советской экономике. В это же время на севере Тюменской области начинается активная деятельность по освоению нефтегазового комплекса. Экспорт сырья способствовал сохранению стабильного развития экономики советского союза в течении нескольких десятилетий. При словах "советский плакат" нам представляются, прежде всего, пропагандистские рисунки с призывами защищать Родину, проявлять бдительность, крепить единство партии и народа, повышать производительность труда. Безусловно, таких было много, но проблематика советского плаката была практически безгранична, среди них было много яркого, креативного, необычного, ломающего наши стереотипы, не утратившего актуальности и сегодня. На примере плаката можно выявить и уточнить многие вопросы взаимосвязи социально-экономического развития и повседневной жизни жителей города. Кроме этих эпохальных событий, какие еще события общественной, культурной жизни теменцев отражены в плакатах? Чем жил город в этот период? Какую информацию можно узнать о повседневной жизни горожан, основываясь на плакатах того времени.
Гипотеза: Можно допустить, что опираясь только на плакат, как исторический источник можно сформировать представление не только об эпохе в целом, но и о повседневной жизни людей этой эпохи.
Цель работы: Рассмотреть плакат как исторический источник по истории города Тюмени в1960-1970 годы XX в.
Задачи исследования:
Проведение поиска и выявление плакатов, относящихся к тематике исследования.
Выявить методику работы с плакатом как с историческим источником.
Осуществление тематической классификации выявленных источников.
Раскрыть значение плаката как визуального источника.
Проанализировать информацию, содержащуюся в плакатах и сделать вывод о повседневной жизни города Тюмени в 1960-1970-е гг.
Объект исследования: Повседневная жизнь города 1960-1970-х годов
Предмет исследования: Советские плакаты 1960- 1970-х.гг.
Методы: В работе использовались общенаучные методы: такие как анализ, синтез.
Практическая значимость Исследования состоит в возможностей применении результатов в ходе дальнейшей разработки проблем истории повседневной жизни города. В ходе исследования были введены в оборот несколько источников, которые могут быть использованы другими исследователями (Приложение I рис. 6, 11). Кроме того, результаты исследования могут иметь прикладное значение – использоваться при проведении классных часов, во внеурочной деятельности, при составлении олимпиадных заданий по истории родного края.
Визуальные источники являются наиболее малоизученной группой исторических источников. Большинство историков обращались к ним, от случая к случаю, или ограничивались самыми общими замечаниями, вроде того, что эти документы имеют большую историческую ценность. Напрямую с данными типами источников работали немного историков. Это связано со спецификой визуальных источников и отсутствием у исследователей навыков работы с ними.[1].Но уже в современной исторической науке произошел поворот, все больше внимания уделяют визуальным источникам, таким как плакаты. Например, Е.А. Нежура отмечает следующую особенность таких источников: « их содержание может не только сообщать сведения о ценностных установках, политических предпочтениях и мировоззрении человека в целом, но и выступать инструментом скрытого воздействия на отдельного индивида и целые социальные группы».[2].
Поскольку отдельной литературы по данному вопросу автор не нашел, то основным источником при написании работы явились ресурсы Интернета. В частности, Людмила Николаевна Мазур в своей статье «Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже XX–XXI вв.: в поисках новых методов исследования»[3]определила методику работы с визуальными источниками. Источниковедческую базу составили плакаты, находящиеся в запасниках Государственного автономного учреждение культуры Тюменской области «Тюменское музейно-просветительское объединение» (далее ГАУКТО «ТМПО») Музейного комплекса имени Ивана Яковлевича Словцова, в газете «Тюменская правда» фондах Тюменской областной научной библиотеке имени Дмитрия Ивановича Менделеева, и на сайтах различных интернет - магазинов[4].
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ОСОБЕННОСТИ ПЛАКАТА КАК ВИЗУАЛЬНОГО ИСТОЧНИКА
Визуальные источники являются наиболее малоизученной группой исторических источников. Большинство историков обращается к ним от случая к случаю или ограничивается самыми общими тривиальными замечаниями, вроде того, что эти документы имеют большую историческую ценность. Напрямую с данными типами источников работает немного историков, это связано со спецификой визуальных источников и отсутствием у исследователей навыков работы с ними.
Однако на протяжении последних 15 – 20 лет визуальные источники все больше обращают на себя внимание [1].
Плакат–это разновидность прикладной печатной графики, наборно-шрифтовое или художественно-иллюстративное листовое крупноформатное печатное тиражное издание, содержащее в наглядно-компактном виде информацию рекламного, агитационно-пропагандистского, инструктивно-методического, учебного и другого характера [5].
История плаката насчитывает уже много веков. Этот вид рекламы начали использовать уже в Древнем Риме и Египте. Днем рождения плаката считается 1482 г, но этот плакат не сохранился. Поэтому второе рождение плаката относится к 1866 г., а его отцом считают француза Жюль Шере.
В начале XX века развитие промышленности, конкурентная борьба за продвижение товара на новые рынки дали мощный импульс распространению рекламного плаката. На таких плакатах изображаются приятные женские и детские образы. В начале XX века стал развиваться и плакат политический. Новый качественный скачок плаката совпадает с первой мировой войной. Плакат, как никакое другое искусство, востребован в переломные моменты истории.
Так было и в годы Гражданской войны. Вспомним революционный или военный периоды нашей истории – тогда плакату уделялось повышенное внимание. Залечив раны гражданской войны, победив разруху, молодое Советское государство приступило к осуществлению первого пятилетнего плана и коллективизации села. Страна превратилась в гигантскую стройку, где коммунисты приглашали людей на ударную работу, показывая личный пример.
В годы Великой Отечественной войны большой вклад в дело мобилизации народа на борьбу с фашизмом сделали плакаты советских художников. Они помогали людям преодолеть лишения и голод, физические и душевные муки, идти к победе над врагом. В период войны изображение плакатов постепенно менялось. Если в первый год в основном изображались бойцы красной армии с суровыми, полными решимости лицами, идущие в атаку с винтовкой наперевес. То к концу войны, когда победа была уже очевидна, солдаты на плакатах станут улыбаться. К концу войны с плакатов смотрели уже не суровые бойцы, а счастливые люди, которые вот-вот вернутся к мирной жизни. Плакат Великой Отечественной войны под залпы салютующих орудий и радостное ликование победителей торжественно ушел в историю.
Плакат очень быстро откликается на все происходящие события. Полет Гагарина в космос также ознаменовался выпуском плакатов. Сегодня плакат – наиболее распространенный вид наружной рекламы. Высокий темп жизни современного города, постоянно увеличивающиеся количество автомобилей и быстрое движение на улицах – все это заставляет делать плакаты более яркими, броскими, увеличивать их размеры и приводить текст в максимально лаконичную форму, сохраняя при этом ту информацию, которую необходимо донести до потенциального клиента.
Средства выразительности плакатов несколько. Это цвет, линия, фактура. В современном плакате и постере может быть использована любая графическая техника, фотография, живопись, даже элементы скульптуры. Плакат, как правило, рассчитан на самые широкие массы зрителей, обычно он вывешивается на улицах и в общественных местах.
Можно, выделить, следующие виды этой полиграфической продукции [6]:
Театральный плакат — это графическая миниатюра спектакля, отражающая его суть и художественную идею; это оценка художника, его краткий вывод о просмотренном спектакле, пережитом театральном зрелище
Рекламный плакат — это нефальцованное рекламное издание, размер которого может быть любым.
Агитационные плакаты в советское время считались одним из самых эффективных способов пропаганды. Острая подача информации, агитация, доступность и быстрый отклик были главными характеристиками этого вида искусства.=
. Киноплакат (кинопостер, киноафиша) — одна из тематических разновидностей плаката, печатное тиражное издание большого формата, выпущенное с целью рекламирования, продвижения и популяризации кинофильмов и кинофестивалей.
Музыкальные афиши - плакаты обычно печатаются перед концертами и выступлениями профессиональных артистов, музыкантов или музыкальных коллективов.
Спортивные плакаты - это плакат с изображением известных спортсменов на афиши которых сообщается о предстоящих соревнованиях, матчах и олимпиадах.
Социальный плакат – это плакат, пропагандирующий базовые социальные ценности. В социальном плакате отражены социальные проявления личности, специфика социальных взаимоотношений в обществе, значимые социальные проблемы, угрозы и бедствия.
Вывод: Плакат является одним из визуальных источников. Их типология разнообразна: от афиши до социального плаката. Он перестал рассматриваться только как предмет агитации. Раньше к плакатам как к источнику обращались очень редко или вовсе не воспринимали его как таковым, однако в последние несколько десятилетий визуальные источники все больше обращают на себя внимание.
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.МЕТОДОЛОГИЯ РАБОТЫ С ПЛАКАТОМ
Плакаты являются одним из видов визуальных источников и представляют, как и другие исторические источники, интерес сразу для нескольких наук: история, искусствоведение, психология, журналистка. При использовании плаката, как исторического источника, необходимо подвергнуть критике тексту плаката и картину (или рисунок) на плакате.
Изучение содержания визуальных источников требует применения метода наблюдения. Один из таких методов нам предлагает доктор исторических наук, профессор Л.Н. Мазур [3]: «Если источниковедческий анализ предполагает изучение метаданных документа, его структуры и свойств, в том числе технологических, поскольку все визуальные источники связаны с применением определенных технологи и выполнение функций наблюдателя, нацеленного на вычленение нужной ему информации, которая важна с точки зрения изучаемой темы».
Можно выделить следующие этапы изучения визуальных источников [3]:
Отбор для изучения в качестве исторического источника. На этой стадии необходимо уточнить сам объект исследования и критерии отбора конкретных документов;
Сбор и анализ информации о создателях, его целях, закладываемой автором, времени и условиях создания, общественном резонансе – в общем;
Просмотр для получения общего впечатления, знакомства, основными героями и событиями, определение основной и второстепенных тем, центральной проблемы, оценка жанровых и изобразительных приемов создания образов. Кроме того, необходимо уточнить характер презентуемой визуальной информации – непосредственное отражение;
Повторное целенаправленное наблюдение по намеченному исследователем плану (например, изучение религиозных практик или миграционных настроений; изменений в образе жизни, моделях поведения и проч.), которое сопровождается обязательной фиксацией информации, контекста и роли;
Конструирование исторической реальности на основе оценки зафиксированных информационных элементов с учетом их образного решения. Она нуждается в верификации путем сравнения с другими источниками информации.
Как таковая, точная методологическая база отсутствует для работы именно с плакатами, есть лишь группа критериев, которой следует придерживаться. Плакаты адресованы определённой социальной группе. Главная жанровая особенность плаката - то, что его задача состоит в привлечении внимания. Поэтому плакаты обычно ярки, привлекательны, интересны. Их персонажи и образы легко узнаваемы.
Существует определённый алгоритм работы с плакатами [1]:
определить событие (и его дату), которому посвящён плакат;
определить, по чьему политическому, заказу, он был изготовлен и для какой аудитории;
проанализировать персонажи и символы плаката;
обратить внимание, какие фигуры, объекты вынесены на передний план и что отнесено на задний план;
проанализировать, какие фигуры и объекты изображены большими и маленькими и почему;
сформулировать сообщение, которое плакат был призван донести до своей аудитории.
2.2. ОТРАЖЕНИЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ 1960- 1970-Х.ГГ. В ПЛАКАТАХ.
В рассматриваемый период в Тюмени было множество разнообразных плакатов, но не все сохранились до нашего времени. Плакаты 1960-1970-х гг. условно можно разделить на четыре категории - первая связана с освоением Северных территорий Тюменской области, вторая – реклама товаров, третья категория плакатов - театральные и киноафиши, четвёртая – пропагандистские плакаты. Они по своей структуре и предназначению такие же, как и другая плакатная продукция, распространённая по всей территории СССР. Плакаты выполняли две основные функции - информировать и агитировать граждан.
Главным акцентов в 60-70 года в Тюмени была освоения Сибири и Крайнего Севера. В плакатах содержалось призвания общественности в помощи государству в освоении нефтегазового комплекса на Севере Тюменской области. Заказчиками данных плакатов, конечно, являлось государство, а изготавливали их печатные издательства такие как: Агит-ПЛАКАТ. Союза художников СССР и московского отделения союза художников РСФСР; Калининский полиграфический комбинат Союзполиграфпрома; Издательство «Плакат». На переднем плане практически всегда изображали фигуру рабочего, в теплой форме за спиной которого находиться рабочая техника или нефтяная вышка (иногда лес). Обычно в руках рабочего находиться какой-либо план или инструмент, тем самым показывая четкое руководство и выдержанность. Так же все это сопровождается громким, крупным и ярким лозунгом. Например, таким как: «Тюмень зовет», «Откроем кладовые природы», «Тюменскую нефть – родине» (Приложение I, Рис.1-6) и другие. Одной из главных задач плакатов – призыв граждан на Великие стройки, на увеличение количества рабочих рук. Помимо этого, плакаты имели идеологическую составляющую: подержание образа сильной державы, показывают преимущества социалистической системы над капиталистической.
На основе анализа этой группы плакатов, можно сказать что обнаружение и освоение значительных запасов нефти и газа на севере Тюменской области, создавало экономические предпосылки для промышленного и социально - бытового развития Тюмени. Этому способствовал тот факт, что в Тюмени находились организации, которые занимались разведкой и добычей нефти и газа, например, Главтюменьгеология. Однако как изменилась повседневная жизнь жителей города, на основе плакатов этой группы, мы не можем охарактеризовать. Для этого надо рассматривать и другие источники, в том числе визуальные. Например, фотографии, документальную хронику, художественные фильмы.
Вторая группа плакатов - так называемые «Рекламные». Они находились в магазинах и предлагали различную продукцию. В роли заказчика было так же государство. На таких плакатах изображали продукцию, которую «предлагают» животные в обычном их виде или же в кухонной одежде, сказочных героев и людей в основном женщин, детей. Фон был однотонным и без визуального утяжеления, на некоторых стоят печати, например: «Министерство торговли РСФСР »; «Росглавмясо» (Приложение II, Рис.(7-9). Главное, реклама должна была привлечь покупателей в государственные магазины, убедить массового потребителя в преимуществе советских товаров. Не смотря на ограниченное количество найденных рекламных плакатов, мы можем сделать вывод о том, что было на полках тюменских магазинов. Это - бакалея, полуфабрикаты. Малое количество плакатов означает, что рекламы было мало (по сравнению с сегодняшним днем). Содержание плакатов свидетельствует о том, что ассортимент товаров ограничен, в основном, продукты питания. Реклама промышленных товаров автору не встретилась. Возможно, в ней не было необходимости, так как промышленные товары раскупались быстро. Можно говорить об отсутствии большого выбора у тюменцев как у потребителей, отсутствие рекламы промышленных товаров означает возможный их дефицит. Данный вывод требует сравнительного анализа других групп источников.
В период 1960-1970х годов в Тюмени так же не забывали о культурной жизни - это наша третья категория плакатов. Такие плакаты были посвящены премьерам выхода новых постановок в театре или же новинкам в прокате кинотеатров. Заказывали такого типа плакаты театры и кинотеатры с целью оповещения и привлечения людей на просмотры. На них изображали сцены из предстоящей премьеры или в виде зарисовки и все сопровождается не большим и ярким текстом в виде «Скоро первый показ премьеры», названия, даты, времени и места (Приложение II, Рис.10-12). В городе уже существовал тюменский драматический театр, на сцене которого ставились различные постановки. Из этого следует, что культурная жизнь в городе была достаточно разнообразной. Однако, полную картину культурной жизни Тюмени в изучаемый период, данные плакаты нам не дают.
Заключительной группой являются - пропагандистские плакаты. В данную группу входят плакаты, которые выпускали к знаменательным датам, праздникам или показывающие статистику достижений советской экономики. Заказывало такие плакаты, опять же государство, с целью влияния на общественное мнение. Обычно на них изображалась броская, яркая и знакомая каждому символика того или иного события сопровождавшиеся четким и понятным текстом. Например: «Семилетка в действии»; «Октябрьская революция»; «32 миллиона пудов тюменского хлеба»; «Слава доблестным советским войнам» (Приложение III, Рис.13-18). В силу всего этого - эта группа плакатов самая разнообразная и самая распространённая из всех рассмотренных. Именно эти плакаты «украшали» повседневную жизнь горожан. К тому же они носят субъективный характер, так как несли идеологическую нагрузку.
Вывод: Найденные и проанализированные, по предложенному алгоритму, плакаты позволяют сделать вывод о том, что повседневная жизнь жителей г.Тюмени в 1960-1970-е гг. выглядит достаточно скромно: нет большого разнообразия в магазинах, культурной жизни. Многие стороны повседневной жизни совсем не отражены в плакатах. Стоит отметить, что художники, которые создали данные плакаты, выполнили государственный заказ, задачами которого были влияние на сознание человека, поэтому они носят отпечаток советской идеологии, формируют е советские стандарты повседневной жизни всех социальных групп общества. Поэтому плакат как исторический источник не может дать полную картину жизни горожанина. Этот источник надо рассматривать в сравнении с другими видами исторических источников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В последнее время историки всё чаще обращаются к плакату как к историческому источнику. В процессе написания работы я выяснила, что плакат является важным визуальным источником, так как является транслятором духа времени, общественных устремлений, государственной политики, идеологии. Он несёт мощную социальную нагрузку и посыл в общество, особенно в переломные моменты.
Выполнив исследовательскую работу, я получила дополнительные знания о типологии плакатов, познакомилась с методологией работы с визуальными источниками. Были введены в оборот два источника, находящихся в фондах ГАУКТО «ТМПО» г. Тюмени.
Анализируя через плакат повседневность, можно заключить, что он демонстрировал торжественные и бытовые моменты. Однако, восстановление полной картины повседневной жизни жителей г. Тюмени в 1960-1970-х гг., основываясь только на плакатах, представляется затруднительным. Таким образом, гипотеза нашего исследования не подтвердилась.
Очевидно, что плакаты изученного периода носят субъективный характер, поэтому в процессе их анализа необходимо применять и другие исторические источники: визуальные источники, данные периодической печати, а также мемуарную литературу.
Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение повседневной жизни не только на основе плакатов, но и на основе других визуальных источников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Artwall.ruинтернет – магазин плакатов и постеров.[Электронный ресурс] Адрес: https://www.artwall.ru/catalog/3001/page_2
Википедия. Свободная энциклопедия.[Электронный ресурс] Адрес: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82
Мазур Л.Н «Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже XX–XXI вв.: в поисках новых методов исследования[Электронный ресурс]Адрес: http://ivid.ucoz.ru/publ/lappo_150/mazur_ld/16-1-0-144
Методология изучения визуальных источников [Электронный ресурс] Адрес: https://studwood.ru/1057885/politologiya/metodologiya_izucheniya_vizualnyh_istochnikov
Нежура Е.А.. Новые типы креолизованных текстов в коммуникативном пространстве интернета. [Электронный ресурс] Адрес: http://tl-ic.kursksu.ru/pdf/012-007.pdf
[Электронный ресурс] Адрес: https://www.24print.by/news/kakie-byivayut-tipyi-plakatov-i-afish/
Рис.1 Фонд ГАУКТО «ТМПО»
Рис.2DIGITALSOVIETART.[Электронный ресурс] Адрес:https://www.digitalsovietart.com/thematic-shows/85-mining-and-miners-in-the-soviet-union/14238-let-us-open-natures-treasures
Рис.3ГалереяRarita. [Электронный ресурс] Адрес: https://rarita.ru/catalog/sotsrealizm/tyumen_velikaya_stroyka_sibiri_sovetskiy_plakat/
Рис.4 Плюс электрофикация всей страны?. сайт Кислород.ЛАЙФ.[Электронныйресурс] Адрес: http://kislorod.life/question_answer/plyus_elektrifikatsiya_vsey_strany/
Рис.5«Тюменская правда», 1964 г.//Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева.
Рис.6 Фонд ГАУКТО «ТМПО»
Рис.7«Тюменская правда» 1960 г.//Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева.
Рис.8 Советский рекламный плакат после 1945 г..Сайт.- Плакаты. Награды. [Электронный ресурс] Адрес:https://softsalo.com/sovet_45_rekli/rekli_23.html.
Рис.9«Тюменская правда», 1975 г.//Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева.
Рис.10«Тюменская правда», 1964 г.//Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева.
Рис.11Фонд ГАУКТО «ТМПО»
Рис.12«Тюменская правда», 1964 г.//Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева.
Рис.13«Тюменская правда», 1975 г. //Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева.
Рис.14 «Тюменская правда» 1975г. //Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева.
Рис.15«Тюменская правда», 1975 г. //Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева.
Рис.16«Тюменская правда», 1975 г. //Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева.
Рис.17«Тюменская правда», 1975 г. // Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева.
Рис.18 «Тюменская правда», 1975 г. // Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева.
Рис.1 из фондов ГАУКТО «ТМПО» |
Рис.2 из коллекции сайта DIGITALSOVIETART |
Рис.3. из коллекции галереи Rarita |
Рис.4 из коллекции сайта Кислород.Life |
Рис.5 из фондов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева. |
Рис.6 из фондов ГАУКТО «ТМПО» |
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Р ис.7 из фондов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева. |
Р ис.8 из публикации сайта Плакаты. Награды. |
Р ис.9 из фондов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева. |
Рис.10 из фондов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева. |
Рис.11 из фондов ГАУКТО «ТМПО» |
Рис.12. из фондов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева. |
ПРИЛОЖЕНИЕ III
Рис.13. из фондов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева. |
Рис.14 из фондов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева. |
Рис.15 из фондов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева. |
Рис.16. из фондов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева |
Рис.17. из фондов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева |
Рис.18. из фондов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева |