Плакат как исторический источник по изучению повседневной жизни г. Тюмени 1960- 1970-х г.г. XX века.

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Плакат как исторический источник по изучению повседневной жизни г. Тюмени 1960- 1970-х г.г. XX века.

Сафина Э.Р. 1
1МАОУ Лицей № 81 г. Тюмень
Степанова И.В. 1Урванцева А.А. 1
1МАОУ Лицей №81 г. Тюмень
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Плакаты (постеры как разновидность) стали сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы смотрим на и них, не задумываясь, что этот вид печатной продукции может очень многое рассказать о нас нашим потомкам. Советский плакат представляет собой огромный культурный пласт в истории нашей страны. Издававшиеся многомиллионным тиражом постеры были вездесущи: они окружали граждан СССР на улице, на работе, в школе, в поликлинике, доме культуры, воинской части, местах заключения и т.д.  Они в значительной мере формировали общественное сознание, особенно до распространения телевидения.

Поэтому, когда государство переживает переломные моменты в своей истории, то тогда плакат выходит на первый план. В 60-70-е годы XX века происходит снижение темпов развития советской экономике. В это же время на севере Тюменской области начинается активная деятельность по освоению нефтегазового комплекса. Экспорт сырья способствовал сохранению стабильного развития экономики советского союза в течении нескольких десятилетий. При словах "советский плакат" нам представляются, прежде всего, пропагандистские рисунки с призывами защищать Родину, проявлять бдительность, крепить единство партии и народа, повышать производительность труда. Безусловно, таких было много, но проблематика советского плаката была практически безгранична, среди них было много яркого, креативного, необычного, ломающего наши стереотипы, не утратившего актуальности и сегодня. На примере плаката можно выявить и уточнить многие вопросы взаимосвязи социально-экономического развития и повседневной жизни жителей города. Кроме этих эпохальных событий, какие еще события общественной, культурной жизни теменцев отражены в плакатах? Чем жил город в этот период? Какую информацию можно узнать о повседневной жизни горожан, основываясь на плакатах того времени.

Гипотеза: Можно допустить, что опираясь только на плакат, как исторический источник можно сформировать представление не только об эпохе в целом, но и о повседневной жизни людей этой эпохи.

Цель работы: Рассмотреть плакат как исторический источник по истории города Тюмени в1960-1970 годы XX в.

Задачи исследования:

Проведение поиска и выявление плакатов, относящихся к тематике исследования.

Выявить методику работы с плакатом как с историческим источником.

Осуществление тематической классификации выявленных источников.

Раскрыть значение плаката как визуального источника.

Проанализировать информацию, содержащуюся в плакатах и сделать вывод о повседневной жизни города Тюмени в 1960-1970-е гг.

Объект исследования: Повседневная жизнь города 1960-1970-х годов

Предмет исследования: Советские плакаты 1960- 1970-х.гг.

Методы: В работе использовались общенаучные методы: такие как анализ, синтез.

Практическая значимость Исследования состоит в возможностей применении результатов в ходе дальнейшей разработки проблем истории повседневной жизни города. В ходе исследования были введены в оборот несколько источников, которые могут быть использованы другими исследователями (Приложение I рис. 6, 11). Кроме того, результаты исследования могут иметь прикладное значение – использоваться при проведении классных часов, во внеурочной деятельности, при составлении олимпиадных заданий по истории родного края.

Визуальные источники являются наиболее малоизученной группой исторических источников. Большинство историков обращались к ним, от случая к случаю, или ограничивались самыми общими замечаниями, вроде того, что эти документы имеют большую историческую ценность. Напрямую с данными типами источников работали немного историков. Это связано со спецификой визуальных источников и отсутствием у исследователей навыков работы с ними.[1].Но уже в современной исторической науке произошел поворот, все больше внимания уделяют визуальным источникам, таким как плакаты. Например, Е.А. Нежура отмечает следующую особенность таких источников: « их содержание может не только сообщать сведения о ценностных установках, политических предпочтениях и мировоззрении человека в целом, но и выступать инструментом скрытого воздействия на отдельного индивида и целые социальные группы».[2].

Поскольку отдельной литературы по данному вопросу автор не нашел, то основным источником при написании работы явились ресурсы Интернета. В частности, Людмила Николаевна Мазур в своей статье «Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже XX–XXI вв.: в поисках новых методов исследования»[3]определила методику работы с визуальными источниками. Источниковедческую базу составили плакаты, находящиеся в запасниках Государственного автономного учреждение культуры Тюменской области «Тюменское музейно-просветительское объединение» (далее ГАУКТО «ТМПО») Музейного комплекса имени Ивана Яковлевича Словцова, в газете «Тюменская правда» фондах Тюменской областной научной библиотеке имени Дмитрия Ивановича Менделеева, и на сайтах различных интернет - магазинов[4].

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ОСОБЕННОСТИ ПЛАКАТА КАК ВИЗУАЛЬНОГО ИСТОЧНИКА

Визуальные источники являются наиболее малоизученной группой исторических источников. Большинство историков обращается к ним от случая к случаю или ограничивается самыми общими тривиальными замечаниями, вроде того, что эти документы имеют большую историческую ценность. Напрямую с данными типами источников работает немного историков, это связано со спецификой визуальных источников и отсутствием у исследователей навыков работы с ними.

Однако на протяжении последних 15 – 20 лет визуальные источники все больше обращают на себя внимание [1].

Плакат–это разновидность прикладной печатной графики, наборно-шрифтовое или художественно-иллюстративное листовое крупноформатное печатное тиражное издание, содержащее в наглядно-компактном виде информацию рекламного, агитационно-пропагандистского, инструктивно-методического, учебного и другого характера [5].

История плаката насчитывает уже много веков. Этот вид рекламы начали использовать уже в Древнем Риме и Египте. Днем рождения плаката считается 1482 г, но этот плакат не сохранился. Поэтому второе рождение плаката относится к 1866 г., а его отцом считают француза Жюль Шере.

В начале XX века развитие промышленности, конкурентная борьба за продвижение товара на новые рынки дали мощный импульс распространению рекламного плаката. На таких плакатах изображаются приятные женские и детские образы. В начале XX века стал развиваться и плакат политический. Новый качественный скачок плаката совпадает с первой мировой войной. Плакат, как никакое другое искусство, востребован в переломные моменты истории.

Так было и в годы Гражданской войны. Вспомним революционный или военный периоды нашей истории – тогда плакату уделялось повышенное внимание. Залечив раны гражданской войны, победив разруху, молодое Советское государство приступило к осуществлению первого пятилетнего плана и коллективизации села. Страна превратилась в гигантскую стройку, где коммунисты приглашали людей на ударную работу, показывая личный пример.

В годы Великой Отечественной войны большой вклад в дело мобилизации народа на борьбу с фашизмом сделали плакаты советских художников. Они помогали людям преодолеть лишения и голод, физические и душевные муки, идти к победе над врагом. В период войны изображение плакатов постепенно менялось. Если в первый год в основном изображались бойцы красной армии с суровыми, полными решимости лицами, идущие в атаку с винтовкой наперевес. То к концу войны, когда победа была уже очевидна, солдаты на плакатах станут улыбаться. К концу войны с плакатов смотрели уже не суровые бойцы, а счастливые люди, которые вот-вот вернутся к мирной жизни. Плакат Великой Отечественной войны под залпы салютующих орудий и радостное ликование победителей торжественно ушел в историю.

Плакат очень быстро откликается на все происходящие события. Полет Гагарина в космос также ознаменовался выпуском плакатов. Сегодня плакат – наиболее распространенный вид наружной рекламы. Высокий темп жизни современного города, постоянно увеличивающиеся количество автомобилей и быстрое движение на улицах – все это заставляет делать плакаты более яркими, броскими, увеличивать их размеры и приводить текст в максимально лаконичную форму, сохраняя при этом ту информацию, которую необходимо донести до потенциального клиента.

Средства выразительности плакатов несколько. Это цвет, линия, фактура. В современном плакате и постере может быть использована любая графическая техника, фотография, живопись, даже элементы скульптуры. Плакат, как правило, рассчитан на самые широкие массы зрителей, обычно он вывешивается на улицах и в общественных местах.

Можно, выделить, следующие виды этой полиграфической продукции [6]:

Театральный плакат — это графическая миниатюра спектакля, отражающая его суть и художественную идею; это оценка художника, его краткий вывод о просмотренном спектакле, пережитом театральном зрелище

Рекламный плакат — это нефальцованное рекламное издание, размер которого может быть любым.

Агитационные плакаты в советское время считались одним из самых эффективных способов пропаганды. Острая подача информации, агитация, доступность и быстрый отклик были главными характеристиками этого вида искусства.=

. Киноплакат (кинопостер, киноафиша) — одна из тематических разновидностей плаката, печатное тиражное издание большого формата, выпущенное с целью рекламирования, продвижения и популяризации кинофильмов и кинофестивалей.

Музыкальные афиши - плакаты обычно печатаются перед концертами и выступлениями профессиональных артистов, музыкантов или музыкальных коллективов.

Спортивные плакаты - это плакат с изображением известных спортсменов на афиши которых сообщается о предстоящих соревнованиях, матчах и олимпиадах.

Социальный плакат – это плакат, пропагандирующий базовые социальные ценности. В социальном плакате отражены социальные проявления личности, специфика социальных взаимоотношений в обществе, значимые социальные проблемы, угрозы и бедствия.

Вывод: Плакат является одним из визуальных источников. Их типология разнообразна: от афиши до социального плаката. Он перестал рассматриваться только как предмет агитации. Раньше к плакатам как к источнику обращались очень редко или вовсе не воспринимали его как таковым, однако в последние несколько десятилетий визуальные источники все больше обращают на себя внимание.

2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.МЕТОДОЛОГИЯ РАБОТЫ С ПЛАКАТОМ

Плакаты являются одним из видов визуальных источников и представляют, как и другие исторические источники, интерес сразу для нескольких наук: история, искусствоведение, психология, журналистка. При использовании плаката, как исторического источника, необходимо подвергнуть критике тексту плаката и картину (или рисунок) на плакате.

Изучение содержания визуальных источников требует применения метода наблюдения. Один из таких методов нам предлагает доктор исторических наук, профессор Л.Н. Мазур [3]: «Если источниковедческий анализ предполагает изучение метаданных документа, его структуры и свойств, в том числе технологических, поскольку все визуальные источники связаны с применением определенных технологи и выполнение функций наблюдателя, нацеленного на вычленение нужной ему информации, которая важна с точки зрения изучаемой темы».

Можно выделить следующие этапы изучения визуальных источников [3]:

Отбор для изучения в качестве исторического источника. На этой стадии необходимо уточнить сам объект исследования и критерии отбора конкретных документов;

Сбор и анализ информации о создателях, его целях, закладываемой автором, времени и условиях создания, общественном резонансе – в общем;

Просмотр для получения общего впечатления, знакомства, основными героями и событиями, определение основной и второстепенных тем, центральной проблемы, оценка жанровых и изобразительных приемов создания образов. Кроме того, необходимо уточнить характер презентуемой визуальной информации – непосредственное отражение;

Повторное целенаправленное наблюдение по намеченному исследователем плану (например, изучение религиозных практик или миграционных настроений; изменений в образе жизни, моделях поведения и проч.), которое сопровождается обязательной фиксацией информации, контекста и роли;

Конструирование исторической реальности на основе оценки зафиксированных информационных элементов с учетом их образного решения. Она нуждается в верификации путем сравнения с другими источниками информации.

Как таковая, точная методологическая база отсутствует для работы именно с плакатами, есть лишь группа критериев, которой следует придерживаться. Плакаты адресованы определённой социальной группе. Главная жанровая особенность плаката - то, что его задача состоит в привлечении внимания. Поэтому плакаты обычно ярки, привлекательны, интересны. Их персонажи и образы легко узнаваемы.

Существует определённый алгоритм работы с плакатами [1]:

определить событие (и его дату), которому посвящён плакат;

определить, по чьему политическому, заказу, он был изготовлен и для какой аудитории;

проанализировать персонажи и символы плаката;

обратить внимание, какие фигуры, объекты вынесены на передний план и что отнесено на задний план;

проанализировать, какие фигуры и объекты изображены большими и маленькими и почему;

сформулировать сообщение, которое плакат был призван донести до своей аудитории.

2.2. ОТРАЖЕНИЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ 1960- 1970-Х.ГГ. В ПЛАКАТАХ.

В рассматриваемый период в Тюмени было множество разнообразных плакатов, но не все сохранились до нашего времени. Плакаты 1960-1970-х гг. условно можно разделить на четыре категории - первая связана с освоением Северных территорий Тюменской области, вторая – реклама товаров, третья категория плакатов - театральные и киноафиши, четвёртая – пропагандистские плакаты. Они по своей структуре и предназначению такие же, как и другая плакатная продукция, распространённая по всей территории СССР. Плакаты выполняли две основные функции - информировать и агитировать граждан.

Главным акцентов в 60-70 года в Тюмени была освоения Сибири и Крайнего Севера. В плакатах содержалось призвания общественности в помощи государству в освоении нефтегазового комплекса на Севере Тюменской области. Заказчиками данных плакатов, конечно, являлось государство, а изготавливали их печатные издательства такие как: Агит-ПЛАКАТ. Союза художников СССР и московского отделения союза художников РСФСР; Калининский полиграфический комбинат Союзполиграфпрома; Издательство «Плакат». На переднем плане практически всегда изображали фигуру рабочего, в теплой форме за спиной которого находиться рабочая техника или нефтяная вышка (иногда лес). Обычно в руках рабочего находиться какой-либо план или инструмент, тем самым показывая четкое руководство и выдержанность. Так же все это сопровождается громким, крупным и ярким лозунгом. Например, таким как: «Тюмень зовет», «Откроем кладовые природы», «Тюменскую нефть – родине» (Приложение I, Рис.1-6) и другие. Одной из главных задач плакатов – призыв граждан на Великие стройки, на увеличение количества рабочих рук. Помимо этого, плакаты имели идеологическую составляющую: подержание образа сильной державы, показывают преимущества социалистической системы над капиталистической.

На основе анализа этой группы плакатов, можно сказать что обнаружение и освоение значительных запасов нефти и газа на севере Тюменской области, создавало экономические предпосылки для промышленного и социально - бытового развития Тюмени. Этому способствовал тот факт, что в Тюмени находились организации, которые занимались разведкой и добычей нефти и газа, например, Главтюменьгеология. Однако как изменилась повседневная жизнь жителей города, на основе плакатов этой группы, мы не можем охарактеризовать. Для этого надо рассматривать и другие источники, в том числе визуальные. Например, фотографии, документальную хронику, художественные фильмы.

Вторая группа плакатов - так называемые «Рекламные». Они находились в магазинах и предлагали различную продукцию. В роли заказчика было так же государство. На таких плакатах изображали продукцию, которую «предлагают» животные в обычном их виде или же в кухонной одежде, сказочных героев и людей в основном женщин, детей. Фон был однотонным и без визуального утяжеления, на некоторых стоят печати, например: «Министерство торговли РСФСР »; «Росглавмясо» (Приложение II, Рис.(7-9). Главное, реклама должна была привлечь покупателей в государственные магазины, убедить массового потребителя в преимуществе советских товаров. Не смотря на ограниченное количество найденных рекламных плакатов, мы можем сделать вывод о том, что было на полках тюменских магазинов. Это - бакалея, полуфабрикаты. Малое количество плакатов означает, что рекламы было мало (по сравнению с сегодняшним днем). Содержание плакатов свидетельствует о том, что ассортимент товаров ограничен, в основном, продукты питания. Реклама промышленных товаров автору не встретилась. Возможно, в ней не было необходимости, так как промышленные товары раскупались быстро. Можно говорить об отсутствии большого выбора у тюменцев как у потребителей, отсутствие рекламы промышленных товаров означает возможный их дефицит. Данный вывод требует сравнительного анализа других групп источников.

В период 1960-1970х годов в Тюмени так же не забывали о культурной жизни - это наша третья категория плакатов. Такие плакаты были посвящены премьерам выхода новых постановок в театре или же новинкам в прокате кинотеатров. Заказывали такого типа плакаты театры и кинотеатры с целью оповещения и привлечения людей на просмотры. На них изображали сцены из предстоящей премьеры или в виде зарисовки и все сопровождается не большим и ярким текстом в виде «Скоро первый показ премьеры», названия, даты, времени и места (Приложение II, Рис.10-12). В городе уже существовал тюменский драматический театр, на сцене которого ставились различные постановки. Из этого следует, что культурная жизнь в городе была достаточно разнообразной. Однако, полную картину культурной жизни Тюмени в изучаемый период, данные плакаты нам не дают.

Заключительной группой являются - пропагандистские плакаты. В данную группу входят плакаты, которые выпускали к знаменательным датам, праздникам или показывающие статистику достижений советской экономики. Заказывало такие плакаты, опять же государство, с целью влияния на общественное мнение. Обычно на них изображалась броская, яркая и знакомая каждому символика того или иного события сопровождавшиеся четким и понятным текстом. Например: «Семилетка в действии»; «Октябрьская революция»; «32 миллиона пудов тюменского хлеба»; «Слава доблестным советским войнам» (Приложение III, Рис.13-18). В силу всего этого - эта группа плакатов самая разнообразная и самая распространённая из всех рассмотренных. Именно эти плакаты «украшали» повседневную жизнь горожан. К тому же они носят субъективный характер, так как несли идеологическую нагрузку.

Вывод: Найденные и проанализированные, по предложенному алгоритму, плакаты позволяют сделать вывод о том, что повседневная жизнь жителей г.Тюмени в 1960-1970-е гг. выглядит достаточно скромно: нет большого разнообразия в магазинах, культурной жизни. Многие стороны повседневной жизни совсем не отражены в плакатах. Стоит отметить, что художники, которые создали данные плакаты, выполнили государственный заказ, задачами которого были влияние на сознание человека, поэтому они носят отпечаток советской идеологии, формируют е советские стандарты повседневной жизни всех социальных групп общества. Поэтому плакат как исторический источник не может дать полную картину жизни горожанина. Этот источник надо рассматривать в сравнении с другими видами исторических источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В последнее время историки всё чаще обращаются к плакату как к историческому источнику. В процессе написания работы я выяснила, что плакат является важным визуальным источником, так как является транслятором духа времени, общественных устремлений, государственной политики, идеологии. Он несёт мощную социальную нагрузку и посыл в общество, особенно в переломные моменты.

Выполнив исследовательскую работу, я получила дополнительные знания о типологии плакатов, познакомилась с методологией работы с визуальными источниками. Были введены в оборот два источника, находящихся в фондах ГАУКТО «ТМПО» г. Тюмени.

Анализируя через плакат повседневность, можно заключить, что он демонстрировал торжественные и бытовые моменты. Однако, восстановление полной картины повседневной жизни жителей г. Тюмени в 1960-1970-х гг., основываясь только на плакатах, представляется затруднительным. Таким образом, гипотеза нашего исследования не подтвердилась.

Очевидно, что плакаты изученного периода носят субъективный характер, поэтому в процессе их анализа необходимо применять и другие исторические источники: визуальные источники, данные периодической печати, а также мемуарную литературу.

Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение повседневной жизни не только на основе плакатов, но и на основе других визуальных источников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Artwall.ruинтернет – магазин плакатов и постеров.[Электронный ресурс] Адрес: https://www.artwall.ru/catalog/3001/page_2

Википедия. Свободная энциклопедия.[Электронный ресурс] Адрес: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82

Мазур Л.Н «Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже XX–XXI вв.: в поисках новых методов исследования[Электронный ресурс]Адрес: http://ivid.ucoz.ru/publ/lappo_150/mazur_ld/16-1-0-144

Методология изучения визуальных источников [Электронный ресурс] Адрес: https://studwood.ru/1057885/politologiya/metodologiya_izucheniya_vizualnyh_istochnikov

Нежура Е.А.. Новые типы креолизованных текстов в коммуникативном пространстве интернета. [Электронный ресурс] Адрес: http://tl-ic.kursksu.ru/pdf/012-007.pdf

[Электронный ресурс] Адрес: https://www.24print.by/news/kakie-byivayut-tipyi-plakatov-i-afish/

Рис.1 Фонд ГАУКТО «ТМПО»

Рис.2DIGITALSOVIETART.[Электронный ресурс] Адрес:https://www.digitalsovietart.com/thematic-shows/85-mining-and-miners-in-the-soviet-union/14238-let-us-open-natures-treasures

Рис.3ГалереяRarita. [Электронный ресурс] Адрес: https://rarita.ru/catalog/sotsrealizm/tyumen_velikaya_stroyka_sibiri_sovetskiy_plakat/

Рис.4 Плюс электрофикация всей страны?. сайт Кислород.ЛАЙФ.[Электронныйресурс] Адрес: http://kislorod.life/question_answer/plyus_elektrifikatsiya_vsey_strany/

Рис.5«Тюменская правда», 1964 г.//Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева.

Рис.6 Фонд ГАУКТО «ТМПО»

Рис.7«Тюменская правда» 1960 г.//Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева.

Рис.8 Советский рекламный плакат после 1945 г..Сайт.- Плакаты. Награды. [Электронный ресурс] Адрес:https://softsalo.com/sovet_45_rekli/rekli_23.html.

Рис.9«Тюменская правда», 1975 г.//Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева.

Рис.10«Тюменская правда», 1964 г.//Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева.

Рис.11Фонд ГАУКТО «ТМПО»

Рис.12«Тюменская правда», 1964 г.//Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева.

Рис.13«Тюменская правда», 1975 г. //Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева.

Рис.14 «Тюменская правда» 1975г. //Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева.

Рис.15«Тюменская правда», 1975 г. //Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева.

Рис.16«Тюменская правда», 1975 г. //Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева.

Рис.17«Тюменская правда», 1975 г. // Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева.

Рис.18 «Тюменская правда», 1975 г. // Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Рис.1 из фондов ГАУКТО «ТМПО»

Рис.2 из коллекции сайта DIGITALSOVIETART

Рис.3. из коллекции галереи Rarita

Рис.4 из коллекции сайта Кислород.Life

Рис.5 из фондов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева.

Рис.6 из фондов ГАУКТО «ТМПО»

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Р ис.7 из фондов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева.

Р ис.8 из публикации сайта Плакаты. Награды.

Р ис.9 из фондов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева.

Рис.10 из фондов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева.

 

Рис.11 из фондов ГАУКТО «ТМПО»

 

Рис.12. из фондов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева.

ПРИЛОЖЕНИЕ III

Рис.13. из фондов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева.

Рис.14 из фондов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева.

Рис.15 из фондов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева.

Рис.16. из фондов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева

Рис.17. из фондов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева

Рис.18. из фондов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева

Просмотров работы: 29