Советские танки времён второй мировой войны

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Советские танки времён второй мировой войны

Парастаев Е.Н. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 городского округа Пущино Московской области - МБОУ СОШ №3.
Завьялова Ю.В. 1
1МБОУ гимназия "Пущино"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Во время Второй мировой войны в боях участвовала различная колёсная и гусеничная техника в наших войсках, на стороне союзников и противников. Техники на каждой стороне было много, и она очень быстро модифицировалась по ходу войны.

Целью мой научно-исследовательской работы было оценить способность трёх типов танков Красной армии: лёгких, средних и тяжёлых вести боевые действия.

Задачи: 1) найти информацию о различных типах танков; 2) подобрать фотоматериалы об объектах исследования; 3) проработать несколько источников о советских танках времён Второй мировой войны, 4) описать типичный лёгкий, средний и тяжёлый танк советской армии.

Для написания работы я пользовался источниками из интернета. В интернете очень много информации в различном формате: это и форумы о военной технике [11], специализированные сайты о военной технике [6, 8, 12], справочные сайты [1-3], на которых также есть множество ссылок на художественную литературу о танках времен Второй мировой войны.

Я очень люблю играть в компьютерные игры. Особенно мне нравится играть в танки. Игры «World of tanks» и «Танки online» - мои любимые. В этих играх я не только развлекаюсь и общаюсь с игроками, но и узнаю много новой информации о войне, её участниках, вооружении армий и многом другом. Оказалось, что информация в играх о технике и вооружении во многом правдивая. [7]

Я горжусь нашим народом, одержавшим Великую победу во Второй мировой войне. Мы всей семьёй ходим на парады 9 мая, чтобы поприветствовать ветеранов, порадоваться со всеми нашей общей победе над фашизмом, чтобы не забывать о том горе, которое было доставлено всему миру.

Мой дедушка был танкист, а прадедушка и прабабушка подростками трудились на Челябинских заводах и производили снаряды для танков. Поэтому мне очень интересно всё про танки, оружие и армию.

Основная часть.

Танк - боевая гусеничная бронированная машина. Танки появились еще в Первую мировую войну. И с этого момента стало понятно, что старые методы войны против танков не работают. Все участники войны: и союзники, и немцы – понимали, что победа будет только за теми, чья гусеничная техника будет мощнее. [5]

Отечественное танкостроение начало развиваться в годы Гражданской войны. Первый советский танк вышел из ворот Сормовского завода 31 августа 1920 года, он был изготовлен по типу трофейного французского танка «Рено».

Типы танков: лёгкий, средний, тяжёлый.

Среди советских легких танков - семейство БТ (быстроходные танки), первая модель которого БТ-2 была разработана на основе американской колесно-гусеничной машины Кристи. [1]

Помимо семейства БТ на вооружении советской армии в годы Второй Мировой войны состояли плавающие легкие танки, такие как: Т-40 (выпускался в 1940 и 1941 гг., имел два спаренных пулемета, слабую броню, радиостанцию и четырехлопастный винт для передвижения под водой, использовался, в основном, в разведывательных целях), Т-50 (разработан в 1940 году, произведено малое количество), Т-60 (модернизированная версия Т-40 с более серьезной броней, 20-миллиметровой пушкой, но с утратой плавучести, участвовавшая в боях вплоть до 1944 года), его более мощный вариант Т-70, а также разработанный в 1943 г. Т-80.

Вплоть до самого 9 мая 1945, до самой Победы настоящей грозой фашистов являлись Т-34 – основные советские средние танки Второй Мировой войны. В серийное производство Т-34 поступил 30 марта 1940 года. Впоследствии модель постоянно дорабатывалась, причем не столько в сторону увеличения боевой мощи, сколько в сторону уменьшения трудозатрат на его выпуск и понижения стоимости.

Танк ИС 1 и танк ИС 2 являются первыми в серии тяжёлых танков ИС («Иосиф Сталин»). Были разработаны в период Великой Отечественной войны и начали выпускаться в 1943 году. За основу были взяты тяжёлые советские танки КВ 1 и КВ 13. Предпосылкой для создания новых танков стало появление на вооружении немецкой армии танков модели «Тигр».

2.1. Лёгкий танк БТ-2.

28 апреля 1930 года СССР купил у Кристи два построенных танка за 60 тыс. долларов и все права на изготовление этих машин за 100 тыс. долларов. В том же году танк Кристи с башней новой конструкции был принят на вооружение и получил наименование БТ-2 [Приложение 1].

БТ-2 (БТ, Б-Т) — советский лёгкий колёсно-гусеничный танк. Советский аналог американского танка М.1931. Первый серийный танк семейства БТ принят на вооружение в соответствии с военной доктриной, определившей преимущества скоростных крейсерских танков, способных в кратчайшие сроки покрывать большие расстояния и действовать на оперативных просторах. Выпускался серийно Харьковским паровозостроительным заводом в 1932—1933 годах.

Планировалось, что БТ будет «танком-истребителем»: действуя совместно с Т-26, он должен был защищать его от танков противника. [1]

Освоение серийного производства БТ шло медленно. Нехватка наблюдалась во всём: в сырье, оборудовании и хороших работниках. Поставщики постоянно срывали поставки.

С двигателями вообще было трудно. В СССР мотор «Либерти» выпускался под названием М-5, но к этому времени уже был снят с производства. Пришлось закупать в США все оставшиеся там двигатели этого типа, даже неисправные и подержанные. Эти моторы трудно заводились, постоянно перегревались, а иногда даже самопроизвольно загорались.

Танк БТ получил славу машины с непревзойдённым числом поломок. Выходили из строя двигатели, ломались траки из плохой стали, плохо работали коробки передач. [7]

Поскольку выпуск танков опережал производство пушек, часть танков пошла в войска невооружёнными. В качестве временной меры прямо в войсках танки вооружали спаренной пулемётной установкой [Приложение 2]. В будущем планировали заменить их на орудие 45 мм, но этого так и не было сделано, так что большая часть БТ осталась вооружённой только пулемётами. [7]

Сначала планировалось устанавливать на танки 37-мм пушку Гочкиса [Приложение 3], но их в наличии в достаточном количестве не оказалось.

За время серийного выпуска БТ имел четыре варианта вооружения: два пулемёта в одной установке; два пулемёта в одной установке и третий в отдельной; пушка калибра 37 мм без пулемёта; пушка калибра 37 мм и пулемёт в отдельной установке.

Танк производился в 1932 и 1933 годах. В связи с его модернизацией и началом производства уже под индексом БТ-5 выпуск БТ-2 прекратили. [7]

Несмотря ни на что, этот танк стал этапным для советского танкостроения. На нём впервые были использованы мощный двигатель, колёсно-гусеничный ход, свечная подвеска и довольно мощная для того времени пушка. Если сравнивать БТ-2 с его зарубежными современниками, то окажется, что советский танк был одним из лучших.

Впервые БТ-2 участвовали в бою во время конфликта на реке Халхин-Гол в 1939 году. Затем они сражались во время похода Красной армии в Западную Украину и Белоруссию. [5]

С запуском танка БТ-2 в серийное производство проявились дефекты моторной установки, основных механизмов трансмиссии и ходовой части. Двигатель «Либерти» был капризным, трудно запускался, в работе перегревался, при запуске мог загораться. Продолжительное время дорабатывались воздухоочистители, которые неудовлетворительно очищали от пыли воздух, поступающий в двигатель, сокращая срок его службы.

Описание конструкции. БТ-2 представлял собой однобашенный лёгкий колёсно-гусеничный танк классической компоновки с пушечно-пулемётным вооружением и противопульным бронированием. [1]

Корпус и башня. Танк БТ-2 имел классическую компоновку и разделялся на четыре отделения (от носа к корме): управления, боевое, силовое и трансмиссионное. Корпус танка не имел рациональных углов наклона, за исключением передней части, которая имела вид усечённой пирамиды для обеспечения поворота передних ведущих колёс и уменьшения мёртвого пространства при стрельбе. В верхнем лобовом листе размещался люк для посадки механика-водителя. Башня танка цилиндрическая, клёпаная, со скосом спереди сверху. Численность экипажа танка составляла 2 человека.

Вооружение. Стандартное вооружение танка включало 37-мм танковую пушку Б-3 (5К) обр. 1930 с горизонтальным клиновым четверть автоматическим затвором и один 7,62-мм пулемёт ДТ в шаровой установке справа от пушки.

Характеристики пушки: начальная скорость: 700 м/с, углы наведения по вертикали: от −8 до +25 градусов, прицел телескопический, скорострельность пушки с исправлением наводки: до 12 выстр/мин, наибольшая дальность стрельбы: 2000 м, приводы наведения ручные, боекомплект 92 выстрела, боекомплект к пулемёту составлял 43 магазина (2709 патронов). [1]

Два танка были вооружены авиационными пулемётами ШКАС [Приложение 4]. [11]

Бронирование. Броневая защита танка изготавливалась из листов катаной гомогенной брони, собираемой на болтах и заклёпках. Броня (кроме передней части корпуса и, в какой-то мере, башни) не имела рациональных углов наклона и защищала только от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого и среднего калибра.

Двигатель и трансмиссия. Танк был снабжён авиационным карбюраторным четырёхтактным 12-цилиндровым V-образным двигателем жидкостного охлаждения «Либерти» (или его производимым в СССР аналогом М-5-400) мощностью 400 л. с. Значительная часть двигателей была бывшими в употреблении. [1]

Трансмиссия механическая, состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой КПП (4 передачи переднего хода и одна заднего), двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами, двух одноступенчатых бортовых редукторов и двух редукторов (гитар) привода к задним опорным каткам — ведущих при колёсном ходе.

Ходовая часть. Танк имел индивидуальную пружинную («свечную») подвеску, широко известную как «подвеска Кристи». Три вертикальные пружины относительно каждого борта корпуса располагались между наружным броневым листом и внутренней стенкой борта корпуса, а одна располагалась горизонтально внутри корпуса в боевом отделении. Вертикальные пружины были связаны через балансиры с задними и средними опорными катками, а горизонтальные — с передними управляемыми катками.

Танк имел комбинированный колёсно-гусеничный движитель, состоящий из 2 ведущих колёс заднего расположения диаметром 640 мм, 2 направляющих колёс переднего расположения диаметром 550 мм, 8 опорных катков диаметром 815 мм с резиновыми бандажами и 2 стальных многозвенных гусеничных цепей с шириной трака 263 мм. При переходе на колёсный ход гусеничные цепи снимались, разбирались на 4 части и укладывались на надгусеничные полки. Переход с гусеничного хода на колёсный занимал 30—40 минут. [12]

Среднетехническая скорость танка была ниже максимальной и составляла на гусеницах 25 км/ч по шоссе и 22 км/ч по просёлку, а на колёсах — 22 км/ч по шоссе. На колёсном ходе танк мог передвигаться только по дорогам с твёрдым покрытием. Но это позволяло танкам осуществлять прыжки (в длину, через препятствие) на 15—20 (максимально — до 40) метров.

Приборы наблюдения и связи. Танк не имел специальных средств наблюдения и связи. В боевой обстановке наблюдение механиком-водителем осуществлялось через смотровую щель, а командиром — через прицел. Радиостанции не было, внешнюю связь планировалось осуществлять с помощью флажковых сигналов, для чего в башне имелся специальный люк. Внутренняя связь осуществлялась с помощью светосигнального устройства. [1]

Служба и боевое применение. Танки БТ-2, поступившие в войска, быстро стали рассматриваться, как учебные. Процесс их освоения личным составом шёл тяжело. Не особенно высокое качество сборки машин, помноженное на низкую квалификацию обслуживающего персонала, давало постоянные поломки. Их устранение затруднялось вечным дефицитом запчастей. Динамические возможности танка впечатляли, особо знамениты были прыжки танка на достаточно большие расстояния, с гордостью демонстрируемые высокому начальству и иностранным гостям.

Модификации танка:

БТ-2 пушечно-пулемётный. Вооружение — 37-мм пушка Б-3 и 1 пулемёт ДТ. Серийная модификация.

БТ-2 пушечный. Вооружение — 37-мм пушка Б-3.

БТ-2 пулемётный. Вооружение — 1 пулемёт ДТ в шаровой установке и 2 спаренных пулемёта ДТ (возможно также ДА). Серийная модификация.

БТ-2 пулемётный без шаровой установки. Вооружение — 2 спаренных пулемёта ДА. Серийная модификация.

БТ-2 химический. Огнемётный (химический) танк. На 1 июня 1941 года остался только один танк из трёх переделанных.

БТ-2 сапёрный. Мостоукладчик. На 1 января 1941 года числился один такой танк в Ленинградском военном округе. Судьба не выяснена. Однако после «Зимней войны» был выпущен ещё один экземпляр, но на базе БТ-5. [1]

К 1941 году танк устарел окончательно. Его броня защищала только от пуль, а с близких дистанций без проблем пробивалась даже из противотанковых ружей. Любой немецкий танк, кроме пулемётного PzKpfw I, гарантированно поражал БТ-2 с любых дистанций. Использовать БТ было можно только для разведки, патрулирования и иных вспомогательных задач в составе крупных танковых соединений. Но обстановка первого года войны не давала выбора.

До настоящего времени ни одного экземпляра БТ-2 не сохранилось. [1]

В декабре 1937 года на Харьковском заводе №138 была начата разработка танка А-20. Данный проект являлся дальнейшим развитием танка БТ-7, и стал предшественником легендарного Т-34. Работу над этой машиной возглавлял Михаил Кошкин. 18 мая 1938 года были утверждены ТТХ для танка под индексом БТ-20. Было построено небольшое количество экземпляров этой версии (с колёсно-гусеничной ходовой) для учебных целей. [7]

А-20 (БТ-20) советский колёсно-гусеничный танк [Приложение 5]. В отличие от своих предшественников, имел сварной корпус несколько изменённой формы и новый двигатель. Всего было произведено 5556 машин различных модификаций, принимавших участие в боях на Халхин-Голе, польской кампании, финской и Второй мировой войнах. [3]

2.2. Средний танк Т-34.

Танк Т-34 [Приложение 6] является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.

T-34 (разговорное «тридцатьчетвёрка») — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года. В течение 1942—1947 годов — основной танк вооруженных сил СССР. Самый массовый танк Великой Отечественной войны [Приложение 7] [4, 7].

Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского паровозостроительного завода № 183 под руководством Михаила Ильича Кошкина. Успешность проекта была предопределена применением новейшего высокоэкономичного дизель-мотора В-2, благодаря которому средний толсто бронированный Т-34 унаследовал от лёгкого тонко бронированного БТ необычайно высокую удельную мощность (отношение мощности двигателя к боевой массе), обеспечившую в течение всей Великой Отечественной войны абсолютное превосходство танка Т-34 в проходимости, манёвренности, подвижности. [4]

Впервые в практике мирового танкостроения на среднем танке Т-34 была установлена длинноствольная (30,5 калибра) 76-мм пушка Л-11 (образца 1939 года) [Приложение 8.1, 8.2], значительно превосходящая по начальной скорости бронебойного снаряда (635 м/сек) все существующие в те годы зарубежные танковые артиллерийские системы.

А с февраля 1941 года на Т-34 стали устанавливать 76-мм пушку Ф-34 [Приложение 9] (образца 1941 года) с длиной ствола 41 калибр и начальной скоростью бронебойного снаряда 662 м/сек, который пробивал 60-мм броню с дистанции 1000 м: Т-34-76 — уточняющее обозначение этой модели.

Каждый завод-изготовитель вносил в конструкцию машины некоторые изменения и дополнения в соответствии со своими технологическими возможностями, поэтому танки Т-34 разных заводов имели свои характерный внешний облик. Очень важным оказался высокий модернизационный потенциал конструкции, это позволило эффективно повышать боевые качества танка одновременно с наращиванием его промышленного производства в течение всей войны. [6]

С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183.

К концу 1943 года был разработан конструкторским бюро завода «Красное Сормово» и начал производиться модернизированный Т-34-85, оснащенный 85-миллиметровой пушкой, более мощным дизельным двигателем, и командирской башенкой со смотровыми приборами на крыше основной башни. Состав экипажа возрос до 5-ти человек. Последняя модификация (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день. [4]

2.3. Тяжелый танк КВ-1.

КВ-1 (названный в честь Климента Ворошилова, как и остальные танки серии КВ) — советский тяжёлый танк времён Великой Отечественной войны [Приложение 10]. Обычно называется просто «КВ»: танк создавался под этим именем, и лишь позже, после появления танка КВ-2, КВ первого образца ретроспективно получил цифровой индекс. Выпускался с августа 1939 года по август 1942 года. Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне. [2]

Необходимость создания тяжелого танка, несущего противоснарядное бронирование, хорошо понималась в СССР. Согласно отечественной военной теории, такие танки были необходимы для прорыва фронта противника и преодоления укрепленных районов. Большинство армий развитых стран мира имели свои теории и практики преодоления мощных укрепленных позиций противника. Опыт в этом был приобретен ещё во время Первой Мировой Войны. Такие современные на тот момент укрепленные линии как, например, линия Мажино или линия Зигфрида [Приложение 11] считались даже теоретически непреодолимыми.

Танк начал проектироваться ещё в конце 1938 года, когда стало окончательно понятно, что концепция многобашенного тяжёлого танка, подобного Т-35, является тупиковой. Наличие большого количества башен хоть и является преимуществом в огневой мощи, но неизбежно влечёт за собой побочные эффекты в виде усложнения конструкции и как следствие её удорожание, скорости изготовления и меньшей надёжности. А гигантские размеры танка лишь утяжеляют и демаскируют его и не позволяют использовать достаточно толстую броню. Инициатором создания танка был комкор Д. Г. Павлов. [2]

Первый бой КВ принял 17 декабря 1939 года, при прорыве Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма (Советско-финская война 1939-1940 годов) [Приложение 12]. [10]

Танк успешно прошёл испытания боем: его не могла поразить ни одна противотанковая пушка противника. Огорчение военных вызвало лишь то, что 76-мм пушка Л-11 оказалась недостаточно сильной для борьбы с ДОТами. Для этой цели пришлось создавать новый танк КВ-2, вооружённый 152-мм гаубицей. [9]

Серийное производство танков КВ началось в феврале 1940 года на Кировском заводе.

В августе 1942 года КВ-1 был снят с производства и заменён на модернизированный вариант — КВ-1с («с» означает «скоростной»). [2]

Одними из причин модернизации послужили большой вес танка и ненадежность его трансмиссии.

Механик-водитель и стрелок-радист размещались в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню. [Приложение 13] Там же располагались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины. [8]

Броневой корпус и башня. Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 80, 40, 30 и 20 мм. Броневая защита равнопрочная (бронеплиты с толщиной отличной от 80 мм использовались только для горизонтального бронирования машины), противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона.

Башня серийных КВ выпускалась в трёх вариантах: литая, сварная с прямоугольной нишей и сварная с закруглённой нишей. Толщина брони у сварных башен была 75 мм, у литых — 95 мм, так как литая броня была менее прочной.

Во второй половине 1941 года сварные башни и бортовые бронеплиты некоторых танков были дополнительно усилены — на них на болтах закрепили 25-мм броневые экраны, причём между основной бронёй и экраном оставался воздушный промежуток, то есть этот вариант КВ-1 фактически получил разнесённое бронирование. Это было сделано для усиления защиты от немецких 88-мм зенитных орудий.

Тяжёлые танки немцы начали разрабатывать только в 1941 году, поэтому для 1941 года даже штатное бронирование КВ-1 являлось избыточным: броня КВ не поражалась штатными 37-мм и 50-мм ПТО вермахта, однако могла быть пробита 88-мм, 105-мм и 150-мм орудиями. [2]

Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия — для пушки, спаренного пулемёта и прицела.

Вооружение. На танках первых выпусков устанавливалась пушка Л-11 калибра. Впоследствии пушку Л-11 заменили на 76-мм орудие Ф-32 с аналогичной баллистикой, а осенью 1941 года — на орудие ЗИС-5 [Приложение 14] с большей длиной ствола в 41,6 калибра.

Пушка ЗИС-5 имела вертикальные углы наводки от −5 до +25°, при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел производился посредством ручного механического спуска.

Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами.

Двигатель. Изначально танк оснащался 12-ти цилиндровым дизельным двигателем В-2К, рабочим объёмом 38,9 литра, заявленной максимальной мощностью 500 л. с. при 1800 об/мин. Во второй половине 1941 года из-за нехватки дизельных В-2К, которые производились тогда только на харьковском заводе № 75, находящемся с осени 41-го в процессе эвакуации на Урал, на танки вынужденно устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель М-17Т, рабочим объёмом 46,8 литра, заявленной максимальной мощностью 500 л. с. при 1500 об/мин. Весной 1942-го года, уже после того, как эвакуированный завод наладил на новом месте производство дизельных двигателей в достаточном объёме, было издано постановление о переоборудовании всех находящихся в строю танков КВ-1 с двигателями М-17Т обратно на В-2К.

Пуск двигателя в обоих случаях обеспечивался стартером. Основные топливные баки объёмом 600—615 л располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении. [2]

Трансмиссия. Танк КВ-1 оснащался механической трансмиссией. Все приводы управления трансмиссией — механические. При эксплуатации в войсках наибольшее число нареканий и рекламаций в адрес завода-изготовителя вызывали именно дефекты и крайне ненадёжная работа трансмиссионной группы, особенно у перегруженных танков КВ выпуска военного времени.

Средства наблюдения и прицелы. Механик-водитель в бою вёл наблюдение через смотровой прибор с триплексом, который защищался броневой заслонкой. Этот смотровой прибор устанавливался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите по продольной осевой линии машины, а также перископ. В спокойной обстановке этот люк-пробка мог быть выдвинут вперёд, обеспечивая механику-водителю более удобный непосредственный обзор с его рабочего места.

Для ведения огня КВ-1 оснащался двумя орудийными прицелами — телескопическим ТОД-6 для стрельбы прямой наводкой и перископическим ПТ-6 для стрельбы с закрытых позиций. Головка перископического прицела защищалась специальным броневым колпаком. Для обеспечения возможности огня в тёмное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки. Курсовой и кормовой пулемёты ДТ могли комплектоваться прицелом ПУ от снайперской винтовки с трёхкратным увеличением.

Средства связи включали в себя радиостанцию 71-ТК-3, позже 10Р или 10РК-26. На ряде танков от нехватки устанавливались авиационные радиостанции 9Р. Танк КВ-1 оснащался внутренним переговорным устройством ТПУ-4-Бис на 4 абонента.

В 1941—1942 годах была разработана ракетная модификация танка — КВ-1К, оснащенная системой КАРСТ-1 (короткая артиллерийская ракетная система танковая).

К серии КВ относят также танк КВ-85 и самоходку СУ-152 (КВ-14), однако они были созданы на базе КВ-1с и поэтому здесь не рассматриваются. [2]

После появления в германской армии Pz. VI («Тигр») с 88-мм пушкой все КВ в одночасье устарели: они были неспособны на равных бороться с немецкими тяжёлыми танками. Так, например, 12 февраля 1943 года во время одного из боёв по прорыву блокады Ленинграда три «Тигра» 1-й роты 502-го тяжёлого танкового батальона уничтожили 10 КВ. При этом немцы потерь не имели — они могли расстреливать КВ с безопасной дистанции. Ситуация лета 1941 года повторялась с точностью до наоборот.

КВ всех модификаций использовались до самого конца войны. Но их постепенно вытесняли более совершенные тяжёлые танки ИС.

Множество танков было брошено экипажами в первые дни войны и охотно ставились немцами на вооружение под индексом 753(r). Немцы рассверливали зарядную камору танкового орудия, чтобы установить в 2,5 раза больший пороховой заряд, превращая, таким образом, трофейные КВ-1 в эффективное средство борьбы с советскими танками. [10] [Приложение 15]

Трофейные КВ-1 в годы Великой Отечественной войны находились на службе вермахта под обозначениями: Panzerkampfwagen KV-IA 753(r) — КВ-1, (Sturm)Panzerkampfwagen KV-II 754(r) — КВ-2, Panzerkampfwagen KV-IB 755(r) — КВ-1с. [2]

Заключение.

Создание легкого танка БТ – это результат развития концепции колесно-гусеничных танков – одного из направлений танкостроения в межвоенный период. Колесно-гусеничные танки стали тупиковой ветвью развития танкостроения. Это стало понятно уже в конце 30-х годов, поэтому работы в этом направлении постепенно были заморожены. [12]

Средний танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Немецкие войска не ожидали такой мощной техники у СССР. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, защитными, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками. [4]

Тяжёлый танк КВ-1 - этапная машина в мировом танкостроении, оказавшую значительное влияние на разработку последующих тяжёлых танков в других странах.

Основой классической компоновки является разделение бронекорпуса от носа к корме последовательно на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение.

С одной стороны — неуязвимость, с другой — недостаточная надёжность. Танк с трудом преодолевал крутые склоны, его не выдерживали многие мосты. Кроме того, он разрушал любую дорогу — за ним уже не могла двигаться колёсная техника, из-за чего КВ всегда ставили в конец колонны. Но танк превосходно показал себя на поле боя, при организации танковых засад и контратак немецких механизированных колонн. [9]

В общем КВ не имел особых преимуществ перед Т-34. Танки были равны по огневой мощи, оба были малоуязвимы для противотанковой артиллерии. При этом Т-34 обладал лучшими динамическими характеристиками, был дешевле и проще в производстве, что немаловажно в военное время. [2]

Список использованной литературы

БТ-2, Материал из Википедии — свободной энциклопедии// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/БТ-2

КВ-2, Материал из Википедии — свободной энциклопедии// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/КВ-2

БТ-20, Материал из Википедии — свободной энциклопедии// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/БТ-20

Т-34, Материал из Википедии — свободной энциклопедии// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Т-34

5 лучших танков Второй мировой войны. Павел Жуков// Дилетант. Исторический журнал для всех. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://diletant.media/top-5/6186/

Виртуальная энциклопедия бронетехники. Средний танк Т-34// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/srednie-tanki/109-t-34

World of Tanks — игра о бронетехнике. Танковедение// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://worldoftanks.ru/ru/tankopedia/#wot&w_m=tanks

Танки второй мировой// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.opoccuu.com/wwii-tanks.htm

Военное дело// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://anaga.ru/kv-1.html

Прорыв линии Маннергейма// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Прорыв_линии_Маннергейма

Оружейная слобода. Авиационный пулемёт ШКАС: История создания// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://myslo.ru/club/blog/oruzheynaya-sloboda/fscTa5XtVUGndDwa00IzSA

Советские танки серии БТ 2, 5 и 7: на гусеницах и на колесах. Военный обзор// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/tanki/seriya-bt/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Танк БТ-2.

Приложение 2. Спаренная зенитно-пулеметная установка.

Приложение 3. Пушка Гочкиса.

Приложение 4. Авиационный пулемёт ШКАС.

Приложение 5. Танк А-20.

Приложение 6. Внешний вид танка Т-34.

Приложение 7. Таблица производства Т-34 по годам. 

Завод

1940

1941

1942

1943

1944

Всего

ХПЗ № 183 (Харьков)

117

1560

 

 

 

1677

№ 183 (Нижний Тагил)

 

25

5684

7466

1838

15013

№ 112 "Красное Сормово" (Горький)

 

173

2584

2962

557

6276

СТЗ (Сталинград)

 

1256

2520

 

 

3776

ЧТЗ (Челябинск)

 

 

1055

3594

445

5094

УЗТМ (Свердловск)

 

 

267

464

 

731

№ 174 (Омск)

 

 

417

1347

1136

2900

Всего

117

3014

12572

15833

3976

35467

Приложение 8.1.Компоновка Т-34 1940 года выпуска с пушкой Л-11:

1 – пушка Л-11; 2 – люк для вентиляции, 3 – смотровой прибор кругового обзора; 4 – рым; 5 – заглушка отверстия для стрельбы из револьвера; 6 – двигатель; 7 – воздухоочиститель; 8 – главный фрикцион; 9 -стартер; 10 – бортовой фрикцион; 11 – коробка передач; 12 – подмоторная рама; 13 – аккумуляторы; 14 – моторная перегородка; 15 – вертикальные кассеты со снарядами; 16 – сиденье командира; 17 – укладка снарядов на правой стенке боевого отделения; 18 – сиденье механика-водителя; 19 - рычаги управления; 20 – педаль главного фрикциона; 21 – баллоны со сжатым воздухом; 22 – буксирная серьга: 23 – радиостанция; 24 – зеркальные приборы наблюдения механика-водителя.

Приложение 8.2. Пушка Л-11:

1 - ствол; 2 - маск-установка; 3 - цап­фа; 4 - стопор походного положения пушки; 5 - зубчатый сектор; 6 - налоб­ник прицела; 7 - подушка; 8 - гильзо­улавливатель; 9 - пулемет ДТ.

Приложение 9. Пушка Ф-34.

Приложение 10. Тяжелый танк КВ-1.

Приложение 11. Линия Зигфрида.

Система немецких долговременных укреплений, возведённых в 1936—1940 годах на западе Германии, в приграничной полосе от Клеве до Базеля — немецкая линия обороны на суше. Протяженность около 630 км, средняя глубина 35—100 км. Состояла из полос обеспечения, главной и тыловой, имела около 16 тыс. фортификационных сооружений.

Приложение 12. Карельский перешеек. «Линия Маннергейма».

Границы между СССР и Финляндией до и после Советско-финской войны 1939—1940 гг.

Приложение 13. Размещение экипажа в танке КВ-1.

КТ - командир танка;

КО - командир орудия;

М - мсханнк-воднтель младший;

ЛШ - механик-водитель старший;

Р - радист.

Приложение 14. Пушка ЗиС-5.

Приложение 15. Немецкий KV-1 753(r).

Просмотров работы: 393