Воскресные школы

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Воскресные школы

Фоменко Е.Р. 1
1МБОУ СОШ №1
Штомпель Г.Г. 1
1МБОУ СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Воскресные школы в нашей стране долгое время были запрещены, их возрождение началось конце 90-х годов 20 века, когда была разрешена деятельность Православной Церкви.Последние десятилетия в нашей стране, к счастью, характеризуются значительным возрождением духовности. Множество людей вновь обрело православную веру, посещение церкви стало повсеместным, многие начали придерживаться религиозных праздников и обрядов. Во многих приходах Русской православной Церкви стали появляться церковные воскресные школы для детей, главными задачами которых являются воцерковление детей, т.е. вживление детей в церковную общину с помощью церкви, а так же их религиозное образование. Современные воскресные школы организованы так, что в которых обучаются дети с младшего возраста (обычно с пяти лет) до старших классов (в некоторых приходах такие школы включают в себя только три-четыре года образования). Такая практика является современным отголоском истории нашего Отечества - того времени, когда именно при храмах создавались учебные заведения (так называемые Церковно-приходские школы). Преподавателями в нынешних воскресных школах являются представители духовенства, а также благочестивые миряне, имеющие соответствующие знания и педагогические навыки по работе с детьми. Воскресная школа для детей основной задачей ставит духовное просвещение молодого поколения. Уже с раннего возраста в нашем современном мире ребенок окунается в море информации, не которая негативно может отразиться на формировании личности. Воскресная школа помогает разобраться в этом потоке и выбрать полезное и нужное. Уроки здесь учителя проводят по типу диалога. Высказаться есть возможность у каждого ученика, учитель внимательно выслушивает мнение любого. В беседах дети находят ответы на свои бесконечные вопросы, получают опыт общения, учатся находить правильные решения. Кроме этого в диалоге развивается речь, воспитывается способность слушать собеседника. Весь материал излагается педагогом в простой форме, ребята в ходе беседы сами могут делать выводы. Современное обучение сопровождается различными видео и аудио материалами, пособиями. Актуальность - для дореволюционной России цели и задачи, содержание деятельности воскресных школ было общеизвестной информацией. Но в современном мире, после десятилетий забвения, даже после возрождения церковной жизни в 90-х годах 20 века, данная тема для многих остается малоизвестной.Мы, современное поколение, должны вновь обрести духовный стержень, вечные нравственные ценности, в том числе через приобщение к истории деятельности воскресных школ. Цель работы: рассмотреть историю возникновения воскресных школ и сравнить воскресные школы в России и других странах до революции, а так же рассмотреть деятельность современных воскресных школ на примере воскресной школы Свято-Покровского прихода. Задачи работы:  расширить кругозор учащихся на примере деятельности воскресных школ,  провести анализ полученных материалов и обобщить данные. Предмет исследования –история возникновения воскресных школ и деятельность воскресной школы Свято-Покровского прихода. Гипотеза – я надеюсь, что мне удастся рассмотреть историю возникновения воскресных школ и сравнить воскресные школы в России и других странах до революции, а так же рассмотреть деятельность современных воскресных школ на примере воскресной школы Свято-Покровского прихода. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: изучение и сопоставление полученных фактов, анализ и обобщение собранной информации. Исследование осуществлялось в период с сентября  2018 и включало 3 этапа: напервом подготовительном этапе определены цель и задачи исследования, происходило  изучение материалов. Навтором реализационном этапе - выполнение плана работы по сбору материалов. На третьем аналитическом этапе - обобщение результатов. Предполагаемый результат: получить и проанализировать информацию одеятельности и значении воскресных школиприобщить современных подростков к данной странице церковной жизни. Научно-практическая значимость работы: данная работа может пополнить церковный и архив районного музея. Для написания своей работы я использовала документы Староминского благочиния, документальную, монографическую, научно-популярную литературу, интервью.

История создания воскресных школ.

1.1 Создание воскресных школ в Европе и США.

Предположительно самая первая воскресная школа открылась в 1751 в церкви Святой Марии в Нотингеме, Англия. Тем не менее, пионером воскресных школ обычно (хотя и не совсем точно), считается англичанин Роберт Райкс (см. приложение I рис.1), редактор и владелец «Глостерского журнала», который видел необходимость предотвратить попадание детей в трущобы и криминальную среду. В Англии 18-го века образование было привилегией меньшинства и не было обязательным. Богатые люди обучали своих детей в частном порядке дома, с наемными гувернантками или воспитателями для детей младшего возраста. Мальчиков часто отправляли в школу-интернат, поэтому эти платные образовательные учреждения были похожими на современные государственные школы. Дети заводских рабочих и батраков не получали формального образования и обычно работали вместе с родителями шесть дней в неделю, иногда более 13 часов в день. В 1781 году, вызвав своего друга Уильяма Кинга, который уже проводил занятия в воскресной школе в Дурслее, Райкс видя тяжелое положение детей, живущих в трущобах Глостера, в доме миссис Мередит он открыл школу для детей бедняков в Сути-Алли (графство Глостершир). Занятия проводились в воскресенье — единственный день, когда могли присутствовать мальчики и девочки, живущие в трущобах и работающие на фабриках. Используя Библию в качестве учебника, Роберт Райкс учил их читать и писать. В течение четырёх лет более 250 000 детей посещали школы в воскресенье по всей Англии. В 1784 году открылось много новых школ, в том числе межконфессиональная воскресная школа Стокпорта, которая финансировала и построила школу для 5000 учеников в 1805 году. В конце 19 века это было признано самым крупным в мире. К 1831 году сообщалось, что посещаемость воскресных школ выросла до 1,2 млн. К 1831 году воскресные школы Великобритании посещались еженедельно на 1 250 000 детей, или около 25 процентов от числа людей, имеющих право на участие. Они обеспечивали основные уроки грамотности наряду с религиозным обучением. Работа воскресных школ в промышленных городах чаще всего были возможна благодаря благотворительности и, в конечном счете, перешло на финансирование из государственного бюджета в школах Великобритании конца 19 века. Тем не менее воскресные школы продолжались наряду с таким возрастающим образовательным обеспечением, а также развивались новые формы, такие как движение социалистических воскресных школ, которое началось в Соединенном Королевстве в конце 19 века. Американская воскресная школьная система была впервые начата Самуэлем Слейтером (см. приложение I рис.2) на его текстильных фабриках в Потукет (см. приложение II рис.3), Род-Айленд, в 1790-х годах. Известными лидерами 20-го века в движении американской воскресной школы являются: Кларенс Герберт Бенсон, Генриетта Мирс, основатель света Евангелия, Д-р Джин А. Гетц, Говард Хендрикс, Лоис Э. Лебар, Лоуренс О. Ричардс и Элмер-Таунс [1] (см. приложение III рис.1) .

1.2 Воскресные школы в Российской империи

Основателем воскресных школ в Российской империи XIX века считается Платон Васильевич Павлов (см. приложение II рис.1). Отмечают, что воскресная школа из всех существовавших в России, выделялась как наиболее демократичная — она создавалась для обучения взрослого неграмотного и полуграмотного населения в городах и деревнях (см. приложение II рис.2). Первоначально воскресные школы находились только в ведении Министерства народного просвещения. Вопрос о них вызвал неоднозначную реакцию в правительственных кругах. 5 января 1861 г. в Совете министров состоялось его обсуждение, в ходе которого была отмечена целесообразность надлежащего контроля воскресных школ, но отнюдь не их закрытия. Тем не менее, 10 июня 1862 г. все воскресные школы, кроме школ Дерптского учебного округа, были закрыты по повелению Александра II. К этому времени общее число воскресных школ в России доходило до 316, приблизительно с 20 тыс. учащихся. Спустя два года, в 1864 г. воскресные школы вновь были открыты при ведомстве Министерства народного просвещения. С 1866 г. воскресные школы начали открываться при духовных семинариях. Они должны стали местом педагогической практики для воспитанников последних двух классов семинарии [2] (см. приложение III рис.2), (см. приложение IV рис.1-2).

Что изучают в воскресных школах и для чего они нужны.

К главным целям организации современной воскресной школы относится воцерковление — христианское воспитание и начальное образование детей и взрослых прихожан. Обычно занятия воскресной школы проходят непосредственно в здании храма или в одном из помещений причтового дома, специально построенном или приспособленном для проведения учебных занятий. Учащимся рассказываются основы христианской веры и библейские сюжеты, объясняют священнодействия и церковное искусство. Занятия для детей могут проходить в игровой форме, а также с чаепитиями, спортивными занятиями, походами на природу. Учителя воскресных школ обычно являются людьми, которые выбраны для участия в церкви назначенным координатором, советом или комитетом. Как правило, выбор основан на восприятии характера и способности преподавать Библию, а не формальной подготовки в области образования. Некоторые учителя воскресной школы имеют опыт обучения в результате своего основного рода занятий в качестве обычного учителя. Некоторые церкви требуют, чтобы учителя воскресной школы и катехизаторы посещали курсы, чтобы обеспечить им достаточное понимание веры и учебного процесса для обучения других. Другие церкви позволяют добровольцам преподавать без обучения; профессия веры и желание учить — это все, что требуется в таких случаях. Нередко в воскресных школах преподают сами священники. В Русской православной Церкви каждое воскресенье после Божественной Литургии в воскресной школе обсуждаются различные вопросы православного вероучения, история взаимоотношений Церкви и общества, порядок совершения всех богослужений в храме, церковное искусство и каждый учащийся делится своим личным опытом духовной жизни. На занятиях в воскресной школе детей знакомят с христианской культурой и искусством. Детям объясняется значение икон, рассказывают о самых почитаемых образах. Детей приобщают к пению и музыке, разучивают с ними стихи и песни к выступлениям на праздничных пасхальных и рождественских концертах [3].Основными предметами церковных занятий являются:

- изучение Святого Писания — Библии, Закона Божьего; Катехизиса, Истории Церкви;

церковное пение и православный этикет;

- вероучение по православию, изучение церковнославянского языка;

- правила поведения на богослужениях, младшие дети приходят к началу Литургии, ибо им сложно простоять на ногах три часа.

Целью занятий при храмах является приобщение детей к познанию благодати православной жизни и подготовка к переходу во взрослую жизнь. Воспитанники старшей группы привлекаются к краеведческой работе, собирают материал, касающийся истории церкви и святых икон, жизни святых.

Главная задача воскресной школы для детей привить своим воспитанникам любовь к Творцу и человечеству, к церкви и службам в ней через знания, творческие занятия, образовательные игры, театрализованные спектакли, путешествия по святым местам и жертвенный труд. Особое значение в воскресной школе уделяется духовности и достойному воспитанию ребенка. Детей знакомят с основными христианскими молитвами, объясняют смысл и значение постов. Кроме учебно-воспитательного процесса воскресные школы могут организовывать развлекательную программу. Так, во многих православных приходах распространена практика посещения детьми, их родителями и учителями всевозможных музеев, выставок, цирковых представлений. Иногда организовываются скаутские походы по красивым местам нашей Родины, а также совершаются паломнические поездки. Занятия в воскресных школах проходят в отдельном здании на территории церкви или же в самом храме (нижней его части). Название этих учебных заведений свидетельствует, что уроки проходят по воскресеньям. Обычно они начинаются днем после окончания литургии. Воскресные школы воспитывают в детях общую культуру поведения, развитие основополагающих нравственных качеств и дают знания основ православного вероучения [4]. 

3.Церковно- приходские школы.

Несведущему человеку можно перепутать воскресную школу с церковно – приходской, т.к. последняя – это школа с шестидневной учебной неделей, аналог современной начальной школы. Обучение в церковно – приходской школе было раздельным для девочек и мальчиков. Детей обучали арифметике, письму, чтению, при этом значительная часть времени уделялась изучению Закона Божия, Священного Писания (преподавать его имели право только священнослужители). Такие  школы существовали повсеместно до 1917 г. Основная программа обучения в современных церковно-приходских школах включает Закон Божий, Священную историю, историю Церкви, церковнославянский язык. В некоторых школах действует долгосрочная программа обучения (в частности, в школе при московском храме Богоявления в Китай-городе программа рассчитана на 7 лет). Занятия могут проводятся не только по воскресеньям, но и в другие дни. Ведется дополнительная работа: учащиеся посещают богослужения, совершают паломнические поездки, принимают участие в жизни прихода. В ряде школ создаются творческие кружки. Воскресные школы при художественно-производственном предприятии Русской Православной Церкви «Софрино» (Московская обл.) готовит иконописцев. На базе Воскресной школы существуют также спортивные и военно-патриотические организации: при школе Иоанно -Богословского монастыря в с. Пощупове (Рязанская епархия) создана организация «Православные витязи». В школе помимо основных предметов преподаются военная история России, строевая подготовка, автомобильное дело, рукопашный бой и т. д. В ряде школ предусмотрен летний отдых детей, иногда совместно с родителями. Существуют Воскресные школы для дошкольного, школьного возраста, для взрослых, семейные, смешанные. Программа семейного обучения успешно реализуется, например, в московской школе «Живоносный Источник» при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне. Наиболее крупные школы преобразуются в дальнейшем в православные гимназии. Существуют Воскресные школы в местах лишения свободы. Главные направления духовного научения (Правила добра, поучения, молитвенное правило, канон книг, правило личной жизни в Церкви и т.д.) раскрываются не только на тематических занятиях в группах, но и в сочетании с паломничествами по святым местам, домашними и общешкольными праздниками, занятиями прикладным творчеством, пением, а также при участии в делах милосердия, благотворительности и просвещения, в посильных детских служениях, участии в богослужениях. Основные понятия церковной христианской жизни ребёнок усваивает и закрепляет в процессе приобретения собственного  опыта церковной жизни, имея в своём окружении старших наставников, родителей и сверстников, живущих в вере и Церкви. Поэтому главное внимание уделяется формированию целостного мировоззрения. Ко всем праздникам, а особенно к Рождеству Христову и Пасхе, дети готовят литературно-музыкальные композиции и спектакли, с которыми выезжают в социальные учреждения и в воинские части. Программы обучения в церковно-приходских школах:

1. Участие в Божественной Литургии.Детям сложно простоять 3 часа на службе, и поэтому учащиеся школы приходят к моменту начала Литургии верных, важнейшей части Богослужения, что дает возможность духовно подготовиться к таинству Причащения.

2. Изучение вероучительных предметов на протяжении 6 лет: Священная История, Закон Божий, Православный Катехизис, Литургика, История Церкви (первые два года в младшей группе подготовительный курс).

3. Обучение детей церковно – славянскому языку, церковному пению, православному этикету.

4. Краеведческая работа, которая осуществляется индивидуально с отдельными детьми старшей группы (сбор материала об истории храма,  церковнослужителях  и святынях нашего храма, монастырях).

5. Участие авторов этих исследовательских работ в мероприятиях городского и краевого уровня, что значительно повышает их статус в глазах одноклассников, родителей, преподавателей общеобразовательных школ.

 6. Паломнические поездки, расширяющие представление детей о святынях православного Приморья.


7. Подготовка и участиев православных праздниках.

8. И, конечно, участие в торжественных службах, крестных ходах, концертах на выезде.

Очень важно, чтобы школа была привлекательна для детей через благословение священника, любящих преподавателей, совместную трапезу после занятий, поздравлением с днем Ангела, участием в благотворительных акциях, а для родителей — своей воцерковленностью, престижем, возможностью приобщить бесплатно ребенка к христианской культуре. Важно, что внутри человека, а внешнее благочестие ценно лишь постольку, поскольку оно имеет проявление благочестия внутреннего. Но, с другой стороны, внешнее влияет на внутреннее и, когда ребенок по примеру взрослых, по простоте, целует икону или зажигает свечу или кланяется, душа его подстраивается под тело, и тогда телесные действия обретают духовное значение, помогают ребенку настроится на молитву. К тому же, церковный обряд имеет еще и обучающий потенциал. Например, кланяясь перед иконой и прикладываясь к ней, ребенок узнает, что икона есть предмет поклонения, учится почитать того, кто на ней изображен. А когда ребенок целует благословляющую руку священника, он узнает даже без объяснения, что батюшка – значительное лицо. Приобщая детей к церковным обрядам, мы тем самым ненавязчиво, но эффективно способствуем укоренению в их сердцах и умах многих важных христианских истин. На каждом занятии преподаватели вероучительных предметов напоминают о важности ежедневного чтения Священного Писания(но не сказочной Детской Библии) хотя бы в небольшом размере.  Слово Божие ложится в сердце ребенка как семя, и при должном уходе родителей прорастет и даст плоды.  И все же не все дети, пришедшие к нам, остаются в школе или на приходе после окончания школы [5].

4.Значение воскресных школ в современном мире.

Воскресные школы для детей и взрослых появились уже в 20 веке, но с 20-х по 90-е годы 20 века они, как и Православная Церковь, были под запретом. И только в конце 90-х годов 20 века, когда была разрешена деятельность Православной Церкви и началось возрождение церковной жизни, постановлением Архиерейского Собора начались открыватьсявоскресные школы при храмах. Последние десятилетия в нашей стране, к счастью, характеризуются значительным возрождением духовности. Многие люди, очень долго находившиеся вдали от бога и церкви, повернулись к ним лицом, снова обрели православную веру, стали посещать церковь, прислушиваться к проповедям священника и придерживаться религиозных праздников и обрядов. Во многих приходах Русской православной Церкви стали появляться церковные воскресные школы для детей, главными задачами которых являются воцерковление детей, т.е. вживление детей в церковную общину с помощью церкви, а так же их религиозное образование. При этом воскресные школы в конечном результате должны стать частью церковной приходской общины, а преподаватели этой школы – быть членами церковной общины. Название воскресной школы происходит от слова «воскрешенье», т.е. возрождение, переход из одной жизни к другой – более чистой, светлой и возвышенной. Школьная форма для девочек – платки и юбки. Чаще всего дети приходят в такие школы по примеру своих старших братьев и сестер. Но бывают случаи, когда мама, сама далеко не религиозная, приводит в школу своего малыша с целью воспитать его в духе чуткости и добра. Часто сами дети приводят своих родителей, чтобы те окунулись в таинства религиозных отношений и нашли то, что так давно искали и никак не могли найти.
В качестве вывода хотелось бы сказать следующее: как когда-то первые воскресные школы были созданы для обучения неграмотных детей и взрослых, так, видимо, и современные православные воскресные школы должны быть ориентированы не только на детей, но и на взрослых, поскольку безграмотность в вопросах веры приобрела почти повсеместный характер. Жизненный опыт показывает, что при всем многообразии форм деятельности воскресных школ, наиболее эффективны те, которые ориентируются на семейный подход в своей работе. Создание Семейной воскресной школы способствует не только укреплению семейных связей, но и развивает ощущение сопричастности более сложным семейным общностям: коллективу школы, приходу своего храма, Церкви и обществу в целом [6].

5.Приходская воскресная школа для детей «Купель» Староминского прихода.

В нашей станице Староминской тоже есть воскресная школа и на ее примере хочется показать работу всех воскресных школ России. Занятия в приходской воскресной школе «Купель» ст. Староминской в 2018-2019 учебном году начались 9 сентября 2018 г. в приходской библиотеке (трапезная). Занятия проводятся каждое воскресенье:

- с учащимися второго года обучения (дети старше 6 лет) с 11 часов (педагог Верхотурова Татьяна Анатольевна).

- с учащимися первого года обучения: (дети до 6 лет) с 12 часов ( педагог Романченко Ольга Александровна).

В каждой группе занимается примерно по 10 человек, программа включает следующие дисциплины: Закон Божий, изучение Ветхого и Нового Завета, основы православной культуры. Занятия у детей первого года обучения проводятся в основном в игровой форме, включающей просмотр мультфильмов православного содержания, декоративно- прикладное творчество (лепка, рисунок, поделки), различные инсценировки. Дети старше 8 лет (второго года обучения) изучают также церковнославянский язык, хоровое пение, читают православные книги (в храме есть обширная библиотека классической и православной литературы). Основной задачей воскресной школы является воцерковление детей, то есть их воспитание гармоничными, верующими людьми, с твердым духовным стержнем. Периодически проводятся беседы с батюшкой, воспитанники принимают участие в церковных службах, исповедуются и причащаются. В конце учебного года проводится открытое  отчетное  занятие, в ходе которого учащиеся демонстрируют  настоятелю храма протоиерею Алексию и своим  родителям  знания, полученные в течение учебного года. Ребята отвечают на вопросы викторины по  пройденным темам, читают стихи на темы православных праздников. На Рождество и на Пасху в воскресной школе проводятся утренники. Ставшая за много лет уже традицией, приходская Рождественская елочка собрала вокруг себя детей воскресной школы, детского приходского хора, их родителей, прихожан, а также детвору из близлежащих дворов и всех желающих. Сначала собравшимся предлагается спектакль - традиционный и вечный сюжет, где волхвы и пастухи, ведомые яркой звездой, пришли поклониться младенцу-спасителю, а ангелы воспели "Слава в вышних Богу...", подготовленный ребятами детской воскресной школы. Затем детский хор исполняет рождественские песнопения и колядки. С каждым годом все большее количество детей приходят на Рождественские представления в станичный храм. Атмосфера на таких праздниках особенная, почти семейная, это отмечают и сами прихожане - каждый ощущает себя членом большой и дружной семьи, где царят любовь, добро, радость, детский смех. Представления носят не только развлекательный, но и миссионерский и просветительский характер. К празднованию Рождества Христова дети и преподаватели воскресной школы начинают готовиться задолго до 7 января. На занятиях детям рассказывают историю праздника, рисуют сюжеты на библейские темы, знакомят с дореволюционными традициями и обычаями празднования Рождества на Руси, разучивают колядки и детские песни данной тематики [7] (см. приложение V рис.1-2).

Детская православная площадка «Купель» в ст. Староминской.

Ежегодно летом на приходе храма Покрова Пресвятой Богородицы работает детская православная площадка «Купель». В 2018 г. она работала со 2 по 20 июля, ее посещало 50 детей. Работали с ребятами волонтеры из числа прихожан, посещающих молодежный православный клуб «Логос». Помощь в организации различных интересных дел, спортивных мероприятий, поездок оказывало управление образованием, учреждения культуры, дополнительного образования и социальной защиты. Первый день на площадке прошел под девизом «Давайте познакомимся». Ребята знакомились с храмом, священниками, воспитателями и, конечно, друг с другом. В завершении их ждал вкусный обед, приготовленный приходскими поварами. А впереди еще 15 дней, наполненных солнцем, весельем, новыми впечатлениями.Работа площадки спланирована так, что отдых, познавательная деятельность, эстетическое воспитание, духовно-нравственное и вероучительное направление носят сбалансированный характер. Каждое утро на площадке начинается с молитвы и с беседы со священником, затем следуют разнообразные мероприятия. Кроме того, дети обязательно обеспечиваются вкусными горячими обедами. Так, 9 июля состоялась встреча с сотрудниками районного историко-краеведческого музея, предоставившими вниманию ребят выставку народных кукол и рассказ о них. Затем ребята дружно несли трудовое послушание — работали в цветнике, уничтожая сорняки, и заслужили благодарность от настоятеля храма протоиерея Алексия. 11 июля площадка отправилась в районный Дом культуры и спорта на встречу с детской площадкой «Планета детства» и приняли участие в игровой программе «Здоровая команда». В эти дни для ребят были проведены спортивные соревнования «Веселые старты», мастер-классы по изготовлению сувениров, музыкальные занятия, а завершилась неделя интересной экскурсионно-паломнической поездкой по району и храмам благочиния. 18 июля, по благословению протоиерея Алексея Самойленко, благочинного Староминского округа церквей, участники летней детской площадки «Купель» прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы отправились в путешествие по Кущевскому району. Первым пунктом прибытия путешественников стало Поле казачьей славы, музей под открытым небом, посвященный Кущевской атаке 1942 года. Экскурсоводы рассказали ребятам о последнем в истории примере кавалерийского наступления лавой, о героическом подвиге кубанских казаков, сумевших задержать наступление немцев на Кавказ. С интересом познакомились ребята и с казачьим укладом жизни, посмотрев экспозицию в хате казака и на подворье. Покинув музей, ребята переехали на военный аэродром, на котором располагается авиабаза Краснодарского высшего военного авиационного училища. Военные рассказали ребятам о разнородной технике, об обучении летного состава разных стран. С восторгом рассматривали мальчишки и девчонки боевые самолеты и засыпали вопросами экскурсовода. Попрощавшись с летчиками, путешественники отправились в храм Иоанна Богослова к отцу Юрию, настоятелю храма, который их радушно встретил, провел экскурсию, а затем накормил вкусной гречневой кашей и угостил сладостями. Отец Василий поздравил детей с праздником обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, рассказал о его жизни и духовном подвиге. Также батюшка провел экскурсию по храму и пригласил в трапезную, где ребят ждал обед и сладости. Закрытие детской православной площадки «Купель» состоялось 20 июля 2018 г. праздничным концертом подготовленным воспитанниками лагеря [8] (см. приложение VI рис.1-4), (см. приложение VII рис.1).

Заключение.

Рассматривая историю создания воскресных школ, я пришла к выводу, что хотя они появились в Великобритании и получили всеобщее признание в Европе и США, но именно в России стали тем звеном, которое не только позволяло получить грамоту, но и сохранить духовность, веру в Бога и традиции русского народа в том числе и кубанских казаков. В процессе подготовки данной работы я окунулась в атмосферу церковной жизни, присутствовала на занятиях в воскресной школе, изучила процесс возникновения, развития, забвения и возрождения воскресных школ. Открывшийся новый мир удивил меня своей духовностью, светлым и радостным взглядом на мир, верой во все хорошее, оптимизмом. Дети в воскресных школах изучают множество интересных дисциплин, лепят, рисуют, поют, делают поделки, готовят инсценировки. Таким образом, вопреки всеобщему убеждению, Ветхий и Новый завет, церковнославянский язык являются очень важными, но далеко не единственными предметами в данных школах. Дети развиваются всесторонне, в равной степени уделяется внимание их духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию. В качестве вывода хотелось бы сказать следующее: как когда-то первые воскресные школы были созданы для обучения неграмотных детей и взрослых, так, видимо, и современные православные воскресные школы должны быть ориентированы не только на детей, но и на взрослых, поскольку безграмотность в вопросах веры приобрела почти повсеместный характер. Цель, поставленную перед собой выполнила. Собран документальный и теоретический материал и проведен анализ полученных материалов и обобщены данные. Хочется отметить, что такую цель перед собой я ставила в первый раз. Данная работа несёт в себе элементы научной новизны. Работу возможно использовать в практике образовательного учреждения (уроки ОПК, классные часы) и иных учреждений (музеи, библиотеки, муниципальные органы власти, в СМИ), а так же для продолжения исследования.

Список источников и используемой литературы.

Воскресные школы. ru.wikipedia.org

Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. 

Л. В. Беловинский. Воскресная школа // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в.

Семейная воскресная школа — свящ. Константин Пархоменко

Методы поощрения детей в воскресной школе (форум для родителей «Воспитание детей»).

Православное обучение и воспитание детей в условиях современной приходской жизни (форум для родителей «Воспитание детей»).

Официальный сайт Староминского благочиния.

Материалы Староминского благочиния.

Приложение

Приложение I

Рис. Роберт Рейкс.

.

Рис.2 Самуэль Слейтер.

Приложение II

Рис.1 Павлов Платон Васильевич. Педагог-историк.

Рис.2. Воскресная школа в Кузьминках.

Рис.3 Г. Потукет

Приложение III

Рис.1Воскресная школа для белых детей и индейцев. Оклахома. 1900 год

Рис.2. Воскресная школа. 19 век.

Приложение IV

Рис.1-2Церковно-приходская школа. 19 век.

Приложение V

Рис.1-2 Воскресная школа при Свято- Покровском приходе.

Приложение V

Рис.1-4Детская площадка «Купель» Староминского благочиния.

Приложение V

Рис.1Поле казачьей славы.

Просмотров работы: 18