Роль театра в жизни современного школьника

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль театра в жизни современного школьника

Мямлин М.Г. 1
1МАОУ "Гимназия № 76"
Урсул Т.Е. 1
1МАОУ "Гимназия № 76"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ: 

Тема нашего исследования: «Роль театра в жизни современного школьника».

Основной целью работы является определение роли театра в жизни современного школьника, а также возможных механизмов привлечения внимания подрастающего поколения к этому виду искусства.

В ходе проведения исследования нами поставлены основные задачи:

 - кратко ознакомиться с основными вехами появления театра в России в целом и в г. Ростове-на-Дону в частности;

- проанализировать интерес современных школьников к театральному искусству;

- выработать предложения о том, как можно повысить интерес школьников к театру.

Основная гипотеза работы состоит в следующем. В настоящее время в жизни современного подрастающего поколения довольно весомое место занимают информационные технологии, а именно компьютеры, телефоны, GPS-навигаторы, MP3-плееры и многое другое, которые дают множество возможностей. В своем исследовании мы хотим подтвердить или опровергнуть мнение о том, что без такого «устаревшего», на первый взгляд, «гаджета» как театр наша жизнь лишится многих ярких красок, и, что интерес у подрастающего поколения к театру отсутствует.

Актуальность темы обусловлена необходимостью найти ответ на следующий вопрос: по-прежнему ли так велико значение театра в современном мире, в особенности для развития подрастающего поколения.

Что сделано нами в ходе исследования:

- первое: изучена информация об истории появления театра в городе Ростове-на-Дону;

- второе: проведен опрос школьников о месте театра в их жизни;

- третье: в ходе практической части исследования мною неоднократно посещены театры г. Ростова-на-Дону и изучен на практике интерес школьников к театру.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И СУЩЕСТВОВАНИЯ ТЕАТРА В РОССИИ.

Точная дата рождения театра никем не установлена. Ни один философ или историк не предположил, какой год можно считать годом отсчёта существования театрального искусства. Вероятнее всего сделать это теперь невозможно. История жизни театра неотделима от истории жизни всего человечества. Сколько живёт на нашей планете «человек разумный», - столько существует и театр.

Древнегреческий театр родился из культовых мероприятий, посвященных богам-покровителям земледелия, в первую очередь Дионису (древнегреческий бог растительности, виноделия и театра): в ходе посвящённых ему празднеств хор одетых в козлиные шкуры людей распевал песни, содержание которых составляли мифы дионисийского круга, сопровождающиеся карнавальными шествиями и многочасовыми театральными действами.

Уже тогда человек, становясь человеком, делал первые шаги на театральной сцене. Он становился поэтом, сочиняя хвалебные песни богам, актёром, совершая магические действия вокруг божественных костров.

Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки также уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с земледелием и скотоводством.

По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр (Приложение 1), рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание – “Комедиальная храмина”.

Ещё одну страницу в истории сценического искусства народов нашей страны открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы.

«Волшебный край!» - так когда-то великий русский поэт А.С. Пушкин назвал театр.

Театр  в современном его понимании - это зрелищный вид искусства, представляющий собой соединение различных искусств: литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка.

Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию человека сфер искусства. Он доставляет радость, развивает воображение, фантазию, способствует творческому развитию.

Психологическая атмосфера театра, энергетический обмен актера и зрителя, спонтанность реакции публики дает основания утверждать, что театр воздействует на общественное мнение.

Подросток получает наглядный урок того, как можно и как нельзя выражать свои чувства, как нужно поступать в той или иной ситуации.

Первый театр в Ростове был построен в   1840 году купцом Александром Садомцевым на территории нынешнего парка культуры и отдыха
им. М. Горького. Это был одноярусный деревянный сарай-балаган, в котором было немного больше двухсот мест.

Гайрабетовский театр (Приложение 2) - первое настоящее театральное здание было возведено в 1864 г. в центре Ростова по  инициативе Андрея Матвеевича Байкова, Городского Головы Ростова-на-Дону во второй половине XIX века, а также при содействии И.И. Грибанова, К.М. Гайрабетова и М.Б. Драшковича – трех зажиточных жителей города. Находился театр на месте нынешней мэрии. По вместимости Гайрабетовский театр втрое превышал Садомцевский балаган.

В 1882 г. владелец ростовской табачной фабрики В.И. Асмолов получил разрешение городской думы выстроить «концертное зало» по Таганрогскому (ныне Буденовскому) проспекту, между Большой Садовой и Кузнецкой (Пушкинской). В 1883 г. состоялось открытие первого каменного Асмоловского театра. Вместимость составляла 800 мест, хорошая акустика зрительного зала, большая сцена.

Купчиха  П.Д. Машонкина в 1906 г. выстроила новое  деревянное здание театра (Приложение 3). А в 1907 г. его снесли и возвели новый каменный театр на 1500 мест. Во время войны театр сгорел, и на его месте в 1958 г. было возведено здание цирка.

В наши дни в г. Ростове-на-Дону работает более десяти театров, которые радуют взрослых и маленьких зрителей уникальными постановками.  

Театры Ростова-на-Дону имеют самую различную направленность репертуара: оперный и драматический, детский и кукольный, экспериментальный и т.д. 

Мой любимый театр - Молодёжный театр (Приложение 4). Его создание уходит своими корнями в далёкий XIX век. В его сегодняшнем репертуаре постановки разных жанров. Также здесь проходят концерты и праздники для взрослых и детей.

Молодёжный театр берёт начало в «Обществе любителей драматического искусства», которое открылось в городе в 1879 году. Для него было построено здание. Зал его состоял из трёх ярусов и вмещал 700 зрителей. Благодаря вмурованным в потолок амфорам акустика получилась замечательной. Пол здесь был уже в то время трансформирующимся - оборудование позволяло, убрав кресла, выровнять пол во всём объёме зала, превратив его из зрительного в бальный.

Первая постановка была создана в 1899 г. по комедии Л.Толстого «Плоды просвещения». Первой детской постановкой стала сказка «Маугли». После того как закончилась война, помещение перешло к театру комедии. Вскоре он был реорганизован и превратился в драму имени Ленинского комсомола.

Молодёжный театр родился в 1964 г. Это официальная дата его создания. Но назывался он изначально ТЮЗом (театр юного зрителя). Театр сразу же стал популярным. Его постановки становились лауреатами фестивалей. Почётного звания "Академический" ТЮЗ был удостоен уже в конце XX века. Молодёжным театром он стал называться с 2001 г. Через год труппа вновь начала выезжать на гастроли и принимать участие в различных фестивалях. Молодёжный театр хранит верность традициям. В то же время он любит эксперименты и отличается современным взглядом на этот мир.

Молодёжный театр - это довольно большой коллектив, в котором собраны талантливые профессиональные артисты разных поколений. Опыт здесь соседствует с юностью. В спектаклях на одну сцену выходят как актеры со стажем, так и подающая надежды молодёжь.


Практическое исследование.

В нашей семье все очень любят театр. Жанр постановок, которые мы смотрим, различен – это и опера, и балет, и оперетта. Наиболее часто посещаемые ростовские театры – это Молодежный театр и Музыкальный театр.

В своем исследовании мы проанализировали какой вид искусства у моих сверстников является популярным и как они относятся к театральному искусству.

По результатам проведенного опроса ребят, которые учатся со мной в гимназии, мы выяснили, что самым популярным видом искусства, является кино, его отметили примерно 60% респондентов, на втором месте была музыка, ее назвали 53% школьников и третье место занимает литература - 36% опрошенных, театр назвали порядка 20% респондентов. Однако, несмотря на то, что театр не был назван в числе более предпочитаемых видов искусства, о нем упомянул каждый второй из опрошенных (Приложение 5).

Кроме того, результаты опроса показали следующее:

Большинство ребят посещают театр один раз в несколько месяцев и относятся к нему с интересом.

Большинству ребят просмотренная когда-либо постановка помогла в жизненной ситуации.

Все ученики пробовали себя в роли актера, более 80% остались довольны данным опытом.

Всем опрашиваемым нравится общение с людьми.

Таким образом, результаты исследования показали, что предпочитают театр другим видам искусства немногие, но интересуются им почти все респонденты, поэтому, на наш взгляд, театр занимает пусть не лидирующие, но достаточно прочные позиции в общей структуре интересов современного школьника.

В целях повышения роли театра в жизни школьников, стимулирования интереса к нему предлагаем как минимум 1 раз в учебную четверть организовывать совместные походы с классом в различные театра города с последующим обсуждением увиденного. Кроме того, в целях творческого развития учеников может быть рассмотрена возможность самостоятельной театральной постановки.

Заключение

Проведя исследование и проанализировав мнение ребят, мы пришли к выводу о том, в наш век высоких технологий, ребята не только знают театры города Ростова-на-Дону, но и периодически их посещают.

Театр - это то искусство, которое в первую очередь учит быть человеком, чувствовать и сопереживать.

   Приходя в зрительный зал, человек невольно поддается силе внушения театра, наступает то сопереживание, которое приводит к готовности следовать образцу, примеру, признанным нормами поведения,  которые побуждают юного человека следовать сценическому примеру, признанным нормам и ценностям, происходит его объединение с происходящим на сцене. Вот почему неоспорим вывод  об огромном значении театра, как   орудия воспитания подрастающего поколения.

Список использованных источников и литературы:

1 Пономаренко Л.А. Дом, объединивший музы // Донской временник. Год 2015-й / Дон. Гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2014. Вып. 23.

2. http://fb.ru/article/315596/teatryi-rostova-na-donu-spisok-adresa-opisanie.

3. Рабинович Р.Г. Фохт-Бабушкин Ю.У., Чулкова К.П. Театр и школьник.//Сборник статей конференции «Социология и экономика искусства», М. « Научное наследие»., 2007.С- 548.

4. сайт wikipedia.org.

Приложения.

Приложение 1

«Публичный театр времен Петра 1»

Приложение 2

«Гайрабетовский театр»

Приложение 3

«Машонкинский театр, созданный в 1906 году»

Приложение 4

«Музыкальный театр г. Ростова-на-Дону»

Приложение 5

Просмотров работы: 8918