Введение
Как-то раз мы с мамой и сестренкой гуляли на детской площадке и вот уже стали собираться домой. «Ира, собери, пожалуйста, игрушки» попросила меня мама. Мне было лень их собирать, и я стала придумывать разные отговорки. Неподалеку от нас сидел дедушка, он подозвал меня к себе и сказал: «Я часто прихожу сюда, посмотреть на детишек, порадоваться за них. Я рад, что у Вас есть детство, которого меня лишила война». Дедушка рассказал, что его детство пришлось на годы войны и в 6 лет он с мамой и сестрой, которой было 3года, жили в блокадном Ленинграде. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. И это касается не только дедушки с его сестрой, а всех детей, оказавшихся в нелегкое время Великой Отечественной войны, всех обыкновенных мальчишек и девчонок, таких же, как и мы. Но несмотря на все тяготы детям даже в голову не приходило перечить старшим, ведь они понимали, что от их, пусть даже небольшой помощи, зависит победа! Некоторые дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи. И пятеро из них даже были удостоены звания Героя Советского Союза.
Меня очень задел рассказ этого дедушки, я ведь даже не знала, что дети тоже участвовали в боевых действиях на ровне со взрослыми. Кто для меня были герои моего возраста Гарри Поттер, девочки из мультфильма «Снежный патруль», Человек Паук, а оказывается есть не вымышленные, а реальные герои, мальчишки и девчонки, которые чуть старше меня. Я решила узнать подробнее о их жизни и их подвигах. И обязательно рассказать о них моим друзьям.
Р.S. Игрушки я конечно собрала и мне было очень стыдно за свое поведение.
Актуальность данной работы заключаетсяв том, что с каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И, приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне. И если о подвигах взрослых в этой войне мы ещё можем рассуждать, видя фильмы и репортажи, посвящённые Великой Отечественной войне, то подвиги юных героев, незаслуженно забыты. Нашим бабушкам и дедушкам, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, и едва ли не любой из них, не сходя с места, мог назвать, как минимум, пять имен отважных мальчишек и девчонок. В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Но пришло новое время и потребовало новых героев. Мало кто сейчас скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей, и кто такая Зина Портнова.
Гипотеза: Если мы будем знать героическую историю детей ВОВ, то мы сохраним память о них для потомков.
Цель работы: вспомнить подвиги юных детей героев, осознать сопричастность к Великой Отечественной войне и уметь применить знания в социальной практике.
В соответствии с данной целью мною были поставлены следующие задачи:
изучить историю подвигов ребят-героев;
определить в чём проявляется героизм и отвага юных героев;
провести анкетирование учеников нашей школы на предмет знаний о детях героях Великой Отечественной войны.
рассказать ученикам нашей школы о подвигах юных-героев;
создать книгу памяти о детях-героях
Объект исследования: Великая Отечественная война
Предмет исследования: дети-герои в Великой Отечественной войны
Методы исследования: анализ литературных источников и сведений, полученных из Интернет-источников; наблюдение, сравнение, анкетирование, анализ результатов.
Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы можно использовать, на уроках при изучении тем о Великой Отечественной войне.
Теоретическая часть
2.1 Дети-герои Великой Отечественной войны
В начале своей работы я решила выяснить кто же такой герой? По словарю С.И. Ожегова «герой» - это человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. [1]
Из источников Интернета я узнала, чтоДети герои Великой Отечественной войны – это ребята совершившие подвиги в годы становления Великой Отечественной войны.
Проанализировав литературные источники и интернет источники. Я пришла к выводу, что детей-героев Великой Отечественной войныдействительно очень много. Поэтому я решила более подробно узнать о детях, которые удостоены высшей награды ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.
Марат Казей
Школьнику Марату Казею было чуть больше 13 лет, когда он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Марат стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, Марат взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 г., когда Советская Армия была уже совсем близко и партизаны должны были вот-вот с ней соединиться, Марат попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и выдернул чеку... Марат Казей посмертно стал Героем Советского Союза. [4]
2.3 Леня Голиков
Он рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, Леня собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде. Воевал наравне со взрослыми. В свои 10 с небольшим лет Леня в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 г. юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал. Погиб Леня Голиков весной 1943 г. в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. [4]
2.4 Валя Котик
В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика 6 взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны 1-й степени, медаль «Партизану Отечественной войны» 2-й степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток. Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. [4]
2.5 Зина Портнова
Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 г. поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. [4]
2.6 Александр Чекалин.
В Начале войны Александр вступает в истребительный отряд. После отступления советских войск с территории Тульской области, становится участником партизанского движения «Передовой». Здесь, наравне со взрослыми, юный разведчик собирает сведения о расположении фашистских отрядов, их численности и передислокации. Он осуществляет связь между партизанскими отрядами в качестве радиста, принимает участие в диверсионных действиях против немцев – в минировании путей, подрывах вагонов.
В начале ноября простудился и пришёл в родной дом отлежаться. Заметив дым из трубы, староста сообщил об этом в немецкую военную комендатуру. Прибывшие немецкие части окружили дом и предложили Саше сдаться. В ответ Саша открыл огонь, а когда закончились патроны, бросил гранату, но она не взорвалась. Был захвачен и доставлен в военную комендатуру. Несколько дней его пытали, пытаясь получить от него нужные сведения. Но ничего не добившись, устроили показательную казнь на городской площади: был повешен 6 ноября 1941 года.
Александр Чекалин – партизан, герой Советского Союза, погибший смертью храбрых в возрасте 16-ти лет. [5]
3. Практическая часть
3.1 Анкетирование по предмету исследования
Я решила узнать знают ли этих детей ученики начальной и средней школы и задала следующие вопросы учащимся 2-х и 6-х классов:
- Кто такой Гарри Поттер?
- Кто такой Валя Котик?
- Кто такая Леди Баг?
- Кто такая Зина Портнова?
Результаты опроса среди 2 классов (участвовало 57 человек):
Герой |
Знаю |
Не знаю |
Гарри Поттер |
54 |
3 |
Леня Голиков |
0 |
57 |
Леди Баг |
52 |
5 |
Зина Портнова |
0 |
57 |
Результаты опроса среди 6 классов (участвовало 43 человека):
Герой |
Знаю |
Не знаю |
Гарри Поттер |
43 |
0 |
Леня Голиков |
4 |
39 |
Леди Баг |
40 |
3 |
Зина Портнова |
5 |
38 |
На основании проведенного опроса следует вывод, что для моих сверстников и ребят чуть старше сегодняшние герои – это волшебники, выдуманные персонажи, спасающие планету от неминуемой гибели.
Но, к сожалению, в наше время остались забыты дети – герои, спасшие мир ценой своей жизни, когда они ушли на фронт, им не было и 15 лет.
3.2 Просветительская работа среди учащихся о детях-героях ВОВ
Я решила рассказать своим одноклассникам, а настоящих героях на классном часу, мне на помощь пришёл мой классный руководитель Марина Александровна.
Кроме того, мы во всех классах, участвовавших в анкетировании, показали видео проект, созданный молодёжным движением «Молодая гвардия» под названием «Маленькие герои большой войны».
И для всех учащихся нашей школы я с Мариной Александровной сделали стенд о детях героях. (Приложение 1)
Моих одноклассников так затронула тема детей-героев Великой Отечественной войны, что мы вместе решили сделать книгу памяти. Каждый ученик выбрал себе ребенка-героя о котором он хочет написать. Чтобы книга была в едином стиле я, с помощью родителей сделала заготовки страниц и раздала ребятам, а они подобрали и написали о подвиге и жизни героя. (Приложение 2)
В конце нашей книги такие слова:
Золотые буквы на граните
Гладит чья-то теплая рука …
Сохраните, люди, сохраните
Имена героев на века!
3.3 Результативность просветительской работы
В конце всей работы я задала ребятам один вопрос: «Назовите, пожалуйста, имена детей героев великой отечественной войны»
Среди 2-х классов ответило 54 человека
Не знаю - 8 человек
1 имя – 32 человека
2 имени – 11 человек
3 имени и более – 3 человека
Среди 6 классов ответило 44 человека
Не знаю – 6 человека
1 имя – 21 человек
2 имя – 13 человек
3 имени и более – 4 человека
4. Выводы
Из данной работы мы видим, современные дети мало что знают о детях-героях Великой Отечественной войны, однако затронутая мной тема не оставила равнодушным почти никого. Ребята с интересом слушали, читали и писали о детях войны.
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась,если мы будем знать героическую историю детей Великой Отечественной войны, то мы сохраним память о них для потомков. И я надеюсь, что через десятки лет, уже наши дети гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком или о своем сверстнике, только из прошлого, который отдал свою жизнь за наше светлое будущее!
5. Список использованных источников и литературы
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. – 935с.
Пронин Д., Истории о пионерах-героях. Зина Портнова. – СПб.: Питер, 2017. – 24с.
Кудрявцева Т., Маленьких у войны не бываыет. – СПб.: Акварель, «Книжная лаборатория», 2015. -320с.
https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=10432310%40cmsArticle
http://ordenrf.ru/geroi-rossii/geroi-sssr/aleksandr-chekalin.php
Приложение 1
Приложение 2