Введение.
Объяснить по какой причине я заинтересовалась такой темой как «Методы и действия анархистов» не сложно, для этого есть много причин.
Мой учитель, когда мы начали проходить ХХ век, предложил мне подготовить сообщение про П.А. Кропоткина и кратко рассказал о его деятельности. Многие факты меня. В процессе подготовки сообщения я изучала исключительно личность Кропоткина, но у меня возникли вопросы о том, кто поддерживал его, сколько человек было в организации анархистов и как они организовали свою деятельность.
Составляя текст работы, я вспомнила о том, что есть ведь в Московском метрополитене даже станция названая в честь Кропоткина. В этот момент степень заинтересованности еще больше возросла. Пересматривая информацию во Всемирной паутине я обнаружила фотографию очень интересного и необычного памятника. Оказалось, этот памятник был посвящен Бакунину – известному анархисту. И так я совершенно не заметила как эта тема за несколько дней заняла все мое время.
Практическая значимость работы следующая: данные материалы могут быть использованы в подготовке сообщений учащимися, дополнительного факультативного курса учителями истории по социально-политической истории ХХ века. Актуальность исследования выражается в том, что учащимся современной школы требуется сформировывать навыки работы с текстом, поиска определенного рода информации. И учитель может помочь им в развитии этих умений через написание научно-исследовательских работ.
Таким образом я начала делать свою работу именно по этой теме.
Для того , чтобы больше узнать о жизни анархистов, я сформулировала для себя следующую цель - изучить деятельность анархистов по материалам периодической печати.
Для решения этой цели я выделила следующие задачи:
1.Анализировать периодическую печать анархистов за 1904-1917 гг.
2.Установить причинно-следственные связи между действиями анархистов, выбранными методами и способами реализации программных требований и установок в указанное выше время
3. Изучить стилистические особенности газет анархистов.
4. Установить основные требования, которые анархисты излагали в своих листовках, прокламациях и органах периодической печати.
5. Выделить характерные особенности действий анархистов в указанный период.
Данная работа написана сообразно принципам историзма.Принцип историзма состоит в том, что всякое явление рассматривается в его происхождении, росте и образовании, в аспекте движения, а само движение — в обусловивших его причинах и связях с окружающим — как часть более общего целого. Таким образом, благодаря данной методологии, деятельность анархических групп рассматривалась в тесной взаимосвязи с событиями в политической жизни Российской империи начала ХХ века.
Возникновение и становление российского анархизма.
Анархистские идеи проникли в Россию из Европы во второй четверти XIX в. Анархистские нотки заметны у Герцена, петрашевцев, революционеров начала 1860-х гг. Становление российского анархизма продолжалось несколько десятилетий. В 70-е годы XIX века он начал играть определяющую роль в системе общественно-политических взглядов народников (хотя существуют и другие точки зрения). Некоторые из народников почитали за честь называть себя анархистами. В 70-90-е годы прошлого века П.А.Кропоткин, развивая идеи: М.А.Бакунина, обосновал в целостном виде доктрину анархо-коммунизма, базировавшуюся на принципах полного равенства, взаимопомощи и солидарности всех представителей человеческого рода1. Как самостоятельное общественно-политическое движение анархизм в России оформился в первые годы XX века. В истории политической и правовой мысли в России XIX– XX вв. можно выделить следующие этапы эволюции теоретического анархического сознания2.
В 1900 г. в Женеве (Швейцария) возникает группа российских анархистов-эмигрантов, в 1903 г. там начинается издание их первого печатного органа – газеты «Хлеб и Воля». В самой России первые анархистские группы появляются в 1903 г. в районах с многонациональным населением3: в г. Белостоке Гродненской губернии – среди еврейской интеллигенции и присоединившихся к ней ремесленных рабочих, в г. Нежине Черниговской губернии – в среде учащейся молодежи. География российского анархизма четко обрисовалась в годы первой революции. «Столицами» его считались – Белосток, Екатеринослав и Одесса. Менее крупные формирования в это время существовали на Юго-Западе (Житомир, Каменец-Подольский, Киев), в Центральном районе (Нижний Новгород, Сормово, Саратов, Пенза), на Северном Кавказе, в Придонье4. В Закавказье центрами анархизма были Тифлис, Кутаиси, Баку5.
Оценивая роль и место анархистов в истории России, следует прежде всего подчеркнуть значительную идейную неоднородность, политическую аморфность, организационную раздробленность анархистского движения6. Анархисты никогда не составляли партии и даже зародыша политической партии в традиционном ее понимании (хотя Кропоткин и некоторые его сторонники употребляли это понятие), ибо не стремились прийти к власти. По их убеждению, главная, если не единственная задача в политике – революционное разрушение «эксплуататорского строя» и его главного орудия – государства7. В организационной структуре анархистских образований имелись свои особенности. Среди анархистов преобладали сравнительно малочисленные группы (от 3–6 до 30 членов), но встречались и крупные формирования (федерации) групп с большим числом участников (от 80–90 до 150–200 человек) с разветвленной сетью кружков и “сходок” для различных категорий и слоев населения. Крупные федерации анархистов, как правило, действовали в основных регионах их нахождения8.
3.Программа деятельности. Состав организации.
Программу деятельности анархисты отражали в различных источниках информации. Так они писали: «Анархисты - это граждане, которые в век повсеместной проповеди свободы сочли своим долгом заговорить о безграничной свободе, требующие полную свободу, всю свободу, только свободу!»9. Они хотят свободы, они требуют для каждого человека право и возможность делать все, что ему нравится, и только то, что ему нравится. Они требуют для него право и возможность удовлетворять полностью все свои потребности 10. Словом, они хотят «равенства», фактического равенства, как завершающегося или, вернее, – как предварительного условия свободы11.
Мы можем выделить основные идеи в программе анархистов:
1. Анархисты, как и другие последовательные социалисты, отрицают не только частную собственность на орудия производства, но и вообще всякую частную собственность. Взамен…свободное пользование всем, что производит природа и человек12.
2. Свобода не совместима с наемным трудом, так как наемник продается своему нанимателю. Кроме того, экономическое неравенство созидается наемным трудом, и, в свою очередь, частная собственность порождает наемный труд. А потому, уничтожая собственность, они хотят уничтожить и наемный труд, вместо него ввести свободный труд, при котором каждый будет работать, что хочет, сколько хочет и когда хочет13.
3. Поэтому анархисты признают свободный общий труд и общее свободное пользование (коммунизм)14.
4. Анархизм требует полного счастья каждой личности, следовательно, полного счастья всех, и не допускает несчастья хотя бы одного человека15.
Теперь обратимся к личности самого анархиста начала ХХ века.
Портрет анархиста начала ХХ века можно описать так: мужчины и женщины в возрасте от 13-30. При этом большую часть составляли люди 16-18 лет. По национальному признаку участников анархических групп можно разделить на евреев, русских, украинцев, латышей и других национальностей. По социальному происхождению можно выделить выходцы из крестьян, служащие, торговцы, кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные элементы, часть интеллигенции, а также немногочисленные группы рабочего класса, недовольные существующими порядками, но слабо представлявшие пути и средства борьбы с ними. В составе анархистских организаций наблюдалось почти полное отсутствие рабочих ведущих отраслей промышленности, зато обильно были представлены труженики сферы услуг – сапожники, портные, кожевенники, мясники и т.д. Мизерным было представительство в анархистских организациях лиц из привилегированных сословий – дворян, чиновников, купцов и почетных граждан.
По социальному положению в составе анархистов были интеллигенты служащие, учащиеся, различных категорий рабочих. Согласно статистике, основная масса анархистов были плохо образованными, большинство имели низшее и домашнее образование16. Характерно, однако, что ни один из исследуемых неграмотным себя не называл17. Многие проводили параллели с историческими событиями прошлого. Некоторые группы анархистов были убеждены, что редкие отдельные налеты на буржуазию ничего не дают. Они призывали к массовому восстанию, чтобы превратить Белосток во «вторую Парижскую коммуну»18.
Анархисты центральной России в 1905-1917 гг.
Действия и мероприятия анархистов.
Для организации своих действий анархисты организовывали конспиративные встречи. Они проходили в лесах, квартирах, за границей. Так известно, чтооднажды «состоялась одна встреча, в лесу, на которой обсуждались дальнейшие действия против текстильных магнатов. На ней присутствовало несколько сотен рабочих – анархисты, бундовцы, эсеры и сионисты. Они произносили зажигательные речи и пели революционные песни. Полиция окружила это бурное собрание, ранила и арестовала десятки человек»19. Очень частым явлением были встречи анархистов в разных городах и государствах для обмена опытом20. На таких встречах принимались решения о методологии действий в частности о терроризме как об основном методе.
После того как в январе 1905 года разразилась революция, анархисты стали следовать методу неограниченного терроризма. Чтобы раздобыть оружие, группы анархистов совершали налеты на оружейные магазины, полицейские участки и арсеналы; маузеры и браунинги, которые таким образом попадали им в руки, становились их излюбленным оружием. Стоило им вооружиться пистолетами и примитивными бомбами, сделанными в кустарных лабораториях, банды анархистов совершали бездумные убийства и «экспроприации»21 денег и ценностей из банков, почтовых отделений22, у людей на общественных мероприятиях23 с заводов, из магазинов и частных жилищ дворян и представителей среднего класса. Так, известно, что в Москве были распространены нападения на состоятельных людей. Известен случай, рассказывающий о вооруженном нападении шайки грабителей на московского мещанина С.В.Аксенова, с двумя детьми24. Очень часто анархисты забирали ценные документы, за которые потом требовали деньги, отсылая при этом письма с соответствующими требованиями (вернуть документы за определенную сумму денег)25.
Случалось, даже торговые суда становились объектами анархистских «эксов»26, так назывались «экспроприации», а деловые люди, врачи и юристы под страхом смертной казни были вынуждены передавать анархистам денежные взносы. Член «Черного знамени» на суде в Одессе так объяснил судьям концепцию «безмотивного»27 террора: «Мы признаем отдельные экспроприации только как способ получения денег для наших революционных действий. Если мы получаем деньги, мы не убиваем тех лиц, у которых экспроприируем. Но это не значит, что он, владелец денег, откупился от нас. Мы будем искать его…»28.
Согласно отчетам и официальным сведениям, анархисты, совершившие экспроприацию, не распоряжаются сами экспроприируемой суммой; она поступает в распоряжение всей группы или федерации групп29, статьи расходов были следующие: на оружие, технику, конспиративные расходы, новое дело, на переезды товарищей, помощь семьям арестованных и на жизнь30. Были случаи нападения на религиозные учреждения31.
Также одним из способов получения денежных средств были вымогательства, которыми, как средством обогащения, пользовались анархисты
по всей России. Другим источником получения денег были мошенничество и хиромантия32.
Анархисты использовали оружие не только для получения денежных средств, но и для совершения покушений и террористических актов.
В глазах анархистов каждый насильственный акт, каким бы жестоким и бессмысленным он ни казался обществу, имел смысл, как средство мести и расплат с мучителями. Согласно источнику, анархисты нападали на фабрикантов по причинам неуважения достоинства рабочих, наглых требований, недопущения организации стачек. Также анархисты нападали на руководителей заводов и фабрик из-за того, что они нарушали трудовое законодательство без всякого повода. Другими объектами терактов были тюремная полицейская администрация за «слишком усердное выполнение своего долга»33. Анархисты нападали на инспекторов, буржуа, полицейских, членов других политических партий, пользуя динамит, полученный у горных рабочих.
Среди анархистов было много ярых сторонников «безмотивного» террора. Каждый удар по правительственным чиновникам, полицейским или собственникам представлял собой прогрессивное действие, потому что вызывал «классовый разлад» между униженным большинством и привилегиями их хозяев. Их боевым кличем был «Смерть буржуазии!»34, потому что «смерть буржуазии – это жизнь рабочих».
Анархистам не нужно было искать особого повода, чтобы бросить бомбу в театр или ресторан; достаточно было знать, что такие места посещают только преуспевающие граждане. Неизвестный человек в форме морского офицера бросил бомбу под коляску генерал-губернатора35,
В период революции налеты на работодателей и их предприятия – акты «экономического террора»36 – стали повседневным явлением. В Белостоке кидали динамитные шашки на фабрики и в квартиры наиболее ненавистных промышленников. В Варшаве партизаны «Черного знамени» грабили и взрывали фабрики, мешали работе пекарен, взрывая печи и подливая керосин в тесто. Чернознаменцы в Вильно издали «открытое обращение» на идиш к фабричным рабочим, предупреждая их о существовании шпионов компаний, которых внедряли в их среду, чтобы выслеживать террористов. Анархисты провозглашали: «Долой провокаторов и шпионов! Долой буржуев и тиранов! Да здравствует террор против буржуазного общества! Да здравствует коммуна анархистов!37». Похожие лозунги были и в других городах, где, кроме этого, призывали к вооруженному восстанию38.
В своих газетах анархисты призывали к «уничтожению» 39 сыщиков и провокаторов методом взрывов ,поджогов, убийств и нанесением тяжких физических и телесных увечий.40
Чаще всего инциденты с применением насилия случались на юге. Чернознаменцы Екатеринослава, Одессы, Севастополя и Баку организовывали «боевые дружины» террористов, создавали лаборатории взрывчатки, совершали бесчисленные убийства и налеты, взрывали предприятия и вступали в кровопролитные стычки с сыщиками, которые выслеживали их убежища41.
В атмосфере 1905 года, наверное, было неизбежно, что главную роль стало играть террористическое крыло анархистского движения. Не проходило и дня без газетного сообщения о сенсационных грабежах, убийствах и диверсиях, которые были делом рук отчаянных налетчиков. Они грабили банки и магазины, захватывали печатные прессы, чтобы издавать свою литературу, убивали сторожей, офицеров полиции и правительственных чиновников. Отчаянная и раздраженная молодежь удовлетворяла свою тягу к острым чувствам и самоутверждению, бросая бомбы в общественные помещения, заводские конторы, в театры и рестораны.
Согласно документам, в России существовал департамент полиции, занимающийся розыском и расследованием дел анархистов42.
Жандармы выслеживали анархистов в их убежищах, захватывали тайники с оружием и боеприпасами, находили украденные типографские прессы и уничтожали лаборатории со взрывчаткой. Находили самодельные бомбы, их составные части, огнестрельное оружие, патроны, компасы, карты.43 Очень часто тайники находили в учебных заведениях44. Так, в ходе ночных обысков часто находили склады оружия, конфисковывали тысячи патронов, револьверы, ружья и холодное оружие, в тайниках часто находили поддельные документы и билеты45. Задерживали и арестовывали жандармы и по подозрениям в деятельности против государства46.
Наказания были быстрыми и безжалостными. Были учреждены военно-полевые суды, которые не утруждались предварительным следствием, вердикт выносился в течение двух дней, приговор приводился в исполнение немедленно47.
Еще один типичный случай был в Киеве, где украинскую девушку-крестьянку Матрену Присяжнюк, анархистку-индивидуалистку, осудили за то, что она принимала участие в налете на сахарную фабрику, за убийство священника и за покушение на офицера полиции. После того как военный суд вынес смертный приговор, девушке разрешили произнести последнее слово. «Я принадлежу к анархистам-индивидуалистам, – начала она. – Мой идеал – свободное развитие каждой отдельной личности в самом широком смысле слова и уничтожение рабства во всех его формах». Она избежала гибели от рук своих палачей, потому что приняла капсулу цианистого калия, тайно доставленную в ее камеру после процесса48.
4.2 Пропаганда.
Пропаганда - распространение какого-либо толка, учения49. Анархисты вкладывали в это понятие следующий смысл: создание своей литературы, переписки, печатание листовок, издание газет.
Жандармы арестовывали за нахождение запретной литературы и учителей.
Известно, что в Болховском уезде был арестован учитель Кожевников. При обыске у него были найдены «Стихирь российский» и «Акафист» Амфитеатрова. Под сильным конвоем Кожевников был препровожден в одиночную камеру. А в Новгороде был арестован толстовец В.А.Молочников. При обыске у него отобраны книги и обширная переписка. В числе отобранных писем – 28 собственноручных писем Льва Николаевича Толстого50. Местные анархисты вели деятельную предвыборную агитацию51.
Часто анархисты, вооруженные «браунингами», среди бела дня нападали на типографии и под угрозой смерти заставляли рабочих набирать и печатать анархистские прокламации52.
Для более успешной реализации пропаганды анархисты использовали поддельные документы. Так на окраинах городов анархисты часто оборудовали хорошо оснащенные мастерские для изготовления поддельных железнодорожных билетов.
Были случаи, когда сочувствующие идеям анархистов занимались агитацией и пропагандой идей. Это происходило в общественных местах (вокзалы, театры, рыночные площади). Агитация была направлена на солдат и низшие слои населения, в основном.
Пропаганда в деревнях велась с большим размахом, но результаты ее, похоже, оказались лишь немногим лучше. В сентябре 1903 года во втором номере издания «Хлеб и воля» был объявлен «аграрный террор» как «решительная форма партизанской войны против помещиков и центрального правительства». Нелегальная брошюра, в том же году изданная в Санкт-Петербурге, заверяла крестьян, что им не нужен «ни царь, ни правительство», а только «земля и свобода». Автор ссылался на мифы об идиллическом веке свободы, который якобы существовал в средневековой России, когда власть в городах принадлежала общему собранию (вече), а в деревнях – общине. Чтобы восстановить такое либертарианское общество, народ должен был вести «неустанную борьбу за освобождение». «Рабочие и крестьяне! Не признавайте никакой власти, никаких мундиров, никаких ряс. Любите только свободу и стойте за нее!»53 .
Революция 1905 года стала мощным стимулом для пропаганды такого рода. «Долой помещиков, долой богатых! –подстрекая крестьян жечь сеновалы своих хозяев. – Вся земля принадлежит нам, крестьянскому народу!» Анархисты-коммунисты из Одессы, Екатеринослава, Киева и Чернигова распространяли в деревнях «маленькие книжки», содержащие призывы к восстанию. В Рязанской губернии листовки с такими заголовками, как «Вынь плуг из борозды» и «Как крестьянам обойтись без властей», переходили из рук в руки; в последней описывалась сельская коммуна, которая, избавившись от правительства, жила свободно и счастливо. «Хлеб, одежду и другие товары каждый будет брать из общественных хранилищ в соответствии со своими потребностями»54.
4.3. Анархистская печать как исторический источник деятельности анархистов 1917-1918гг.
Стилистическое оформление большинства анархистских газет было примерно одинаковым. Основные мысли выделялись другим шрифтом, на первой странице публиковались главные лозунги, для большей смысловой нагрузки использовались разные художественные средства, печатались стихотворения для большого влияния на читателей.
Основное содержание газет было следующим:
Основные анархистские идеи.
Как мы отмечали выше, на первой странице публиковались главные лозунги, писались статьи, в которых рассматривались основные программные идеи55.
Критика действующей власти.
В газетах анархисты писали: «Государство - это многоголовое чудовище, пожирающее вашу волю, энергию, может измениться, перестать быть организацией насилия, не при конституции, парламенте, республике, а при полном его разрушении и уничтожении56. Также они отмечали, что действующая власть являлась «Кровожадным хищником», который не станет добровольно выпускать жертву из своих цепких лап57,«хищными коршунами ,палачами народными»58, «волком в овечьей шкуре»59 . Себя же анархисты считали «защитниками свободы»60, а также «неутолимыми борцами за свободу»61
3. Статьи о революции.
Анархисты анализировали состояние страны перед революцией и после революции, отмечали свои цели и задачи в перевороте, выражали свое отношение к действующей власти.
4. Обсуждение внешнеполитической ситуации.
«Нет, не за свободу народов, а за барыши капиталистов, из-за их жадности к золоту проливается невинная кровь, 6 месяцев назад русский народ запротестовал против этой бессмысленной бойни- поднять знамя революции с требованием «Хлеба и мира!»»,62- такие мысли периодически публиковали анархисты в своих газетах, показывая бессмысленность участия в войне, отмечая негативную роль действующей власти в продолжении войны.
5. Вести из провинции.
Основным содержанием данной рубрики были новости из разных областей, жизнь крестьян63.
6. Биографии основоположников анархизма.
В газетах встречались биографии таких деятелей как «Михаил Александрович Бакунин»64 и «П.А.Кропоткин». По моему мнению, это было сделано для возвеличивания этих личностей в глазах общественности и популяризации идей анархистов.
5.Заключение.
По итогам изучения деятельность анархистов я пришла к следующим выводам: анархизм - это направление в политической мысли, согласно которому правительство и законы должны быть отменены, а равенство и справедливость могут быть достигнуты только путем избавления от государства и замены его свободными соглашениями между индивидуумами.
Своими методами партия анархистов считала, в основном, восстание и прямое нападение, как массовое, так и личное, на угнетателей и эксплуататоров. Не исключалась и пропаганда, что было иллюстрировано в анархистской периодической печати, а также в газетах Российской империи.
Главным, что отличало анархистов от других политических партий, была их теория государства, согласно которой государство – это ни что иное, как аппарат угнетения одних людей другими путём систематического организованного насилия. Анархисты не видели или не признавали созидательной роли государства в жизни общества. Поэтому главным в их программе было уничтожение государства.
По составу своих членов партия анархистов не была однородной. При общей идейной направленности, состоявшей в отрицании всех форм власти человека над человеком, в нее входили сторонники самых различных форм ее реализации. Кроме упомянутых выше анархистов-коммунистов, широким влиянием пользовались также анархо-синдикалисты, проповедовавшие самоуправление и взаимопомощь боевых революционных организаций, а также анархо-индивидуалисты, выступавшие за исключительную свободу личности в ее отрыве от коллектива.
6.Список литературы.
Литература:
Аврич П. Русские анархисты 1905-1917. URL:https://ru.theanarchistlibrary.org/library/pol-avrich-russkie-anarhisty-1905-1917
Ермаков В.Д «Портрет российского анархиста начала века». URL:http://rospil.ru/pdf2/009.ERMAKOV.pdf.
Кривенький В.В.Политические партии России: история и современность. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. URL: http://read.virmk.ru/p/paty_rus/10.htm
Толковый словарь Даля. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/340426
Ударцев С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России. М., Форум-М, 1994.
Источники:
Кривенький В.В. Анархисты. Документы и материалы. 1883-1935 гг. В 2 тт. / Т. 1. 1883-1916 гг. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. URL: https://avtonom.org/files/anarchists_1883-1916_tom_1.pdf
Анархист. 1917. 20 сентября.
Московские ведомости.1910. 03 ноября. URL: starosti.ru/
Новое время. 1910. 03 сентября. URL: starosti.ru/
Новости дня. 1901. 05 июня. URL: starosti.ru/
Русское слово. 1906. 07 мая. URL: starosti.ru/
Русское слово. 1906. 14 августа. URL: starosti.ru/
Русское слово. 1907. 18 мая. URL: starosti.ru/
Русское слово. 1907. 04 октября. URL: starosti.ru/
Русское слово. 1909. 12 декабря. URL: starosti.ru/
Русское слово. 1909. 28 декабря. URL: starosti.ru/
Сибирский анархист. 1917. 8 декабря.
Свободная коммуна. 1917. 30 сентября.
Труд и воля. 1917. 4 декабря
Черное знамя. 1918. 10-17 мая
Приложение.
1.П.А.Кропоткин.
М.А.Бакунин.
Библиографический список произведений П. А. Кропоткина.
1. Анархия, ее философия и идеал. М., 1906.
2. Великая французская революция 1789 – 1793 гг. М., 1979.
3. В русских и французских тюрьмах (пер. с англ. В. Батуринского). Под редакцией автора. СПб.: Знание, 1906.
4. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса (пер. с англ. В. Батуринского) Под ред. автора. СПб.: Знание. 1907.
5. Записки революционера. М.: Мысль, 1966. То же. М.: Московский рабочий. 1988.
6. Идеалы и действительность в русской литературе (пер. с англ. В. Батуринского). Под ред. автора. СПб., 1907.
8. Нравственные начала анархизма. Лондон, 1907.
9. Поля, фабрики и мастерские. Промышленность, соединенная с земледелием, и умственный труд с ручным (пер. с англ. А. Н. Коншина). Под ред. автора. М., Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1921.
11. Речи бунтовщика (пер. с франц.). Под ред. автора. Пб.; М.: Голос труда, 1921.
12. Современная наука и анархия. Пб.; М.: Голос труда, 1920.
13. Справедливость и нравственность. Публ. лекция, прочитанная вАнкотском братстве и Лондонском этическом обществе. Пб; М.:Голос труда, 1921.
14. Хлеб и воля (пер. с франц.) Под ред. автора. Пб.; М.: Голоструда, 1922.
15. Этика. Происхождение и развитие нравственности. Пб.; М.:Голос труда, 1922. Т. 1.
16. Кропоткин, П.А. Земледелие, промышленность, ремесла // Наука и технология. - М., 1990. - С. 142-157
17. Исследование о ледниковом периоде, вып. 1. - "Записки Русского географического общества по общей географии", 1876, т. VII.
18. Взаимная помощь как фактор эволюции. СПб., 1907.
Бакунинские взгляды.
Дифференцирующие признаки |
понятия |
|
современное состояние |
идеальное состояние |
|
Общественное устройство: |
государство |
анархия |
Суть общественных отношений: |
эксплуатация и подчинение |
равенство и бунтарство |
Агент , носитель идеи: |
меньшинство (буржуазия ) |
пролетариат , народные массы |
Принцип построения социальных отношений |
принуждение |
свобода и справедливость : |
Основа легитимации социального порядка : |
религия , идеология |
атеизм, практическая наука |
Способы целеполагания: |
интеллектуализм , "жреческое " доктринерство |
"народный идеал " и задачи , выдвигаемые практикой |
Способы целеполагания : |
Способы целеполагания : интеллектуализм , "жреческое " "народный идеал " и задачи , выдви - доктринерство гаемые практикой |
Способы целеполагания : интеллектуализм , "жреческое " "народный идеал " и задачи , выдви - доктринерство гаемые практикой |
Взаимодействие с окружающим миром: |
завоевание соседей |
автономия и ситуативные союзы |
Политическое устройство : |
централизация |
федерализм |
Высшие социальные ценности : |
патриотизм |
интернационализм |
Классификация основных течений теоретического анархического сознания в России XIX – XX вв. (в скобках приводятся основоположники или ведущие теоретики течений).
1. Классический анархизм.
1.1. Ранний (анархизм-коллективизм, M А. Бакунин и др.).
1.2. Поздний, в том числе
1.2.1. анархизм-коммунизм (П.А. Кропоткин и др.).
1.2.2. христианский анархизм, наиболее тесно связанный с доклассическим анархизмом (Л.Н. Толстой и др.).
2. Постклассический анархизм.
2.1. Ранний.
2.1.1. Неоклассический, в том числе:
2.1.1.1. анархизм-индивидуализм, включая неонигилизм (A.A. Андреев, О. Виконт и др.),
2.1.1.2. христианский ("непротивленческий") анархизм толстовцев (В.Г. Чертков и др.),
2.1.1.3. коммунистический анархизм, включая анархизм-коммунизм после 1917 г., соответствующее крыло анархизма-универсализма, идеи анархо-коопера-торов и т.д. (А.А. Карелин, А.М. Атабекян и др.),
2.1.1.4. анархизм-синдикализм (Я. Новомирский (Я.И. Кирилловский), Г.П. Максимов, В. Волин (В.М. Эйхенбаум) и др.).
2.1.2. Неклассический, в том числе
2.1.2.1. ассоциационный анархизм (Лев Черный, псевд. П.Д. Турчанинова),
2.1.2.2. анархизм-гуманизм (АА Боровой),
2.1.2.3. анархизм-универсализм (интериндивидуализм), включая такие промежуточные формы его эволюции, как пананархизм и анархизм-универсализм (АЛ. Гордин и др.),
2.1.2.4. анархизм-биокосмизм (А. Святогор (А.Ф. Агиенко), П.И. Иваницкий и др.),
2.1.23. мистический анархизм, включая ранний (Г.И.Чулков и др.) и поздний (A.A. Солонович и др.).
2.2. Поздний постклассический (современный) анархизм.
2.2.1. Современный неоклассический (анархо-синдикализм, толстовство, анархо-коммунизм, анархо-индивидуализм).
2.2.2. Современный неклассический (мистический, биокосмизм, универсализм и др.).
2.2.3. Новые течения постклассического анархизма (анархо-экологи и др.).
6. Политическая манифестация 1917 г.
Образец жандармской карточки на анархистов.
Форма жандармов России начала ХХ века.
9. Из книги "Настольная справочная книга для строевых обер-офицеров, 1913г.
Приложение 1. Эволюция покроя форменного обмундирования полицейских чинов России с конца XVII в. по 1917 г.
Первый ряд (слева направо): стрелецкий кафтан, конец XVII в. мундир образца
1702 г., мундир образца 1732 г.; второй ряд: мундир образца 1762 г., мундир образца 1786 г., мундир образца 1797 г.; третий ряд: мундир образца 1802 г., мундир образца 1826 г., мундир образца 1855 г.; четвертый ряд: мундир образца 1874 г., мундир образца 1881 г., мундир образца 1907 г.
10 . Правила о награждении медалями лиц, служащих в полиции и пожарных командах ( Свод учреждений государственных 1892 г. Книга VIII.).
I. Правила о награждении лиц, служащих в полицейских и пожарных командах, а также и полицейских урядников, серебряными медалями.
770. Право на получение серебряной медали на Аннинской ленте с надписью «за беспорочную службу в полиции» для ношения на груди жалуется тем нижним чинам полицейских и пожарных команд и полицейским урядникам, которые, прослужа безупречно не менее пяти лет, останутся на службе в команде или в должности полицейского урядника на дальнейшее время.
771. Прослужившие затем (ст. 770) еще пять лет пользуются правом ношения пожалованной медали и по выходе из команды или должности полицейского урядника; оставляющие же службу ранее этого срока обязываются возвращать медаль своему начальству.
772. Все вообще нижние полицейские чины (в том числе и полицейские урядники) могут быть удостаиваемы награждения медалью, как с правом ношения на службе, так и по оставлении оной, лишь при том условии, если они прослужат установленные для сего срока непрерывно.
773. Выдача означенных в статье 770 медалей возлагается на Капитул Орденов.
774. Рассмотрение прав нижних полицейских и пожарных служителей и полицейских урядников на получение медали возлагается на обязанность непосредственного их полицейского начальства, которое о лицах, имеющих право на получение медали, должно входить с представлением к Губернаторам, в Градоначальствах к Градоначальникам, а в городах Москве и Варшаве к Обер-Полицмейстерам.
775. Губернаторы (Градоначальники и Обер-Полицмейстеры) по поверке прав нижних чинов и полицейских урядников на получение медали окончательно удостаивают их награждения таковыми и представляют в Министерство Внутренних Дел через каждое полугодие именные списки награждаемых для истребования из Капитула Орденов следующих им медалей.
776. Лица, удостаиваемые медалями за беспорочную службу в полиции, при пожаловании никаким денежным взносам не подвергаются.
777. Отобранные на основании статьи 771 медали возвращаются общим порядком в Капитул Орденов.
II. Положение о награждении околоточных, портовых и полицейских (в столицах) надзирателей, брандмейстеров и нижних чинов полицейских и пожарных команд золотыми и серебряными медалями с надписью «За усердие».
778. Околоточные, портовые полицейские, надзиратели, брандмейстеры, городовые, полицейские урядники, земские полицейские стражники, нижние чины портовых и речных полиций и служители полицейских и пожарных команд, за особо выдающиеся заслуги могут быть награждены золотою и серебряною медалями с надписью «За усердие» для ношения на шее: первой — на Владимирской, а второй --- на Аннинской лентах.
11. Приказ о переводах в жандармы 1869 г.
1 Кривенький В.В.Политические партии России: история и современность.
М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2000. URL: http://read.virmk.ru/p/paty_rus/10.htm
2 См. приложение стр.23
3 Кривенький В.В. Анархисты. Документы и материалы. 1883-1935 гг. В 2 тт. / Т. 1. 1883-1916 гг. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. С.15
4 Кривенький В.В. Анархисты. Документы и материалы. Т.1. ...с. 15
5 Там же
6 Кривенький В.В.Политические партии России… Ук.соч.
7 Там же.
8 Там же
9 Кривенький В.В. Анархисты. Документы и материалы. С.23
10 Там же,
11 Там же
12 Там же, с.24
13 Там же
14 Там же
15 Там же
16 Ермаков В.Д. Портрет российского нархиства начала ХХ века. URL: http://rospil.ru/pdf2/009.ERMAKOV.pdf
17 Кривенький В.В. Политические партии России… Ук.соч.
18 Аврич П. Русские анархисты 1905-1917. Ук.соч.
19Аврич П. Ук. соч.
20 Новости дня. 1901. 05 июня (23 мая). № 1390.
21 Аврич П. Ук. соч.
22 Там же
23 Там же
24 Московские ведомости. 1910. 03 ноября (21 октября).
25 Московские ведомости. 03 ноября (21 октября).1910.
26 Аврич П. Ук.соч.
27 Там же
28 Там же
29 Кривенький В.В. Анархисты. Документы и материалы. Т.1… с.225
30 Там же, с. 247
31 Русское слово. 1906. 14 (01) августа.
32 Там же
33 Кривенький В.В. Анархисты. Документы и материалы. Т.1…. с.226.
34 Аврич П. Ук. соч.
35 «Русское слово» 1906. 07 мая.
36 Аврич П. Ук. соч.
37 Там же
38 Русское слово. 1906. 01 марта (16 февраля).
39 Кривенький В.В. Анархисты. Документы и материалы. Т.1.… с.85
40 Аврич П. Ук. соч.
41 Там же
42 Кривенький В.В. Анархисты. Документы и материалы. Т.1.…с.272
43 Новое Время. 1910. 03 сентября (21 августа).
44 Русское слово. 1906. 14 (01) августа.
45 Русское слово. 1909. 12января.
46 Русское слово. 1906. 14 (01) августа. № 146.
47Аврич П.Ук. соч.
48 Там же
49 Толковый словарь Даля. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/340426
50 Русское слово. 1909г. 28 декабря.
51 Русское слово. 1906г. 14 августа.
52 Русское слово. 1907г. 18 мая.
53 Аврич П. Ук. соч.
54 Там же
55 Свободная коммуна. 1917. 17 (30) сентября.
56 Там же
57 Труд и воля. 1917. 4 декабря. №1.
58 Анархист. 20 сентября. 1917г. №9.
59 Сибирский анархист. 1917г.№1.
60 Анархист» 20 сентября.1917г. №9.
61 Черное знамя.1918. 10-17мая. №1.
62 Анархист. 1917. 20 сентября. №9.
63 Свободная коммуна. 1917. 30 сентября. №1.
64 Труд и воля. 1917. 4 декабря. №1.