Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны

Гаршина Е.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №17, г. Красногорск
Гаршина О.П. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №17
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Однажды от мамы я узнала, что мои прабабушки и прадедушки – дети войны. Мне было не понятно это страшное словосочетание – дети и война. И причем здесь мои прабабушки и прадедушки? Они же взрослые. Многих уже нет в живых. Но услышав рассказ об их детстве в военные годы мне все стало понятно.

О Великой Отечественной войне я знаю из фильмов, книг. Есть много рассказов о героях этой войны, их подвигах. Но мало кто знает, как жили в войну обычные девчонки и мальчишки, что им приходилось терпеть. На мой взгляд данная тема заслуживает отдельного внимания.

Эта работа посвящена моим прадедушкам и прабабушкам, детство которых прошло в годы Великой Отечественной войны. Война быстро сделала из них маленьких взрослых. Заставила терпеть голод и холод. Отучила плакать. Каждый раз слушая рассказы о войне, я представлю себя на месте моих прадедушек и прабабушек, но мне кажется, что я бы не смога выдержать и половины испытаний, выпавших на их долю.

Актуальность работы:

Я считаю, что тема моей исследовательской работы актуальна и в наши дни. Уходят из жизни те, чье детство прошло в военные годы. Истории обычных детей, их каждодневные будни, все тяготы, с которыми им пришлось столкнуться в то время, заслуживают отдельного рассмотрения. Мое поколение должно свято хранить память о прошлом своей страны, помнить какой ценой досталась победа в Великой Отечественной войне.

Проблема исследования:

Я провела небольшое анкетирование среди учащихся вторых классов. По результатам этого анкетирования мною было установлено, что мои сверстники хотели бы больше знать о жизни детей в Великую Отечественную войну. В большинстве семей есть родственники, чье детство пришлось на военные годы, но одноклассники мало что знают об этом. К сожалению, многих детей войны уже нет в живых и восполнить эти данные не представляется возможным. Поэтому моя работа направлена на то, чтобы сохранить память об этих людях для будущих поколений.

Цель исследовательской работы: собрать информацию и показать на примере биографии моих прадедушек и прабабушек, как жили дети в годы Великой Отечественной войны; показать, что эти дети внесли свой вклад в победу.

Задачи:

- изучить жизнь людей, детство которых прошло в годы Великой Отечественной войны;

- сохранить память о моих прадедушках и прабабушках;

- рассказать о результатах своей работы в классе, чтобы заинтересовать моих сверстников к изучению истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны.

Методы исследования:

- беседы с родственниками;

- анкетирование учащихся школы;

- изучение семейного архива, документальных источников, Интернет-ресурсов;

- анализ и обобщение полученной информации.

Объект исследования: дети войны.

Предмет исследования: детство моих прабабушек и прадедушек в годы Великой Отечественной войны.

Практическая значимость: материал, который я получила в ходе исследования, можно использовать на классных часах, на уроках и занятиях по внеурочной деятельности, посвященных Великой Отечественной войне. Этот материал поможет сохранить память о суровом детстве моих прадедушек и прабабушек в военные годы и будет способствовать воспитанию патриотизма у школьников.

Глава 1. Что мы знаем о детях войны?

1.1. Кто такие дети войны?

Кто такие дети войны? Для ответа на этот вопрос вначале я обратилась к официальному источнику.

В настоящее время существует проект закона «О детях войны», где дается разъяснение, кого следует к ним относить.

К категории детей войны относятся граждане Российской Федерации, родившихся в период с 22 июня 1928 года по 4 сентября 1945 года, постоянно проживающие на территории Союза Советских Социалистических республик в годы Великой Отечественной войны. К данной категории не относятся лица, отбывавшие наказания в местах лишения свободы в этот период [1].

Однако статус «Дети войны» в разных регионах России присваивается при различных условиях. В одном субъекте – это наличие факта смерти одного из родителей во время ВОВ, в другом – проживание в специализированном учреждении-интернате [5].

Жизнь детей войны складывалась по-разному.

Есть среди них дети герои Советского Союза. В рядах защитников Отечества было много детей. Мальчишки и девчонки сбегали из дома на фронт. Они становились «сыновьями полка», партизанами в лесу. К сожалению, не все из них возвращались домой живыми.

Дети блокадного Ленинграда видели все ужасы войны. Они испытали страшный голод, холод, постоянные бомбежки. Они видели смерть близких людей. Многие из них не пережили блокаду.

Еще более страшная участь ждала детей в концлагерях. О Бухенвальде и Освенциме слышали все. Взрослых и детей заставляли выполнять самую тяжелую работу, над ними проводили страшные опыты, брали кровь для немецких солдат, издевались, убивали.

Тяжело приходилось детям на оккупированных территориях. Фашисты не жалели никого. Часто их сжигали вместе со взрослыми, расстреливали.

Детям в тылу тоже приходилось непросто. Почти все мужское население было на фронте. Всю тяжелую работу приходилось выполнять женщинам и детям. Они также терпели голод и холод, теряли близких людей.

Но где бы ни были эти дети, на линии фронта или в тылу, каждый день каждый из них совершал свой маленький подвиг.

1.2. Анкетирование учащихся школы.

Мною было проведено анкетирование учащихся вторых классов (см. Приложение 1). Всего 30 человек, 16 мальчиков и 14 девочек.

Целями этого анкетирования были: выяснить, что знают мои сверстники о детях войны; интересна ли им данная тема; хотели бы они узнать о детях войны больше.

Результаты этого анкетирования следующие.

На вопрос «Кто такие дети войны?» были получены такие ответы как «Это дети, которые жили в годы войны», «Дети, которые родились в войну», «Дети, чьё детство прошло в военное время». В целом все ребята знают, кто такие дети войны.

На вопрос «Есть ли в вашей семье дети войны» 26 человек ответило утвердительно, 4 человека затруднялись ответить на этот вопрос.

На вопрос «Знаете ли Вы историю их детства?» были получены следующие ответы. 11 человек знают историю детства своих родственников в военные годы. 12 человек знают, что в их семье есть родственники, чье детство прошло в военные годы, но знают об этом немного. 7 человек ответило на этот вопрос отрицательно.

На вопрос «Рассказывают ли Вам родственники о событиях Великой Отечественной войны?» утвердительно ответили 22 человека.

На вопрос «Хотели бы Вы узнать больше о жизни детей в годы Великой Отечественной войны?» 29 человек дали положительный ответ, 1 человек ответил, что ему это не интересно.

Проведенное мною исследование показало, что большинству учащихся интересна эта тема. Они хотели бы больше узнать о детях войны, их жизни в военное время.

После анкетирования одни ребята с удовольствием делились военными историями своей семьи, другие слушали их с интересом.

В моей семье тоже есть такие истории.

Глава 2. Дети войны – дети, лишенные детства.

2.1. Детство моего прадедушки Кудрявцева Сергея Ивановича.

Свой рассказ я начну с моего прадедушки Кудрявцева Сергея Ивановича, о котором у меня остались только самые тёплые воспоминания. У нас с прадедушкой была своеобразная забава. На одной из стен в зале прадедушка Серёжа сделал ростомер и отмечал как растут сначала его внуки, а потом правнуки. У каждого из нас на стене была своя метка. К сожалению, он уже не увидит, как ещё немножко и я «догоню» свою маму. В прошлом году прадедушки не стало.

Когда началась война моему прадедушке Кудрявцеву Сергею Ивановичу было шесть лет. С семьей он жил в селе Демидовка Сызранского района Куйбышевской области (ныне Самарской области). Прадедушка не любил рассказывать о своем детстве, ведь это детство было очень тяжелым.

Его отца в 1941 году забрали на фронт. Мать осталась одна с пятью детьми – четырьмя мальчиками и одной девочкой. Младшей сестричке не было и года. Старшему брату – восемь лет. Жили они в небольшой избе. Она состояла всего из одной комнаты с печью, к которой были пристроены сени. Двор и огород ограждал плетень. Семья жила скромно. Мать не баловала мальчишек, а после известия с фронта о гибели отца и вовсе решила, что пора бы им самим зарабатывать на хлеб. Сейчас это решение кажется ужасным, но в то время иначе, наверное, было не выжить.

В шесть лет мой прадедушка вынужден был трудиться наравне со взрослыми. Летом он работал водовозом. В его обязанности входило: запрячь лошадь, налить воды в фляги и отвести её работникам в поле. Надо ли говорить, что для шестилетнего ребенка это была очень тяжелая физическая работа. Лошадь по началу никак не хотела слушаться маленького хозяина. Она фыркала, упиралась, норовила ударить копытом, но потом понемногу привыкла. Фляги с водой весили больше чем шестилетний ребенок. Их нужно было налить полными, поставить на телегу, а потом под палящим солнцем доставить до места. И так несколько раз за день.

Однако на этом его обязанности не заканчивались. После тяжелого трудового дня он шел в лес заготавливать березовые веники, собирать сосновые шишки по разнарядке, выданной в колхозе. До нижних веток березы ребенку практически невозможно было дотянуться, а крепкие стволы дерева не хотели сгибаться под «тяжестью» исхудавшего детского тела. Мать о трудностях ничего и слышать не хотела.

Собирать шишки было легче. Но когда ведра набирались полными, они становились тяжелыми, как камень, а нести их приходилось пешком несколько километров.

Зимой у мальчика была другая работа. Днем он чистил снег, а ночью сторожил контору.

За работу мой прадедушка получал получку, говоря современным языком зарплату, но только не в денежном выражении, а продуктами. Вот только продукты эти, к сожалению, ему не доставались.

Вот как мой прадедушка вспоминал один из дней, когда выдавали получку.

«Закончился день. Работники разошлись по домам. Я остался один. Прилег на лежанку. Но мысли о том, что завтра выдадут хлеб не давала мне покоя. За окном разыгралась метель. В трубе выл ветер. В окно стучали ветви яблони. А мне все казалось, что это разбойники хотят залезть в контору и ограбить её. Хотя, что там было грабить.

Проворочавшись так всю ночь, под утро я задремал, но ненадолго. Начинался день. Пришли люди. Стали заниматься своими повседневными делами.

Наконец, привезли хлеб! Его только что испекли. От запаха свежего хлеба сводило живот. В горле стоял ком.

Мне положена была четвертинка буханки.

Когда я получил свою зарплату, то сразу же положил её за пазуху. Сверху поплотнее захлопнул тулуп, который был мне на несколько размеров больше, и бегом побежал домой. Очень хотелось есть, но даже и в мыслях не было съесть хотя бы крошечку.

Придя домой я с гордостью вручил матери хлеб, надеясь, что она отломит мне хоть маленький кусочек, похвалит. Но мать убрала хлеб на самую дальнюю полку, а мне с братьями налила в одно большое блюдо похлебку. В действительности это была чуть забелённая молоком вода, в которой плавали кусочки картошки и лука. Но и за эти кусочки еще нужно было побороться.

От обиды я чуть не плакал. Но слезы лить было некогда. Замешкаешься и вовсе останешься без еды».

Позже мой дедушка пошёл в школу. Днем учился, а вечером продолжал работать. После окончания школы он долгое время трудился в колхозе трактористом. Но с детства прадедушка больше любил не поле, а лес, поэтому перешел в лесники, где и работал до пенсии.

В воспоминаниях прадедушки о своем детстве в военные и послевоенные годы нет воспоминаний об играх, детских шалостях. Он быстро повзрослел. Война лишила его детства.

2.2. Детство моей прабабушки Кудрявцевой (Строевой) Валентины Фёдоровны.

В начале войны моя прабабушка Кудрявцева Валентина Фёдоровна была совсем маленькая. Она, как и прадедушка, жила в селе Демидовка. В 1941 году её отца призвали на фронт. Там он получил тяжелое ранение. Поездом его отправили домой, но до дома он не доехал. От большой потери крови умер в дороге и был похоронен в братской могиле.

Через некоторое время мать снова вышла замуж. Отчим не любил маленькую Валю. В новой семье девочка была лишней. За малейшую провинность её стали сурово наказывать.

Когда взрослые уходили на работу, за девочкой часто присматривала старушка, жившая на окраине деревни. Как-то раз в её избушке начали происходить странные вещи, то пропадет обед со стола, то курица со двора. А однажды маленькая Валя и вовсе не захотела идти в дом к старушке. Она утверждала, что видела страшного дядю с бородой.

Заподозрив неладное взрослые собрались осмотреть дом. Выяснилось, что на чердаке дома прятался дезертир. Так моя прабабушка невольно помогла его поимке. Страшная судьба ждала этого человека в военное время. Его приговорили к расстрелу.

Вскоре у моей прабабушки родилась сестричка. К этому времени Валя немного подросла, и мать решила, что теперь она будет присматривать за новорожденной. Неподалёку жил мальчик Ваня, который тоже был вынужден оставаться со своей младшей сестрёнкой. Детям очень хотелось играть, но младенцы всё время плакали, мешали. Тогда Валя и Ваня придумали способ, как успокоить малышей. Они носили маленьких детей на родник и купали их в ледяной воде. От этого младенцы успокаивались и долго спали. Удивительно, но после таких купаний дети ни разу не болели.

Через некоторое время отчим Вали поехал на Украину. Домой он не вернулся. Что с ним произошло в дороге никто так и не узнал.

Семья голодала. Много рассказов соей прабабушки было связано с темой голода в военные годы. Вот лишь некоторые из них.

«Однажды меня отправили к тетке за солью. Когда я возвращалась с полной солонкой, с пастбища гнали табун коров. Не знаю почему, одна из них бросилась на меня. Я очень испугалась и побежала. Мне удалось забежать в чужой огород. Я чудом спаслась, но соль рассыпала. Дома не стали слушать мои оправдания. Отчим взял хворостину и выпорол».

«В соседнем доме были поминки. Меня пригласили. Среди всех детей я была самая маленькая. На стол поставили большое блюдо со щами. Одно на всех, как и принято в деревне. Но я не могла дотянутся ложкой до блюда. Щей мне не досталось. Потом принесли кашу. Каши мне тоже не досталось. Затем был компот. И тут я протиснулась сквозь детей и залезла в блюдо рукой. Мне удалось выловить лишь маленькое сушеное яблоко. С этим яблоком в руке я шла домой и ревела».

«Были святки. Рано утром деревенские ребята собрались колядовать. На улице трескучий мороз, но дома никто не остался, ведь колядовавшим давали угощения. В некоторых домах угощали блинами, в некоторых – пирогами, но чаще всего двери не открывали, угощать было нечем. Я помню, как в одном доме мне дали блинчик. Он был постным, но мне казался самым вкусным на свете. Потом мы зашли в другой дом, но только начали петь колядки, как в дверях показалась разгневанная женщина. Она кричала на нас, чтобы мы уходили, больно била падогом1. Теперь я понимаю, что ей нечего было есть самой. Но почему бы просто не сказать об этом? Зачем она так с нами поступила? Я этого не знаю. Потом мне еще долго казалось, что злая старуха гонится за нами. Я все время оглядывалась. Было страшно заходить в другие дома, но голод был сильнее страха».

Чтобы семье выжить девочке пришлось работать. Сначала она собирала лесные ягоды и продавала их на базаре. На вырученные деньги покупала хлеб, соль, спички. Чтобы попасть на базар вставать приходилось очень рано. Если повезёт её подвозили местные жители, если нет, приходилось идти до города пешком. Потом ездила на базар с молоком.

Вскоре моя прабабушка пошла в школу. В школе она сидела за одной партой с мальчиком по имени Слава. Мама Славы работала в магазине. Слава всегда приносил на обед вкусные оладушки. У Вали же были только крахмальные лепёшки. Эти лепешки готовились из полугнилой прошлогодней картошки вперемешку с мукой. Такую картошку девочка вместе с бабушкой собирала после уборки урожая с колхозных полей. Как ни странно, но крахмальные лепешки очень нравились Славе, поэтому дети всегда менялись обедами.

Моей бабушке нравилось учиться. Особенно легко ей давалась математика. Она мечтала, что когда вырастет, то обязательно будет работать в магазине, как мама Славы. Но мечтам девочки не суждено было сбыться. После окончания семилетки мать определила её в колхоз птичницей. Через год она пошла работать дояркой.

Когда мы приезжаем в гости прабабушке, она всегда печет для нас пироги. А еще ей все время кажется, что мы голодные. Огорчается, если мало поели. Каждые пять минуть приглашает снова сесть за стол. Вначале я удивлялась такому поведению, но теперь мне стало все понятно. В детстве моя прабабушка голодала. Теперь же она тревожится, чтобы её близкие и родные люди не остались голодными.

2.3. Истории моих прадедушки Рассабина Степана Кузьмича и прабабушки Рассабиной (Куликовой) Клавдии Павловны.

Моих прадедушки Степана и прабабушки Клавдии уже давно нет в живых. С ними лично я, к сожалению, не успела познакомиться. Информацию об их детстве в военные годы мне пришлось собирать буквально по крупицам, поскольку они не очень любили вспоминать то суровое время.

Когда началась Великая Отечественная война, моему прадедушке Рассабину Степану Кузьмичу было 8 лет. Он вместе с семьей жил в селе Демидовка Сызранского района Куйбышевской области. В семье воспитывалось двое детей. Отец работал лесником. Мать работала в колхозе.

Его отец Кузьма еще подростком воевал в гражданскую войну 1917-1922 гг. Служил в полку Буденного. Во время одного из сражений был контужен, поэтому по состоянию здоровья его не призвали на фронт в годы Великой Отечественной войны. Но семья потеряла в той войне много близких родственников.

Семья считалась зажиточной. Родители держали двух лошадей, корову и кур. Мальчик помогал по хозяйству. Нельзя сказать, что жили они богато, но в сравнении с другими семьями двоим родителям легче было поднять детей в военное время.

Позже мой прадедушка также, как и его отец, работал лесником.

Моя прабабушка Рассабина Клавдия Павловна встретила войну 6 летней девочкой. Её семья тоже жила в селе Демидовка.

История моей прабабушки очень похожа на истории других детей в годы войны. В 1941 году её отца, как и многих жителей села, призвали на фронт. В этом же году он погиб. Мать осталась одна с тремя детьми. Прабабушка Клава была старшим ребенком в семье, поэтому пока мать была на работе она присматривала за четырехлетней Машей и двухлетним Мишей.

Наверное, в годы войны им пришлось совсем плохо если бы не тетка Дарья, которая приходилась родной сестрой матери Клавы. Дарья была одинокой бездетной и очень набожной женщиной. В колхозе тетка не работала. Зато её приглашали «читалкой». Она читала по покойным Псалтырь. За это её щедро благодарили деньгами или продуктами. Учитывая то, что в годы войны похороны были практически в каждом доме, тетка Дарья не бедствовала и всячески помогала своей сестре и трем маленьким племянникам.

После войны мать Клавы продала дом в деревне и переехала в город. Одной с тремя детьми ей было тяжело, поэтому на семейном совете было решено, что старшая Клава остаётся жить с тётей Дашей. Тетка Дарья очень любила девочку, не обижала. Так и прожила моя прабабушка Клава у тетки, пока не вышла замуж.

Моя прабабушка Клава, привыкшая с детства нянчиться с детьми, впоследствии работала заведующей детским садом, имела много похвальных грамот. Эта работа ей очень нравилась.

3. Результаты исследования.

В ходе изучения семейного архива и опроса моих родственников я узнала много новых сведений о детстве моих прадедушек и прабабушек в военные годы. На примере их историй в моей работе было показано, что дети внесли свой вклад в победу в Великой Отечественной войне. Они терпели голод, холод, теряли близких людей, но несмотря ни на что не сломались, продолжали жить и трудится на благо своей Родины. Хотя были среди них и те, кого тяжелая судьба обошла стороной.

Для выполнения поставленных цели и задач мною была выполнена следующая работа:

- уточнено понятие «дети войны»;

- проведено анкетирование учащихся для выявления их знаний о детях войны;

- изучены семейный архив, нормативные акты и интернет-ресурсы;

- проведен опрос мох родственников о жизни детей в годы Великой Отечественной войны;

- систематизирован материал и подготовлено сообщение для класса.

В процессе работы накопился большой материал о моих прапрадедах, воевавших на фронте, отдавших свою жизнь за победу в Великой Отечественной войне. Выяснилось, что один из моих прапрадедов не попал на фронт по состоянию здоровья, но воевал в гражданскую войну 1917 года.

Также мною было выяснено, что мои сверстники хотели бы знать больше о Великой Отечественной войне, поэтому сейчас я продолжаю работать над сбором и систематизацией информации, касающуюся моих родственников, участвовавших в боевых действиях в 1941-1945 годах, об их подвигах. Моя работа не заканчивается.

Заключение.

Дети войны сегодня глубокие старики. Многих уже нет в живых. Этим детям пришлось быстро взрослеть. Наравне со взрослыми они терпели все тяготы военного времени. Им есть, о чем нам рассказать. Но пройдет ещё немного времени, и мы будем изучать историю тех героических лет только по учебникам. Поэтому так важно сейчас сохранить их воспоминания для будущих поколений. Времени осталось не так много.

Информация, полученная при проведении исследования актуальна для подрастающего поколения. Сегодня у молодых людей совсем другие ценности. Но послушав рассказы тех, кто пережил все ужасы войны, потерял самых близких и дорогих людей, начинаешь по-другому относится ко многим вещам. Ценишь мирное небо над головой.

В моей семье тоже есть дети войны. И я буду всегда гордится моими прадедушками и прабабушками, прошедшими такой нелегкий путь. Я буду помнить о них и брать с них пример.

Таким образом, цель моей работы достигнута, задачи выполнены. Дети войны – это маленькие герои, которые не только на фронте, но и в тылу каждодневно совершали свои большие и маленькие подвиги. Я чувствую безграничное уважение к ним и огромную благодарность за их жизненный подвиг.

Моя работа в данном направлении будет продолжена.

Список использованных источников и литературы.

Проект федерального закона «О детях войны».

Книга Памяти.

Семейный архив, воспоминания моих родственников.

Интернет-ресурсы:

Гарипова Д.Н. // Классный час «Дети войны». – URL: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2015/03/14/deti-voyny.

Как получить статус «Дети войны». – URL:http://social-benefit.ru/veterany/socialnaya-podderzhka-detej-vojny/kak-poluchit-status-deti-vojny/.

Приложение 1

Анкета:

Кто такие дети войны?

Есть ли в вашей семье дети войны?

Знаете ли Вы истории их детства?

Рассказывают ли Вам родственники о событиях Великой Отечественной войны?

Хотели бы Вы узнать больше о жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

1 Падог – палка, посох.

Просмотров работы: 9419