Введение
Начав в шестом классе изучать историю Средневековья, я столкнулся с таким понятием, как «рыцарь», и всем, с чем это понятие связано. Это и «рыцарская честь», и «рыцарский кодекс», и «рыцарское поведение». Во многих литературных произведениях и художественных фильмах рыцари показаны как благородные, бесстрашные и справедливые воины, всегда встающие на защиту слабых и обиженных. С понятием «рыцарь» также связано и «куртуазное поведение» - учтивость по отношению к окружающим и служение «Прекрасной Даме», во славу которой рыцарь совершает свои подвиги. Всё, что связано с рыцарством, окутано ореолом мужества, благородства и бескорыстности. Даже в наши дни о совершившем благородный или мужественный поступок человеке говорят, что он «настоящий рыцарь».
Эпоха Средневековья – это жестокое время: бесконечные войны и междоусобицы, страшные эпидемии и голодные безурожайные годы, костры инквизиции и религиозная резня, время завоеваний и война всех против всех. Могли ли рыцари в такую эпоху быть бескорыстными защитниками слабых и обиженных, помышляющими только о славных подвигах в честь Прекрасной Дамы? Теми, чей образ донёс до наших дней идеалы мужества, верности и отваги? Всегда ли рыцари руководствовались в своих действиях рыцарским кодексом чести и так ли бескорыстны они были? Такими вопросами я задался и постараюсь ответить на них в своём исследовании. Исследование будет проводиться на материалах средневековых французских хроник, с привлечением средневековой светской литературы, французских источников XI – XVвв. и работ современных историков.
Итак, тема моего исследования – «Идеалы рыцарства и реалии средневековой Европы (по французским источникам XI – XVвв.)»; объектмоего исследования – сословие дворян-рыцарей; предметисследования – поступки рыцарей в различных жизненных ситуациях, описанные в средневековых хрониках и других французских источниках XI – XVвв. Цель исследования – выяснить соотношение поступков рыцарей рыцарскому кодексу чести и, в случае обнаружения несоответствия, установить причины.
Гипотеза,которую я постараюсь доказать в процессе своего исследования: «Рыцари в различных жизненных ситуациях, как правило, руководствовались своими интересами или поступали в зависимости от обстановки, зачастую не обращая внимания на рыцарский кодекс чести».
Задачи,которые необходимо решить в ходе исследования:
1. Познакомиться с научной литературой по интересующей теме.
2. Подобрать доступные письменные источники по европейскому рыцарству XI – XV вв. и изучить их.
3. С помощью исторических источников максимально полно определить рыцарский кодекс чести.
4. Сопоставить поступки рыцарей, описанные во французских источниках XI – XV вв., с рыцарским кодексом чести.
5. Сделать выводы о соответствии поступков рыцарей кодексу чести и выявить причины несоответствия (если оно существует) их поступков данному кодексу.
Методы,применённые в исследовании: анализ, историко-сравнительный, синтез.
Актуальность обращения к данной теме состоит в постановке проблемы выбора «личностного образца» для моих сверстников, а также в восполнении пробелов в знаниях учащихся о сословии дворян-рыцарей.
Работа состоит из введения, в котором объясняется наш интерес к выбранной теме, определяется цель и ставятся задачи исследования и трёх глав. В первой главе даётся краткая характеристика исторических источников и литературы, привлечённых в исследовании. Следующая глава посвящена рыцарскому кодексу чести. В третьей главе анализируется поведение рыцарей, по сведениям французских источников XI – XV вв. В заключении сделаны некоторые выводы о соответствии поведения рыцарей своему идеалу. В конце приводится список исторических источников и литературы.
I. Анализ научной литературы и французских исторических источников XI-XV вв.
Для понимания особенностей исследуемой эпохи и взглядов научного сообщества на процессы, происходившие в этот период, мы использовали труды ряда учёных. Больше всего фактов мы подчерпнули из книги «Французское общество времён Филиппа-Августа» Ашиля Люшера1, в которой автор характеризует все слои французского средневекового общества, опираясь на широкий круг исторических источников, доступных ему в силу знания средневековых французских диалектов. В своей книге Люшер цитирует множество средневековых документов – хроники небольших французских городов и монастырей, завещания знати и деловые записи купцов, которые не переведены даже на современный французский язык. В работе Марии Оссовской, польского учёного, крупнейшего специалиста в области истории этики, профессора Пражского университета, «Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали»2 анализируется аристократический нравственный идеал, преобладавший в общественном сознании средневековой Европы, со ссылками на средневековые документы и светскую средневековую литературу.
Отдельные полезные факты мы взяли из трудов следующих учёных: Ф. Кардини «Истоки средневекового рыцарства»3, Н.Н. Мелик-Гайказовой "Французские хронисты XIV в. как историки своего времени»4, В.Р. Новосёлова «Школа куртуазности»5, Г. Дельбрюка «История военного искусства в рамках политической истории»6, Г. Коэна «История рыцарства во Франции»7, Ж. Флори «Повседневная жизнь рыцарей в средние века»8, Ж. Руа «История рыцарства»9 и Хейзинга Й. «Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах»10.
Для воссоздания рыцарского идеала мы обращались к светской средневековой литературе, это: книга Кретьена де Труа «Ивен, или Рыцарь Льва», творчество Марии Французской11, а также произведения трубадуров из книги «Жизнеописания трубадуров» составленные М.Б. Мейлахом12.
Насколько идеал рыцарства соответствовал действительности, мы можем составить представление, изучив средневековые французские хроники. Это одни из самых распространённых в ту эпоху и достаточно подробных исторических сочинений, которые характеризуются связным изложением материала. К недостаткам хроник как исторического источника можно отнести отсутствие причинно-следственных связей, некритическое восприятие источников информации, вера в чудеса и знамения. Нередки в хрониках и моменты фальсификации (например, ради обоснования древности тех или иных привилегий). Большинство средневековых хроник написаны на латинском языке. Для своего исследования мы выбрали средневековые французские хроники XI – XV вв., полностью или частично переведённые на русский язык, это:
1. «Хроникон» —Адемара Шабанского13, ключевой источник по истории Франции XI в. На его страницах отчетливо вырисовывается картина феодальных междоусобиц. «Хроникон» полностью переведён на русский язык.
2. «Большие французские хроники» (или «Хроники Сен-Дени») — летописный свод истории французской монархии, начиная со времен её возникновения. Создавались в период начала XI — конца XV вв., важный источник, содержащий сведения о политической истории Франции. «Хроники» охватывают времена Меровингов, Каролингов и Капетингов. Полного перевода «Хроник» на русский язык нет. Доступно несколько фрагментов.
3. «Хроника первых четырех Валуа» — работа неизвестногоавтора XIV века, по-видимому, нормандского монаха, жившего в XIV веке. Она освещает события во Франции в 1327-93 гг. (при четырех первых королях из династии Валуа). Представляет ценность благодаря детальному изложению фактов, касающихся истории Нормандии, начиная с 1350 г. (военные действия в период Столетней войны). Хронист использует не только устные предания, но и свои собственные наблюдения как очевидца событий. Доступна в отрывках.
Фрагменты «Больших французских хроник» и «Хроник первых четырех Валуа» мы взяли из «Хрестоматии по истории средних веков» под редакцией С.Д. Сказкина14.
II. «Кодекс чести рыцарей» - декларируемые идеалы рыцарства
Начав своё исследование, мы сразу столкнулись с проблемой. Дело в том, что так называемый рыцарский кодекс чести никогда не был опубликован как отдельный, официальный документ, а формировался из многих источников: это и ранние «шансон де жест» - героические поэмы, и куртуазные романы, и творчество трубадуров и труверов. Тем не менее, статьи кодекса практически неизменными переходят от автора к автору и от произведения к произведению.
Познакомившись с историческими источниками и литературой, мы приводим наиболее полный список тех достоинств, которыми непременно должен был обладать каждый рыцарь, а именно:
1. Рыцарь должен быть из хорошего рода (славные предки).
2. Иметь благородный вид (богатый, роскошный, великолепный).
3. Быть сильным, подобно Гераклу (т.к. вес доспеха до 50 кг).
4. Заботиться о славе (неустанно искать новых испытаний).
5. Обладать мужеством (вплоть до безрассудства; трусость - самое тяжкое обвинение).
6. Соблюдать рыцарское братство (распространяется даже на врагов).
7. Проявлять щедрость (лучше разориться, чем прослыть скупцом).
8. Быть галантным (изысканная вежливость, любезность).
9. Хранить верность своему слову (клятвам, обетам, обещаниям).
10. Помнить долг мести (за любую реальную или мнимую обиду).
11. Блюсти верность сюзерену (охранять его жизнь, честь, имущество).
12. Заботиться о слабых (женщинах, сиротах, вдовах).
13. Обязательно наличие Дамы сердца (служение и верность ей).
14. Являться добрым христианином (ежедневно молиться, защищать служителей церкви и храмы).
Если сказать кратко, то путь рыцаря – это служение Богу, королю и женщине, проявление сострадания и милосердия и руководство во всех предприятиях долгом чести. Помимо кодекса чести, рыцари должны были сверять свою жизнь и поступки с жизнью «Девяти достойных»15 —это персонифицированные идеалы рыцарства и вооружённой добродетели в средневековой христианской традиции. Девять человек, избранных всеми европейскими дворянами в качестве образца для подражания, это: три праведных язычника — Гектор, Александр Великий и Юлий Цезарь, три честных иудея — Иисус Навин, Давид и Иуда Маккавей, и три добрых христианина — Король Артур, Карл Великий и Готфрид Бульонский.
III. Действительное поведение рыцарей и его соответствие кодексу
Для того, чтобы представить отношение рыцарей к своему кодексу чести, рассмотрим поступки дворян-рыцарей, описанные в хрониках и других исторических источниках, так или иначе противоречащие пунктам рыцарского кодекса чести, итак:
1. Рыцарь должен быть из хорошего рода. Нужно признать, что в дворянской среде это правило соблюдали, как могли. Разумеется, в реальной жизни превращение простолюдина в рыцаря иногда случалось, но в целом это редкость, ведь, по выражению Люшера, «знатный человек испытывал к простолюдину безграничную антипатию и глубокое презрение»16. Уже в XII веке в рыцарское сословие не допускали людей из низов. Так, во Франции в 1137 году король Людовик VI издал указ, по которому у всех посвященных в рыцари простолюдинов торжественно, на навозной куче отбивали шпоры.17 С той поры рыцарского звания мог быть удостоен только сын рыцаря.
2. Иметь благородный вид. По этому пункту мы тоже не находим противоречий в источниках. Рыцари закладывали земли, замки, деревни и свои феодальные права, лишь бы выглядеть достойно при королевском дворе и на турнирах. Дельбрюк приводит среднюю стоимость рыцарского доспеха, она равняется 45 коровам или 15 лошадям18. Сколько стоили придворные костюмы, мы можем только догадываться.
3. Быть сильным. Хроники, как правило, описывают события, касающиеся общественной жизни, поэтому в них почти не встречаются рассказы о физическом состоянии людей. Всё же мы нашли один пример описания физической силы, проявленной вассалом виконта Рошешуар, неким Гуго: «Он, как это на Пасху водится за всеми в тех местах, нанес одному еврею удар кулаком и выбил на землю мозги и глаза из его неверной головы»19.
4. Заботиться о славе. Этот пункт был изменён рыцарями настолько, что стал неузнаваем. Вместо неустанных странствий в поисках новых испытаний, битв с врагами королевства и веры, они предпочитали более доходные испытания – рыцарские турниры. Участвуя в турнирах, рыцари преследовали две цели: продемонстрировать свою доблесть и подзаработать. Дело в том, что победитель получал доспехи и боевого коня проигравшего. Более того, часто в плен брали и самого рыцаря в надежде получить за него выкуп. Биограф Уильяма Маршалла (командир конной стражи английского короля) пишет, что тот сколотил на турнирах целое состояние (за 10 месяцев 1177 г. он вместе с другим рыцарем пленил 103 соперника)20. Рыцари пренебрегали даже участием в крестовых походах чтобы не пропускать турниры. Епископ Суассонский, один из героев четвертого крестового похода, решил организовать новое выступление в крестовый поход, и с одобрения Папы вынужден был отлучить от церкви всех турнирных бойцов, так как они игнорировали его призыв к кресту21.
5. Обладать мужеством. Безусловно, мужество являлось необходимой чертой воинского сословия, но и здесь мы находим примеры обратного. Например – французский король Роберт II никак не осмеливался вступить в сражение с графом Адельбертом22, а виконт Лиможа Ги, спасающийся бегством после неудачного сражения23, не выглядит смелым до безрассудства. Адемар Шабанский пишет о герцоге Гильоме: «Сам герцог ...если бы не Бог, всегда оберегавший его, который даровал ему силы и позволил ему совершить очень сильный прыжок и вернуться к своим самым быстрым бегом»24. Как сказал рыцарь-трубадур Бертран де Борн о многих своих современниках, «Они исполнены отваги, с наступлением зимы, но теряют свою храбрость весной, когда приходит время действовать»25.
6. Соблюдать рыцарское братство. Этот пункт кодекса рыцари толковали однозначно – пленных вражеских рыцарей оставляли в живых только если могли получить за них выкуп. Всех остальных пленников - как знатных, так и простолюдинов – или калечили, чтобы они не могли сражаться, или попросту убивали. Например – один из военных товарищей Симона де Монфора, рыцарь Фуко, возмущался жестокостями, творившимися в лагере. После битвы благородных пленников сохраняли, чтобы получить за них выкуп, а всякий пленник, не имеющий средств заплатить сто су (а это большие деньги) за свой выкуп, был обречен на смерть26 (зачастую мучительную).
7. Проявлять щедрость. Щедрость, выставляемая рыцарством напоказ, когда давались грандиозные пиры и раздаривались несметные сокровища, служила славе дворянина. К проявлению щедрости рыцарей подталкивали поэты и трубадуры, жившие за их счет. Они прославляли щедрость в тысячах поэм и баллад. «Тот, кто чрезмерно прижимист, не дворянин»27 — говорит автор «Доона Майенского». «Скупой король не стоит и денье»28 — читаем мы в «Ожье Датчанине». Однако, зачастую щедрость приводила к нужде в средствах. Историк пишет: «в рыцарском сословии бюджетный дефицит и долги нисколько не были позором; напротив, это был признак благородства и добродетель»29. Существовало множество способов пополнить рыцарскую казну, но в хрониках и иных источниках мы видим бесконечные притеснения рыцарством своих подданных. Вот несколько строк из завещания графа Руссильонского Гинара от 1172 года: «Церкви и жителям Палестра за убытки, причиненные мною, я возвращаю 2000 су. Людям Сере за злодеяния, от коих они претерпели 1000 су. Людям Канде, у которых я увел их скот, я возвращаю 100 су. За грабеж Пона в той мере, в какой участвовал в этом я, возвращаю 1000 су»30. В «Больших французских хрониках» мы находим пример мотивации рыцарей: «чтобы привлечь этих благородных людей на свою сторону, герцог посулил им разграбление Парижа. По этой причине благородные люди... крайне охотно служили и помогали монсеньору герцогу»31.
8. Быть галантным. В источниках мы находим примеры обратного: король Генрих Анжуйский считает, что его жена Алиенора Аквитанская, стесняет его как в развлечениях, так и в политике и отправляет ее в заточение32. А когда король Иерусалима Конрад Монферратский пал от руки ассасина, и его жена Изабелла оказалась вдовой, иерусалимским баронам ни на миг не пришла мысль спросить ее, спустя всего лишь три дня после гибели мужа, желает ли она снова выйти замуж. Хронисты рассказывают об этом факте по-разному, но согласны в том, что Изабелла была принуждена к новому браку своими рыцарями33.
9. Хранить верность своему слову. Некий Арнуль принимает крест, как и многие французские рыцари, но он не собирается идти на Иерусалим34. Этот практичный человек предпочитает оставаться в своем фьефе и вести веселую жизнь. А граф Арманьяк невыполняет клятвы, данные королю35.
10. Помнить долг мести. О мести дворяне-рыцари не забывали никогда. Они мстили не только своим собратьям рыцарям или простолюдинам, даже духовные лица не могли избегнуть кары за мнимые или реальные проступки по отношению к ним. В 1211 г. аббат Жоффруа Бельван был убит Амеленом де Фенем. В 1219 г. сеньор Сен-Мишеля по имени Жиль избавляется подобным же образом от аббата Сен-Мишеля, с которым у него был имущественный конфликт36. Дикий случай произошёл в 1203 году в городе Осере. Граф де Куртене, как и весь его город, находился под интердиктом: обряды церкви не проводились, и духовенство отказало в погребении маленького ребенка. Мать, плача, принесла жалобу графу и тот из чувства мести приказал своим людям взять трупик ребенка, вломиться в епископский дворец и захоронить младенца в спальне епископа у его кровати37.
11. Блюсти верность сеньору. Верность сеньору часто носила условный характер и порой становилась для рыцарей предметом торга. В 1025 году, граф Блуаский пишет своему сюзерену, королю Роберту II: «если я ... нанес тебе какие-либо обиды, то ведь совершил я это, раздраженный (твоей) несправедливостью» и далее: «Если же ты откажешься от замысла лишить меня феода, то ничего более на свете я не буду желать, как заслужить твою милость»38. В «Хрониках первых четырех Валуа» мы читаем: «И тогда Филипп Наваррский, и монсеньор Годфруа д’Аркур отправили вызов королю Иоанну, в котором отрекались от своей клятвы верности»39.Люшер пишет: «Не следует обольщаться видимостью — для вассалов сюзерен по сути враг; его уважают, когда он силен, и отказывают в службе, когда он слабеет»40.
12. Заботиться о слабых. Обратимся к источникам и процитируем Петра из Во де Серне, вот что он пишет о перигорском рыцаре де Каюзаке: «Его жизнь проходит в грабежах и разрушении церквей, в нападениях на паломников, в притеснении вдов и бедняков. Особенно нравится ему калечить беззащитных»41. Ему вторит Жак де Витри (французский историк, монах-августинец, епископ с 1216 года, вдохновитель и участник V крестового похода, кардинал с 1228 года), в своей обвинительной речи, обращённой к князьям и рыцарям, пользующимся правом «мёртвой руки» и присваивающим таким образом имущество вдов и сирот: «Отец умер, а сеньор уводит у несчастных детей корову, которая могла бы их прокормить. Люди, пользующиеся правом мертвой руки — убийцы, ибо они обрекают сироту на голодную смерть; они подобны червям, поедающим трупы»42. Современники «заботливых рыцарей» всё сказали, нам добавить нечего.
13. Обязательное наличие Дамы сердца. Этот пункт кодекса мы оставим без комментария. Хронисты и средневековые историки игнорировали это явление, предоставив его куртуазной литературе и творчеству менестрелей.
14. Являться добрым христианином. Возможно, рыцари и молились ежедневно богу, но смотрели дворяне на служителей церкви исключительно как волк на овцу, ведь: «Вражда дворянина и священника в ту эпоху (и, можно сказать, во все периоды средневековья) — один из самых бесспорных и очевидных фактов социальной истории»43. Приведём несколько примеров. Монах Гуго из Пуатье пишет: «Вассал графа Эрве, рыцарь Жослен, обкладывал монахов незаконными поборами, уводил у них лошадей и забирал все, что находил нужным; он дошел даже до того, что совершил набег на одно из приорств аббатства и присвоил его угодья»44. Есть также показательный документ, повествующий о действиях дворян-рыцарей — статуты Тульского синода, собранного в 1192 г. епископом Эдом де Водемоном, вот цитата из документа: «Запрещается под страхом анафемы проводить церковную службу во всяком месте, куда принесли, хотя бы и ночью, предметы, похищенные в церквах, или у священников. Похитители и укрыватели сих предметов отлучаются. Эти запреты и анафемы относятся и к принцам, и к знатным баронам, если они сами были виновниками этих краж. Отлучение виновных сеньоров будет оглашаться по воскресеньям во всех храмах епархии»45. Церковь защищалась: «...мало кто из крупных сеньоров не понес наказания в виде интердикта или отлучения. Достаточно просмотреть хроники, епископскую переписку... в них только и говорится, что об отлученных баронах, земли которых находятся под интердиктом. Список их бесконечен — в него входят все или почти все французские сеньоры, не исключая короля, герцогов и владетельных графов»46.
Заключение
Проанализировав исторические источники – рыцарскую художественную литературу, средневековые французские хроники, другие документы эпохи и изучив научную литературу по периоду, можно сделать некоторые выводы о соответствии рыцарей своему идеалу.
1. Так как, в средневековых хрониках главным образом описаны поступки рыцарей, без объяснения их мотивации, мы не смогли объяснить некоторые факты их поведения.
2. При сопоставлении поступков дворян-рыцарей, описанных в средневековых источниках, с рыцарским кодексом чести, становится понятно, что все пункты кодекса кроме: одного (которого мы не комментировали) и трёх (в которых мы не нашли противоречий с источниками), зачастую или игнорировались рыцарями, или трактовались иначе, чем в кодексе.
3. Рыцари во многих ситуациях или не могли (из опасения за свою жизнь) или не хотели (в силу чувства гнева, жажды мести, или в погоне за прибылью) следовать пунктам кодекса. Их поведение нередко характеризовалось трусостью, алчностью, нарушением данного слова, жестокостью по отношению к женщинам и сиротам.
4. Несоблюдение рыцарского кодекса чести сословием дворян-рыцарей, как правило, не вызывало для них тяжёлых последствий и жёстко критиковалось лишь церковью, главным оружием которой было отлучение.
Подводя итоги исследования, необходимо сказать и о достойных рыцарях, которые несомненно были, и о которых мы знаем из трудов средневековых хронистов и других источников и отдаём им должное. Они, несомненно, могут и должны служить образцами чести47, доблести48 и верности49 для ныне живущих, но, к сожалению, их слишком редко встречаешь на страницах средневековых документов. Основная масса рыцарства – корыстные и беспринципные люди50, заботившиеся только о своей выгоде, не соблюдавшие законов и собственного кодекса чести, и поэтому всё сословие дворян-рыцарей не может являться для моих сверстников образцом для подражания.
Исходя из сделанных выводов, можно утверждать, что моя гипотеза о том,что «рыцари в различных жизненных ситуациях, как правило, руководствовались своими интересами или поступали в зависимости от обстановки, зачастую не обращая внимания на рыцарский кодекс чести», доказана.
Список использованных источников и литературы
источники
1. Адемар Шабанский. Хроникон. – М. - СПб.: Евразия, 2015.
2. Жизнеописания трубадуров / Составитель Мейлах М.Б. – М.: Наука, 1993.
3. Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина. Т. 2 - М., 1950.
литература
4. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. Т. 2. - СПб.: Наука; Ювента, 1999.
5. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. – М.: Прогресс, 1987.
6. Коэн Г. История рыцарства во Франции. / Пер. с франц. В. Е. Климанова. — М.: Центрполиграф, 2010.
7. Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999.
8. Мелик-Гайказова Н.Н. Французские хронисты XIV в. как историки своего времени. – М.: Наука, 1970.
9.Новоселов В.Р. Школа куртуазности // Мир истории. - 2002. - №1/2.
10. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / Пер. с пол. К. В. Душенко. — М.: Прогресс, 1987.
11. Руа Ж.Ж. История рыцарства. – М.: Алетейа, 2001.
12. Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века. — М.: Молодая гвардия, 2006.
13. Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / Перевод Д. В. Сильвестрова; — М.: Наука, 1988.
1 Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999.
2 Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / Пер. с пол. К. В. Душенко. — М.: Прогресс, 1987.
3 Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. - М., 1987.
4 Мелик-Гайказова Н.Н. Французские хронисты XIV в. как историки своего времени. М.: Наука, 1970.
5 Новоселов В.Р. Школа куртуазности // Мир истории. 2002. №1/2.
6 Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. Т. 2. - СПб.: Наука; Ювента, 1999.
7 Коэн Г. История рыцарства во Франции. Этикет, турниры, поединки / Пер. с франц. В. Е. Климанова. — М.: Центрполиграф, 2010.
8 Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века — М.: Молодая гвардия, 2006.
9 Руа Ж.Ж. «История рыцарства». – М.: «Алетейа», 2001 г.
10Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах.
11Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / Пер. с пол. К. В. Душенко. — М.: Прогресс, 1987.
12Жизнеописания трубадуров / Составитель Мейлах М.Б. – М.: Наука, 1993.
13Адемар Шабанский. Хроникон. – М. - СПб.; Евразия, 2015.
14Хрестоматия по истории средних веков / под ред. С.Д. Сказкина. - М., 1963.
15Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / Перевод Д. В. Сильвестрова; — М.: Наука, 1988.
16Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 247.
17Руа Ж.Ж. История рыцарства. – М.: Алетейа, 2001, с.- 34.
18Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. Т. 2. - СПб.: Наука; Ювента, 1999, с.-7.
19Адемар Шабанский. Хроникон. – М. - СПб.; Евразия, 2015, с.- 217.
20Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 283.
21Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 286.
22Адемар Шабанский. Хроникон. – М. - СПб.; Евразия, 2015, с.- 199.
23Адемар Шабанский. Хроникон. – М. - СПб.; Евразия, 2015, с.- 201
24Адемар Шабанский. Хроникон. – М. - СПб.; Евразия, 2015, с.- 218
25Жизнеописания трубадуров / Составитель Мейлах М.Б. – М.: Наука, 1993, с.- 235.
26Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 233.
27Жизнеописания трубадуров / Составитель Мейлах М.Б. – М.: Наука, 1993, с.- 267.
28Жизнеописания трубадуров / Составитель Мейлах М.Б. – М.: Наука, 1993, с.- 215.
29Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с. -214.
30Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с. -228.
31Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина. Т. 2 - М., 1950, с.- 52.
32Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с. -229.
33Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с. -234.
34Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с. -241.
35Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина. Т. 2 - М., 1950, с.- 55.
36Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 277.
37Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 275.
38Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина. Т. 2 - М., 1950, с.-15.
39Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина. Т. 2 - М., 1950, с.- 55.
40Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 244
41Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 233.
42Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 232.
43Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 248.
44Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 263.
45Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 268-269.
46Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 258.
47Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина. Т. 2 - М., 1950, с.- 54.
48Адемар Шабанский. Хроникон. – М. - СПб.: Евразия, 2015, с.- 221
49Адемар Шабанский. Хроникон. – М. - СПб.: Евразия, 2015, с.- 203.
50Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 269.