Цель работы: Изучить влияние моды на изменения униформы пилотов.
Задачи:
Познакомиться с историей возникновения униформы пилота.
Рассмотреть основные составляющие формы пилота с момента рождения авиации.
Изучить униформу пилота российских и мировых пилотов современности.
Связь лётного обмундирования с модой сегодня.
Введение
Слово «мода» имеет латинское происхождение «modus», которое переводится как "мера, способ, правило". Смысл этот сохраняется и сейчас. С понятием «мода» ассоциируется представление о красоте, к которой стремилось человечество в течение многих веков. Это стремление присуще людям всех возрастных, национальных, профессиональных групп. Но представление о красоте не одинаково у разных народов и времен, у разных поколений одного времени. В связи с этим нет абсолютного эталона красоты.
Природа одаривает человека только ему присущими особенностями. Эти врожденные свойства можно совершенствовать своим трудом: улучшать формы тела, делать походку легкой, движения изящными, внешность элегантной. Это работа во благо здоровью. Подражание своей «звезде красоты» без учета природных данных часто переходит в противоположность как во внешнем облике, так и его влиянии на здоровье. В этом аспекте мода на красоту имеет отрицательное значение.
С лово «мода» применительно к различным сторонам жизнедеятельности человека: к одежде, макияжу, поведению в обществе, в строительстве, интерьере различных помещений, к маркам машин и т.д. Первоначальное значение моды относилось к одежде. Мы надеваем костюм, и он становится частью нас самих. Окружающие воспринимают нас вместе с одеждой. Как определил французский Кутюрье Пьер Карден: «Мода - это способ выражения, это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспектах». По покрою, пошиву костюма можно определить время (эпоху или определенные исторические вехи), профессию человека, социальное положение, черты характера (скромность, добродетельность и др.).
Французский социолог прошлого столетия Габриэль Тард писал: «Мода хоть и мимолетна, но успевает зафиксировать определенные моменты социального процесса». В наше время мода идет в ногу с научно-техническим прогрессом. Новое привлекает внимание, испытывается жизнью и временем и соответственно корректируется. Продвижение различных течений моды, преследующих коммерческие интересы, не должны отрицательно влиять на здоровье. Слепое подражание моде может причинить вред.
1. История развития моды как фактор человеческого существования
Мода - это периодические изменения определенных форм любой сферы человеческого существования: искусство, речь, одежда, поведение и т.д. Несмотря на своё властное, яркое выражение, такие изменения недолговечны, ибо связаны с неумолимой жаждой новизны, тягой человека к разнообразию. Если стиль выражает стремление к вечному, то мода – прекрасному мгновению. Смены мод подчинены ритму, подобно дыханию самой жизни. На модные наряды могут повлиять и художественное течение, и причуды отдельных харизматических щеголей, и политические события, ностальгия по прошлому, и отражение моды на здоровье человека.
Существует несколько версий, какие были побудительные мотивы возникновения моды. Одна из версий – климатическая и первой появилась одежда, необходимая для того, чтобы защищать тело человека от холода и жары, сберегая при этом здоровье. Другая версия – моральная, которая говорит, что люди стали стесняться наготы. Сторонники третьей версии – социальной – это первые предметы надетые человеком на голову, тело, конечности были, по сути, костюмом призванным продемонстрировать статус владельца, выделить вождя, колдуна, девушку или старика. Так какова же первопричина, заставившая человека наряжаться. Вероятнее всего – это страстное желание изменить свой природный облик. Изменить себя, во что бы то ни стало – вот изначальный толчок к возникновению одежды, костюма, причесок, не взирая о пользе здоровья.
П ервыми жертвами моды стали Адам и Ева, они из листьев сделали опоясание. Адамовы потомки, получив свое тело и кожу в качестве первой одежды, изобретали все новые и новые виды «второй кожи».
М ода в современном понимании – как частая смена типов и фасонов одежды была детищем эпохи Возрождения. Начиная с XV века, эта область массового приложения творческих сил модников, художников, портных. В ней воплотилась жажда разрушения привычного, традиционного и поиск нового, неизведанного, порой усугубляющего здоровье. Тяжело приходилось модницам в XIX веке, каким-нибудь тургеневским девушкам. Требования моды были такими же строгими, как военный устав. Одним из атрибутов моды того времени был корсет. Эта конструкция из металлических пластинок и китового уса плотно стягивала талию, бока и грудь.
Большую роль в модном течении сыграли головные уборы и парики. Головные уборы, громоздкие парики нарушали мозговое кровообращение, вызывали головные боли, головокружения, но они были неотъемлемой частью того времени.
Универсальный стиль 90-х годов ХХ века– это, скорее не стиль, а новый подход к одежде, новый принцип создания костюма и образа. Бытует своеобразная униформа в стиле унисекса, распространившаяся во всем мире и во всех социальных слоях: джинсы, футболка, свободные брюки, свитер и удобная обувь - туфли на плоской подошве или кроссовки.
2. Модные тренды в сфере летного обмундирования
Самыми главными модниками из века в век были военные. Военные во всем мире, несомненно, оказывали и оказывают влияние на моду. И разнообразный ландшафт, и погодные условия или характер жизни в форме, за последние несколько сотен лет эти факторы оказывали влияние на вещи, которые не просто занимают место в шкафу, они являются краеугольными камнями мужского стиля. Вот лишь некоторые из основных продуктов, заслуживающих оказания им чести.
Согласно «Нью-Йорк таймс», «во время Тридцатилетней войны» (1618-1648), хорватские наемники прибыли в Париж, в ярких шарфах, настолько плотно повязанных на шеях, что некоторые из них часто падали в обморок во время маневров. Французы, знатные модники, естественно, приспособили этот внешний вид под себя, повязывая шарфы более свободно и стильно. Шарфы же, впоследствии, стали известны как «LaCroate» (хорватка), а затем «Lacravate». Потребовалось несколько сотен лет, чтобы завязанный узлом шарф превратился в узкую полоску ткани, которую мы теперь считаем галстуком.
Многие военные носили яркие наряды. И только в 1840-х годах, Гарри Ламсден, командир подразделения бенгальской кавалерии, представил крайне неортодоксальный отчет о том, что «плотная алая туника была не самой подходящей одеждой для войны на Пенджабских равнинах в жаркую погоду. " Согласно «Нью-Йорк таймс», «Ламсден дал своим людям грубые хлопчатобумажные куртки и брюки, тюрбаны, все окрашенные при помощи местного растения Мазари, придавшего одежде тусклый коричневато-серый оттенок этот цвет стали называть хаки, от персидского слова «взломать» (хакнуть, иными словами), которое можно также перевести как «земля», «пыль» или «пепел».
Ни один другой предмет верхней одежды так не олицетворяет наследие британского стиля, как это делает тренч. История тренча уходит в далекий 1853 год, когда компания шила практичныетренчи для офицеров, участвовавших в Крымской войне, используя для пошива запатентованную водостойкую шерсть.
И куда же в те времена без кожаного плаща. Он был очень удобен, но был один недостаток: он сильно сковывало движение.
Тогда пилоты придумали его укоротить. Кто первым решил обрезать плащ неизвестно, но в 1917 году компания Schott разработала экипировку для пилотов ВВС. Фирма Schott, которой владели Ирвинг и Джек Скотты, потомки русских эмигрантов, к тому времени уже выпускала кожаную одежду для мотоциклистов. Поэтому для американских военных летчиков Скотты создали куртку из конской кожи длиной до бедер, с высоким воротом и вязаными манжетами. Официально эта модель называлась А-1, однако авиаторы прозвали ее FlyingJacket. Так появилась знаменитая куртка-бомбер (A2 Bomber).
Эти куртки были сделаны из шкур тюленей, оснащались подкладкой из хлопка. Однако, поскольку спрос на эти куртки рос, поставку шкур тюленей сочли нецелесообразной. В результате для изготовления A2 BomberJacket начали использовать конскую кожу.
Следующим этапом эволюции куртки-бомбера стала разработка компанией AlphaIndustriesInc легендарной нейлоновой куртки МА-1, ставшей, по сути, «прародительницей» всех вариаций курток на эту тему, выпускавшихся и выпускаемых по сей день различными производителями во всем мире.
П ервая куртка MA-1 была выпущена в конце 1949 года. MA-1 была сконструирована Военно-воздушными силами для того чтобы стать промежуточной (облегчённой) лётной курткой для круглогодичного использования. Это было выполнено путём изготовления MA-1 из высококачественного нейлона и полиэфира. Конструкция «лёгкого» нейлона позволила пилоту при тёплой погоде носить расстёгнутую куртку и быть удобной; по входе в самолёт, пилот имел возможность быстро её застегнуть и быть подготовленным к холодным условиям, с которыми можно столкнуться в полёте. В более поздних моделях (J-8279D, около 1960 г.), куртка MA-1 стала двухсторонней, была добавлена яркая подкладка цвета Индийский Оранжевый. Если происходило аварийное приземление, и пилоту удавалось спастись, он мог надеть куртку оранжевой стороной наружу, подавая, таким образом, отчётливо видимый оптический сигнал команде спасателей.
Н ачало эры реактивной авиации потребовало разработки новых, легких и эффективных высотных костюмов, которые позволяли пилоту работать на высоте более 20 км. Для полетов на первом сверх звуковом самолете NACAX-1 Джеймс Генри из Университета Южной Калифорнии разработал специальный костюм парциального давления. Для дыхания костюм снабжался шлемом с кислородной маской, а для компенсации падения давления на тело костюм был снабжен специальными трубками. В трубку подавался воздух, и они буквально сжимали тело пилота, компенсируя, таким образом, снижения давления. Так появился высотный компенсационный костюм.
Компенсационные костюмы использовались для высотных полетов на протяжении многих лет. Пилоты разведчиков U-2 использовали компенсационный костюм и гермошлем, что позволяло им совершать полеты на высотах более 21 км. Феликс Баумгартнер, совершивший прыжок с высоты 39 километров, так же использовал компенсационный костюм и специальный скафандр.
Для полетов на самолетах МиГ-25 и SR-71 требовались скорее космические скафандры - высота полета более чем 35 км уже была ближе к космосу, чем к земле. Но космические скафандры - это уже совсем другая история.
Как только новые самолеты 1930-х годов позволили людям летать все выше и выше, возникла также проблема, связанная с увеличением высоты полетов: многие пилоты ВВС США сообщили, что блики от солнца вызывали у них головные боли и высотную болезнь. Таким образом, армейским авиационным корпусом в Бауше и Ломбе был заказан новый тип очков, которые в конечном итоге были представлены массовым покупателям в 1937 году. Их оправы были выполнены из пластика, стекла классической формы летных очков, которая уменьшала интенсивность воздействия солнца на лицо пилота и позволяла отчетливо следить за приборами во время полета. Год спустя произошла небольшая переделка очков, состоявшая в замене пластиковых оправ на металлические и появления на очках официального обозначения «Ray-BanAviators», собственно того, что сейчас считается утилитарным и стильным «Я» данных очков. На протяжении многих лет исследования и разработки привели к появлению таких инноваций, как линзы с градиентным зеркальным покрытием, на верхней части стекла для повышенной защиты, но без его нанесения на нижней части, для отчетливого обзора панели приборов самолета.
3.Основы летного обмундирования.
Давайте поговорим о моде среди летчиков. Одежда, которую носят пилоты, не только гласит о корпоративном духе компании, в которой трудится носящий ее пилот. Сегодня одежда для летчиков стала отдельным направлением, вдохновляющим на современную моду. Несмотря на то, что сегодня предметы гардероба летчиков отличаются от тех, которые носили пилоты в начале прошлого века, определенные мотивы, например лётные фасоны кожаных курток, остаются актуальными. Попробуем разобраться в том, каковы отличительные особенности современной лётной одежды. Важно, чтобы одежда лётчиков соответствовала определенным критериям. Она должна быть теплой, иметь небольшой вес и не стеснять движений.
Требования по отношению к теплоте не определяются временем года, так как на больших высотах температура всегда одинакова. При этом кроме риска работа пилота тесно связана и с романтикой. Современные бренды лётной одежды внедряют все новые и новые решения в плане стиля, что делает изделия более интересными.
Многие дизайнерские решения базируются на классической американской пилотной курткебомбер. Пока еще не появились на свет реактивные самолеты, пилоты одевались в кожу, что гарантировало и комфорт, и тепло. Но, когда самолеты стали подниматься выше, куртки из кожи начали промокать и сильно охлаждаться, стесняя движения летчика. В результате возникла необходимость искать менее тяжелый и холодный вариант вместо кожи. Именно тогда на свет появилась куртка для летчиков, уже близкая к применяемым ныне моделям.
Т огда в качестве материала для производства летной одежды стал использоваться нейлон, который примечателен гладкостью, легкостью и хорошим сохранением тепла.
Конечно, летная одежда не заканчивается куртками. Она включает в себя специальные головные уборы, обувь, брюки, перчатки и комбинезоны. Самые крупные мировые компании специализируются в частности и на одежде для летчиков, так как одевать последних сегодня считается очень престижным.
Технический состав, а также летчики при выполнении как повседневных, так и боевых задач носят специальный комплект ЛТО синего цвета (летно-техническое обмундирование). Комплект состоит из куртки на молнии и брюках на лямках. На ней не предусматривается ношение погон, поэтому фамилия и звание указывается на нашитой слева на груди бирке на липучке.
С права на груди вышита символика ВВС в виде золотистых расправленных крыльев. Брюки могут носиться как с подтяжками, как комбинезон, так и предусматривают ношение брючного ремня. В нижней части брючных штанин расположены молнии, при помощи которых можно отрегулировать ширину штанины. Под ЛТО авиаторы надевают пилотку с кокардой. На ней вышито перекрестием пушки и пропеллера на фоне расправленных крыльев сбоку справа.
Осенью и весной летчики носят с ЛТО коричневую кожаную куртку.
Зимой этот комплект дополняется утепленной курткой светло-синего цвета с меховым воротником, бушлатом.
В дополнение к вышеперечисленным элементам, зимой высшие офицеры могут надевать время каракулевую папаху. А также в период перехода с летней формы одежды на зимнюю, когда позволяют погодные условия, допускается носить каракулевую утепленную шапку с лакированным козырьком.
В ближайшем будущем планируется улучшение практичности и красоты в отношениикак повседневной, так и парадной формы одежды. К примеру, на офисное обмундирование не так давно были добавлены петлицы, обозначающие принадлежность к офицерскому составу – желтая шпала в синей окантовке на черном фоне. А прапорщики и сержанты начали нашивать на рукава галочки, по которым можно определить срок прохождения военной службы авиатором.
4.Вдохновение дизайнеров в сфере летного обмундирования
Российские Военно-воздушные силы сформировались 18 августа 1910 года. За время своего существования униформа пилотов обновлялась постоянно, с черного цвета, до хаки, синего, снова хаки, опять синего. Реформы были в разные годы. Последние реформы это были в 2007 году и в 2012году.
Ф орма ВВС от Юдашкина
В 2007 году правительство выделило 170 миллионов рублей на создание нового образца военной формы от Валентина Юдашкина. Спустя два года разработок, в 2009-м эта форма была принята. Но как показала практика, она стала только хуже. Камуфляж с погоном на груди выглядел неестественно и усложнял выполнение отдельных задач. Эта форма, просуществовав три года, в 2012 году была упразднена решением министра обороны Сергея Шойгу.
Р еформа формы Сергея Шойгу
Исправлять ошибки модельера взялся нынешний Министр Обороны С.К. Шойгу. В 2012 году он упразднил дальнейший ввод в эксплуатацию формы Юдашкина, и вскоре было объявлено о реформировании обмундирования сотрудников командных центров.
Министерство обороны объявило о решении реформировать штатное обмундирование для сотрудников командного центра и новый офисный костюм для сотрудников ведомства. При этом форма будет одинаковой как для штатских специалистов, так и для военных. Форма будет производиться в трёх цветах – чёрный, синий и защитный. Цвет зависит от принадлежности к конкретному виду или роду войск. Форма рассчитана исключительно на повседневное ношение, а не для полевых условий.
5.Военная и современная мода.
О дежда, стилизованная под военную форму, уже много лет не утрачивает своей актуальности и популярности. Источником вдохновения для многих модельеров является обмундирование и атрибутика армий разных стран. Военный стиль одежды сегодня одинаково востребован у мужчин и женщин любого возраста и социальной принадлежности.
П о окончании первой мировой войны в Европе обнаружилась острая нехватка обычной гражданской одежды. В тоже время военного обмундирования оставалось в избытке. Простые люди перешивали его, приспосабливая к мирной моде.
Швейная промышленность не имела возможности быстро решить проблему дефицита. Поэтому длительное время целенаправленно отшивались вещи, имеющие большое сходство с солдатской униформой. Такая одежда стала называться милитари (англ. military), что в переводе означает «военный». Стиль в одежде в полной мере отражает ключевые особенности армейского обмундирования, относящегося к разным периодам истории человечества. Следующий подъем популярности милитаристской моды был отмечен в шестидесятые годы прошлого века. Американцы активно носили военизированную одежду, тем самым выражая протестные настроения в отношении агрессии во Вьетнаме. Популярное в те годы молодежное течение хиппи также использовало в своей моде элементы солдатского камуфляжа.
К началу 2000-х некоторые авторитетные дизайнеры вновь перевели свое внимание на солдатскую форму. Первым результатом стала коллекция Джорджио Армани 2005 года. На подиуме были представлены шинели, форменные костюмы, имеющие четкие, строгие линии кроя и характерную темно-зеленую окраску. Все вещи новомодного тренда были стилизованы в духе амуниции Второй мировой войны.
В оенный стиль в одежде продолжал свое развитие и широкое распространение по всему миру. Острую популярность приобрели вещи, похожие на форму военных моряков и летчиков. Жан-Поль Готье для своей новой коллекции взял в качестве примера образ известной американской летчицы 30-х годов Амелии Эрхарт. Также французский кутюрье сделал привычным образ моряка, создав массу моделей на основе полосатой тельняшки.
Современный армейский стиль одежды мужчины отдаленно напоминает военную форму. Очень популярны в модной среде морские бушлаты, кожаные куртки-бомберы, военные кители, жакеты с эполетами и широкими плечами, камуфляжные брюки, становятся настоящим украшением модного образа.
К онечно, образ в стиле милитари отлично дополнят и аксессуары. К ним можно отнести:
крупные «командирские» часы,
ремни с крупными бляшками,
стилизованные под военную тему умки и рюкзаки,
очки-авиаторы,
тематические нашивки на куртках,
украшения на военную тематику.
Наши стилисты сегодня с удовольствием «играют в солдатики». Но, когда вы будете повторять их подвиги, пожалуйста, не забывайте, что в нормальной жизни достаточно только одного предмета в стиле «милитари»: пилотка, военная курточка, брючки или сапоги.
Заключение
Занимаясь исследовательской работой, я провел небольшое анкетирование среди пяти девятых классов, а это 97 кадет, и выяснил следующее: таблица.
Мы познакомились с историей возникновения униформы пилотов, рассмотрели самые первые из них, и самые современные, в разных странах и российских авиалиний. Можно сделать вывод, что мода оказывала и оказывает значительное влияние на летное обмундирование. Самые знаменитые модельеры мира участвовали в создании моделей униформы летных экипажей. Лётное обмундирование авиакомпаний постоянно обновляется, идет в ногу со временем и современными модными тенденциями, иногда дажеопережая время, и сама становится образцом для подражания среди современников.
Список литературы
1. Анис, Эль Бьед Me 109. Мессершмитт. 1936-1942 / Анис Эль Бьед, Андре Жуино. - М.: АСТ, ОГИЗ, 2014. - 970 c.
2. Анощенко, Н. Д. Воздухоплаватели / Н.Д. Анощенко. - М.: Воениздат, 2017. - 184 c.
3. Бабич, В. К. Авиация в локальных войнах / В.К. Бабич. - М.: Воениздат, 2016. - 207 c.
4. Современная военная авиация. - М.: Русич, 2013. - 128 c.
5. Всемирная история (комплект из 4 книг). - Москва: Машиностроение, 2013. - 712 c.
6. Джексон, Роберт Самолеты. Иллюстрированная история: моногр. / Роберт Джексон, Джим Винчестер. - М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, Кладезь, 2014. - 352 c.
7. Каратеев, А. Ю. Авиационные инженеры в России и СССР. Подготовка кадров в 1909-1945 гг / А.Ю. Каратеев. - М.: АИРО-XXI, 2013. - 368 c.
8. Современная военная авиация. - М.: Русич, 2016. - 128 c.
9. Как менялась “небесная мода” с годами [Электронный ресурс] // Bigpicture.ru. Мода. - Режим доступа: http://bigpicture.ru/?p=142603/, свободный. - Загл. с экрана.
10. Бортпроводники Аэрофлота – самые стильные в мире, по мнению фэшн-экспертов [Электронный ресурс] // Аэрофлот. Новости. - Режим доступа: https://www.aeroflot.ru/ru-ru/new/27987/, свободный. - Загл. с экрана.