Импрессионисты

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Импрессионисты

Ржевская О.Д. 1
1МБОУ гимназия "Пущино"
Попкова И.В. 1
1МБОУ гимназия "Пущино"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression  -  впечатление) -  направление в искусстве последней трети XIX -  начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Специфика философииимпрессионизма

Термин «импрессионизм» возник с помощью критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне. Изначально это понятие носило несколько презрительный характер и указывало на особое отношение к художникам, писавшим в этой манере.

Французский импрессионизм не затрагивал проблемы философии и не пытался вмешаться в поверхность будничности. Импрессионизм сосредотачивается на настроении, текучести мгновений, жизни, освещении.

Как и искусство Ренессанса, импрессионизм строится на особенностях и навыках восприятия перспективы. Это виденье заключается в субъективности человеческого восприятия. Для импрессионизма не так важно, что изображено на рисунке, важно как изображено.

Эти картины показывали только позитивные стороны жизни, без социальных проблем, такие как смерть, болезнь и голод.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Актуальность

Я думаю, проблема художественного видения является одной из самых актуальных, интересных и наименее разработанных в современной философии культуры и искусства. Наиболее глубокое осознание художественного видения как проблемы, представлено в работах исследователей, как С.М. Даниэль, О.А. Кривцун. Ученые отмечают непрямую связь между характером общественного сознания эпохи и творчеством отдельных художников; соответствие манеры, способа видения мира и выбора изобразительных средств. По мнению О.А. Кривцуна, каждая историческая эпоха демонстрирует свой тип художественного видения: «Тип художественного видения, в конечном счете, является претворением средствами искусства общекультурных параметров сознания. Художественное видение обнаруживает себя, прежде всего, в форме, в способах построения произведений искусства».

Актуальность импрессионизма, по моему мнению, заключается в сложности определения самого феномена импрессионизма, который неоднозначно оценивался критиками с момента первой выставки французских художников этого направления. Актуальность данной темы состоит в изучении специфики импрессионизма с целью понять культурную ценность и его наследие с современной точки зрения.

Проблемы

Для осознания истоков непринятия импрессионизма, следует понять, каким был мир в период зарождения этого направления в живописи. Социальные потрясения, которыми был наполнен 18 век, изменили сущность западной культуры. Роль искусства в этом нестабильном и развивающемся мире постоянно менялась.

Издавна художники обслуживали власть имущих. После революции во Франции большинство живописцев остались без своих заказчиков. Капитализм, который зарождался в то время, изменил общественные приоритеты, а появление среднего класса породило новый спрос на предметы искусства. Но в отличие от потомственных аристократов, новой элите очень не хватало образованности и вкуса, поэтому мнения официальных экспертов, поддерживающих академические традиции, и газетных критиков стали основными ориентирами в оценке картин.

Под руководством французских властей в Париже проходили выставки современной живописи. Их называли «Салонами».

Салон отверженных

Участие в Салоне для художников стало единственным способом привлечь внимание прессы и публики к своим творениям и продать их. Огюст Ренуар в одном из своих писем жаловался на то, что живописец, не принятый в Салон, не сможет продать даже одного сантиметра своего холста. Каждому художнику успех в Салоне позволял не только заявить о себе и получить надежду на коммерческий успех.

Награды Салона, принятие жюри и маститых художников, давали молодому автору шанс стать богатым и знаменитым. Непризнание, наоборот, вешало ярлык «художника, непризнанного Салоном». В список последних постоянно попадал Эдуард Мане – один из основоположников импрессионизма, и другие художники, чья манера не соответствовала критериям академизма.

Так был создан «Салон отверженных», в котором свои работы выставляли художники, чье творчество не было одобрено жюри, экспертами и критиками. Всех их объединяла новая философия живописи, отказ от тиражирования библейских и классических сюжетов, поиск новых выразительных средств для выражения своего восхищения красотой окружающего мира.

Постоянные раздоры между Салоном и художниками ярко свидетельствовали о том, что французское изобразительное искусство с середины 19 века переживало глубокий кризис.

Исторические условия возникновения

Научный прогресс

Кроме социальных изменений на искусство XIX столетия подействовали и научные исследования. В 1839 году Луи Дагер в Париже и Генри Фокс Тальбот в Лондоне представили созданные ими фотографические аппараты. После этого события фотография избавила художников и графиков от долга увековечивать людей и места. Освобожденные от обязанности срисовывать объект, многие живописцы устремились к передаче субъективного выражения на полотне эмоций.

Фотоснимок породил в европейском искусстве иные взгляды. Объектив сформировал фрагментарное представление композиции. Замена угла съёмки подтолкнула художников к новым композиционным видениям, которые стали основой эстетики импрессионизма. Одним из главных принципов этого течения стала спонтанность.

В этом же 1839 году, когда был создан фотоаппарат, химик из лаборатории парижской мануфактуры Гобеленов Мишель Эжен Шеврёль впервые опубликовывал логичное объяснение восприятия цвета человеческим глазом. Он, создавая красители, удостоверился в существовании трех основных цветов - красного, желтого и синего, при смешивании которых возникают все прочие цвета. При содействии цветового круга Шеврёль доказал возникновение оттенков, чем не только замечательно проиллюстрировал непростую научную задумку, но представил художникам рабочую концепцию смешения красок. Американский физик Огден Руд и немецкий ученый Герман фон Гельмгольц дополнили это изобретение разработками в области оптики.

В 1863 году в ситуацию решил вмешаться император Наполеон III, когда узнал, сколько картин разных художников отклонило непреклонное жюри. Монарх поддержал альтернативную выставку, устроенную художниками, не прошедшими отбор. Она получила символическое название «Салон отверженных». Решение императора Франции позволило зрителю увидеть, сравнить картины, пропущенные жюри официального Салона и отклоненные им.

Избалованная парижская публика не церемонилась с живописцами-изгоями. Вскоре Салон отверженных считался одним из самых модных мест французской столицы. Здесь можно было вдоволь шутить, упражняться в остроумии. Многие журналисты на подобных статьях постарались сделать себе имя. Однако художники продолжали выставлять свои творения.

Идея альтернативного салона впервые пришла художнику реалистического направления Генриху Курбе. Когда отборочным комитетом Парижской Всемирной выставки (1855 г.) была пропущена часть его картин, он устроил рядом с ней персональный павильон с "забракованными" работами. А в 1867 г. Курбе выставил все свои работы в специально арендованном помещении. Данную тактику применил и Эдуард Мане, приурочивший к выставке 1867 г. открытие собственной галереи своих работ.

Это было дорогое удовольствие, особенно для художников, чьи картины не покупали. Это навело «отверженных» на мысль объединиться и совместно финансировать открытие выставки своих работ, отклоненных Салоном.

Коренные перемены во Франции

Эпоха рубежа 18-19 вв. во Франции - от Великой Французской революции до падения наполеоновской империи - стала началом новых коренных изменений вековых жизненных устоев, преобразивших страну и Европу в целом. Возникает новая исторический этап, рождается и новый тип сознания, модель новой - буржуазной - культуры, в которой искусству будет принадлежать другая роль. Иным станет сам художник, его мировоззрение и место в обществе; иными - отношения искусства и восприятие самой действительности в искусстве; иными станут цели, задачи искусства. Франции суждено стать во главе нового художественного процесса, наиболее последовательно отразить все его этапы, каждый из которых представлен яркими именами выдающихся мастеров-новаторов.

Внешне благополучный классицизм переживает на рубеже веков глубокий кризис. Эстетические принципы школы Давида постепенно перестают приниматься.

Импрессионизм возник в третьей части XIX века. В это время Западная Европа пережила общественные потрясения XVIII века. Эти события не могли не сказаться на устоях, традициях, сущности европейского общества и культуры. С новыми преобразованиями культуры менялась и роль искусства. На это оказало влияние смена экономического строя общества на капитализм, а затем вновь перемены, как приход к власти Наполеона.

Художники остались без заказов со стороны царствующей династии, дворянства и духовенства. С начала XIX века в обществе стал набирать силу средний класс. Люди, в основном торговцы и предприниматели, стали главными потребителями искусства. Не имея аристократического воспитания, образования, понимания искусства, они ориентировали свои взгляды в соответствии с критикой экспертов и тем, что писали в газетах. Экспертами выступили представители старых академий искусств. Академия отстаивала ценность и незыблемость классических устоев в искусстве. Здесь и начинается первый конфликт среди молодых живописцев, которые еще находились в поисках самих себя. Они "восставали" против конформизма и академизма. Культура стала меняться, ценности и идеалы, которые являлись механизмами культуры. Но принять их не могли люди старшего поколения, воспитанные в другом обществе, которые на тот момент являлись авторитетными во взглядах для среднего класса.

Несовпадение взглядов

Важно рассмотреть связь реализма и импрессионизма. В обоих художественных течениях предметом искусства является "объективный, окружающий их мир и целью своей они ставили запечатлеть этот мир как можно живей и правдивей". Самым важным было то, что их объединяло, и в то же время противопоставляло классицизму и романтизму. Импрессионисты стали толковать мир не как социальное, а как чисто физическое, оптическое явление, отвергая социальные и моральные устои буржуазного общества. И в этом они видели красоту. Тем самым они становились теми, кто в своих произведениях отражали падение гуманистических и демократических традиций, которые знаменовали закат буржуазной демократии и наступление империализма.

Импрессионизм стал новым способом понимания мира и собственного самовыражения. Он проявил себя не только во французской живописи. По словам О. Шпенглера из его знаменитейшего труда "Закат Европы", следует, что "импрессионизм есть широкое выражение определённого мирочувствования, и этим объясняется, что им проникнута вся физиогномика нашей поздней культуры. Существует импрессионистическая математика… импрессионистическая физика… этика, трагедия, логика". Из этого следует, что каждый теперь видел мир по-своему и понимал его по-своему, что и является одной из характеристик импрессионизма.

Говоря о второй половине XIX века, важно отметить, что выросло значение публичности и искусства. Возникал скандал между публикой и художниками. В обществе существуют определённые ожидания, которые публика хочет оправдать. Поэтому и возникла негативная реакция публики на молодых художников, которые творили не в том стиле. И "смысл скандала в том, что он является открытой демонстрацией протеста, когда такое отклонение воспринимается как нарушение согласия". Для публики важным является мнение жюри официальных выставок. Но к тому времени художественные вкусы жюри становились неподвижными. Ценность работы заключалась в техническом мастерстве исполнения выписанных исторических и мифологических сюжетов. Публика отказывалась принимать и покупать картины, отвергнутые членами жюри. Свой протест они выражали в так называемом скандале, когда, смеясь и публично обсуждая, выходили из "Салона отверженных" (например в 1863 году). Тогда ещё не существовало такого понятия как "импрессионизм".

Признание членами жюри и возможность показать свои работы на официальных выставках означали успех художника. Как позже писал Огюст Ренуар в письме к Дюран-Рюэлю: "Во всем Париже едва ли отыщется пятнадцать почитателей, способных признать художника без помощи Салона, и тысяч восемьдесят человек, которые не приобретут даже квадратного сантиметра холста, если художник не принят в Салон". Награда Салона означала профессиональное признание художника. Но, несмотря на это, уже в начале 1860 годов импрессионизм активно развивался, означая преобразование в мышлении, рождение новых ценностей и взглядов в умах европейцев.

Таким образом, главной проблемой скандала при появлении нового художественного течения импрессионизма, была "проблема границ допустимого в искусстве". Это стало преддверием кризиса самого искусства и культуры XX века. Стал складываться новый институт искусства, отличный от классического, осуществлялось становление нового типа культуры - массовой.

Представители импрессионизма

Преимущества импрессионизма

К преимуществам импрессионизма относится демократизм. Искусство в XIX веке считалось монополией аристократов, высших слоев населения. Именно они выступали главными заказчиками и являлись главными покупателями картин и скульптур. Сюжеты с тяжелым трудом крестьян, трагические страницы современности, позорные стороны войн, бедности, общественных неурядиц осуждались, не покупались.

Импрессионисты в этом вопросе занимали достаточно компромиссные, промежуточные позиции. Они не использовали в своем творчестве библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, присущие официальному академизму.

Вместо этого появилось виденье будничности и современности. Художники часто рисовали людей в движении, или во время отдыха, представляли вид определенного места при определенном освещении. Брались сюжеты флирта, танцев, пребывания в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах.

Анализируя произведения импрессионистов, можно думать, что жизнь  -  это череда маленьких праздников, приятных времяпрепровождений. Импрессионисты одни из первых стали рисовать на воздухе, не используя палитру, не дорабатывая свои работы в мастерской.

Эдуард Мане (1832 – 1883 гг.)

Мане был старшим импрессионистом. Он был вдохновителем других художников этого направления. Сам художник на роль лидера революционеров не претендовал. Он был светским человеком, мечтал об официальных наградах.

Признания и славы он ждал очень долго. Публика желала видеть греческих богинь или натюрморты, чтобы красиво смотрелись у себя столовой или гостиной. Мане же хотел писать современную жизнь. Например, куртизанок. В результате появился “Завтрак на траве”. Двое денди отдыхают в обществе дам лёгкого поведения. Одна из них сидит рядом с одетыми мужчинами. “Завтрак на траве” была обвинена в вульгарности. Беременным на полном серьезе не рекомендовали на неё смотреть. “Завтрак на траве” Мане - другого формата. До него никто не изображал куртизанок вот так запросто, рядом с уважаемыми горожанами. Однако, многие мужчины того времени так и проводили свой досуг. Реальная жизнь реальных людей. Художник пробовал считаться со вкусами публики - писать портреты на заказ, но из этого ничего не вышло. Поэтому он продолжал экспериментировать, например, с цветом. Он не пытался изобразить так называемый природный цвет. Если серая вода ему виделась ярко-синей, то он изображал ее ярко-синей. Это раздражало публику, ведь даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, как вода у Мане. Но факт остаётся фактом. Мане в корне изменил предназначение живописи. Картина становилась воплощением индивидуальности художника, который пишет так, как ему захочется, забыв о шаблонах и традициях. Все новаторства ему долго не прощали. Признания дождался он только под конец жизни, когда оно уже ему было не нужно. Он мучительно угасал от неизлечимой болезни.

Клод Моне (1840 – 1926 гг.)

Клод Моне преданный импрессионист. Он был верен этому направлению всю свою долгую жизнь. Он писал не предметы и людей, а единую цветовую композицию из бликов и пятен, раздельные мазки.

Моне писал не только природу. Ему удавались и городские пейзажи. Один из самых известных – “Бульвар Капуцинок”. В этой картине есть многое от фотографии. Например, движение передано с помощью размытого изображения. Дальние деревья и фигуры словно находятся в дымке. Перед нами остановленный момент бурлящей жизни Парижа. Никакой постановки. Никто не позирует. Люди изображены как совокупность мазков. Такая бессюжетность и эффект “стоп-кадра” – главная черта импрессионизма. К середине 80-х годов художники разочаровались в импрессионизме. Эстетика – это, конечно, хорошо, но бессюжетность многих угнетала. Лишь Моне продолжал упорствовать, совершенствовать импрессионизм, что переросло в серии картин. Один и тот же пейзаж он изображал множество раз, в разное время суток и время года, чтобы показать, насколько температура и свет могут изменить тот же вид до неузнаваемости. Так, появились бесчисленные стога сена. Необычно, что тени на этих картинах цветные, а не серые или чёрные, как было принято до импрессионизма. Это ещё одна их уникальность. Моне успел насладиться успехом и материальным благополучием. После 40 он уже забыл о нищете. Он обзавёлся домом и прекрасным садом, творил в своё удовольствие ещё долгие годы.

Эдгар Дега (1834 – 1917 гг.)

Дега не был классическим импрессионистом. Он не любил работать на пленэре (открытом воздухе). У него вы не найдёте намеренно высветленной палитры, наоборот, он предпочитал чёткую линию. Дега любил использовать чёрный цвет в своих работах и писал картины исключительно в студии. Но все же его ставят в ряд с другими великими импрессионистами, потому что он был импрессионистом жеста. Неожиданные ракурсы, асимметрия в расположении объектов, пойманные врасплох персонажи. Все это главные атрибуты его картин. Он останавливал мгновение жизни, не дав ему опомниться. Например “Оркестр оперы”. На переднем плане спинка стула. Музыкант повёрнут к нам спиной, а на заднем фоне балерины, которые не уместились в “кадр”. Их головы беспощадно “обрезаны” краем картины. Поэтому его танцовщицы далеко не всегда изображены в красивых позах. Дега изображает их во время растяжки. Он хотел показать нам их настоящими, за кулисами, такими, какими они на самом деле являются. Художник тщательно продумывал композицию. Это лишь эффект стоп-кадра. Заметьте, что на картине “Звезда балета” прорисована только сама балерина. Ее коллеги за кулисами еле различимы. Разве что несколько ног. Это не значит, что Дега не закончил картину. Таков приём - оставить в фокусе лишь самое главное. Остальное сделать исчезающим, неразборчивым.

Камиль Писсарро (1830 – 1903 гг.)

Камиля воспринимали, как учителя. Даже самые темпераментные коллеги о Писсарро плохо не отзывались.

Он был верным последователем импрессионизма. Сильно нуждаясь в деньгах и имея пятерых детей, жену, он все равно упорно работал в том же стиле. Но в творчестве Писсарро был интересный период, в течение которого живописец работал в новой технике пуантилизма. Художник ни разу не переключился на салонную живопись, чтобы стать более популярным. Сложно сказать, откуда он брал силы верить в себя до последнего.

Чтобы совсем не умереть с голоду, Писсарро расписывал веера, которые все с удовольствием раскупали. А настоящее признание к нему пришло уже после 60 лет, когда, наконец, он смог забыть о нужде.

Воздух на картинах Писсарро густой и плотный. Необыкновенный сплав цвета и объёма. Художник не боялся писать самые переменчивые явления природы, которые скоро исчезнут. Первый снег, морозное солнце, длинные тени. Самые известные его работы – виды Парижа. С широкими бульварами, суетной и пестрой толпой. Ночью, днём, в разную погоду. В чем-то перекликаясь с сериями картин Клода Моне.

Ночной воздух на картине “Бульвар Монмартр ночью” тает от горящих фонарей и витрин. Улица не прямая, а как бы идущая дугой, что делает вид обычного бульвара величественным.

Поль Сезанн (1839-1906 гг.)

Сезанн, в отличие от большинства своих коллег, стал известен еще при жизни. Ему удалось организовать собственную выставку и получать с нее немалые доходы. Люди разбирались в его картинах – он, как никто другой научился совмещать игру света и тени, делал громкий акцент на правильных и неправильных геометрических формах, строгость содержания его картин гармонировала с романтикой.

«Пьеро и Арлекин» - одно из самых значимых произведений в творчестве Поля Сезанна. Моделями были сын художника Поль (Пьеро) и его друг Луи Гийом (Арлекин). В данном произведении живописец соединил портрет с жанровой картиной, в которой заявлен некий сюжет: праздник «Mardi-Gras» - последний день карнавала. Друзья представлены персонажами итальянской комедии «дель арте», разыгрывающими извечный конфликт темпераментов. В портрете Сезанн стремится раскрыть изначальную геометрию материальных предметов: жесткие, острые углы граней рифлёного воротника и конус, поставленный на диск шляпы Пьеро, спорят с красно-черными ромбами трико и выгнутой треуголкой Арлекина.

Эти методы и теории Сезанна оказали огромное влияние на формирование новых направлений в живописи 20-го века, таких как - фовизм и кубизм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На мой взгляд, художники – импрессионисты сыграли большую роль в развитии искусства. Нельзя не отметить новаторскую роль импрессионистов в создании реалистического городского пейзажа, тем самым расширив возможности этого жанра. Клод Моне, Писсарро и другие стремились уловить в своих пейзажах трепет жизни природы и найти наиболее точные, гибкие средства ее живописного воплощения. Мане и Дега совершенствовали свое мастерство мгновенного и острого схватывания беспокойного ритма жизни большого города, типов и ситуаций.

Стремление уловить световое состояние изображаемой природной среды, путем все более последовательного применения принципа оптического смешения цвета повысить солнечность картины и освободиться от музейной черноты. Но в противовес этому, отрицательной стороной является утрата той пластической телесности, материальной весомости, которой обладала реалистическая живопись Тициана, Делакруа и Курбе. На первой стадии развития импрессионизма широко распространялся отказ от черного цвета, переход к цветным теням, что соответствует природе. Этот метод повлиял на живопись, придавая пейзажам импрессионистов непосредственность, естественную свежесть видения, ощущения мгновенно схваченного впечатления.

Их искусство, в этом отношении, было новшеством в реалистическом живописном видении мира. Импрессионизм сыграл большую роль и оставил большой след в развитии живописи. Прежде всего, это интерес к проблемам цвета и нестандартным техникам. Данное направление выразило стремление к обновлению художественного языка и разрыву с традицией, как протест против кропотливой техники мастеров классической школы. А сейчас мы можем любоваться этими великими произведениями талантливых художников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Великие художники: Э. Мане. Том 27 / Издательство «Директ-медиа» - Москва, 2010. – 48 с.

Великие художники: К. Ж. Писсарро. Том 72 / Издательство «Директ-медиа» - Москва, 2010. – 48 с.

Великие художники: П. Сезанн. Том 21 / Издательство «Директ-медиа» - Москва, 2010. – 48 с.

Великие художники: К. Моне. Том 4 / Издательство «Директ-медиа» - Москва, 2010. – 48 с.

Великие художники: Э. Дега. Том 25 / Издательство «Директ-медиа» - Москва, 2010. – 48 с.

Импрессионизм — стиль в изобразительном искусстве и его особенности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.designonstop.com/webdesign/trends/impressionizm-stil-v-izobrazitelnom-iskusstve-i-ego-osobennosti.htm.

Дневник живописи / Художники-импрессионисты: 7 великих французских мастеров / Оксана Копенкина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://arts-dnevnik.ru/hudozhniki-impressionisty.

Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение» / Т. Н. Мартышкина // Импрессионизм: от художественного видения к мировоззрению. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/impressionizm-ot-hudozhestvennogo-videniya-k-mirovozzreniyu.

Энциклопедия импрессионизма / Елена Карпикова // История возникновения импрессионизма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.impressi.org/3-impressionism-history/1-istoriya-vozniknoveniya-impressionizma.html.

По материалам книги Н.Е.Григоровича "Шедевры живописи музеев СССР" /
Альбом, выпуск 4 "Западноевропейское искусство XIX - начала XX века" //
Издательство "Госсзнак". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.impressionism.ru/history.html.

Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение» / Т. И. Седова // Феномен импрессионизма и проблема его дефиниции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-impressionizma-i-problema-ego-definitsii-1.

Просмотров работы: 3237