Введение
Актуальность проекта:
Я рассматривала альбом со старыми фотографиями, и у меня
возник вопрос: зачем хранить старые снимки? Спросив об этом маму с папой, я услышала, что эти люди - герои, о которых я должна знать, помнить и гордиться ими.
В школе я рассказала о том, что в моей семье есть герои. Многие ребята мне не поверили.
На вопрос: знакомы ли вы с героями, 25 человек ответили отрицательно.
Тогда я решила провести опрос: кого можно назвать героем?
Были разные мнения:
Спасатели–12 человек;
герои мультфильмов и фильмов- 2 человек;
люди, чьи фотографии висят на доске почета и про поступки, которых знает много людей-15 человек.
У меня возник вопрос: что объединяет всех этих людей?
Я сделала вывод: герой – это человек, который готов пожертвовать собой ради других. И совсем неважно как он выглядит и сколько ему лет.
Тогда я решила узнать об истории своей семьи и доказать, что в каждой семье есть свои Герои, которыми мы должны гордиться и быть достойными их.
Тема проекта: «Герои моей семьи».
Тип проекта: исследовательский, информационный, творческий.
Цель проекта:
изучить историю своей семьи;
на собственном примере показать, что в каждой семье есть свои Герои, которыми мы должны гордиться и быть достойными их.
Задачи:
Узнать о моих родственниках, которые участвовали в Великой Отечественной войне.
По возможности доказать, что рядом с нами живут настоящие герои
Заинтересовать одноклассников, чтобы у них появилось желание узнать о героях Великой Отечественной войны (и не только) в своей семье.
Этапы работы
Найти информацию о Великой Отечественной войне в интернете, литературе.
Провести исследование собственных объектов, провести опрос родителей и бабушек, собрать воспоминания родных.
Провести анкетирование одноклассников.
Подготовить презентацию в PowerPoint.
Проектный продукт: Создание видеоролика о ГЕРОЯХ моей семьи, памятного альбома «Герои моей семьи».
Форма презентации: Папка с информационными результатами, мультимедийная презентация, видеоролик о ГЕРОЯХ моей семьи, памятный альбом «Герои моей семьи».
Описание работы:
На первом этапе моей работы я провела анкетирование, чтобы выяснить имеют ли мои ровесники представление о жизни родственников во время Великой Отечественной войны. Меня удивило, что историю своей семьи знают 4 человека, 12 – знают частично, 13 – не знают ничего.
Листая страницы фотоальбома, я стала подробно выяснять у родителей и бабушки, кто те люди на старых фотографиях из альбома.Потом началась совместная работа для всей семьи: мы писали письма родным в другие города, собирали и изучали документы, копии приказов и наградных документов моих прадедушек. Было интересно рассматривать пожелтевшие от времени листочки, написанные чернильным перышком и напечатанные на старинной машинке, подтверждающие героическое прошлое моих прадедушек. Мне становилось страшно, когда я читала строчки из прошлого.
Каждый раз я задавала себе вопрос: «Как поступила бы я, оказавшись на их месте?» А ответ почти всегда был один: «Я не хочу оказаться на их месте в том времени, мне страшно!» Меня захватила поисковая работа. Стала искать информацию в интернете. Любимым семейным занятием сталпросмотр фильмов о войне, чтение и обсуждение книг о том времени.
Пополняя свои знания о героическом прошлом моей Родины, я поняла, что пережить такую страшную войну - это настоящий ГЕРОИЗМ, чтобы это понять, необходимо изучать историю своей семьи, как часть истории РОДНОЙ СТРАНЫ.
Систематизировав собранную информацию в памятном альбоме «Герои моей семьи», приступила к подготовке презентации для ребят.
Я провела анкетирование среди учеников начальной школы (Приложение 1). Поняла, что они, как и я в начале работы, не зналио том, какой след оставила ВОЙНА в их семье. Мне захотелось, чтобы ребята задумались над тем, что возможно рядом с ними живут настоящие герои, задумались об этом. Тогда решила рассказать им хотя бы о некоторых важных фактах того страшного героического времени и на примере моей семьи. Думаю, что, так как Война закончилась без малого 74 года назад, многие стали забывать своих героев.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Наши прабабушки и прадедушки сражались за свободуРодины от фашизма, ради будущих поколений, ради нас.
От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600км. На самолёте это 4 часа, а вот перебежками, по-пластунски, переплывая реки, идя в атаку и перевязывая раны, хороня товарищей - 4 долгих года – 1418дней.
Бои шли на земле, в воздухе, на воде. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились в тылу, помогая фронту. Даже в самые тяжёлые дни они верили в Победу.
Около 27 миллионов советских людей погибло. Это 19 тысяч убитых ежедневно, а значит, что жители нашего родного города Северска погибли бы ВСЕ за 5 дней.Это значит - 17 убитых на каждом квадратном метре земли от Москвы до Берлина
334населенных пункта, которые находились в Украине, были полностью сожжены немцами вместе с людьми.
9 мая 1945 года произошло великое событие– ПОБЕДА!Враг потерпел поражение. После 4 лет ужаса, смерти, голода страна стала СВОБОДНОЙ. Домой возвращались Герои-победители, но дома их тоже ждали Герои: женщины, дети и старики. Именно они не спали ночей, работая у станков и обеспечивая фронт техникой и оружием. Они, голодая сами, порой падая от голода, отдавали последний кусок для фронта, для армии.
Война вошла в каждый дом, каждую семью. С оружием в руках защищали свою Родину мои родные:
Дедушки моего папы: Грачёв Василий Васильевичи Ельников Алексей Никифорович
Дедушки мамы: Богданов Александр Николаевич и Симонов Григорий Иванович
Мои двоюродные прабабушки и прадедушки: Симонова Валентина Григорьевна, Маннаников Иван Антонович, Ключников Михаил Владимирович, Ключников Иван Владимирович, Шишов Николай Васильевич
Мои прадедушки
А сейчас я расскажу о своих прадедушках.
Богданов Александр Николаевич. Капитан инженерных войск. Участвовал в форсировании наведении переправ через реки при наступлении Красной Армии. Был ранен осколком в голову. Вернулся домой.
Награжден:
- орденом Великой Отечественной войны
- Орденом Красной Звезды. Сохранилась копия приказа: «При форсировании р. Сож в районе Старое Село Гомельской области 12 ноября 1943 г. Взвод тов. Богданова, воодушевляемый личным примером мужества своего командира быстро и организованно переправился на западный берег реки.
При встрече с боевым охранением противника, тов. Богданов, умело применяя знания местности и хорошо организовав огонь, почти без потерь сбил боевое охранение, - группу немецких автоматчиков, и дружной атакой выбил противника из первой траншеи.
При переходе противника в контратаку, несмотря на недостаток боеприпасов во взводе, умелой организацией огня, личным примером стойкости, тов. Богданов отбил наседавшую на него группу немцев.
Взвод тов. Богданова обратил в бегство противника, потеряв при этом около 10 своих солдат.
Захваченная позиция – была удержана и боевая задача взвода успешно выполнена».
Ельников Алексей Никифорович. Старший сержант, сапёр. 1-ый украинский фронт, 359 стрелковая Ярцевская ордена Ленина Краснознаменная дивизия, 1198 полк. Участвовал в освобождении Польши, Чехословакии, Германии. Был Ранен.
Награжден:
- Медалью «За отвагу». Из приказа: « Сержанта Ельникова Алексея Никифоровича – командира отделения 443 отдельного саперного батальона за то, что находясь в саперном взводе при данном 1198 стрелковом полку в обороне под деревней Соснув, под огнем противника установил более 300 противопехотных мин. Своим отделением за короткий срок навел переправу через реку, чем обеспечил успех разведки боем.
Рождения 1921 года, русский, беспартийный, в Красной армии 14 мая 1943г.»
- Орденом Красной Звезды. Из приказа: «Командуя саперным взводом полка тов. Ельников показал себя отважным и смелым командиром. При наступлении полка обеспечил разминирование вражеских минных полей, что дало возможность безостановочного движения пехоты и транспорта полка. При строительстве переправы через реку Сан тов. Ельников с взводом обеспечил окончание работ в течение 6 часов, пропустив автотранспорт и орудия своевременно».
- Орден Славы III степени. Из приказа: «В боях за высоту 536 25.10.44 года сильно укреплённую противником, тов. Ельников проявил себя смелым мужественным воином, бесстрашным в бою. Командуя группой, тов. Ельников под сильным огнем противника, пренебрегая опасностью, двигался впереди наступающих подразделений полка, прокладывая дорогу в минных полях, им вместе со своей группой было обезврежено более 30 противопехотных и противотанковых мин. Когда противник,перегруппировавшись перешел в контратаку, стараясь вновь овладеть высотой, тов. Ельников поднял свою группу в отражение контратаки. В этом бою тов. Ельников со своей группой, уничтожило 10 гитлеровцев».
- После Великой Отечественной войны был награжден Правительством Чехословакии «Дукельской Медалью»за участие в тяжелых боях, которые происходили при освобождении Чехословакии.
Битва заДукельский перевал. Карпатско-Дуклинская операция в период с 8 сентября по 28 октября 1944 года
Учреждена 26.06.1959 г в ознаменование 15-й годовщины битвы при Дукле как оценка заслуг во время освобождения Чехословакии от фашизма.
Награждались как бойцы и командиры 1-го Чехословацкого Армейского корпуса (в том числе и посмертно) так и воины Красной армии.
После Дня Победы мой прадед служил еще почти целый год в Германии и в Берлине встретил своего двоюродного брата Ельникова АлексеяМакаровича.
Грачёв Василий Васильевич. Рядовой, разведчик-наблюдатель 6-ой Гвардейской Артиллерийской Рижской Дивизии прорыва РГК, 134 Гаубичная Артиллерийская бригада, 172 гаубичный артиллерийский полк. Участвовал в освобождении Белоруссии, Польши, Германии. Освобождал Берлин. Был дважды ранен. Принимал участие в войне с Японией. Вернулся домой.
Награжден:
- орденом Великой Отечественной Войны
-
7
медалью «За отвагу» Из приказа: «Грачева Василия Васильевича за то, что он 20 февраля 1945 года обнаружил пулеметное гнездо и орудие прямой наводки, за то, что он в боях 24 февраля 1945 г., находясь в боевых порядках пехоты, принял участие в отбитие шести контратак пехоты противника из личного оружия».
- медалью «За боевые заслуги» Из приказа: «Разведчика-наблюдателя 1-й батареи 1-го дивизиона красноармейца Грачева Василия Васильевича за то, что он, пробравшись в нейтральную зону, дал оттуда пристрелку станковому пулемету пулемет противника».
- медалью «За победу над Германией».
После Победы в Великой Отечественной войне он участвовал в Войне с Японией и закончил её на территории Китая.
Блокадный Ленинград в жизни моей бабушки
В истории Великой Отечественной войны полно трагических страниц. Одним из самых страшных была блокада Ленинграда. Она длилась 900 героических дней. В блокированном городе находились не менее 2,5 миллиона жителей. Среди них было около 400 тысяч детей. Практически сразу начались проблемы с пропитанием. Нехватка медикаментов и продовольствия вскоре привели к тому, что горожане стали умирать. За все время блокады на головы жителей города было сброшено не менее сотни тысяч бомб и около 150 тысяч снарядов.
Самым тяжелым оказался первый год: немецкой артиллерии удалось разбомбить продовольственные склады, и город оказался лишенным запасов продуктов питания. Уже 20 ноября 1941 года норма хлеба составляла всего лишь 250 граммов в день для рабочих. На детей выдавали ВСЕГО 125 граммов хлеба на целый день. Сначала рабочие приносили свои пайки домой, и делились с родными. Новскореработающим людям было приказано съедать свою порцию хлеба под присмотром.
К середине зимы 1941 года на улицах Ленинграда не осталось кошек и собак, даже ворон и крыс практически не было. Все деревья в городских скверах остались без большей части коры и молодых веток: их собирали, перемалывали и добавляли в муку.
Особенно плохо в то время приходилось детям. Многие были вынуждены подолгу оставаться одни в пустых, холодных квартирах. Если их родители умирали от голода на производстве или при постоянных обстрелах, дети по 10-15 дней проводили в полном одиночестве. Чаще всего они также умирали. Таким образом, дети блокады Ленинграда многое вынесли на своих хрупких плечах. Фронтовики вспоминают, что среди толпы семи-восьмилетних подростков в эвакуации всегда выделялись именно ленинградцы: у них были жуткие, уставшие и слишком взрослые глаза.
Но люди продолжали работать на благо страны, выпуская немало образцов вооружения. Они даже умудрялись ремонтировать танки, делать пушки и пистолеты-пулеметы. Все полученное вооружение тут же использовалось для боев на подступах к непокоренному городу.
Была ледовая переправа для перевоза продуктов через озеро Ладога (ДОРОГА ЖИЗНИ), которая открыта 22 ноября 1941 года. Как только на озере образовался слой льда, который теоретически мог выдержать груженные продуктами машины.ДОРОГА ЖИЗНИпозволила не только поддерживать голодавших ленинградцев, но и вывезти из блокированного города многие тысячи людей. Немцы постоянно старались прервать сообщение, не жалея для этого снарядов и горючего для самолетов.
Когда был осуществлен прорыв блокады Ленинграда, люди, впервые за 900 дней получившие свежий хлеб, часто от счастья падали в обморок.
Блокада унесла около двух миллионов жизней, причем умирали в основном женщины, дети и старики. Пока память о тех событиях жива, ничего подобного не должно повториться в мире!
Эвакуация началась уже через неделю после начала войны. Среди населения велась разъяснительная работа: многие не хотели покидать свои дома. К октябрю 1942 года эвакуация была завершена. В первую волну в районы Ленобласти были вывезены около 400 тысяч детей.
В Ленинграде жила моя бабушка Щекочихина(в девичестве Богданова) Раиса Александровна. Она застала и пережила все ужасы этой войны. В начале войны бабуле было 8 лет (как мне). Её с братом и мамой эвакуировали из Ленинграда, как семью офицера. По дороге разбомбили первый эшелон, а эшелон, в котором ехала моя бабушка, добрался до г. Кирово-Чепецк Кировской области, где она училась, а брат пошёл в 14 лет работать на военный завод до окончания войны. Бабуля со своим старшим братом Богдановым Геннадием Александровичем рано остались одни, через год после окончания войны. Сейчас бабушке 87лет и воюет она теперь только со мной.
Итоги моего исследования и практическая значимость проекта:
Этой работойдоказала, что в моей семье, как и в каждой другой, есть настоящие Герои, которыми я горжусь и постараюсь быть достойной ихпамяти.
Рядом с нами живут настоящие герои, такие, как моябабушка, Раиса Александровна Щекочихина(Богданова), которые пережив ужасы страшной войны, защитили, восстановили и построили великую и свободную страну, в которой мы живем.
С мамой мы создали альбом о ГЕРОЯХ моей семьи для школьного музея «Истоки». Когда вырасту, то расскажу о них своим детям.
Знание истории семьи связывает друг с другом поколения и века, дает человеку надежду на новое будущее.Я считаю, стыдно быть "Иванами, родства не помнящими".Это русское выражение, уходящее корнями в нашу историю.Означает оно человека, не знающего и не соблюдающего традиций, не уважающего обычаи предков. Сначала дерево пускает корни, а потом уже начинает расти вверх.Каким будет дерево – зависит от нас. В своих действиях мы должны проявлять все лучшее, что унаследовали от прадедов.
Вот что такое уважение к предкам.
За нашими плечами незримо множатся и множатся ушедшие в другой мир предки. За левым плечом – по линии мамы. За правым – по линии отца. Они – наши крылья. Они – наша сила. Надо держать их всегда за спиной, и никто никогда не сможет сделать нам больно. Потому что, пока мы помним о крыльях – мы непобедимы.
В результате выполнения проекта я научилась:
Искать информацию в разных источниках;
Вести поисковую деятельность ,сотрудничая с родителями и родственниками;
Распределять обязанности;
Работать в команде, ведь моя семья – настоящая команда;
Узнала много нового о героическом прошлом моей страны и моих предков.
Перспективы моего проекта:
Трое моих земляков - томичей, журналисты: Игорь Дмитриев, Сергей Лапенков и Сергей Колотовкин — решили, что те ветераны, которых уже нет в живых, и все погибшие на фронтах Великой Отечественной войны, обязательно должны быть с нами на ПАРАДЕ ПОБЕДЫ в эти майские дни. Хотя бы в виде портретов, которые пронесут накануне Дня Победы их дети, внуки и правнуки. Впервые акция «Бессмертный полк» была проведена в 2012 году. В ней тогда приняло участие только 7 тысяч жителей Томска.
Сегодня «Бессмертный полк» собирает под свои знамена уже сотни тысяч человек от Калининграда до Владивостока в нашей стране и многих других странах мира. Встать в ряды Полка может каждый человек. Бессмертный полк объединяет людей. Не в наших силах призвать души дедов встать с нами в один строй. Но мы можем не забывать их.
Я рада, что мою работуподдержали одноклассники. Они узнали о героях своей семьи, сделали портреты. 9 мая, в ДЕНЬ ПОБЕДЫ, с Георгиевскими ленточками на груди, мы с гордостью приняли участие в шествии «Бессмертного полка».
Теперь мы планируемсоздать альбом «Наши героические прадеды», подготовить презентацию. Надеюсь, что в создании альбома примут участие не только мои одноклассники, но и ребята всей школы. И кто знает, может альбом «Наши героические прадеды» станет началом нового международного движения?
Хочу закончить словами: Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ!
Приложение №1