Карикатура в период Отечественной войны 1812 года

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Карикатура в период Отечественной войны 1812 года

Шлыкова С.П. 1Клаус С.К. 1
1МБОУ "Школа "№32"
Усольцева Е.С. 1
1МБОУ "шКОЛА №32"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Отечественная война 1812 г. на многие годы определила экономическое, политическое и культурное развитие нашей страны. Вторжение армии Наполеона привело к небывалому подъему патриотического чувства всех народов России. «Идеи патриотизма и народности, порожденные войной 1812 г., были ведущими в русской общественной мысли и журналистике как в 1812–1815 гг., так и в последующую пору – в пору вызревания дворянской революционности, причем в русской периодике сразу наметились две линии в трактовке этих идей». Но уже вскоре после вторжения, начал выходить журнал «Сын Отечества. Он как будто бы в противовес консервативным рупорам печати понес читателям, гражданское свободомыслие. Это свободомыслие «Сына Отечества» проявилось в характеристике войны как борьбы за национальную независимость Родины. «Умрем свободными и в свободном Отечестве!»- таков был лейтмотив всех материалов журнала. Отметим, что по количеству информации «Сын Отечества» соперничал даже с газетами. Основной жанр иллюстраций - политическая карикатура, высмеивающая Наполеона и его сподвижников. Рисовали для «Сына Отечества» известнейшие художники А.Г.Венецианов и И.И.Теребенев. Так же есть представители французских карикатур. Особенно выраженных карикатуристов не было.

Эта тема актуальна, так как карикатуры сопровождают нас по жизни. Еще с давних времен карикатуры являлись главным источником информации для людей. Карикатуры – это одно из таинств бытия, недаром предки вкладывали всю душу, чтобы показать человеческие проступки.

Цель данной работы – изучить карикатуры в период Отечественной войны 1812 года.

Задачи данной работы:

- подобрать и изучить литературу по теме «Карикатуры 1812г».

- выявить разновидность карикатур;

- определить влияние карикатур на человека

Объект изучения: Карикатуры и их виды.

Предмет исследования: отражение карикатур среди народа в период Отечественной войны.

Гипотеза: влияла ли карикатура на дух русского человека.

Практическое применение: использование информации как дидактического материала на уроках истории, литературы, МХК, музыки.

Глава 1 Русская карикатура первой половины 19 века в России

1.1.Сатирические иллюстрации - как главный источник информации

Основными причинами Отечественной войны стали:

1)Тильзитский мир(1807) так как он был экономически не выгоден России;

2)проводимая Наполеоном Бонапартом политика в отношении Пруссии так как шла в ущерб российским интересам;

3)несогласие Александра 1 на брак его сестры Анны Павловны с Наполеоном, тем самым ухудшив отношения между Россией и Францией.

В пять утра 12 июня 1812 года французская армия стала переходить российскую границу. Численный перевес французской армии позволил Наполеону сразу же взять военную инициативу в свои руки. В русской армии не было ещё всеобщей воинской повинности и армия пополнялась за счёт устаревших рекрутских наборов. Александр I, который находился в Полоцке, 6 июля 1812 года издал Манифест с призывом собирать всеобщее народное ополчение. В результате своевременного проведения такой внутренней политики Александром I, в ряды ополчения стали стремительно стекаться разные слои российского населения. Дворянам разрешалось вооружать своих крепостных крестьян и вливаться вместе с ними в ряды регулярной армии. Война сразу же стала именоваться “Отечественной”. Нашествие Наполеона нанесло огромный ущерб Российской империи было сожжено множество городов, обращены в пепел десятки тысяч деревень. Но общая беда сближает людей. Небывалый размах патриотизма сплотил центральные губернии, десятки тысяч крестьян записывались в ополчение, уходили в лес, становясь партизанами. Не только мужчины, но и женщины сражались с французами, одна из них была Василиса Кожина. Поэтому Отечественная война 1812 года оставила глубокий след в изобразительном искусстве. И из-за этого в России издавались журналы и « летучие листы». Влиятельным общественно-политическим и патриотическим журналом во время Отечественной войны 1812 года по праву считался "Русский Вестник", основанный дворянином Сергеем Глинкой в 1808 году.  Там помещалась информация с театра военных действий, печатались статьи, рассуждения и заметки на военную тему, очерки, зарисовки, патриотические стихотворения. Война 1812 года рассматривалась как защита православной веры, государя и отечества. Чтобы поднять русский дух среди населения страны, в 1812-1813 годах в журнале печатались статьи и стихотворные произведения, посвященные русскому патриотизму, храбрости, великодушию и другим добродетелям. Враги России в войне - Наполеон и французы - изображались в «Русском вестнике» в карикатурном виде. На волне патриотического подъема, охватившего русское общество во время войны с Наполеоном, в 1812 году в Петербурге был создан журнал "Сын Отечества". В каждом номере "Сына Отечества" публиковались воззвания и статьи, укреплявшие дух патриотизма и национальной гордости России. Образ Бонапарта изображался в сатирическом виде, что подчеркивало введенное новшество - иллюстрации-карикатуры художников Венецианова и Теребенёва.

1.2 Карикатуры И.И Теребенёва.

Иван Иванович Теребенёв был одарённым скульптором и ярким художником-графиком. Без теребенёвских карикатур трудно представить себе народную войну против Наполеона. Теребенёв в 1812–1813 годах работал без устали, и его сатирические «летучие листы» сразу узнавали. В русской карикатуре того времени, в частности у Теребенева, можно проследить три темы. Первая – шаржи на Наполеона: «Наполеонова пляска», «Наполеон в бане», «Обратный путь, или Действие слабительного порошка». Вторая тема – подвиги русских. Третья тема – бедственное положение французов во время их отступления. “Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России”. Главная цель этих карикатур – высмеять Наполеона и его армию. Причём сделать это не только с помощью изобразительных средств, но используя бранные комментарии, четверостишия. Обычно русский народ, русские герои изображались более реалистично, без искажения формы. Французские солдаты и император изображались с элементами гротеска и шаржированностью лиц и фигур.

В работе Теребенёва «Наполеон в бане» мы можем увидеть Как наполеон сидит на стуле, а возле него стоят солдат и казак. Солдат натирает ему спину, казак бреет его, а ратник поддаёт пару. Этой карикатурой Теребенёв хотел нам показать что не стоит всякому идти на Россию и начинать войну. И если он всё-таки пришёл с нами воевать так пусть стоит до последнего, а русский народ защитит за свою Родину.(Приложение 1)

В карикатуре «Наполеоновская пляска» мы можем увидеть двух крестьян и Наполеона танцующего между ними. Один из крестьян играет на дудочке и француз под неё пляшет. Таким образом карикатура нам показывает что француз хотел устроить свои порядки в России и чтобы русские «плясали под его дудку», но сделать этого ему не удалось так как его ослабевшая армия 6 октября покинула Москву под принуждением Русского войска. И сам художник подписал картину такими словами: «Не удалось тебе нас переладить на свою погудку; попляши же, басурман, под нашу дудку».(Приложение 2)

В работе «Нос, привезенный Наполеоном с собой из России в Париж», мы видим угрюмого, озлобленного Наполеона. Он опечален , тем что у него появился огромный прыщявый нос из-за которого ему стыдно появится перед французской публикой. Было решено , сказать парижанам что нос у него такой из-за морозов и гололёдецы. Этой карикатурой Теребенёв хотел нам показать, что после Отечественной войны, Наполеону было стыдно что он проиграл русским и остался « с носом». Поэтому он искал варианты как не опозориться перед своими поддонными. (Приложение 3)

Глава 2 Политическая карикатура Франции первой половины 19 века

2.1 Карикатуры А.Г. Венецианова

Алексей Венецианов считается родоначальником русской жанровой живописи. Он стал одним из первых художников, которые ушли от академических канонов и традиций искусства, и стали писать повседневную жизнь людей с их бытовыми заботами и ежедневным трудом. Живописец долгие годы обучал молодых художников, а школа в его имении и ученики-последователи стали называться «венециановской школой». Венецианов, родоначальник крестьянской темы в русской живописи, не подписывал свои карикатуры. Его авторство было впервые установлено в печати известным коллекционером и знатоком графики, сенатором и государственным деятелем Д.А. Ровинским. В своём фундаментальном труде Ровинский относил к авторству Венецианова 20 карикатур. Первые семь венециановских сатирических листов 1812 года, талантливых и высокотехничных по исполнению, отразили состояние русского общества.

В остальных своих карикатурах Венецианов отобразил в сатирическом виде различные эпизоды военной компании: «Наполеон после сражения под Малоярославцем», «Французы, голодные крысы, в команде у старостихи Василисы». Автор избегал подробных пояснений надписей, поэтому художественная сторона его работ преобладает над текстовой. Это отличало его гравюры от работ знаменитого скульптора и рисовальщика И.И. Теребнёва.

В работе Венецианова «Триумфальное прибытие в Париж Наполеона» мы видим, что Наполеон со своим товарищем, верхом на раке, приезжает в Париж, где их ни кто не встречает. Этой карикатурой автор хотел показать, что не стоит идти на Россию с войной, и не к чему хорошему это не приведет, ведь Россия очень мощная и сильная держава. (Приложение4)

В карикатуре «Изгнание из Москвы французских актрис» мы видим, как на повозке уезжают Русские актёры и актрисы, которые оставили французских актрис. Русские очень весёлые и радостные, они танцуют и поют. Французские актрисы очень грустные и повесили головы. Этой работой автор хотел показать, что из Росси выгоняли всех французов и даже тех которые не имели к армии Наполеона никакого отношения. Русский народ не хотел видеть ни кого из французского народа. (Приложение 5)

В работе Венецианова «Зимние Наполеоновы квартиры» мы наблюдаем, как Наполеон со своей армией потопают в больших снежных сугробах. Этой карикатурой автор хотел показать, как тяжело чужакам на земле Русской. Наполеон со своей армией не был готов к климату России.(Приложение 6)

2.2 Французские карикатуры на Александра 1.

В период Отечественной войны карикатуры выпускались ни только на Наполеона и его армию в России, но и на Александра I во Франции. Карикатуристы пытались приободрить Наполеона и его армию, изображая Александра 1 нелепым, смешным, пристыженным. И показывая Наполеона гордым за свою победу, самоуверенным в своих действиях.

Одна из карикатур это «Императорская закуска или Обед в Тильзите.» . На этой карикатуре мы видим, сидящих за столом, Наполеона и Александра I. Судя по карикатуре и афоризме, представленной под ней , автор хотел показать что , заключив Тильзитский мир, Наполеон подмял под себя не только Россию , но и другие государства. После подписания этого мирного договора Россия присоединялась к «континентальной блокаде», тем самым ограничив свои права и возможности. (Приложение 7)

Следующая не мало известная карикатура «Коалиция 1806 года.».На этой работе мы видим Наполеона, держащего за носы членов антифранцузской коалиции. В золотом мундире изображен Александр 1. Этой карикатурой, французский автор хотел показать, что Наполеон держал всё под своим контролем, смог обхитрить членов этой тайной организации. (Приложение 8)

Так же французские художники использовали афоризмы под своими работами. Этими строчками они хотели более подробно передать замысел своих произведений. Для этого они использовали четверостишия, комментарии.

Заключение

Результаты творчества даже самых неизвестных художников поднимали дух россиян и французов. Зачастую в России художники изображали в своих работах Наполеона и его армию, тем самым пытаясь изобразить их слабыми, уродливыми , а русских солдат или крестьян сильными , мужественными, полными сил, готовыми постоять за родину, которая им так любима. А во Франции художники изображали Александра I нелепым, смешным. Эти карикатуры издавались не только ради смеха и потехи, а и для того чтобы побудить народ на войну с врагом.

Русские и французские солдаты воевали до последнего, вспоминая эти карикатуры, они находили силы бороться дальше, не уступая друг другу. Благодаря этим карикатурам русские не проиграли войну и не дали Наполеону возможность расположить на нашей территории колонии. С одной стороны эти работы , просто рисунки, но они слишком повлияли на нашу историю.

Список литературы.

1. Редакция журнала «Историк». Летучие листы против Бонапартия./(электронный ресурс)-Режим доступа: https://историк.рф/special_posts/летучие-листы-против-бонапартия/

2. «Бородино2012». Карикатуры времен Отечественной войны 1812 года./(электронный ресурс)-Режим доступа: https://kukovenko.ru/borodino/karikatura-vremen-otechestvennoj-vojny-1812-goda

3. Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917)./(электронный ресурс). Б.И. Есин.- Режим доступа: https://1812.ria.ru/1812_chosen/20120606/639655465.html

4. Образовака. Отечественная война 1812 года./(электронный ресурс).-Режим доступа: https://obrazovaka.ru/istoriya/otechestvennaya-voyna-1812-goda-kratko.html

Приложение1

«Наполеон в бане»

Наполеон: «Эдакого мученья я сроду не терпел! меня скоблют и жарят, как в аду». 
Ратник: «Отдувайся, коли сам полез в русскую баню; попотей хорошенько, а мы не устанем поддавать пару». 
Солдат: «Натрем тебе и затылок, и спину, и бока; будешь помнить легкую нашу руку». 
Казак: «Побреем тебя, погладим, молодцом поставим».

Приложение 2

  «Наполеоновская пляска»

«Не удалось тебе нас переладить на свою погудку; попляши же, басурман, под нашу дудку».

Приложение 3

«Нос, привезённый Наполеоном с собой из России в Париж»

Наполеон: Вот какой нос приставили мне русские! Не знаю, как мне с ним показаться парижской публике! Нет ли средств укоротить его?
1. Докт.: Надобно его отрезать.
2. Докт.: В таком случае я не отвечаю за жизнь Его Вел.
Бертье: Не зачем его укорачивать; показывайтесь с ним смело парижанам. Мы напишем, что он у Вас вырос от ранних морозов и гололедицы.

Приложение 4

«Триумфальное прибытие в Париж Наполеона.»

Приложение 5

«Изгнание из Москвы французских актрис.»

Приложение 6

«Зимние Наполеоновы квартиры»

Приложение 7

«Императорская закуска или обед в Тильзите»

Приложение 8

«Коалиция 1806 года»

Просмотров работы: 100