История мультипликации. Мой первый мультфильм

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История мультипликации. Мой первый мультфильм

Балдуев Я.М. 1
1МАОУ "Гимназия №6"
Тимофеева Т.Б. 1
1МАОУ "Гимназия №6"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мультиплика́ция — это технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений. 

С появлением современных технологий увлекательный мир анимации, казавшийся ранее недоступным и загадочным, широко распахнул двери для всех желающих. В настоящее время познать азы мультипликации и почувствовать себя в роли начинающего режиссёра можно, не выходя из дома.

При поверхностном знакомстве анимация кажется простым занятием. На самом же деле это достаточно сложная работа, а её удачный исход, помимо всего прочего, зависит от хорошего воображения и незаурядной фантазии.

Цель исследования:

узнать, как «оживают рисунки» и создание простой анимации.

Задачи исследования:

познакомиться с историей развития мультипликации;

узнать, какие виды мультфильмов и способы создания мультипликации существуют;

провести анкетирование по данной теме среди одноклассников;

создать простой пример анимации.

Объект исследования - искусство мультипликации

Предмет исследования – мультфильм

Методы исследования:

анализ литературы;

анкетирование;

анализ полученных результатов;

практическая работа.

Актуальность исследования:

Перед началом работы, я провел анкетирование учеников класса. В ходе которого я задавал ребятам следующие вопросы:

Есть ли у тебя младшие братья или сестры?

Любят ли они или ты сам смотреть мультфильмы?

Как часто и насколько долго вы смотришь мультфильмы в течение недели?

Результат опроса показал, что большинство учеников класса любят смотреть мультфильмы как самостоятельно, так и с со своими младшими братьями и сестрами. Просмотр мультфильмов занимает значительную часть свободного времени ребят.

Также в ходе исследования выяснял

Знают ли ребята, как и кто создавал мультфильмы?

Когда показали первый мультфильм?

Пробовали ли сделать мультфильм самостоятельно?


Результат опроса показал, что, порядка 90% учеников класса не знают историю создания мультипликации. И более 80% учеников класса ни разу в жизни не пробовали сделать мультфильм самостоятельно.

Таким образом, я установил, что тема моей работы является актуальной и задачи, поставленные для выполнения работы, выбраны верно.

История развития мультипликации

Анимация – в вольном переводе означает оживление, но в нашей стране она получила название мультипликации.

С классических времен люди делали попытки сделать рисунки живыми и движущимися.
        Уже в 70 г. до н.э. стихотворец и мудрец Лукреций в своем произведении «О природе вещей» рассказывал о механизме для создания подвижных       узоров.

Более 1500 лет назад в Азии появилась форма визуального искусства – Театр теней (Рис.1 Приложения №1). В нем использовали большой экран, который подсвечивали сзади, и плоские куклы, на тонких палочках, с помощью которых ими управляли. Потом куклы заменили различными объемными куклами и даже человеческими руками.

В15 в. – были выполнены подобия блокнотов, на которых были движущиеся узоры, обычно это были движения человека или животного.

В 19 столетии было определено, что глаз человека устроен так, что увиденное им изображение сохраняется на сетчатке недолгое время. Это и является основным принципом, по которому и сегодня создаются мультфильмы. 
        В течение 19 в. продолжались поиски «оживления» изображений – приборы и механизмы, которые были придуманы в это время, хоть и выполняли свою функцию, но нуждались в существенной доработке. Одновременно с этим главной фигурой в североамериканских и французских печатных изданиях становятся комиксы, которые и стали главными героями

первых мультфильмов.

Уже в 1825 году Джон Пари изобрёл очень простую механическую оптическую игрушку, под названием ТУАМАТРОП. (Рис.2 Приложения №1). Ее принцип очень прост. Она состоит из небольшого картонного круга с двумя изображениями с двух сторон. Осталось только придать ему движения. Почему так получается? Так глаз удерживает впечатление увиденного. Это свойство глаза используют в кино. Там тоже показывают каждую секунду больше двадцати неподвижных картинок. Они сливаются, и мы видим одно движущееся изображение.

Жозев Плато в 1832году конструирует прибор ФЕНА-КИСТО-СКОП. (Рис.3 Приложения №1). Аппарат состоит из картонного диска с прорезанными в нем отверстиями. На одной стороне диска нарисованы фигуры. Когда диск вращают вокруг оси перед зеркалом, то фигуры, рассматриваемые в зеркале через отверстия диска, представляются не вертящимися вместе с диском, а, наоборот, кажутся совершенно самостоятельными и делают движения, им присущие.

В 1833 году У.Д. Хорне изобрел ЗОО-ТРОП (Рис.4 Приложения №1), который основан на том же свойстве человеческого глаза. По краю открытого сверху барабана идет лента с картинками, над которыми есть щели. Когда барабан быстро вращается, щели сливаются и через них хорошо видны «кадры», которые образуют короткий мультфильм. Можно сказать, что картонная лента стала прототипом кинопленки! Этот прибор, по праву можно считать одним из первых, способных воспроизводить анимацию, пока еще в очень примитивном виде.

Сегодня официальной датой рождения мультипликации считается 20 июля 1877 года – это год создания – ПРА-КСИНО-СКОПА. (Рис.5 Приложения №1). Выглядел он так. На внутреннюю сторону вращающегося цилиндра помещалась лента с 8 или 12 картинками. В центре – ряд маленьких зеркал. Когда цилиндр приводился в движение, каждая картинка отражалась в зеркале и возникал эффект плавного движения. С его помощью создавались и демонстрировались рисованные мультфильмы продолжительностью от 5 до 15 минут.

Главным открытием в истории мультипликации было изобретение братьев Люмьер – КИНЕМАТОГРАФА в 1895г. (Рис.6 Приложения №1). Это установка для покадровой съёмки рисунков, которая позволила снимать мультфильмы.

Однако появление кинематографа практически вытеснило анимационные ленты и заставило человечество забыть об этом. Но срок забвения мультфильмов был недолгим – вскоре люди вновь обратились к ней. 

История русской анимации

Основным аниматором нашей страны являлся Владислав Старевич – биолог, который задумал создать образовательную ленту про насекомых.

В 1912 г. Старевич выполняет документальный кинофильм, в котором были показаны брачные игры жуков. Однако во время съемок он столкнулся с проблемой – когда он устанавливал нужный свет, жуки отказывались двигаться. Тогда для того, чтобы окончить фильм, биолог делает из жуков чучел, крепит к ним ниточки и выполняет съемку киноленты по кадрам. Эта картина была первым кукольным мультфильмом.

Именно с этого человека начались мультфильмы со смыслом, ведь Старевич считал, что фильм должен не только развлекать, но и иметь какой-то подтекст. Да и вообще, его фильмы задумывались как некие обучающие пособия по биологии о насекомых, сам мультипликатор не предполагал, что создаст настоящее произведение искусства.

В. Старевич выполнил еще несколько подобных кинокартин, на тему насекомых – но теперь он использовал настоящие сценарии (из любовных романов и др.). Первый мультфильм – «Прекрасная Люканида или война рогачей и усачей». Данные ленты пользовались бешеной популярностью у зрителей – многие не понимали, как делалась картина, и удивлялись тому, как удалось автору так выдрессировать жуков. (Рис.7 Приложения №1)

Именно Старевич стал автором кинокартины, в которой одновременно использовались и актеры, и анимация. Затем он покинул нашу страну, после чего долгий срок анимационные картины не снимались, и только в начале ХХ века правительство СССР возродило анимацию для создания агитационных роликов.

Эксперименты и опыты аниматоров только приветствовались, поэтому в это время создавались разнообразнейшие варианты мультфильмов. 

Настоящие советские мультфильмы появились спустя несколько лет – в течение всего 1 года было создано сразу несколько мультфильмов, в числе которых были «Советские игрушки» и др. Подобное количество мультфильмов объяснялось появлением новых технологий, которые высвобождали работников от создания сложных изображений. 
        Очередным умельцем стал А. Птушко, который был дипломированным архитектором, но, случайно попав в анимацию, получил возможность реализовать себя в другом. Популярность ему принес полнометражный мультфильм «Новый Гулливер», который придал тексту Д. Свифта агитационное назначение. В мультфильме использовались различные приемы, в общем, к «детскому» жанру отнеслись достаточно серьезно. Именно Птушко впоследствии стал директором специальной мультипликационной студии Союздетмультфильм, которая в последствии стала известна всем как СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ. 

Самые первая и знаменитые киностудия, которая создавала мультфильмы в США– Студия УОЛТА ДИСНЕЯ.

На сегодняшний день, производство мультфильмов является успешным бизнесом. Над одним полнометражным мультфильмом трудится большое количество профессионалов, а стоимость их работ составляет миллионы долларов.

Как создается мультфильм.

Таким образом, я выяснил, что анимация – самая распространенная технология, разрешающая формировать иллюзию подвижности из неодушевленных неподвижных предметов. В России известна как – мультипликация, в англоговорящих странах - как «cartoons».

По сути, процесс представляет собой следующее: изображенная фигурка рисуется множество раз, причем каждое изображение фигурки несет в себе некие изменения, представляющие собой ее движение. Готовые изображения снимаются в режиме – 1 кадр = 1 изображение, и транслируются с быстротой 24 кадра в секунду.

Если в качестве персонажей исспользуются куклы или различные предметы, то анимирование также происходит по вышеуказанному принципу

1 движение = 1 снимок.  

Существует несколько способов создания мультфильмов:

С помощью пластилина - пример такого мультика – «Пластилиновая ворона». Благодаря своей необычайной податливости пластилин на протяжении многих лет остаётся одним из самых любимых материалов мультипликаторов. Из него можно создать своих ярких пластилиновых героев. Не стоит забывать, что пластилин под воздействием температуры имеет свойство терять форму, поэтому для освещения в этом случае лучше использовать люминесцентные лампы, которые практически не создают теплового эффекта.

С помощью кукол«Чебурашка». Не менее интересны в технологическом плане кукольные мультфильмы. Менять положение кукол, создавая иллюзию их движения, несколько проще, чем при рисовании, но и здесь имеются свои нюансы. Например, чтобы изобразить объект парящим в воздухе потребуется закрепить его в пространстве при помощи натянутой лески. Само "крепление" при этом остаётся практически незаметным для объектива фотоаппарата или камеры. Кукольные мультфильмы "оживают" лишь при скрупулезной покадровой съёмке. Для изготовления кукольных персонажей требуются не только краски и бумага, но и масса других сподручных материалов. Это могут быть лоскутки ткани, нитки, поролон, проволока, пуговицы, дерево, разнообразные плоды и др. Основой для создания кукольных мультфильмов может послужить также конструктор "Лего". В действительности же совсем неважно из чего будет сделан ваш кукольный герой, главное чтобы он был наделён индивидуальностью.

Покадровое рисование - «Ну погоди». Вот уже без малого сто лет рисованные мультфильмы любимы зрителями всех возрастов. Своей долгой жизнью они обязаны великому американскому аниматору Уолту Диснею, который один из первых внедрил ручную технику рисования. Для того чтобы испытать её на практике нужно потрудиться и подготовить целую картинную "галерею". Можно использовать в процессе рисования акварельные краски, фломастеры, цветные и грифельные карандаши, мелки и даже обычные шариковые ручки. На бумаге каждое последующее движение придётся рисовать полностью от начала и до конца. Для того чтобы движение анимационного объекта привлекало внимание естественностью, разница между смежными рисунками должна быть слабовыраженной. Все мельчайшие изменения картинок следует фиксировать фотоаппаратом, закреплённым на штативе.

Живопись по стеклу«Добро пожаловать» - по аналогии с рисованием, но основой для рисования здесь выступает стекло. Для создания нового рисунка на стекле потребуется лишь подправить предыдущий набросок, стерев при этом только лишние линии.

Компьютерная анимация - «Князь Владимир», «Шрек»

Современная мультипликация создается с использованием компьютера. Он очень облегчает работу людям, но по-прежнему используются методы рисования, куклы или полностью компьютеризированные 3D картинки.

С каждым годом популярность этого вида анимации стремительно растёт. Сегодня этот процесс уже не остановить. Цифровой формат, в котором созданы мультфильмы нового поколения, более практичен, причём не только в визуальном, но и в экономическом плане. Компьютерные программы значительно упрощают процесс создания мультфильмов. На основании введённых параметров они позволяют без особых усилий строить базовые модели анимированных персонажей, промежуточные позы которых высчитываются автоматическим путём. Ранее для мультфильмов использовали преимущественно двухмерную (плоскую) графику. Именно таким способом в программе Adobe Flash была создана всем известная Масяня. Для создания 2D-анимации подходят такие продукты как PowerPoint и GIF Animator. Попробовать свои силы в объёмной трёхмерной анимации, отличающейся особой реалистичностью, можно при помощи 3D MAX и Photoshop.

Анимированные персонажи постоянно совершают поступки, которые нереальны в подлинной жизни. Они могут летать, воскресать из мертвых, колдовать и превращаться. Еще более "чародейственными" являются анимированные «неодушевленные» вещи – совершенно нормальными являются самодвижущиеся автомобили и самостроящиеся дома. Анимация базируется в основном на сказках и баснях.

5. Практическая часть - создание собственного мультфильма.

Изготовление мультфильма – длительный сложный процесс, при котором создается сценарий, который разбивается на отдельные происшествия, а они, в свою очередь, иллюстрируются соответствующими изображениями. Озвучивание происходит в самом конце мультипликационного процесса.

Рисованный мультфильм.

Для начала будет вполне достаточно карандаша и блокнота. Я попробовал на десяти разных листах нарисовать птицу. Каждое последующее изображение должно отличаться от предыдущего положением крыльев. А теперь, если быстро перелистывать все страницы, и вы увидите, как птица оживает. Частая смена кадров, изображающих последовательное действие, является главным секретом всех мультфильмов. Этот нехитрый фокус с блокнотом не что иное, как самое примитивное наглядное пособие, помогающее прочувствовать специфику анимации.

Современные технологии

Для создания домашней анимационной студии мне понадобилось некоторое оборудование:

цифровой фотоаппарат или мобильный телефон с хорошей камерой

штатив

компьютер или мобильный телефон

искусственные источники света

ватман или ткань, использующийся в качестве фона

материал для изготовления анимационных персонажей

В своей работе я использовал мобильный телефон Samsung J5. С его помощью и с помощью программ «Кукольная анимация» и « Рисуем мультфильм» я создал несколько мультфильмов. Для этого я:

разработал небольшой сценарий

создал декорации

произвел сьемку и монтаж кадров

наложил звуковой ряд и спецэффекты, которые имелись в программе

окончательно обработал фильм (наложил текст).

Постановка и съёмка одного кадра с двумя-тремя фигурами занимает в среднем около минуты. Для правдоподобности воспроизведения движений одна секунда мультфильма должна вмещать не менее двенадцати кадров. Соответственно для этого потребуется около 15 минут. Нетрудно подсчитать, что лишь на покадровую съёмку мультфильма продолжительностью десять секунд уйдёт примерно три часа времени. Если прибавить сюда подготовительные работы, монтаж и окончательную обработку, то в общей сложности процесс создания такой мини-"анимашки" займёт целый день.

Таким образом, на создание одного мини мульта я потратил примерно от 3 часов до 1 дня.

В итоге у меня получились три мульта, выполненные в разной технике:

«Жизнь» – с использованием пластилина

«Лего-бой» – с использованием кукол

«У костра» -рисованный компьютерный мультфильм.

Выводы:

История развития мультипликации очень интересна. К тому же я узнал, что искусство мультипликации старше самого кино!

Способы создания мультипликации за это время очень изменились. Выполняя данную работу, я научился создавать анимацию разными способами и это даже интереснее, чем просто смотреть мультики.

Оказывается совсем не обязательно иметь сложную технику для того, чтобы создавать анимацию.

Но, если создать простую мультипликацию довольно просто, то создать мультипликационный фильм очень сложно! Недаром над созданием мультфильма работает целая съемочная группа.

В настоящее время основным способом создания мультипликации является компьютер. Поэтому, чтобы создавать мультфильмы надо вначале изучить специальные программы, а это требует много времени.

Но, самое сложное при создании мультипликационных фильмов – это терпение!

Приложение №1

(Рис.1 Театр Теней)

(Рис.2 ТУАМОТРОП)

(Рис.3 ФЕНАКИСТОСКОП)

 

(Рис.4 ЗООТРОП)

 

(Рис.5 ПРАКСИНОСКОП)

(Рис.6 КИНЕМАТОГРАФ)

(Рис.7 В.Старевич и его жуки)

Список литературы

Белоусов Ю.А. Я познаю мир (кино). Издательство АСТ, 2000.

Все обо всем. Том 11.- М.: Филологическое общество «Слово» АСТ, 1999. С. 74-76.

Интернет-ресурс: www.myltik.ru

Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере. Самоучитель для детей и родителей - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

Просмотров работы: 321