Семейное воспитание: традиции и современность

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Семейное воспитание: традиции и современность

Панфилова О.В. 1
1МБОУ "Доскинская школа"
Федосеева Л.В. 1
1МБОУ "Доскинская школа"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания». Эти слова принадлежат Сунь Цзы, китайскому мыслителю, жившему в 6 веке до нашей эры, но продолжают быть актуальными и по сей день. Проблема воспитания подрастающего поколения обсуждается на государственном и социальном уровне, в педагогическом сообществе, в средствах массовой информации. Родители задаются вопросом о том, как правильно воспитывать ребенка, чтобы он вырос всесторонне развитой, самостоятельной, самодостаточной личностью и был при этом добрым, отзывчивым, справедливым. В нынешнее время возрос интерес к традициям семейного воспитания. Они призваны укреплять родственные связи и отношения, они являются механизмом передачи важных личностных и социальных качеств человека таких как: сострадание, любовь, доброта, взаимопонимание, готовность помочь близкому человеку.

При подготовке к написанию работы и проведению исследования, была определена проблема: почему дети и подростки одинакового возраста в России и некоторых странах Европы воспитаны по-разному. Европейцы более свободны и социализованы нежели россияне, в чем причина? Сохранились ли традиции воспитания по сей день или забыты?

Объектом исследования стали стили и походы к воспитанию детей в Европе и России в прошлом и в наши дни.

Цель исследования: выявление сходств и различий в подходах к семейному воспитанию в странах Европы и России. Данная цель раскрывается при решении следующих задач: а)обозначить основные функции семьи в вопросах воспитания детей; б) проследить, как менялись подходы к семейному воспитанию на протяжении веков; в) на основании изученного материала определить, какие стили воспитания чаще используются в современных семьях.

Методы: групповое анкетирование и интервью

Особенности и традиции семейного воспитания в прошлом.

Воспитание в Англии.

Английское воспитание всегда отличалось строгостью и суровостью, порой переходящими в жестокость. В XVIII -XIX вв. нормальным считалось отказаться от ребенка, отправить его к кормилице, в монастырь или в заведение для маленьких детей, в дом другого знатного рода в качестве слуги или заложника. Дома к ребенку относились как ко взрослому человеку, сразу нагружали его работой. В английских семьях применялись телесные наказания. Известен такой факт: в 1889 году разразился скандал, связанный с жестокостью гувернантки. В английских газетах нередко встречались объявления вроде: «Холостяк с двумя сыновьями ищет строгую гувернантку, которая не погнушается поркой» и дальше в том же «развеселом» духе. Каково же было удивление читателей «Таймс», когда одно из этих объявлений оказалось подлинным! Телесные наказания были распространены как дома, так и в школах.

Традиция отдавать детей и пороть их была столь сильна, что существовала в Англии до конца XIX века.

Воспитание во Франции

В прежние времена ребенок во Франции с самого первого дня от рождения мог воспитываться, и часто воспитывался, вне родительской семьи. Часто, как только ребенок рождался, его отправляли на воспитание в деревню, где дети могли оставаться до 1,5, 2-х и часто 3-х лет. Родители, не желавшие расставаться со своими детьми, относили их на день в воспитательные заведения для грудных детей, ясли (creches). Эти воспитательные учреждения по большей части были бесплатны, иногда только за ребенка взималась небольшая плата. Принимали детей в ясли не моложе 2-х недель и не старше 2,5 лет. Начиная с 3-х лет, иногда даже раньше, ребенок мог поступить в так называемую материнскую школу (ecolematernelle), своего рода детский сад. Там он оставался лет до шести. Школы эти были бесплатны, следовательно, общедоступны.

Во всех слоях французского общества отец считался главой семейства. Авторитет его безусловно признавался детьми. Мать, хотя и имела влияние на детей, но так как она склонна была к тому, чтобы баловать детей, то обхождение детей с ней более свободное. Французская женщина умела вести дом сообразно заработкам мужа. Мужу, как работающему человеку, жена старалась устроить все так, чтобы он, возвращаясь домой, мог отдохнуть, чтобы все было в порядке и дети не беспокоили отца. Французские отцы не любили вмешиваться в хозяйство и в занятия с маленькими детьми. Это дело матери, которая принимала эту обязанность добровольно и исполняла ее добросовестно. Уход за детьми, когда они воспитывались дома, тоже входил в обязанности матери. Мать рано приучала их к чистоте, опрятности и порядку. Иметь прислугу было очень дорого, она нанималась лишь в богатых семьях или там, где много детей (случай, впрочем, весьма редкий во Франции). Вследствие этого, детей рано приучали обходиться без посторонней помощи. Четырех– пятилетние дети уже начинали умываться и одеваться сами. Французский ребенок вообще был «благовоспитан», и эта благовоспитанность — последствие привычек, привитых с малолетства. Так как во французской семье родители всегда были заняты каждый своим делом, то они старались воспитать детей таким образом, чтобы они не мешали стройному ходу жизни, то есть, не требовали, чтобы ими постоянно занимались. Но при этом отношение к детям скорее было мягким, чем суровым.

С 6-летнего возраста обучение становилось обязательным для детей обоего пола. Ребенок переходил в бесплатную начальную школу, которая содержалась за счет государства (ecoleprimaire). Он оставался в этой школе до 12 лет, после чего сдавал экзамен, завершающий первоначальное обучение. После этого экзамена обучение переставало быть обязательным.

Телесные наказания были редкостью. Случалось, однако, что дети получали время от времени шлепки и затрещины, но это делалось экспромтом, сгоряча, а не в виде заранее придуманного наказания. Наказание заключалось в большинстве случаев в лишении ребенка какого-нибудь удовольствия.

Воспитание в России

Детей на протяжении XVIII века и первых десятилетий XIX века рождалось от 1 до 15мланденцев. Очень высока была и детская смертность. Дети погибали в тяжелых родах, от детских болезней, несчастных случаев. В общем, если из пятнадцати рожденных выживало пятеро, родители считали это милостью судьбы. Но не смотря на это, сразу после рождения деток отдавали на попечение кормилицы и нянек. Хотя, конечно, матери тоже принимали участие в воспитании. В домах дети проживали отдельно от своих родителей - их спальни находились как можно дальше от родительских.

Для крестьян России, составлявших подавляющее большинство населения того времени, был характерен тяжелый ручной труд. Чтобы выжить, все члены крестьянской семьи, в том числе и дети, должны были трудиться. Дети и подростки в процессе труда практически усваивали житейский опыт и трудовую сноровку.

Семья зачастую была большая, по 5—10 и даже больше детей: женщина-крестьянка рожала столько детей, сколько подарит природа; однако высока была и детская смертность. В семье осуществлялся налаженный, веками сложившийся непрерывный процесс воспитания и обучения сначала в играх, а затем путем подражания старшим, рассказа, показа и объяснения, вопросов и ответов, наставления старших младшим, и под контролем первых, соревнования со сверстниками.

Воспитателями выступали родители и все другие члены семьи, включая старших детей. Воспитывали любовь к Отечеству и родной земле, почитание старших, доброту и милосердие, честь и достоинство, трудолюбие.

Современное воспитание в Европе

На первом месте европейской (английской, французской) мамы остается она сама и ее муж, и лишь потом следует ребенок. Да, он часть семьи и ее полноправный член, но «главными» в остаются родители и их интересы. В процессе воспитания детей родители стараются экономить свои время и силы. Многие российские родители полагают, что дети должны жить лучше родителей и руководствуются девизом «лучшее – детям». Лучшее – значит самое дорогое и качественное, чтобы у ребенка непременно было все «самое-самое», иногда в ущерб собственным интересам. Европейские родители вовсе не считают, что у ребенка должны быть исключительно дорогие и качественные вещи. Там, где можно сэкономить на покупках для ребенка, они, скорее всего, так и сделает. Экономия и прагматизм распространяются на все аспекты жизни жителей Англии и Франции, и дети - не исключение.

Воспитание детей базируется, как правило, на поддержке, уважении, пояснении вопросов, внимании, неигнорировании и запрете телесных наказаний. В некоторых странах строгость наказания детей регламентируется законодательством. Например, телесные наказания в любой форме могут быть полностью запрещены. Здесь важно обратить внимание на два важных аспекта воспитания. Во-первых, принципиально, что дети воспитываются в поддержке и внимании к их проблемам. Но таким образом, чтобы научить их решать возникающие трудности самостоятельно (не отказывая при этом в поддержке). Если это действительно происходит, то способствует появлению самостоятельных личностей с хорошей самооценкой, высокой приспособленностью к жизни и ответственностью за себя. Вторым интересным наблюдением является высокая автономность детей от родителей по достижению ими совершеннолетия. Как правило, дети быстро покидают родителей и родственные связи имеют гораздо меньшее значение, чем в России

Широко распространенной и популярной в настоящее время стала в Европе система воспитания Марии Монтессори. Суть системы заключается в том, чтобы предоставить детям развивающую среду.

Положения системы:

-Активность ребенка. В обучении малыша взрослый играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником.

-Свобода действий и выбора ребенка.

-Старшие дети учат младших. При этом сами они учатся заботе о младших. Это возможно, поскольку, согласно педагогике Монтессори, группы формируются из ребят разного возраста.

-Решения ребенок принимает самостоятельно.

-Занятия проводятся в специально подготовленной среде.

-Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Дальше малыш развивается сам.

-Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств.

-Не следует идти против указаний природы, нужно следовать этим указаниям,тогда ребенок будет самим собой.

-Недопустима критика, недопустимы запреты.

-Ребенок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.

Очень интересно европейские родители относятся к детским капризам...Реагировать на детские капризы принято попытками отвлечь ребенка. Потакать каждому детскому желанию здесь не принято: ребенок с детства должен привыкать к ограничениям. Хорошо вести себя на публике и не устраивать истерик детей приучают довольно рано, ведь самая страшная ситуация-оказаться в роли родителя заливающегося криком ребенка в общественном месте. Большего конфуза и представить себе трудно. Некоторые семьи практикуют crying out – метод, при котором плачущего ребенка оставляют на время одного, чтобы он «прокричался» и успокоился.

Повзрослевших детей рано «выпихивают» во взрослую жизнь: как правило, сразу после окончания школы дети обретают полную самостоятельность и финансовую независимость.

Стили и методы семейного воспитания в современной России и их влияние на ребенка

Авторитарный стиль воспитания

У родителей, которые придерживаются авторитарного типа воспитания, на первом месте стоят не интересы ребенка, а его успешное, процветающее будущее. Опираясь на свой жизненный опыт, мама с папой самостоятельно решают, что ребенку лучше носить, как говорить, что делать, чем заниматься. При этом, желания самого ребенка воспринимаются как нечто неважное, несущественное. В голове у таких родителей есть определенная цель, например: ребенок, который учится только на 5-ки, либо ребенок, который поступил в медицинский вуз и выучился на врача. Во что бы то ни стало, по их мнению, ребенок должен достигнуть этой цели, и не важно, что ему, например, совсем не хочется становиться врачом. Строгость и муштра превращают воспитание в семье в постоянное подавление ребенка, принуждение и даже насилие. Ничто не должно отвлекать от процесса достижения великих целей, поэтому каждый шаг, слово, действие ребенка контролируется.

Каковы последствия авторитарного воспитания ребенка в семье?

-В первую очередь, страдает личное пространство малыша. Подавляется его воля, желания, личность. Ребенок растет в авторитарной атмосфере, где он не вправе решать даже маленькие мелочи, например, в какую прическу будут собраны волосы, или по какой дороге идти домой из школы.

-При авторитарном стиле воспитания в семье, маленькие дети почти беспрекословно подчиняются родителям, так как ими руководит страх. В подростковом возрасте часто возникают проблемы: авторитет родителя ставится под сомнение, учащаются скандалы, подросток стремится поступать наперекор взрослым, только бы отстоять собственное мнение. В зависимости от собственного характера, ребенок вырастает в человека, который имеет слабую жизненную позицию, не понимает, чего хочет, не умеет принимать решения. Про людей, выросших в авторитарной семейной атмосфере, часто говорят, что у них нет собственного мнения, способности отвечать за поступки и действия. По привычке такие люди стремятся угождать окружающим, подчиняться, изо всех сил пытаются оправдать чужие ожидания.

Либеральный (попустительский) стиль воспитания детей

Считается, что этот тип семейного воспитания противоположен авторитарному. В такой семье между родителями и детьми могут поддерживаться теплые, дружеские отношения, но сильно хромает дисциплина. Родители, которые придерживаются либерального семейного воспитания детей, не склонны возлагать большие ожидания, самое главное для них – счастье ребенка. Как и авторитарный стиль, либеральный является не слишком хорошей крайностью. Родители в погоне за счастьем и комфортом своего чада забывают о дисциплине и наказаниях. Не устанавливают допустимые рамки поведения и стремятся сделать абсолютно все, чтобы у ребенка или подростка была возможность самовыражения. Другой вариант либерального стиля воспитания – когда родители не особо интересуются воспитанием вообще, пускают рост и развитие на самотек. С одной стороны, это дает возможность ребенку самостоятельно развиваться, с другой же создает между родителем и ребенком пропасть.

Каковы последствия либерального воспитания ребенка в семье?

Если авторитарный стиль обращения с детьми становится причиной появления грубых или несамостоятельных людей, то либеральный – «недолюбленных» или чересчур отвязанных. Возможны следующие варианты развития личности:

Самостоятельный, уверенный в себе человек, который, однако, отличается некоторой отстраненностью. Не желает думать о других, не слишком понимает, как проявлять близость, привязанность. Такие люди идут по жизни одиночками, не желая поддерживать, помогать, заботиться о близких и просто окружающих людях. Люди, которые привыкли жить вне общественных рамок. Считают, что им все можно, не обязательно придерживаться правил и норм поведения. Довольно часто такие личности выбирают для себя криминальные «профессии», отличаются безответственностью и неумением держать слово.

Опекающий стиль воспитания (гиперопека)

Подобный стиль воспитания появляется в семьях, где родители очень сильно переживают о своем чаде. Воспитание детей в такой семье во многом основывается на ограничениях. Чтобы с ребенком что-то не случилось, ему запрещают, например, гулять на улице вечером, общаться с «неблагоприятными» детьми, а иногда даже не разрешают заниматься спортом.

Вообще, гиперопека может проявляться по-разному. Это и стремление, обычно матерей, «привязать» чадо к себе, не отпускать, постоянно приглядывать и контролировать. Иногда гиперопека проявляется в излишней обеспокоенности здоровьем. Еще одна распространенная форма опекающего стиля воспитания – когда ребенок вырастает, прекращается в подростка, а к нему все равно относятся как к маленькому и не самостоятельному.

Каковы последствия опекающего воспитания ребенка в семье?

-Стиль воспитания в семье во многом определяет и стиль жизни всех членов, а значит, влияет на обстановку, в которой растет ребенок. Часто гиперопекающие родители стремятся оградить ребенка от сложностей, иногда эти сложности – всего лишь домашние и школьные обязанности. Гиперопека приводит к возникновению следующих личностей:

-Человек, который считает, что он лучше окружающих. Из-за опекающего типа воспитания он привык манипулировать окружающими, относится к людям недоверчиво, высокомерно. Не слишком любит трудиться, однако требователен к окружающим и не желает считаться с чужим мнением.

-Зависимый, несамостоятельный человек, который не в состоянии справиться с трудностями и проблемами. Не проявляет инициативу, беспомощен, даже во взрослом возрасте по каждому вопросу советуется с мамой или папой.

Авторитетный или демократичный стиль воспитания детей

Авторитетное воспитание ребенка сбалансировано, родитель и ребенок принимают и понимают друг друга. В какой-то степени этот тип воспитания детей похож на либеральный, однако есть одно существенное различие: воспитание детей не пускается на самотек, а проходит под чутким, но ненавязчивым контролем.

Авторитетный стиль семейного воспитания подразумевает, что ребенок – самостоятельная и самобытная личность. В семье с детьми общаются, предъявляют умеренные дисциплинарные требования, оказывают любовь и поддержку, возлагают надежды, но не принуждают насильно к достижению целей.

Придерживаясь этого стиля семейного воспитания, родители стремятся разговаривать с детьми, объяснять требования, обсуждать проблемы и недомолвки. Чтобы избежать принуждения, взрослые приводят логичные, разумные доводы и отстаивают свою правоту.

Каковы последствия авторитетного воспитания ребенка в семье?

-Если ребенку повезло вырасти в семье, где к детям применяли авторитетный стиль воспитания, скорее всего он – самостоятельная личность, которая умеет принимать решения, не боится ответственности за свои поступки. Он отличается умением ставить цели и стремиться к ним, не боится проявлять инициативу, строит с людьми вокруг отношения, основанные на уважении и взаимопонимании. Он знает, что такое компромисс и как его найти, а еще, обладая своим собственным мнением, принимает мнение окружающих людей.

Заключение и выводы

После изучения материала по теме работы, было проведено исследование, каких стилей воспитания придерживаются в семьях моих одноклассников. Анкетирование родителей показало, что большая часть семей придерживается опекающего стиля воспитания. Из 20 родителей, принявших участие в анкетировании, ответы 15 из них показали именно этот стиль, что составляет 75% от количества опрошенных. Либерального стиля воспитания не придерживается никто из опрошенных родителей (0%), авторитарного 3 человека (15%), демократического-2человека (10%). В то время, как дети, принявшие участие в анкетировании, считают, что их родители, в своем большинстве, придерживаются авторитарного стиля воспитания: из 25 учащихся ответы 15 показали на авторитарный стиль, что составляет 60% от числа опрошенных. Демократический стиль выбрали 5 учащихся, что составляет 20% от числа опрошенных и 5 учащихся считают, что их родители придерживаются опекающего стиля воспитания, что так же составляет 20% от числа опрошенных. Либерального стиля придерживаются по мнению учащихся, 0% их родителей.

Данные исследования показали, что дети хотят от своих родителей более внимательного отношения к своим проблемам, но, вместе с этим, и предоставления большей самостоятельности. На вопрос, какого стиля воспитания своих будущих детей они будут придерживаться, когда станут родителями, большая часть учащихся ответить затруднилась и только четверо выбрали демократический стиль (16%)

Подводя общий итог, следует отметить, что:

-в России дети подвержены большей опеке со стороны родителей, нежели в Европе;

-в Европе подросшие дети более самостоятельны и приспособлены к жизни в социуме;

-не смотря на разницу в подходах к воспитанию детей в Европе и России, цели являются одинаковыми: вырастить самостоятельную личность.

Литература:

Лидерс А.Г. «Психологическое исследование семьи», 3-е издание, Москва Издательский центр «Академия», 2008 год

Петраков А. «Особенности современной европейской семьи. Отличия от российской «ячейки», 2017 год

Дмитриенко Н.И. “Стили воспитания: как они влияют на развитие личности ребенка», 2018 год

Интернет-ресурсы

1. www/ vikipedia.ru

2. www/secrethistory.ru

3. https://document.wikireading.ru

Просмотров работы: 742