Почему бесчеловечное нацистское движение массово поддерживалось в 20-40-х гг XX века?

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Почему бесчеловечное нацистское движение массово поддерживалось в 20-40-х гг XX века?

Махно У.К. 1
1МБОУ гимназия "Пущино"
Попкова И.В. 1
1МБОУ гимназия "Пущино"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Актуальность темы.

К сожалению, в современном мире идет постепенное обеление нацизма. Не осознавая главных идей и принципов жесточайшей идеологии, а также ее губительных для общества последствий, некоторые даже пытаются движение возродить в таком течении, как неонацизм. Тем не менее, стоит помнить, что стран, выигравших от правления нацистов, не существует, и память о разрушении огромной нацистской машины должна жить именно во избежание повторения плачевной истории XX века. И, чтобы пресечь попытки ее возрождения, важно знать причины возникновения и активного действия идеологии.

Задачи исследования:

Изучить: историю формирования, причины возникновения идеологии

Рассмотреть теорию о «высшей расе», которая выступала одной из основ движения, выявить причины ее скорого краха

Выявить причины быстрого распространения и принятия нацизма людьми в фашистской Германии.

Методы исследования: поиск, изучение, обобщение, структурирование и анализ информации по заданной теме.

Основная часть

«... Везде смерть и разрушение. Весь мир сошел с ума. Порядочных людей отправляют в концлагеря, в тюрьмы, в одиночки, а над старыми и молодыми, над богатыми и бедными измываются... Одни попадаются на том, что покупали на черном рынке, другие – на том, что скрывали евреев или подпольщиков. Никто не знает, что его ждет завтра… Приходится голодать, но все не так страшно, как если бы нас обнаружили…» -

Отрывок из дневника еврейской девочки Анны Франк,

умершей в концлагере Берген-Бельзен.

Блок 1.

Формирование идеологии и ее причины.

Известно, что некоторые крупные капиталистические державы и международные объединения капиталистов время от времени ведут между собой «войны за передел мира». Важную роль всегда играет соотношение сил между сторонами, в зависимости от них доля владений территориями менялась после каждого столкновения.

В ходе начавшегося в связи с объединением Германии процесса экономической концентрации германский финансовый капитал быстро вырос и окреп. Однако вследствие позднего образования единого национального государства германский финансовый капитал только в 1884 г. перешел к активной колониальной политике; вскоре его экстремистские стремления к территориальным захватам натолкнулись на границы сфер влияния старых колониальных держав – Великобритании и Франции. Это является причиной того, что с конца прошлого века он во все возраставшей степени стремился к переделу мира и, соответственно, готовился к войне за этот передел.

Что же требовалось для этого во внутренней политике? Объединить идеологически, побудить к действию, призвать под знамя войны весь немецкий народ для осуществления захвата территорий. Ведь именно на плечи народа обычно ложится как подготовка, так и тяжесть ведения любой войны.

Стоял вопрос: при помощи какой идеологии возможно было внушить народным массам требование «сплоченной и единой нации»? Как можно было сделать идеологически приемлемым и справедливым для населения притязание на господство над другими народами?

Идеологическое выражение, к активному поиску которого стремилась империалистическая буржуазия, было найдено в социал-дарвинизме. Это псевдонаучное учение перенесло открытие известного всем нам Чарльза Дарвина из области животного мира на человеческое общество.

В интерпретации социал-дарвинистов жизнь человека выглядела как вечная «борьба за существование и выживание», победителем из которой выходит наиболее приспособленный и высокоорганизованный. А те же, что не обладают правом «на жизнь без гнета», обязаны победителю подчиняться. Что же лучше могло отвечать интересам набирающего экономическую и военную силу империализма, чем эта откровенная «мораль»?

Но недостатки социал-дарвинизма, несомненно, были.

Во-первых, аморальность, отказ от этических и нравственных норм во имя восхваления насилия - не очень привлекательная перспектива для большей части населения. Это движение смогло увлечь исключительно часть верхних слоев общества, но неспособно было подчинить себе «простой» народ – важнейшую часть в данном отношении. Ведь именно народ «питал» все существовавшие в истории идеологии, «добровольно - принудительно» подвергаясь созданным иллюзиям общности интересов.

Второй недостаток - борьба за самоутверждение и выживание в конечном счете характеризовалась как жизненный закон, а, следовательно, как закон для каждого. Следовательно, не было гарантировано, что народные массы не начнут бороться против «сильных мира сего», ссылаясь на собственное жизненное право. Крупный капитал же был заинтересован в обратном – властвовать, а не бороться.

Нужно было сильное связывающее начало, при существовании которого все перечисленные выше недостатки оставались бы незначительными. Этим началом стала «расовая теория/научный расизм», например, описанная французским историком Жозефом Гобино в своем труде «Опыт о неравенстве человеческих рас». Он – первый, кто интерпретировал всю историю человечества как историю борьбы рас. Эта теория, несомненно, пригодилась империализму - он объявил расу собственной нации «высшей» и, прибегнув к той же расово-теоретической аргументации, поставил знак равенства между войной и порабощением других стран и народов и войной против политических противников в собственной стране.

Это слияние дало нужный империализму коллективный субъект «жизненной борьбы».

Пропагандистский аппарат сыграл одну из главных ролей в распространении идеологии. Например, такая организация, как «Пангерманский союз» являлась одним из крупнейших идеологических центров Германии в 1891-1939, а также инициатором бесчисленных объединений, которые занимались «германоведением» в различных организационных формах. Цель, соответственно - культивировать среди своих членов, а через них и среди общественности расистское чувство собственного национального превосходства. По тем временам «Пангерманский союз» располагал самым крупным в Германии «научным» и пропагандистским инструментарием - издательством. В начале 20-х годов при издательстве был создан «отдел расовой политики», который массовыми тиражами печатал расистские листовки, журналы, агитационные материалы.

Реваншистский дух после подписания унизительного для Германии Версальского договора в 1919 году был также очень силен, что не могло не сказаться на распространении фашистской идеологии среди населения страны. По Версальскому договору Германия оставалась единым государством, но беспомощным в военном отношении, политически униженным и подорванным в экономическом плане. Для того, чтобы уничтожить Германию, договор был слишком мягким, для того, чтобы просто наказать ее — чересчур унизительным.

С немецкой точки зрения, договор был «Версальским диктатом» победителей. Большинство населения восприняло демократию как чужеземный порядок, навязанный западными странами. Это и была та почва, на которой в итоге вырос тоталитарный и агрессивный нацистский режим.

Еще одним немаловажным фактором стал качественный «гипноз» народных масс. Образ «фюрера», поиски которого велись столь энергично, сконструировал еще раньше Дитрих Эккарт. В 1918 г. он призывал и превозносил будущего «спасителя», а после войны писал о срочно необходимой новой партии, во главе которой «должен встать парень, не боящийся треска пулеметов». «Лучше всего — рабочий. К тому же холостяк: тогда мы привлечем на свою сторону женщин!».

Такой человек должен обладать захватывающим талантом оратора, заставляющего массы встречать его ликованием. Чем глубже диктатор исконно уходит корнями в широкую массу, чем лучше он умеет психологически подойти к ней, тем с меньшим недоверием будут к нему относиться рабочие, тем больше приверженцев приобретет он из рядов народа. Этим человеком стал Адольф Гитлер, который отлично подходил по всем заявленным выше параметрам.

Итоги блока.

Причины распространения и принятия нацизма в фашистской Германии:

Поддержка идеологии крупным капиталом

Умелая пропаганда

Унижение национального достоинства после подписания Версальского договора

Наличие харизматического лидера - искусного оратора, образа «великого фюрера», за которым слепо следовали люди

Блок 2.

Теория: «Население нацистской Германии – высшая раса».

Именно расовая теория отличает немецкий национал-социализм от итальянского фашизма. Для нацистов принципиально было разделение рас на «высшие», способные к самоорганизации и прогрессу, и «низшие», не способные с этой точки зрения ни к чему.

Среди низших, не признаваемых нацистами, находились, например, представители негроидной и монголоидной рас, славяне, евреи, цыгане. Им было дано презрительное название «untermensch» («недочеловек»).

В 1941 года при выступлении перед членами СС, Генрих Гиммлер охарактеризовал ситуацию в Европе как «войну идеологий и борьбу рас». «На одной стороне стоит национал-социализм: идеология, основанная на ценностях нашей германской, нордической крови. На другой стороне стоит многомиллионный народ, смесь рас и народов, чьи имена непроизносимы и чья физическая сущность такова, что единственное, что с ними можно сделать — это расстреливать без всякой жалости и милосердия».

В чем же был плюс для распространителей расовой теории? Дело в том, что образ «расового врага» – еврея или темнокожего - полностью отвечал целям и практическим задачам внутренней политики.

Часто употребляемый термин «нордическая раса» Третий рейх позаимствовал из упомянутой выше книги Ж. Гобино, где автор описывал людей с нордическим подтипом белой расы как голубоглазых и светловолосых, а также утверждал, что именно данная раса является «высшей ступенью развития человечества».

Идеологи расизма считали, что роль культуры и воспитания в жизни арийца вторична, а так называемые "инстинкты высшей расы", внутренняя составляющая, все равно окажутся сильнее.

Наиболее наглядным в нацистской расовой теории является антропологический, биологический аспект . Утверждалось, что у истинных представителей арийской расы должен быть особый череп с продолговатым лицом, небольшим лбом, узким носом и чуть угловатым подбородком. В районе висков череп должен быть сужен, а скулы – распложены практически вертикально. Светлая, практически белоснежная кожа, густые волосы, цвет которых варьируется от абсолютно белых до золотистых – все это характеризовало «истинного арийца».

Именно в тот момент, когда теория начала набирать своих сторонников, свою силу, появилось учение, называемое евгеникой, которое стало неотъемлемой составляющей нацистской расовой теории. Евгеника была распространена в Германии под названием расовой гигиены. Согласно данному учению, строгие правила воспроизводства должны привести к улучшению германской расы, ее совершенствованию, и остановить рост якобы низших представителей человеческой породы, которые размножались гораздо быстрее.

В 1935 году появилась программа «Lebensborn» («источник жизни») под руководством Генриха Гиммлера. Главной целью данной программы была подготовка расово чистых матерей, а также рождение и воспитание здоровых детей, отвечающих всем критериям и запросам расовой теории, – «будущей гордости арийской нации». 

Стоит отметить, что в отношении всех «слабых» с точки зрения теории Третий Рейх вел поистине ужасающую и бесчеловечную политику. Например, среди проведенных дел - принятые «Нюрнбергские расовые законы»: два расистских (в первую очередь антиеврейских) законодательных акта  — «Закон о гражданине Рейха» и «Закон об охране германской крови и германской чести», провозглашённые по инициативе Адольфа Гитлера 15 сентября 1935 года на съезде Национал-социалистической партии в Нюрнберге в соответствии с тайной программой и единогласно принятые сессией рейхстага.

Законы 1935 года полностью личные связи немцев с евреями. Даже при создании семейного союза специальные государственные органы следили за происхождением жениха и невесты и, в случае неудовлетворительных показателей, попросту отказывали данный союз регистрировать.

Еще одним примером является евгеническая программа нацистов Т-4 по стерилизации, а в дальнейшем и физическому уничтожению душевнобольных, умственно отсталых, нетрудоспособных лиц. Количество жертв этой программы насчитывает более 70 тысяч человек.

Каковы были личные мотивы рядовых граждан, заставлявшие их поддерживать антисемитские законы, сказать поистине сложно. К концу 30-х годов, видимо, большинство немцев уже в некоторой степени одобряло преследования евреев, ведь эти преследования не угрожали их собственной безопасности и комфорту. А стереотипы о еврейской натуре, фабриковавшиеся антисемитскими исследователями, позволяли рядовым немцам с чистой совестью игнорировать знакомых, друзей, соседей, близких-евреев.

Каковы промахи фашистких расовых концепций?

О явной антигуманости, я думаю, не стоит и говорить - это очевидно. Также ошибка в том, что теории базировались в большинстве своем на авторских фантазиях. Нацисты грубейшим образом ошибались при приписывании доминирования в странах определенных рас, хотя по факту там жили совершенно другие, не учитывали многие абсурднейшие ошибки теории. Например, считалось, что «ариец – Прометей человечества» и «вся человеческая культура – плоды творчества арийцев», хотя у той же самой «желтой» расы количество различных изобретений было поистине огромным, не говоря уже о том, что цивилизации возникали повсеместно, и не всегда в этом «величайший арийский человек» участвовал.

Кроме того, понятие «ариец», являющееся смешением лингвистической и антропологической баз, было вырвано немецкими идеологами из контекста.

И все это было придумано лишь с одной известной целью – объяснить свое превосходство красочным и наукообразным языком, заручиться поддержкой населения. Что интересно, к этой самой «высшей» расе, однако, не принадлежал полностью практически ни один из представителей высшего руководства Рейха.

Расовая политика нацисткой Германии стала прекрасным примером того, как научные термины могут быть поставлены на службу кровожадным идеологиям для воспитания вражды и ненависти к другим людям.

Блок 3.

Особенности человеческой психологии как средства реализации нацистской идеологии.

Что может объяснить жажду крови к себе подобному, обладающему другим цветом кожи, волос? Что пояснит желание истребить самыми негуманными путями, через боль и страдание, сотни, тысячи, миллионы людей? Как обычные граждане становились надсмотрщиками в концлагерях, извлекая из глубин своего сознания потаённую, нечеловеческую жестокость, когда того требовала политическая и социальная обстановка?

«У меня не было никакой возможности уйти от этого. Я должен был продолжать процесс массового уничтожения, переживать за смерть других, смотреть на происходившее холодно, хотя внутри все кипело… Когда происходило нечто чрезвычайное, я не мог сразу идти домой к семье… » - слова коменданта концентрационного лагеря Освенцим, инспектора концентрационных лагерей Рудольфа Хёсса.

Попробуем же объяснить бесчеловечные мотивы поглощенных идеологией людей, изучая результаты психологических опытов ХХ века.

Эксперимент Милгрема (1974).

Этот эксперимент был проведен американским психологом Стэнли Милгрэмом. В своём эксперименте Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить среднестатистические люди другим, абсолютно невинным, если причинение боли входит в их рабочие обязанности? В данном опыте участвовали трое: экспериментатор, подопытный и актер, играющий роль «подопытного». С помощью жеребьевки между актером и подопытным распределялись роли «ученика» и «учителя» (причем подопытному при любых обстоятельствах доставалась роль «учителя»).

Подопытному данный эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. «Ученик» должен был заучивать пары слов из списка до тех пор, пока не запомнит все, а «учитель» — проверять память первого и наказывать его за каждую сделанную ошибку электрическим разрядом возрастающей силы. Начинался удар с 15 вольт, размер же каждого «шага» равнялась также 15 вольтам. Но по факту «ученик»-актер не получал вовсе никаких разрядов, а боль и недовольство имитировал. Тем не менее, «учитель» из-за незнания верил, что действительно бьёт человека током в экспериментальных целях.

В определенный момент проведения эксперимента «ученик» начинал требовать его прекратить. Сомнения подопытного по поводу адекватности происходящего незамедлительно развеивались экспериментатором – тот просил продолжить и обещал, что всю ответственность за состояние «ученика» он берет на себя.

Эксперимент продолжался до напряжения в 450 вольт. Результаты оказались поистине неожиданными: около 70% «учителей» дали завершающий разряд в 450 вольт, зная, что «ученик» испытывает дичайшую боль. Таким образом С. Милгрэм выяснил, что необходимость повиновения авторитетам в сознании некоторых людей довольно глубоко, да так, что испытуемые продолжали выполнять указания, зачастую несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

Эксперимент «Третья волна» (1967)

Однажды Рону Джонсу, учителю истории, ученики задали вопрос: как же простые немцы могли игнорировать существование в их стране концлагерей? Как же они могли смотреть на то, что их соседей по дому забирают и уничтожают? Джонс, после долгих тщательных раздумий на данную тему, решил провести школьный эксперимент.

Первый день учитель объявил днём дисциплины: бесшумность, пунктуальность и слаженность прихода в класс, строгие правила ответов. Ученики с огромной вовлеченностью выполняли все команды учителя, считая все это одной большой и захватывающей игрой.

Следующий день был посвящен принципу коллективности. Были введены определенные девиз, жест приветствия и даже знак их небольшого общества.

Третий день был днём действия. Дети распространяли учение «Третьей волны» среди других учеников, причем интерес к нему был поистине огромным. (к концу дня движении принимало участие около 200 человек). Нескольким ученикам поручили доносить Джонсу о нарушениях правил. Удивительно, но на призыв откликнулось дополнительно около 20 человек, которые абсолютно добровольно «стучали» на своих приятелей.

Учителя невольно смущало то, что ему практически никто не оказывает никакого противодействия даже среди взрослых. Почему «практически»? Дело в том, что в один из дней пришел разгневанный родитель одного из учеников. Он принимал участие в военных действиях второй мировой войны. Отец ученика попытался силой воздействовать на Джонса, но тот сумел доказать разгневанному родителю, что просто моделирует ситуацию, которой впредь нужно избегать.

Последний день эксперимента выдался самым тяжелым. Учитель объявил о «собрании» членов движения в зале. Волнения были нешуточными, зал был заполнен огромным для такого мероприятия количеством человек. После начала встречи Рон Джонс рассказал о том, что не существует вовсе никакого общественного движения, а сами его члены оказались жертвами манипуляции, лишившись собственного мнения:

«Вы думали, что вы  избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от собственных убеждений и принять волю группы… Но к чему вы шли? Давайте я покажу вам ваше будущее!».

С этими словами он включил фильм о нацистской Германии, лагерях смерти и судебных процессах. Завершил он урок следующей мыслью:

«Если нам удалось полностью воспроизвести нацистский режим, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе «Третьей волны». Так же как немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко».

Учитель дал им понять, что точно так вели себя и фашисты во время существования Третьего Рейха. После осмысления школьники были невероятно подавлены. Некоторые покидали зал, плача не переставая.

Опыт Джонса не стал предпосылкой для серьёзных научных работ, но в очередной раз подтвердил, что человек — существо, легко поддающееся любым манипуляциям.

Заключение.

В результате изучения информации по заданной теме, можно понять, что на быстрое распространение жесточайшей идеологии повлиял целый комплекс факторов. Толчком к распространению, несомненно, стало невыгодное положение Германии в Европе как в политическом и военном, так и в экономическом плане. Отменная работа идеологов расизма, умелая пропаганда, знание психологии широких масс и способность ею манипулировать сыграли свою роль в превращении страны в своеобразную, верующую в собственную исключительность, «машину для убийств».

Список использованных источников:

1. Васильченко А. Арийский миф Третьего Рейха [Электронный ресурс] Режим доступа: https://royallib.com/book/vasilchenko_andrey/ariyskiy_mif_III_reyha.html (дата обращения 16.03.2019)

2. Князев С. Суть нацистского режима: как Гитлер планировал создать «расу господ» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russian.rt.com/science/article/520906-istoriya-germaniya-ariiskie-braki (дата обращения 14.03.2019)

3. Кунц К. Совесть нацистов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fedy-diary.ru/html/012011/11012011-02a.html (дата обращения 18.03.2019)

4. Опитц Р. Фашизм и неофашизм. – М.: Прогресс, 1988. – 280 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://scepsis.net/library/id_3034.html (дата обращения 17.03.2019)

5. Патрушев А.И. Германия в XX веке; М.: Дрофа, 2004 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.world-history.ru/countries_about/2244.html (дата обращения 12.03.2019)

6. Репин Т. Что нацисты считали арийской внешностью [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russian7.ru/post/chto-nacisty-schitali-ariyskoy-vneshnos/ (дата обращения 14.03.2019)

7. Франк А. Дневник Анны Франк. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.bookol.ru/dokumentalnaya_literatura_main/biografii_i_memuaryi/17252/fulltext.htm (дата обращения 21.03.2019)

8. Хёсс Р. Комендант Освенцима. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://samlib.ru/c/chizhow_j/new-hoess.shtml (дата обращения 21.03.2019)

9. Арийцы с нордическим характером | Кого считали высшей расой в Третьем Рейхе [Электронный ресурс] Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/leta/ariicy-s-nordicheskim-harakterom--kogo-schitali-vysshei-rasoi-v-tretem-reihe-5ab36cbc8c8be3a39eee7368 (дата обращения 14.03.2019)

10. Нюрнбергские расовые законы // Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1%8E%D1%80%D0%BD%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B (дата обращения 19.03.2019)

11. Программа эвтаназии Т-4 // Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://traditio.wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D1%8D%D0%B2%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B8_%D0%A2-4 (дата обращения 14.03.2019)

12. Эксперимент Милгрэма [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/eksperiment-milgrema (дата обращения 09.03.2019)

13. Эксперимент Третья Волна [Электронный ресурс] Режим доступа: https://realigro.net/eksperiment-tretia-volna/ (дата обращения 09.03.2019)

18

Просмотров работы: 72