Введение
Когда я выбирала тему для проекта, я и не думала о высокой актуальности своей работы. Однако, если проанализировать сегодняшнее положение РПЦ и то, что ей приходится переживать, а именно украинских раскольников, которые пытаются перекроить украинское православие по правилам извне, я провела параллель с Патриархом Тихоном и теми годами, когда Русской Православной Церкви тоже пришлось пережить и нападки раскольников и атаки обновлевцев. Всё стало очевидно. Патриарх Тихон является тем человеком, который смог сберечь церковь от раскола. И спустя столетие я вновь обращаюсь к образу святителя. Что происходило в те страшные годы для России и православных христиан? От чего сберёг Тихон нашу церковь? Какова личность святителя? В своей работе я постараюсь разъяснить заданные мною вопросы. Почему образ святителя, его жизнь, отданная церкви и русскому народу так важны для нас, людей, живущих в ХХI веке, в совершенно других условиях?
Обращаясь к нашей истории, мы вряд ли найдем даже среди прославленных московских святителей человека, который был бы призван к кормилу церковной жизни в столь трудный и трагический период, как тот, что выпал на долю Святейшего Патриарха Тихона. На протяжении всей его жизни он совершал великую работу души и сердца. Он понимал: кто если не он? Сам грандиозный масштаб исторических событий сделал святителя Тихона, одного из величайших участников этих событий, малопонятным для современников. Даже и в наши дни трудно по существу оценить величие и красоту его подвига, его святости. Это подобно тому, как великую гору можно окинуть взглядом только с достаточно большого расстояния, – вблизи не видна вся грандиозность ее. Так и величайшие люди делаются более понятными и более видными по прошествии достаточно большого времени. И чем значительнее человек, чем больше он, тем больше требуется времени, чтобы его увидеть и оценить. И все же ни один иерарх Русской Церкви не привлекал к себе такого пристального, сострадательного и почтительного внимания всего христианского мира, какое привлекал Патриарх Тихон еще при жизни своей. Сам этот факт, указывающий на его мировое значение, его всемирный авторитет, заставляет обращаться к его образу с особенным вниманием и любовью.
Тихон был такой же обычный человек, как и мы все. Однако ещё в семинарии, совсем молодого его уже прозвали «патриархом» за его серьёзное отношение ко всему, и его мудрость. Он тоже любил посмеяться, возможно, тихо в стороне погрустить, разгневаться. Но на своем жизненном пути он совершал великие подвиги. Какова же должна быть вера человека Богу, чтобы полностью доверяться Ему и его промыслам, как это сделал Святейший? Какова вера у сегодняшней молодёжи? Разве она равная? Своими словами я хочу донести то, по истине, ужасное положение моральных принципов сегодняшней молодёжи. У большинства моих сверстников вера совершенно отсутствует. Но словно духовный учитель, Тихон Белавин своей жизнью и служением церкви на патриаршем престоле учит нас силе духа и нескончаемой вере, что будет спасать нас от злости, уныния и безверия. Именно такого учителя в сегодняшние минуты нам и не хватает…(приложение 1)
Цель работы: Формирование в собственном представлении образца милосердия, доброй воли, христианского духа, благочестия, любви к ближнему, путём изучения жизни святителя Тихона патриарха Московского и всея Руси.
Гипотеза: Высота духа и сила любви, бескорыстная помощь людскому горю и страданию – основа жизни святителя Тихона
Задачи исследования:
- Изучить материалы о жизни и деятельности святителя, его высказывания и наставления
-Побеседовать о святителе со священнослужителем
-Обобщить полученные в ходе исследования данные, сделать соответствующие выводы
Глава 1
Начало Патриаршества
25 октября 1917 года в Петербурге власть перешла в руки большевиков. На улицах Москвы в эти дни стреляли пушки, били пулеметы. Кремль переходил из рук в руки.
В это смутное время, 28 октября, Поместный Собор православной российской церкви решил восстановить патриаршество.
Сначала, 31 октября, все члены Собора должны были избрать трех кандидатов на самое высокое место в Русской церкви.
Усердно помолившись, они выстроились в длинные очереди, чтобы опустить листки в урны для голосования.
Всего на патриарший престол было более пяти кандидатов, но «тройка» вышла именно такая: «самый умный из русских архиереев – архиепископ Антоний, самый строгий – архиепископ Арсений и самый добрый – митрополит Тихон» (определение одного из членов Собора).[1] Архиепископ Антоний, блестяще образованный и талантливый церковный писатель, был видным церковным деятелем двух последних десятилетий синодальной эпохи. Давний поборник Патриаршества, он был поддержан многими на Соборе как бесстрашный и опытный церковный вождь. Другой кандидат, архиепископ Арсений, умный и властный иерарх, обладавший многолетним церковно-административным и государственным опытом (в прошлом член Государственного Совета). Святитель Тихон во всем полагался на волю Божию. Не стремясь к Патриаршеству, он готов был принять на себя этот крестный подвиг, если Господь призовет его.
Избрание состоялось 5(18) ноября в храме Христа Спасителя. По окончании Божественной литургии и молебного пения Владимир, митрополит Киевский, вынес ковчежец с жребиями на амвон, благословил им народ и снял печати. Из алтаря вышел слепой старец монах Зосимовой пустыни Алексий. Помолившись, он вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту. Святитель прочитал громко: «Тихон, митрополит Московский – АКСИОС».[2]
(Приложение 1)
В этот день святитель Тихон совершал литургию в Троицком подворье. Весть об избрании его Патриархом принесло ему посольство Собора во главе с митрополитами Владимиром, Вениамином и Платоном. После пения многолетия митрополит Тихон произнес слово: „…Сейчас я изрек по чиноположению слова: „Благодарю и приемлю и нимало вопреки глаголю“… Но, рассуждая по человеку, могу многое глаголить вопреки настоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: „Плач, и стон, и горе“, и такой свиток должен был съесть пророк Иезекииль. Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне Патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжкую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа Моисею, и мне придется говорить ко Господу: „Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка. Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня“ (Числ. 11, 11 — 14). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни. А к сим кто доволен, даже и из крепких мене! Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло помимо меня и даже помимо человеков, по жребию Божию“. [3]
Интронизация Патриарха Тихона (Белавина, 1865-1925) состоялась 21 ноября (3 декабря) 1917 г. в праздник Введения в Успенском соборе Кремля. Для торжества из Оружейной палаты взяты были жезл святителя Петра, ряса священномученика Патриарха Гермогена, а также мантия, митра и клобук Патриарха Никона.
По воспоминаниям митрополита Евлогия, высшей точкой, которую духовно достиг Собор, явилось первое после интронизации появление на Соборе Патриарха: „С каким благоговейным трепетом все его встречали! Все — не исключая „левых“ профессоров… Когда… Патриарх вошел, все опустились на колени… В эти минуты уже не было прежних несогласных между собой и чуждых друг другу членов Собора, а были святые, праведные люди, овеянные Духом Святым, готовые исполнять Его веления… И некоторые из нас в этот день поняли, что в реальности значат слова: „Днесь благодать Святаго Духа нас собра…“[4]
Избрание Патриархом сделало его общероссийским и мировым духовным лидером. Семь лет служения и борьбы Первосвятителя в самые трудные для Православной Церкви времена показали, что божественное предопределение сделало самый правильный выбор из всех кандидатов на этот трон, ставший для него крестом Голгофы. Остаётся только поддержать эту мысль словами старца Псковско-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником». [5]
Он не был богословом и не обладал харизмой общественного деятеля, подобно другому претенденту на патриаршее место митрополиту Антонию (Храповицкому).
Он не был талантливым администратором и ловким политиком, как его преемник по управлению Русской Церковью митрополит Сергий (Страгородский).
Не был он и бескомпромиссным, бесстрашным исповедником своих убеждений, каким явился назначенный им первый местоблюститель Патриаршего престола, кремень мужества святитель Кирилл Казанский.
Он не был, наконец, даже отрешенным подвижником-аскетом, каким хотели бы его видеть некоторые люди (например, глава «даниловской оппозиции» Патриарху епископ Феодор (Поздеевский)).
Но верующий народ любил и почитал его как никакого другого иерарха, как ни одного из последующих патриархов Русской Православной Церкви.
Так в чем же тайна неотразимого обаяния его личности и ее влияния на потомков?
Первый патриарх после более чем 200-летнего перерыва, святитель Тихон стал не церковным политиком, а отцом для своей паствы. Именно такого предстоятеля ждала Русская Церковь в эпоху крушения всего прежнего церковно-государственного строя.
Тем не менее, далеко не все современники – причем самых разных убеждений – сразу и по достоинству оценивали поведение и облик Святейшего. «Безвольная, мягкая личность, никогда не пользовавшаяся никаким авторитетом. Он никогда не был известен как выдающийся оратор… Вообще он совершенно случайный человек», – писал обновленческий «митрополит» Введенский .
«Всё хи-хи да ха-ха, и гладит кота», – передавал свое впечатление от Патриарха епископ Феодор (Поздеевский).[6]
Святейший Тихон, действительно, совсем не производил впечатления величественного иерарха, блестящего «князя» Церкви. Он был прост, доступен, любил пошутить и мог скрасить юмором даже самую нелепую и трагичную ситуацию. В 1920-е годы над дверью его кабинета в Донском монастыре висела табличка: «По вопросам контрреволюции не беспокоить».
Но множество людей каким-то шестым чувством улавливали за этим легким характером, за этой шутливостью глубокую внутреннюю жизнь. От Патриарха уходили умиленными и просветленными. Даже красноармейцам, охранявшим Тихона во время его домашнего ареста, приходилось бороться с симпатией к своему «классовому врагу». «Неплохой дед, только вот всё молится по ночам, спать не дает», – вспоминал один из них. [7]
А фото Святейшего доносят до нас то, что, быть может, не в полной мере ощущалось современниками при личном общении, – трагизм и роковую печать на лице…
Глава 2 Служение
Служение патриарха началось в условиях жестоких гонений на Церковь. «Красное колесо» беспощадно и безжалостно понеслось по России. Патриарх обличал власть, воздвигшую гонения на Церковь, и даже произнес анафему тем, кто от лица власти творил кровавые расправы. После Октябрьского переворота сразу же началась подготовка законодательства об отделении Церкви от государства. Решительная ломка векового тесного союза Православной Церкви и государства страшила духовенство. Тревога усиливалась еще и оттого, что революционный процесс сопровождался эксцессами, жертвами которых становились православные храмы, монастыри, духовные лица. В Петербурге закрываются дворцовые церкви и конфискуется синодальная типография.
Тревожная атмосфера вокруг готовящегося декрета об отделении Церкви от государства нагнетается лекциями, которые в январе 1918 года читал И.А.Шпицберг, привлекавшийся обер–прокурором В.Н.Львовым для работы в синодальной комиссии по пересмотру законов о разводе. В своих выступлениях Шпицберг утверждал, что причащение будет запрещено как "колдовской акт", священные сосуды изъяты из храмов, а все духовенство объявлено контрреволюционным: "Попы — это вши на народном теле, это пособники мародеров и помещиков". [8] Самым ударным местом в речах лектора был подстрекательский намек: "Патриарх еще жив".[9]
10 января митрополит Петроградский священномученик Вениамин, обеспокоенный развитием событий и волнением своей паствы, обратился с письмом в Совнарком:
"Я… уверен, что всякая власть в России печется только о благе русского народа и не желает ничего делать такого, что бы вело к горю и бедам громадную часть его. Считаю своим нравственным долгом сказать людям, стоящим в настоящее время у власти, предупредить их, чтобы они не приводили в исполнение предполагаемого проекта об отобрании церковного достояния".[10] Святой Патриарх Тихон в первом обращении к всероссийской пастве характеризовал переживаемую страной эпоху как "годину гнева Божия":
"В дни многоскорбныя и многотрудныя вступили мы на древлее место Патриаршее. Испытания изнурительной войны и гибельная смута терзают Родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменных, и междоусобные брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная. Затмились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного; ослабла и сама вера, неистовствует безбожный дух мира сего". [11]
Еще более резок обличительный тон послания Патриарха от 19 января (1 февраля) 1918 года:
"Тяжкое время переживает наша святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонения воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины.. Святые храмы подвергаются или разрушению… или ограблению и кощунственному оскорблению…, чтимые верующим народом обители святые захватываются безбожными властелинами тьмы века сего… Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых? Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей… противостаньте им силою вашей, вашего властного всенародного вопля… А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою". [12] Несмотря на резкие выражения, к которым прибегал Патриарх, в послании нет суждений политического характера, нет оценок нового государственного строя с точки зрения его политической целесообразности; в нем выражены лишь архипастырская озабоченность положением Церкви и осуждение кровавых беспорядков. Патриарх предает анафеме не советский строй, как поняли этот документ многие современники, а также церковные и нецерковные историки, а участников расправ над невинными людьми, никак не определяя при этом их политическую принадлежность.
"Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной. Властию, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной".[13]
В своем послании к богоборческой большевистской власти(Приложение 2) Патриарх бесстрашно писал в октябре 1918 года: «…Не наше дело судить о земной власти... Всякая власть, от Бога допущенная, привлекла бы на себя Наше благословение, если бы она воистину явилась «Божиим слугой» на благо подчиненных и была «страшная не для добрых дел, а для злых». Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних, истребление невинных, простираем Мы Наше слово увещевания: отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры.., дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная...»[14] Узнав о страшной расправе над Царской Семьей в 1918 году, Патриарх велит служить панихиды по Государю Николаю именно как по убиенному царю. Несмотря на то, что тот сам отрекся от престола; несмотря на то, что в обстановке большевистского террора это было опасно лично для Патриарха; несмотря, наконец, на то, что царское правительство, по трагической иронии истории, было тем тормозом, который не давал самому Тихону (и кому бы то ни было еще) занять Патриарший престол, пустовавший два с лишним столетия…
В 1918 году патриарх Тихон отказался передать даже устное благословение Белому движению, хотя его просили об этом некоторые участники Поместного Собора, и хотя сам он в это время одно за другим выпускает грозные послания, обращенные к победившей власти, – с анафемой всем, кто, всё еще нося христианские имена, творит убийства, террор и беззаконие. Один Бог знает, чего этот отказ ему по-человечески стоил. Но «Церковь должна быть вне политики»[15 ]– а значит, личные интересы, надежды, политические предпочтения отставляются в сторону.
Святитель Тихон «антисоветские» послания публиковал сам, в перерывах между сессиями Поместного Собора, показывая тем самым, что всю ответственность за эти воззвания он несет единолично. Когда же в 1920-х годах Патриарх пошел на уступки, выступая уже в совершенно другом тоне, он, опять же, говорил только от своего лица: «Я советской власти не враг».[16] Таким образом, эта неизбежная цена за полулегальное существование церковной организации не ложилась тяжким бременем на совесть верующих.
Когда летом 1921 года, после ужасов Гражданской войны наступил голод, Патриарх Тихон организовал Комитет помощи голодающим. Он был автором исключительного по силе мысли и чувства Воззвания о помощи голодающим, обращенного к православной России и ко всем народам мира. Сострадая великому народному горю, Святитель Тихон обратился к российской пастве, к Восточным Патриархам, к папе и архиепископу Кентерберийскому с посланиями, в которых, во имя христианской любви, призывал провести сборы продовольствия и денег для вымирающего Поволжья. Под председательством Патриарха Тихона был образован "Всероссийский общественный комитет помощи голодающим" (Помгол), в который вошли известные общественные деятели, большей частью бывшие кадеты — Прокопович, Кишкин, Кускова. В храмах собирались средства для голодающих. Помгол распределял и помощь, поступавшую из-за рубежа.
27 августа 1921 года ВЦИК распустил Помгол. Вместо него был образована "Центральная комиссия помощи голодающим" при ВЦИКе. В декабре 1921 года эта Комиссия обратилась к Патриарху с настоятельным призывом к пожертвованию. 19 февраля 1922 года Патриарх Тихон издал воззвание, в котором призвал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. В печати, однако, начали появляться статьи с обвинением церковной власти в глухоте к народному бедствию, а 23 февраля ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих.Патриарх отреагировал на декрет новым посланием к пастве, в котором он заявил о недопустимости изъятия священных предметов "употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается ею как святотатство — миряне отлучением от нее, священнослужители — извержением из сана" (Ап. 73, Двукр. 10).[17] Это послание было разослано епархиальным архиереям. Приходские советы вынесли решение о недопустимости изъятия из храмов богослужебных предметов.
Когда декрет ВЦИК стал приводиться в исполнение, вокруг храмов собирались толпы народа; произошли столкновения, пролилась человеческая кровь. В связи с этим в разных городах страны возбуждены были уголовные дела. В Москве судили группу духовных лиц, обвиняемых в подстрекательстве к беспорядкам при изъятии церковных ценностей. В качестве свидетеля на суд вызвали святого Патриарха Тихона. После допроса Патриарха 9 мая 1922 года "Правда" писала: "В Политехнический музей на процесс "благочинных" и на допрос Патриарха набилась тьма народа. Патриарх смотрит на беспримерный вызов и на допрос свысока. Он улыбается наивной дерзости молодых людей за судейским столом. Он держится с достоинством. Но мы присоединимся к грубому святотатству московского трибунала и вдобавок к судебным вопросам бухнем еще один, еще более неделикатный вопрос: откуда такое достоинство у Патриарха Тихона?"[18] Суд вынес суровые приговоры: несколько обвиняемых священников — Заозерский, Добролюбов, Надеждин, Вишняков, Орлов, Фрязинов, Соколов, иеромонах Макарий (Телегин) и прихожан московских храмов (Тихомиров, Рахманов и Брусилова — племянница знаменитого полководца) были осуждены на смертную казнь, другие осуждены на разные сроки. Трибунал вынес также постановление о привлечении Патриарха Тихона и архиепископа Крутицкого Никандра (Феноменева) к суду в качестве обвиняемых. Постановления о привлечении к ответственности Патриарха выносили и провинциальные трибуналы, через которых проходили дела о беспорядках, учиненных в разных городах и селах страны в связи с проведением в жизнь декрета об изъятии церковных ценностей. Патриарха стали вызывать на допросы; потом он был подвергнут домашнему аресту, лишившему его возможности участвовать в общественных богослужениях. В такой обстановке и была осуществлена обновленцами раскольническая авантюра. Никем не уполномоченная группа петроградских священников: А. Введенский, А. Боярский, Е. Белков с псаломщиком С. Стаднюком — выехала в Москву. 12 мая петроградские священники явились в Троицкое подворье и потребовали от Святейшего оставить Патриарший Престол, лживо утверждая, что ими уже исходатайствовано разрешение на созыв Поместного Собора для устроения пришедших в расстройство церковных дел. "Я никогда не хотел быть Патриархом, — ответил Святейший, — Патриаршество меня тяготит как крест — это вы хорошо знаете. Я с радостью приму, если грядущий Собор снимет с меня вообще Патриаршество, а сейчас я передаю власть одному из старейших иерархов и отойду от управления Церковью"[19] Во главе церковного управления Патриарх Тихон поставил митрополита Ярославского Агафангела, назначив его своим заместителем. Митрополит Агафангел, получив письмо от Патриарха, решил подчиниться его выбору, но не смог выехать в столицу. 5 (18) мая петроградские священники А. Введенский, Е. Белков и приставший к ним московский священник С. Калиновский вновь являются в Троицкое подворье. Битый час они уговаривают Святейшего, который уже понимал, с кем имеет дело, передать им Патриаршую канцелярию до прибытия в Москву митрополита Агафангела. В конце концов Патриарх уступил просителям, наложив на заготовленное ими прошение резолюцию: "Поручается наименованным ниже лицам принять и передать Высокопреосвященнейшему митрополиту Агафангелу, по приезде в Москву, синодские дела…"[20] Резолюцию Патриарха о передаче канцелярии церковные авантюристы объявили актом передачи им церковной власти и, сговорившись с епископом Бернским Леонидом, случайно оказавшимся в Москве, а также с известным своими назойливыми модернистскими выходками заштатным епископом Антонином (Грановским), заявили об образовании Высшего Церковного управления.
Они захватили высшую церковную власть и создали обновленческую организацию – «Живая церковь». Обновленцы пытались «расколоть» православную веру. Людей, преданных Православию, верных Патриарху, называли «тихоновцами», контрреволюционерами, врагами советской власти, антисоветчиками, сажали в тюрьмы, отправляли по этапу в лагеря, расстреливали, вмораживали во льды...
Началась долгая и жестокая атеистическая война. Тысячи священников были арестованы, осуждены, высланы, казнены... Началось осквернение и вскрытие мощей святых...
Важнейшей акцией обновленцев стал заочный суд над Патриархом Тихоном. Собор обновленческих епископов вынес приговор: "Патриарх Тихон перед совестью верующих подлежит самой строгой ответственности и каре — лишению сана и звания Патриарх за то, что он направил всю силу своего морального и церковного авторитета на ниспровержение существующего гражданского общественного строя нашей жизни".[21] Под этим документом стоит 54 подписи. И общим составом лжесобор вынес резолюцию, в которой говорилось: "Собор на основании канонов Церкви сим объявляет Патриарха Тихона лишенным сана и монашества и возвращенным в первобытное мирское положение. Отныне Патриарх Тихон — мирянин Василий Белавин. Осуждая бывшего Патриарха Тихона…, Собор признает, что и самое восстановление Патриаршества было актом определенно политическим, контрреволюционным… Поэтому Собор отменяет восстановление Патриаршества".[22] Святой Тихон, ознакомившись с приговором обновленческого Собора, отверг его, объявив его "неправильным и по форме и по существу".
В советской и обновленческой церковной печати раскольники требуют суровой кары для Патриарха. "Я окончательно отмежевываюсь, — писал он, — как от зарубежной, так и от внутренней монархически–белогвардейской контрреволюции". [23] 25 июня Патриарх Тихон смог вернуться к отправлению своих первосвятительских обязанностей.
"Я, конечно, не выдавал себя за такого поклонника Советской власти, каким объявляют себя церковные обновленцы…, но зато я и далеко не такой враг ее, каким они меня выставляют… Со временем многое у нее стало изменяться, и теперь, например, приходится просить Советскую власть выступить на защиту обижаемых русских православных в Холмщине и Гроднинщине, где поляки закрывают православные церкви… Я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно ни исходило".[24]
1 июня 1923 года после литургии Патриарх произнес проповедь, в которой сказал, что дело Церкви "сеять учение Христа о мире всего мира»[25] "Российская Православная Церковь аполитична и не желает… быть ни белой, ни красной Церковью. Она должна быть и будет Единою, Соборною, Апостольскою Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены".[26]
В этом послании Патриарх осудил обновленчество: "Обновленцы… толкают Церковь к сектантству, вводят совершенно не нужные реформы, отступая от канонов". Суровые слова нашел он и для характеристики тех эмигрантов, которые толкали Церковь на путь "политической борьбы совместно с проживающими в России и за границей злоумными противниками Советской власти".[27] Патриарх призвал их смириться и покаяться, угрожая в противном случае церковным судом.
После возвращения Патриарха к управлению церковным кораблем началось массовое возвращение в Церковь священников, примкнувших к раскольникам не по убеждениям, а "страха ради иудейска".
Оказавшись у разбитого корыта, обновленцы лихорадочно ищут способ избежать полного провала своей авантюры. В Высшем Церковном Совете возобновляются грызня и распри, стихшие на короткое время перед созывом лжесобора.
В конце 1924 года здоровье Святейшего Патриарха Тихона, потрясенное выпавшими на его долю многими тяжкими испытаниями, резко пошатнулось. Святитель Тихон страдал хроническим воспалением почек, общим склерозом и грудной жабой. 13 января он согласился переехать из Донского монастыря в частную клинику Бакуниной на Остоженке, где в его лечении участвовал знаменитый врач профессор Плетнев. В клинике его здоровье заметно поправилось. Но 2 апреля после зубоврачебной операции состояние Патриарха Тихона внезапно резко ухудшилось.
После заседания около 10 часов вечера изнемогший Патриарх попросил келейника помочь ему умыться. При этом он сказал: "Теперь я усну… крепко и надолго. Ночь будет длинная, темная, темная".[28]
“ У больного начался бред, он впал в забытье. Потом, без четверти 12, открыв глаза и узнав, который час, он начал креститься: "Ну Слава Богу, Слава Тебе Боже,» — повторил он трижды, осенил себя крестным знамением. Руки бессильно упали. Святейший Патриарх Тихон отошел ко Господу в Благовещение 1925 года в 23 часа 45 минут.
«Вот, идет Божия Матерь за душою Патриарха Тихона со святым Василием Великим, который много помогал ему при жизни в управлении Церковью», -во сне эти слова услышал некий врач и рассказывал об этом митрополиту Евлогию, Патриаршему экзарху Западной Европы. Дело было в Париже. На другой день в газетах писали о кончине Патриарха Тихона. Именно в тот момент, когда Патриарх Тихон умирал, и было видение этому доктору.» [29]
Погребение почившего состоялось в Донском монастыре (Приложение3) . 40 скорбными ударами колокола православная Москва была извещена о великой потере. В монастырь отовсюду двинулись верные чада Церкви проститься со своим Предстоятелем. Чтобы войти в собор, люди по 9–10 часов выстаивали в очереди, которая тянулась на три версты. Торжественные панихиды совершались во всех российских церквах; заупокойные панихиды по почившему отслужили Восточные Патриархии. Погребение Святителя состоялось 12 апреля в Вербное воскресенье. В ограде Донского монастыря об упокоении души Святейшего молились не меньше 300 тысяч человек. Отпевание совершили 56 архиереев и около 500 пресвитеров. Мощи святого нашли упокоение в Малом Донском соборе, возле гроба с телом убитого незадолго до его кончины верного келейника Патриарха Якова Полозова.
Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он был непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри.
Самоотверженный исповеднический подвиг Патриарха Тихона, честного и мужественного, помог тысячам людей определить свое место в родной стране, жизни, вере, революции и гражданской войне.
И снова приведу слова архимандрита Иоанна Крестьянкина: «Гонение новых богоборцев XX века подвергло Святейшего Патриарха Тихона мукам несравненным. Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: доколе можно уступать безбожной власти? где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему Православных чад? О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно. Повторю слова Патриарха, которые мы все не раз слышали: "Пусть погибнет мое имя в истории, только бы Церкви была польза". Вот мера подвига, вот мера истинного служения.» [30]
Глава3 . Всенародная любовь.
В Москве, у колокольни Святых Ворот Донского монастыря, приютился небольшой двухэтажный домик. Крутая каменная лестница вела в маленькую прихожую, а из нее открывался выход на площадку, соединявшую дом с колокольней. Больше года здесь находился в заточении Патриарх Тихон...
У ворот монастыря каждый день собиралась многочисленная толпа. Патриарх выходил на площадку, чтобы показаться народу, который опасался и очень тревожился за его жизнь. Святитель молча благословлял народ с этой – ставшей исторической – площадки. Говорить Патриарху-узнику было запрещено. Из воспоминаний современников мы узнали, что вся Москва «имела попечение о дорогом Патриархе. Оказать ему какую-нибудь услугу, принести скромный дар было для людей великой радостью». [31]
Верующие молились о здравии и облегчении участи святителя Тихона. Люди любили и уважали его за великую скромность и такое же великое терпение, участие и доброту. Он жил в этих трудных условиях, как птица небесная, не заботясь о завтрашнем дне. Все, что ему
приносили добрые люди, раздавал неимущим, нуждающимся. Современники писали, что москвичи, стараясь хоть чем-то скрасить заточение любимого Патриарха, особенно усердствовали к дню его тезоименитства – 26 августа. Присылали грибы и соленья, чай и сахар, рыбу и икру, чудесные цветы... Приведу один случай, который произошел 4 декабря 1920 года на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в голодной Москве: «В этот день, как и всегда после Литургии, он вышел на солею благословлять народ, который любил и ценил этот момент личного общения с любимым архипастырем и отцом. В конце благословения, среди других, подошла к нему одна старая, бедно одетая женщина и, прежде чем принять благословение, подала ему на бумажке кусок колотого сахара и два соленых огурца и сказала:
— Прими, отец, не погребуй…
Святейший принял подарок, передал его стоявшим тут же возле него иподиаконам, а сам, нагнувшись с солеи, обнял старуху и поцеловал ее в лоб». [32]
А вот воспоминание А. Цветаевой: «Тогда Патриарх Тихон находился в Донском монастыре (Москва) в не совсем понятном для его паствы положении, но в определенные часы дня. он выходил на прогулку по длинному возвышению над двором, — и верующих, приехавших увидеть его, он, обходил сверху — благословлял. Вот и я с моим тогда десятилетним или одиннадцатилетним сыном поехала в Донской монастырь. Мы (москвичи) не знали как Патриарха кормят и кто мог старался что-нибудь привезти ему: годы в стране были нелегкие, после гражданской войны, революции и разрухи, начинался, должно быть НЭП (Новая Экономическая Политика, введенная после голода, Лениным). Потому я (после лет, когда я с сыном питалась подолгу сушеной картошкой — живые овощи были недостижимым лакомством) раздобыла где-то 400 грамм сахарного песку. А еще, не зная, как Патриарх там живет, есть ли у него иконы, я взяла с собой цветную, на картоне — см. 30х20, икону Божьей Матери с младенцем, за ее плечом была даль и, мелко — Голгофа, 3 креста, осиянные светом. Двор был полон народом. Я передала икону вместе с мешочком сахару, радуясь его радости этой Иконе. Но... разочарование, огорчение! Мне вернули Икону. Но в одно мгновение огорчение стало — счастием! На обороте, на картоне было написано:
БЛАГОСЛАВЛЯЮ. Патриарх Тихон.
Сын Андрей тянул Икону к себе. Я прикладывалась, приложился за мной и сын. Он держал Икону, к нам шли люди и, один за другим, в очередь, люди прикладывались — под подписью, и смотрели на Икону Божьей Матери, которую держал мальчик с детской челкой русых волос, серыми большими глазами, правильными чертами и радостью на лице. Он был похож на Отрока Варфоломея (с картины Нестерова), которому было Видение Ангела в образе старца. Икона эта была у меня цела до часа моего ареста в 1937 году.» [33]
Обретение мощей Святейшего.
Одной из загадок церковной жизни в советские времена была судьба мощей святого Патриарха Тихона, похороненного в 1925 году в Малом соборе московского Донского монастыря. В 1946 году на панихиде у его гробницы митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) с грустью произнес: «Мы молились сейчас только над могилой Святейшего. Тела его здесь нет» [34] Для подобной уверенности были все основания. То, что останки Патриарха Тихона могли быть уничтожены, никого не удивляло: если православные относились к почившему главе Русской Церкви как к святому, то ненависть к нему со стороны большевиков была исключительной даже на фоне остервенелого советского богоборчества. В списке врагов советской власти, опубликованном в одном из номеров газеты «Известия», Патриарх Тихон значился под номером один. По слухам, в 1927 году, после закрытия Донского монастыря, власти, опасаясь, что мощи Патриарха станут предметом поклонения, извлекли его гроб из могилы и сожгли в крематории. По другим сведениям, останки Святейшего были тайно вывезены монахами и упокоены на Немецком кладбище в Лефортове. Сторонники третьей версии утверждали: понимая, что власти могут надругаться над останками Патриарха, монахи вскоре после погребения перезахоронили их где-то в некрополе Донского монастыря. Эти предположения переросли в настоящую убежденность, когда в 1932 году предводитель поддерживаемых советской властью церковных раскольников обновленцев «митрополит» Александр Введенский вдруг появился перед своими почитателями в архиерейских одеждах, в которых москвичи сразу узнали драгоценные облачения, сшитые специально для Патриарха Тихона на знаменитой фабрике купцов братьев Оловянишниковых. В них же Патриарха Тихона и хоронили. И все же надежда, что мощи любимого всей Церковью Патриарха однажды будут найдены, оставалась.
Когда стала возрождаться монашеская жизнь в Донском монастыре, одной из первых просьб, с которой немногочисленная тогда братия обители обратилась к своему настоятелю Патриарху Алексию II, было прошение о поисках мощей святителя Тихона.
18 ноября отмечался день, когда в 1917 году на Поместном Соборе святителя Тихона избрали Патриархом Всероссийским (на него, одного из трех кандидатов, пал тогда жребий)
И в этот же самый день в Малом Донском соборе случился пожар, все внутри храма сгорело, остался нетронутым лишь алтарь. Пожарные были потрясены: стремительно катившийся к алтарной преграде огонь замер, отчеркнув ровную границу. Они недоуменно допытывались у монахов: “Ну почему же вот огонь идет и вдруг останавливается, это все равно что бикфордов шнур, совершенно непонятно”. [35] И на объяснение, что на Святом Престоле лежат запасные Дары, снова возражали: “Ну это ладно, но почему огонь-то не пошел никак?”[36] Позже двое из офицеров пожарной охраны стали прихожанами этого храма.
Насельники монастыря испросили благословения обследовать могилу святителя, и 15 февраля 1992 года, в праздник Сретения, монахи, отслужив молебен перед надгробием, сняли его, начали копать и обнаружили гроб. С инкрустациями, с резьбой, с изображением Голгофы на крышке и табличкой:
“Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Тихон”. Год рождения, день интронизации, дата смерти. Сразу же приехал патриарх Алексий II, которого встретили колокольным звоном, хотя был уже первый час ночи. 22 февраля состоялось торжественное открытие мощей. Приехал Святейший, собрались члены комиссии по канонизации, прихожане. Четыре монаха спустились в склеп, подняли крышку гроба. Святые мощи были нетленны. Архиерейская мантия, патриаршая митра с крестом совершенно нетронуты, мантия обрисовала все части тела святителя. Наверху запели величание, начался молебен...
И ныне нетленные мощи патриарха Тихона почивают в Малом соборе Донского монастыря.
Мне посчастливилось посетить Донской монастырь по приезде в Москву на осенние каникулы. Чувства были непередаваемы. Особенно большое впечатление было от того, что этого посещения не было запланировано у меня в голове. Тихон будто сам привёл меня к себе. В числе архитектурных ансамблей, на территории обители присутствует Церковь святителя Тихона, патриарха Всероссийского, возле которого я и сфотографировалась. (Приложение 4)
Практическая часть
Для того, чтобы сформировать личное представление о Патриархе Тихоне, я обратилась за помощью к секретарю Сызранской епархии, архиерею Михаилу Гордееву. (Приложение5) Беседа проходила в сентябре 2018 года. Наш диалог выглядел следующим образом:
Я: « Как вы считаете, какими чертами личности обладал Тихон?»
Отец Михаил: « Понимаешь, он не имел каких-то, как мы думаем, нужных качеств, присущих Патриарху. Те, кто знал Патриарха Тихона, свидетельствовали, что он был человек невероятного смирения, кротости и любви. Он был совершенно простым. Ему не был присущ пафос. Он был прост в жизни, в обхождении с окружающими. Непередаваемо, как люди любили Патриарха Тихона. Когда он приезжал служить в какой-нибудь подмосковный городок, там останавливались фабрики и заводы, все рабочие выходили встречать Патриарха Тихона и не работали, пока он не уедет. Его святость, любовь, преданность воле Божией сплотила христиан, помогла выстоять против страшной агрессии темного мира»
Я : « На ваш взгляд, что значило тогда, в советское время, решение о причислении патриарха Тихона к лику святых?
Отец Михаил: « Канонизация патриарха произвела на народ ошеломляющее впечатление. Надо помнить, что основу населения Советского Союза составляли люди, которые всю свою сознательную жизнь прожили в эпоху богоборчества. Когда был поднят вопрос о канонизации патриарха Тихона, даже в церковной среде раздавались возгласы опасения: «Да вы что! Он же антисоветчик!» И хотя святейший Тихон был фигурой по меркам большевиков, одиозной, но для верующих людей он был знамением старой России; старой в смысле жить по евангельскому завету – это добро, порядочность, честность, любовь к людям и к своей Отчизне. И для того поколения, для тех людей, которые все это видели и пережили, для них канонизация это было нечто чудесное, неожиданное, как дар Божий.»
Я : «Считаете ли вы тему обращения к образу святителя Тихона актуальной, ввиду новых событий в мире?»
Отец Михаил: « Безусловно ситуация схожа с нашим сегодняшним положением. Об этом вспомнил Патриарх Кирилл на заседании Священного Синода РПЦ 14 сентября» «Сегодня на повестке дня один вопрос, связанный с реализацией решения Константинопольского Патриархата о направлении на Украину так называемых экзархов. Наш Синод уже сделал заявление 8 сентября, оно было опубликовано, в связи с принятием решения Константинопольским Синодом о направлении таких представителей. И сейчас мы имеем достоверную информацию о том, что эти представители прибыли на Украину и приступили к работе." То, что сейчас происходит, в связи с посылкой так называемых «экзархов», является зеркальным отображением того, что предпринимал Константинопольский Патриарх в 20-х годах, когда наша Церковь во главе со Святейшим Патриархом Тихоном находилась в тяжелейших условиях. Патриарх испытывал тягчайшее давление со стороны властей, инспирируемая властью раскольническая организация — обновленческая Церковь — набирала силы, и тогда Патриарх Григорий VII Константинопольский принимает решение послать в Москву так называемую «комиссию» по просьбе неких православных. Естественно, что Русская Православная Церковь никаких просьб в адрес Патриарха Григория VII не направляла. А видимо, направляли раскольники-обновленцы. И Патриарх Тихон написал очень ясное канонически обоснованное письмо с протестом против того, чтобы на каноническую территорию Русской Православной Церкви, которую он возглавлял, неканоническим путем была направлена какая-то «комиссия» со стороны другой Поместной Церкви. Мы знаем, в каких тяжелейших условиях был Патриарх Тихон. И несмотря на то, что он практически был лишен свободы, он мужественно и четко определил позицию. Я думаю, что поскольку происходящее ныне на Украине, как я уже сказал, является зеркальным отображением того, что имело место в начале XX века, мы должны следовать той линии, которую очень мужественно определил Святейший Патриарх Тихон в тяжелейшие для нашей Церкви годы и которая является единственно правильной и канонически обоснованной линией.
Заключение.
1. Всего семь с половиной лет судил Господь быть святителю Тихону на патриаршем престоле, и каждый его день, по свидетельству современников, был "умиранием о Господе". За время своего Патриаршества святитель Тихон провел церковный корабль сквозь бури революции, Гражданской войны и страшных гонений, подобных которым не было со времен Римской империи. Отойдя к Господу, святитель не оставил свою паству – он стал одним из Ангелов Русской Церкви, чьи молитвы хранят ее и Отечество.
2.Святитель Тихон, как умел, служил людям своими сокровищами, а величайшие его сокровища были любовь, мудрость, прозорливость, которыми полны были его советы и высказывания. Такие люди, как он, не могут относиться с презрением ни к чему, что входит в жизнь их ближних. Любовь Патриарха Тихона, по слову апостола, милосердствовала, долготерпела, не искала своего. Причем она простиралась не только на ближних, но и на врагов и гонителей. Поэтому все, кому так или иначе приходилось общаться со святителем, и почитатели и противники, единодушно отмечали его мягкость,
добродушие, снисходительность и бескорыстие, когда речь шла о личных отношениях, и необычайную твердость, когда были затронуты интересы Церкви, когда речь шла о вере и нравственности. При этом он совершенно искренне забывал о самом себе.
3.В наше сложное время многие ищут свой духовный ориентир. Беседа с отцом Михаилом помогла понять: важно, чтобы этот ориентир был правильным. Сегодня все больше людей обращаются к вечным, непреходящим ценностям, к вере наших предков, к жизни православных святых. Жизненный путь святейшего патриарха Тихона – пример не только современникам, но и будущим поколениям.
4.Проще заметить подвиг яркий, гремящий, но наравне с такими - есть и подвиги тихие, которые совершаются день за днем, изо дня в день. Подвиг святителя Тихона – это, прежде всего подвиг его большой души и сильного духа. Его подвиг не звенел громко, это был подвиг каждого дня, который доказывал, что «добра в мире все же больше, чем зла».
Но не только этим дорог нам святитель Тихон. Обаяние его личности, его святой души, как при жизни, так и поныне привлекает к себе почитателей. Достаточно взглянуть на любую из сохранившихся фотографий святителя, как душа сразу же проникается этим обаянием. Действительно, "глядя на эти фотографии хочется молиться", как сказал один из почитателей святителя Тихона, видевший Патриарха еще при жизни.
Вывод: Подвиг – это не только внешние деяния. Духовный подвиг – это, прежде всего, неустанная борьба за чистоту своей души, это проявление бесконечного человеколюбия и милосердия, смирения и сострадания. В этом отношении жизнь святителя Тихона– подвиг души и духа.
Список использованных источников и литературы
[1] Цит. по https://azbyka.ru/days/sv-tihon-belavin
[2] Цит. по «История Русской Православной Церкви» Изд. «Хром» с.15
[3] Цит.по «История Русской Православной Церкви» Изд. «Хром» с.17
[4] там же с.17
[5] цит.по http://days.pravoslavie.ru/Life/life4644.htm
[6] цит.по «Патриарх Тихон» М.И Вострышев,2009
[7] Цит. по https://azbyka.ru/days/sv-tihon-belavin
[8] Цит.по http://biofile.ru/his/31663.html
[9] цит.по М.И Вострышев, «Патриарх Тихон» Москва,2009,с 28
[10] там же с. 23
[11]там же c. 30
[12] цит.по М.И Вострышев «Патриарх Тихон» Москва, 2009, с. 32
[13] ] цит.по Послание Святейшаго Тихона, Патриарха всея России. / Журнал "Богословскiй Вестник", издаваемый Московскою Духовною Академиею. - Сергиев Посад: "Типография И. И. Иванова". - 1918. - Том I. - Январь-Февраль. - С. 74-76. (Ос. пагин.)
[14] цит.по ПротHYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439986/". HYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439986/"ВладиславHYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439986/"HYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439986/"ЦыпинHYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439986/". HYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439986/"«HYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439986/"ИсторияHYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439986/"HYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439986/"РусскойHYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439986/"HYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439986/"ПравославнойHYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439986/"HYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439986/"Церкви» Москва, 1991,с. 32
[15] цит.по цит.по М.И Вострышев, «Патриарх Тихон» Москва,2009 ,с.45
[16] цит.по послание Патриарха Тихона 1921 г. 16
[17] цит.по Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. / Сост. М.Е.Губонин. - М., 1994. С. 200-203, 204
[18] цит.по Прот. Владислав Цыпин. «История Русской Церкви.»III. Русская Православная Церковь 1922-1925 стр.23
[19]там же с. 25
[20] цит.по http://www.pravoslavie.ru/32634.html
[21] цит.по М. И. Вострышев, «Патриарх Тихон» Москва, 2009 стр.43
[22] Цит.по «История Русской Православной Церкви» Изд. «Хроника» стр.23
[23] там же с.34
[24] Цит.по httpHYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439995/"://HYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439995/"wwwHYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439995/".HYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439995/"sedmitzaHYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439995/".HYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439995/"ruHYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439995/"/HYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439995/"libHYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439995/"/HYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439995/"textHYPERLINK "http://www.sedmitza.ru/lib/text/439995/"/439995/
[25] цит.по httpsHYPERLINK "https://religion.wikireading.ru/60742"://HYPERLINK "https://religion.wikireading.ru/60742"religionHYPERLINK "https://religion.wikireading.ru/60742".HYPERLINK "https://religion.wikireading.ru/60742"wikireadingHYPERLINK "https://religion.wikireading.ru/60742".HYPERLINK "https://religion.wikireading.ru/60742"ruHYPERLINK "https://religion.wikireading.ru/60742"/60742
[26] Цит.по httpsHYPERLINK "https://religion.wikireading.ru/60742"://HYPERLINK "https://religion.wikireading.ru/60742"religionHYPERLINK "https://religion.wikireading.ru/60742".HYPERLINK "https://religion.wikireading.ru/60742"wikireadingHYPERLINK "https://religion.wikireading.ru/60742".HYPERLINK "https://religion.wikireading.ru/60742"ruHYPERLINK "https://religion.wikireading.ru/60742"/60742
[27] там же
[28] цит.по «Патриарх Тихон» М. И. Вострышев, 2009 стр.88
[29] цит.по httpHYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/102540.html"://HYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/102540.html"wwwHYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/102540.html".HYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/102540.html"pravoslavieHYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/102540.html".HYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/102540.html"ruHYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/102540.html"/102540.HYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/102540.html"html
[30] цит.по https://shatoalla.livejournal.com/601591.html
[31] там же
[32] Цит. по https://azbyka.ru/days/sv-tihon-belavin
[33] А. Цветаева «О чудесах и чудесном»,М., «Буто-пресс» 1991 г.
[34] Цит.по httpsHYPERLINK "https://religion.wikireading.ru/60742"://HYPERLINK "https://religion.wikireading.ru/60742"religionHYPERLINK "https://religion.wikireading.ru/60742".HYPERLINK "https://religion.wikireading.ru/60742"wikireadingHYPERLINK "https://religion.wikireading.ru/60742".HYPERLINK "https://religion.wikireading.ru/60742"ruHYPERLINK "https://religion.wikireading.ru/60742"/60742
[35] цит.по Епископ Тихон Шевкунов «Рассказы и истории» Москва,2015,с.78
[36] там же
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5