Маски в культуре славян и народов России

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Маски в культуре славян и народов России

Сычугов Д.В. 1
1МОУ "СОШ № 48" КГО
Новосёлова М.П. 1
1МОУ "СОШ №48" КГО
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

В настоящее время народные обычаи и традиции привлекают все большее внимание. Веками русский народ свято чтил и хранил их, передавая из поколения в поколение. Спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. Так, например, на Масленицу, как и сто лет назад, сжигают чучело, пекут блины, устраивают веселые игрища. А на народных гуляниях продолжают разыгрывать сценки из древнерусских обрядов. Традиции - часть богатой истории русского народа, а историю своей страны необходимо знать.

В нашей семье тоже есть традиции: на Рождество мы готовим сырники с изюмом, в Крещение ставим крестики над входной дверью и окнами, на Пасху – красим яйца и печем куличи, во время Святок - гадаем. В этом году на Святочные гуляния мы решили удивить своих родных и близких. Для этого изготовили и надели маски, отправились в гости и поздравили всех шуточными колядками.

Мне стало интересно, зачем наши предки надевали маски? Откуда пришла такая традиция? Что обозначают славянские маски?

Гипотеза исследования: знание истории появления, значения и символики славянских масок позволит создать собственную уникальную маску.

Цель исследования: изучить историю появления и значения масок в культуре славян и народов России, создать собственную уникальную маску.

Цель определила задачи исследовательского проекта:

изучить и проанализировать научно-популярную литературу и интернет-ресурсы по проблеме исследования;

рассмотреть историю маски как культурного явления и определить основные функции и сферы действия маски;

проанализировать особенности символики и значения масок в культуре славян и народов России;

разработать эскизы маски и описать технологию создания собственной маски.

Объект исследования: славянские маски как отражение традиционной культуры России.

Предмет исследования: знания, полученные в результате исследования научно-популярной литературы для создания маски по канонам предков.

Данная маска пополнит мою личную коллекцию масок, работа будет представлена на уроках истории России.

В процессе работы над проектом использованы следующие методы исследования: теоретические, сравнение, обобщение, наблюдение, создание маски из бересты и кожи.

ГЛАВА I. Теоретические аспекты культуры славянских масок

1.1 Понятие «маска» и историография вопроса

Свое исследование мы начали с изучения литературы по проблеме исследования и выяснили, что маска является одним из важнейших элементов культуры всех известных науке обществ и традиций.

Прежде чем изучать маску как элемент культуры, мы исследовали значение самого слова «маска» и вот что выяснили.

В настоящее время нет единого мнения о том, откуда в русский язык пришло слово «маска». Некоторые ученые считают, что оно происходит от французского masque, другие - от итальянского maschera, третьи – от испанского mascara. Кроме того, возможными предками являются латинские mascus, где masca означает «призрак» или арабское maskharan – «шут», «человек на маскараде».

В Полном словаре иностранных слов маска означает следующее:

- слепок из гипса (снять маску значит обложить лицо мягким гипсом и дать ему таким образом застыть);

- изображение человеческого лица, птичьей или звериной морды, или же просто небольшая накидка с отверстиями для глаз (для случаев, когда хотят остаться неизвестными);

- личина притворства, лицемерия[5].

В Словаре иностранных слов даются 2 дополнительных понятия маски:

- человек, надевший маску; замаскированный и костюмированный участник маскарада;

- проволочная решетчатая личина, надеваемая противниками при фехтовании[8].

Джек Тресиддер в своем Словаре символов дает следующее понимание маски - это «трансформация, защита, опознавание, маскировка»[11].

В русском языке близким по значению слову «маска» или «маскироваться» являются слова «ряженный» и «рядиться». В словарях С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой и Д.Н Ушакова, «ряженый» - одетый в маскарадный костюм, переодетый в необычную одежду[4].

Мы в своей работе термин «маска» будем понимать как трансформацию, защиту от кого или чего-либо, маскировку, сокрытие истинных намерений.

Продолжая исследование, мы узнали, что проблемой изучения славянской культуры и традиций занимались такие ведущие ученые как Еремина В.И., Иванов В.В., Топоров В.Н. Криничная Н.А., Рыбаков Б.А. и другие. В книгах этих авторов можно найти расшифровку старинных рукописей, толкование обрядов, объяснение археологических находок. Однако, информации о масках как культурном феномене крайне мало. Исследователи отмечают, что в отличие от культур других народов, в славянской народной культуре маска была сравнительно мало разработана.

Действительно, анализ работ известных художников – славянистов показал, что маски встречаются только в полотнах современных художников: В.А. Королькова, В. Семочкина, М. Сочилиной, В. Чумакова – Орманского и др. Чаще всего они пишут портреты Богов и героев Древней Руси, изображают языческие праздники и обряды. Среди их произведений нам удалось найти такие, где авторы показывают людей в масках животных (козы, медведя, коровы, волка и др.) или ряженых во время масленичных и святочных гуляний. Ряженые, как правило, изображены без маски, она порой лишь намечена гримом: лица участников обряда испачканы сажей, «занавешены» листьями и обрывками ткани, что делает их неузнаваемыми.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основная функция маски - скрыть лицо, защитить его, отвлечь от него внимание. Вместе с тем, маска представляет собой другое лицо, способное внушать страх, напоминать об иных существах.

По мнению В.В. Иванова человек в маске может оказаться воплощением божественного или демонического начала, приобщиться к миру зверей, теней или духов, стать иной личностью, вовсе не похожей на того, кто под маской[6]. Это очень ярко прослеживается в мифах и легендах славян о сотворении Земли, природы и человека, в поверьях о духах природы и домашних демонах, о высших Богах и загробном мире. Поэтому следующий параграф исследовательского проекта будет посвящен проявлению славянской мифологии и религии в масках.

2.2. Маска как отражение мифологической и религиозной картины мира

О том, как развивалась культура славян и народов России мы решили узнать из мифов и легенд, изложенных на основе устных преданий, собранных этнографами и филологами. Оказалось, что культура славян и народов России формировалась на основе природных факторов, в число которых входили лес, река, степь, небо и др [1,6,10]. Лес шел на строительство и служил топливом, обеспечивал славян материалом для хозяйства, служил надежным убежищем от врагов. Реки исполняли роль транспортных магистралей и кормили славян своими запасами, по их берегам строились города и села. Степь - широкая, раздольная и величавая - была символом свободы. Поэтому славяне жили в природе и вместе с природой. Они верили, что разным видам человеческой деятельности, которые зависят от природных факторов, покровительствуют боги.

Так, например, славяне поклонялись Святобору – богу лесов и лесных угодий. Бог Волос (Велес) был покровителем хозяйства и скотоводства. Покровителем всех плодородных сил природы у славян был бог Ярило.

Славяне верили не в единого Бога, а во множество самых разных богов, наделяли их наиболее важными функциями и считали, что от них зависит жизнь и благополучие людей. Поэтому богов старались задобрить: для них устраивали святилища, им поклонялись, совершали ритуалы, обряды, организовывали в их честь праздники. Самые известные праздники славян, которые дошли и до наших дней – Святки (в честь бога Святовита), Масленица (в честь бога Ярилы), праздник Ивана Купалы (в честь Купалы)[6].

Нам удалось выяснить, что некоторые ритуалы, обряды, праздники сопровождались ряженьем с использованием масок. Славяне считали, что маски позволяют принять любой облик и перевоплотиться в кого угодно, хоть в зверя, хоть в Бога. Это нужно было для того, чтобы иметь возможность общения с существами из иных миров. Это возможность даже не просто общения, но и взаимопроникновения через границу душ и духов, и даже богов. Некоторым это было необходимо для того, чтобы просить духов и богов о благоденствии, успешности, достатке, другие надевали маски потому, что им позволялось, и даже было обязательным, то, что в обычной жизни было под запретом[9].

Из мифов и легенд славян мы узнали, что маски назывались по-разному – «харями», «лярвами», «личинами», «скуратами», «рожами». Они изготавливалась, в основном, из бересты, кожи и бумаги, дополнялись и украшались кусочками меха, льняной куделью, пучками непряденой шерсти, тканью, кружевами. На маске с помощью краски иногда изображались глаза, брови, нос, рот. Некоторые «личины» дополнялись длинным носом из бересты, бородой из пакли или конского волоса, зубами, вырезанными из брюквы, репы или картошки[10].

При отсутствии маски лицо ряженого мазали сажей, мелом, мукой, раскрашивали краской. Головы животных делались из соломы, коры, выдолбленного дерева, льна и насаживались на длинную палку. Ряженые несли их в руке и закрывали ими лицо, измазанное сажей, мукой, завешенное тряпкой. Маски, как правило, изготавливали к конкретному дню, а затем выбрасывали и лишь в редких случаях сохраняли до следующего праздника.

Интересно, что когда на Русь пришло православие, оно вытеснило языческую культуру и маски стали использоваться только скоморохами, которые веселили народ на улице. При Петре I вновь вернулись карнавальные маски, которые дали участнику маскарада святое право быть неузнаваемым.

Сегодня маска утратила свое первоначальное значение и в большинстве случаев стала объектом эстетического восприятия и изображения, она используется для игры в театре ли на праздничных карнавалах.

2.3 Основные характеристики славянских масок: типы, формы, цвета.

Как известно, в каждой культуре свои уникальные маски. Общие контуры маски, соотношение основных черт лица, раскраска обычно позволяют достаточно точно установить ее принадлежность к тому или иному народу.

Мы рассмотрели основные характеристики масок славян и народов России и выяснили, что существует единая типология для всех масок. С целью удобства изучения материала мы представили его в таблице, где привели примеры масок, найденных на местах раскопок в Великом Новгороде и во Владимире, с кратким описанием. Стоит отметить, что до наших дней дошли только маски из кожи; к сожалению, маски из бересты в силу определенных особенностей навсегда утрачены[10]. Кроме того, добавим, что маски, представленные в таблице, датируются XIIIXIV вв.

Таблица 1

Типология славянских масок

Пример

Описание

1 тип – антропоморфные. Маски с более или менее узнаваемыми человеческими чертами, мужские или женские

 

Материал изделия - кожа. Представляет собой смеющееся человеческое лицо. Углы рта высоко подняты, зубы намечены зигзагообразной линией. Размеры: 16 см* 13 см.

 

Материал изделия - кожа. Представляет собой лицо овальной формы, с асимметрично расположенными овальными прорезями для глаз, узкой вытянутой прорезью для рта и полуовальным вырезом для носа, прикрытым клапаном. Размеры: 14,6 см. x 12 см. x 0,3 см.

2 тип – зооморфные. Маски, изображающие разных животных

 

Маска выполнена из плотной кожи черного цвета. Глаза, нос, в форме клапана и рот вырезаны схематично, но четко прослеживаются зубы. Размеры: 16 см* 28 см.

 

Маска выполнена из плотной кожи темно-коричневого цвета. Отверстия глаз, носа и рта вырезаны неаккуратно, отсутствует детальная проработка. Нос прорезан в форме клапана. Размеры: 13 см* 17 см.

3 тип – смешанные. Маски, сочетающие в себе

человеческие и животные признаки

 

Маска выполнена из кожи черного цвета. Представляет собой лицо смешанного типа. Глаза, нос и рот выполнены весьма схематично, детальная проработка отсутствует: глаза разного размера, выполнены на разном уровне. Во рту, с правой стороны внизу, четко прослеживаются зубы. Размеры: 22 см* 22 см.

 

Маска выполнена из мягкой толстой кожи черного
цвета. Предположительно вырезана из голенища сапога.

Глаза, нос и рот намечены очень схематично. Нос имеет форму клапана. Рот похож на щель с одним зубом внизу. Размеры: 13,5 см* 13 см.

Таким образом, анализ показал, что для славянских масок XIII- XIV вв. характерно преобладание овальных форм, максимально приближенных к форме человеческого лица, цветовая гамма скудная и ограниченна двумя цветами кожи – черным и коричневым. Детальная проработка элементов маски отсутствует. Определить смысловую нагрузку данных масок крайне сложно. Более поздние маски отличаются богатством материалов, из которых они изготовлены, цветовым спектром, натуральностью и приближенностью к реальным образам. Нам удалось найти значения некоторых славянских масок, например, маска медведя – к богатству, маска коровы – к долгой жизни. Маска старика или старухи обозначали опыт и связь поколений.

Итак, изучив основные характеристики, функции и сферы действия маски, мы приступили к практической работе по созданию маски в домашних условиях. Этому посвящена следующая глава исследовательского проекта.

ГЛАВА II. Практическая работа по изготовлению маски

2.1 Разработка эскизов маски

Изготовление маски требует планомерных действий. Прежде всего, нужно создать эскиз будущей маски, изобразив его на бумаге. Это стало первым этапом практической работы.

В маске мы решили воплотить образ Перуна - Бога Грозы и Молнии. Он интересен нам тем, что был главнейшим Богом славян, «единым владыкой всего». Его считали богом войны, который покровительствовал дружине, он отвечал за плодородие и имел особое (бережное) отношение к хлебу.

В мифах и легендах славян Перун описывается как немолодой разгневанный мужчина с рыжей клубящейся бородой и черно-серебрянными волосами. В руках он держит кремень, похожий на громовую стрелу (молнию) или луч, поэтому порой его величали Богом небесного огня.

Мы представили Перуна таким.

По нашему мнению обязательным элементом маски должна была стать молния, которой Перун поражает разную нечисть. Поэтому в первой маске мы изобразили молнии в виде резцов короны, что символизирует величие Перуна, во второй маске мы использовали молнии для обозначения волос и бороды.

В обеих масках мы использовали цвет огня – желтый и красный. В одной добавили цвет темных туч - черный и синий, для обозначения волос Бога молний.

Считалось, что Перун был суровым Богом, поэтому мы изобразили его с нахмуренными бровями и опущенными вниз уголками рта.

Из представленных эскизов для создания собственной маски мы выбрали первый, т.к. он более точно передает образ Перуна, его величие.

По канонам славянских предков, маски изготавливались из бересты или кожи, а затем украшались кусочками меха, ткани, пучков шерсти и т.п. Мы решили не отступать от традиций и выполнить берестяную маску.

Технология изготовления маски

Второй этап практической деятельности мы начали с обработки бересты. Мы сняли тонкий верхний белый слой и очистили его от пыли и грязи мягкой тряпочкой. С внутренней стороны убрали кусочки бересты с других слоев.

Третьим этапом нашей работы стала разработка технологической карты и создание маски.

Таблица 2

Технологическая карта создания маски

Название операции

Описание операции

Графическое изображение

1

Подготовка материалов

Для создания собственной маски нам потребуются следующие материалы: береста, ножницы, канцелярский нож, разноцветный шпагат, деревянные бусины для украшения, кусочки кожи, клей «Момент»

 

2

Изготовление шаблона маски и перенос его на основу

Шаблон будущей маски мы создавали по разработанному ранее эскизу из бумаги. Данные операции нужны для того, чтобы задать пропорции будущего изделия

 

3

Изготовление деталей и основы маски. Примерка деталей

По намеченному контуру вырезаем основу маски и делаем дополнительные детали. Из кожи вырезаем брови, из шпагата делаем бороду, из кусочков бересты - наконечники на молнии. Прикладываем детали к основе.

 

4

Создание маски. Завершение работы.

Создаем собственную уникальную маску, опираясь на разработанный эскиз. К готовой маске привязываем нитки, чтобы ее можно было носить.

 

Итак, опираясь на знания, полученные в ходе исследования, мы создали собственную маску. Данная работа заставила меня по-другому взглянуть на мир, взглянуть на него глазами наших предков. Они были мудрее нас - почитали природу, берегли и поклонялись ей, как живому существу. Ведь мы и есть частичка той природы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в ходе исследования мы достигли цели и решили все поставленные задачи. Мы подтвердили гипотезу исследования и доказали, что знание истории появления, значения и символики славянских масок позволит создать собственную уникальную маску.

Продуктами исследовательской деятельности стали:

- берестяная маска Бога Перуна;

- технологическая карта создания маски;

- картины «Домовой» и «Праздник Ивана Купала» с изображениями мифических персонажей и праздников славян;

- коллекция славянских масок из бересты и кожи;

- виртуальная галерея полотен художников – славянистов.

Данное исследование помогло мне более точно представить миропонимание наших предков, понять их ценности и культуру. А изготовленная мной маска займет достойное место в моей личной коллекции масок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ

Громыко М.М. Мир русской деревни [Текст] / М.М. Громыко. — М.: Молодая гвардия, 1991.

Коринфский А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа [Электронный ресурс] / А. Коринфский. — М.: изд. книгопродавца М.В. Клюкина, 1901. – Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/kor/inp/hsky/

Левкиевская Е. Мифы восточных славян [Текст] / Е. Левкиевская. – М.: «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА», 2015.

Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М.: Издательство: ИТИ Технологии, 2008.

Попов М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке [Электронный ресурс] / М. Попов. – М.: т-во И.Д. Сытина, 1907. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003723853

Рогов А.П. Мир русской души, или История русской народной культуры [Текст] / А.П. Рогов. — М.: Терра-Книжный клуб, 2003.

Семенова М. Мы – Славяне! [Текст] / М. Семенова. – М.: Издательство «Азбука», 2009.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Материалы для лексической разработки заимствованных слов в русской литературной речи [Электронный ресурс] / cост. А. Н. Чудинов. - СПб., Издание В. И. Губинского, 1910. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003773184

Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды [Текст] / И. Снегирев. — М. : Кучково, 2012.

Тетерина Е.А. Исследования русских традиций, обычаев, обрядов. Историографический обзор [Электронный ресурс] / Е.А. Тетерина, А.Ю. Питерова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2016. — Т. 4, № 2. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.

Тресиддер Д. Словарь Символов [Электронный ресурс] / Д. Тресиддер.– М.: Издат.: ФАИР-ПРЕСС , 1999. – Режим доступа: http://booksee.org/book/632945

Просмотров работы: 15