Введение
Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя.
В.О. Ключевский
Испокон веков бурятский народ знал родовое древо до седьмого поколения и выше. В настоящее время многие мои сверстники не знают свою родословную, а у некоторых даже нет желания узнать. А я считаю, что человек, не знающий своих корней, рода, подобен листку дерева, растению без корня, способного при малейшем дуновении ветра упасть, сломиться. У меня появилось огромное желание серьезно заняться этой проблемой, тем более, что в нашей семье свято чтут память своих предков, передавая знания родового древа от поколения к поколению. Изучая «Историко-культурный атлас Бурятии», документально-публицистическую повесть «Ногооной багша», меня поразила судьба моего прадеда, Нимбу Сосоровича Сосорова, который пережил немало исторических моментов, коснувшихся нашей страны и в честь которого в 2012 году была названа Цагатуйская средняя школа Джидинского района.
Цель моего исследования: подробно узнать историю жизни своего прадеда, которого до сих пор ценят и помнят земляки.
Объектом исследования являются воспоминания, документы, фотографии.
Предметом исследования является история жизни прадеда.
Для достижения этой цели поставлены задачи:
Провести анкетирование среди сверстников «История моей семьи».
Взять интервью у своих родственников «Мои воспоминания о дедушке, прадеде».
Исследовать архивный материал «Мое тоонто».
Исследовать этимологическое значение происхождения названий Джида, Цагатуй.
Проанализировать материалы краеведческого музея и Комнаты боевой и трудовой Славы Цагатуйской средней общеобразовательной школы.
Изучение семейных документов, фотографий.
Для достижения цели и задач исследования были отобраны следующие методы: опрос, интервью, изучение архивных материалов, материалов музея, семейных документов, словари, анализ, сравнение.
В основу исследования положена гипотеза: если знаешь свои корни, то будешь знать историю родного края, историю России.
Практическая значимость работы заключается в том, что я стану хранительницей истории своего рода и всем родственникам смогу рассказать о нашем прадеде. Полученные результаты исследования могут использоваться моими сверстниками, родственниками, всеми теми, кто интересуется историей своего края, историей нашей Родины.
Новизной исследования считаю попытку разрешить проблему изучения этнокультурного наследия через изучение истории жизни моего прадеда.
1. Анкетирование обучающихся
Я решила провести анкетирование сверстников МОУ Сужинская СОШ на тему «История моей семьи» с целью выявить, насколько мои одноклассники знают историю своего рода. Результаты данного опроса вы видите ниже.
Знаком ли ты с историей своей семьи, своего рода?
Кто тебе её рассказал?
Есть ли в вашей семье «Генеалогическое древо»?
По результатам анкетирования сделала вывод, что в большинстве случаев одноклассники знакомы с историей своей семьи – в первую очередь, от мам и пап, потом уже от своих бабушек и дедушек. Но родословную своей семьи имеют почти единицы. Это означает, что мы плохо знаем свои корни.
В этом и есть наша беда, наша проблема, ведь нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края. Таким образом, изучая историю своего рода, каждый знакомится с историей России.
2. Джида - наша малая родина
Изучив архивные материалы, литературу по своей малой родине, выяснила очень многое.
Джида... Это земли покровителя юга Бурят-Монголии, всей алтайской горной страны - Бурин-Хана. Джида – медно - золотой рукав Селенги. Миллионы лет несёт свои холодные чистые воды строптивая, быстротечная река Джида к Селенге.. А та - к Байкалу.
Почти четыре столетия назад долину реки Джиды, в переводе с бурятского «зэдэ» - «медь», «медная» [3], избрали своей новой «малой родиной» и «тоонто нютаг»- воинственные гордые племена сартулов и цонголов.
Среди них были непобедимые воины, смекалистые ремесленники, искусные ювелиры, чеканщики, резчики по дереву. Народные целители, философы, поэты и музыканты. От них и ведёт свой род сам Нимбу - баабай. Малая родина моего деда село Цагатуй. Предание гласит следующее: «Когда великий Чингисхан в погоне за чернобурой лисой проезжал богатую долину, рассветало. Отсюда название «Цагатуй» – от слова «цагаарха» (белеть, рассветать) [3]. Оно расположено в живописной местности, у подножия горы Яргайта, в долине речки Цагатуйка. Мои родители с благодарностью вспоминают своих дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, которые дали нам прекрасный дар- дар жизни на земле.
Впитывая в себя многочисленные родники-ручейки, пройдя немалый путь по равнинным просторам, Цагатуйка впадает в красавицу Джиду.
Именно здесь у отрогов Хамар - Дабана, в долине «белой реки» - Цаагатай гол-место рождения «тоонто» главного героя моего рассказа - буддийского священнослужителя гэбши- ламы Сартул - Гэгэтуйского дацана, целителя Нимбу-ламы. В миру его именовали Нимбу Сосорович Сосоров.
Как рассказывал моему дяде Нимажапу в детстве его отец, Нимбу - баабай, и как хорошо помнит он сам, шустрая чистая речка Цагатуйка была полноводной, достаточно глубокой, стекавшая с заснеженных отрогов Хамар - Дабана, река переживала два паводка в году. Весенний - снеговой и летний- дождевой. Совсем рядом с околицей Цагатуя манило путников глубокое чистое озеро Атаман - нуур. Здесь прошло детство Нимбу - баабая, его ровесников, земляков. В самые тяжкие минуты далеко от дома, с тоской и любовью вспоминал он родную речку, родные кочевья, голубые сопки, поля нежно- сиреневых подснежников и оранжево- солнечной саранки, чьи сладкие крупные клубни так любили собирать и лакомиться окрестные ребятишки.
Таким образом, память и знание прошлого дает нам возможность использовать его во благо сегодняшнего дня.
3. Жизненный путь Нимбу-ламы
Из воспоминания моего отца, Цыбикова Руслана Александровича, мой прадед, Нимбу Сосоров, родился в зажиточной семье атаганского рода «папай». С детства он рос любознательным. Долгими зимними вечерами слушал мальчик Нимбу легенды о своей родословной, о старинных названиях джидинских сёл и улусов.
По мнению самих земляков Балдановой Баярмы Дашиевны, Цыбиковой Светланы Пурбуевны, мой прадед Нимбу-баабай может по праву быть причислен к плеяде великих бурятских починов. Помимо глубоких знаний сутр, он стал выдающимся целителем - практиком, по-бурятски - баряашином, творившим поистине чудеса наяву. Нимбу-баабай возвращал духовное, физическое здоровье тысячам людей, основываясь на природном даре, мудрости, человеколюбии. Он предсказывал будущее, оберегая от ошибок и неверных шагов, обратившихся к нему, «открывал дорогу», благословлял на удачу в дальнем пути... Не раз односельчане становились свидетелями таинственных случаев, когда после молитв в губительную засуху начинаются обильные дожди. А когда наступает пора сенокоса, в продолжительную сырость и туман Нимбу-баабай останавливает тучи и вновь возвращает благоприятную погоду. Старики рассказывали, что он понимает язык зверей и птиц. С потрясающей точностью предугадывает события, перерождения людей, их прошлое и будущее...
Я рада, что у меня были знаменитые прадедушка и прабабушка. Из воспоминаний Раднаевой Розы Дугаржаповны (Приложение 3), прабабушка Екатерина Илюхинова была ветеринарным доктором. По поверьям, у бурят считалось, что ветеринар уважаем так же, как эмчи-лама. Ветеринарный доктор - человек, обладающий даром целительства животных. Человек может пожаловаться, что у него болит, а животное не может. А ещё она была хорошим костоправом-баряаша, помогала людям.
Проанализировав документы краеведческого музея и Уголка боевой и трудовой славы [5] (Приложение 4), я пришла к выводу, что мой прадед с детства не сидел без дела. Руки у него постоянно заняты. Любил строгать забавные деревянные фигурки, вытачивать полезные вещицы. Освоить плотницкие и столярные инструменты, работать с деревом, мастерить научил его дедушка Намжил - лама. И ещё паять, чинить разную бытовую мелочь. Мой прадед Нимбу остался на всю жизнь мастеровитым, толковым, хозяйственным человеком. До сих пор служат людям прочные, нужные в каждом доме шкафы, буфеты, сделанные руками моего прадеда.
... Около века назад в Сартул - Гэгэтуйском дацане кипела жизнь. Когда мой прадед в юном возрасте и его ровесники поступали в хувараки, дацан тогда был и домом культуры, и библиотекой, и школой в одном месте.
Учиться ему было интересно. В главном храме сверкали изваяния Будд и бодхисатв. Грозны и требовательны ламы- наставники. Не позволяют шуметь, громко кричать, играть. Хувараки (ученики) всё делают сами: готовят пищу, носят воду, убираются, припасают дрова и топят печи, подметают огромный двор дацана.
В дацане они изучают многие предметы, постигают азы классической монгольской и тибетской письменностей, математики, астрологии, философии, медицины. Вертикальное письмо, как говорит их наставник, особенно хорошо развивает и точность рук, силу пальцев, оттачивает наблюдательность, внимание, память. Юный Нимбу впервые читает фолианты древних трактатов из пергамента, бережно хранящихся в прочных футлярах из тёмного дерева и кожи. В редкие минуты свободного времени он заходил в дацанскую печатню помогать типографским мастерам. С интересом наблюдает, как делаются оттиски на пергаменте цветными минеральными красками из тонко перемолотых нефрита, бирюзы, кораллов, золота, серебра. Затем листы обрезаются, складываются по порядку, нумеруются. Особо драгоценные экземпляры, как он замечает, бывают ещё упакованы в особые папки и шёлковые мешочки с тесёмками.
Здесь прадед Нимбу впервые знакомится с основами тибетской медицины, астрологии, философии, математики, риторики. Здесь постигает глубины буддийского вероучения о Восьмиричном Пути и Четырёх Благородных истинах. Здесь в философских диспутах окрепнут его ум, память, отточится природный дар врачевателя и астролога. Здесь будут расти и духовно совершенствоваться его друзья, с которыми он проведет большую часть своей непростой, наполненной драматическими событиями жизни.
Прадед Нимбу всегда сохранял в своей душе благодарную память о первой и единственной духовной обители - Сартул-Гэгэтуйском дацане, первоначальном буддийском монастыре сартульских родов. Его тибетское название «Гандан Пунцоглинг». Божество - хранитель – Жамсаран [1].
В одну человеческую жизнь - примерно в семь десятилетий - вместились войны, революции, рождение и упадок великой страны, полёт в космос, чудеса технического прогресса- радиоприёмник, телефон, телевизор.
Так началась непростая жизнь Нимбу - ламы, будущего пророка, целителя душ, духовного отца нескольких поколений, выросших у подножья Бурин-Хана, в долинах Джиды и Селенги. Он обретёт новое имя - Нимбу- баабай, по бурятски - «баабай» - отец. Ему предстоит перенести многое: гонения, травлю, унижение репрессий. Холодное дыхание неминуемой смерти под блокадным Ленинградом, на передовой и в окопах Великой Отечественной войны.
Горестные события 1930-х годов «чёрным эхом» отразились и на судьбе Нимбу - ламы. Он вспоминал добрым словом и буддийской молитвой того, кто спас его в тот день. Сбежав из-под конвоя и усиленной охраны возле Оронгоя, с помощью охранника, бывшего ламы Сартул - Гэгэтуйского дацана, он оказался перед драматическим выбором. Что ему делать? Куда пойти? И он отвечает на вызов судьбы. Решает выжить, во что бы то ни стало. По дороге в город питается ягодами, кедровыми орехами, кореньями, благо, вступила в свои права осень...
С трудом добравшись до Улан-Удэ, исхудавший, обросший, не узнанный никем, приходит на колхозный рынок, что в центре старого города и спрашивает, нет ли где какой работы у граждан Поднебесной. С ходу чинит чью-то керосинку, налаживает швейную машинку «Зингер», у которой заедает «лапка». За один день возвращает вторую жизнь тахте, паре венских стульев. На совесть запаивает прохудившиеся кастрюли, бидоны, принесённые горожанами. Видя трудолюбие, усидчивость, а главное недюжинный мастеровой дар молчаливого парня, китаец выясняет, что тот ищет пропитание и жильё. С виду неприметный, в поношенной одежде, Ван Ю Ли оказывается довольно состоятельным. Китаец жил на «Батарейке» в домике с обихоженным земельным участком. Вот тогда и услышал прадед диковинное слово «огород». Придя к Ван Ю Ли домой, он впервые видит кадушки, бочки с соленьями, вареньями, маринадами. Спускается в погреб, полный крупного отборного картофеля, аккуратно сложенных в корзины и плетёные сетки овощей. Нимбу-лама даёт себе клятву - когда-нибудь, рано или поздно, он вернётся домой, и у него будет такие же дом и огород.
Мой прадед был одним из тех людей, кто не бросает слов на ветер. Так оно и получилось. Через много лет, пройдя самую длинную и жестокую войну, воплотил свою мечту в жизнь. Ван Ю Ли приезжал в Цагатуй, стал первым наставником и советчиком в овощеводстве (Приложение 5).
В самые трудные, голодные годы после войны поднятый ими «огород» досыта кормил односельчан, большинство из которых - осиротевшие семьи фронтовиков, вдовы с малолетними ребятишками, старики, инвалиды.
Деда Нимбу почтительно называли «Ногооной багша» и в Бурятии, и в соседней Монголии, в госхозе «Зэлтэр» [4] (Приложение 2).
Именно 22 июня 1941 года, т.е. в день начала Великой Отечественной войны, мой прадедушка Нимбу Сосоров решает идти добровольцем в армию. Приходит в Заиграевский райвоенкомат и сразу же отправляется на передовую, на Ленинградский фронт. В составе одной из стрелковых дивизий пройдёт до пограничных рубежей Родины, не будет прятаться за чужими спинами. И в том тоже его суть характера, его натуры - честный, прежде всего, перед самим собой.
В 1941 году 125 человек ушли на фронт из маленького села Цагатуй. Только 71 из них вернулись назад, многие с боевыми ранениями [5].
Поседевший, опалённый огнём страшной войны, но всё такой же стремительный, неугомонный, с блеском в глазах, Нимбу-баабай смог вдохнуть вторую жизнь в подкошенные людскими потерями село. Сразу же, как только стала таять земля, прадед бросает по селу клич: «Давайте поднимать целину, садить огород!». В первый же год вырастает обильный урожай. И вот уже полвека цагатуйцы слывут заядлыми овощеводами...
Вначале 1950-х годов из Москвы приходят радостные для моего прадеда, для его семьи, для всего села весточки. Наконец-то, после долгих мытарств, заслуженному фронтовику, бойцу 109 мотострелковой дивизии, воевавшему на передовой, моему прадеду вручаются омытые кровью и потом ордена- Солдатской Славы III степени и Красной Звезды.
Изучив историю моего прадеда, я пришла к выводу: если знаешь свои корни, то будешь знать историю своей малой Родины, историю России.
4. Увековечивание памяти Нимбу Сосорова
В 2012 году Цагатуйской средней школе присвоено почётное звание «Школа имени Нимбу Сосоровича Сосорова» [5].
Достойный сын своего достойного отца - мой дядя Нимажап - лама, меценат, один из просветителей бурятского народа, руководитель религиозной общины «Дхарма». Нимажап Ильич стал одним из титульных спонсоров и учредителей I Республиканского конкурса «Лучший учитель физической культуры Республики Бурятия-2010», инициатором создания будущего фонда детского спорта.
Проводятся соревнования по боксу - любимому виду спорта Нимажапа Ильича и его отца Нимбу Сосоровича Сосорова, воспитывавшего подрастающее поколение всегда только на собственном примере (Приложение 6,7).
А в Сартул - Гэгэтуйском дацане на памятной гранитной стеле каждый может найти имя Нимбу-ламы.
Заключение
На сегодняшний день проблема осознания культурного наследия очень актуальна. От успешности ее разрешения зависит будущее нашего общества. В работе показано одно из решений этой проблемы, в частности, через изучение истории жизни моего прадеда… актуальность выбранной темы исследования подтвердило анкетирование одноклассников. Изучив литературу, архивные материалы, я пришла к выводу, что, память и знание прошлого дает нам возможность использовать его во благо сегодняшнего дня.
Исследования полностью подтвердили гипотезу: если знаешь свои корни, то будешь знать историю родного края, историю России.
Считаю, что работа имеет практическую значимость, в том, что я стану хранительницей истории своего рода и всем родственникам смогу рассказать о нашем прадеде. Полученные результаты исследования могут использоваться моими сверстниками, родственниками, всеми теми, кто интересуется историей своего края, с историей нашей Родины.
Растут внуки и правнуки Нимбу - баабая и бабы Екатерины. Множатся ветви родового древа Сосоровых - Илюхиновых. Вылетают из родительских гнёзд дети как подросшие птенцы, становятся уже на своё крыло. Но всегда сохранится в наших душах память о Нимбу - баабае, отце, дедушке, прадедушке, которого можно назвать ангелом - хранителем новых, начинающих жизнь с чистого листа человеческих душ...
Я горжусь тем, что мой прадед Нимбу Сосоров один из тех людей, которые опережают свой век. Главный наказ его - «помогать людям»- мы должны помнить и выполнять в меру своих сил.
Литература:
1. Историко-культурный атлас Бурятии. Основной том - М.: ИПЦ «Дизайн. Информация_Картография», 2001 г.
2. Интервью родственников
3. М.Н. Мельхеев. Топонимика Бурятии. Бурятское книжное издательство. Г. Улан-Удэ, 1969 г.
4. Ногооной багша. Путь Нимбу-ламы. Улан-Удэ: Изд-во «Агаар Медиа», 2012.
5. Материалы краеведческого музея и Комнаты боевой и трудовой Славы Цагатуйской средней общеобразовательной школы.
Приложение 1. Военный билет
Приложение 2. Документально-публицистическая повесть «Ногоогой багша. Путь Нимбу-ламы»
Приложение 3. Из воспоминаний
Приложение 4. Материалы краеведческого музея и Комнаты боевой и трудовой Славы Цагатуйской средней общеобразовательной школы
Приложение 5. Заметка из «Джидинского колхозника», 16.09.1959г.
Приложение 6. Нимажап Ильич Илюхинов с членами семьи и победителями юношеского турнира по боксу, посвященного 100-летию Нимбу Сосоровича Сосорова. Улан-Удэ, 2011г.
Приложение 7. Медаль международного турнира по боксу, посвященного 100-летию Нимбу Сосоровича Сосорова