Живая память сквозь века

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Живая память сквозь века

Романов А.Е. 1
1Муниципальное образовательное учреждение "Моркинская средняя общеобразовательная школа№1"/ МОУ "Моркинская средняя общеобразовательная школа№1"
Афанасьева В.Г. 1
1Муниципальное образовательное учреждение"Моркинская средняя общеобразовательная школа№1"/МОУ "Моркинская средняя общеобразовательная школа№1"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Война... Удивительно, но она способна объединить две трагедии: личную,связанную с горем отдельного человека или же, отдельной семьи, и общую, касающуюся страны и народа. Личная судьба сливается с исторической судьбой и предстаёт как одна – великая трагедия.

Война коснулась и нашей большой семьи: Зуевых и Василевских.

Рассматривая документы и пожелтевшие фотографии Зуева Анатолия Александровича /приложение1/, моего прадеда, слушая его рассказы, я узнал о судьбах моих родственников в годы войны.

Цель исследования: сохранение памяти семейных ценностей.

Задачи:

Познакомиться с семейным архивом моего прадедушки;

Проследить боевой путь прапрадедушки;

Изучить жизненный путь прадедушки;

Составить карту-схему «Жизненный путь прадедушки»;

Доказать, что нить, связывающая времена никогда не порвется, если память будет сохранена;

Методы исследования:

Изучение архивного материала военного комиссариата Моркинского района;

Просмотр литературы и газет в Центре национальной и краеведческой литературы МБУК «Моркинская центральная библиотека»;

Просмотр Интернет-сети (сайты «Подвиг народа», «Мемориал»);

Работа с семейным архивом семьи Зуевых;

Встреча и беседа с родственниками и жителями поселка Морки и запись их воспоминаний;

Исследования проводились теоретическим и практическим путем (изучение книг, источников, семейного материала, записи бесед при встрече) анализ и обработка собранного материала, подведение итогов исследовательской работы.

Тема Великой Отечественной войны актуальна всегда, зная какой ценой
нам далась Победа над фашизмом. Забывать прошлое ни в коем случае нельзя.

Новизна исследования- через поиск связующего звена можно узнать о судьбах родственников в годы войны.

Объект исследования - война, предмет исследования - жизненный путь моих
родственников в годы войны и послевоенное время.

В ходе исследования и написания работы я опирался на документы энциклопедии для школьника «Великая Отечественная война», раздел «1941год», рассказывающий о битве под Москвой, о работе людей в тылу, о немецкой неволе. Познакомился с письмами фронтовиков и тыловиков 1941-1943 годов из книг «Великая Отечественная в письмах» автора Гришина В.Г. и Куманева Г.А. «1941-1945. Краткая история, документы, фотографии». Канвой исследовательской работы были воспоминания моего прадедушки Зуева Анатолия Александровича, жителя поселка Морки.

II. Грозные сороковые...

На войне как на войне

В свободное время я люблю перебирать старые фотографии прадедушки. Эти пожелтевшие фотографии мне о многом говорят. Они напоминают молодую жизнь прапрадеда и прадеда. Среди этих фотографий есть снимки, связанные с войной.

От людей старшего поколения часто слышу слышу часто о трудностях войны. Мой прадед рассказывал, что война задела своим крылом их семью.

Мой прадед, Анатолий Александрович /приложение2/, рассказывал о своем отце, то есть мой прапрадед Зуев Александр Иванович 1907 года рождения.

Точная дата его рождения забыта родственниками, так как дни рождения не отмечали, было не до гуляний, работали в колхозе, да и не было денег для празднования. До войны в колхозе зарплату выдавали продуктами. Чтобы иметь деньги жители отправлялись на базар в ближайшую деревню, что в семи километрах, для продажи своих продуктов.

В начале войны, когда Александру Ивановичу исполнилось 35 лет, он был отправлен на фронт, под Москву, где велись ожесточенные бои. Он был обычным солдатом. Здесь же под Москвой он получил первое ранение.

В первое свое ранение прадед лечился в госпитале города Киров. В это время его мама очень болела. Она всем говорила: «Хочу увидеть сыночка, потом можно и умирать». Дождавшись сына с госпиталя, на следующий день она умерла. Всё это время она молилась Богу и искренне верила, чтобы увидеть своего сына. Вернувшись из госпиталя, Александр Иванович не мог разогнуть свою раненую ногу. Однажды он упал с лестницы и повредил ногу, но к удивлению его нога стала двигаться, ему стало легче. Через некоторое время его вновь призвали на службу, так он оказался второй раз на фронте. Теперь он работал начальником повара, готовил еду для офицеров. Он воевал в Польше, в Румынии, в Чехословакии, в Болгарии, в Австрии и Германии.

К счастью Александр Иванович вернулся домой с фронта живым, несмотря на то, что трижды он был ранен.  После войны, Александр Иванович с женой Марией Алексеевной прожили два года. Сначала умерла его жена, а через месяц умер Александр Иванович.

Много сельчан не вернулось с фронта, почти в каждый дом приходила похоронка с фронта.

Немецкая неволя

В результате поиска и исследования выяснил: «13 тысяч человек Моркинского района влились в ряды защитников Отчизны. Имя почти каждого второго войдет в скорбный список», - нахожу в Книге Памяти [4].Среди этого огромного списка нет имен детей - узников и мало, что сказано о взрослых, попавших в плен. Но, анализируя работы обучающихся по воспоминаниям их родственников о войне, я выяснил, что многие прошли через плен и концлагерь.

Из курса истории России знаю, что первые дни войны, фашисты наступали по всей западной границе. Очень тяжелая обстановка была под Ленинградом. Этот факт подтверждала прабабушка Мария Василевская. Мама рассказывала о ней. Меня поразила судьба семьи Мусс (Василевская) Марии Ивановны (приложение 3). Корни ее родословной уходят во времена правления Екатерины Второй. В те времена начались переселения немцев из Пруссии. Они обосновались в Новгородском крае и вскоре обрусели.

Когда началась война, Марии было всего 14 лет. Фашисты захватили ее семью. И отправили ее в лагерь «Кониц» в Чудово (Польша). В лагере их разместили отдельно, мать и детей по разным баракам. На территории лагеря стояли бараки, где были крематории, в них сжигали больных людей. Лагерь был окружен колючей проволокой. Если кто подходил к ограде, то сразу охрана расстреливала его. Дети работали на копке картофеля с утра до вечера. Кормили скудно, давали брюкву, немного хлеба и воды. Спали на соломе. Охрана очень издевалась над детьми, особенно над девочками, их насиловали, били. В лагере семья побыла до полного освобождения.

Анализируя собранный материал, я выяснил, что дети в годы войны прошли через муки концлагерей, спецлагерей и поселения, где пленных содержали неодинаково. Но они, после освобождения, пройдя муки ада, оставались людьми.

3.«Взрослые» дети военной поры

Победа! Конечно, она добыта, прежде всего, ратным подвигом советского солдата. Но ее не было бы без трудового подвига тыла. Никакому врагу не одолеть тот народ, когда наравне со всеми против врага встают даже дети. В деревнях и селах республики почти не было мужчин, все ушли на фронт. В годы войны рождались и действовали различные формы помощи и поддержки Красной Армии. Одна из форм помощи- подарки. Они были бесхитростны -табак, кисет, кусок мыла, рукавицы, но тем более ценными, что в их сборе и отправке принимали участие дети. Обычно зимой вязали варежки, носки, шили кисеты. Весной дети раскидывали удобрения на полях. Летом пололи, собирали ягоды, грибы, коренья, листья, делали снопы, смотрели за маленькими детьми. Осенью собирали колосья на полях. Для большинства трудящихся жизнь в годы войны имела характер полуголодного состояния. Не мудрено. За один трудодень колхоз давал 200-300 грамм зерна, детям 200 грамм хлеба, взрослым 500 грамм[5].Не смотря на это, советские люди готовы были идти на любые жертвы, во многом отказывали себе, чтобы сокрушить врага.

Учеба в школе начиналась с ноября, когда поля покрывались снегом. Исследуя работы учеников по воспоминаниям их родственников о военных годах, я выяснил, что наша школа работала в полную нагрузку. Не было учебников, тетрадей. Писали на газете между строк, гусиным пером, макая в чернила, разбавленные сажу с водой. А в кабинете сидели по 2 класса, так как не хватало учителей, несмотря на то, что были эвакуированные учителя.

Мой прадед работал в колхозе, на лошади Зорька, возил навоз для удобрения полей. За работу начисляли трудодни, на трудодни давали продукты. Выдавали то, что родится в колхозе: горох, иногда давали мед. Продукты отправляли на фронт. Когда Александр Иванович был на фронте, его сын помогал бабушке по хозяйству. Вместе убирали с ней картошку. Благодаря плодородной почве урожай картофеля был богатый. Иногда картошкой кормили и скотину, так как было большое хозяйство: куры, овцы, свиньи.

Мать Анатолия Александровича работала в колхозе, вместе с женщинами работали маленькие дети, жали пшеницу. До поля, что в 6км, надо было идти пешком, а потом под жарким солнцем приходилось работать. Надо было работать очень быстро. Также женщины и дети заготавливали сено для колхоза, потому что было большое хозяйство.

Подростки 8-14 лет работали наряду со взрослыми. Прочитав Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 года о режиме рабочего времени, был поражен тем, что лица, не достигшие 16 лет, были привлечены к обязательным сверхурочным работам. Дети работали не боле двух часов в день, в сельской местности были увеличены трудодни, даже для детей с 12 лет. Они не видели беззаботного детства, стремительно взрослели, становясь опорой старшим. Хотя в перерывах от работы они отдыхали /приложение4/.

Я думаю, что люди ковавшие победу в тылу, герои. В годы лихолетья общее горе и жизненные невзгоды объединили их, сделали терпимее друг к другу, и у них была общая цель - разгромить врага.

4.Жизнь продолжается

После окончания школы, отец увез Анатолия Александровича в Морки и познакомил с Федором Михайловичем Чугуновым, который научил его кроить. До 1952года Анатолий работал портным.

Несмотря на болезнь уха, в 1953году его призвали на службу на флот в город Балтийск, недалеко от города Кенигсберг/приложение 5/.

Он служил на крейсере «Свердлов», где он был портным, шил форму для генералов и адмиралов. Вскоре, крейсер «Свердлов» должен был идти в Англию, на коронацию Елизаветы 2/приложение 6/. По случаю коронации королевы моему прадеду пришлось шить шинель переводчику Н.С.Хрущева Суходреву Виктору Михайловичу, что тот остался доволен творчеством прадеда. По важным обстоятельствам мой прадед на коронации не присутствовал. Отслужив на флоте 4года, он вернулся домой. Несмотря на то, что офицерский состав не желал отпускать его, они очень ценили прадеда за мастерство и трудолюбие. Но малая родина звала домой.

После службы на флоте, он вернулся домой, в деревню, какое-то время проработал в швейной мастерской и вместе женой перебрались жить в село Морки.

В Морках Анатолий устроился на работу в Моркинский быткомбинат, заранее пройдя курсы закройщиков в городе Йошкар-Ола. Во время работы неоднократно его изделия экспонировались на республиканском показе мод, что в результате ему присвоили звание «Мастер высшего класса» /приложение 7/. Он шил одежду не только простым людям, но и почётным гражданам Марийской республики.

Кроме своей работы он вел общественную деятельность, был народным заседателем Верховного суда Марийской АССР.

За трудовую деятельность в тылу в годы войны и в мирное время Анатолий Александрович неоднократно награждался грамотами /приложение 8/.

III.Заключение

Сегодня в Морках не осталось фронтовиков, живы те, кто работали в тылу. С болью и горечью они вспоминают те суровые 40-ые годы. Это наши прабабушки и прадедушки. Им уже за 80 и 90.

Проанализировав материал, нашел ответ на вопрос. Что же нас всех связывает и кто нас объединяет. Конечно, связующая нить, хранитель памяти семейных ценностей - мой прадед, Зуев Анатолий Александрович, наш земляк/приложение9/.

Благодаря ему, узнал о своих родственниках, воевавших в годы войны.

Его отец Александр Иванович - фронтовик. Мария Ивановна Василевская-узница фашистского лагеря. Что характерно: они были детьми к началу мировых войн: первой и второй. Их судьбы сложились по-разному. Один воевал, получал увечья, вставал и шел снова в бой, словно оловянный солдатик. Для прабабушки - вся жизнь борьба, концлагерь, насильственное переселение в Казахстан, так как она была немка, наконец – Морки, кстати, она мама пятерых детей. А моего прадеда можно отнести к типу «Взрослые» дети военной поры. Такой мой прадедушка. Мой прадед удивительный, умный, скромный и веселый человек, проживший долгую жизнь, познавший нелегкий для ребенка труд в тылу, шедший долго по ступенькам к подиуму портного. Всегда был вежлив с людьми, оставался человеком с большой буквы. Он был и есть человек для подражания молодого поколения/приложение10/.

Я думаю, нельзя сформировать жизненную позицию, на мой взгляд, не осмыслив подвига старшего поколения/приложение10/.

Список литературы и источников

Великая Отечественная война.1941-1945. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.-512с.: ил., стр.300.

Военный энциклопедический словарь. М.,2007.

Голиков В.А.Подвиг народа. Памятники Великой Отечественной войны. Москва. Издательство политической литературы.1980.

Зенкин А.А. Книга Памяти. Вспомним их поименно. Свободный том. Йошкар-Ола,1997,стр. 12.

Книга Памяти «Они защищали Родину. Назовем их поименно» Моркинский район, г. Йошкар-Ола, 2002, стр.22.

Куманев Г.А. 1941-1945. Краткая история, документы, фотографии. Москва. Издательство политической литературы. 1983, стр.124.

Выписка из архивного документа «Приказ /Указ/о награждении и сопроводительные документы к нему, фонды Центрального Архива Министерства Обороны РФ (ЦА МО);

Запись беседы Зуева Анатолия Александрович, 1930 года рождения, жителя п.Морки Республики Марий Эл;

Интернет, сайты «Подвиг народа» http://podvig-naroda.ru,;

Ксерокопии удостоверений: военный билет, ветеран Великой Отечественной войны, юбилейные медали, народный заседатель Верховного суда МАССР, Мастер высшего класса;

Схема «Жизненный путь А.А.»;

Фотографии из семейного архива Зуева А.А., жителя поселка Морки:

а/Фото 1: Зуев Анатолий Александрович;

б/Фото 2: семья Зуевых;

в/Фото 3: Василевская Мария Ивановна;

г/Фото 4: отдых детей после работы, 1942г.;

д/Фото 5: Зуев Анатолий Александрович, старшина 2статьи

е/Фото 6: крейсер «Свердлов»;

ж/Фото 7: Рудаков О.И., командир крейсера, капитан 1ранга;

з/фото 8: Суходрев В. М., личный переводчик;

и/фото 9: Александр в гостях у Зуевых, во время беседы;

Приложение

Приложение 1

фото1: Зуев Анатолий Александрович

Фото сканировано Романовым Александром Евгеньевичем, обучающимся

10 класса МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п.Морки Республики Марий Эл 10.04.2009

Фото находится в семье Зуевых

Приложение 2

фото 2: семья Зуевых,

д.Нуж-ключ Моркинского района Республики Марий Эл

Александр Иванович второй с право

Фото сканировано Романовым Александром Евгеньевичем, обучающимся

10 класса МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п.Морки Республики Марий Эл 10.04.2009

Фото находится в семье Зуевых

Приложение 3

фото3: Василевская Мария Ивановна

Фото Санировано Афанасьевой Валентиной Георгиевной, учителем истории МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п.Морки Республики Марий Эл 10апреля 1985года

Фото находится в музее истории школы

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п.Морки Республики Марий Эл

Приложение 4

фото4: отдых детей после работы

д.Нуж-Ключ Моркинского района, 1942год

Фото санировано Афанасьевой Валентиной Георгиевной, учителем истории

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п.Морки Республики Марий Эл 02.05.2005года

Фото находится в музее истории школы

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п.Морки Республики Марий Эл

Приложение 5

Фото5: Зуев Анатолий Александрович, старшина 2статьи

г.Балтийск,1953год

Из военного билета Зуева Анатолия Александровича

Сканировано Романовым Александром Евгеньевичем, обучающимся

10 класса МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п.Морки Республики Марий Эл 10.04.2009

Фото и документ находится в семье Зуевых

Приложение 6

Фото6: крейсер «Свердлов» фото 7:Рудаков Одиссей Иванович,

командир крейсера, капитан 1ранга

Фото8: Суходрев Виктор Михайлович, личный переводчик высшего советскго партийно-государственного руководства

Фотографии сохранены с Интернет-сети 10.04.2019

Приложение 7

удостоверение и значок «Мастер высшего класса» закройщика и портного

Сканировано Романовым Александром Евгеньевичем, обучающимся

10 класса МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п.Морки Республики Марий Эл 10.04.2009

Значок и документы находится в семье Зуевых

Приложение8

Наградные удостоверения юбилейных медалей

Сканировано Романовым Александром Евгеньевичем, обучающимся

10 класса МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п.Морки Республики Марий Эл 10.04.2009

Наградные удостоверения находятся в семье Зуевых

Приложение 9

Сканировано Романовым Александром Евгеньевичем, обучающимся

10 класса МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п.Морки Республики Марий Эл 10.04.2009

Удостоверение документы находится в семье Зуевых

Приложение 10

Жизненный путь Зуева Анатолия Александровича

Схема составлена Афанасьевой Валентиной Георгиевной, учителем истории МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п.Морки Республики Марий Эл 02.04.19

Приложение 11

Фото 9: Александр в гостях у Зуевых, во время беседы с Анатолием Александровичем

Фото сделано мамой Александра, Надеждой Юрьевной 12.04.19

Фото находится в семье Романовых

Просмотров работы: 60