Введение
Когда-то давно великий русский учёный Михаил Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», и с этим трудно не согласиться: сначала уходит знание родной истории, угасает память предков, потом стираются национальная культура и самобытность народа. В итоге — страна постепенно попадает в вассальную зависимость, а заодно растворяется в «единстве мирового образовательного процесса», которое сегодня навязывает многим народам мира Западная цивилизация.
Манку́рт, согласно роману Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день») — это взятый в плен человек, превращённый в бездушное рабское создание, полностью подчинённое хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни. Согласно Айтматову, пленнику, предназначенному в рабство, обривали голову и надевали на неё шири — кусок шкуры с выйной (шейной) части только что убитого верблюда. После этого ему связывали руки и ноги и надевали на шею колодку, чтобы он не мог коснуться головой земли, и оставляли в пустыне на несколько дней. На палящем солнце шири съёживалась, сдавливая голову, волосы врастали в кожу, причиняя невыносимые страдания, усиливаемые жаждой.
Через какое-то время жертва либо гибла, либо теряла память о прошедшей жизни и становилась идеальным рабом, лишённым собственной воли и безгранично покорным хозяину. Рабы-манкурты ценились гораздо выше обычных.
В тексте Айтматов даёт подробное определение образа: «Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишённый понимания собственного «Я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своём роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения. Только манкурт мог выдерживать в одиночестве бесконечную глушь…, находясь неотлучно при отгонном верблюжьем стаде. Он один на таком удалении заменял множество работников. Надо было всего-то снабжать его пищей — и тогда он бессменно пребывал при деле зимой и летом, не тяготясь одичанием и не сетуя на лишения. Повеление хозяина для манкурта было превыше всего. Для себя же, кроме еды и обносков, чтобы только не замерзнуть в степи, он ничего не требовал…».[1]
Так появился термин манкурт и манкуртизм. Манкуртом бывает не только человек, но и целый народ. Российский журналист, публицист, Владимир Соловьёв о манкуртах пишет: «Они — генетическая мутация. Историческая память, уважение к памяти предков — для них пустые слова. Конечно, они дышат, ходят, едят и потребляют. Но людьми для меня не являются.»[2] Поэтому во всех народах таких манкуртов старались изловить и изничтожить.
Под термином манкуртизм скрывается глубокий смысл. Прежде всего, он проявляется в полном игнорировании и фальсификации прошлого. Как историческое беспамятство термин проявляется сегодня не только в незнании истории своего народа, своей страны, но и той местности, где живем, традиций и истории своей семьи. Как много сегодня желающих перечеркнуть всю нашу историю, связанную, например, с существованием Советского Союза, представить ее как некий провал в развитии цивилизации, как неисторический казус, как разгул кровавых злодеев. И если у нашей молодёжи не будет знаний, правдивой и достоверной информации об этом периоде нашей истории, то они будут считать, что так оно есть. А это грозит утратой своей национальной идентичности, деградацией личности. Воспитание личности в полном смысле этого слова - задача образования. Воспитание исторической грамотности - задача истории как учебной дисциплины и части современного образования.
Современный философ А. С. Панарин говорит о том, что сейчас наступила «эпоха предельной порчи человека».[3] Молодые люди лишены чувства исторической традиции, исторической ответственности. Выражение «потерянное поколение» - это сегодня уже суровая реальность. Кроме того, налицо практически полное отсутствие исторической памяти. Многие подростки не понимают, зачем нужно знать историю, а о понимании единства культурно-исторического процесса уже и говорить не приходится. Ведь для того, чтобы поднять страну «с колен» необходимы цельные, волевые, образованные и патриотически настроенные молодые люди. Но, к сожалению, времена декабристов давно миновали. Современная молодёжь воспитана СМИ на культе потребления и единственная цель большинства молодых людей сегодня: веселиться, прожигать жизнь и ни о чём не думать. Может быть, легенда о манкуртах становиться явью? Так ли это? Действительно ли новые поколения утратили связь с историческим прошлым своей страны? Мы решили это выяснить.
Цель работы: выяснить отношение современных подростков к истории, прошлому своей страны, определить последствия исторической неграмотности для государства, общества.
Задачи:
попробовать самостоятельно дать ответ на вопросы «что такое история?» и «нужно ли знать историю?»;
на основе изучения и анализа различных социологических опросов последнего времени выяснить наличие проблемы «историческая неграмотность молодёжи»;
провести анкетирование и выяснить отношение обучающихся ГБОУ СОШ№5 г. Сызрани к историческому прошлому своей страны;
определить, насколько опасно незнание истории для общества и государства на основе обращения к некоторым современным событиям и процессам в стране и мире;
предложить пути решения проблемы исторической неграмотности.
Для решения задач были использованы следующие методы:
анкетирование и его анализ;
сравнение;
анализ информации из сетевых источников, специальной литературы.
Объект: школьная молодежь и учащиеся старших классов ГБОУ СОШ№5 г. Сызрани.
Предмет: состояние исторической грамотности школьной молодёжи.
Теоретической основой работы являются публикации Вяземского Е.Е, Личмана Б.В., Скоробогтского В.В., Постникова С.П., Плотниковой О. А., Волошиной О. Н. и др., интернет источники, материалы форумов, социологических исследований, портал информационно-аналитического центра и портал «Народный русский собор».
Практическая значимость: материалы данной работы будут интересны старшеклассникам, учителям истории и используется в работе руководителя проекта.
Глава 1. Теоретическая часть
1. Что такое история и зачем ее нужно знать?
Долгое время история рассматривалась не как наука, а относилась к литературе и искусству, так как не имела предмета изучения, особенно в Античности и Средневековье. Тем не менее, ее ценили и считали ее «наставницей жизни». В древней Греции ей покровительствовала одна из девяти муз - Клио, занимавшаяся прославлением людей и богов. Однако я неоднократно являлся свидетелем того, что некоторые мои ровесники заявляли о том, что историю учить не надо: «…это скучно и тяжело, тем более мне история для поступления в вуз не нужна. И зачем изучать то, что уже в прошлом». Однако, во-первых, человек - существо историческое. Вне истории он дикарь, «доисторический человек», не обладающий полнотой основных человеческих признаков. Человек всегда - действующее лицо истории, историческая личность, которой присущи черты, порождённые историческим временем. Человек причастен к историческим событиям, наследует исторические традиции, исполненные в сознании людей духовно-нравственного, общественного, культурного, идейно-политического и предметно-практического смысла. Человеку определено место в историческом движении, ему свойственны исторически определённые черты и наконец - «историческое сознание». Он живёт историей и в истории. Таким образом, право быть человеком неразрывно с правом и обязанностью знать историю своего народа и своей страны и быть сопричастным ей.
Во-вторых, история – это не просто констатация того, что происходило сотни и тысячи лет назад. Это даже не только изучение процессов и событий, имевших место в прошлом. На самом деле ее назначение больше и глубже. Она не дает сознательным людям забыть прошлое, но все эти знания применимы в настоящем и будущем. Это - кладезь древней мудрости, а также знаний социологии, политологии, военного дела, и многое другое. Забыть прошлое – это значит забыть свою культуру, наследие. Также ошибки, которые когда-либо были допущены, не должны быть забыты, чтобы не повторить их в настоящем и будущем.
Так что же такое история? И только ли изучением прошлого она занимается? Понятие «история» многозначно, оно охватывает чрезвычайно широкий круг явлений действительности и жизненных ситуаций. Даже если отбросить такие значения этого слова, как «происшествие», «случай», «скандал», «рассказ», «повествование», останется, по меньшей мере, два его значения, которые имеют непосредственное отношение к теме моей исследовательской работы.
Во-первых, история понимается как некая реальность прошлого, бытие природы, общества и человека в длительной временной протяжённости, процесс развития природы и общества.
Во-вторых, история — это наука об обществе и о человеке во всём многообразии их прошлого, в их развитии и изменении.
Обратим внимание на эти определения. У общества и человека (человечества) есть прошлое: отделённое от современности тысячелетиями и совсем близкое, укладывающееся в срок человеческой жизни. При этом объект науки и сама наука обозначаются одним термином и в буквальном значении не что иное, как расследование, разыскание, установление. История как наука расследует причины событий, имевших место, а также их последствия. Но и это определение все же не отображает всей сути. Второе значение этого термина означает, что основным содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.
Известные учёные по-разному определяли предмет исторической науки:
«...Предметом истории как теоретического построения является прошлое — отделённое от настоящего и будущего» (Г. Зиммель).[4]
«Для историка «установление места прошлого в равной мере является формой выделения места для будущего» (М. де Серто).[5]
«Отождествление истории с прошлым недопустимо» (У. Люси). [6]
Большинство же историков предметом исторической науки считают:
— общество, ибо история, наряду с социологией, философией, политологией, культурологией, принадлежит к числу социальных наук, наук об обществе;
— общество прошлого, поскольку, в отличие от него, история исследует социальную реальность, переставшую или перестающую быть настоящим;
— общество во всём многообразии его прошлого, так как история ищет не только, а может быть, и не столько повторения, типичности в прошедших эпохах и событиях, сколько уникальности, единичности, неповторимости;
— человек в прошлом, потому что история есть вместе с тем наука о человеке, она исследует прошлое общества как процесс, творимый людьми, проявление и результат человеческой деятельности, человеческой субъективности;
— общество и человек в их развитии и изменении, наконец, ибо история видит прошлое сквозь сетку координат, задающих параметры пространства и времени и уже в силу этого делающих тщетными любую попытку анализа социальной реальности как неподвижной, не развивающейся, неизменной.
История как наука имеет четыре основных функции: познавательная, мировоззренческая, воспитательная и практическая. Первая дает сумму сведений о событиях и эпохах. Мировоззренческая функция предполагает осмысление событий прошлого. Суть практической - в понимании некоторых объективных исторических процессов, «учении на чужих ошибках» и воздержании от субъективных решений. Воспитательная функция предполагает формирование патриотизма, нравственности, а также чувства сознательности и долга перед обществом.
Что дает нам знание истории? Вопрос, который задавал сам себе, наверное, каждый человек. Действительно, какой смысл изучать то, что было много лет, десятилетий, и, тем более – веков назад? Нужны ли вообще знания истории современному человеку, особенно “человеку массы”? Думаю, что ответить на этот вопрос непросто. Вроде бы все очевидно: изучение истории открывает нам красочный мир минувшей действительности. При этом мы незримо становимся непосредственными участниками канувших в Лету событий, которые отразились на формировании современного человеческого общества. И здесь начинаются сложности. Ведь история не имеет неважных страниц, ведь каждый век, прожитий человечеством, несет в себе поучительный и наставнический характер. Процесс познания прошлого обязателен для каждого человека, ведь история не раз поражала человечество своей цикличностью. Некоторые исторические события имеют свойство повторяться по сегодняшний день, но уже в более видоизмененной форме. История показывает невозможность изменить прошлое, чтоб человек задумался, как он строит настоящее, ведь через несколько лет это уже пополнит ее списки.
Историю следует учить, чтоб иметь право называться по-настоящему образованным человеком. Ведь знать и помнить, как зарождалась государственность своей страны, какой путь прошел народ для того, чтобы стать полноценным обществом, как развивалась культура человечества – священный долг человека и гражданина.
Однажды начав изучать историю, человек не может остановить этот долгий и такой интересный процесс, и зачастую он длится всю жизнь. Ведь изучать историю можно не только в архивах и при работе с артефактами. Она окружает нас в наших городах и селах, она живет в наших бабушках и дедушках, в нашем настоящем. Таким образом, изучение истории - это дань уважения. Многие положили свои жизни во благо нашего светлого будущего и чтобы почтить их память и выразить свою благодарность, не стоит забывать их имена и те подвиги, которые они совершили. Изучение этого предмета формирует историческую память и историческое сознание, что объединяет наш народ, создаёт нравственные ориентиры. В. О. Ключевский о цели, ради которой следует вести исследования в области истории, сказал следующее: «Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело убрать своих последствий».[7].Этот афоризм В.О. Ключевского подразумевает, что в настоящем мире не всё благополучно, а причины этого неблагополучия — в прошлом, и для устранения неблагополучия в настоящем необходимо знать достоверное прошлое. То есть адекватная хроника минувших лет — опора для развития адекватной социологии и вместе с тем - опора для выработки общественно-полезной политики и развития общества.
Совершенно очевидно, что от сопричастности к прошлому зависит самоидентификация человека, что совокупность представлений молодежи и подростков о прошлом во многом определит и оценку настоящего, и их прогнозы на будущее. На основе понимания своего прошлого и своего места в мировом историческом процессе конкретная общность людей осознает себя как народ. «Каждая национальная и социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества. Такие представления… составляют неотъемлемую часть духовной жизни каждого народа как один из способов его самовыражения и самоутверждения. Благодаря этому данная общность людей осознает себя как народ… Тем самым история органически вплетается в общественное сознание»[8].
2. Историческая грамотность молодёжи
Процесс кардинальных реформ, происходящий в нашей школе последние десятилетия, привел к коренным переменам во многих областях знаний, реформирование же исторического образования привело в целом к снижению уровня исторических знаний, к росту негативизма по отношению к прошлому нашей страны.
А это как показывает практика, приводит к резкому снижению уровня патриотических чувств, гражданской ответственности. Воспитывая и обучая молодых сегодня, общество формирует образ будущего на относительно длительную перспективу, длиной, по крайней мере, в одну человеческую жизнь. Воспитывая и обучая поколение за поколением на протяжении столетий, общество получает определенный тип народа с его специфическими качествами, менталитетом, духовными и нравственными качествами. Молодежь — это тот демографический двигатель, который заставляет страну прогрессировать во всех направлениях — от спортивных достижений до различных научных открытий. Это индикатор стабильности и благополучия нашей страны, опора и потенциал России. [9]Молодежь - это те, которые займут в будущем государственные посты и будут определять курс и приоритеты государства, которые будут воспитывать и направлять молодежь следующих поколений. Именно от грамотности нашего поколения будет завесить будущие страны, ее положение на мировой арене, экономическое и социальное развитие. В наше время социологические опросы показывают, как упал уровень образования современной молодежи, в частности исторических знаний. Обратимся к статистике различных социологических опросов.
На информационно аналитическом портале приведена следующая статистика: «Четверть опрошенных в 2013 году российских студентов ничего не знали о Сталинградской битве (о, можно сказать, определяющем моменте мировой истории ХХ века). Половина — не смогли назвать ни одного героя войны. Кто был Верховным Главнокомандующим в годы войны, смогли сказать только 14% опрошенных. В ходе опроса 2010 года только 22% молодых россиян смогли назвать год начала Второй мировой войны. Многие не могли сказать, кто был противником Советского Союза в войне».[10] В 2014-2015 годах специалисты Московского гуманитарного университета провели в ряде московских вузов социологический опрос, призванный определить уровень исторических познаний студенческой молодежи. Опрос проводился в рамках проекта «Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи». Отвечая на вопрос об отношении к истории, 41,7% честно признали, что со школы относятся к ней с безразличием. При ответе на другой вопрос, о знании истории, 47,9% разумно признают, что пока знают историю недостаточно, хотя и изучают ее, в то время как 27% не могут признать, что вообще знают историю. [11]
В работе «Некоторые размышления об особенностях исторического сознания современных подростков», автором которой является Волошина О. И., преподаватель Российского гуманитарного университета, приведены итоги сравнительного социологического опроса, который показал, что в конце 90-х годов на вопрос о наиболее известных им исторических личностях, школьники, особенно не задумываясь, называли достаточно большое и разнообразное количество имён, таких как Пётр Первый, Екатерина Великая, Иван Грозный, Ермак, Лжедмитрий, Годунов, Степан Разин, Пугачёв, Ломоносов, Суворов, Александр Невский, Дмитрий Донской, Распутин, Ленин, Сталин, Жуков, Хрущёв, Брежнев, Гагарин, Королёв, Тимирязев, Третьяков, Станиславский. Как видим, это имена не только правителей и политических деятелей, но и учёных, и полководцев. В 2010 г. тот же вопрос вызвал замешательство и долгие раздумья, после которых были названы Пётр Первый и Сталин (98% опрошенных), ещё 27% вспомнили Ивана Грозного, 9% – Ленина, 3% – Жукова. В апреле 2011 г. к этому списку по вполне понятным причинам добавился Гагарин (74% опрошенных). Самое печальное, что 2% учащихся вообще заявили, что они затрудняются ответить. Надо заметить, что из исторической памяти напрочь исчезли учёные, изобретатели и путешественники: Мичурин, Павлов, Сеченов, Кулибин, Ползунов, Хабаров, Дежнёв, Крашенинников. Учащиеся не смогли спонтанно вспомнить ни одного художника, архитектора и скульптора ни досоветской, ни советской России. [12]
А вот данные социологического опроса Московской региональной организации Движения «Народный собор» в мае 2014 г.[13] Целью опроса было выяснить, знает ли современная российская молодежь историю своей страны, историю героических побед и тех, кому они обязаны своим существованием. Казалось бы, куда проще ответить на вопросы, преподаваемые еще в средних классах школы, однако, всё оказалось намного труднее, и, увы, плачевнее. В ходе исследования было опрошено 94 человека, в возрасте от 16 до 25 лет. К сожалению, как и предполагалось, большинство современной молодежи имеют смутное представление о событиях 64-летней давности, либо же, что самое страшное, эти самые знания отсутствуют полностью. Так, к примеру, лишь только 41% (38 чел) опрошенных смогли назвать точную дату начала Великой Отечественной Войны. О подвиге Александра Матросова помнят всего лишь 31% (29 чел). Героических защитников Брестской крепости не забыли 44% (41 чел.). О самом грандиозном танковом сражении на Курской дуге вспомнили 59% (56 чел.). А вот о продолжительности блокады Ленинграда и первом контрнаступлении Красной армии под Москвой смогли рассказать только 19% (18 чел). Особняком стоят знания о том, какой маршал был во главе 1-ого Белорусского фронта, штурмовавшего Берлин. 63% (59 чел) назвали имя Георгия Константиновича Жукова, впрочем, впоследствии многие признались, что это единственный маршал о котором они когда-либо слышали. И наконец, по три города-героя смогло назвать около 75% (71 чел.) опрошенных. Как правило, это были Москва, Ленинград и Сталинград, а вот дальше начинались проблемы, и если бы требовалось назвать вместо 3-х, 5-ть городов, то процент ответивших вероятно сократился бы минимум вдвое. Абсолютным меньшинством оказались молодые люди, ответившие на большинство или все вопросы.
Всероссийский центр изучения общественного мнения и Музей современной истории России в 2017 году представили данные исследования по оценке знаний молодых россиян в области истории. Большая часть респондентов оценили свои знания как недостаточные. Опрос был проведен 6-7 сентября 2017 года среди 1200 респондентов в возрасте до 18 лет. Убежденность в необходимости исторических знаний в нашем обществе близка к абсолютной: с этим соглашаются 96% опрошенных, при этом свои знания по истории страны 47% взрослого населения оценивают как недостаточные (положительные ответы дают 42%). На деле опрос на знание ряда исторических фактов/событий показал, что информированность о них - низкая, особенно если события историческому периоду XX века. Более половины опрошенных неверно отвечают на вопрос об имени президента СССР, лидере страны, с которым связано понятие "эпоха застоя". Зато 62% респондентов вспомнил автора широко растиражированной фразы в адрес США "показать кузькину мать". В то же время крайне малы доли тех, кто смог назвать годы русско-японской войны (9% - 1904-1905 гг.), Гражданской войны (7% - 1917-1922 гг.), указать, кого свергли большевики (11% - Временное правительство) и др. .[14]
Глава 2. Практическая часть
1. Результаты анкетирования учащихся
Приведенные выше данные демонстрируют крайне тревожную тенденцию: мы теряем молодежь, знание которой об истории своей страны все больше носит фрагментарный характер. Что же наша школа? Отличаются ли данные общероссийских опросов от того как знают историю и как к ней относятся мои сверстники, учащиеся ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани. Мной было проведено анкетирование среди учащихся 9-х классов. В опросе участвовало 43 человека.
Им было задано 5 вопросов (приложение1). 67,5 % (т. е. большинство опрошенных) к изучению предмета история относятся положительно, но отмечают трудность ее изучения, отрицательно относящихся к истории не выявлено. Основным источником знаний по истории остается школа, второе место занимают интернет, фильмы и сериалы, набравшие одинаковое количество голосов респондентов. На последнем месте – художественная литература, то есть, читаем мало и это тоже общая тенденция. Среди исторических личностей назвали В. И. Ленина, Петра I, И. Сталина, Николая II, М. И. Кутузова, Ю. Гагарина. Однако, задавая вопрос о том, что вы можете сказать о деятельности этих личностей, ответ не вызвал затруднений только о полёте первого человека Ю. Гагарина. А большой процент учащихся назвавших В. И. Ленина (27,8%) связан с тем, что как раз в момент опроса по истории изучалась тема Великой российской революции. Плохо дело обстоит и со знаниями деятелей культуры. Были названы в основном ученые. Однако большинство назвали А. С. Пушкина, а уточняющий вопрос, чем прославились эти ученые, всегда вызывал недоумение. Ответы на вопросы по Великой Отечественной войне показали, что 82% знают, когда она была, 70% назвали, сколько дней длилась блокада Ленинграда, 16% могли назвать великое танковое сражение под Прохоровкой, 29,2% респондентов знают город – герой Москву, чуть меньше 27,7% Ленинград и Сталинград, а 13,4% даже не стали отвечать.
Печально, но подростки нашей школы не знают героев Великой Отечественной войны, им известен из маршалов только Г. К. Жуков. Или, описывая подвиг героя, не могут назвать его фамилии. Имена Зои Космодемьянской, Олега Кошевого, Н. Гастелло вызвали замешательство.
Результаты опроса меня расстроили, и я решил задать еще несколько вопросов моим сверстникам. Неужели, если уроки истории нужны, они ничего не дают моим одноклассникам. Я провёл новое анкетирование среди тех же учащихся, с результатами которых вы можете ознакомиться.
Чтобы выяснить интерес учеников к изучению истории, они ответили на вопросы, приведённых в таблицах ниже.
Вопросы |
Ответы |
||
Да |
Нет |
Не знаю |
|
Должны ли дети изучать историю? |
96% |
2% |
2% |
Любишь ли ты изучать историю? |
21% |
23% |
56% |
Если бы изучать историю было не обязательно, ходил бы ты на уроки? |
30% |
44% |
26% |
В следующем вопросе учащиеся оценили, насколько уроки истории учат жить в современном информационном обществе.
В случае если ученик считает, что уроки истории мешают, то он оценивает от «-5» до «-1», не влияют – «0», помогают – от «1» до «5».
Помогают |
37,5% |
Не влияют |
57,5% |
Мешают |
5% |
Учащиеся считают, что у них на уроках истории лучше всего сформировались такие умения, как:
1) Рассказывать об историческом прошлом;
2) Понимать и ценить культурное многообразие мира;
3) Использовать информационные технологии для поиска необходимых исторических сведений;
4) Использовать информационные технологии для хранения и презентации информации о прошлом;
5) Представлять исторические сведения в письменной форме (план, тезисы, конспект, рецензия, сравнительная таблица, хронологическая таблица, эссе, реферат, диаграмма).
И хотя здесь картина несколько иная в оценке умений, которые дают уроки истории, 44% респондентов, считающих, что если бы уроки истории были необязательны, они бы их не посещали, тоже вызывает раздумья.
2. Видеоопрос и создание видеоролика
Мною были заданы вопросы анкеты №1 также другим старшеклассникам нашей школы. По результатам видеоопроса мной создан видеоролик (приложение 2).Видеоролик размещен: https://yadi.sk/i/7R3uxhtS2-AlLg
Ничего нового в отношении заданных вопросов добавить не могу. Результаты примерно одинаковы: историю мои ровесники знают плохо.
Таким образом, общая тенденция к снижению уровня знаний по истории и интереса к этому предмету подтверждается. Современное поколение теряет интерес к изучению истории, становится менее патриотичным, и как следствие становится пассивным, равнодушным к предыдущему поколению. Это в конечном итоге может привести к тому, что молодые люди станут объектом для навязывания извне чужих интересов.
Глава 3. Последствия исторической неграмотности
Пять лет назад в МГИМО прошла научная конференция «К чему ведет незнание истории?» Организатором конференции был Владимир Мединский, тогда еще депутат Госдумы и автор исторических бестселлеров, ныне министр культуры. Вначале мероприятия аудитории показали снятый студентами ролик о том, как плохо знают историю москвичи. «Прохожие, участники видеоопроса, отвечали, что первым русским царем был Николай I, восстание декабристов произошло в декабре 1917 года, Столыпин – это умный мужик, Русь крестил Петр Первый, а через Альпы перешел то ли Дмитрий Донской, то ли еще кто-то; один опрошенный вообще усомнился, что такой переход имел место быть. Студенты истерично смеялись и в конце заверили ученое собрание, что на месте прохожих не попали бы впросак».[15] Как бы не было смешно студентам, но вырисовывается ужасная картина. От скольких ошибок не сможет уберечься человечество, если оно не будет знать своего прошлого? Не будет наблюдаться никакого развития, мы будем стоять на месте, в то время как другие страны будут продвигаться вперед.
Однако не стоит забывать и про другую не менее важную проблему – не просто слабого знания россиянами своей истории, но и, как следствие, множества форм искажений и «интерпретаций», из-за чего происходит воздействие на подсознание людей. Люди, занимающиеся искажением истории, грамотно внося нужные дополнения в историю народа, выводят его на определенное мнение о самих себе. «Отнятая история подавляет психику человека, делает его более покладистым, а искусно сфокусированная история, делает из народа рабов. И происходит это посредством использования простой пропаганды и письма, а не с помощью танков и автоматов…».[16] Безусловно, незнание истории своей страны, усугублённое изучением фальсифицированной истории – опасно: оно рождает негативное отношение к своей стране и к своему народу. Опасны манипуляции с историей, что наиболее очевидно на примере Украины, где сейчас политики высшего уровня искажают исторические факты Второй мировой войны и не только.
Достаточно хорошо известно также, что пороки исторического знания молодежи нередко приводят к агрессии, недоверию к авторитетам, включая государственную власть, и демонстративной оппозиционности, а в крайних случаях и к вовлечению молодых людей в различные экстремистские течения. Фальсификация истории ведет к искажению исторического сознания и разрушению идентичности народа России.
В мире есть примеры, когда манипулирование историческими фактами, фальсификации исторических знаний и религиозных основ приводит к более глобальным угрозам для всего человечества. На территории современной Сирии, Ирака, Ливии, Афганистана и других стран образовалась экстремистская и террористическая организация, именующая себя «Исламское Государство Ирака и Ливанта (ИГИЛ)». Угроза, исходящая о ИГИЛ распространяется не только на территории Ближнего Востока, но и на другие страны мира. С помощью вербовки молодых малообразованных, а главное исторически неграмотных людей, ИГИЛ распространяет своё влияние, а как следствие и угрозу по всему миру. Молодежь привлекается в ИГИЛ посредством привлечения их через социальные сети, с помощью пропагандистских идей, обещанием лучшей жизни и тому подобное. После такой обработки молодые люди готовы на все ради ИГИЛ, возвращаясь в свои страны совершают теракты, дестабилизируя обстановку в стране и в мире в целом, или продолжают вербовать в свою организацию.
Всем известна история Варвары Карауловой в приготовлении к участию в деятельности подразделения «Бадр» террористической организации Исламское государство. В мае 2015 года Караулова пыталась попасть на подконтрольную ИГ территорию Сирии, но была задержана в Турции и отправлена в Россию. В декабре 2016 года она была приговорена к 4,5 годам заключения в колонии общего режима.
Теракт в Петербургском метрополитене 3 апреля 2017 года совершил террорист смертник, человек без роду и без племени, Акбаржон Джалилов, гражданин России с 2011 года, узбек по национальности и уроженец Киргизии. Вот они манкурты 21 века. Их легко выгнать на майдан, вручить в руки бутылку с зажигательной смесью, показать куда бросать - и все. Манкурты, лишенные родовых связей, исторической правды, не просто опасны, они не люди. Они будут убивать себе подобных, просто так, не задумываясь. Расстреливать из тяжелого вооружения мирные города соотечественников, убивать женщин и детей. Рыскать по брошенным домам, грабя чужое добро. Они будут бессовестно уничтожать непреходящие ценности мировой цивилизации и история с древней Пальмирой в Сирии тому подтверждение. Манкурты на это способны. Ведь совесть уничтожена в них в первую очередь. Только в неграмотном, лишенном исторических знаний обществе возможны такие манипуляции. Это очень эффективно в последнее время используется политическими лидерами, особенно лидерами государств постсоветского пространства. На Украине это факельные шествия с портретами Бандеры, в Прибалтике это марши эсесовцев.
Незнание истории ведёт к нераспознанию врага, к допущению врага вредить на родной русской земле. Незнание истории ведёт к добровольной уступке богатств Родины всякого рода паразитам, к замене родной (национальной) жизни чужой.
Леонид Решетников, директор Российского института стратегических исследований, говорил: «Почему же именно сегодня необходимо говорить об историческом просвещении? Сегодня всем мыслящим и любящим свою родину людям стало очевидно, что русская история нуждается в защите. Россия — это, конечно, не Российская Федерация, не Советский Союз и даже не Российская империя. Перестали понимать русские люди, что такое Русь. «Она есть подножие престола Господня», — писал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В этих словах заключается духовная составляющая России как исторического явления. Если человек не знает своих героев, своей истории, реальной истории, настоящей истории, то о каком будущем, о какой модернизации России можно говорить? Кто будет модернизировать?».[17]
Также следует добавить, что необходимо защищать нашу историю от всяческих попыток ее фальсифицировать. Иначе история нарисует нам другой сценарий жизни, по которому нам с вами предстоит жить.
Что же следует делать для большей популяризации изучения истории?
Можно предложить следующие пути решения проблемы:
Для того чтобы молодёжь знала и понимала историю, нужно использовать определенные методы и приёмы.
1) Создание на базе молодёжных центров и музеев, клубов исторической реконструкции, дискуссионных исторических клубов и площадок, где на доступном для молодёжи языке будут представлены исторические периоды России.
2) Применение на дискуссионных мероприятиях и открытых уроках фотографий с изображением знаменитых соотечественников, знакомство с героями Отечества, культурными достижениями.
3) Нужно воспитывать историей и осуществлять это на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян. Раскрывая подвиги героев, важно чтобы молодые люди понимали, почему наши предки жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.
Таким образом, историческое просвещение занимает основополагающее место в осуществлении нравственного и патриотического воспитания молодёжи.
В стратегии Национальной безопасности РФ до 2020 г. указывается на возрождение исконно российских идеалов, духовности, достойное отношение к исторической памяти и отмечается: «Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России…».[18] Патриотизм органически связан с осознанием исторического события народа, ибо Родина — это не только сегодняшняя страна, но и вся её история до самых первых дней.
«Если человеку постоянно внушать, что его родители - негодяи, а он сам – неудачник и ничтожество, то человек и руки на себя наложить может. А у такого народа происходит распад национально — государственной воли к продолжению себя в мировой истории, и он становиться материалом для чужой истории, для чужой экономики, для чужой безопасности».[19] Эти мудрые слова принадлежат Наталии Алексеевне Нарочницкой, общественно-политическому деятелю, политологу, доктору исторических наук.
Так получилось, что в советский период недооценивалась история Российской Империи, теперь идут нападки на историю страны советского периода. Считаю, что необходимо периодически и качественно проводить конференции с молодёжью по острым проблемам истории и современности. В школы надо вернуть и детское движение, в полном смысле этого явления, используя опыт прежних лет.
Большую роль в популяризации истории играют учителя. Они должны показать весь мир исторических открытий, всю глубину тех знаний, которые следует, получить каждому школьнику и студенту. Ведь история - это необычайно интересно, если преподавать её не скупо. История должна быть предметом рассказывающим. Думать и интерпретировать, делать выводы самостоятельно – вот цель на уроках истории.
В этом же направлении должны работать и средства массовой информации. Регулярная пропаганда значимости этой науки, поможет значительно увеличить ее популярность среди населения страны. Действительно, на ряде каналов телевидения можно увидеть немало научно-популярных передач на исторические темы. По каналу «Культура» показывают красочные передачи с участием многочисленной массовки в батальных сценах, сделанные, как правило, в Англии, Японии, США. Передачи же о событиях российской истории идут значительно реже и беднее. В них преобладают рисунки, схемы сражений и монологи ведущих.
В 2017 году в Москве прошел форум «История современной России глазами школьников и студентов: политика, экономика, культура», где школьники и студенты представили свои работы, посвященные методам популяризации и актуализации исторической памяти. Думаю то, что они предлагают тоже могло бы работать на благо истории. Одна из моих ровесниц предложила использовать самую популярную социальную сеть современности – Instagram для популяризации истории периода НЭПа. Социальные плакаты, реклама, примеры антирелигиозной и антикапиталистической пропаганды – яркие материалы в количестве более полусотни представлены в аккаунте с описаниями и разделены на рубрики. Участница пообещала, что ресурс будет постоянно пополнятся, сможет помочь при подготовке к ЕГЭ, и в целом будет способствовать росту интереса молодежи к советской эпохе.
В современном мире информационных технологий люди уделяют все большее внимание медиа. Можно ли использовать рекламу и маркетинг для популяризации истории? Как вполне справедливо доказала участница форума: не только можно, но и нужно. Чтобы понимать смысл ролика, не обязательно обладать высокими познаниями в истории, но именно с помощью рекламы можно заинтересовать зрителя, как бы говоря ему: «Это важно. Это ваше наследие».[20]
Очень интересным опытом популяризации истории являются квесты. Формат квеста – один из самых популярных жанров компьютерных игр среди молодежи. В последнее время данный формат перебрался и в реальность, участникам предлагается в ограниченный срок решить загадки и пройти испытания, встав на места самих героев исторического процесса.
Например, «Квест-игра: Пароль 1917», прошедшая в нашей школе. Командам предстояло пройти 5 этапов, в основе которых – решение заданий по истории Революции 1917 года с параллельным знакомством с историческими объектами края. В числе испытаний: викторина, фотографии деятелей Революции, карта города Сызрани, на которой участникам предстояло, привлекая знания по краеведению, восстановить течение революции в регионе, и многое другое. Данное решение действительно может оказаться крайне полезным в реальности при популяризации исторического знания о прошлом и его качественном закреплении – ведь школьники не получают готовый фактический материал, а ищут его сами, в том числе используя интернет.
С целью повышения интереса к истории в нашей школе среди своих одноклассников, которые также как и я неравнодушны к истории, я предложил создать инициативную группу, которая будет заниматься разработкой и проведением мероприятий исторической направленности. Формы проведения мероприятий ребята будут выбирать такие, чтобы были интересны моим сверстникам. Хотите квест – пожалуйста. Например, заключительные уроки по истории России XX века «Секреты СССР» были проведены именно в такой форме и прошли в библиотеке. (http://school5syzran.minobr63.ru/wp-content/uploads/2019/03/%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82-%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B-%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0.pdf ). На сайте школы для реализации проекта отведена отдельная страница http://school5syzran.minobr63.ru/%d0%be%d0%b1-%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9-%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%be%d1%82%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8-%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b8
(Скриншот в Приложении 2)
В связи с прошедшим юбилеем 75-летие снятия блокады Ленинграда был проведен вечер «Город мужества и славы», а для учащихся 9-11 классов проведен одноименный квест. (http://school5syzran.minobr63.ru/archives/29277 и фотографии в Приложении 2)
Поскольку войне в Афганистане в учебнике истории за 9 класс отведено несколько строк, ребята попросили расширить их представления об этой необъявленной войне, была выбрана форма литературно- музыкальной композиции и приглашены курсанты ВУНЦ ВВС ВВА им. Жуковского, которые рассказали о вертолетчиках, выпускниках этого учебного заведения, участниках этой войны. Звучали песни афганского цикла. Мероприятие прошло на высоком уровне. (http://school5syzran.minobr63.ru/wp-content/uploads/2019/03/%D0%90%D1%84%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD-%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82-%D0%B2-%D0%BC%D0%BE%D0%B5%D0%B9-%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%B5.pdf) Думаю, работа инициативной группы будет продолжена, впереди в школе неделя истории.
В заключении замечу, что проблему исторической грамотности современной молодежи без участия государства, без государственных программ не решить.
Заключение
В ходе работы над темой я пришел к следующим выводам:
1. В обществе существует проблема исторической неграмотности. Упал интерес к истории страны у молодёжи. А ведь молодежь – будущее страны, от грамотности молодого поколения будет зависеть в будущем положение страны на мировой арене, социальное и экономическое развитие государства.
2. Складывается опасность для общества, ведь ее незнание ведет к губительным последствиям для общественного развития, гражданским войнам, социальным конфликтам. Уязвимым классом в этой проблеме является молодежь, так как недостаток знаний, позволяет навязать идеологию извне, поддаться влиянию и привести к плачевным последствиям.
3. Очень важно знать историю. Её изучение способствует духовному и умственному развитию общества, обогащают и совершенствуют его мировоззрение. Формирует историческую память и историческое сознание, что ведет к сплочению народа, помогает не допускать социальных конфликтов в обществе.
4. Что касается меня, я считаю, что нет более значительной науки, чем история. Только история раскрывает нам огромный мир событий, поучительных историй, легендарных личностей и судеб.
У нас есть прошлое, у нас есть корни. Мы получаем богатую культуру в наследство от предков, а с помощью истории мы можем узнать, как все это создавалось.
5. Вообще, главная сила истории в том, что она дает возможность учиться на чужих ошибках. Многие достижения и открытия были сделаны, благодаря опыту предков. История помогает выстраивать взаимоотношения между разными странами, людьми. Ведь история никогда не повторяется: это историки повторяют друг друга, а оглянуться назад, на чужой опыт, и понять, как лучше поступить, может каждый из нас. А легенда о манкуртах пусть останется просто страшной легендой.
Список использованных источников и литературы
[1] Роман «Буранный полустанок» («И дольше века длится день») Чингиза Айтматова
[2] Владимир Соловьев. Манкурты pmerf.ru/analitika/oldsite/vladimir-solovev-mankurty.html
[3] Панарин А. С.Православная цивилизация в глобальном мире. — Алгоритм, 2002. — с.496
[4] цит. по https://studopedia.ru/10_290854
[5] цит. по https://studopedia.ru/10_290854
[6] цит. по https://studopedia.ru/10_290854
[7] цит. по https://studopedia.ru/10_290854
[8] Федеральный портал protown.ru.URL: http://www.protown.ru/information/hide/5825.html.
[9] цит. по https://inance.ru/2017/03/istoricheskaya-gramotnost/
[10] цит. по https://inance.ru/2017/03/istoricheskaya-gramotnost/
[11] по материалам журнала «Родина» 2015, №4
[12] Некоторые размышления об особенностях исторического сознания современных подростков О.И. Волошиной.
http://rodnaya-istoriya.ru/index.php/istoriya-sovremennoie-rossii/istoriya-sovremennoie-rossii/nekotorie-razmishleniya-ob-osobennostyax-istoricheskogo-soznaniya-sovremennix-podrostkov.html
[13] цит. по https://vrns.ru/documents/62/1216
[14] цит. по http://www.ug.ru/news/22920
[15] К чему ведёт незнание истории? Сайт МГИМО. – [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.mgimo.ru/news/press/document130574.phtml
[16] Гафнер В. В. Информационная безопасность: учеб.пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. –С. 324.
[17] Кирьянова О.Г. Наша цель – изучение и популяризация отечественной истории–М., 2013г.
[18] цит. по https://rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html
[19] Нарочницкая Н. А. Русский код развития. М.: Книжный мир, 2013.
[20] Материалы форума https://fond.historyrussia.org/novosti/sokhranim-istoricheskuyu-pamyat-predlozheniya-shkolnikov-i-studentov.html
Приложения
Приложение 1.
Анкета №1
1) Как Вы относитесь к изучению предмета истории?
2) Откуда Вы получаете знания по истории?
3) Назовите известные Вам исторические личности.
4) Назовите города - герои Великой Отечественной войны.
5) Назовите известных Вам деятелей культуры, науки.
Анкета №2
Вопросы |
Ответы |
||
Да |
Нет |
Не знаю |
|
Должны ли дети изучать историю? |
|||
Любишь ли ты изучать историю? |
|||
Если бы изучать историю было не обязательно, ходил бы ты на уроки? |
Насколько уроки истории учат жить в современном информационном обществе?
Помогают |
|
Не влияют |
|
Мешают |
Анкета №3
Укажи, чему ты научился на уроках истории в школе (поставь себе оценку – от 0 до 5 баллов).
Примечание: если умение сформировано частично, лишнее в строке нужно вычеркнуть.
Оценка в баллах (от 0 до 5) |
Умения (опыт) |
1 |
2 |
1) брать на себя ответственность |
|
2) участвовать в совместном принятии решений |
|
3) стремиться урегулировать конфликты ненасильственным путем |
|
4) участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов |
|
5) осознавать социальную, конфессиональную, этнонациональную идентичность, свою принадлежность к определенному региональному сообществу |
|
2 |
|
6) понимать и ценить культурное многообразие мира |
|
7) уважать друг друга |
|
8) быть способным жить и сотрудничать с представителями других этносов, культур |
|
9) быть способным жить и сотрудничать с носителями других религий |
|
10) рассказывать об историческом прошлом |
|
11) обсуждать спорные вопросы истории (аргументировать свою позицию, слышать другую точку зрения) |
|
12) представлять исторические сведения в письменной форме (план, тезисы, конспект, рецензия, сравнительная таблица, хронологическая таблица, эссе, реферат, диаграмма) |
|
13) использовать информационные технологии для поиска необходимых исторических сведений |
|
14) использовать информационные технологии для хранения и презентации информации о прошлом |
|
15) критически относиться к распространяемой по каналам СМИ исторической информации |
|
16) критически относиться к историческим сюжетам в рекламных роликах и плакатах |
|
17) критически относиться к историческим сюжетам в художественных произведениях, текстах песен, мультипликационных и художественных фильмах |
|
18) стремиться к дальнейшему познанию истории, расширению и уточнению собственной «картины» прошлого |
|
19) самостоятельно проводить небольшое историческое исследование |
|
20) интересоваться исторической литературой, историческими фильмами, телевизионными научно-познавательными историческими программами и т. п. |
Приложение 2
Аннотация исследовательской работы
Тема работы:Современная школа. Взгляд изнутри: к вопросу об исторической грамотности школьников.
Учащийся: Семакин Юрий Иванович ученик 9 «Б» класса ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани
Руководитель: Горшенина Инна Ивановна, учитель истории ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани
Консультант: Паравина Алина Сергеевна учитель информатики и математики ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани
Актуальность темы: заключается в том, что она затрагивает важную проблему исторической неграмотности современной молодежи, что выражается в снижении интереса к истории своей страны, неуважении к предмету «история», а это в свою очередь ведет к тому, что появляется большое количество фальсификаций и манипуляций истории, стираются национальная культура и самобытность народа, в итоге — страна может оказаться в вассальной зависимости или раствориться в «единстве мирового образовательного процесса», которое навязывает многим народам мира Западная цивилизация.
Новизна темы для меня в том, что она возникла из простого любопытства: почему такой важный предмет как история на сегодняшний день не интересен моим сверстникам и проанализировав доступную информацию, я сделал выводы, которые привели меня к размышлениям о том, что я могу конкретно предпринять, чтобы проблема, обозначенная мной в исследовании была решена.
Цель: выяснить отношение современных подростков к истории, прошлому своей страны, определить последствия исторической неграмотности для государства, общества.
Задачи
Попробовать самостоятельно дать ответ на вопросы «что такое история?» и «нужно ли знать историю?»;
на основе изучения и анализа различных социологических опросов последнего времени выяснить наличие проблемы «историческая неграмотность молодёжи»;
провести анкетирование и выяснить отношение обучающихся ГБОУ СОШ№5 г. Сызрани к историческому прошлому своей страны;
определить, насколько опасно незнание истории для общества и государства на основе обращения к некоторым современным событиям и процессам в стране и мире.
Предложить свои пути решения проблемы исторической неграмотности
Объект исследования: школьная молодежь и учащиеся старших классов ГБОУ СОШ№5 г. Сызрани.
Предмет исследования: состояние исторической грамотности школьной молодёжи.
Методы исследования:
анкетирование и его анализ;
сравнение;
анализ информации из сетевых источников, специальной литературы.
В работе делается выводы:
В обществе существует проблема исторической неграмотности
Складывается опасность для общества, ведь ее незнание ведет к губительным последствиям для общественного развития, гражданским войнам, социальным конфликтам. Уязвимым классом в этой проблеме является молодежь, так как недостаток знаний, позволяет навязать идеологию извне, поддаться влиянию и привести к плачевным последствиям.
Список ключевых слов:
Манкурт, манкуртизм, историческая грамотность молодёжи.