Ю.А.Жданов об античности

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ю.А.Жданов об античности

Симавонова В.Д. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону "Школа №80 имени Героя Советского Союза РИХАРДА ЗОРГЕ"
Кибалова Г.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону "Школа №80 имени Героя Советского Союза РИХАРДА ЗОРГЕ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сегодня подрастающему поколению необходимо знать историю своей Родины, предков. Опыт сегодняшнего дня присутствует в любом мифе, сказке, какая бы бездна времени не отделяла живое мгновение жизни от далекой эпохи.

Донской Край имеет богатую историю культуру, наполненную своими традициями и обычаями. Находки сделанные археологами, на территории Донского Края позволяют утверждать, что здесь люди жили начиная с IV - III тысячелетия до нашей эры. Люди селились здесь из-за удобного географического положения, мягкого климата, изобилия рыбы и дикого зверя. В разные эпохи, сменяя друг друга, здесь жили киммерийцы, скифы, савроматы, меоты, сарматы, готы, гунны, булгары, хазары, половцы, печенеги.

Так случилось, что я живу рядом с Археологическим музеем-заповедником Танаисом и все свое детство я провела на земле древнего города Танаиса. Танаис - важнейшая страница в истории Донской земли и в целом России. Этот город - в равной степени легенда и реальность. Город был перекрестком сухопутных и морских путей. Он стягивал словно в узел судьбы людей - торговцев, ремесленников, мореходов, жрецов, воинов .., и разных народов - скифов, сарматов, греков ...

Караванными и морскими маршрутами формировалась география молодой цивилизации, так ускорялся процесс взаимодействия народов, обеспечивая контакты в самой главной их части: культура, экономика, религия. Танаис был самой северной колонией на землях нынешней России. Во время своей колонизации греки расселились на огромных территориях, вступив в контакт со множеством цивилизаций.

Донской Край вошел в культуру Древней Греции через придания и сказки, а также через знаменитую "историю" Геродота.

Погружаясь в изучение истории Танаиса нам стало интересно, а что думал о греческой колонизации Ю.А. Жданов. Какое место занимал образ Донского Края в древнегреческой культуре, какой он - город Танаис, просуществовавший около семи столетий и игравший важную роль в жизни античных государств Северного Причерноморья.

Актуальность: сохранение культуры и истории своей Родины ради будущих поколений.

Цель: рассмотреть культуру Танаиса как уникального памятника, через призму творчества воззрений Ю.А. Жданова.

Задачи: приобщить молодежь к изучению Донского края.

В работе использовались различные методы исследования: литературный (отбор материалов о деятельности Ю.А. Жданова); эмпирические (анализ материалов, отбор, систематизация и обобщение); статистические (обработка и представление результатов исследования).

1. Мысль  о  всеобщем характере культуры и исторических формах  ее развития Ю.А. Жданова 

Ю.А. Жданов изучая период древности, Античности говорил о большой значимости этой большой эпохи в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их месте в истории мировой цивилизации.

По мнению Юрия Андреевича изучение Донского края и самой северной колонии Танаиса на территории нынешней России способствует формированию ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности, способствует формированию способности понимать суть современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития, выражающегося в осознании культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

По словам Юрия Андреевича, воспитать разностороннюю развитую личность гражданина России, духовно связанною с малой родиной, знающую и уважающую ее историю, культуру, национальные традиции, невозможно без системы ценностей. [6]

Именно изучение истории Донского края способствует правильному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия Ростовской области.

Постижение истории Дона дает выпускникам целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа.

Кроме того, изучение истории Донского края способно сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих Донской край, для применения полученных знаний и умений на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;

Юрий Андреевич всегда выступал за обеспечения понимания идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона. Говорил о необходимости формирования на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыках бесконфликтного поведения. По его мнению все это должно способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения Ростовской области.

Юрий Андреевич считал, что изучение истории Донской земли должно способствовать развитию интереса к родной истории, раскрытию сущности исторических явлений и процессов на близком и ярком материале, развитию творческих способностей на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края, созданию условий для приобщения к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков - известных деятелей культуры, формированию собственного оценочного отношения к фактам и событиям прошлого и настоящего, особенно у молодого поколения. Знание национальной и мировой истории - современный показатель общей культуры человека. [5]

По убеждению Ю.А. Жданова античный мир  продолжает  жить  в  культурных  традициях  последующих  эпох,  доставляя  нам  наслаждение по сей день!

Размышляя  об  истоках  и  судьбах  античной  культуры Ю.А. Жданов  пишет:  «…  в  древних  Афинах  был  закон:  тот,  кто  не  разрешал  другому  зажечь  светильник  от  своего  дома,  должен  был  поплатиться  жизнью.  В  этом  суровом  требовании  заключен  императив  культуры:  свет  ее  не  должен  прерываться. 

Коренная, существенная характеристика культуры, как  универсального способа  формирования  и  существования  человека,  заключается  в  ее  преемственности...».  

Любовью  к  донской  земле,  овеянной  столькими  легендами  и  хранящей  следы  культурных  влияний  многих  эпох  и  народов,  пронизан  его  очерк  «Танаис». 

2. Развалины Танаиса

В 70-х гг. III в. до н. э. греки Боспорского царства основали новый торговый центр, названный по имени реки, на берегу которой он стоял, Танаисом. Танаис (др.-греч. Τάναϊς) — античный город (III в. до н. э. — V в. н. э.) в устье р. Дон. Расположен примерно в 30 км к западу от Ростова-на-Дону, на окраине хутора Недвиговка. Город Танаис в первые века н. э входил в состав Боспорского царства и по величине уступал только его столице - городу Пантикапею. Боспорские цари правили Танаисом через своих наместников. В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья. Танаис пользовался большей самостоятельностью, чем другие города, так как находился на окрание царства, и имел свое внутреннее управление. Население состояло из греков - «эллинов» и «танаитов» - представителей местных племен сарматов и меотов. Каждая группа жителей селилась в своих кварталах и имела собственных выборных чиновников — эллинархов и архонтов. Их задачей была забота о городском благоустройстве, восстановлении оборонительных или общественных сооружений.

На рубеже нашей эры боспорский царь Полемон напал на Танаис и разрушил его за неповиновение и желание обрести самостоятельность. После этого город полностью не восстанавливался: его западная часть пришла в запустение, а эллины и танаиты стали жить в одних кварталах.

Центральная часть Танаиса представляла собой прямоугольник, укрепленный мощными каменными стенами до 4-х метров толщиной, с башнями и рвом, глубина которого достигала 7 — 8 метров. В одной из башен археологи нашли осколки амфоры. На ней охрой (красной краской) было написано «Nafa», а на внутренней поверхности сохранились остатки нефти. Возможно, ее использовали для освещения, а башня могла служить маяком, который указывал путь кораблям к городу.[3]

В южной части к стенам подступало море, здесь располагалась гавань и портовые сооружения Танаиса.

Танаис был плотно застроен. Маленькие кварталы отделялись друг от друга узкими проходами. Улицы походили на лабиринт. В некоторых местах едва могли разойтись два человека. Все дома в Танаисе были приземистые, сложенные из камня; стены, выходящие на улицу, не имели ни окон, ни дверей. Полы и стены домов были глинобитными, крыши покрывали тростником, иногда привозной черепицей. Под домом обязательно имелся погреб, в котором хранили личные припасы: амфоры с вином, оливковым маслом, зерном. На горлышках амфор иногда записывали имена владельцев. Кроме жилых помещений, усадьба танаита состояла из дворика и хозяйственных построек. В одном из двориков сохранился водосток для сбора дождевой воды. Печей в домах не было, помещения отапливались переносными жаровнями. Население города жило очень скученно. Городская площадь была невелика, а селиться за городскими стенами было опасно из-за набегов кочевников. Там лишь хоронили мертвых.

Древнегреческий историк и географ Страбон писал о Танаисе: «Это был торговый центр азиатских и европейских кочевников, с одной стороны, и прибывающих на кораблях в озеро с Боспора, с другой стороны; первые привозят рабов, кожи и другие предметы, которые можно найти у кочевников, последние доставляют в обмен одежду, вино и прочие предметы культурного обихода».

Во II - первой половине III в. н.э., в период расцвета Танаиса, купцы привозили сюда товары из Пергама, Александрии, Италии, Боспора. В городе была в обращении боспорская монета.

В ранний период существования Танаиса большую роль играло рыболовство, в дальнейшем главная роль перешла к земледелию. Плодородная равнина давала урожаи пшеницы, ржи, особенно ячменя. 3анимались танаиты и скотоводством: разводили овец, коз, лошадей, коров.

В ходе раскопок Танаиса археологи находят много разнообразных греческих сосудов. Самые большие из них называются пифосами. Как считают археологи, в них древние греки перевозили не только зерно, но и рыбу, выловленную в Meотическом море (Азовское море) и реке Танаис.

Все нижнедонские поселения первых веков нашей эры - Сухо-Чалтырское, Кобяковское, Нижне-Гниловское и другие - в хозяйственном отношении были тесно связаны с Танаисом и составляли его округу.

В Танаисе была греческая письменность. В общественных местах города устанавливались плиты с надписями. Большая часть надписей сообщает о строительстве за свой счет оборонительных сооружений города: стен, башен, ворот.[1]

На городских стенах Танаиса запечатлелись имена тех, кто оказал городу важную услугу. Много имен танаитов донесли до нас древние письмена: Трифон, Форгабак, Деметрий, Валерий, Харитон, Макарий и другие.

В Танаисе жили не только мастера-ремесленники, изготовлявшие изысканные изделия из стекла, золота, серебра. Поражает работа местного скульптора, создавшего мраморный рельеф, который изображает скачущего на коне Трифона, сына Андромена. Трифон одет в костюм сарматского воина. В руках он держит длинное копье.

В середине III в. н.э. город подвергается опустошительному разгрому со стороны вторгнувшихся кочевников-готов. Жизнь в городе возобновилась лишь через 100 лет Танаис был частично восстановлен на старых развалинах, но уже не мог достичь прежнего могущества.

К концу IV в. н.э. жители окончательно покидают Танаис. Это было связано с грандиозным пожаром. Под грудами обгоревших балок и камня остались разрушенные жилища горожан. Огонь бушевал с такой силой, что глиняные стены прокалились на большую толщину, расплавились металлические вещи и стеклянные сосуды.

Танаис постепенно превратился в центр земледельческого и ремесленного производства, но в начале V века пришёл в запустение.

В средние века венецианцами была основана торговая фактория Тана на новом месте — на изменившемся основном рукаве устья Дона, ныне называющемся Старый Дон. Позднее контроль над городом перешёл к Генуе, построившей здесь генуэзскую крепость.

В половецкое время колония Танаис стала называться сокращённо Тан. В 1395 году войска Тамерлана сровняли город с землёй.[4]

В XV веке колония Тана (средневековое название генуэзской колонии Танаис) частично была восстановлена на месте позднейшего города Азова.

Господству генуэзцев пришёл конец осенью 1475 года. Турки-османы, захватив до нападения на Тану в том же году все генуэзские крепости Крыма(Капитанство Готия) и православное крымское княжество Феодоро, высадили десант и захватили колонию Тана.

Турки владели городом, окончательно получившим название Азов, с небольшими перерывами (в 16371643 и 16961711 годах) с 1475 по 1736 год, когда в результате многочисленных войн город Азов перешёл к Российской империи.

3. Открытие Танаиса как археологического объекта

Как археологический объект Танаис был открыт в 1823 году членом-корреспондентом Парижской академии полковникомИ. А. Стемпковским. По личному указанию Николая I, интересовавшегося, в первую очередь, сокровищами курганов, раскопки в Танаисе впоследствии проводил профессор Московского университета по кафедре римской словесности и древности П. М. Леонтьев, а с 1867 года — В. Г. Тизенгаузен. Изучение Недвиговского городища проводилось под контролем Императорской археологической комиссии. Правда раскопки Леонтьева, которые велись бессистемно, только нанесли вред городищу. Не найдя ничего, что показалось бы заслуживающим внимания, Леонтьев раскопки прекратил.

В конце 1860-х годов при строительстве участка железной дороги Ростов-Таганрог рабочие, занимавшиеся ломкой камня в районе Недвиговки, наткнулись на древнее городище Танаиса. Однако никаких мер для возобновления раскопок принято не было. Проявив некоторый интерес ко вторично «открытому» городищу, председатель Археологической комиссии граф С. Г. Строганов написал письмо наказному атаману Войска Донского М. И. Черткову. М. Чертков, в свою очередь, направил в Недвиговку с проверкой директора новочеркасской гимназии Робуша и художника Ознобишина.

С 70-х годов и до времени, когда ещё советское правительство не объявило все памятники древности народным достоянием, находящимся под охраной государства, местные жители растаскивали городище на собственные нужды, используя камень древнего города в своих в постройках.

С 1870 по 1872 раскопки на Недвиговском и Елизаветинском городище вёл П. И. Хицунов.[2]

В 1955 г. Академией наук СССР была сформирована Нижне-Донская археологическая экспедиция, которая совместно с Ростовским университетом и Ростовским музеем краеведения под руководством Д. Б. Шелова приступила к научному исследованию городища. Спустя четыре года раскопанное городище и могильник были объявлены заповедной территорией. А в 1961 здесь был открыт один из первых в России археологический музей-заповедник, площадью более 3 тысяч гектаров. C 1973 по 2002 бессменным директором музея-заповедника был В. Ф. Чеснок. Затем директором недолгое время был бывший заместитель министра культуры Ростовской области В. Касьянов. В 2005 директором был назначен В. Перевозчиков.

В феврале 2009 года археологический музей-заповедник «Танаис» стал кандидатом в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО).

Сейчас археологический музей-заповедник Танаис — один из крупнейших в России. Объединяет ансамбль памятников истории и культуры разных времен и народов от эпохи палеолита до памятников жилой и культовой архитектуры XIX века.

Заключение

История Донского края - часть истории России. Территория Ростовской области имеет богатую историю: долгое время степные просторы Дона назывались Диким полем, где обитали древние племена (сарматы и меоты), жили кочевники приазовских и донских степей (скифы, гунны, авары, печенеги, половцы), здесь встречались Европа и Азия, проходила восточная граница античной цивилизации – существовал древний город Танаис.

Танаис - город боспорских греков. Здесь жили: греки, меоты, сарматы. Танаис - являлся крупным центром ремесла и торговли.

Путешествуя виртуально, перелистывая страницы книги или фактически, изучая археологические памятники, которые вводят нас в историю донского края, мы знакомимся с богатейшим историческим прошлым и современностью древнего степного края, его достопримечательностями, природой, поэтическими легендами, мы узнаем о строительстве городов и крепостных сооружений, о памятниках архитектуры и культуры, о скифах, греках, сарматах, осваивавших эту территорию в далекие теперь от нас времена.

Ю.А. Жданов считал, что изучение истории Донского края способствует формированию представлений о древней истории края как части общемировых  процессов, что позволит осознать свою этнонациональную, региональную и государственно-политическую идентичность, а так же поможет в воспитании патриотизма.

Список литературы

1. Ю.А. Жданов Избранное: В 2 т. Т. 2. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001

2. Ю.А. Жданов Избранное: В 2 т. Т. 1. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001

3. Юрий Андреевич Жданов (1919—2006): Биобиблиографический указатель. — Ростов н/Д: Изд-во АПСН СКНЦ ВШ ЮФУ

4. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1979

5. ЮАЖданов о культуре отв. Ред. Ю. Г. Волков. Ростов н/Д ГЮР 2014

6. http://люди-дона.рф/geroi/obrazovanie/zhdanov-yurij-andreevich.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Приложение 2

Ценные артефакты найденные на раскопках

Приложение 3

Сохранившиеся древние постройки

Приложение 4

Место раскопок

Приложение 5

Экскурсии на места раскопок

Приложение 6

Сохранившиеся старинные стены

Приложение 7

Реконструкция древнего жилища

Приложение 8

Древняя посуда

Просмотров работы: 19