ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Легендарная магистраль – Великий Шелковый Путь, одно из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации. Разветвленные сети караванных дорог пересекали Европу и Азию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности, и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока. Одно из ответвлений и наиболее протяженный участок шелкового пути проходил через территории Центральной Азии, в том числе по регионам Казахстана.
В настоящее время ведётся комплексное международное исследование Великого Шёлкового пути. Придается огромное значение популяризации историко-культурного наследия различных регионов мира. Обращение мировой науки к изучению Великого Шелкового пути - это отсчет времени назад, вглубь веков, и попытка проследить вехи истории. Наше научное исследование посвящено изучению маршрутов Казахстанской части Великого Шелкового пути, так как его изучение еще не завершено.
Цель исследования: раскрыть роль Великого Шёлкового пути в развитие государств,народов и подробно ознакомиться с направлениями,трассами Казахстанской части Шелкового пути.
Задачи исследования:
- изучить историю Великого Шёлкового пути,
- рассмотреть процесс его становления, как основного торгового пути периода средневековья,
- проанализировать историческое значение Казахстанской трассы Великого шелкового пути,
- определить влияние Великого Шёлкового пути на развитие культуры и международных связей.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы по истории Великого Шелкового пути.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Краткая история возникновения Великого Шелкового Пути
Путь называется «шелковым» из-за предмета торговли, а «великим» стали называть потому, что он связывал бескрайние просторы стран Востока и Запада и оживил торговлю в многочисленных городах, находившихся на пути караванов. В начале II тыс. до н. э. китайцы взяли под контроль путь из Китая на Запад. С этого момента начинается становление и развитие Великого Шелкового пути, который просуществовал 1,5 тыс. лет.
Великий Шелковый путь - трансконтинентальный путь древности и средневековья между Востоком и Западом, начала функционировать как регулярная торговая и дипломатическая артерия с середины II в.до.н.э. и просуществовал вплоть до XIV века, открытия морских путей.
Начиная III-II тыс. до. н.э. существовали отдельные участки Великого Шелкового пути:
- «Лазуритовый путь» — соединял Среднюю Азию и Средний Восток со Средиземноморьем и Индией.
- «Нефритовый путь» — связывал Восточный Туркестан с Китаем.
- «Степной путь» (сер. I тыс. до н.э.) — из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли сарматов в Южное Приуралье, дальше в страну аргиппиев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. [1]
Направления и трассы Великого Шелкового пути
Основные трассы в VI-VIII вв. Несмотря на то, что торговые маршруты менялись, на карте Великого шелкового пути ученые выделяют две главные трассы:
Южную. Сирия - Иран - Средняя Азия - Южный Казахстан - Таласская долина - Чуйская долина - Иссык-кульская котловина Восточный Туркестан.
Северную. Византия - Дербент - Прикаспийские степи -Мангышлак - Приаралье - Южный Казахстан - Семиречье - Восточный Туркестан - Китай.
Все началось в 138 году до н.э., когда из Ханьской столицы по приказу императора У-ди вышел посольский караван во главе с князем Чжан-Цзянем с целью вернуть своих прежних союзников - кочевые племена. Князь прошел пустыни, горы, пережил многолетний плен, нашел бывших союзников, и хотя те отказались вернуться, миссия Чжан - Цзяня для древнего мира имела огромное значение. Чжан - Цзянь был поражен увиденным и услышанным в пути. Вернувшись через 13 лет домой, он рассказал императору У-ди о странах, расположенных к западу от Китая. Императорский двор, ученые и купцы были потрясены его рассказом. Они считали, что кроме них на свете живут только кочевники-скотоводы, да бродячие охотники и были убеждены, что только их стране удалось создать высокую цивилизацию. И вскоре в Среднюю Азию были отправлены послы. Среди прочих даров они везли шелк.
Изобретение шелка, археология Китая относят к эпохе неолита (раскопки в провинции Чжецзян, вблизи озера Тайху — найдены шелковые ткани, пояса и пряжа).В VI-V вв. до н.э. китайский шелк стал вывозиться в другие страны. Шелковая попона с вышитыми на ней фениксами была найдена при раскопках одного «царских» курганов Пазырыка на Алтае (V в.до н.э.) и захоронения в Южной и Западной Европе (VI-V вв.до н.э.).
В распространении шелка участвовали кочевые племена саки и скифы, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию.
В VI-VII вв. наиболее оживленным становится путь, который проходил из Китая на Запад через Семиречье и Южный Казахстан.
Так встретились древнейшие цивилизации Востока и Запада. Возникла крупнейшая торговая и культурная магистраль древности и средневековья. Потом около 2000 лет эта магистраль будет связывать страны и народы.
Само название «Великий Шелковый путь»- эта древняя дорога купцов Востока и Запада получила лишь в XIX веке по предложению Фердинанда фон Рихтгофена ученого - географа. В данном исследовании мы попытаемся пройти по направлениям и трассам Великого Шелкового пути .
Направления и трассы Казахстанского участка Великого Шелкового пути
Великий Шелковый путь через Казахстан проходили по Южному Казахстану и Семиречье и разделялось на 4 направления:
Направления с запада на восток;
Илийское направление;
Европейское направления;
Направления, ведущие в Центральный и Восточный Казахстан
Казахстанский участок Шелкового пути, если по нему двигаться с запада на восток, шел из Шаша (Ташкент) через перевал Турбат в Исфиджаб, Сайрам (находится в 10 км от Шымкента). Тараз - один из крупнейших городов Казахстана, был известен уже в VI в. Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 г. принимал дипломатическое посольство византийского императора Юстиниана II. Из Тараза на восток путь шел к Кулану. Территория между Таразом и Куланом принадлежала карлукам. На пути к Кулану путь проходил через города Касрибас, Куль-Шуб и Джудь-Шуб. Затем караваны шли через города Нузкет и Харраджуван в Джуль. Из Джуля дорога вела в Сарыг, затем в "селение тюркского кагана" и в Кирмирау.
Из Кирмирау дорога приводила в один из крупнейших городов Семиречья Навакет (Китайский Синчэн). Оба названия переводятся как Новгород. Навакет был резиденцией тюркских каганов и городом согдийцев.
Из Навакета через Пенджикент (Бунджикет) дорога приводила в крупнейший город Семиречья Суяб - столицу западных тюрков (затем тюргешей, карлуков). Затем роль столицы переходит к городу Баласагуну, раннее название которого было Беклиг или Семекна. Баласагун известен как столица Караханидов, затем Каракитаев, которые его и разрушили в начале XIII в. Город был заново отстроен, но уже в XIV в. лежал в развалинах. Местоположение этих городов находится неподалеку от современного
г. Токмака и соответствует двум известным средневековым памятникам - городищам Акбешим и Бурана.
Из Суяба Шелковый путь шел либо по северному, либо по южному берегам Иссык-Куля. На южном отрезке караваны проходили крупный город Верхний Барсахан, а северный отмечен остатками небольших караван-сараев, названия которых до нас не дошли. Затем эти пути соединялись у перевала Бедель, и через него либо Ташрабат Шелковый путь приводил к Кашгару и Аксу.Из Иссык-Кульской котловины через перевал Санташ и долину Каркары путь вел в Илийскую долину. Затем по правому берегу Или через долины Усека и Хоргоса - в Алмалык, а по северной оконечности пустыни Такла-Макан, через оазисы Хами и Турфан - к Дунхуану и в Китай.
В X-XII вв. одно из ответвлений Шелкового пути пересекало всю Илийскую долину с юго-запада на северо-восток. Ответвление начиналось в Навакате, затем шло на Бунджикет и через перевал Кастек приводило на северные склоны Заилийского Алатау. На перевал шла еще одна дорога - из Баласагуна. Здесь приметным ориентиром были священные горы Урун-Ардж. Трасса проходила через небольшие городки в предгорьях Заилийского Алатау, находившиеся на месте Кастека, Каскелена и Алматы, и достигала города Тальхира, который расположен на южной окраине города Талгара. Здесь у подножия гор на правом берегу р. Талгар находятся развалины крупного средневекового городища. Тальхиз (Тальхир),который был крупным центром транзитной торговли. В Илийскую долину попадали и другим путем: от Кулана, Аспары либо Нузкета к городам среднего и нижнего течения реки Чу. Через брод Ташуткуль, дорога шла на северные склоны Чуилийских гор к городам вдоль северных склонов Заилийского Алатау.В Тальхизе Шелковый путь разветвлялся. Южная часть шла через Иссык, Тургень, Чилик к переправе через Или в районе Борохудзира, а затем по правому берегу Или он шел через Хоргос на Алмалык, соединяясь с маршрутом, шедшим сюда из долины Иссык-Куля. На этом отрезке археологи нашли развалины небольших городков Иссык, Тургень, Лавар и крупный г. Чилик. По правому берегу Или дорога шла через современные поселения Кок-Тал и г. Джаркент. В районе Кок-Тала располагался Илибалык. Северная дорога из Тальхиза тянулась вдоль р. Талгар до переправы на р. Или в районе Капчагайского ущелья. После нее путь вел на Чингильды, затем через перевал Алтын-Эмель дорога спускалась в долину Коксу и достигала города Икиогуз, находившегося на месте современного с. Дунгановка. Из Икиогуза путь шел к Каялыку (Койлаку) - столице карлукских джабгу. Кулык был столицей карлуков, которым в IX - начале XIII вв. принадлежала северо-восточная часть Илийской долины. Он находился в долине р. Каратал, на окраине с. Антоновское. Неподалеку от Каялыка. Далее путь следовал в долину Тентека и, обогнув Алакуль, через Джунгарские ворота приводил в долину Шихо и оттуда через Бешбалык шел в Дунхуан и внутренний Китай. На юго-восточной оконечности Алакуля стоял город, который путешественники XIII в. называли "Столицей области".Из Исфиджаба шла также караванная дорога в Арсубаникет на Арыси, в Отрар-Фараб и далее вниз по Сырдарье - в Приаралье. На караванной дороге, которая шла вдоль Сырдарьи, наиболее крупными городами были Отрар-Фараб и Шавгар. Название первого сохранилось до сих пор в имени крупного городища, находящегося неподалеку от впадения Арыси в Сырдарью. Отрар был узлом многих караванных путей. Отсюда одна дорога вела в Шавгар, а другая - на переправу через Сырдарью к городу Васиджу. Из него шел путь вверх по Сырдарье, через огузский город Сюткент в Шаш, а вниз - в Дженд. Отсюда же через Кзыл-Кумы была проложена трасса в Хорезм, Ургенч, а оттуда - в Поволжье и на Кавказ. Этот отрезок Шелкового пути был особенно оживленным в XIII в. и проходил через Дженд, Сарайчик, Сарай-Бату и Каффу. Шавгар известен в источниках уже в VIII в., ему соответствует городище Чуй-Тобе, расположенное рядом с Туркестаном. На месте современного Туркестана рядом с Шавгаром в X-XII вв. сформировался город Яссы, где жил и проповедовал известный поэт, суфий Ахмед Ясави.
Из Шавгара путь шел к городу Янгикенту - столице государства огузов. Отсюда шла также дорога через Кзыл-Кумы в Хорезм. Из Шавгара и позднее Яссы через перевал Турлан дорога выходила на северные склоны Каратау и шла параллельно той, что тянулась вдоль Сырдарьи. На этом пути стояли города Сузак, Уросоган, Кумкент, Сугулкент. Выводила же она либо в низовья Таласа, откуда поднималась вверх к Таразу, либо шла вдоль западного берега озера Бийликуль через города Берукет-Паркет и Хутухчин также к Таразу. От основной трассы Шелкового пути, проходившей через Южный Казахстан и Семиречье, отходили дороги на север и восток, которые вели в районы Центрального и Восточного Казахстана в степь, позднее известную как Сары-Арка, к берегам Иртыша, на Алтай и в Монголию.
Здесь проходил степной путь, по которому передвигались племена конных кочевников. Богатые скотом, шерстью, кожами, металлом районы Центрального Казахстана были вовлечены в систему торговых связей, в том числе и международных, и включены в систему Шелкового пути многими караванными дорогами.Из Отрара через Арсубаникет, долинами Арыстанды, Чаяна, перевалив невысокие горы Каратау, из Шавгара и Яссы через перевал Турлан, из Саурана и Сыгнака, из Янгикента дороги выходили в степи Центрального Казахстана и достигали берегов Сарысу и Кенгира, Тургая и Ишима. Здесь открыты остатки средневековых городищ: Болган-Ана, Жаман-Курган, Ногербек-Дарасы, Домбгаул, Милы-Кудук, Ормамбет.
Города Жубин, Конгликет, летовки Ортаг и Кейтаг, рудные разработки Гарбиана и Бакирлытага.Из Тараза через города Адахкес и Дех-Нуджикес шел торговый путь на Иртыш - к резиденции хакана кимаков и далее, в страну кыргызов на Енисей.Илийская долина соединялась с Центральным Казахстаном дорогой, которая шла вдоль северных склонов Чуилийских гор, затем по Чу в ее низовьях и затем к берегам Сарысу. Другая трасса отходила от северо-илийской в районе Чингильды и через перевалы Коктал и Бояулы - в Прибалхашье, а затем вдоль протоки р. Или Ортасу, где находятся остатки городища Актам и почти соединяются южный и северный берега озера, оставляя пролив шириной чуть больше 8 км. Караваны переходили пролив вброд и выходили к устью р. Токрау, а затем по ее берегам шли к предгорьям Улутау.От северо-илийского пути отходило направление, огибавшее Алакуль с западной стороны и через Тарбагатай приводившее на Иртыш, в земли государства кимаков. В Тарбагатае и на берегах Иртыша располагались кимакские города Банджар, Ханауш, Астур, Сисан и "столица хакана" - огромный город, окруженный укрепленной стеной с железными воротами. [2.,3]
Затем восточные и западные маршруты постепенно соединились в единую систему, охватившую Евразию, предоставившую возможность культурного и коммерческого обмена, о которой ранее не могли даже мечтать. Китайские товары проделали путь в Рим, став причиной вывоза золота, что привело к запрету на шёлк, в то время как в Китае римское стекло ценилось высоко. Военные походы в Среднюю Азию были отмечены столкновениями между китайскими и римскими солдатами, возможно, передачей технологии арбалета западному миру. Спрос на экзотические иностранные товары и прибыль, которую они приносили, прочно связали нити Великого шёлкового пути, несмотря на распад Римской империи взлёты и падения китайских династий. Даже монгольские орды, известные грабежом и разбоем, скорее защищали торговые маршруты, чем уничтожали их.
Наряду с товарами, по маршрутам происходило движение традиций, инноваций, идеологий и языков. Зародившийся в Индии буддизм мигрировал в Китай и Японию, где стал господствующей религией. Ислам распространялся с Аравийского полуострова в Южной Азии, смешиваясь с местными верованиями, и образовывал новые верования, такие как сикхизм. Также порох проделал путь из Китая на Средний Восток, предопределив будущее Османской, Сефевидской империй и Империи Великих Моголов. Отчасти именно успех Великого Шёлкового пути привёл его к гибели: новые морские технологии, например, магнитный компас, нашли путь в Европу, сделав длинный сухопутный маршрут ненужным. К тому времени падение монгольского владычества повлекло за собой выход Китая из мировой торговли. Но даже, несмотря на то, что старых маршрутов и сетей не осталось, они изменили мир навсегда, и не было больше пути назад.
Казахстанский участок Великого Шелкового пути, представляет собой уникальный комплекс памятников истории, археологии, архитектуры, градостроительного и монументального искусства, сегодня здесь открыты 22 древних городища, включая замки правителей. Два уникальных памятника древности включены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО: мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи в Туркестане и археологический комплекс «Тамгалы» близ г. Алматы. Среди значимых туристских маршрутов по Шелковому пути важное место отводится городам Алматы, Тараз, а также Туркестану и Отрару в Южно-Казахстанской области .
Рис.1. Великий Шелковый Путь на территории Казахстана в средневековье
Социально-экономическое значение Шелкового пути
Для Казахстана города, расположенные вдоль Великого Шелкового пути, имели важное значение в процессе перехода к оседлости тюркоязычных племен, входящих в состав казахского народа. Торговые -отношения и экономические связи способствовали тому, что народы и племена перенимали друг у друга опыт ведения хозяйства. Так, если тюркоязычные племена переняли у согдийцев оседлость, земледелие, торговлю, то согдийцы научились у них скотоводству. Согдийцы восприняли тюркский язык, переняли тюркские обычаи и традиции. Такие взаимосвязи и взаимопроникновение продолжались до расцвета средневековья (XIII-XIV вв.). Однако вследствие монгольского нашествия торговые связи были нарушены и значительно ухудшилось социально-экономическое положение городов, расположенных вдоль Шелкового пути. Некоторые города были полностью опустошены монгольским нашествием. Также, начиная с XVII века, в связи с открытием морских торговых путей поток купеческих караванов, проходящих по Великому Шелковому пути, резко снизился. Только во второй половине XVIII века вновь возобновились торговые связи Казахстана: в основном на севере - с Россией, на юге - с Китаем. [4.,5.,6]
Развитие рынка туристских услуг на Казахстанском участке Великого Шелкового пути.
В настоящее время Казахстан является участником международного туристского проекта «Великий шелковый путь».
Великий Шелковый путь был одной из первых моделей мирного сосуществования различных стран, культур, народов и цивилизаций Евразии. По нему длительный период шло торговое и культурное взаимодействие Европы и Юго-Восточной Азии. Основные туристско-рекреационные ресурсы 1700-километрового казахстанского участка сосредоточены в Семиречье и Южном Казахстане, а особое место в этом регионе занимают Туркестан, Тараз и Алматы. Сейчас ведутся реставрационные работы на важных туристских объектах как средневековые поселения Хурлук, Турбат, Исфиджаб, Кулан, Мирки, Талхиз, Жаркент. Обозначено создание туристского кластера вдоль международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай», который совпадает с Древним Шелковым путем и проходит по территории Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, Кызылординской и Актюбинской областей. Возрождение древнейшего торгово-экономического коридора - Великого Шелкового пути – это возобновления трансконтинентальных взаимоотношений между странами евроазиатского континента. Наиболее активными участниками инициативы на сегодняшний день являются КНР и Казахстан, уже реализующие конкретные проекты и транспортные маршруты. В настоящее время КНР активно выдвигает инициативу по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути XXI века под названием «Один пояс и один путь». Китай будет оказывать содействие странам, входящим в эти зоны сотрудничества, в строительстве объектов инфраструктуры, включая транспортную сеть, объекты электроснабжения, телекоммуникации [7.,8]
Рис.2 Новый Современный Шелковый путь по территории Казахстана.
В 1997 году в рамках реализации трансконтинентального проекта ЮНВТО, ЮНЕСКО и ПРООН «Шелковый путь — путь диалога» в Казахстане были проведены первые исследования туристского потенциала. По итогам данных исследований была разработана и утверждена Указом Президента Республики Казахстан Государственная программа «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюрко-язычных государств, создание инфраструктуры туризма».
Великий Шелковый путь как туристический продукт имеет целый ряд особенностей, отличающих его от привычных маршрутов. К примеру, классический тур — это поездка, в какую-нибудь одну страну. Речь идет о транснациональном маршруте, когда турист имеет возможность посетить целый ряд стран, познакомиться с их древней культурой и сегодняшним днем и получить гораздо больший объем впечатлений и знаний.
Для активизации развития туризма в данном направлении совместно с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, начиная с 2004 года, реализуется проект по организации специализированного туристского поезда «Жемчужина Шелкового Пути» по маршруту: Алматы — Туркестан-Ташкент — Самарканд — Бухара — Ургенч — Мары- Ашхабад — Алматы.
ЮНВТО поставила задачу сформировать единую трансконтинентальную концепцию под девизом: «Сотрудничество и совместные усилия, несмотря на государственные границы». Дело было достаточно сложным и новым, так как до недавнего времени Шелковый путь являлся неэксплуатируемым потенциальным туристическим ресурсом, который следовало преобразовать в крупный интегрированный туристический продукт. В выполнении этой задачи должны быть задействованы различные секторы туриндустрии, включая гостиничное управление, туристические, транспортные агентства и туроператоров, а также органы государственной власти. Для преодоления осложнений в их совместной работе нужна четкая стратегия маркетинга.
Для Казахстана процесс возрождения Великого Шелкового возможно позволит решить следующие задачи: в - первую очередь улучшение экологических условий в зоне прохождения участков трасс Великого Шелкового пути. Во-вторых, интеграцию торговых и международных связей между государствами и возрождение использования бренда Великого Шелкового пути , а также повышение транзитного потенциала транс-евразийского региона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Великий Шелковый путь сыграл важную роль в развитии географических знаний. Только после образования этой сквозной торговой трассы европейцы и китайцы впервые узнали о существовании друг друга и получили хотя бы приблизительное представление о всех цивилизациях Евразии.
Самое главное, Великий Шёлковый путь был не отдельной дорогой, а сетью множества маршрутов, которые образовывались на протяжении веков, сплетая различные поселения воедино, нить за нитью; стимулировал развитие на средневековом Востоке торговых городов.
Значение Великого Шелкового пути в политике, экономике и торговле было огромным как 2000 лет назад, также не менее важно и сейчас.
В ходе исследования мы убедились, что развитие Великого Шелкового пути сильно зависело от геополитического противоборства разных стран за контроль над караванными путями.
Список использованных источников и литература
На среднеазиатских трассах Великого шёлкового пути. Очерки истории и культуры. — Т.: Фан, 1990.
Радкевич B.A. Великий шёлковый путь, — М.: Агропромиздат, 1990.
Озерова Н.Г. Великий шелковый путь: формирование и развитие (научно- методическое пособие) – Т.: Изд. ТЭИС, 1999
Байпаков К. М. Средневековые города Казахстана на Великом шелковом пути. - Алматы: Гылым, 1998. – 216 c.
Об утверждении Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года: Постановление Правительства РК от 28.02.2013 №192.
Перспективы по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.avesta.tj/china/32080-perspektivy-po-sovmestnomu- sozdaniyu-ekonomicheskogo-poyasa-shelkovogo-puti.html
Об утверждении Государственной программыинфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015 - 2019 годы: Утверждена Указом Президента РК от 06.04.2015 № 1030.
Официальный сайт Всемирной туристской организации wwwunwto.org/en