Геометрия характера

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Геометрия характера

Муравьева Н.А. 1
1МБОУ СШ № 16 г.Павлово
Батурина Ж.Н. 1
1МБОУ СШ № 16 г. Павлово
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Уже несколько лет наш класс шефствует над воспитанниками детского сада. Нам очень нравится бывать в гостях у малышей, выступать перед ними, проводить различные занятия.  Но при подготовке к таким мероприятиям между нами часто возникают разногласия и непонимание по поводу того, кто из одноклассников лучше справится с тем или иным поручением. Чтобы эффективно взаимодействовать, продуктивно работать в команде, избегать конфликтов и разрешать их, надо хорошо знать людей, с которыми общаешься, их возможные реакции и тогда легче планировать свои действия, слова, вообще отношения. Мне стало интересно узнать, какие же черты характера преобладают у меня и моих одноклассников, и как это влияет на наше поведение и взаимоотношения. 

Существует много различных методик, направленных на изучение личности. Но высказывание Галилео Галилея: «Великая книга природы написана на языке геометрии», заставило задуматься, а может ли геометрия помочь в изучении характера людей ? Оказалось, может! Связь между личностными особенностями человека, его поведением и геометрическими фигурами существует.

Проблема: необходимо организовать эффективное взаимодействие в классе

Объект исследования: учащиеся 7 класса.

Предмет исследования: тип личности и индивидуальные особенности

Цель исследования: с помощью геометрических фигур определить тип личности одноклассников, выявить их индивидуальные особенности.

Гипотеза: восприятие нами геометрических фигур отражает особенности нашего характера и стиля поведения.

Задачи:

- познакомиться с литературой по психогеометрии;

- познакомиться с методами изучения личности с помощью геометрических фигур;

- провести исследования по изучению особенностей характера одноклассников;

- проанализировать полученные результаты.

При работе над проектом я пользовался следующими методами:

-поисковый метод с использованием научной и учебной литературы, а также поиск необходимой информации в сети Интернет;

- практический метод - проведение тестов;

- анализ полученных в ходе работы данных.

Ожидаемый результат: используя результаты исследования личностных особенностей одноклассников, мы сможем улучшить взаимоотношения в классе и организовать более эффективное взаимодействие.

Проектный продукт: папка с результатами исследования.

Практическая ценность работы: результаты могут использовать учителя и классный руководитель, работающие в классе, а также родители учащихся.

2. Теоретическая часть

2.1 Проективные методы исследования личности

Проективные методики – это методы психологического исследования личности, основанные на символическом переносе содержания внутреннего мира на внешний мир. Они направлены на изучение особенностей личности, которые трудно обнаружить при наблюдении за человеком или, проводя обычные психологические опросы. Исследовать можно интересы, мотивацию, ценностные ориентации, страхи и тревоги личности.

Особое место среди проективных методик занимают рисуночные тесты. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.

2.2 Что такое психогеометрия?

Одной из наиболее простых (и при этом наиболее результативных) проективных методик является психогеометрический тест Сьюзен Деллингер.

Психогеометрия – сравнительно молодая система анализа личности, позволяющая прогнозировать и оценивать некоторые черты характера, модель поведения и стиль жизни человека с помощью простейших геометрических фигур.

Психогеометрия как система сложилась в США. Автор этой системы Сьюзен Деллингер — специалист по социальной-психологии.

Отечественные исследователи работают над адаптацией психогеометрии к российской ментальности. Например, Лариса Алексеевна Громова – профессор кафедры связей с общественностью Российского государственного педагогического университета им. Герцена написала книгу «Психогеометрия для менеджеров» в результате эксперимента по формированию кадрового резерва руководителей среднего звена для предприятий Петербурга и Московской области.

Психогеометрия — уникальная практическая система анализа личности. Она позволяет:

- мгновенно определить форму личности интересующего человека и, естественно, собственную форму;

- дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке;

- составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

В основе психогеометрии лежит пять типов личности, которым соответствуют геометрические фигуры. Посмотрев на изображения фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг) нужно выбрать ту, с которой ассоциируете себя. Оставшиеся фигуры пронумеровать в порядке убывания предпочтения. 

  Принцип теста таков:

- первая выбранная вами фигура - та фигура, качество которой есть в вас сейчас и будет в ближайшие 5-6 лет.

- вторая - ваше истинное “Я”, базовая фигура, остается всегда.

- третья фигура - фигура симпатий, что нам нравится в других людях.

- четвертая фигура - “слепое пятно”, то что мы не понимаем в других людях.

- пятая – «проблема», то есть фигура человека, в общении с которым будут значительные трудности .

Достоинства психогеометрического теста

- компактность и экономичность (процесс диагностики занимает мало времени, не требует специального оборудования и расходных материалов);

- доступность (инструкцию способны понять даже дошкольники);

- простоту (проведение тестирования неспециалистом);

- удобство для группового исследования;

- возможность применения полученной информации при решении образовательных и воспитательных задач.

2.3. Характеристика фигур в психогеометрии.

Квадрат — неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот основные качества истинных Квадратов. Мыслительный анализ — сильная сторона Квадрата. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Треугольник символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Они — энергичны и сильны, ставят ясные цели и, как правило, достигают их.

В противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на сути проблемы. Их прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения.

Прямоугольник - фигура, символизирующая состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут "носить" остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды. Основное психическое состояние Прямоугольников - замешательство, запутанность в проблемах и неопределенность в отношении себя на данный момент времени.

Наиболее характерные черты - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они часто имеют низкую самооценку. Непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они сознательно могут уклоняться от контактов с "человеком без стержня".

У Прямоугольника есть и позитивные, привлекательные качества: любознательность, пытливость, интерес к происходящему и смелость. Прямоугольники пытаются делать то, что никогда раньше не делали; задают вопросы, на что прежде у них не хватало духу. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость. Прямоугольниками легко манипулировать.

Круг — это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди. Круг - самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т.е. стабилизирует группу.

Круги — самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Во-первых, Круги, в силу их направленности скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым.

Во-вторых, Круги не отличаются решительностью, слабы в «политических играх» и часто не могут подать себя и свою «команду» должным образом.

Зигзаг — самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая. Эта фигура символизирует креативность, творчество. Ей свойственны образность, интуитивность, мозаичность. Их мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги — идеалисты, отсюда берут начало такие их черты как непрактичность, наивность. Это самый восторженный, самый возбудимый из пяти фигур. Они несдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру. Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя.

2.4.   Проективный тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».

Определение характера человека по его рисунку человечка, составленного из геометрических фигур, основано на исследованиях Евгении Сергеевны Романовой. Е.С. Романова - директор Института психологии, социологии и социальных отношений, доктор психологических наук, профессор, академик Российской Академии социальных наук, автор книги «Графические методы в практической психологии».

Испытуемый должен нарисовать человека из 10 геометрических фигур:

треугольников, кругов и прямоугольников (квадратов). Геометрические фигуры могут быть разной величины. Главное чтобы их было 10, не больше и не меньше. Подсчитав по каждому рисунку количество использованных треугольников, кругов и прямоугольников, нужно записать результат в виде трехзначного числа, в котором первая цифра обозначает количество треугольников, вторая – количество кругов, третья – прямоугольников. Эти трехзначные числа составляют так называемую "формулу рисунка".

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, использованные в рисунках, различаются по семантике:

- треугольник обычно относят к острой, наступательной фигуре, связанной с мужским началом;

- круг – фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью;

- квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, технический модуль.
По полученной формуле необходимо соотнести человека с определенным типом личности.

1 тип – «руководитель».

901

910

802

811

820

703

712

721

730

604

613

622

631

640

Для типа «руководитель» характерны наличие организаторских способностей, ориентация на общепринятые нормы поведения, высокий уровень социальной адаптации. Они обладают ярко выраженным целенаправленным поведением, что характеризует их как лидеров.

В достижении цели они могут не считаться со своим здоровьем, стрессоустойчивы, могут просто «заспать» неприятности. Организаторские навыки, способности хорошего рассказчика позволяют им заниматься преподавательской работой, педагогической деятельностью. В своей работе они ориентированы на социальный успех. Легко адаптируются в любой социальной группе.

2 тип – «ответственный исполнитель».

505

514

523

532

541

550

Обладает многими чертами, сходными с типом «руководитель», но часто колеблется в принятии важных решений. Стремление управлять людьми у них выражено в значительно более мягкой форме. Если они и хотят занять лидирующее положение в обществе, то только при помощи своей кропотливой работы. Обладают повышенной требовательностью к себе, что распространяется и на других людей. Из-за повышенных требований к себе могут работать, не замечая усталости, чрезвычайно перегружаясь до срыва здоровья.

3 тип – «тревожно-мнительный».

406

415

424

433

442

451

460

Этот тип людей характеризуется разнообразием способностей и одарённости – от литературных способностей, до тонких ручных навыков. Но несмотря на обилие талантов, нуждаются в мягком подбадривании. Тревожно-мнительным людям свойственна чрезмерная ранимость и низкая самооценка. Обладают повышенным вниманием к порядку и чистоте, физически не признавая грязь, беспорядок. Часто в эту группу входят творчески одаренные натуры.

4 тип – «ученый».

307

316

325

334

343

352

361

370

Это люди, которые в своих суждениях могут легко абстрагироваться от реальности, делать интересные теоретические обобщения. Рациональны, Эти Эти люди тщательно продумывают свое поведение. Однако при всей рациональности обладают значительными артистическими способностями, они не теряются на сцене, знают что нужно сделать, когда просят «сыграть что-либо». Тяготеют к синтетическим видам искусства: театру, цирку, кино, эстраде.

5 тип – «интуитивный».

208

217

226

235

244

253

262

271

280

Люди этого типа обладают высокой чувствительностью нервной системы, ярким образным воображением. Они часто проявляют заботу об окружающих, иногда в ущерб себе. Преобладает внутренний самоконтроль, отрицательно реагируют на посягательства на их свободу. Обладают техническими навыками, умеют что-либо делать своими руками. Люди этого типа очень щепетильны, остро ощущают несправедливость не только в отношении себя, но и в отношении других людей. Остро переживают, когда кого-то обижают, всегда стараются защитить обиженных

6 тип – «интеллектуальный».

109

118

127

136

145

019

028

037

046

У людей этого типа художественные способности прекрасно сочетаются с хорошим пространственным мышлением, а также техническими навыками. Это люди с «технической жилкой», обладающие богатым воображением. Часто они заняты в технических профессиях, склонны к конструированию, изобретательству. Неудивительно, что из людей данного типа часто получаются архитекторы. Иногда их творчество проявляется не только в технической, материальной, а интеллектуальной сфере, сфере идей.

7 тип – «сопереживающий».

550

451

460

352

361

370

253

262

271

280

154

163

172

181

190

055

064

073

082

091

Сопереживающие очень остро переживают беды других людей, иногда настолько остро, что забывают о собственных невзгодах. Они мягки, сочувственны, добросердечны. Такие люди совершенно не могут смотреть фильмы со сценами насилия или выдержки из преступной хроники, им реально становится плохо. Боль, страдание других людей отзываются в них с особой силой. Сочувствующие редко делают хорошую карьеру, так как слишком много внимания уделяют другим людям.

8 тип – «требовательный».

901

802

703

604

505

406

307

802

109

Это люди, испытывающие сочувствие к другим, однако умеющие достаточно жестко требовать. Из таких выходят чрезвычайно требовательные педагоги, которые «заставляют» делать то, что нужно, невзирая на сопротивления, недуги и прочие причины, на которые ссылаются их ученики.

Если эти люди являются хорошими специалистами, то они могут стать хорошими, с точки зрения эффективности управления, администраторами, но их подчиненным от этого не легче.

Практическая часть

3.1. Тест №1. Психогеометрический тест С. Деллингер

В тестировании принимали участие ученики 7Б класса. Им были выданы следующие бланки с инструкцией.

По фигуре, помещенной на первое место, мы определили основные особенности личности и поведения каждого ученика. (Приложение 3).

Из диаграммы видно, что в нашем классе больше всего «зигзагов» (8 человек). Это люди творческие и если у них появляется какая-то идея, они тут же хотят ей поделиться с другими. Они не сдержанны, эмоциональны, говорят правду в глаза.

«Кругов» чуть меньше (пять человек). Доброжелательные, отзывчивые, заинтересованные в хороших межличностных отношениях, они стремятся сделать так, чтобы всем, кто находится рядом с ними, было комфортно.

Четыре моих одноклассника на первое место поставили треугольник. Из этого следует, что они уверенные, энергичные, стремящиеся к лидерству люди.

Квадратов оказалось всего три. Значит, трудолюбивых, упорных, аккуратных, доводящих начатое дело до конца у нас немного.

Два человека выбрали прямоугольник. Эти люди находятся в состоянии поиска себя. Они непоследовательны, непредсказуемы, доверчивы, внушаемы.

Тест № 2 «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

В тестировании принимали участие ученики 7Б класса.

По полученной формуле мы соотнести человека с определенным типом личности.(Приложение 4).

Мои одноклассники по типам личности распределились следующим образом:

- «руководители» 6 человек : у них есть организаторские способности, они хорошие рассказчики;

- «ученые» - так же 6 человек : они уравновешены, умны, рациональны, артистичны;

- «интуитивных» - 3 человека. Для них характерна высокая чувствительность, развитое воображение, хорошие ручные навыки;

- «интеллектуальных» - 3 человека: они могут заниматься различными видами творчества, эмоциональны, одержимы своими собственными идеями, не приемлют воздействий со стороны;

- «ответственный исполнитель» – 2 человека: ответственные, ценят правду,требовательные к себе и к другим.

- «тревожно-мнительного» типа – 1человек:этот тип людей характеризуется разнообразием способностей, они ранимые, нуждаются в подбадривании, не переносят беспорядка;

- «сопереживающий» - 1 человек. Люди этого типа очень остро переживают беды других людей, мягки, сочуственны, добросердечны.

Заключение.

Данные тесты не являют собой серьезное исследование, но, тем не менее, они в достаточной степени отражают суть наших характеров.

Результаты исследования показали, что большинство моих одноклассников имеет активную жизненную позицию, ярко выраженный творческий потенциал и лидерскую позицию. У них проявляются такие особенности личности как творчество, креативность, доброжелательность, общительность, лидерство, напористость, рациональность, резкость.

Результаты данного исследования были изучены совместно с классным руководителем. В ходе беседы выяснилось, что результаты исследования являются достаточно объективными и в основном соответствуют реальным характеристикам детей, данным им родителями и педагогом.

Одноклассники также были ознакомлены с полученными результатами, и большая часть из них(64%), признали, что особенности характера, выявленные с помощью тестов, присутствуют у них на самом деле.

Таким образом, гипотеза нашего проекта полностью подтвердилась. Восприятие нами геометрических фигур, во многом отражает особенности нашего характера и стиля поведения. Работа позволила мне лучше понять себя и своих одноклассников. Я думаю, что полученные результаты будут способствовать более успешному общению в нашем классе, помогут в организации эффективного взаимодействия. И цель, поставленная в начале работы, будет достигнута.

Выводы:

Исследование личности с помощью психогеометрии позволяет быстро

и точно нарисовать психологический портрет испытуемого, узнать какие черты его характера являются главными, а какие – второстепенными, а также понять, с кем человеку сложнее всего взаимодействовать.

2. Работа позволила лучше понять себя и своих одноклассников. Мы надеемся, что те знания, которые мы получили, будут способствовать более успешному общению с ребятами дома и школе.

3. Так же мы заметили, что типы характера в чистом виде встречаются крайне редко, в каждом человеке обычно присутствует несколько типов. Нам стало понятно, почему с одними ребятами мне легко общаться, а с другими - нет.

4.Данная работа может иметь практическое применение в работе с детским коллективом.

Литература.

Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. – Л., 1992.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. – М., 1999. – кн.2.

Интернет-ресурсы:

http://nkozlov.ru/library/psychology/s432/

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-6264/

https://www.b17.ru/blog/60089/

http://psyholog-praktik.ru

http://hr-portal.ru/tool/test-konstruktivnyy-risunok-cheloveka-iz-geometricheskih-figur

https://studfiles.net/preview/2387113/page:65/

Приложения

Приложение 1.

№ п/п

Фамилия имя

Ранжирование фигур

1

2

3

4

5

1

Артём

         

2

Назар

         

3

Никита

         

4

Андрей

         

5

Андрей

         

6

Илья

         

7

Юля

         

8

Андрей

         

9

Анастасия

         

10

Виктория

         

11

Арина

         

12

Наталья

         

13

Алина

         

14

Антон

         

15

Кирилл

         

16

Ксения

         

17

Денис

         

18

Роман

         

19

Егор

         

20

Ольга

         

21

Яна

         

22

Данил

         

.

Приложение 2.

№ п/п

Фамилия имя

Формула рисунка

Тип личности

1

Артём

343

Учёный

2

Назар

334

Учёный

3

Никита

253

Интуитивный

4

Андрей

631

Руководитель

5

Андрей

118

Интеллектуальный

6

Илья

541

Отв. исполнитель

7

Юлия

622

Руководитель

8

Андрей

118

Интеллектуальный

9

Анастасия

172

Сопереживающий

10

Виктория

235

Интуитивный

11

Арина

145

Интеллектуальный

12

Наталья

442

Тревожно-мнител.

13

Алина

613

Руководитель

14

Антон

622

Руководитель

15

Кирилл

334

Учёный

16

Ксения

334

Учёный

17

Денис

514

Отв. исполнитель

18

Роман

271

Интуитивный

19

Егор

334

Учёный

20

Ольга

712

Руководитель

21

Яна

334

Учёный

22

Данил

631

Руководитель

Просмотров работы: 868