Шахматы - это спорт, игра или наука?

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Шахматы - это спорт, игра или наука?

Яновский М.М. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 (МАОУ СОШ № 1)
Галкина Е.Р. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Каждый день после садика мы с папой и мамой проходили мимо большого здания в нашем городе. Папа часто говорил мне, что в этом здании находится шахматный клуб, где ребята и взрослые играют в очень интересную и занимательную игру под названием - «Шахматы». И каждый день проходя мимо, я задавал папе один и тот же вопрос: «Что за игра в шахматы?», «Как в нее играть?», на что папа лишь улыбался и говорил: – А вот, давай зайдем и узнаем. И однажды мы зашли в клуб! Зашли просто посмотреть на шахматы, как они вообще выглядят и что это такое. С того дня прошло уже полтора года. Сейчас я уже ученик 1 «В» класса школы № 1 и занимаюсь шахматами в «Шахматном Клубе» под руководством тренера Андронова Александра Петровича, имею 3-й юношеский разряд, почетные грамоты и медали.

Мне хочется заинтересовать окружающих меня людей игрой в шахматы, так как они развивают логическое мышление, воспитывают сосредоточенность и развивают память. В наш век технического прогресса очень важно эти качества развивать с детства.

Цель исследования: Доказать, чтошахматы - это и спорт, и игра, и наука, и занятия шахматами оказывают большое влияние на развитие математических способностей ребенка.

Задачи исследования:

- изучить литературу об истории возникновения шахмат;

- провестисоцопроссредиодноклассников и учеников нашей школы;

- показать связь математики и шахмат;

- показать влияние шахмат на развитие математических способностей ребенка;

- провести познавательный урок по шахматам и шахматный турнир для одноклассников;

- привлечь внимание директора, чтобы организовать шахматный кружок в школе.

Методы исследования: «Соцопрос», «Наблюдение», «Беседа».

Актуальность работы: Во все времена шахматы привлекают к себе большое внимание и детей и взрослых. Таким образом, определив цель и задачи, приступил к работе над данной темой.

Почему я решил выбрать тему исследования "Шахматы – это спорт, игра или наука?" Казалось бы, простой вопрос,но найти ответ на него не так просто. Попробуем разобраться.

Игра в шахматы это одно из моих любимых занятий и одна из наиболее известных настольных игр.В этой игре нужно уметь думать, быть внимательным.

Многие не считают шахматы видом спорта, так как думают, что спорт — это физические нагрузки, сила и ловкость. Но спорт — это не только - мускулы, это прежде всего состязание и соперничество. Поэтому многие шахматисты относят «шахматы» к спорту. Но большинство же любителей шахмат считают занятие шахматами увлекательной игрой. Будем разбираться с данным вопросом.

Гипотеза: Предположим, что шахматы – это и спорт, и игра, и наука, и занятия шахматами оказывают большое влияние на развитие математических способностей ребенка.

Помощь руководителя при подготовке научно-исследовательской работы:

- подбор литературы и информации из книг и «Интернет-источников»;

- проведение соцопроса среди одноклассников и учеников школы;

- подготовка к познавательному уроку и шахматному турниру;

- оформление исследовательского проекта и подготовка презентации.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.1. История возникновения шахмат.

Считается, чтошахматы – возникли в 5-6 веке нашей эры в Индии. Шахматы, в их первоначальном виде, были игрой для четверых человек с четырьмя наборами фигур и назывались - «чатуранга» в переводе четыре части. Позже «чатуранга» стала называться «шахматы», что в переводе «король умер».

К 15 веку шахматы обрели современный облик. Правила игры изменились: игроков стало двое; каждый получил два комплекта фигур; вместо костей, стали ходить по одному ходу по очереди; цель игры состоит в том, чтобы поставить мат королю противника. Иногда в шахматной партии нет победителя, а фиксируется ничья (пат).

1.2.Чемпионы мира по шахматам:

Первым чемпионом мира по шахматам, который официально носил это звание, стал Вильгельм Стейниц, жил в 19 веке.

Вторым чемпионом становится Эмануил Ласкер доктор математики и философии.

Третьим Чемпионом Мира по шахматам с 1921 по 1927 году стал Хосе Рауль Капабланка. О нем говорили, как о шахматной машине.

Четвертым - Александр Алехин юрист.

Пятым чемпионом стал - Макс Эйве, доктор математики

Шестым чемпионом - Михаил Ботвинник-профессор, доктор технических наук, начал заниматься с 12 лет по книгам.

Седьмым чемпионом Василий Смыслов-журналист. Он обучился правилам игры благодаря отцу в возрасте шести лет.

Восьмым чемпионом мира по шахматам стал Михаил Таль журналист, гениальный ребенок с 3 лет умел читать, с 5 лет умножал 3-х значные числа, из 1-го класса перешел сразу в 3 класс.

Девятый чемпион мира по шахматам Тигран Петросян – кандидат философских наук, начал заниматься в 11 лет.

Десятый чемпион мира по шахматам Борис Спасский – журналист, начал заниматься в 5 лет 

Одиннадцатый чемпион мира - Роберт Джеймс Фишер, считавшийся вундеркиндом и гением. К двенадцати годам Фишер становится чемпионом Америки, в 15 лет – международным гроссмейстером. 

Двенадцатый чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. Анатолий Карпов значительно превзошел других известных в истории шахматистов по числу побед, которые были им одержаны в многочисленных международных турнирах, матчах и соревнованиях.

Тринадцатый чемпион мира по шахматам - Гарри Каспаров. Противостояние 12-го и 13-го чемпионов – Карпова и Гаспарова было одним из самых мощных за всю шахматную историю.

Четырнадцатый чемпион - Владимир Крамник.

Пятнадцатый чемпион - Вишванатан Ананд – уроженец Индии. Играть в шахматы Ананда научила мать в возрасте шести лет.

Шестнадцатый (и на данный момент последний) чемпион мира по шахматам Магнус Карлсен. Играть в шахматы молодой чемпион начал в возрасте пяти лет со своим отцом, а всерьез увлекся игрой в восемь, начав изучать специальную литературу и заниматься игрой по 2-3 часа в день.

Вишванатан Ананд Магнус Карлсен

1.3. Шахматная доска

И гра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски — 8х8 клеток. Поля нумеруются по горизонтали латинскими буквами от a до h слева направо, по вертикали цифрами от 1 до 8 снизу-вверх. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета. Доска располагается так, чтобы крайнее поле справа было белым (для белых это поле h1, для черных — поле а8).  Игрок с белыми фигурами всегда ходит первым.В каждый комплект фигур входят: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек.

1 .3.1.Ходы

Король - Его Величество, самый высокий и самый знаменитый. На шахматной доске он похож на человечка с короной в виде пики или креста. В каждом войске королей по одному: черный и белый. Ходит на одном поле по вертикали, горизонтали или диагонали.

Ферзь чуть меньше короля. У него на голове небольшая круглая шапочка (корона). В начале шахматной партии ферзей каждого соперника по одному. Ходит на любое число полей по вертикали и горизонтали или диагонали. Самая сильная фигура на шахматной доске.

Ладья напоминает крепостную неприступную башню. Ладей в каждом войске по две. Ходит на любое число полей по вертикали или горизонтали.

Слон на слона совсем и не похож. Фигура, похожая на человечка, который и управляет этим могучим животным. Слонов в каждой армии по два. Ходит на любое число полей по диагонали.

Конь - Коня никогда ни с кем не перепутаешь. Это лошадиная голова. Но очень лихая - прыгает. Шахматных коней у противников по две. Ходит конь русской буквой Г.

Пешка маленький человечек в круглом шлеме. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта шахматная фигура так называется. Ходят только вперед. Пешек в каждой армии больше всего – по восемь. Ходит на одно поле по вертикали вперед (за исключением их самого первого хода, когда они могут пойти вперед на два поля. Пешка, достигшая последней горизонтали (8-й для белых, 1-й для чёрных), заменяется любой (кроме короля) фигурой того же цвета по выбору игрока, совершающего ход. Только пешки могут превращаться в другие фигуры.

В озможный ход короляХод ферзяХод коня

Х од ладьиХод слонаХод пешки

Как было сказано выше, цель игры состоит в том, чтобы поставить мат королю противника. Это происходит, когда король попадает под шах и не может из него уйти.

Иногда в шахматной партии нет победителя, а фиксируется ничья. Есть 5 правил, по которым шахматная партия завершается ничьёй:

1. Пат, то есть положение, при котором игрок, имеющий право хода, не может им воспользоваться, так как все его фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом.

2. Игроки могут просто согласиться на ничью и перестать играть.

3. Недостаточно фигур на доске для того, чтобы поставить мат (например, король и слон против короля).

4. Игрок объявляет ничью, если одна и та же позиция на доске повторяется три раза (не обязательно три раза подряд).

5. Пятьдесят последовательных ходов были сыграны, при этом ни один из игроков не сделал ход пешкой и не осуществил взятие фигуры или пешки.

1.3.2.Контроль времени

В турнирах используется контроль времени, отведенного на всю партию, а не на каждый ход. Оба игрока получают равное количество времени. Когда игрок делает ход, он нажимает кнопку на часах, чтобы запустить часы соперника. Если у игрока закончилось отведенное на игру время и оппонент заявляет об этом, тот игрок, у которого закончилось время, проигрывает. Исключением являются случаи, когда у заявившего игрока недостаточно фигур, чтобы поставить мат - в таком случае партия заканчивается вничью.

1.3.3. Основные стратегии

Переведите короля в центр доски, как правило, там ему безопаснее. Не откладывайте рокировку. Как правило, надо рокироваться как можно быстрее. Помните, не имеет значения, насколько вы близки к тому, чтобы поставить мат сопернику, если он поставит вам мат первым! Не отдавайте фигуры бесцельно.

Не теряйте свои фигуры бездумно! Каждая фигура имеет свою цену, и вы не сможете выиграть игру без фигур, нужных для постановки мата. Есть простая шкала, позволяющая оценить относительную ценность каждой фигуры:

Пешка - базовая единица; Конь стоит 2,5 пешки; Слон стоит 3 пешки; Ладья стоит 5 пешек; Ферзь стоит 8 пешек; Король – бесценен.

Для чего нам нужно знать сравнительную силу фигур? Во-первых, она определяет общую полезность фигуры. То есть ладья, обычно приносит больше пользы на доске, чем скажем слон. Во-вторых, ценность фигуры нужно осознавать при разменах.

Вы должны контролировать центр доски своими фигурами и пешками. Если вы контролируете центр, то у вас больше возможностей для хорошего расположения своих фигур на доске, а сопернику тяжелее найти для своих фигур хорошие поля.

Используйте все свои фигуры. Ваши фигуры не приносят никакой пользы, отсиживаясь в тылу. Старайтесь развивать все свои фигуры для того, чтобы вы могли их использовать при атаке короля соперника. Использование лишь одной или двух фигур для атаки не сработает против сильного соперника.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Шахматы – это спорт, игра или наука?

Ч тобы ответить на вопрос «Шахматы – это спорт, игра или наука?» я решил вначале провести соцопрос среди ребят нашей школы и узнать их мнение: «Что такое шахматы?». В соцопросе приняло 200 детей с 1 по 11 класс. Результаты опроса «Что такое шахматы?» приведены на рис.1.

2.1.1. Шахматы - это спорт?

Начнем с ответа «Спорт», так как я также считаю, что шахматы относятся к этому виду. «Шахматы похожи на баскетбол...иногда приходится также долго крутиться вокруг корзины, прежде чем забросить мяч» (Фишер)

Что же такое спорт?

Спорт – это стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы. Как и в спорте в шахматах есть принцип соревнований, есть победители, титулы и звания. После неоднократных побед на разрядных турнирах шахматистам присваивают звания кандидат в мастера спорта, мастер спорта, гроссмейстер.

Анатолий Карпов на вопрос как должен быть подготовлен шахматист, сказал: «Для того чтобы добиться успехов в любом виде спорта, требуется: в первую очередь шахматист должен быть абсолютно здоров и прекрасно подготовлен физически. Игра в шахматы требует намного больших затрат энергии, чем некоторые виды спорта».

Спорт - это не только игра мускулов, это, прежде всего, состязание, противоборство, соперничество. Кроме этого шахматист также должен обладать хорошей физической подготовкой. Физически неразвитый и слабый человек не сможет проводить тренировки, сидя за доской, в течение многих часов. Например, в возрасте 7-9 лет в окружном турнире принимают участие около 50 детей, соревнования проходят минимум 1,5 часа, всего 9 туров, из них надо провести сразу 3 партии. Нужно иметь железные нервы, чтобы пережить проигрыш. А ведь надо не только пережить этот проигрыш, а еще настроить себя на следующую игру.

В 1999 году - шахматы стали признаны официальным видом спорта. Но шахматы не включены в программу олимпийских игр. Данный вид спорта не единственный, который не попал на олимпиаду.

Я смог ответить на один из главных вопросов своего исследования. Я считаю, что шахматы — это спорт со своими взлетами и падениями, победами и проигрышами. Побеждают сильнейшие.

Когда у Сергея Карякина спросили: «Можно ли шахматы считать спортом?». Он ответил: «Я считаю, что шахматы - это чистый спорт и это мнение не только мое, но также и Магнуса Карлсена, потому что у него тоже спрашивали этот вопрос. Но суть в том, что шахматисты, получается, сидят по семь часов за доской, они думают очень долго. Вот попробуйте посидеть семь часов, когда надо пытаться найти лучшее решение - все это очень сложно, и это, конечно, спорт».

Я стараюсь быть всегда в хорошей физической форме, дополнительно занимаюсь плаванием. Моя задача в ближайшее время получить 1-й юношеский разряд.

2.1.2. Шахматы - это игра?

Для меня шахматы – это также и игра, которая объединяет людей всего мира и не зависит от возраста и языка, на котором ты говоришь. Для шахмат ничего другого не нужно, кроме фигур и доски.

Шахматы называются «королевской игрой», т.е. считаются королём среди игр. Шахматы – это не только игра, доставляющая много радости, удовольствия, но и средство воспитания характера.

На рис.2 приведены результаты соцопроса среди ребят школы № 1 «Хотел бы ты научиться играть в шахматы?»

Во многих странах мира в последние годы заметно повысился интерес к детским шахматам. Замечено, что шахматисты не теряются в критических ситуациях, не впадают в панику, а думают, ищут выход. Известно также, что шахматы учат логически мыслить, а дети, которые занимаются шахматами хорошо учатся, без проблем поступают в институты.

Меня в этой игре очень поддерживают мои родители: папа, мама и мой старший брат (см.Приложение № 1. «Мои результаты в шахматах»).

«Человек, играющий в шахматы, оказывается лучше подготовленным к жизненным ситуациям» (М.Ботвинник).

2.1.3. Шахматы - это наука?

Шахматы тесно связаны с такой наукой, как математика. Задачи, связанные с шахматами, часто встречаются на математических олимпиадах для младших и старших школьников. Мышление математика и шахматиста похожи, и не случайно математические способности часто сочетаются с шахматными. Примеры тому, чемпион мира доктор математики Эмануил Ласкер, и доктор Макс Эйве, преподававший математику и возглавлявший крупнейший в Голландии вычислительный центр. Математическими способностями обладали также М. Таль и А. Карпов.

В приложение № 2. «Математика на шахматной доске» приведены примеры взаимосвязи шахмат с математикой («Симметрия в шахматах»; «Система координат»; «Шахматная доска – помощница при запоминании таблицы «Пифагора»).

В приложение № 3. «Шахматы – мои первые шаги в математику» я привел несколько примеров, как занятия в шахматы влияют на развитие моих математических способностей (устно складывать и вычитать в уме 3-х, 4-х и 5-ти значные числа), помогают логически думать, собирать конструкторы, решать и собирать головоломки (судоку, пирамидка «Мефферта», магический квадрат и др.), тренируют память, формируют характер и выносливость.

2.2. Проведение познавательного урока в 1 «В» классе

«Шахматная доска»

Мне очень хочется, чтобы как можно больше детей стали играть в шахматы, потому что она очень развивает математические способности, память, умение думать, логически рассуждать и другое. К тому же соцопрос показал, что многие хотели бы научиться играть в шахматы. Поэтому по материалам 1.3 главы «Шахматная доска» я провел в нашем классе познавательный урок, где рассказал ребятам об основных правилах игры в шахматы и предложил решить занимательные задачи на шахматную тему (см. Приложение № 4. Занимательные задачки «Шифровальщик»; «Шахматные пятнашки»; «Головоломка на шахматной доске»).

После познавательного урока и задач я провел в классе шахматный турнир среди ребят, которые уже умеют играть в шахматы. Победителям за 3 и 2 место были вручены сладкие призы и грамоты, а за 1 место грамота и главный приз – набор шахмат (см. Приложение № 5. «Фото с познавательного урока и шахматного турнира в 1 «В» классе»).

Может быть, кто-то теперь всерьез увлечется шахматами и это поможет ему в дальнейшей учебе, а может в будущем станет мастером спорта.

2.3. Нужен ли шахматный кружок в школе?

Также одной из задач моего исследовательского проекта было привлечь внимание директора, чтобы организовать шахматный кружок в нашей школе. Для этого я подошел к Татьяне Владимировне и рассказал о том, что мы вместе учительницей Еленой Ростиславовной провели в школе соцопрос, который, показал, что из 200 детей - 83 ребенка хотят, чтобы в нашей школе открыли шахматный кружок. Результаты соцопроса приведены на (рис.3). Также мы показали результаты ответов на другие вопросы «Что такое шахматы?» и «Хотел бы ты научиться играть в шахматы?».

Я задал вопрос: «Татьяна Владимировна, Вы считаете нужным организовать шахматный кружок в нашей школе?»

Татьяна Владимировна ответила: «Я считаю это необходимо сделать в обязательном порядке. И такие ребята как ты будут приходить в наш кружок и обучать ребят навыкам игры в шахматы и играть с теми, кто сильнее. В нашей школе можно будет играть на перемене, после уроков и в свободное время.

В ближайшее время, мы постараемся выделить место для того чтобы организовать вам кружок по шахматам».

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании полученных мною сведений из книг, интернет-источников и ответов не только моих одноклассников, но и учеников нашей школы - я сделал вывод:

Шахматы являются смесью: спорта, игры и науки. В своей работе я доказал, что в шахматах присутствуют все эти элементы. «Шахматы — это и спорт, и игра, и наука», потому что профессиональный шахматист или любитель шахмат определяет сам - чем для него являются шахматы.

В ходе работы над проектом, я изучил историю возникновения шахмат, узнал о чемпионах мира по шахматам. Выяснил, что шахматы очень тесно связаны с математикой. Провел познавательный урок и шахматный турнир в своем классе.

В результате проведенного опроса выяснил, что дети нашей школы хотели бы, чтобы в нашей школе работал шахматный кружок и мне удалось привлечь внимание директора к данном вопросу.

Моя гипотеза о том, что шахматы – это и спорт, и игра и наука подтвердилась.

На собственном примере я показал, что занятия шахматами оказывают большое влияние на развитие математических способностей ребенка.

Я думаю, что Чемпионами мира или мастерами спорта по шахматам, станут не многие, а только самые талантливые и трудолюбивые. Остальным ребятам игра в шахматы поможет быть собранными, усидчивыми и лучше учиться.

Данная работа вызвала у меня интерес и так как теперь я знаю о многих чемпионах мира по шахматам, то мне очень хочется узнать «Почему же Анатолий Карпов проиграл компьютеру?».

P.S. В ходе подготовки данной работы (февраль – март) в школе выделено помещение для занятий по шахматам в рамках внеурочной деятельности среди учашихся начальной школы. Учитель математики проходит курсы повышения квалификации. Продуктом проекта является реализация проекта «Шахматы в школу».

Список использованной литературы

Е.Я. Гик «Беседы о шахматах».

Е.Я. Гик «Все чемпионы мира по шахматам».

Гершунский Б.С. «Шахматы-школе», Москва.

Линдер И.М. «Шахматы на Руси», Москва.

Черевко К.Е. «О происхождении шахмат», Москва.

Весела И., Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. – М.: Мир, 1971.

Интернет – ресурсы

http://danilova.ru/publication/shahmaty.htm

http://ruchess.ru/persons/player_7026

http://www.peoples.ru/sport/chees_player/karpov/

http://chessknigi.ru/

https://chessok.net/

http://i-fakt.ru/

Приложение № 1 «Мои результаты в шахматах»

У частие в городских турнирах:

2018 год (I-е, II и III места) в городских турнирах по быстрым и классическим шахматам в возрастной группе дети до 10 лет.

Грамоты и медали в городских турнирах

Участие в окружных турнирах:

Окружные соревнования в г. Карпинске

- март 2018 год - Личное первенство Северного управленческого округа по классическим шахматам в г. Карпинске (мальчики и девочки до 9 лет) - 23-е место.

- март 2019 год – Личное первенство Северного управленческого округа по классическим шахматам в г. Карпинске (мальчики и девочки до 9 лет)
- 3-е место.

Участие в областном турнире:

-декабрь 2018 год - XI Областной детско-юношеский фестиваль по шахматам "Горный Урал" г. Нижний Тагил, мальчики и девочки до 10 лет - 48-е место из 73 участников. По итогам областных соревнований в г.Нижний Тагил – присвоен 3-й юношеский разряд.

Приложение № 2 «Математика на шахматной доске»

Симметрия в шахматах

На шахматной доске можно провести прямую, разделяющую левую и правую часть доски (граница между вертикалями «d» и «e») или нижнюю и верхнюю части (граница между четвертой и пятой горизонталями).

Ось симметрии – это прямая, которая делит рисунок на 2 одинаковые части.

черный КоньF6 и белый КоньF3 расположены симметрично

3 оси симметрии (горизонтальная вертикальная и диагональная)

Симметрия вокруг нас

Эти знания я могу использовать в жизни, например, на уроке рисования:

Крылья бабочки, расположены симметрично её тела

Приложение № 2 «Математика на шахматной доске»

Система координат

На занятии по шахматам мы научились записывать расположение фигур на шахматной доске:

Крс2; Кра1 - координаты фигуры на шахматном поле.

 

На билете в кино 7 ряд, 3 место – координаты этого места

Координаты вокруг нас

С занятия я понял, что система координат – это обозначение того, где что-то расположено. Эти знания я могу использовать в жизни. На билете в кино -

Схема зрительного зала

Координаты черного короля: Крс2

Координаты

белого короля: Кра1

Шахматная доска

н омер ряда и номер места в ряду - координаты этого места

Приложение № 2 «Математика на шахматной доске»

Шахматная доска – поможет запомнить таблицу «Пифагора»

Т аблица Пифагора

64

49

В1

8

7

6

5

4

3

2

1

1

4

9

16

25

36

Приложение № 3. «Шахматы – мои первые шаги в математику»

Шахматы влияют на развитие моих математических способностей

Решаю магические квадраты

Правило: Сумма чисел должна быть одинакова (по горизонтали, вертикали, диагонали)

Решаю примеры с 3-х, 4-х и 5-ти значными числами (устно):

118 + 1023 =1141

119 + 113 =232

1985 – 363 =1622

100 x 100 =10 000

121 – 86 =35

2045 – 1368 =677

15640-3900=11740

80 x2 =160

222 + 111 =333

18965 + 3015= 21980

1000 - 128 =872

30 x 30 =900

2019 – 45 =1974

2508 - 1387 =1121

1750 + 2307=4057

1000 x 1000=1 000 000

Решаю (простые) судоку:

Правило: заполнить свободные клетки цифрами от 1 до 6 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом прямоугольнике 2x3 каждая цифра встречалась бы только один раз.

 

Мой рекорд по сборке

пирамидки «Мефферта» - 14 секунд.

Знаю время по механическим часам с 5 лет

Приложение № 4. Занимательные задачки

к познавательному уроку «Шахматная доска»

«Шифровальщик»

Задание: Реши все примеры. Какой получится ответ, под цифру поставь букву. Как указано в примере: 10 – 6 = (К).

Значит под цифрой 4 поставь букву К. Выполнив задание, узнаешь, с кем происходят приключения.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

     

К

                     

10 - 6=(К) 10 - 4=(Н) 8 – 4 - 2 =(П) 5 + 4 + 1 =(О)

10 - 5=(Л) 7 - 4=(Д) 15 - 14=(А) 8 + 1 + 2=(З)

4 + 4=( Е) 6 + 1=(Ь) 3 + 3 + 3=(Ш) 7+ 2 + 3=(Ф)

14 - 0=(Р) 11 + 2=(Я) 10 + 5=(С)

Вставь буквы под цифры.

2

8

9

4

1

   

4

10

14

10

5

7

   

15

5

10

6

                                     

12

8

14

11

7

   

5

1

3

7

13

     

4

10

6

7

                                     

С кем же происходят приключения? Как называются шахматные фигуры? Сколько их?

Ответ: пешка, король, слон, ферзь, ладья, конь.

Приложение № 4. Занимательные задачки

к познавательному уроку «Шахматная доска»

«Шахматные пятнашки»

Задание: Нужно поменять местами пешки. Переставлять фигуры можно только на свободные клетки (по горизонтали, вертикали или диагонали)

 

было

получилось

       
       
       
       

РЕШЕНИЕ:

2.

     
       

1.

     
       

4.

     
       

3.

     
       

5.

     
       

Приложение № 4. Занимательные задачки

к познавательному уроку «Шахматная доска»

«Головоломка на шахматной доске»

Задание: Нужно отгадать слово

Первая буква - В1

Последняя буква – К11

Двигаться по буквам нужно как шахматный конь - буквой Г.

 

К11

В1

Ответ: вертолётчик

В1

 

И

 

Т

Е

 

О

Ч

Р

 

Т

 

Л

 

Ё

В1

*

*

*

*

*

*

*

*

*

К11

Приложение № 5.

«Фото с познавательного урока и шахматного турнира в 1 «В» классе»

 

Познавательный урок "Шахматная доска"

Шахматный турнир

судья соревнований - Яновский Матвей

Задачки: Головоломка на шахматной доске

I место- Ренат Хакимов,

II место - Дима Осипов,
III место - Лёня Некрасов

Задачи: Шахматные пятнашки

Просмотров работы: 8044