Ментальная арифметика как часть систем развития детского интеллекта

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ментальная арифметика как часть систем развития детского интеллекта

Титаренко А.А. 1
1МБОУ СОШ № 15 г. Красногорска
Пашкова О.М. 1
1МБОУ СОШ № 15 г. Красногорска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

Некоторое время назад я посмотрел телевизионную передачу по Первому каналу с Максимом Галкиным «Лучше всех», в которой участники соревновались в своих самых различных достижениях. Мне особенно запомнилась одна из участниц 8-ми летняя Полина Попова из города Кирова. Полина с невероятной скоростью считала в уме (ментально) цифры, которые всего лишь мелькали на экране. На мой взгляд даже на калькуляторе производить подобные расчёты невероятно сложно не имея специальной подготовки, но Полина это проделывала в уме, манипулируя пальцами обеих рук. Так я узнал об интересной методике развития умственных способностей – о ментальной арифметике. Меня это очень заинтересовало и захотелось научиться так же ловко справляться с математическими вычислениями, как Полина. Оказалось, что в нашем городе есть специальный центр «АмаКидс» по обучению ментальной арифметики, в котором учат считать примеры любой сложности. И совсем скоро я стал учеником этого образовательного центра.

Математика всегда была моим самым любимым предметом в школе, поэтому с помощью дополнительных занятий по ментальной арифметики мне хотелось не только приумножить свои знания, научиться быстро и легко справляться со сложными примерами математического подсчёта, а так же развить память, воображение, логику, научиться быстро и правильно справляться с поставленной задачей и применять полученные навыки в процессе школьного обучения. Исходя из этого,

Целью моей исследовательской работы является выяснение как при помощи ментальной арифметики развить в себе интеллектуальные способности путём взаимодействия обоих полушарий головного мозга.

Гипотеза: ментальная арифметика развивает оба полушария мозга и помогает в обучении детей дошкольного и школьного возрастов, в том числе и не только на уроках математики.

Объект исследования: занятия по ментальной арифметике в Красногорском центре «АмаКидс».

Задачи:

- изучить историю возникновения ментальной арифметики;

- выяснить как считать примеры в уме мгновенно;

- выявить навыки, которые развиваются в процессе занятий ментальной

арифметике;

- проверить на личном опыте эффективность обучения ментальной арифметики и возможность применения данной методики в изучении математики школе;

- провести эксперимент между детьми, которые занимаются ментальной арифметикой и детьми, которые не владеют навыками ментального счёта и обработать полученные данные.

Методы исследования:

-изучение информации;

-эксперимент.

История появления ментальной арифметики.

Изучая любое дело необходимо знать историю его развития.

Арифметика возникла в странах Древнего Востока: Вавилоне, Китае, Индии, Египте. Арифметика изучает числа и действия над числами, различные правила обращения с ними, учит решать задачи, сводящие к сложению, вычитанию, умножению и делению чисел.

Название «арифметика» происходит от греческого слова (арифмос) — число.

Возникновение арифметики связано с трудовой деятельностью людей и с развитием общества. Значение математики очень велико в повседневной жизни человека. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа немыслимо развитие человеческого общества. Четыре арифметических действия, правила устных и письменных вычислений мы изучаем, начиная с начальных классов. Все эти правила не были выдуманы или открыты каким-то одним человеком. Арифметика возникла из повседневной жизни людей.

Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя — мамонта или бизона — приходилось охотиться всем племенем, так как в одиночку с ним и не справишься. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счёта никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук.

История ментальной арифметики берёт своё начало в Древней Греции и Месопотамии (около 5 000 тысяч лет назад). Именно тогда появился невероятный способ, который стимулирует развитие обоих полушарий головного мозга, позволяет развить память, внимание и устный счет до фантастических результатов. Ментальная - мыслительная способность человека. В основе методики лежат древние счеты - «Абакус». В Китае они называются «Суаньпань», а в Японии – «Соробан». Это самый главный инструмент, который был придуман для того, чтобы люди научились быстро и правильно считать. Можно сказать, что абакус — это прародитель современного калькулятора. Только калькулятор не развивает интеллект и не заставляет человека думать, а вот абакус устроен таким образом, что умение считать на нем тренирует мозг, развивает нейронные связи между обоими полушариями, творческие способности и интеллект. Но почему арифметика называется ментальной? Ведь счеты – вполне материальный предмет? Весь секрет в том, что в процессе обучения дети учатся визуализировать счеты и производить все вычисления в уме. В результате инструмент им не нужен. Подкрепляя свое умение специальными движениями пальцев, ученики удивляют окружающих, решая сложнейшие примеры быстрее калькулятора.

2.2 Ментальная арифметика - рычаг развития мозга.

Наш мозг имеет два полушария – левое и правое. Каждое отвечает за свою сферу. Левое полушарие отвечает за речь, логику, анализ, работу с числами. Правое – за интуицию, эмоции, мечты, воображение. Для полноценного развития мозга очень важно гармоничное развитие обоих полушарий. (Рис.1)

(Рис. 1)

Есть предположение, что ментальная арифметика позволяет задействовать оба полушария, выполняя вычисления различной степени сложности. 
Использование абакуса заставляет работать левое полушарие — развивает мелкую моторику и позволяет наглядно увидеть процесс подсчета.
Навыки тренируются постепенно с переходом от простого к сложному. Со временем складывать в уме, вычитать, умножать и делить трех-, четырехзначные числа становится привычной и несложной задачей.

Во время уроков математики развивается только левое полушарие мозга, отвечающее за логическое мышление, а правое развивают такие предметы, как литература, музыка, рисование. Есть специальные техники обучения, которые направлены на развитие обоих полушарий. Учёные считают, что успеха добиваются те люди, у которых полностью развиты оба полушария головного мозга. Именно поэтому я решил пойти на занятия в школу ментальной арифметики. Так как мне очень хотелось научиться быстро учить стихи, развить свою логику, развить целеустремленность, а также развить некоторые качества своей личности.

Задача ментальной арифметики – сделать так, чтобы мозг принимал участие в образовательном процессе полностью. Это достигается посредством выполнения математических операций с использованием абакуса обеими руками. В результате ментальная арифметика способствует освоению способности к быстрому счету и развитию аналитических навыков.

Что же происходит в мозге, когда человек производит подсчёт ментально? (Рис.2)

Рис.2

Расчёт в образах проходит намного быстрее и именно это делает этот метод настолько быстрым! Таким образом, используя этот метод и постоянно тренируясь мы развиваем нейронные связи и у нас гармонично развиваются оба полушария.

Обычно, человек считает в уме, используя свой внутренний голос, например, «сто минус семь равно девяносто три». Человек преобразует математические знаки в слова. В то время как ученики ментальной арифметики визуализируют изображение абакуса в своем воображении. Подобный способ мозговой деятельности можно наблюдать во время игры в японские шахматы, где человек решает задачи, совмещая процесс с игрой. Однако, считая во время игры, шахматисты все же используют левое полушарие мозга точно так же, как и все обычные люди. Конечно, это не значит, что ментальная арифметика влияет только на развитие правого полушария мозга, на развитие творческих или музыкальных способностей. Гораздо более важно развитие самой способности визуализировать, ведь это умение может пригодиться в самых разных ситуациях. Многие ученики, освоившие курс ментальной арифметики, используют свои способности при запоминании текста учебника или во время изучения истории, где необходимо запоминать большое количество дат исторических событий. Таким образом, способности, развивающиеся во время изучения ментальной арифметики, могут использоваться во многих сферах человеческой деятельности.

Практическая часть работы.

3.1 ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЕ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ.

Мои уроки ментальной арифметики проходили в классе, оборудованном компьютером с большим монитором, большим учительским абакусом, индивидуальными счётами (абакусом) для каждого ученика, а так же комплектом учебников. В счетах абакус разряды чисел определяются по рядам. Инструмент позволяет не только вычитать и складывать, но даже делить и умножать 10-значные числа. Учитель отметила, что при регулярных тренировках этот процесс занимает всего несколько секунд. На вводном занятии нам показали счеты-абакус и рассказали как ими пользоваться. Занятия в классе проходили 1 раз в неделю по 2 часа, но ежедневно на виртуальной электронной платформе личного кабинета мне нужно было выполнять домашнее задание и закреплять пройденный материал. На ежедневное выполнение домашних заданий мне требовалось от 30 до 60 минут в день.

На пятом месяце обучения я уже мог складывать и вычитать в уме пятнадцать двухзначных чисел со скоростью между выполнением действий 0,9 сек. Но самым главным достижением было то, что во время выполнения математических действий я одновременно читал стихотворение, о чём мне выдали соответствующий сертификат об успешном окончании вводного курса. (Приложение 1). А некоторые ученики моей группы могли одновременно с выполнением математического счёта не только читать стихотворение, но и собирать на скорость кубик-рубик.

Летом я принимал участие в олимпиаде по ментальной арифметики, в которой ученики нашего школы «АмаКидс» от 5 до 14-летнего возраста соревновались в своих достижениях. Я получил огромное удовольствие от участия, хотя и не занял призовое место. (Рис.3)

(Рис.3)

Эксперименты.

В процессе проведения своего исследования я провёл два эксперимента, в результате сравнения которых я хотел определить влияние занятий ментальной арифметики на развитие интеллектуальных способностей детей.

Эксперимент 1.

Объект исследования: дети (6 человек), занимающиеся ментальной арифметикой не более 5-ти месяцев.

Задание: произвести математический расчёт из 6-ти примеров трёхзначных чисел на время, используя 3 способа вычисления:

- на абакусе;

- в столбик (письменно);

- на калькуляторе.

 

Расчёт при помощи АБАКУСА

Расчёт в столбик (письменно)

Расчёт на калькуляторе

ЛУЧШИЙ РЕЗУЛЬТАТ

Среднее время, использемое при расчёте (сек)

18,4

53,5

35,5

АБАКУС

Вывод: Данный эксперимент показал, что время для подсчета на абакусе, почти в два раза меньше чем на калькуляторе.

Эксперимент 2.

Объект исследования: дети (6 человек), не владеющие навыками ментального расчёта и счёта, производимом на абакусе.

Задание: произвести математический расчёт из 6-ти примеров трёхзначных чисел на время, используя 3 способа вычисления:

- в столбик (письменно);

- на калькуляторе.

 

Расчёт в столбик (письменно)

Расчёт на калькуляторе

ЛУЧШИЙ РЕЗУЛЬТАТ

Среднее время, используемое при расчёте (сек)

55,3

37,3

КАЛЬКУЛЯТОР

Вывод: Данный эксперимент показал, что расчёт в столбик занимает больше времени у детей, чем на калькуляторе.

Сравнение экспериментов и вывод.

Сравнивая результаты двух экспериментов, безусловным лидером стал метод вычислений на абакусе. Остальные два метода при сравнении с контрольной группой практически не отличаются.

 

Расчёт при помощи АБАКУСА

Расчёт в столбик (письменно)

Расчёт на калькуляторе

ЛУЧШИЙ РЕЗУЛЬТАТ

Среднее время, используемое при расчёте (сек)

18,4

53,5

35,5

АБАКУС

-

55,3

37,3

КАЛЬКУЛЯТОР

Исходя из этого можно сделать вывод, что для нашего мозга нет ничего невозможного, и если правильно использовать оба полушария, то можно достичь невероятных результатов. 

Заключение.

Безусловно, что самые важные навыки, которые определяют успех человека в его будущей жизни, закладываются в детстве. Ментальная арифметика ставит собой задачу не только научить своих учеников быстро считать в уме, но и способствовать их всестороннему интеллектуальному развитию. Некоторые исследование показали, что ученики, обучающиеся ментальному счёту, обладают лучшей визуальной и аудиальной памятью, чем ученики, которые не проходят такое обучение. Также есть основания предполагать, что ученики ментальной арифметики будут показывать лучшие результаты не только в математике, но и во всех сферах, требующих концентрации внимания, использования аудиальной и визуальной памяти и отличную зрительную память. Визуальные пространственные и конструктивные способности рассматриваются вместе и все это связано с работой правого полушария мозга. Грамотное использование образного мышления, которое развивается во время освоения ментальной арифметики, позволит человечеству еще больше развить способность мыслить креативно, в полной мере использовать способности своего мозга.  

Таким образом, подводя итог моей исследовательской работы можно сделать вывод, что ментальная арифметика, не только определенный навык, который позволяет быстро считать. На основании мировых научных исследований, можно предположить, что ментальная арифметика тренирует наш мозг, учит его принимать решения быстрее и задействует оба полушария, таким образом развивая интеллектуальные способности детей.

Приложение 1

Список используемых источников.

http://abakus-center.ru

https://amakids.ru/

http://www.vlg.aif.ru/obrazovanie/uchimsya_schitat_v_ume_vse_chto_nu zhno_znat_o_mentalnoy_arifmetike

https://ru.wikipedia.org/w

http://mentalnaya-arifmetika-razvitie.ru/

Просмотров работы: 177