Шахматы – спорт для ума!

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Шахматы – спорт для ума!

Синельников Г.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя образовательная школа №7
Романова И.И. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя образовательная школа №7
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я хотел бы рассказать о влиянии шахмат на наш интеллект. Меня интересует данная тема, так как мне важно понять, могут ли шахматы влиять на умение быстро думать, быстро принимать правильные решения.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

И я провёл своё небольшое исследование.

Объект исследования – шахматы.

Предмет исследования – влияние шахмат на развитие интеллекта.

Гипотеза: Шахматы – спорт для мозга, который положительно влияет на развитие интеллекта.

Цель исследования: выяснить, на самом ли деле шахматы полезны для ума.

Задачи исследования:

- найти, изучить и обобщить информацию о шахматах;

- заинтересовать одноклассников, не знающих о положительном влиянии шахмат;

- доказать практически, почему игра в шахматы полезна для ума;

- подтвердить или опровергнуть гипотезу о влиянии шахмат на интеллект человека.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Шахматы в нашей жизни

«Никто не пожалеет о времени,

Отданном шахматам, ибо они

Помогут в любой

профессии».

Тигран Петросян, девятый

Чемпион мира по шахматам.

Большинству людей не безразлично, кем они являются. Каждому важно думать и принимать адекватные решения в различных ситуациях.

Играя в шахматы основной упор делается на понимании ситуации, а не на запоминании. Как сказал второй чемпион мира, доктор математики и философии Эммануил Ласкер: «Обучение шахматной игре должно быть воспитанием способности самостоятельно мыслить». [1].

Немало шахматистов можно найти и среди известных в других областях людей. Гроссмейстер Марк Тайманов был всемирно известным музыкантом, чемпион мира Василий Смыслов великолепно играл на скрипке и даже давал концерты.

Развитие мышления – это искусственно-естественный процесс, причем его искусственная составляющая определяется усилиями обучающего в этом направлении. И надо ясно себе представлять, управляет ли преподаватель развитием мышления при обучении шахматам или нет. [2 , с. 41-42].

Эта игра - своего рода уникальная, волшебная "таблетка", которая показана всем без исключения детям - физически слабым и сильным, умным и не очень, с плохим зрением и с хорошим... 

Глава Калмыкии - Кирсан Илюмжинов, носитель восьми языков официально добился признания шахмат, как спорта!!! В 1999 г. FIDE (Международная шахматная федерация) была признана МОК (Международный Олимпийский комитет).

Шахматы являются одной из форм всестороннего воспитания и развития детей, что позволяет им легко адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

Главное, чтобы шахматы помогали поднять общий интеллектуальный уровень школьников, необходимо прекратить ориентировать их на чисто спортивный результат, на выявление отдельных перспективных игроков, что принято в наших кружках и спортивных школах. [3].

1.2. С чего начать?

В статье кандидата психологических наук Н.Г.Алексеева «Шахматы и развитие мышления», 1990 г.,говорится: «Должно применяться общее правило "лучше меньше, да лучше". Так, "чувство фигуры", ее возможностей можно начинать развивать уже с первых уроков по шахматам, шаг за шагом переводя траектории ее действия во внутренний план. Соответствующие выполняемые в уме задачи могут усложняться примерно по такой цепочке: действия в один ход, в два хода; действия при наличии одного, двух препятствий; действия по достаточно сложной траектории движения. Аналогичные, но более сложные задачи возникают уже при простейшей динамике взаимодействия своих фигур, взаимоотношения с игрой другой стороны и т.д. Отработанность простейших элементов, полнота и точность переведения всех составляющих этих элементов во внутренний план обязательно скажется на характере дальнейшей игры.» [2].

1.3. Что привлекает детей в игре шахматы?

Шахматная партия – это как одна большая загадка, которую нужно решить, при этом решить на ходу, так как ваш противник все время меняет условия.

Детей в шахматах привлекает поединок с соперником, возможность побороться за победу! Разгром войска противника, атака на короля в шахматном искусстве, как и военном, учат использовать свою стратегию (развитие фигур, план игры, борьба за центр и т.п.) и тактику (это угрозы нападения, защита от нападений). Стратегия отвечает на вопрос : что делать?, а тактика – как делать? [1, c.3].

1.4. Так в чем же заключается действие шахмат на развитие человека?

Шахматы заставляют детей думать, анализировать, рассуждать и, кроме того, самостоятельно принимать решение!

Такая самостоятельность, безусловно, появляется не сразу, а развивается со временем. Умение делать выводы и опираться на них в своих действиях созревают в ребенке вместе с развитием его как личности.

Они также оказывают влияние на развитие логического мышления. В процессе игры дети учатся тому, что стоит не принимать поспешных решений, потому что они, как правило, оказываются ошибочными, а тщательно продумывать ход. Ребенок избавляется от застенчивости и неуверенности в себе. Часто из скромных, молчаливых детей, которые приходят в секцию шахмат, позже получаются активные и общительные люди. Ведь шахматы, помимо всего перечисленного, формируют детский характер, раскрывают в ребенке ранее не проявлявшиеся качества, как, например, настойчивость, спортивный характер, целеустремленность. Вырабатывается самостоятельность. Результат игры зависит от игрока. Проиграть или выиграть можно только в результате собственных решений. Кроме того, эти решения принимаются в условиях противодействия партнера. Самостоятельность формирует ответственность. Решения за доской требуют концентрации внимания, выдержки, просчета последствий. Во многом шахматная партия моделирует жизненные ситуации. Привычка искать и находить верные, часто нестандартные решения, — станет незаменимым помощником в жизни. Вырабатывается эмоциональный интеллект! Это способность понимать свои эмоции, управлять ими. А также распознавать эмоции других людей. Для дальнейшей жизни эмоциональный интеллект имеет чрезвычайно важное значение. Мы знаем, что большинство известных, успешных людей в истории, — обладали развитым эмоциональным интеллектом. Они научились «считывать» эмоции вначале свои, затем других и затем управлять ими. А значит и самими окружающими людьми, ибо именно эмоции – спусковой механизм при принятии решений. Шахматист во время партии не может не наблюдать за партнером. Он учится понимать его состояние, предугадывать решения. Параллельно игрок учится влиять на партнера с помощью своих эмоций. Способный в этом плане человек научается подавать те сигналы, которые считает нужным. Иногда эти процессы идут непроизвольно. Но они всегда идут и опыт записывается «на корочку». Повышается креативность. Так как правое полушарие мозга отвечает за креативность, то его активация помогает развиваться с творческой точки зрения. Конкретно шахматы очень сильно повышают оригинальность. Улучшает концентрацию. Эксперты по шахматам могут выглядеть как рассеянные, немного странные ученые, но правда заключается в том, что те гримасы, которые они корчат во время игры, являются результатом предельной концентрации, которой требует игровой процесс. И именно концентрацию вы можете улучшить, играя в шахматы. Если вы отвлечетесь или подумаете о чем-то другом хотя бы на мгновение, это может привести к тому, что вы проиграете партию, так как ваш противник не обязан отчитываться вам, как именно он походил. Большое количество исследований по всему миру раз за разом подтверждают, что способность концентрироваться становится лучше благодаря игре в шахматы. [8]. Способствует росту дендритов. Дендриты – это древоподобные нервные ответвления, проводящие сигнал от нервных клеток к нейронам, к которым они прикреплены. Их можно представить, как антенны, которые ловят сигнал всех нервных клеток тела. Чем больше этих антенн, тем более эффективно можем принимать сигналы. Изучение нового, например игры в шахматы, позволяет дендритам расти. Однако рост не прекратится, когда вы освоите игру. После этого вы сможете все время состязаться с другими людьми, и каждый поединок будет разным – именно поэтому шахматы являются идеальным способом генерации дендритов. [8]. Учит планированию и предусмотрительности. Если подростки будут играть в шахматы, это может даже спасти их жизни. Одним из элементов мозга, развивающимся в последнюю очередь, является префронтальная кора. Это часть мозга, ответственная за планирование, суждения, самообладание. Таким образом, подростки даже с научной точки зрения являются незрелыми, пока у них не разовьется эта часть мозга. Стратегические игры, могут ускорить развитие префронтальной коры и помочь принимать лучше решения во всех сферах жизни.

У каждого человека есть творческое начало. Другое дело, что творческий потенциал может дремать до поры до времени. А может и вовсе оказаться нереализованным. Важно «разбудить» творческое начало. Шахматы помогают творческим способностям выйти на поверхность!

1.5. Обратная сторона медали

Можно выделить две проблемы, которые могут возникнуть при занятиях шахматами: 1. Чувство меры, конечно же, — никто не отменял. Если человек занимается чем-то слишком много, это может иметь «побочные» эффекты.

Шахматы не исключение. Чрезмерные амбиции, стремление отодвинуть все на задний план во имя результатов, увеличивают влияние неудач, поражений, без которых не обойтись. Это как лекарство, — в оптимальной дозировке. Шахматы не должны заслонять собой все остальные аспекты полноценной жизни.2. Игра малоподвижная в плане физической активности. Однако, это во многом стереотип. Энергетические затраты во время турнирной партии таковы, что игрок может запросто сбросить полтора – два кило.

.

1.6. Экспериментальные исследования

Результаты многочисленных исследований ученых говорят о том, что умение играть в шахматы не просто полезно человеку, но и необходимо. Собранность, развитая интуиция, отличное логическое мышление и даже профилактика слабоумия в старости – вот далеко не полный список того, что человек может приобрести, играя в шахматы.

Так, например, несколько лет назад японские ученые разгадали так называемый феномен интуиции шахматистов. Ранее считалось, что связано это с врожденной способностью. Однако в стране восходящего солнца пришли к выводу, что интуиция у шахматистов приобретенная. В отличие от обычных людей, гроссмейстеры развивают это чувство с самого детства, регулярно играя в шахматы! Они мгновенно оценивают происходящее на «черно-белой плоскости» и с помощью интуиции решают, какой ход фигур будет наиболее удачен. Исследования проводил Японский институт мозга. Руководил экспериментом ученый Вань Сяохун. Он и его коллеги выделили два участка мозга, которые работают у шахматистов наиболее активно, когда те принимают решения. Первый участок ответственен за сенсорную переработку, он помогает шахматисту верно оценить ситуацию на доске. Второй участок является ядром подкорки мозга, которое активизируется тогда, когда игрок выбирает наиболее верный, на его взгляд, ход. Другими словами, во время своего решения игроки обращаются вовсе не к логическому мышлению и памяти, а к интуиции, полагаются не на «математически» точную, а на вероятностную оценку ситуации [4].

В Бельгии проводили такой эксперимент. В школьную программу включили уроки шахмат. В этой программе участвовали около 3 тыс. детей. Результаты показали, что у 20 с лишним процентов детей наблюдалось ускорение умственного и даже физического развития. Успеваемость улучшилась по всем предметам. [5].

В 1992 году в рамках исследования почти полтысячи школьников были разделены на три группы. Первая группа занималась традиционными уроками математики, вторая заменяла математику шахматами, начиная со второго класса, а третья – с первого. В результате в ходе централизованного тестирования оценки третьей группы выросли очень заметно, а также третья группа внушительно обошла первую по результатам. [4].

В ходе исследования в Германии ученые показали экспертам и новичкам в шахматах различные геометрические фигуры и шахматные позиции и замеряли реакцию людей в вопросе их распознавания. Они ожидали, что левая половина мозга экспертов будет работать намного интенсивнее, но они вовсе не думали, что и правое полушарие будет столь же активным. Время реакции на простые задания также было одинаковым, но эксперты по шахматам лучше использовали оба полушария мозга, чтобы быстрее реагировать на изображения шахматных позиций.

В течение четырех лет проводилось исследование, суть которого заключалась в следующем: ученики 7-9 классов должны были играть в шахматы, пользоваться компьютером и заниматься различными видами деятельности в течение 32 недель, а ученые замеряли, какой из видов активности провоцировал наибольший рост креативного мышления. Шахматы оказались на первом месте по всем параметрам креативности – развитие оригинальности мышления победило с большим отрывом. [8].

У шахмат всегда была проблема с имиджем – они воспринимались как игра для гениев и людей с уже высоким уровнем IQ. Долгое время велись споры о том, умные люди начинают играть в шахматы или же игра в шахматы делает людей умными. Как минимум одно исследование наглядно показало, что эта игра может повысить уровень человеческого интеллекта. Исследование, проведенное среди четырех тысяч подростков, продемонстрировало значительный рост IQ у тех детей обоих полов, которые четыре месяца учились играть в шахматы. [6].

Помогает предотвратить болезнь Альцгеймера. Так как мозг работает подобно мышцам, ему, как и любой мышце, требуются нагрузки, чтобы избежать травм и истощения. Во время недавнего исследования 75 человек,принявших в нем участие, постоянно занимались мозговой активностью, в том числе и играли в шахматы. И это привело к значительному снижению вероятности развития слабоумия. Собственно, как мышцы, которые не получают физических нагрузок, теряют силу, так и неиспользование мозга ведет к потере его мощности. Это еще одна причина, по которой стоит начать играть в шахматы. [4].

Доказано, что во время шахматной партии синхронно работают оба полушария мозга. Это оптимальный режим его деятельности.[7].

Глава 2. Практическая часть

2.1. Социологический опрос

Д ля проверки или опровержения своей гипотезы, мы провели социологический опрос среди учащихся трёх классов начальной школы. В опрос входило 5 вопросов, на которые можно было ответить «да», «нет» или «не знаю». В результате опроса получили следующие данные.

2 «Б» класс

Таблица 1

Как ты считаешь, шахматы – это спорт?

Как ты думаешь, шахматы развивают логическое мышление и тренируют память?

Нужны ли специальные способности, чтобы играть в шахматы?

Шахматы – это развлечение?

Кто из вас играет в шахматы или посещает шахматную школу?

Да – 35 (97%)

Да – 36 (100%)

Да – 23 (64,%)

Да – 17 (47%)

Да – 22 (61%)

Нет – 1 (3%)

Нет - 0

Нет – 12 (33%)

Нет – 19 (53%)

Нет – 14 (39%)

Не знаю - 0

Не знаю - 0

Не знаю – 1 (3 %)

Не знаю - 0

Не знаю - 0

3 «Б» класс

Таблица 2

Как ты считаешь, шахматы – это спорт?

Как ты думаешь, шахматы развивают логическое мышление и тренируют память?

Нужны ли специальные способности, чтобы играть в шахматы?

Шахматы – это развлечение?

Кто из вас играет в шахматы или посещает шахматную школу?

Да – 29 (97%)

Да – 29 (97%)

Да – 15 (50%)

Да – 16 (53%)

Да – 12 (40%)

Нет – 1 (3%)

Нет – 1 (3%)

Нет – 15 (50%)

Нет – 13 (44%)

Нет – 18 (60%)

Не знаю - 0

Не знаю - 0

Не знаю - 0

Не знаю – 1(3%)

Не знаю - 0

4 «Б» класс

Таблица 3

Как ты считаешь, шахматы – это спорт?

Как ты думаешь, шахматы развивают логическое мышление и тренируют память?

Нужны ли специальные способности, чтобы играть в шахматы?

Шахматы – это развлечение?

Кто из вас играет в шахматы или посещает шахматную школу?

Да – 18 (51%)

Да – 35 (100%)

Да – 10 (29%)

Да – 29 (83%)

Да – 18 (51%)

Нет – 17 (49%)

Нет - 0

Нет – 23 (66%)

Нет – 6 (17%)

Нет – 17 (49%)

Не знаю - 0

Не знаю - 0

Не знаю – 2 (5%)

Не знаю - 0

Не знаю - 0

Вывод: таким образом, мы сделали вывод, что большинство опрошенных ребят считают, что шахматы можно отнести к спорту, (84 чел.), большинство учеников отметили, что шахматы развивают логическое мышление и тренируют память и 50 учащихся из 101 опрошенных сказали, что для игры в шахматы не нужны специальные способности.

2.2. Решение логических задач

Для доказательства влияния игры в шахматы на ум, мы предложили 12 ученикам 2 «Б» класса решить 10 логических задач в течении 15 минут (Приложение 1.).

Результаты проведённого эксперимента

Таблица 4

Хожу в шахматную школу

Играю в шахматы

Не играю в шахматы

Рудыка К. 2б.

Липухин К. 5б.

Домрачев А. 2б.

Булиава П. 4б.

Ардаев А. 6б.

Митина Е. 4б.

 

Каргина Е. 9б.

Овсянникова А. 4б.

 

Рудыка Е. 5б.

Балкашина Е. 1б.

 

Синицына Е. 6б.

Виноградова Т. 4б.

Вывод: было опрошено 12 учеников 2 «Б» класса СОШ № 7. Ученикам было предложено решить 10 логических задач за 15 минут. За каждый правильный ответ – 1 балл (см. таблицу 4). Таким образом, моё предположение о том, что человек, играющий в шахматы лучше, быстрее и точнее справляется с заданиями – верно.

Заключение

Я убедился., что не просто так шахматы известны как «игра королей». Нет никакого сомнения в том, что правители империй и королевств рассматривали данную игру как прекрасную возможность попрактиковаться в стратегическом мышлении и предсказании поведения противника на настоящем поле боя, в противостоянии с другими монархами или захватчиками.

Готовя данный материал, прочитав про эксперименты учёных, убедившись, что в этом спорте множество умнейших людей, я понял, что прав и шахматы – спорт, который развивает ум! В ходе моего исследования выяснилось, что игра в шахматы оказывает влияние на развитие интеллекта. Мы получили следующие результаты:

- лучше справились с предложенными заданиями те дети, которые играют в шахматы! Среди 101 опрошенных детей играют в шахматы- 52 человека.

- 12 моих одноклассников приняли участие в эксперименте, где было им предложено решить 10 логических задач за 15 минут. Так, группа играющих в шахматы набрала наибольшее количество баллов. (см. таблицу).

Группа ребят-шахматистов лучше справляется с логическими задачами!

Я считаю, что польза от занятий шахматами очевидна и доказана многочисленными примерами и результатами нашего исследования. Научиться играть в шахматы никогда не поздно. Помимо того, что это очень полезный вид спорта, он привлекает своей простотой и доступностью. Все, что для этого потребуется – доска и 32 фигуры и 64 клетки! Учитывая желание ребят заниматься шахматами, мне очень хотелось бы, чтобы в нашей школе больше ребят занимались этой популярной игрой. Тем самым повысится успеваемость по всем предметам.

«Шахматы это – пробный камень человеческого ума». Так говорил писатель Иоганн Вольфганг Гёте.

Гипотеза доказана.

Использованные источники

Список литературы

1.Шахматы : начальная / В.А. Пожарский. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 315, 1с.: ил.;

2."Шахматы: наука, опыт, мастерство: Практическое пособие" /Под ред. Б.А. Злотника. - М.: Высшая школа, 1990, с. 41-53;

3."Учительская газета", 1990, №48

Интернет- источники

4.http://www.meta.kz/645275-naydeny-oblasti-mozga-otvechayuschie-za-intuiciyu-u-shahmatistov-uchenye.html.

5.http://www.chessmaterok.ru

6.http://www.fb.ru.

7.http://www.gambiter.ru

8.http://fb.ru/post/mental-health/2016/3/18/4580

Приложение 1.

Логические задачи

Придумайте и запишите два числа, при сложении которых в результате получается 1.

На перемене во двор из нашего класса  вышли все 8 мальчиков. Всего во дворе стало 10 мальчиков. Был ли во дворе хоть один мальчик из другого класса?  Из трёх ответов выберите один, верный, и запишите его: 1) Нет 2) Да 3) Неизвестно

Змей-Горыныч приказал кузнецу сделать для его дворца 3 замка и к каждому замку 3 ключа – медный серебряный и золотой. Сколько ключей должен сделать кузнец?

Лист бумаги согнули пополам потом ещё раз пополам и по линии сгиба   лист разрезали. Сколько получилось листочков?

  На верёвке завязали 3 узла так, что концы верёвки остались свободными. На сколько частей эти узлы разделили верёвку?

Чтобы рассадить в комнате 8 детей не хватает  двух стульев. Сколько  стульев в комнате?

7. Сообразите сколько отметок карандашом нужно сделать на доске, чтобы распилить её на 4 части?

Если я положу в копилку несколько рублей, у меня останется 10 руб.  Сколько денег я положу в копилку, если у меня всего две монеты: одна пятирублёвая, другая десятирублёвая?

В коробочке умещается 10 красных бусинок или 6 зелёных бусинок. Какие бусинки мельче: красные или зелёные?

 Какой знак (+ или – ) можно написать вместо звёздочки, чтобы была верной запись: 9*0=9. Сделайте верные записи.

Просмотров работы: 1351