Авторские задачи по математике для первоклассников

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Авторские задачи по математике для первоклассников

Плотникова П.Е. 1Журбенко Д.Д. 1
1МАОУ СОШ № 11
Шипиловская С.Л. 1
1МАОУ СОШ № 11
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Математику уже затем изучать следует,

что она ум в порядок приводит»

М.В.Ломоносов

Актуальность. Умение решать задачи является одним из важнейших этапов познания математики в школе. Занятия математикой, решение математических задач развивает личность, делает её целеустремленнее, активнее, самостоятельнее. Вспомните хотя бы своего одноклассника, хорошо знающего математику, быстро умеющего решать задачи. Его часто называют умником, математиком, "задачником". Он может решить задачи, аргументировать свой выбор, может критически оценить себя и своих одноклассников. Да и успеваемость по остальным предметам, кроме математики, оказывается у него на порядок выше. Именно математическое мышление помогает ему в этом.

Мы тоже любим математику. Любим устно считать, решать задачи, особенно на смекалку. Как здорово оказаться победителем в математическом КВНе! Но некоторые ребята опасаются трудных задач, больших вычислений.

В школе математических задач много, и сложность их с каждым годом растет.

Проведя анкетирование ребят, мы выяснили, что все ребята считают, уметь решать задачи необходимо. Большинство любят решать задачи. В опросе принимали участие ребята 1Б, 3Б и 4В классов. Всего 67 человек. Так среди первоклассников 100 % ребят ответили, что решать задачи любят, в 3Б классе - 90 %, в 4В – 86 %.

Проблема. Интерес к задачам, хоть немного, но уменьшается из класса в класс. Мы решили, что его нужно поддержать. Особенно у первоклассников. И составить такие задачи, которые можно решать не только на уроках, но и на переменах.

Цель: составление интересного задачника для ребят 1 класса.

Задачи:

Изучить литературу по данной теме.

Провести анкетирование одноклассников.

Провести опрос родственников, школьного врача.

Обобщить информацию для раскрытия цели исследования.

Объект исследования: математические задачи.

Предмет исследования: интерес к решению задач.

Гипотеза: если героями задач будут выступать герои любимых мультфильмов первоклассников, то они будут с интересом их решать.

Методы и приемы работы: сбор информации из книг, изучение материалов сети Интернет, анкетирование, интервьюирование, опрос, практическая работа по составлению задачника.

Глава 1. Какое значение имеет математика в нашей жизни?

Математика в жизни человека занимает особое место. С математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес.

Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков. Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику. Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить для малыша, учитывая его вес.

Многие известные математики говорят, что главное в математике — научить человека мыслить, ставя порою перед ним очень сложные задания. «Математика развивает логическое мышление, умение самостоятельно решать проблемы, способность быстро уловить суть и найти к жизненной задаче наиболее подходящий и простой подход» - говорят нам взрослые. Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью. Эта наука применяется практически во всех областях человеческой деятельности, в разных профессиях.

Результаты анкетирования

В анкетировании приняли участие 49 человек: 42 учащихся 3Б и 4В класса и 7 родителей 3Б класса.

Результаты анкетирования учащихся. (Диаграмма 1)

Ребятам были заданы следующие вопросы:

Нравится ли вам решать задачи?

Как вы думаете, необходимо уметь решать задачи?

Где вы в своей жизни будете применять умение решать задачи?

Диаграмма 1.

Вывод:

Большинство ребят любят решать задачи.

Все считают, что уметь решать задачи необходимо.

Большинство ребят будут применять умение решать задачи в дальнейшем обучении (экзамен, ВУЗ и т.д.), а также в своей будущей профессии.

Результаты анкетирования родителей. (Диаграмма 2)

Нашим родителям мы задали такие вопросы:

Нравилось ли Вам решать задачи в школьные годы?

Считаете ли вы, что умение решать задачи пригодится в будущем, для Вашего ребенка?

Пригодилось ли вам умение решать задачи в жизни?

Напишите, пожалуйста, где применяете знания по математике?

Диаграмма 2.

Ответы родителей на третий вопрос:

- В работе;

- Помогаю детям в изучении математики;

- В повседневной жизни.

Вывод:

Многим родителям нравилось решать задачи в школьные годы.

Думают, что детям пригодится умение решать задачи.

Применяют умение решать задачи в жизни.

1.2. Математика в медицине

Как оказалось, наш медицинский работник Любовь Геннадьевна без математики «не может жить». Каждый день она ведет статистику обращения учащихся нашей школы с различными жалобами. И ей нужно высчитать процент заболевших детей.

Или, например: прививку от гриппа в этом году сделали 60% обучающихся в нашей школе. Сколько школьников поставили прививки против гриппа, если в школе 887 обучающихся?

Решение: 887 * 60% : 100% = 532 обучающихся.

Также в медицине нужны такие величины, как граммы, миллиграммы, миллилитры. Это нужно для того, чтобы правильно рассчитать дозировку лекарств. Например, когда определяешь, сколько нужно вакцины для человека по его возрасту. Очень важно не ошибиться при расчете дозировки при таком заболевании как сахарный диабет.

Решение задач на работе родителей

Без знания основных математических законов и умения ими пользоваться в современном мире становится очень трудно обучаться практически любым профессиям. С цифрами и операциями имеют дело не только финансисты и бухгалтера. Астроном не сможет определить без таких знаний расстояние до звезды и наилучшее время наблюдения за ней, а молекулярный биолог — понять, как бороться с генной мутацией. Инженер не сконструирует рабочую систему сигнализации или видеонаблюдения, а программист не найдет подход к операционной системе. Многие из этих и других профессий без математики просто не существуют.

Математика в нашей жизни присутствует не только в процессе освоения профессии и реализации полученных знаний. Так или иначе, мы используем царицу наук практически в каждый момент времени. Именно поэтому математике начинают обучать достаточно рано. Математика формирует некоторые особенности мышления и оказывает влияние на отношение к миру.

Поговорив с родителями, мы узнали, что они тоже каждый день решают задачи и быту, и на работе.

Примеры задач.

Журбенко Денис Сергеевич – электромеханик. Производит расчет сечения проводов, расчет мощности электроприборов и электрооборудования, объем воды, откачиваемой из шахты за 1 час.

Например: насос откачивает 548 м3 воды в час. Сколько воды откачивает насос за 1 смену, если в смене 8 часов?

Журбенко Анастасия Олеговна – контент – менеджер. Находит площади жилых и нежилых помещений, подвалов и чердаков многоквартирного дома.

Например: длина многоквартирного дома равна 23 м, а ширина 15 м. Чему равна площадь подвала и чердака многоквартирного дома?

Плотников Евгений Евгеньевич – радиотехник. Следит за нормой показаний на приборах оборудования, в случае отклонения вычисляет и вносит поправки.

Например: норма 220V, а в розетке 189 V. Какое отклонение от нормы?

Плотникова Ирина Викторовна – воспитатель. Считает детодни, закрывает каждый месяц табель посещаемости, проводя диагностику, выводит проценты.

Например: из 18 детей научились считать 7 детей. Сколько детей надо научить считать до 5?

Решение задач в быту.

Покупка продуктов.

В магазине нам постоянно приходится производить математические расчеты. Например, нам нужно пойти в магазин и купить продукты по списку:

колбаса 0,5 кг

хлеб

молоко 1 литр

кефир 0,5 литра

яйца 2 десятка

мандарины 2 кг

Дома нам придется рассчитать, сколько денег нужно взять с собой, чтобы чувствовать себя спокойно. Чтобы в магазине не пришлось переживать, хватит ли нам денег и не придется ли что-то оставить, а потом приходить еще раз.

Покупка одежды

Тут нам снова приходиться обратиться к математике и вспомнить свой рост – он нам нужен для того, чтобы вещь не оказалась очень длинной или же короткой.

Приготовление пищи

В этом учебном году мы выполняли проект по окружающему миру «Книга здоровой пищи 3Б класса».

Мама и бабушка большинство рецептов помнят наизусть и готовят, как им кажется, «на глазок». Но когда мы попросили помочь составить рецепт нашего любимого блюда, то тут к нашему удивлению снова начался урок математики.

Оказывается, чтобы приготовить винегрет или смузи, надо, во-первых, положить в блюдо нужное количество ингредиентов, а во-вторых, рассчитать так, чтобы хватило всем членам семьи.

Например, для приготовления одной порции смузи нужно взять:

банан 1 шт.

киви 1 шт.

клубника 5-6 шт.

йогурт 200 г

Для семьи из четырех человек это количество нужно умножить на 4. И тогда вся семья сможет насладиться вкусным и полезным смузи.

Ремонт дома

Если мы соберемся делать дома ремонт, то тут нам точно не обойтись без математики. Нам потребуется сделать много расчетов. От точности этих расчетов будет зависеть, ровные ли у нас будут стены и потолки, а также хватит ли нам обоев, чтобы оклеить комнату и плитки, чтобы положить на пол в ванной комнате.

Глава 2. Математический задачник для первоклассников.

Что такое задача.

Задача - математическое высказывание, состоящее из двух частей.

Первая часть - условие. Оно содержит известные числа задачи, связанные между собой сюжетом. С условием связан вопрос задачи.

Вторая часть - вопрос. Он содержит неизвестное число задачи. Возможно использование вопросительных слов. После решения задачи на вопрос можно дать ответ.

Математик и педагог Д. Пойа писал, что «решение задач — это практическое искусство, подобно плаванию, или катанию на лыжах, или игре на пианино: вы можете научиться этому, только практикуясь ... если вы захотите научиться плавать, то вынуждены будете зайти в воду, а если вы захотите стать человеком, хорошо решающим задачи, вы вынуждены их решать».

Типы задач, изучаемых в 1 классе.

№ п/п

Тип задачи

Выбор действия для решения

Пример

Применяемое правило

1.

Нахождение целого

Сложение

В вазе 2 ромашки и 3 мака. Сколько всего цветов в вазе?

Чтобы найти целое, надо сложить части.

2.

Нахождение части

Вычитание

В гараже стояло 5 машин, 3 машины уехали. Сколько машин осталось в гараже?

Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.

3.

Обратные задачи

Сложение, вычитание (в зависимости от вопроса)

а) У Оли 2 куклы и 1 мишка. Сколько всего у нее игрушек?

б) У Оли 3 игрушки. Из них - 2 куклы, остальные - мишки. Сколько мишек у Оли?

в) У Оли 3 игрушки. Из них – 1 мишка, остальные – куклы. Сколько кукол у Оли?

Чтобы найти целое, надо сложить части.

Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.

4.

Разностное сравнение

Вычитание

У Миши 5 марок, а у Коли 7 марок. На сколько больше марок у Коли, чем у Миши?

Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

5.

Увеличение на несколько единиц

Сложение

У Маши 3 конфеты, а у Даши на 2 больше. Сколько конфет у Даши?

На 2 больше, значит столько же да еще 2.

6.

Уменьшение на несколько единиц

Вычитание

На ветке сидело 6 воробьев, а синиц на 3 меньше. Сколько синиц сидело на ветке?

На 3 меньше, значит столько же, но без 3-х.

Практическая работа по составлению задачника.

Конструировать задачи можно по-разному: можно создавать условия задачи на основе собственных наблюдений, а можно - выбирая опорой какие-то данные.

Для того чтобы первоклассникам было интересно работать с задачами, мы провели опрос «Какой мультфильм тебе больше всего нравится?». Ребята называли разные мультфильмы: «Феи Винкс», «Лунтик», «Черепашки Ниндзя», «Маша и медведь», «Фиксики». Но больше всего голосов набрал мультфильм «Барбоскины». Герои этого мультфильма и стали героями наших задач. (Приложение 1)

Оформить задачи мы решили на карточках, чтобы ребятам было удобно играть не только на уроках, но и на перемене.

Следующим этапом нашей работы стала апробация нашего сборника. Мы предложили учащимся 1-го Б класса с нами поиграть. Что они и сделали с большим интересом. Ребятам понравилась эта не только занимательная, но и познавательная игра.

Заключение.

Математика в нашей жизни присутствует всегда и везде. Люди каждый день решают большое количество задач, примеров, например: в магазине, при подсчёте затрат на тот или иной товар или при получении зарплаты, когда выбирают, сколько денег сейчас снять с карты и сколько оставить «на потом». Математика в жизни человека идет также сплошь и рядом с его здоровьем. С каждым разом математика становится всё нужнее людям и уже никак без неё не обойтись.

Работая над темой проекта, мы научились различать виды задач, составлять свои задачи. Мы поняли, что решение задач пригодиться не только в школе, но и на работе. Узнали, какие задачи решают взрослые.

Наша гипотеза подтвердилась. Первоклассники с интересом решали задачи, героями которых были их любимые герои мультфильмов.

Результаты нашей работы можно использовать не только для игр на переменах, но и на уроках математики при закреплении умения решать задачи.

Список использованных источников и литературы

Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г. Занимательная математика.– М.; Просвещение, 2007г.

Депман И. Я. За страницами учебника математики. – М.; Просвещение, 2000г.

Математика: Школьная энциклопедия. – М.; «Большая Российская энциклопедия», 2002г.

Предметные недели в школе. Математика / Сост. Л.В.Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2004 г.

Интернет – источники

http://i-gnom.ru/books/beloshistaya/zadacha-kak-matematicheskoe-ponyatie.html

https://www.youtube.com/playlist?list=PLWWVGE5JYquJTRVFI04JyQamUKk8tuPQQ (мультфильм «Барбоскины»)

Приложение 1

Задачник по математике

Малыш сделал 4 рисунка, а поделок на 2 больше. Сколько поделок сделал Малыш?

Дружок выполнил 8 отжиманий, Тимоха – 5 отжиманий. Сколько отжиманий они сделали вместе?

У Гены было 10 книг. Лиза взяла несколько книг. Книг осталось 7. Сколько книг взяла Лиза?

Роза купила 6 резинок. Лиза купила на 3 резинки меньше. Сколько резинок купила Лиза?

Длина ковра у Лизы и Розы в комнате 4 м, что н 1 м больше, чем его ширина. Какова ширина ковра?

Малыш раскрасил 3 картинки, их осталось 5. Сколько всего картинок?

За два дня Гена просчитал 11 страниц. В первый день он прочитал 5 страниц. Сколько страниц прочитал Гена за второй день?

У Розы 6 резинок для волос, а у Лизы 4 резинки. Сколько резинок у девочек?

У мамы 5 бус, а у Лизы на 3 меньше. Сколько бус у Лизы?

На День рождения Дружка торт разрезали на 10 кусочков. Сколько кусочков торта осталось после того как все члены семьи Барбоскиных съели по 1 кусочку? (в семье 3 взрослых и 5 детей)

У Малыша было несколько конфет. Лиза дала ему еще 3 конфеты, после чего у Малыша стало 6 конфет. Сколько конфет было у Малыша до того как его угостила Лиза?

Дружок съел 3 куска торта, а Малыш на 2 меньше. Сколько кусков торта съел Малыш?

Гена выкопал 2 кг картошки, а папа на 4 кг больше. Сколько килограммов выкопал папа?

Тима отжался 10 раз, а Дружок на 2раза меньше. Сколько раз отжался Дружок?

Тима получил 2 награды за успехи в соревнованиях по бегу, а Дружок на 2 награды больше. Сколько наград получил Дружок?

У Розы, Лизы и их мамы всего 10 украшений. У Розы 6 украшений, а у Лизы 3. Сколько украшений у мамы?

Дружок нарисовал 3 рисунка, а Роза 4 рисунка. Сколько нарисовали Роза и Дружок?

У Розы 4 пары серёжек, а у Лизы на 1 меньше. Сколько пар серёжек у Лизы?

У Малыша было 8 конфет. 5 он отдал Розе и Лизе. Сколько конфет осталось у Малыша?

За первую неделю учёбы Гена получил 7 пятёрок, а за вторую неделю учёбы он получил 9 пятёрок. На сколько больше пятёрок Гена получил за вторую неделю, чем за первую?

У мамы 2 скрипки, а у Лизы 1 тромбон. Сколько всего музыкальных инструментов у мамы и Лизы?

В первый день мама и папа собрали 2 кг яблок, а во второй день на 3 кг больше. Сколько мама и папа собрали яблок во второй день?

У Лизы и Розы 5 наклеек, а у Дружка на 4 больше. Сколько наклеек у Дружка

Просмотров работы: 606