Разные методы решения задач на концентрацию

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Разные методы решения задач на концентрацию

Кальянова А.С. 1
1МБОУ "СОШ №2 ст. Архонская"
Кальянова М.Т. 1
1МБОУ "СОШ №2 ст. Архонская"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человеку часто приходится смешивать разные жидкости, порошки, газообразные или твёрдые вещества или разбавлять что-то водой. Поэтому в современном мире множество отраслей, например таких, как пищевая, фармацевтическая, тяжёлая промышленность, связаны с химией. Однако все они связаны не только с химией, но и с математикой .

Эти задачи при первом знакомстве с ними вызвали у меня затруднения. Я решила самостоятельно разобраться с решениями таких задач.

Просматривая открытый банк заданий ЕГЭ, я обратила внимание, что в 30% работ в качестве текстовой задачи предлагается задача на смеси, сплавы или растворы.

Эти задачи, имеющие практическое значение, являются также хорошим средством развития мышления. Поэтому я считаю, что на сегодняшний день тема решений таких задач является актуальной.

Цель исследовательской работы: выявить способы решения задач на смеси и сплавы, узнать можно ли решить любую задачу данными способами и выделить особенности и недостатки этих способов. Подготовиться к сдаче выпускного экзамена.

Для достижения поставленной цели требуется выполнить ряд следующих задач:

1. Рассмотреть различные способы решения задач на проценты, включая традиционный и нетрадиционные методы;

2. Выделить основные особенности и преимущества каждого из методов;

3. Создать рекомендацию по решению задач на смеси, растворы и сплавы.

Чтобы решить любую задачу, надо создать математическую модель. В каждом типе задач я использую удобные для меня схемы. В начале своей работы я покажу способы, которыми обычно решаю данного вида задачи, а затем перейду к способам, которые нашёл в дополнительной литературе и интернете.

Гипотеза: существуют другие способы решения задач на смеси и сплавы кроме тех, которые мы изучили в школе.

Определения и обозначения.

Массовая доля растворенного вещества в растворе - это отношение массы этого вещества к массе раствора.

где - массовая доля растворенного вещества в растворе;

- масса растворенного вещества в растворе;

- масса раствора.

Следствия формулы (1):

Введем обозначения:

- массовая доля растворенного вещества в первом растворе;

- массовая доля растворенного вещества во втором растворе;

- массовая доля растворенного вещества в новом растворе, полученном при смешивании первого и второго растворов;

m1(в-ва), m2(в-ва), m(в-ва) - массы растворенных веществ в соответствующих растворах;

m1(р-ра), m2(р-ра), m(р-ра) - массы соответствующих растворов.

Основные способы решения

1. Табличный метод

По условию задачи заполняют таблицу.

 

1-й раствор

2-й раствор

Смесь двух растворов

Масса растворов

m1

m2

m1 + m2

Массовая доля растворенного вещества

ω1

ω2

 

Масса вещества в растворе

ω1∙m1

ω2∙m2

ω∙(m1 + m2)

А затем составляют уравнение:

ω1∙m1 + ω2∙m2 = ω∙(m1 + m2) (4)

2. “Правило смешения”

Воспользуемся формулой (4):

тогда 

Отсюда

Таким образом, отношение массы первого раствора к массе второго равно отношению разности массовых долей смеси и второго раствора к разности массовых долей первого раствора и смеси.

Аналогично получаем, что при

Замечание: Формула (5) удобна тем, что на практике, как правило, массы веществ не отвешиваются, а берутся в определенном отношении.

1.3. “Правило креста”(конверт Пирсона)

“Правилом креста” называют диагональную схему правила смешения для случаев с двумя растворами.

Слева на концах отрезков записывают исходные массовые доли растворов. На пересечении отрезков – итоговая массовая доля раствора. Справа на их концах записываются разности между исходными и заданной массовыми долями. Получаемые массовые части показывают, в каком отношении надо слить исходные растворы.

1.4. Графический метод

Отрезок прямой (основание графика) представляет собой массу смеси, а на осях ординат откладывают точки, соответствующие массовым долям растворенного вещества в исходных растворах. Соединив прямой точки на осях ординат, получают прямую, которая отображает функциональную зависимость массовой доли растворенного вещества в смеси от массы смешанных растворов в обратной пропорциональной зависимости

Полученная функциональная прямая позволяет решать задачи по определению массы смешанных растворов и обратные, по массе смешанных растворов находить массовую долю полученной смеси.

Построим график зависимости массовой доли растворенного вещества от массы смешанных растворов. На одной из осей ординат откладывают точку, соответствующую массовой доли , а на другой - . Обозначим на оси абсцисс точки А и В с координатами (0,0) и (m1 + m2,0), соответственно. На графике точка А(0,0) показывает, что массовая доля всего раствора равна , а точка В(m1 + m2,0) - массовая доля всего раствора равна . В направлении от точки А к точке В возрастает содержание в смеси 2-го раствора от 0 до m1+ m2 и убывает содержание 1-го раствора от m1+ m2 до 0. Таким образом, любая точка на отрезке АВ будет представлять собой смесь, имеющую одну и ту же массу с определенным содержанием каждого раствора, которое влияет на массовую долю растворенного вещества в смеси.

Замечание: Данный способ является наглядным и дает приближенное решение. При использовании миллиметровой бумаги можно получить достаточно точный ответ.

Задачи на смешивание растворов решают с помощью составления уравнения или системы уравнений.

2.Примеры решения задач

Задача 1

К 120 граммам 25% раствора соли добавили 350 грамм 45% раствора. Какова концентрация нового раствора?

m1(р-ра)=120гр m2(р-ра)= 350гр

ω1=0,25

ω2=0,45

ω-?

Воспользуемся формулой (4)

получаем

Ответ: 39,8%

Графический

Путем последовательных вычислений

Сколько растворенного вещества содержится:

а) в 120 г 25%-ного раствора; [120•0,25 = 30(г)]

б) в 350 г 45%-ного раствора? [350•0,45 = 157,5(г)]

Сколько вещества содержится в образовавшемся растворе?

157,5 г + 30 г = 187,5 г

Чему равна масса образовавшегося раствора?

120 г + 350 г = 470 г

Какова процентная концентрация полученного раствора?

(187,5/470)100 = 39,8(%)

Ответ: 39,8%

Задача 2.

Смешали 15%-ный и 25%-ный растворы соли и получили 5 кг 20%-ного раствора. Какое количество каждого раствора в килограммах было использовано?

Решение: Смешали 10%-ный и 25%-ный растворы соли и получили 3 кг 20%-ного раствора.

Алгебраический

а) C помощью уравнения:

Пусть х (кг) - масса 1-го раствора, тогда 5-х (кг) - масса 2-го раствора.

0,15•х (кг) содержится соли в 1-ом растворе,

0,25•(5-х) (кг) содержится соли в 2-ом растворе,

0,2•5 (кг) содержится соли в смеси.

Учитывая, что масса соли в 1-ом и 2-ом растворах равна массе соли в смеси, составим и решим уравнение:

0,15•х + 0,25•(5-х) = 0,2•5;

0,1х = 0,25;

х = 2, 5кг-масса 1-го раствора

5- х = 5 – 0,25 =2,5 (кг) - масса 2-го раствора.

Ответ: 2,5 кг, 2,5 кг.

б) С помощью системы уравнений

Пусть х (кг) - количество первого раствора, у (кг) - количество второго раствора. Система уравнений имеет вид:

Ответ: 2,5 кг; 2 ,5кг.

Графический.

Ответ: 2,5кг; 2,5кг.

Правило смешения”

m(р-ра)= 5кг

ω =0,2

ω1=0,15

ω2=0,25

m1 , m2 -?

Воспользуемся формулой (5)

Подставим ω,ω12, получаем:

=0,01:0,01 =1:1

Следовательно, m1=2,5кг,m2=2,5кг

Ответ: 2,5кг, 2,5кг

Правило креста”

Составим диагональную схему

 

массовые части II раствора

II раствор 0,25

 

массовые части I раствора

0,2

I раствор 0,15

Следовательно, m1 =2,5кг,m2=2,5кг

Ответ: 2,5кг, 2,5кг.

Задача 3

С осуд емкостью 5 л содержит 2 л р% (по объёму) раствора соли. Сколько литров 20% раствора такой же соли надо налить в сосуд, чтобы процентное содержание соли в сосуде стало наибольшим?

Решение (графический способ)

Заметим, что по условию, объём второго раствора не превышает трёх литров.

Если р < 20, то для того, чтобы получить максимальную массовую долю вещества в растворе, необходимо добавить 3 л 20% - ного раствора соли; Если р = 20, то при добавлении 2-го раствора, процентное содержание соли в растворе не изменится, следовательно, можно прилить от 0 л до 3 л 20% - ного раствора соли; Если р > 20, то при добавлении 2-го раствора, процентное содержание соли будет уменьшаться, т. е. прилить нужно 0 л.

Ответ: 3 л, если 0 < р < 20, [0,3], если р = 20, 0л, если 20 < р 100.

Задача 4

При сме­ши­ва­нии пер­во­го рас­тво­ра кис­ло­ты, кон­цен­тра­ция ко­то­ро­го 20%, и вто­ро­го рас­тво­ра этой же кис­ло­ты, кон­цен­тра­ция ко­то­ро­го 50%, по­лу­чи­ли рас­твор, со­дер­жа­щий 30% кис­ло­ты. В каком от­но­ше­нии были взяты пер­вый и вто­рой рас­тво­ры?

 

х

20%

у

50%

х

30%

+ =

х/у=?

20х+50у=30(х+у)

-10х=-20у

х/у=2/1. Ответ:2/1

Графический способ:

 

50

 

х

30

20

у

20

10

20у=10х

у/х=1/2. Ответ:2/1

3 способ:

 

20%

m1

20

30%

 

50%

m2

10

Ответ: Ответ:2/1

Задача 5: Пчёлы перерабатывают цветочный нектар в мёд, освобождая его от воды. Нектар обычно содержит 84% воды, а полученный из него мёд — 20%. Сколько килограммов нектара приходится перерабатывать пчёлам для получения одного килограмма мёда?

Решение: 

  1 способ:   В меде содержится 20% воды, следовательно, 80% чистого нектара. Тогда, в 1 кг меда 1*0,8=0,8 кг чистого нектара. При этом в обычном нектаре 84% воды, следовательно, 16% чистого нектара, тогда:

0,8 кг=16%

x кг -100%

     Получим , что x=

Ответ: 5кг.

2 способ:

нектар мед

Сухое вещество

Вода 20%

100%-84% =16% 100%-20%=80%

Сухое вещество

Вода 84%


хкг 1кг

16х=1∙80

х=5кг Ответ: 5кг

Графический способ:

 

1000

Х%

 

84

20

80

 

хкг

1кг

m(кг)

16х=1∙80

х=5кг. Ответ: 5кг

3 способ: Рыбка:

сухого вещества 80%

1 кг меда

Вода 20%

сухого вещества 16%

х

Вода 84%

кг нектар

1∙80=х∙16

х=5кг . Ответ: 5кг

Заключение

В данной работе я рассмотрела несколько различных методов решения задач на смеси, растворы и сплавы. При этом практически я доказала, что прийти к верному ответу задачи можно, используя любой из рассмотренных выше способов решения.

Однако стоит отметить, что, несмотря на внешние различия в ходе решения задач различными способами, все они в своей основе имеют общую схему. Как уже отмечалось ранее, каждый из рассмотренных методов опирается на знание понятий «концентрация вещества» и «процентное содержание вещества в растворе».

Литература:

1. Задачи на смеси, растворы и сплавы / Библиотека «Первое сентября». –

2009. - №31

2. Водингар, М.И. Решение задач на смеси, растворы, сплавы / М. И. Водин-

гар, Г. А. Лайкова. – Математика в школе. - 2001. - №4.

Интернет-ресурсы:

http://mathege.ru/or/ege/

http://himik.pro/rastvory/pravilo-kresta

http://dok.opredelim.com/docs/index-64453.html

http://egemaximum.ru

Просмотров работы: 687