Развивает ли умственные способности ребенка ментальная арифметика и ее польза в школьной жизни

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Развивает ли умственные способности ребенка ментальная арифметика и ее польза в школьной жизни

Галкин Д.А. 1
1МБОУ СШ №134
Ермош Н.В. 1
1Красноярский краевой Дворец пионеров
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность. Несколько лет назад в России появились курсы ментальной арифметики, где детей учат считать огромные цифры в уме по японской системе. Недавно этот метод пришел и в наш город. За два года детей обещают научить складывать пятизначные цифры без калькулятора. Но что это: бесполезная дань моде или действительно развитие для мозга?

Последнее время многие родители считают, что сейчас в тренде – школы ментальной арифметики. Но мнения расходятся: одни считают, что методика способствует улучшению внимания, памяти, воображения, творческого мышления, другие же на деле столкнулись с негативными последствиями от такого механического счета и считают это очередной бизнес-идеей.

Цель: Изучить особенности влияния ментальной арифметики на умственные способности детей.

Задачи исследования:

Узнать, как происходит обучение по ментальной арифметике.

Изучить применение методики ментальной арифметики.

Сделать сравнительный анализ разных методик обучения.

Сделать сравнительный анализ по экономическому показателю.

Сделать выводы и рекомендации.

Методы исследования:

• Поиск информации

• Анализ информации

• Анкетирование

• Описание

Гипотеза: ментальная арифметика помогает развивать память, воображение, слух, наблюдательность, логику и можно быстро научится считать в уме.

Глава 1. Что такое ментальная арифметика?

Ментальная арифметика является одной из самых молодых и перспективных методик детского образования. Ученые утверждают, что она способна развить умственные способности ребенка настолько, что любые арифметические задачи станут для него простым и быстрым вычислением в уме. Что же такое ментальная арифметика: очередная бизнес-идея или полезная программа обучения [1].

1.1 История ментальной арифметики.

Новаторская методика была придумана турком Шеном. В основу ее положен древний абакус – счеты, придуманные в Китае еще пять тысячелетий назад. Позже японцами они были не раз усовершенствованы, и сегодня мы пользуемся технической доработкой абакуса – калькулятором. Однако устройство древних счетов, по мнению экспертов, оказалось более полезным для детей. Их использование в образовательном процессе и способствовало формированию новой программы, которая получила название «ментальная арифметика», или «менар». Впервые она была запущена в 1993 году в Азии. В настоящее время действует около пяти тысяч образовательных центров в 50 странах, которые обучают устному счету.

1.2 Как происходит обучение по ментальной арифметике.

Как работает менар? Программа обучения ментальной арифметике условно состоит из двух этапов. На первом дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу две руки. Включение в процесс счета обоих полушарий мозга обеспечивает быстрое выполнение и запоминание действий. Благодаря абакусу (рис. 1) дети могут свободно складывать, вычитать, делить и умножать, а также вычислять квадратный и кубический корень. На втором этапе программы ученики переходят к счету в уме, или на ментальном уровне. Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает цифры, правое – картинку косточек счетов. Так, ребенок учится производить предлагаемые расчеты в уме. Он представляет перед собой счеты и мысленно проделывает необходимые операции. То есть происходит работа с воображаемым абакусом. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек счетов.

Рис. 1 Абакус.

Возраст. В период с 4 до 12 (иногда до 16) лет происходит самое активное развитие мозга у человека. Поэтому усвоение базисных навыков должно осуществляться именно в этот период. Именно поэтому эксперты рекомендуют в указанном возрасте изучать детям иностранные языки, осваивать игру на музыкальных инструментах и другие виды деятельности. В этот список гармонично вписывается и ментальная арифметика. Стимуляция работы мозга такого рода способствует более легкому и продуктивному дальнейшему обучению. [2].

1.3 Научные исследования о ментальной арифметике.

Рис. 2 Автор: Кимико Кавано

Медицинская школа Nippon,

Центр науки и информатики, Япония

В нашем центре, с помощью ЭЭГ, изучались мозговые волны во время различных видов мозговой активности в течение нескольких лет. Мы просили учеников слушать музыку, а затем выполнять арифметические действия, и проводили ЭЭГ исследование с целью определения уровня активности головного мозга. Затем, проведя статистический анализ полученных данных, мы обнаружили что волны, отвечающие за работу мозга, активнее работали в правом полушарии во время прослушивания музыки и в левом, во время выполнения вычислений. Это подтверждало то, что правое полушарие отвечает за распознавание изображений и музыки, а левое полушарие напрямую связано с логическим мышлением, с вычислениями (рис.3). Мы были убеждены в этом, пока однажды, нас не попросили протестировать ученика, победившего в олимпиаде по ментальной арифметике (Менар), на предмет его мозговой активности.

Рис. 3 Распределение активности головного мозга.

Когда мы исследовали работу мозга у ребенка, во время счёта методом Ментальная Арифметика (Менар), результаты оказались неожиданными: обычно, за вычисления отвечает левая сторона мозга, но здесь, вместо нее, активным становилось правое полушарие мозга. Другими словами, ученик выполнял арифметические действия, используя правое полушарие мозга. Я сомневалась в точности результатов, ведь показания одного ребенка вполне могли быть простым исключением из правил, индивидуальной особенностью. Однако, после того как мы протестировали другого ученика, результаты оказались практически идентичными, с минимальными индивидуальными различиями. Мы заинтересовались, каким же образом они решают примеры, и снова, и снова получали один и тот же ответ – они мысленно представляют абак, бусины на котором передвигаются с большой скоростью. 

Обычно, человек считает в уме, используя свой внутренний голос, например, «Сто минус семь равно девяносто три». Человек преобразует математические знаки в слова. В то время как ученики Менар визуализируют изображение абака в своем воображении. Разница в использовании двух полушарий мозга при выполнении вычислений особенно заметна в ЭЭГ-исследованиях. Подобный способ мозговой деятельности можно наблюдать во время игры в японские шахматы, где человек решает задачи, совмещая процесс с игрой. Однако, считая во время игры, шахматисты все же используют левое полушарие мозга точно так же, как и все обычные люди.

Даже начинающие ученики способны совершать вычисления на сложение и вычитание, используя ментальный счет, представляя, как бусины двигаются перед их глазами. Эта система позволяет понять десятичную систему и числовые разряды. Как только ребенок понимает, что такое цифры, он увлекается математикой. Первый успех придает детям уверенность в учебе, так ментальная арифметика оказывает положительное влияние на изучение других школьных дисциплин. Современное образование фокусируется на теории и ее запоминании. Разумеется, теория имеет важное значение в образовании, но не все ученики способны усваивать информацию только на основании теоретических знаний. 

Я уверена, что грамотное использование образного мышления, которое развивается во время освоения ментальной арифметики, позволит человечеству еще больше развить способность мыслить креативно, в полной мере использовать способности своего мозга [3].

Глава 2. Применение методики ментальной арифметики.

ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА ПРИ ПОМОЩИ МЕТОДИКИ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ

Болезнь очень трудно поддается лечению, да и о профилактике врачи говорят с сомнением – считается, что если есть генетическая предрасположенность, то болезнь настигнет. Но отодвинуть проявления болезни как можно дальше – возможно. Специалисты говорят о здоровом питании, богатом витаминами группы В и фолиевой кислотой, снижении холестерина в крови и, конечно же, непрерывном умственном развитии. Именно постоянные тренировки мозга и развитие отодвигают проявления болезни и смягчают ее признаки на начальных стадиях.

Одна из эффективных методик профилактики старческого слабоумия – ментальная арифметика. В Азии и США методика ментальной арифметики официально используется для профилактики болезни Альцгеймера и рассеянного склероза. Существуют и курсы для людей, у которых уже проявились признаки болезни Альцгеймера. Их результаты не так эффектны по сравнению со здоровыми людьми, однако методика позволяет значительно замедлить разрушающие процессы. И, конечно, подход к обучению различается в случае профилактических курсов и работы с уже заболевшими людьми [4].

В Тюмени стартует социальный проект "Ясный ум в 55 с плюсом". Он призван помочь пенсионерам сохранять и развивать гибкость ума.

В интеллектуальном клубе "Команда будущего" начинаются бесплатные занятия по ментальной арифметике. 12 человек начнут тренировать жизненно-важные навыки: концентрацию внимания, память и мышление.

Проект в Тюмени станет пилотным среди школ, которые работают по методике ISMA в России. Позже по его примеру аналогичные активности планируется запустить в Москве, Самаре, Волгограде, Нижнем Новгороде, Вологде и других городах России, а также за пределами России – в Минске [5].

Глава 3. Сравнительный анализ обучения по методике ментальной арифметики и программе общеобразовательного стандарта.

Для того,чтобы провести сравнительный анализ, мы использовали метод анкетирования по разным программам обучения. Анкетирование проводилось в МБОУ СШ г. Красноярска и социальных сетях - для школьников, обучающихся по стандартной программе и через гугл форму (рис.4) - для школьников обучающихся по методике ментальной арифметики.

Рис. 4. Опрос через гугл форму.

Мы разработали анкету для обучающихся по программе общеобразовательного стандарта и анкету для обучающихся по методики ментальной арифметики. Всего было опрошено 113 человек школьников МБОУ и 67 человек школьников обучающихся по методике ментальной арифметики. Результаты анкетирования вы можете увидеть в таблицах №1,2 и в диаграммах №1,2 ( рис. 5,6).

Таблица №1. Итоги анкетирования школьников МБОУ г. Красноярска.

Рис. 5. Диаграмма №1 . Итоги анкетирования школьников МБОУ г. Красноярска.

Таблица №2. Итоги анетирования обучающихся по менару.

Рис. 6. Диаграмма итогов анкетирования обучающихся по менару.

Как мы видим из диаграммы №1 большинство обучающихся МБОУ считают, что методика менар развивает умственные и интеллектуальные способности, помогает улучшить успеваемость по предмету математика и развивает память в целом, но при этом большинство считает, что данная методика не дает хороших результатов по другим предметам и всего 23 человека из 113 стали бы заниматься по данной методике.

По итогам опроса обучающихся по менару мы видим, что большинство улучшило качество обучения не только по предмету математика, но и в целом по другим предметам, несмотря на не большой срок обучения по данной методике.

Глава 4. Сравнительный анализ курсов менара по экономическому показателю- стоимости.

Мы проанализировали всю информацию по курсам ментальной арифметики в г. Красноярске и все данные занесли в таблицу №3.

Таблица №3 Информация по курсам менара в г. Красноярске.

Название организации

Адрес организации

Стоимость 1 занятия, руб

Режим занятий и продолжительность обучения.

Стоимость всего за весь период обучения, руб

1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "КЛАСС+

Г. Красноярск,

ул. Алексеева, 24, к.1

ул. Водопьянова, 2

ул. Шумяцкого, 5

625 - 1 час

Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа.

Стоимость 5000 руб в месяц. Весь период обучения длится 2 года

120000

2

Семейный центр АСТРЕЯ

Красноярск, ул. Железнодорожников, 20г

750 – 1 час

Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа.

Стоимость 6000 руб в месяц.

144000

3

Центр творчества и досуга для детей и взрослых "Золотое ЯБЛОКО".

Красноярск, ул. Весны 2А,

650- 1 час

Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа, с перерывом 15 минут

Стоимость 5200 руб в месяц

124800

4

Академия развития интеллекта AMAKids» -

Г.Красноярск,уг. Дмитрия Мартынова, 31

Ул.60лет образования СССР,43

Ул.Годенко,7

500- 1 час

Два урока длительностью, по 45 минут, Стоимость 4000 руб в месяц.

96000

5

SmartyKids Красноярск

мкр. Солнечный, ул. 60 Лет Образования СССР 38 "К"

500 – 1 час

Два урока длительностью, по 45 минут, Стоимость 4000 руб в месяц.

96000

6

Детский развивающий центр "Галактика"

г. Красноярск.ул.2 огородная, д.26 89676097585 ewqenia2017@mail.ru

800- 90 мин

1 раз в неделю по 90 минут (в группе)

Индивидуально 800, 1000. В месяц 4000.

96000

7

Онлайн- школа «Супер мама»

https://super-mama.online/mental?utm_source

1299- 1 занятие

10 уроков от 12.990р Курс состоит из 40 уроков.

51960

8

Ладошки

Детский центр

Урванцева, 10

6-й микрорайон жил массива Северный, Советский район, Красноярск

500- 1 час

Два урока длительностью, по 45 минут, Стоимость 4000 руб в месяц.

96000

Как мы видим из таблицы №3 на данный момент существуют большое количество различных центров, школ по преподаванию ментальной арифметики и с каждым днем их количество растет очень быстро. Средняя стоимость одного занятия составляет 640 рублей за одно занятие, но весь курс рассчитан на два года. За два года обучения в среднем надо будет заплатить 103.095 рублей. Сумма получается не маленькая, но есть курсы онлайн школ, где обучение по стоимости выходит значительно дешевле.

Заключение.

На основе проделанной работы и в соответствии с поставленными задачами мы сделали следующие выводы:

Методика ментальной арифметики применяется не только для обучения школьников, но и взрослых, пожилых людей при профилактики болезни Альцгеймера.

По итогам ЭЭГ исследований доказано, что во время счета методом менара активное становиться правое полушарие мозга, что свидетельствует о разностороннем развитие обучающегося и положительном влияние на изучении других школьных дисциплин. Ментальная арифметика помогает развивать память, воображение, слух, наблюдательность, логику и можно быстро научится считать в уме. Наша гипотеза подтвердилась.

Большинство обучающихся МБОУ считают, что методика менар развивает умственные и интеллектуальные способности, помогает улучшить успеваемость по предмету математика и развивает память в целом, но при этом большинство считает, что данная методика не дает хороших результатов по другим предметам и всего 23 человека из 113 стали бы заниматься по данной методике.

По итогам опроса обучающихся по менару мы видим, что большинство улучшило качество обучения не только по предмету математика, но и в целом по другим предметам, несмотря на не большой срок обучения по данной методике.

Средняя стоимость одного занятия составляет 640 рублей за одно занятие, но весь курс рассчитан на два года. За два года обучения в среднем надо будет заплатить 103.095 рублей. Сумма получается не маленькая, но есть курсы он-лайн школ, где обучение по стоимости выходит значительно дешевле.

Результаты нашей работы мы хотим рекомендовать всем родителям и школьникам, кто хочет развить свои умственные и интеллектуальные способности.

Список использованных источников.

http://psihologn.org/index.php/uchitelyam/878-mentalnaya-arifmetika-eto-programma-razvitiya-umstvennykh-sposobnostej-i-tvorcheskogo-potentsiala-s-pomoshchyu-arifmeticheskikh-vychislenij-na-schetakh-soroban

 http://fb.ru/article/247553/chto-takoe-mentalnaya-arifmetika

https://vk.com/topic-151386212_36314272

https://amakids.ru/about_us/blog/mentalnaya-arifmetika/mentalnaya-arifmetika-pri-bolezni-altsgeymera-profilaktika-i-korrektsiya/

https://blogpost72.livejournal.com/174455.html

Просмотров работы: 253