Введение
Последнее время характеризуется значительным возрастанием интереса к проблеме питания человека, и это неудивительно, т.к. правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья.
Нарушение в питании детей, его несбалансированность и несвоевременность могут привести к задержке физического и психического развития, серьезным обменным нарушениям. Проблема питания ребенка – не только узкосемейная, не только медицинская – это проблема социальная, общественная, государственная.
Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.
Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.
Если учесть, что большую часть времени мы проводим в школе, то и полноценно питаться должны здесь же. Можно сказать, что наше здоровье зависит от школьного питания.
Школьное питание организовано таким образом, что все необходимые питательные вещества имеются в блюдах, предлагаемых учащимся в столовой.
Знание норм питания дает возможность подобрать такой качественный, и количественный состав пищи, при котором достигается наибольшая работоспособность и наилучшее состояние здоровья.
С целью выявления знаний обучающихся нашей школы по вопросам организации рационального питания было проведено анкетирование среди учащихся 9-х классов, в котором приняли участие 40 человек.
Результаты анкетирования представлены на диаграммах №1-4
Считаете ли Вы полезным и сбалансированным школьное питание?
Диаграмма №1
Устраивает ли тебя ежедневное меню, ассортимент продукции школьной столовой?
Диаграмма №2
Достаточно ли калорий, на твой взгляд, ты получаешь, питаясь в школьной столовой?
Диаграмма №3
Считаешь ли ты меню школьной столовой сбалансированным?
Диаграмма №4
Вывод: результаты анкетирования показали, что 84% обучающихся считают питание в школьной столовой энергетически сбалансированным и рациональным, при этом 63% опрошенных не устраивает ассортимент продукции школьной столовой (однообразные блюда, мало молочно-кислой продукции, фруктов и овощей). При этом 79% опрошенных считают, что школьное питание удовлетворяет их потребности в калорийности, расход которой снижается в течение учебного дня,69% школьников считают меню сбалансированным по содержанию нужных организму веществ-белков, жиров, углеводов.
Выявленная проблема в недостаточном удовлетворении школьниками предлагаемого ежедневного меню питания определила тему моей исследовательской работы
Цель исследования:выяснить, является ли рацион питания в нашей школе энергетически сбалансированным.
Задачи исследования:
Изучить литературу по проблеме рационального питания.
Показать роль правильного питания в жизни подростков.
Используя математические знания, доказать сбалансированность рациональность школьного питания в соответствии с учебными нагрузками
На основе полученных результатов сделать выводы, разработать рекомендации для одноклассников «Основы правильного питания школьника»
Объект исследования: меню школьной столовой.
Предмет исследования: изучение калорийности пищевых продуктов –основы школьного меню учебной недели
Гипотеза: меню школьной столовой составляется с учетом потребностей организма подростка
Методы исследования: Опрос, анализ литературы и интернет-источников по проблеме исследования, математические расчёты, табличная интерпретация расчетных данных, обработка и обобщение информации.
Практическая значимость работы состоит в определении калорийности ежедневно потребляемых в пищу продуктов питания из школьного меню и соотнесении ее с энергетическими затратами подросткового организма, а также создание рекомендаций школьной столовой для обеспечения полноценного и здорового питания.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Правильное питание – главное условие здорового образа жизни человека
Еще со времен Гиппократа пищу сравнивали с мощным лекарством, так как уже древние отмечали, что неправильное ее использование грозит серьезными осложнениями. Гиппократ писал о том, что надо знать все пищевые вещества и напитки, их свойства, а также соотношение количества принимаемой пищи с конституцией человека и его возрастом. Правильное питание – главное условие здорового образа жизни человека
Философскую концепцию правильного питания академик И. П. Павлов определил так: «Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое невнимание к еде есть неблагоразумие. И истина здесь, как и повсюду, лежит в середине».
Энциклопедический словарь медицинских терминов (изд. 1983 г.) так определяет правильное питание: сбалансированное питание при оптимальном режиме приема пищи, а сбалансированное питание — соответственно полноценное питание, характеризующееся оптимальными (т. е. соответствующими физиологическим потребностям организма) количеством и соотношением всех компонентов пищи.
Таким образом, питание считается правильным, если оно восполняет энергетические затраты организма, обеспечивает его потребность в пластических веществах, а также содержит все необходимые для жизнедеятельности витамины, макро-, микро-элементы, пищевые волокна, а сам пищевой рацион по количеству и набору продуктов соответствует ферментативным возможностям желудочно-кишечного тракта. В переводе с латыни слово «рацион» означает суточную порцию пищи, а слово «рациональный» — разумный, целесообразный.
Удовлетворение голода является одним из самых важных инстинктов организма, так как он гарантирует сохранение жизни. Следовательно, от того что мы едим, в каком количестве, когда и каким образом, зависит наша жизнь во всех её проявлениях и аспектах.
Питание человека – один из самых важных факторов, напрямую влияющих на здоровье человека. Неправильное питание приводит к нарушению функций как отдельных органов человека так и организма в целом. Пагубно влияет и неполноценная по составу пища, и недостаток пищи и ее переизбыток.
Именно поэтому питанию необходимо уделять внимание и прикладывать необходимые усилия для того чтобы оно было полноценным!
Здоровое правильное питание – это поступление в организм и усвоение тех веществ, которые необходимы для восполнения затраченной энергии, построения и восстановления тканей, регулирования работы всех органов и систем организма человека.
Компоненты рационального питания
С хематическое изображение основополагающих принципов здорового питания можно увидеть, посмотрев на пирамиду питания, разработанную зарубежными диетологами и одобренную российскими специалистами. В пирамиде питания представлены не конкретные продукты, а пять больших групп продуктов, что позволяет разнообразить свой рацион питания и выбирать те продукты, которые вам больше нравятся или подходят для вашего образа жизни. Сбалансировать свое питание, пользуясь пирамидой питания довольно просто ( Приложение №1)
Продукты в пирамиде питания условно разделяют на порции. Порция – это условная величина и может равняться, например 100 гр. или другой величине, которая более удобна вам. Количество порций необходимых конкретному человеку зависит от возраста, пола, комплектации, состояния здоровья и степени активности конкретного человека.
Жир, соль, сахар, сладости (необходимо свести к минимуму)
Молочные продукты, йогурты, сыр (2-3 порции)
Мясные продукты, птица, рыба, бобы, яйца, орехи (2-3 порции)
Овощи и фрукты (5-9 порций)
Цельнозерновые продукты (6-11 порций)
Это основа здорового питания. Эти продукты обеспечивают организм сложными углеводами, важным источником энергии. Цельнозерновая пища богата витаминами группы В, минералами и клетчаткой, необходимыми каждому человеку.
Овощи обеспечивают нас витаминами, являются отличным источником белка, кроме того, они не богаты жирами.
Фрукты – богатый источник витаминов, в первую очередь витамина С. Это низкокалорийные продукты, практически не содержащие жиров.
Животные продукты являются отличным источником белка, железа, цинка и витаминов группы В, так же как фасоль, орехи и семена.
Молочные продукты незаменимые источники кальция. Они также обеспечивают организм белками и витамином B12. Для употребления в пищу следует выбирать нежирные сорта молочных продуктов, поскольку в них содержится минимум холестерина, насыщенных жиров и, конечно же, калорий.
Эти продукты высококалорийны и очень питательны. Ими не следует злоупотреблять, но и полностью отказываться не стоит. В рационе обязательно должны присутствовать растительные масла, которые являются богатым источником витамина Е.
Все наше питание можно разложить на несколько групп: белки, жиры, углеводы, клетчатка, минеральные соли и витамины.
Белки необходимы нам для роста, восстановления и замещения тканей организма. Содержатся в бобовых (бобы, чечевица, горох) и крупах, а также в мясе, рыбе и молочных продуктах.
Углеводы – главный источник питания, но при избыточном поступлении в организм они откладываются в виде жира. Углеводы содержатся в злаках, крупах и корнеплодах в виде натуральных сахаров и крахмала.
В жирах сконцентрированы запасы энергии, и она дают организму больше калорий, чем любые другие пищевые вещества. Насыщенные жиры содержатся главным образом в продуктах животного происхождения, в молочных продуктах и яйцах. В домашней птице, маргарине и оливковом масле содержатся много мононенасыщенных жирных кислот а в рыбе кукурузе и подсолнечном масле - полиненасыщенных.
Клетчатка представляет собой остатки растительных продуктов, которые не усваиваются в пищеварительном тракте.
Витамины – это сложные химические соединения необходимые организму в крохотных количествах для регуляции обмена веществ и образовании энергии из углеводов и жиров.
Минеральные соли. К ним относятся соли железа, калия кальция и натрия (в поваренной соли). Они нужны организму в минимальных количествах.
Освоение школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности. Школьник, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжелый труд, но также и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание, удовлетворяющее метаболические потребности его организма.
3.Организация питания школьника
Организация питания подростков, школьников 7-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте.
Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.
При составлении рациона для школьников 7-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.
Основные требования к пищевому рациону:
энергетическая ценность рациона должна компенсировать энергозатраты организма, а в раннем онтогенезе – обеспечивать процессы роста и развития;
оптимальное количество сбалансированных между собой пищевых и биологически активных веществ;
хорошая усвояемость пищи, зависящая от состава и способа ее приготовления;
высокие органолептические свойства пищи (внешний вид, вкус, запах, цвет, температура);
разнообразие пищи;
способность пищи создавать чувство насыщения за счет объема, состава и кулинарной обработки;
-анитарно-эпидемическая безупречность и безвредность пищи
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:
7-10 лет – 2400 ккал
11-13 лет – 2400 -2600 ккал
14-17лет – 2600-3000ккал
Питание школьника должно быть сбалансированным. Сбалансированное питание – это определенное соотношение в рационе всех компонентов питания. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4
Однообразное питание, исключение на длительный срок отдельных групп пищевых продуктов нарушают сбалансированность пищевых компонентов, понижают усвояемость и синтез веществ.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1)Расчёт калорийности ежедневного меню школьной столовой
Режим питания школьника строится с учетом приемов пищи дома и в школе. Познакомившись с калорийностью продуктов, я решила подсчитать энергетическую ценность блюд, которые нам готовят в школьной столовой. Так как я учусь в первую смену, то придерживаюся следующего режима питания:
1 завтрак дома (7.30) – 20% калорийности суточного рациона;
2 завтрак в школе (11 часов) – 20% калорийности суточного рациона;
Обед дома (14-15 часов) – 35% калорийности суточного рациона;
Ужин дома (19-20 часов) – 25% калорийности суточного рациона.
Для того, чтобы восполнить расходы энергии в течение рабочего дня посредством приема пищи в виде завтрака и обеда в школьной столовой я рассчитала, какое количество энергии, белков, жиров и углеводов мы получаем в результате двухразового питания в школьной толовой. Для расчета были использованы официальные данные о суточной потребности данной возрастной категории обучающихся, представленные в таблице №2
Таблица №2
Суточная потребность в белках, жирах, углеводах и энергии
подростков 14-17 лет
Возраст 14-17 лет |
Белки, г |
Жиры, г |
Углеводы,г |
Энергетическая ценность, ккал |
Юноши |
100 |
100 |
400 |
2900 |
Девушки |
90 |
90 |
360 |
2600 |
Мы знаем, что потребляемые калории распределяются следующим образом:
Завтрак - 30% от нормы |
Обед – 40% от нормы |
Ужин -30% от нормы |
Исследуя перспективное меню на 2018-2019 учебный год, подсчитали количество съеденных белков, жиров, углеводов и их энергетическую ценность. Полученные результаты представлены в таблицах №3-7.
Таблица №3
Понедельник |
Б, г |
Ж, г |
У,г |
Энергетическая ценность, ккал |
Завтрак |
21,68 |
24,18 |
92,38 |
695,4 |
Обед |
42,6 |
42,9 |
164,75 |
1193,4 |
Всего: |
64,28 |
67,08 |
257,13 |
1888,8 |
Таблица №4
Вторник |
Б, г |
Ж, г |
У,г |
Энергетическая ценность, ккал |
Завтрак |
37,28 |
36,37 |
92,78 |
867,93 |
Обед |
35,23 |
31,41 |
135,39 |
957,85 |
Всего: |
72,51 |
67,78 |
228,17 |
1823,78 |
Таблица №5
Среда |
Б, г |
Ж, г |
У,г |
Энергетическая ценность, ккал |
Завтрак |
43,05 |
33,73 |
72,03 |
793,80 |
Обед |
46,00 |
26,15 |
130,35 |
951,43 |
Всего: |
89,05 |
59,88 |
202,38 |
1745,23 |
Таблица №6
Четверг |
Б, г |
Ж, г |
У,г |
Энергетическая ценность, ккал |
Завтрак |
19,58 |
23,60 |
101,05 |
737,20 |
Обед |
37,80 |
37,60 |
156,15 |
1087,40 |
Всего: |
57,38 |
61,20 |
257,20 |
1824,60 |
Таблица №7
Пятница |
Б, г |
Ж, г |
У,г |
Энергетическая ценность, ккал |
Завтрак |
28,52 |
30,72 |
40,81 |
589,6 |
Обед |
36,69 |
46,10 |
145,04 |
1115,9 |
Всего: |
65,21 |
76,82 |
185,85 |
1705,5 |
Рассчитаем распределение калорий потребляемых подростками в школьной столовой за завтраком и обедом в сравнении с нормой ( примерно 70% от суточной нормы)
Для юношей:
1888,8 : 2900 100% 65,1%
1823,78:2900 % 62,9%
1745,23 :2900 100% 60,2%
1824,60 : 2900 100% 62,9 %
1705,5: 2900 100% 58,8%
Для девушек:
1888,8 : 2600 100% 72,6%
1823,78 : 2600 100% 70,1%
1745,23 : 2600 100% 67,1%
1824,60 : 2600 100% 70,2%
1705,5 : 2600 100% 65,6%
Обобщенные результаты представлены в таблице №8
День недели |
Энергетическая ценность, ккал |
% от нормы для юношей |
% от нормы для девушек |
Понедельник |
1888,8 |
65,1 |
72,6 |
Вторник |
1823,78 |
62,9 |
70,1 |
Среда |
1745,23 |
60,2 |
67,1 |
Четверг |
1824,60 |
62,9 |
70,2 |
Пятница |
1705,5 |
58,8 |
65,6 |
Аналогичные расчёты сделаем для белков, жиров и углеводов (завтрак и обед 70% от суточной нормы). Получаем, что за завтрак и обед в школе учащиеся должны получить в день количество питательных веществ, представленных в диаграмме №5
Диаграмма №5
По математическим расчетам данных перспективного школьного меню получили следующие данные, представленные в таблице № 9:
Белки, г |
Жиры, г |
Углеводы,г |
|
Понедельник |
64,28 |
67,08 |
267,13 |
Вторник |
72,51 |
67,78 |
228,17 |
Среда |
89,05 |
59,88 |
212,38 |
Четверг |
57,38 |
61,20 |
257,20 |
Пятница |
65,21 |
76,82 |
195,85 |
В среднем за неделю: |
69,7 |
66,6 |
256,1 |
Н
7914,5 ккал/неделя
а основании полученных результатов определены следующие выводы:
Проведенный математический анализ и работа с информационными источниками показала, что школьное меню действительно сбалансировано по всем потребляемым компонентам пищи- белкам, жирам, углеводам
Питаясь в школьной столовой (завтрак+обед), мы получаем достаточное количество калорий в виде продуктов питания и содержащихся в них питательных веществ в соответствии с возрастными группами.
Питание в школьной столовой является залогом высокой работоспособности обучающихся в ходе образовательного процесса.
В рацион питания необходимо включать продукты, разрешенные в для питания в образовательных учреждениях (приложение №4)
Следует ограничить употребление продуктов, не рекомендованных для питания в общеобразовательных учреждениях (приложение №3)
Заключение
Питание в школьной столовой достаточно сбалансировано и соответствует всем нормам потребления калорий детьми школьного возраста. Гипотеза о том, что меню школьной столовой составляется с учетом потребностей организма подростка, подтвердилась. Таким образом, я ещё раз убедилась, что математика не только интересная, но и полезная наука. Математические расчеты помогают нам сохранить своё здоровье.
Список используемой литературы и источников:
Энциклопедический словарь юного биолога, Москва, «Педагогика»,
1986.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/Методическое пособие.- М.: ОЛМА Групп, 2007.
Конь И. «Книга о здоровом питании школьников», М. «Просвещение» 2010 г.
http://pitanieinfo.ru/voda/polza-vody-dlya-organizma-cheloveka
https://massa.fm/znachenie-uglevodov/
http://fitdeal.ru/pravila-zdorovya/rezhim-pravilnogo-pitaniya.html
http://biofile.ru
Приложение №1
Расчет калорийности пищи
Приложение №2
Расчеты калорийности питания и содержания
питательных веществ в пище
Наименование блюда |
Масса порции |
Пищевые вещества (г) |
Каллорийность (ккал) |
|||
Б |
Ж |
У |
||||
10.12.2018г., понедельник Завтрак |
||||||
Чай с лимоном и сахаром |
200 |
0,20 |
0,10 |
13,90 |
55,00 |
|
Мед натуральный |
10 |
0,08 |
0,00 |
8,03 |
30,80 |
|
Каша молочная манная с маслом и сахаром |
200 |
4,80 |
11,00 |
25,90 |
214,90 |
|
Бутерброд с сыром |
20 |
7,10 |
13,50 |
15,00 |
211,50 |
|
Яблоко |
100 |
0,20 |
0,00 |
0,10 |
42,00 |
|
Всего: |
12,38 |
24,60 |
62,93 |
554,20 |
||
Обед |
||||||
Салат с белокочанной капусты (летне-осенний) |
80 |
1,50 |
3,60 |
7,40 |
67,00 |
|
Капуста тушёная(зимнее-весенний) |
100 |
3,90 |
3,70 |
29,20 |
158,00 |
|
Рассольник «Ленинградский» со сметаной |
250 |
2,40 |
5,70 |
15,70 |
126,00 |
|
Макаронные изделия отварные |
150 |
7,30 |
5,60 |
44,50 |
262,00 |
|
Печень по-строгановски |
80 |
20,9 |
16,10 |
3,60 |
244,00 |
|
Хлеб пшеничный |
40 |
3,60 |
0,60 |
26,70 |
113,20 |
|
Хлеб ржаной |
40 |
1,40 |
0,30 |
16,50 |
70,60 |
|
Напиток лимонный (апельсиновый) |
200 |
0,10 |
0,00 |
22,50 |
86,00 |
|
Всего: |
41,10 |
35,60 |
166,1 |
1126,8 |
||
Наименование блюда |
Масса порции |
Пищевые вещества (г) |
Каллорий ность (ккал) |
|||
Б |
Ж |
У |
||||
11.12.2018г., вторник Завтрак |
||||||
Молоко |
200 |
5,60 |
6,40 |
9,40 |
116,00 |
|
Запеканка творожная с маслом |
150 |
22,00 |
59,60 |
14,60 |
385,00 |
|
Мёд |
10 |
0,08 |
0,00 |
8,03 |
30,80 |
|
Яблоко |
100 |
0,20 |
0,00 |
0,10 |
42,00 |
|
Всего: |
27,68 |
66 |
32,13 |
573,8 |
||
Обед |
||||||
Помидор/огурец свежий (летне-осенний) |
70 |
0,7 |
3,6 |
3,5 |
47,0 |
|
Помидор/огурец солёный (Зимне-весенний) |
70 |
0,7 |
0,00 |
2,66 |
47,00 |
|
Суп картофельный с пшеном |
250 |
2,70 |
2,60 |
19,30 |
113,00 |
|
Картофель отварной с маслом |
230 |
4,50 |
4,80 |
31,90 |
193,0 |
|
Рыба тушеная в томате с овощами |
140 |
20,20 |
9,50 |
4,60 |
184,0 |
|
Хлеб пшеничный |
40 |
3,60 |
0,60 |
26,70 |
113,2 |
|
Хлеб ржаной |
40 |
1,40 |
0,30 |
16,50 |
70,60 |
|
Компот из смеси сухофруктов |
200 |
2,40 |
0,10 |
41,40 |
171,0 |
|
Всего: |
36.2 |
21,5 |
146,56 |
842,8 |
Наименование блюда |
Масса порции |
Пищевые вещества (г) |
Каллорийность (ккал) |
||
Б |
Ж |
У |
|||
12.12.18 среда Завтрак |
|||||
Чай с лимоном и сахаром |
200 |
0,20 |
0,10 |
13,90 |
55,00 |
Мед натуральный |
1 |
0,08 |
0,00 |
8,03 |
30,80 |
Каша молочная манная с масломаслом и сахаром |
200 |
4,80 |
11,00 |
25,90 |
214,90 |
Бутерброд с сыром |
30 |
7,10 |
13,50 |
15,00 |
211,50 |
Яблоко |
100 |
0,20 |
0,00 |
0,10 |
42,00 |
Всего: |
12,38 |
24,60 |
62,93 |
554,20 |
|
Обед |
|||||
Салат с белокочанной капусты (летне-осенний) |
80 |
1,50 |
3,60 |
7,40 |
67,00 |
Капуста тушёная(зимнее-весенний) |
100 |
3,90 |
3,70 |
29,20 |
158,00 |
Рассольник «Ленинградский» со сметаной |
250 |
2,40 |
5,70 |
15,70 |
126,00 |
Макаронные изделия отварные |
150 |
7,30 |
5,60 |
44,50 |
262,00 |
Печень по-строгановски |
80 |
20,9 |
16,10 |
3,60 |
244,00 |
Хлеб пшеничный |
40 |
3,60 |
0,60 |
26,70 |
113,20 |
Хлеб ржаной |
40 |
1,40 |
0,30 |
16,50 |
70,60 |
Напиток лимонный (апельсиновый) |
200 |
0,10 |
0,00 |
22,50 |
86,00 |
Всего: |
41,10 |
35,60 |
166,1 |
1126,8 |
|
Наименование блюда |
Масса порции |
Пищевые вещества (г) |
Каллорийность (ккал) |
||
Б |
Ж |
У |
|||
13.12.18 четверг Завтрак |
|||||
Молоко |
200 |
5,60 |
6,40 |
9,40 |
116,00 |
Запеканка творожная с маслом |
150 |
22,00 |
59,60 |
14,60 |
385,00 |
Мёд |
10 |
0,08 |
0,00 |
8,03 |
30,80 |
Яблоко |
100 |
0,20 |
0,00 |
0,10 |
42,00 |
Всего: |
27,88 |
66 |
32,03 |
573,8 |
|
Обед |
|||||
Помидор/огурец свежий (летне-осенний) |
70 |
0,7 |
3,2 |
3,5 |
47,0 |
Помидор/огурец солёный (Зимне-весенний) |
70 |
0,7 |
0,00 |
2,66 |
47,00 |
Суп картофельный с пшеном |
250 |
2,70 |
2,60 |
19,30 |
113,00 |
Картофель отварной с маслом |
230 |
4,50 |
4,80 |
31,90 |
193,00 |
Рыба тушеная в томате с овощами |
140 |
20,20 |
9,50 |
4,60 |
184,00 |
Хлеб пшеничный |
40 |
3,60 |
0,60 |
26,70 |
113,20 |
Хлеб ржаной |
40 |
1,40 |
0,30 |
16,50 |
70,60 |
Компот из смеси сухофруктов |
200 |
2,40 |
0,10 |
41,40 |
171,00 |
Всего |
35,50 |
21,1 |
143,5 |
889,8 |
|
Наименование блюда |
Масса порции |
Пищевые вещества (г) |
Каллорийность (ккал) |
||
Б |
Ж |
У |
|||
14.10.18 пятница Завтрак |
|||||
Молоко |
200 |
5,60 |
6,4 |
9,40 |
116,0 |
Мед натуральный |
10 |
0,08 |
0,00 |
8,03 |
30,80 |
Каша гречневая маслом и сахаром |
200 |
9,50 |
7,70 |
38,20 |
264,00 |
Пряник |
45 |
2,80 |
0,50 |
15,60 |
69,70 |
Яблоко |
100 |
5,60 |
6,4 |
9,40 |
116,0 |
Всего: |
23,58 |
21 |
80,63 |
596,5 |
|
Обед |
|||||
Салат «Степной» (летне-осенний) |
80 |
100,00 |
1,50 |
6,00 |
71,00 |
Салат «Студенческий» (зимне-весенний) |
80 |
100,00 |
3,70 |
10,50 |
107,00 |
Борщ с капустой и картофелем |
250 |
1,90 |
5,50 |
12,00 |
105,00 |
Каша рисовая рассыпчатая с маслом |
200 |
4,6 |
5,9 |
42,7 |
246 |
Котлета рубленая из птицы |
100 |
20,20 |
24,90 |
12,80 |
357,00 |
Хлеб пшеничный |
40 |
3,60 |
0,60 |
26,70 |
113,20 |
Хлеб ржаной |
40 |
1,40 |
0,30 |
16,50 |
70,60 |
Чай |
200 |
0,20 |
0,00 |
13,90 |
53,00 |
Всего: |
231,9 |
42,4 |
141,1 |
1122,8 |
Приложение №3
Список продуктов и блюд, которые не допускаются для реализации в организациях общественного питания образовательных учреждений
Кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты).
Молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных, а также не прошедшие первичную обработку и пастеризацию.
Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы.
Жареные во фритюре пищевые продукты и изделия;
Острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты.
Газированные напитки.
Заливные блюда (мясные и рыбные).
Холодные напитки и морсы (без термической обработки) из плодово-ягодного сырья.
Макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом.
Паштеты и блинчики с мясом и с творогом.
Первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления.
Приложение №4
Продукты и блюда , которые рекомендуются для реализациив организациях общественного питания образовательных учреждений
Большое количество полноценных белков содержится в рыбе. Белки рыбы легче перевариваются и усваиваются организмом, чем белки мяса. Также рыба содержит небольшое количество жира, в котором много витамина А и незаменимых жирных кислот. Многие виды рыб содержат йод. Количество рыбы в рационе школьников 40-60 г.
В хлебе содержится большое количество углеводов, белков, минеральных веществ и витаминов группы В. Не менее ценными по содержанию этих питательных веществ являются крупы, бобовые и макаронные изделия. Суточная норма крупы для школьников 30-35 г Овощи являются важнейшими источниками витаминов, минеральных
веществ, углеводов. Норма овощей 325-350 г в день.
Фрукты и ягоды – источники витаминов С и Р, органических кислот, минеральных солей и микроэлементов. В питании школьников должно быть не менее 250-500 г фруктов и ягод или консервированных продуктов.
Значительное место в меню школьных столовых должны занимать салаты из сырых овощей. Широко применяют холодные закуски из творога и сыра.Ассортимент супов школьных столовых мало отличается от обыкновенного.Борщ, щи из квашеной капусты, рассольник с крупой готовят по обычной технологии, но исключают специи и вместо уксуса при изготовлении борщей используют лимонную кислоту.
Значительное место в меню школьных столовых занимают картофельные супы (с крупами, бобовыми) и овощные. Отпускают их часто с мясными и рыбными фрикадельками. Значительное место отводится молочным супам с лапшой, вермишелью, макаронами, крупами, тыквой, разными овощами, клецками из пшеничной муки или манной крупы, а также овощным супам на молоке и протертым первым блюдам.
Овощные блюда готовят по обычной технологии преимущественно в
отварном и припущенном виде (картофель и капуста отварные) и тушеные. Иногда готовят жареные и запеченные блюда: овощные котлеты, различные запеканки и овощи, запеченные под соусами.
Для школьников готовят кулинарные изделия из рыбы, разделанной на филе с кожей без костей, или из рыбной рубки. Припущенную рыбу отпускают с соусом белым или томатным. Готовят рыбу, тушенную в масле и в соусе томатном с овощами. Гарниром к рыбным блюдам служат отварной картофель и картофельное пюре, дополнительно подают огурцы, помидоры, квашеную капусту, салат из капусты.
Мясные блюда готовят блюда из нежирной говядины и свинины, кролика, печени кур и реже из баранины по обычной технологии.
Большинство блюд приготовляют из мякоти без костей.
Используют все виды тепловой обработки, кроме жарки во
фритюре. В качестве гарнира используют овощные, картофельные, крупяные и макаронные блюда