С математикой за столом

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

С математикой за столом

Поликарпова А.С. 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП" Грайворонского городского округа Белгородской области
Новомлинская В.В. 1Мотайло М.В. 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Последнее время характеризуется значительным возрастанием интереса к проблеме питания человека, и это неудивительно, т.к. правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья.

Нарушение в питании детей, его несбалансированность и несвоевременность могут привести к задержке физического и психического развития, серьезным обменным нарушениям. Проблема питания ребенка – не только узкосемейная, не только медицинская – это проблема социальная, общественная, государственная.

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.

Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.

Если учесть, что большую часть времени мы проводим в школе, то и полноценно питаться  должны здесь же. Можно сказать, что наше здоровье зависит от школьного питания.

Школьное питание организовано таким образом, что все необходимые питательные вещества имеются в блюдах, предлагаемых учащимся в столовой.

Знание норм питания дает возможность подобрать такой качественный, и количественный состав пищи, при котором достигается наибольшая работоспособность и наилучшее состояние здоровья.

С целью выявления знаний обучающихся нашей школы по вопросам организации рационального питания было проведено анкетирование среди учащихся 9-х классов, в котором приняли участие 40 человек.

Результаты анкетирования представлены на диаграммах №1-4

Считаете ли Вы полезным и сбалансированным школьное питание?

Диаграмма №1

Устраивает ли тебя ежедневное меню, ассортимент продукции школьной столовой?

Диаграмма №2

Достаточно ли калорий, на твой взгляд, ты получаешь, питаясь в школьной столовой?

Диаграмма №3

Считаешь ли ты меню школьной столовой сбалансированным?

Диаграмма №4

Вывод: результаты анкетирования показали, что 84% обучающихся считают питание в школьной столовой энергетически сбалансированным и рациональным, при этом 63% опрошенных не устраивает ассортимент продукции школьной столовой (однообразные блюда, мало молочно-кислой продукции, фруктов и овощей). При этом 79% опрошенных считают, что школьное питание удовлетворяет их потребности в калорийности, расход которой снижается в течение учебного дня,69% школьников считают меню сбалансированным по содержанию нужных организму веществ-белков, жиров, углеводов.

Выявленная проблема в недостаточном удовлетворении школьниками предлагаемого ежедневного меню питания определила тему моей исследовательской работы

Цель исследования:выяснить, является ли рацион питания в нашей школе энергетически сбалансированным.

Задачи исследования:

Изучить литературу по проблеме рационального питания.

Показать роль правильного питания в жизни подростков.

Используя математические знания, доказать сбалансированность рациональность школьного питания в соответствии с учебными нагрузками

На основе полученных результатов сделать выводы, разработать рекомендации для одноклассников «Основы правильного питания школьника»

Объект исследования: меню школьной столовой.

Предмет исследования: изучение калорийности пищевых продуктов –основы школьного меню учебной недели

Гипотеза: меню школьной столовой составляется с учетом потребностей организма подростка

Методы исследования: Опрос, анализ литературы и интернет-источников по проблеме исследования, математические расчёты, табличная интерпретация расчетных данных, обработка и обобщение информации.

Практическая значимость работы состоит в определении калорийности ежедневно потребляемых в пищу продуктов питания из школьного меню и соотнесении ее с энергетическими затратами подросткового организма, а также создание рекомендаций школьной столовой для обеспечения полноценного и здорового питания.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Правильное питание – главное условие здорового образа жизни человека

Еще со времен Гиппократа пищу сравнивали с мощным лекарством, так как уже древние отмечали, что неправильное ее использование грозит серьезными осложнениями. Гиппократ писал о том, что надо знать все пищевые вещества и напитки, их свойства, а также соотношение количества принимаемой пищи с конституцией человека и его возрастом. Правильное питание – главное условие здорового образа жизни человека

Философскую концепцию правильного питания академик И. П. Павлов определил так: «Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое невнимание к еде есть неблагоразумие. И истина здесь, как и повсюду, лежит в середине».

Энциклопедический словарь медицинских терминов (изд. 1983 г.) так определяет правильное питание: сбалансированное питание при оптимальном режиме приема пищи, а сбалансированное питание — соответственно полноценное питание, характеризующееся оптимальными (т. е. соответствующими физиологическим потребностям организма) количеством и соотношением всех компонентов пищи.

Таким образом, питание считается правильным, если оно восполняет энергетические затраты организма, обеспечивает его потребность в пластических веществах, а также содержит все необходимые для жизнедеятельности витамины, макро-, микро-элементы, пищевые волокна, а сам пищевой рацион по количеству и набору продуктов соответствует ферментативным возможностям желудочно-кишечного тракта. В переводе с латыни слово «рацион» означает суточную порцию пищи, а слово «рациональный» — разумный, целесообразный.

Удовлетворение голода является одним из самых важных инстинктов организма, так как он гарантирует сохранение жизни. Следовательно, от того что мы едим, в каком количестве, когда и каким образом, зависит наша жизнь во всех её проявлениях и аспектах.

Питание человека – один из самых важных факторов, напрямую влияющих на здоровье человека. Неправильное питание приводит к нарушению функций как отдельных органов человека так и организма в целом. Пагубно влияет и неполноценная по составу пища, и недостаток пищи и ее переизбыток.

Именно поэтому питанию необходимо уделять внимание и прикладывать необходимые усилия для того чтобы оно было полноценным!

Здоровое правильное питание – это поступление в организм и усвоение тех веществ, которые необходимы для восполнения затраченной энергии, построения и восстановления тканей, регулирования работы всех органов и систем организма человека.

Компоненты рационального питания

С хематическое изображение основополагающих принципов здорового питания можно увидеть, посмотрев на пирамиду питания, разработанную зарубежными диетологами и одобренную российскими специалистами. В пирамиде питания представлены не конкретные продукты, а пять больших групп продуктов, что позволяет разнообразить свой рацион питания и выбирать те продукты, которые вам больше нравятся или подходят для вашего образа жизни. Сбалансировать свое питание, пользуясь пирамидой питания довольно просто ( Приложение №1)

Продукты в пирамиде питания условно разделяют на порции. Порция – это условная величина и может равняться, например 100 гр. или другой величине, которая более удобна вам. Количество порций необходимых конкретному человеку зависит от возраста, пола, комплектации, состояния здоровья и степени активности  конкретного человека.

Жир, соль, сахар, сладости (необходимо свести к минимуму)

Молочные продукты, йогурты, сыр (2-3 порции)

Мясные продукты, птица, рыба, бобы, яйца, орехи (2-3 порции)

Овощи и фрукты (5-9 порций)

Цельнозерновые продукты (6-11 порций)

 

Хлеб из цельных злаков, овсяные хлопья, рис и макаронные изделия

Это основа здорового питания. Эти продукты обеспечивают организм сложными углеводами, важным источником энергии. Цельнозерновая пища богата витаминами группы В, минералами и клетчаткой, необходимыми каждому человеку.

Овощи

Овощи обеспечивают нас витаминами, являются отличным источником белка, кроме того, они не богаты жирами.

Фрукты

Фрукты – богатый источник витаминов, в первую очередь витамина С. Это низкокалорийные продукты, практически не содержащие жиров.

Мясо, птица, рыба, сухие бобы, яйца и орехи

Животные продукты являются отличным источником белка, железа, цинка и витаминов группы В, так же как фасоль, орехи и семена.

Молоко, кефир, сыр, йогурт

Молочные продукты незаменимые источники кальция. Они также обеспечивают организм белками и витамином B12. Для употребления в пищу следует выбирать нежирные сорта молочных продуктов, поскольку в них содержится минимум холестерина, насыщенных жиров и, конечно же, калорий.

Жиры, масла и сладости

Эти продукты высококалорийны и очень питательны. Ими не следует злоупотреблять, но и полностью отказываться не стоит. В рационе обязательно должны присутствовать растительные масла, которые являются богатым источником витамина Е.

Все наше питание  можно разложить на несколько  групп: белки, жиры, углеводы, клетчатка, минеральные соли и витамины.

Белки необходимы нам для роста, восстановления и замещения тканей организма. Содержатся в бобовых (бобы, чечевица, горох) и крупах, а также в мясе, рыбе и молочных продуктах. 
Углеводы  – главный источник питания, но при избыточном поступлении в организм они откладываются в виде жира. Углеводы содержатся в злаках, крупах и корнеплодах в виде натуральных сахаров и крахмала. 
В жирах сконцентрированы запасы энергии, и она дают организму больше калорий, чем любые другие пищевые вещества. Насыщенные жиры содержатся главным образом в продуктах животного происхождения, в молочных продуктах и яйцах. В домашней птице, маргарине и оливковом масле содержатся много мононенасыщенных жирных кислот а в рыбе кукурузе и подсолнечном масле - полиненасыщенных. 
Клетчатка представляет собой остатки растительных продуктов, которые не усваиваются в пищеварительном тракте.
Витамины – это сложные химические соединения необходимые организму в крохотных количествах для регуляции обмена веществ и образовании энергии из углеводов и жиров. 
Минеральные соли. К ним относятся соли железа, калия кальция и натрия (в поваренной соли). Они нужны организму в минимальных количествах. 

Освоение школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности. Школьник, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжелый труд, но также и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание, удовлетворяющее метаболические потребности его организма.

3.Организация питания школьника

Организация питания подростков, школьников 7-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте.

Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.

При составлении рациона для школьников 7-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.

Основные требования к пищевому рациону:

энергетическая ценность рациона должна компенсировать энергозатраты организма, а в раннем онтогенезе – обеспечивать процессы роста и развития;

оптимальное количество сбалансированных между собой пищевых и биологически активных веществ;

хорошая усвояемость пищи, зависящая от состава и способа ее приготовления;

высокие органолептические свойства пищи (внешний вид, вкус, запах, цвет, температура);

разнообразие пищи;

способность пищи создавать чувство насыщения за счет объема, состава и кулинарной обработки;

-анитарно-эпидемическая безупречность и безвредность пищи

Калорийность рациона школьника должна быть следующей:

7-10 лет – 2400 ккал

11-13 лет – 2400 -2600 ккал

14-17лет – 2600-3000ккал

Питание школьника должно быть сбалансированным. Сбалансированное питание – это определенное соотношение в рационе всех компонентов питания. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4 

Однообразное питание, исключение на длительный срок отдельных групп пищевых продуктов нарушают сбалансированность пищевых компонентов, понижают усвояемость и синтез веществ.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1)Расчёт калорийности ежедневного меню школьной столовой

Режим питания школьника строится с учетом приемов пищи дома и в школе. Познакомившись с калорийностью продуктов, я решила подсчитать энергетическую ценность блюд, которые нам готовят в школьной столовой. Так как я учусь в первую смену, то придерживаюся следующего режима питания:

1 завтрак дома (7.30) – 20% калорийности суточного рациона;

2 завтрак в школе (11 часов) – 20% калорийности суточного рациона;

Обед дома (14-15 часов) – 35% калорийности суточного рациона;

Ужин дома (19-20 часов) – 25% калорийности суточного рациона.

Для того, чтобы восполнить расходы энергии в течение рабочего дня посредством приема пищи в виде завтрака и обеда в школьной столовой я рассчитала, какое количество энергии, белков, жиров и углеводов мы получаем в результате двухразового питания в школьной толовой. Для расчета были использованы официальные данные о суточной потребности данной возрастной категории обучающихся, представленные в таблице №2

Таблица №2

Суточная потребность в белках, жирах, углеводах и энергии

подростков 14-17 лет

Возраст 14-17 лет

Белки, г

Жиры, г

Углеводы,г

Энергетическая ценность, ккал

Юноши

100

100

400

2900

Девушки

90

90

360

2600

Мы знаем, что потребляемые калории распределяются следующим образом:

Завтрак - 30% от нормы

Обед – 40% от нормы

Ужин -30% от нормы

Исследуя перспективное меню на 2018-2019 учебный год, подсчитали количество съеденных белков, жиров, углеводов и их энергетическую ценность. Полученные результаты представлены в таблицах №3-7.

Таблица №3

Понедельник

Б, г

Ж, г

У,г

Энергетическая ценность, ккал

Завтрак

21,68

24,18

92,38

695,4

Обед

42,6

42,9

164,75

1193,4

Всего:

64,28

67,08

257,13

1888,8

Таблица №4

Вторник

Б, г

Ж, г

У,г

Энергетическая ценность, ккал

Завтрак

37,28

36,37

92,78

867,93

Обед

35,23

31,41

135,39

957,85

Всего:

72,51

67,78

228,17

1823,78

Таблица №5

Среда

Б, г

Ж, г

У,г

Энергетическая ценность, ккал

Завтрак

43,05

33,73

72,03

793,80

Обед

46,00

26,15

130,35

951,43

Всего:

89,05

59,88

202,38

1745,23

Таблица №6

Четверг

Б, г

Ж, г

У,г

Энергетическая ценность, ккал

Завтрак

19,58

23,60

101,05

737,20

Обед

37,80

37,60

156,15

1087,40

Всего:

57,38

61,20

257,20

1824,60

Таблица №7

Пятница

Б, г

Ж, г

У,г

Энергетическая ценность, ккал

Завтрак

28,52

30,72

40,81

589,6

Обед

36,69

46,10

145,04

1115,9

Всего:

65,21

76,82

185,85

1705,5

Рассчитаем распределение калорий потребляемых подростками в школьной столовой за завтраком и обедом в сравнении с нормой ( примерно 70% от суточной нормы)

Для юношей:

1888,8 : 2900 100% 65,1%

1823,78:2900 % 62,9%

1745,23 :2900 100% 60,2%

1824,60 : 2900 100% 62,9 %

1705,5: 2900 100% 58,8%

Для девушек:

1888,8 : 2600 100% 72,6%

1823,78 : 2600 100% 70,1%

1745,23 : 2600 100% 67,1%

1824,60 : 2600 100% 70,2%

1705,5 : 2600 100% 65,6%

Обобщенные результаты представлены в таблице №8

День недели

Энергетическая ценность, ккал

% от нормы для юношей

% от нормы для девушек

Понедельник

1888,8

65,1

72,6

Вторник

1823,78

62,9

70,1

Среда

1745,23

60,2

67,1

Четверг

1824,60

62,9

70,2

Пятница

1705,5

58,8

65,6

Аналогичные расчёты сделаем для белков, жиров и углеводов (завтрак и обед 70% от суточной нормы). Получаем, что за завтрак и обед в школе учащиеся должны получить в день количество питательных веществ, представленных в диаграмме №5

Диаграмма №5

По математическим расчетам данных перспективного школьного меню получили следующие данные, представленные в таблице № 9:

 

Белки, г

Жиры, г

Углеводы,г

Понедельник

64,28

67,08

267,13

Вторник

72,51

67,78

228,17

Среда

89,05

59,88

212,38

Четверг

57,38

61,20

257,20

Пятница

65,21

76,82

195,85

В среднем за неделю:

69,7

66,6

256,1

Н

7914,5 ккал/неделя

а основании полученных результатов определены следующие выводы:

Проведенный математический анализ и работа с информационными источниками показала, что школьное меню действительно сбалансировано по всем потребляемым компонентам пищи- белкам, жирам, углеводам

Питаясь в школьной столовой (завтрак+обед), мы получаем достаточное количество калорий в виде продуктов питания и содержащихся в них питательных веществ в соответствии с возрастными группами.

Питание в школьной столовой является залогом высокой работоспособности обучающихся в ходе образовательного процесса.

В рацион питания необходимо включать продукты, разрешенные в для питания в образовательных учреждениях (приложение №4)

Следует ограничить употребление продуктов, не рекомендованных для питания в общеобразовательных учреждениях (приложение №3)

Заключение

Питание в школьной столовой достаточно сбалансировано и соответствует всем нормам потребления калорий детьми школьного возраста. Гипотеза о том, что меню школьной столовой составляется с учетом потребностей организма подростка, подтвердилась. Таким образом, я ещё раз убедилась, что математика не только интересная, но и полезная наука. Математические расчеты помогают нам сохранить своё здоровье.

Список используемой литературы и источников:

Энциклопедический словарь юного биолога, Москва, «Педагогика»,

1986.

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/Методическое пособие.- М.: ОЛМА Групп, 2007.

Конь И. «Книга о здоровом питании школьников», М. «Просвещение» 2010 г.

http://pitanieinfo.ru/voda/polza-vody-dlya-organizma-cheloveka

https://massa.fm/znachenie-uglevodov/

http://fitdeal.ru/pravila-zdorovya/rezhim-pravilnogo-pitaniya.html

http://biofile.ru

Приложение №1

Расчет калорийности пищи

Приложение №2

Расчеты калорийности питания и содержания

питательных веществ в пище

Наименование блюда

Масса порции

Пищевые вещества (г)

Каллорийность (ккал)

Б

Ж

У

10.12.2018г., понедельник

Завтрак

         

Чай с лимоном и сахаром

200

0,20

0,10

13,90

55,00

Мед натуральный

10

0,08

0,00

8,03

30,80

Каша молочная манная с маслом

и сахаром

200

4,80

11,00

25,90

214,90

Бутерброд с сыром

20

7,10

13,50

15,00

211,50

Яблоко

100

0,20

0,00

0,10

42,00

Всего:

 

12,38

24,60

62,93

554,20

Обед

         

Салат с белокочанной капусты

(летне-осенний)

80

1,50

3,60

7,40

67,00

Капуста тушёная(зимнее-весенний)

100

3,90

3,70

29,20

158,00

Рассольник «Ленинградский» со сметаной

250

2,40

5,70

15,70

126,00

Макаронные изделия отварные

150

7,30

5,60

44,50

262,00

Печень по-строгановски

80

20,9

16,10

3,60

244,00

Хлеб пшеничный

40

3,60

0,60

26,70

113,20

Хлеб ржаной

40

1,40

0,30

16,50

70,60

Напиток лимонный (апельсиновый)

200

0,10

0,00

22,50

86,00

Всего:

 

41,10

35,60

166,1

1126,8

Наименование блюда

Масса порции

Пищевые вещества (г)

Каллорий

ность (ккал)

Б

Ж

У

11.12.2018г., вторник

Завтрак

         

Молоко

200

5,60

6,40

9,40

116,00

Запеканка творожная

с маслом

150

22,00

59,60

14,60

385,00

Мёд

10

0,08

0,00

8,03

30,80

Яблоко

100

0,20

0,00

0,10

42,00

Всего:

 

27,68

66

32,13

573,8

Обед

         

Помидор/огурец свежий

(летне-осенний)

70

0,7

3,6

3,5

47,0

Помидор/огурец солёный

(Зимне-весенний)

70

0,7

0,00

2,66

47,00

Суп картофельный с пшеном

250

2,70

2,60

19,30

113,00

Картофель отварной с маслом

230

4,50

4,80

31,90

193,0

Рыба тушеная в томате с овощами

140

20,20

9,50

4,60

184,0

Хлеб пшеничный

40

3,60

0,60

26,70

113,2

Хлеб ржаной

40

1,40

0,30

16,50

70,60

Компот из смеси сухофруктов

200

2,40

0,10

41,40

171,0

Всего:

 

36.2

21,5

146,56

842,8

Наименование блюда

Масса порции

Пищевые вещества (г)

Каллорийность (ккал)

Б

Ж

У

12.12.18 среда

Завтрак

         

Чай с лимоном и сахаром

200

0,20

0,10

13,90

55,00

Мед натуральный

1

0,08

0,00

8,03

30,80

Каша молочная манная с масломаслом и сахаром

200

4,80

11,00

25,90

214,90

Бутерброд с сыром

30

7,10

13,50

15,00

211,50

Яблоко

100

0,20

0,00

0,10

42,00

Всего:

 

12,38

24,60

62,93

554,20

Обед

         

Салат с белокочанной капусты

(летне-осенний)

80

1,50

3,60

7,40

67,00

Капуста тушёная(зимнее-весенний)

100

3,90

3,70

29,20

158,00

Рассольник «Ленинградский» со сметаной

250

2,40

5,70

15,70

126,00

Макаронные изделия отварные

150

7,30

5,60

44,50

262,00

Печень по-строгановски

80

20,9

16,10

3,60

244,00

Хлеб пшеничный

40

3,60

0,60

26,70

113,20

Хлеб ржаной

40

1,40

0,30

16,50

70,60

Напиток лимонный (апельсиновый)

200

0,10

0,00

22,50

86,00

Всего:

 

41,10

35,60

166,1

1126,8

Наименование блюда

Масса порции

Пищевые вещества (г)

Каллорийность (ккал)

Б

Ж

У

13.12.18 четверг

Завтрак

         

Молоко

200

5,60

6,40

9,40

116,00

Запеканка творожная

с маслом

150

22,00

59,60

14,60

385,00

Мёд

10

0,08

0,00

8,03

30,80

Яблоко

100

0,20

0,00

0,10

42,00

Всего:

 

27,88

66

32,03

573,8

Обед

         

Помидор/огурец свежий

(летне-осенний)

70

0,7

3,2

3,5

47,0

Помидор/огурец солёный

(Зимне-весенний)

70

0,7

0,00

2,66

47,00

Суп картофельный с пшеном

250

2,70

2,60

19,30

113,00

Картофель отварной с маслом

230

4,50

4,80

31,90

193,00

Рыба тушеная в томате с овощами

140

20,20

9,50

4,60

184,00

Хлеб пшеничный

40

3,60

0,60

26,70

113,20

Хлеб ржаной

40

1,40

0,30

16,50

70,60

Компот из смеси сухофруктов

200

2,40

0,10

41,40

171,00

Всего

 

35,50

21,1

143,5

889,8

Наименование блюда

Масса порции

Пищевые вещества (г)

Каллорийность (ккал)

Б

Ж

У

14.10.18 пятница

Завтрак

         

Молоко

200

5,60

6,4

9,40

116,0

Мед натуральный

10

0,08

0,00

8,03

30,80

Каша гречневая маслом и сахаром

200

9,50

7,70

38,20

264,00

Пряник

45

2,80

0,50

15,60

69,70

Яблоко

100

5,60

6,4

9,40

116,0

Всего:

 

23,58

21

80,63

596,5

Обед

         

Салат «Степной»

(летне-осенний)

80

100,00

1,50

6,00

71,00

Салат «Студенческий»

(зимне-весенний)

80

100,00

3,70

10,50

107,00

Борщ с капустой и картофелем

250

1,90

5,50

12,00

105,00

Каша рисовая рассыпчатая с маслом

200

4,6

5,9

42,7

246

Котлета рубленая из птицы

100

20,20

24,90

12,80

357,00

Хлеб пшеничный

40

3,60

0,60

26,70

113,20

Хлеб ржаной

40

1,40

0,30

16,50

70,60

Чай

200

0,20

0,00

13,90

53,00

Всего:

 

231,9

42,4

141,1

1122,8

Приложение №3

Список продуктов и блюд, которые не допускаются для реализации в организациях общественного питания образовательных учреждений

Кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты).

Молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных, а также не прошедшие первичную обработку и пастеризацию.

Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы.

Жареные во фритюре пищевые продукты и изделия;

Острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты.

Газированные напитки.

Заливные блюда (мясные и рыбные).

Холодные напитки и морсы (без термической обработки) из плодово-ягодного сырья.

Макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом.

Паштеты и блинчики с мясом и с творогом.

Первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления.

Приложение №4

Продукты и блюда , которые рекомендуются для реализациив организациях общественного питания образовательных учреждений

Большое количество полноценных белков содержится в рыбе. Белки рыбы легче перевариваются и усваиваются организмом, чем белки мяса. Также рыба содержит небольшое количество жира, в котором много витамина А и незаменимых жирных кислот. Многие виды рыб содержат йод. Количество рыбы в рационе школьников 40­-60 г.
В хлебе содержится большое количество углеводов, белков, минеральных веществ и витаминов группы В. Не менее ценными по содержанию этих питательных веществ являются крупы, бобовые и макаронные изделия. Суточная норма крупы для школьников 30­-35 г Овощи являются важнейшими источниками витаминов, минеральных
веществ, углеводов. Норма овощей 325­-350 г в день.
Фрукты и ягоды – источники витаминов С и Р, органических кислот, минеральных солей и микроэлементов. В питании школьников должно быть не менее 250­-500 г фруктов и ягод или консервированных продуктов.
Значительное место в меню школьных столовых должны занимать салаты из сырых овощей. Широко применяют холодные закуски из творога и сыра.Ассортимент супов школьных столовых мало отличается от обыкновенного.Борщ, щи из квашеной капусты, рассольник с крупой готовят по обычной технологии, но исключают специи и вместо уксуса при изготовлении борщей используют лимонную кислоту.

Значительное место в меню школьных столовых занимают картофельные супы (с крупами, бобовыми) и овощные. Отпускают их часто с мясными и рыбными фрикадельками. Значительное место отводится молочным супам с лапшой, вермишелью, макаронами, крупами, тыквой, разными овощами, клецками из пшеничной муки или манной крупы, а также овощным супам на молоке и протертым первым блюдам.
Овощные блюда готовят по обычной технологии преимущественно в
отварном и припущенном виде (картофель и капуста отварные) и тушеные. Иногда готовят жареные и запеченные блюда: овощные котлеты, различные запеканки и овощи, запеченные под соусами.
Для школьников готовят кулинарные изделия из рыбы, разделанной на филе с кожей без костей, или из рыбной рубки. Припущенную рыбу отпускают с соусом белым или томатным. Готовят рыбу, тушенную в масле и в соусе томатном с овощами. Гарниром к рыбным блюдам служат отварной картофель и картофельное пюре, дополнительно подают огурцы, помидоры, квашеную капусту, салат из капусты.
Мясные блюда готовят блюда из нежирной говядины и свинины, кролика, печени кур и реже из баранины по обычной технологии.
Большинство блюд приготовляют из мякоти без костей.

Используют все виды тепловой обработки, кроме жарки во
фритюре. В качестве гарнира используют овощные, картофельные, крупяные и макаронные блюда

Просмотров работы: 279