«Начальные геометрические сведения» - книга для слабовидящих детей

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Начальные геометрические сведения» - книга для слабовидящих детей

Михайлова В.М. 1
1МАОУ Селятинская СОШ №2
Андреева Л.С. 1
1МАОУ Селятинская СОШ №2
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.ВВЕДЕНИЕ

На Земле живут миллионы слепых и слабовидящих людей. Живут практически как мы с Вами, потому что у них есть способ писать и читать. Помог в этом незрячим людям французский учёный Луи Брайль, который создал специальный алфавит, основанный на комбинациях из шести прощупываемых точек.

С помощью нашего учебника попробуем освоить основы геометрии, руководствуясь азбукой Брайля.

Цели: изучить на практике использование и создание книг для незрячих людей.

Задачи:

Узнать историю возникновения азбуки Брайля

Рассмотреть книги для незрячих людей

Изучить материалы для создания книг по Брайлю

Попробовать собственноручно сделать учебник по основам геометрии для слепых людей

Актуальность: я хочу помочь слабовидящим людям и прочувствовать с помощью созданной мной книги их ощущения и восприятие этого мира. К сожалению, в современном обществе во многих семьях есть хотя бы один слабовидящий человек. Кто-то теряет зрение с возрастом или же из-за неосознанного и навсегда меняющего жизнь случая, а кто-то с рождения слеп. Нашу семью эта проблема тоже не обошла стороной. Мой дедушка начал терять зрение около трёх лет назад. Сейчас ему 80 лет и он ничего не видит. Происходило это постепенно и никто не мог остановить этот ужасный процесс. Я очень много рассказывала ему об азбуке Брайля и о книгах, созданных с помощью этого шрифта. Мы вместе заинтересовались данной темой, и я решила попробовать сотворить такое чудо сама. После полной готовности моей книги я дам почитать ее дедушке.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

2.1. История возникновения шрифта для слепых людей

Человечество уже давно начало задумываться об изобретении шрифта, благодаря которому люди, которые лишились зрения, смогли бы учиться наравне со зрячими. Среди первых ученных, которые заинтересовались судьбой слепых людей, являются: Араб-Эль Амид, Франсиско Лукас, Рампазетто, философ Гарсдерфер, Франсиско Лан, Валентин Гаюи, Франсуа Лезюэр,Иоганн Клейн, Никол Мар Шарль Барбье де ля Серр.

Философ Гарсдерфер в своих сочинениях рассказывает, как можно обучать слепых читать и писать грифелем на покрытых слоем воска таблицах.

Франсиско Лан создал точечный шрифт. Поле одного его знака делилось на девять частей, смотря в какой части и в каком количестве находились точки, определялось значение знака.

Валентин Гаюи создал рельефно-линейный шрифт.Сначала шрифт был передвижной, по типу типографского. Его набирали строчками, вставляя в гнезда, проделанные в доске. После узнавания букв, незрячий человек вставлял их последовательно в специальном наборном ящике также, как это делают наборщики в типографии. Но, к сожалению, эту азбуку невозможно было читать без помощи людей со зрением, которые помогали слепым справиться с оборудованием. Именно из-за этого Гаюи, придумал печатать рельефом на бумаге, что очень смягчило процедуру чтения. При печатании книг выпуклый шрифт вытеснялся на одной стороне бумаги, потом листы соединялись чистыми сторонами, сшивались и переплетались в книгу. Благодаря шрифту помимо букв, можно было изображать ноты и цифры.  Буквы были такие же, как и при письме для зрячих людей, но еще и украшены различными завитками, имели курсивную форму, что усложняло их осязательное восприятие.

Франсуа Лезюэр был учеником, а позже помощником Валентина Гаюи. Он видоизменил шрифт Гаюи, убрав все украшения и выпрямив буквы, что очень облегчило чувственное восприятие текста. Но шрифт Лезюэра, как и шрифты используемые ранее, был рельефно-линейным и не подходил для самостоятельного письма, а печатные книги можно было издавать только типографским путём.

Иоганн Клейн обогатил практику и теорию слепых разными приемами и методами обучения. Он изобрел свою «игольчатую» рельефную систему для чтения и письма слепых. В процессе создания шрифта Клейн опирался на практический опыт Гаюи. Знаки «игольчатого» шрифта повторяли буквы латиницы, то есть оставили форму «унциала» Гаюи, но изображались пунктирной линией. Каждай знак состоял из многочисленных точек. Из-за этого многие исследователи считают, что изобретение Клейна было переходным этапом от рельефно-линейного шрифта к рельефно-точечному.

Никол Мар Шарль Барбье де ля Серр создал свою шифровальную рельефно-точечную систему для сокрытия военных тайн и для чтения секретных донесений ночью. Именно из-за этого шрифт Барбье был назван «письмо в темноте». Один знак состоял из двенадцати точек, которые были расположены в два столбика. Им же была разработана таблица, которая состояла из 36 звуков. Она имела шесть строк, и на каждой можно было записать по шесть букв и звуков. Первый столбик по количеству точек показывал порядковую строку, второй — порядковый звук в этой строке. Шарль Барбье создал свой прибор — деревянную линейку с бороздками по всей длине, на которую клали лист, и подвижную металлическую скобу, крепившуюся сверху на лист и линейку.

2.2.История возникновения азбуки Брайля

Создателем современного письма слепых стал французский учитель Луи Брайль, который создал первое специальное образовательное учреждение для слепых детей. Луи родился в семье сапожника в январе 1809 года, уже в три года он полностью потерял зрение в результате воспаления глаз, начавшегося от того, что мальчик поранил глазное яблоко норным ножом. Когда мальчику было 11 лет, родители отправили его обучаться в Париж, в Институт для слепых детей. Когда Брайль испытал код Барбье, он ощутил его сложность, тогда у него возникла идея упростить этот код и создать новый, используя возможность человека воспринимать знание внешнего мира на ощупь.

Луи Брайль в возрасте 15 лет, разработал свой алфавит, в основу которого была положена система шести точек. Эта комбинация даёт возможность составить не более 64 вариаций. Букв в русском алфавите 33 и каждой в азбуке Брайля соответствует своё уникальное обозначение. Ещё 12 вариаций уходит на различные знаки препинания, а последние 12 – на математические знаки. Для того, чтобы отличать буквы от цифр, существует специальный знак, который ставится перед каждой цифрой. Все эти знаки выбиваются на плотных листах бумаги, с помощью специального прибора.

В 1837 году была выпущена первая книга «История Франции», напечатанная шрифтом Брайля. К нашему сожалению, эта книга не получила признания. Применять шрифт Брайля начали уже после смерти автора, в институте, в котором он обучался, только через два года после его смерти, а широкое использование еще позже.

За пределы Франции легендарное изобретение Брайля вышло только в 1854 году.

В 1869 году с использованием азбуки Брайля был напечатан первый роман «Лавка древностей».

В 1990 году Вашингтонский каталог охватил все существующие в мире системы письма для слепых.

В настоящее время с помощью шрифта Брайля слепые люди имеют возможность не только читать или писать, но и пользоваться Интернетом. Уже придумали устройство к компьютеру, которое превращает обычный текст в текст, написанный шрифтом Брайля.

2.3. Техника письма по азбуке Брайля

Техника письма и чтения по системе Брайля специфична в сравнении с техникой письма и чтения обычным шрифтом. Для того чтобы самостоятельно записать текст, незрячие люди с помощью специального прибора делают проколы справа налево, затем переворачивают лист и читают слева направо. Письмо осуществляется только движением кисти руки в определенном порядке: с правого края сверху вниз, а затем с левого края сверху вниз. Раньше Ленинградские ученые считали, что при письме лучше начинать с нижней точки, поскольку так не приходится отрывать руки от листа, а Московские — что нужно писать с верхней строчки. Сейчас уже все перешли на Московскую систему. В то время как точки накалываются правой рукой, указательный палец левой руки движется влево, отыскивая последующую клетку для следующего символа. Указательный палец левой руки остается в найденной клетке до момента перехода в эту клетку правой руки с грифелем, после чего палец левой руки снова сдвигается влево.

Использование осязательного контроля затруднено, так как для проверки написанного слепому человеку необходимо вынуть лист из прибора, перевернуть его и тактильно найти то, что написано, или читать написанное грифелем при закрытой крышке прибора Брайля, последовательно нащупывая грифелем в каждой клетке наколотые точки.

Качество контролируется также с помощью слухового восприятия, поскольку количество наколотых точек может быть отслежено по стуку грифеля в момент прокола бумаги. Концентрация внимания во время перемещения грифеля позволяет избежать недоколов или перколов, которые в системе Брайля совершенно искажают знак.

2.4. Техника чтения по азбуке Брайля

Чтение по системе Брайля осуществляется подушками указательных пальцев обеих рук, которые легко движутся слева направо по строке текста, а также немного перемещаются сверху вниз и обратно, при этом плотно прикрывают читаемые знаки. Указательным пальцем левой руки незрячие находят начало строки, с его помощью начинается восприятие текста, затем к указательному пальцу левой руки приставляют указательный палец правой руки, и часть текста строки читают обоими пальцами. Строчка не дочитывается до конца указательным пальцем левой руки, потому что это делается правой рукой. В то же время левая рука возвращается по строке назад, сдвигается на следующую строку и начинает чтение первой трети следующей строки. Когда правой рукой строка дочитывается, то её указательный палец вновь помещается перед указательным пальцем левой руки. Средний палец, безымянный и мизинец при чтении помогают ориентироваться на читаемой строке. Большими пальцами воспринимается конец раздела или страницы, в процессе прочтения они также сдвигаются ниже прочитываемой строки. Обе руки будут нести одинаковую нагрузку, если они правильно установлены.

3. Практическая часть

Познакомившись с особенностями азбуки Брайля я решила создать свою книгу «Начало геометрических сведений».

Рис1. Титульный лист

Для набора текста я использую бусинки одного размера, соблюдая четкую расстановку всех знаков для определенной буквы русского алфавита.

Чтобы моя книга была интересна, я решила ее проиллюстрировать. Для этого использовала различный материал: картон, соломинки, бамбуковые шампуры и пр. Главное условие при выборе материала – это безопасность при использовании и экологически чистые материалы.

Рис.2. Некоторые страницы из моей книги

Рис.3. Некоторые страницы из моей книги

Рис. 4 Знакомимся с чертежными инструментами

Так как книга создавалась в домашних условиях, то она получилась, не только экологически чистой и оригинальной, но еще и бюджетной. Для ее создания я использовала все подручные материалы, которые имеются в шкатулке у любой девочек.

Что же есть в содержании? Это знакомство с геометрией - я остановилась на основных понятиях, таких как:

точка,

прямая,

отрезок,

луч,

биссектриса угла,

треугольник,

окружность;

некоторые виды четырехугольников (квадрат, прямоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция).

В дальнейшем планирую создать книгу, где буду рассматривать:

виды треугольников,

признаки равенства треугольников,

признаки подобия треугольников,

свойства и признаки четырехугольников и другое.

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе своей работы я узнала, как с отсутствием зрения можно писать и читать. Изучила историю возникновения шрифта для слепых. Познакомилась с биографией и достижениями великого ученого Луи Брайля. Сама научилась читать по его азбуке. Заинтересовала всю свою семью этой интересной темой. Создала книгу «Начало геометрических сведений». Рассказала дедушке о том, что выяснила в ходе создания книги и дала попробовать ему свой готовый продукт. Я считаю, что справилась с поставленной задачей и сделала учебник с основами по геометрии, который может пригодиться в будущем слабо видящим или незрячим людям.

Список литературы:

https://alldef.ru/ru/articles/almanac-29/features-of-mastering-writing-and-reading-in-braille

https://www.liveinternet.ru/users/3422645/post307808040/

https://daily.afisha.ru/relationship/4873-nam-prihoditsya-prenebregat-vkusom-kak-rabotaet-izdatelstvo-dlya-nezryachih/

Просмотров работы: 173