Задача одна - методы решения разные

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Задача одна - методы решения разные

Усцелемова А.А. 1
1МБОУ СОШ №135
Бижова Т.В. 1
1МБОУ СОШ №135
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Работа «Задача одна - методы решения разные» состоит из следующих разделов: введение, основная часть (решение одной задачи разными способами), практикум (применение рациональных способов решения задач в быту), заключение и выводы, список использованной литературы.

Применяемые методы исследования:

работа с научно - популярной литературой, ресурсами сети Интернет;

экспериментальное решение задач;

решение, анализ.

Объект исследования: задачи на проценты, сплавы и смеси.

Предмет исследования: решение одной из задач несколькими способами.

Цель данного проекта: исследовать разные способы решения одной задачи и выбрать самый быстрый и рациональный.

В работе сформулирована гипотеза: существует множество способов решения одной и той же задачи.

Основные задачи исследования:

Найти разные способы решения одной и той же задачи;

сделать сравнительный анализ нескольких методов решения задачи;

предложить одноклассникам практикум по решению данной задачи;

применить полученные новые знания к решению задач в быту;

выявить самый рациональный способ решения задачи.

План исследования:

Решить задачу из категории "Проценты, сплавы и смеси" известным способом.

Предложить одноклассникам решить задачу любым способом.

Изучить другие способы решения данной задачи и рассказать их учащимся класса.

Выявить наиболее рациональный способ решения данной задачи.

Применить в быту разные способы решения задач на проценты, сплавы и смеси.

Актуальность исследования состоит в том, что многие девятиклассники, сдающие ОГЭ, не умеют решать задачи такого типа или тратят на их решение слишком много времени, а то и не решают вовсе. А ведь, если научиться решать такие задачи, то можно не только улучшить качество выполнения экзаменационной работы, но и применить свои знания в повседневной жизни.

В заключительной части работы подведены некоторые итоги. Выявлен самый рациональный способ решения задач при рассмотрении сразу нескольких способов. Он показан одноклассникам в качестве удобного решения задачи №22 из ОГЭ. Полученные знания применены на практике.

Введение

Среди задач, предлагающихся школьникам на ОГЭ и ЕГЭ, нередко попадаются такие, которые в школе на уроках математики не рассматриваются. Одним из типов таких задач являются задачи на растворы, смеси и сплавы, решение которых вызывают большие затруднения не только для успевающих учеников и отличников, но и большинства обучающихся. Будучи ученицей 9 класса, в ходе решения одного из вариантов пробного ОГЭ по математике, я столкнулась с этой проблемой при решении задачи №22, что толкнуло меня на поиск понятного и удобного решения подобных задач. Меня заинтересовала актуальность проблемы решения задач такого типа среди девятиклассников и я решила изучить более детально этот вопрос. Так возник проект «Задача одна – методы решения разные».

Свою работу над проектом я начала с решения вот такой задачи.

Задача: "Сплавили 2 кг цинка и меди, содержащего 20% цинка, и 6 кг сплава, содержащего 40% цинка. Найдите процентную концентрацию меди в полученном сплаве."

Решение:

1) 2:100 = 0,02кг - один процент сплава в 2 кг

2) 0,02 *20 = 0,4кг - цинка в сплаве в 2 кг

3) 6:100 = 0,06кг - один процент сплава в 6 кг

4) 0,06*40 = 2,4кг - цинка в сплаве в 6 кг

5) 2+6 = 8кг - вес полученного сплава

6) 0,4+2,4 = 2,8кг цинка в полученном сплаве

7) 8-2,8 = 5,2кг - меди в полученном сплаве

8) 5,2:8 = 0,65

0,65 = 65% меди в полученном сплаве

Ответ: 65%

Этот способ решения данной задачи оказался долгим и неудобным, хотя мне и удалось получить правильный ответ.

Затем я решила предложить решить эту задачу своим одноклассникам. Мне захотелось выяснить, сколько человек и за какое время ее решат и решат ли вообще. Результаты эксперимента были таковы: из 30 человек задачу решили всего 5 ребят, первый из них через 5 минут, последний за 15 минут. Проанализировав полученные результаты, я увидела, что большинство девятиклассников не знают, как решить эту задачу, а остальные решали ее достаточно длительное время (данные эксперимента см. в таблице).

Количество учащихся, справившихся с задачей

Количество учащихся, не справившихся с задачей

Время, затраченное на решение задачи

5

25

5 минут -1й,

7 минут -2й,

8 минут – 3й,

13,5 минут – 4й

15 минут - 5 й

Всего учащихся в классе: 30

Выполнили верно: 5 чел. – около 17%

Основная часть

Продолжив решать задачи, я погрузилась в поиски других способов решения и вот какие из них мне удалось найти.

I способ. Уравнение.

Составим уравнение по меди: в куске в 2 кг 100-20=80% меди, т.е. 0.8, а масса меди в этом куске (0,8*2)кг. В куске в 6 кг 100-40=60% меди,т.е. 0.6, масса меди в этом куске (0,6*6) кг. Масса всего сплава 2+6=8 кг.

Пусть х - процентное содержание меди в сплаве.

Составим и решим уравнение:

0,8*2 + 0,6*6 = 8х

1,6 + 3,6 = 8х

8х = 5,2

х = 0,65

0,65 = 65%

Ответ: 65%

II способ. Квадрат Пирсона.

Карл Пи́рсон — английский математик, статистик, биолог и философ; основатель математической статистики, один из основоположников биометрики. Автор свыше 650 опубликованных научных работ. В русскоязычных источниках его иногда называют Чарлз Пирсон. Родился 27 марта 1857 г.  в Уитбеке, графство Камберленд. После окончания гимназии в Хоуксхеде, Пирсон некоторое время работал школьным учителем в Хоуксхеде, после чего окончил школу в Линкольне. С юных лет увлёкся астрономией, самостоятельно сконструировал астрономические часы и модель Солнечной системы, которую использовал для публичных лекций. Пирсон в 1793 году поступил в Клэр-колледж Кембриджского университета, где из-за материальных трудностей получил статус sizar (студент, который получает определенную форму помощи, такие как питание, более низкие ставки сборов или жилье во время своего периода обучения), но, по-видимому, университет не окончил.

В 1817 году лорд-канцлер Элдон предоставил Пирсону должность пастора в Саут-Килворте, графство Лестершир.

С 1810 года У.Пирсон преподавал в частной школе для мальчиков в лондонском районе Ист-Шин, где создал астрономическую обсерваторию, в которой, в частности, измерил диаметры Солнца и Луны во время частного солнечного затмения 7 сентября 1820 года, с помощью одного из микрометров, изготовленных Д.Доллондом. Основание астрономического общества в Лондоне (позже — Королевского астрономического общества) во многом осуществилось благодаря усилиям У.Пирсона. Пирсон участвовал в разработке Устава и служил его казначеем в течение первых десяти лет существования общества. В 1819 году он был избран членом Королевского общества и получил степень Legum Doctor (почётного доктора права).

В 1821 году У. Пирсон оставил работу в школе в Ист-Шин и организовал постройку обсерватории в Саут-Килворте, графство Лестершир.

В обсерватории в Саут-Килворте Пирсон наблюдал покрытие Плеяд в июле и октябре 1821 года. В 1824 и 1829 он опубликовал 2-томный труд Введение в практическую астрономию (IntroductiontoPracticalAstronomy). В первом томе в основном содержатся таблицы редукции. Во втором томе представлены сложные описания и изображения различных астрономических инструментов (рисунки Дж. Фарея и гравюры Э.Террела) с инструкциями по их использованию. Пирсон получил золотую медаль Королевского астрономического общества 13 февраля 1829 за публикацию, которую сэр Джон Гершель называл «одной из самых важных и обширных работ по этому вопросу, который когда-либо был опубликован».

В 1830 году Пирсон был назначен в состав совета Королевской обсерватории в Гринвиче. В том же году при содействии деревенского математика Амвросия Кларка, Пирсон начал наблюдения и расчет покрытий 520 звезд. Он представил полученный каталог Королевскому астрономическому обществу 11 июня 1841 года.

Пирсон наблюдал комету Галлея 29 октября 1835 года, а в 1839 году он вывел значение величины наклонения эклиптики на основе собственных наблюдений.

У.Пирсон умер 6 сентября 1847 года в Саут-Килворте, в его честь установлена мемориальная табличка на местной церкви.

Как составить Квадрат Пирсона? Нужно записать массовые доли вещества в исходных растворах одну под другой (их обозначают ɷ1 и ɷ2). Справа от них записывают их массовую долю (ɷ3) в растворе, который нужно получить и вычитают по диагонали из большего числа меньшее. Еще правее записывают исходную массу каждого раствора (m1 - масса первого раствора, m2 - масса второго раствора).

Теперь по этому алгоритму записываем наше условие:

Пусть х % - концентрация конечного сплава, тогда

Концентрация Разности

концентраций Массы

исходных

сплавов

20% (40-х)% 2 кг

х %

40% (х-20)% 6 кг

Составим пропорцию:

- 20) х 2 = (40 – х) х 6

2х - 40 = 240 - 6х

8х = 280

х = 35

35% - массовая доля цинка в полученном сплаве

100-35= 65% меди в полученном сплаве

Ответ: 65%

III способ. «Рыба Магницкого».

Пусть х% - массовая доля цинка в полученном сплаве

Параметры конечного сплава Параметры исходных сплавов Доли исходных сплавов

в конечном сплаве

20%; 2 кг2 части

х

40%; 6 кг 6 частей

Составляем пропорцию:

Решение будет таким, как в предыдущем способе.

Ответ: 65%

IV способ. Формула.

K = (m/M) * 100%

K - Процентное содержание чистого вещества в сплаве, смеси, растворе

m - масса чистого вещества,M - Масса сплава, смеси, раствора

Пусть х - масса меди в первом сплаве, а у - масса меди во втором сплаве.

Подставим данные в формулу.

20% = х/2 * 100%

100х = 40

х = 0,4

0,4 кг - масса цинка в первом сплаве

40% = у/6 * 100%

100х = 240

х = 2,4

2,4 кг - масса цинка во втором сплаве.

1)2,4 + 0,4 = 2,8 (кг) - масса цинка в полученном сплаве.

2)8 - 2,8 = 5,2 (кг) - масса меди в полученном сплаве.

3)5,2/8 = 0,65

0,65 = 65% меди в полученном сплаве

Ответ: 65%

Практическая часть.

Иногда, в повседневной жизни нам нужны знания по решению задач на проценты, сплавы и смеси. Например, вы решили приготовить ужин, а в магазине продается только бутылочка массой 180г с 70%-ным раствором уксусной кислоты (эссенцией), который опасен для жизни. В пищу добавляют 9%-ный уксус. Сколько нужно добавить воды, чтобы получить 9%-ный уксус? Решим задачу методом "Квадрат Пирсона":

Пусть х г - количество воды, которое нужно добавить, тогда

70% (9-0)% 180 г

9%

0% (70-9)% х г

Составим и решим пропорцию:

(9-0)/(70-9) = 180/х

9/61 = 180/х

9х = 180*61

х = 1220

1220 г - количество воды, которое нужно добавить.

1220г = 1 кг 220 г.

Ответ: 1кг 220 г.

Может быть и другая ситуация. Для промывания желудка при отравлении используют перекись водорода 0,5%. В аптеках продается только пузырек 100мл с 3% концентрацией. Сколько нужно добавить вода для получения 0,5%-ной перекиси водорода?

Пусть х мл - количество воды, которое нужно добавить.

3% (0,5-0)% 100мл

0,5%

0% (3-0,5)% х мл

Составим и решим пропорцию:

(0,5-0)/(3-0,5) = 100/х

0,5/2,5 = 100/х

0,5х = 250

х = 500

500 мл - количество воды, которое нужно добавить.

Ответ: 500 мл

Заключение и выводы

Мой исследовательский проект поможет девятиклассникам решать

задачи на растворы, смеси и сплавы более понятным, рациональным,

интересным способом, а также будет полезен людям, сталкивающимся с

проблемой расчета процентов в повседневной жизни.

При написании данного проекта мне пришлось собрать множество новой для меня информации о решении всего одной задачи разными способами. Какой тип решения применять – выбор каждого, ведь для кого-то понятнее и проще одно решение, а для кого-то другое.

Для меня самым интересным, легким, быстрым и понятным оказался второй способ - Квадрат Пирсона. Но и другие решения были очень необычными и интересными. Выдвинутая мною гипотеза подтверждена.

Логическим завершением моей работы стал выпуск буклета (дидактических материалов) для школьников, в котором собраны несколько задач с ответами. Они помогут девятиклассникам потренироваться в решении подобных задач, тем самым лучше подготовиться к ОГЭ.

Список использованной литературы:

1) Е.Д. Куланин, В.П. Норин, с.Н. Федин, Ю.А. Шевченко. 3000 конкурсных задач по математике. – 5-е изд., испр.- М.: Айрис-пресс, 2002

2) www. matematika – shkolnikam.ru/splav.

3)https://oge.sdamgia.ru/

4) http://pomnipro.ru/memorypage10319/biography

Приложение (дидактические материалы).

Сплав олова с медью весом 12 кг содержит 45% меди. Сколько чистого олова надо добавить, чтобы получить сплав, содержащий 40% меди?

Морская вода содержит 8% (по весу) соли. Сколько килограммов пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы содержание соли в последней составило 5%?

Кусок сплава меди и цинка массой 36 кг содержит 45% меди. Какую массу меди следует добавить к этому куску, чтобы получить сплав, содержащий 60% меди?

В 2 литра 10- процентного раствора уксусной кислоты добавили 8 литров чистой воды. Определить процентное содержание уксусной кислоты в полученном растворе.

К раствору, содержащему 39 г соли, добавили 1000 г воды, после чего концентрация соли уменьшилась на 10%. найти первоначальную процентную концентрацию соли в растворе.

Имеется 200 г сплава, содержащего золото и серебро в отношении 2:3. Сколько граммов серебра надо добавить к этому сплаву, чтобы новый сплав содержал 80% серебра?

Имеются 2 слитка, содержащие медь. Масса второго слитка на 3 кг больше, чем масса первого. Процентное содержание меди в первом слитке - 10%, во втором – 40%. После сплавливания этих двух слитков получился слиток, процентное содержание меди в котором – 30%. Определить массу полученного слитка.

Имеется лом стали двух сортов, причем первый сорт содержит 105 никеля, второй – 30%. На сколько тонн стали больше нужно взять второго сорта, чем первого, чтобы получить 200 т стали с содержанием никеля 25%?

Ответы к задачам. 1. 1,5 кг. 2. 18 кг. 3. 13,5 кг. 4. 2% 5. 13% 6. 200 г.

7.9 кг. 8. на 100 т.

Просмотров работы: 1203