Математика в борьбе против курения

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Математика в борьбе против курения

Селифонтов Н.С. 1
1МБОУ "СОШ№9"
Горобец М.Н. 1
1МБОУ "СОШ №9"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сухие цифры.

Общенациональный мониторинг "Подростковое курение в России", проведенный в 2017 году, показал:

Россия является лидером подросткового курения, обгоняя Турцию и Мексику.

Количество сигарет в год на душу населения в нашей стране – 2 986 штук (включая младенцев).

Каждые 8 секунд в России умирает 1 человек от пристрастия к курению или от болезней, им вызванных.

Ежедневно 90 тысяч подростков от 12 до 18 лет в нашей стране начинают курить.

Каждый третий школьник России курит, а к окончанию школы цифра достигает 80%.

Каждый десятый из них – табакозависим.

Возраст начала курения за последние 10 лет снизился до 7-9 у мальчиков и до 11-12 лет у девочек.

33% детей курят постоянно. В день они выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет, юноши и девушки соответственно. К 18 годам все они страдают хроническими заболеваниями.

Среди подростков 14-17 лет курение стало излюбленным времяпрепровождением. В этой возрастной категории есть уже заядлые курильщики с 5-летним стажем. Между тем, установлено, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще. (Приложение 1. «Диаграмма № 1 и №2»).

По последней информации Всемирной Организации Здравоохранения, в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек.

В России борьба против курения не приносит желаемых результатов.

По данным Министерства здравоохранения России, россияне постепенно вымирают: увеличивается не только детская смертность, но и количество детей, рождающихся с психологическими отклонениями. Медики пришли к выводу, что наша нация в опасности. Мы – на грани угрозы национальной безопасности.

Данные обстоятельства определили актуальность моего проекта. Узнав статистику подросткового курения в России, я захотел разобраться и выяснить причины, почему мои сверстники портят свое здоровье, и что за этим последует.

В последнее время выходит в свет много интересных книг, статей и другой литературы, но, к сожалению, мои сверстники ими не интересуются. Значит, существует проблема: как же сделать так, чтобы ребятам стала интересна эта информация? Ведь всем важно, чтобы подросток сам, лично убедился в правдивости выводов медиков. Поэтому мне захотелось найти такие метод и формы, с помощью которых можно было бы наглядно и ненавязчиво рассказать моим сверстникам о вреде курения и помочь им, если не бросить, то хотя бы не начать курить.

Проанализировав документы Правительства, высказывания СМИ, деятельность волонтеров, я пришел к выводу, что необходима серьезная профилактическая работа, причем с самого раннего школьного возраста, работа ежедневная, в которой должны появляться новые, неизбитые, наглядные, правдивые и доступные методы и формы. И, на мой взгляд, таким методом может быть метод, основанный на решении задач на уроках математики, на занятиях по внеурочной деятельности и в кружковой работе, в основе которых лежат реальные данные, цифры и конкретные жизненные ситуации.

В ходе работы над проектом на этапе поиска и анализа информации мною было изучено большое количество литературы и Интернет-ресурсов, но мне не удалось найти такого сборника задач, в котором были бы собраны задачи, содержащие информацию со времен возникновения курения до сегодняшних дней. Следовательно, мой проект обладает высокой степенью новизны.

Я выдвинул гипотезу, чтос помощью цифр и фактов, реальных событий можно доказать, курение – это одна из самых страшных смертоносных привычек, которая постепенно, исподволь убивает человека.

Цель проекта: доказать губительное влияние курения при помощи решения математических задач и внести свой вклад в профилактику подросткового курения.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Выяснить, почему люди курят.

Изучить влияние табакокурения на организм подростка.

Выявить отношение школьников к данной проблеме.

Разработать и создать буклет «Математика против курения» и памятку;

Создать сборник задач «Математика в борьбе против курения».

Методы:

Изучение соответствующих документов. Анализ статистических данных.

Анкетирование школьников.

Обработка и анализ полученных результатов.

Объект: здоровье подростка.

Предмет: математические задачи как средство профилактики курения среди школьников.

Теоретическая часть проекта

3.1. Краткая историческая справка.

Табак был известен еще в древности в Европе, Азии и Африке, упоминался в древнекитайских летописях. До средних веков нашей эры курение табака было только частью религиозных ритуалов.

Его распространение среди народов мира связывают с именем Христофора Колумба, который в 1492 году завез его в Европу. Жители острова Куба сосали плотно свернутые листья растения Каоба, используя трубки для вдыхания курительной смеси – табако. От них и произошло слово табак. В 1559 г. францу зский посол в Португалии Жан Нике подарил королеве Екатерине Медичи, страдавшей мигренью, табачный порошок под названием Нико. Поэтому и названо основное вредное вещество табака – никотин. В 1585 г. табак был завезен англичанами через Архангельск в Россию. Курение получило распространение во всех странах и континентах. В 1604г. после опустошительного пожара в Москве, курение было запрещено под страхом смерти. В 1697 г. Петр I отменил запрет на курение, так как сам был заядлым курильщиком.

3.2. Состав табака.

В табачном дыме обнаружено до 6000 самых различных компонентов. 30 из них – натуральные яды, таких как кадмий, цианид водорода, аммиак, ртуть, ацетон, окись углерода и др. (Приложение 2. «Состав сигареты»).

Главный компонент табачного дыма – никотин. В малых дозах никотин вызывает возбуждение. В ХХ веке химики выделили это вещество в чистом виде и доказали, что никотин – сильнейший яд. Он легко проникает в кровь и накапливается в самых жизненно важных органах, разрушая их функции. Никотин всасывается слизистыми оболочками и разносится по всему организму в течение 21-23 секунд. Обезвреживается никотин в почках и печени.

Субъект

Смертельная доза никотина

Птицы (воробьи и голуби)

Если к их клюву лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином.

Кролик

капли.

Собака

½ капли.

Три взрослые лошади массой 500 кг

1 капля чистого никотина

Человек

2-4 капли

(однако внутривенно достаточно ввести никотин из 1 сигареты, чтобы вызвать смерть человека)

Задача.

Дым от одной сигареты содержит 5 мг яда никотина. Сколько яда примет человек за один день, выкурив 15 сигарет, если от каждой из них в его организм попадает 20% никотина?

Решение:

1)5 ∙ 15 = 75 (мг) ─ содержится никотина в 15 сигаретах.

2) 20% = 0,2;

75 ∙ 0,2 = 15 (мг) - примет человек за один день.

Ответ: 15 мг.

Задача.

В табачной смоле, собранной из 1000 папирос содержится 2 кг бензопирена. Этого достаточно, чтобы вызвать злокачественную опухоль у крысы или кролика. Сколько бензопирена содержится в 1 пачке (20 штук)?

Решение:

2 кг = 2000 г

2000:1000= 2 (г) бензопирена в 1 папиросе.

2 · 20 = 40 (г) бензопирена в 1 пачке.

Ответ: 40 г. бензопирена в 1 пачке папирос

Задача.

В табачном дыме содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм.

Определите % содержание самых ядовитых веществ ─ синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, ─ в одной сигарете. Если никотина 2%, а синильная кислота составляет половину от никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет 0,6 от количества табачного дегтя, а полоний – 2/3 от количества окиси углерода.

Решение:

2% = 0,02; 0,02 ∙ 0,5 = 0,01 = 1(%) ─ синильной кислоты ;

2 ∙ 7,5 = 15 (%) ─ табачного дёгтя ;

0,6 ∙ 15 = 9 (%) ─ окиси углерода ;

2/3∙ 9 = 6 (%) ─ полония.

Ответ: 1%, 15%, 9%, 6% соответственно.

3.3. Влияние табака на здоровье подростка.

Курение – привычная система действий, выражающая болезненное пристрастие человека к наркотическому веществу – никотину, содержащемуся в табаке (Википедия).

Задача. Курящие дети сокращают свою жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России около 60 лет.

Решение:

1)15% = 0,15

2) 0,15 ∙ 60 = 9.0 (лет)

3) 60 - 9 = 51 (год) - ожидаемая продолжительность курящего подростка.

Ответ: 51 год - ожидаемая продолжительность жизни курящего подростка.

По данным статистики, те, кто начинает ежедневно курить в подростковом возрасте, курят обычно всю оставшуюся жизнь. (Приложение. Диаграмма № 3).

Курение повышает риск развития заболеваний:

в 2-3 раза чаще сердечно-сосудистые заболевания;

в 15-30 раз – рак;

в 13 раз – стенокардия;

в 12 раз – инфаркт миокарда;

в 10 раз – язва желудка.

Подростки чаще болеют ОРЗ, бронхитами, астмами. кашлем, дисфункцией дыхательных путей, образованием мокроты, одышкой. У них страдает память, ухудшается острота зрения, истощаются нервные клетки, наступает быстрая утомляемость, повышается внутриглазное давление, возникает раздражительность, нарушается сон, преждевременное изнашивание сердечной мышцы, возникают поражения кожи.

К тому курение влияет не только на их здоровье, но и на успеваемость. Курение замедляет физическое и психическое развитие школьников. По словам О. де Бальзака «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации. Следовательно, я доказал вред курения.

3.4. Причины курения подростков.

Практическая часть работы над проектом

Изучив официальные данные, я задался вопросом:

Актуальна ли проблема курения подростков в нашей школе?

Есть ли у нас дети с хроническими заболеваниями?

Действительно ли, что курение влияет на успеваемость учеников?

Для этого я провел анонимное анкетирование среди учеников 5-7, 9-10 классов.

4.1. Результаты анкетирования.

Результаты анкетирования (Приложение .) позволили сделать вывод: из 106 опрошенных учеников курят 20 учеников, пробовали курить 29 ученик, курят мамы у 33 учеников, папы – у 87 учеников.

Проанализировав полученные данные, я выяснил:

31 % всех опрошенных пробовали хоть раз курить;

курят иногда или постоянно 21 % опрошенных;

большинство опрошенных признали, что дети начинают курить в возрасте 10 – 12 лет;

86 % родителей опрошенных подростков курят;

подавляющее большинство подростков безразличны к окружающим

их курящим людям, но 91 % уверены, что курение вредно для здоровья

20 % подростков не знают причин, приводящих к зависимости от

курения, и не уверены, что курение помогает отвлечься от нерешенных проблем (52 %);

77% всех опрошенных уверенно сказали, что информации о вреде

курения им достаточно.

Таким образом, ребята нашей школы имеют опыт курения.

Одна из причин возникновения вредной привычки - это пример родителей.

Очень немногие подростки знают состав табачного дыма, хотя большинство из них знают о вреде курения.

Это значит, подростки владеют информацией о вреде курения, но не осознают вред курения полностью или не принимают его всерьез.

Следовательно, проблема курения в нашей школе существует.

4.2. Разработка и создание наглядного материала.

Каждый день курящий или находящийся в курящей компании подросток, вдыхая страшные яды, постепенно убивает себя.

Вывод: необходимо знакомить подростков с действием табака на организм человека, формировать у них отрицательное отношение к курению, используя разные методы и формы.

Моей задачей было разработка и оформление

брошюры для пяти- и шестиклассников «О вреде курения языком

математики. Решение задач» 5-6 классы;

буклета «Я всегда помню ЭТО…» ;

памятки «КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО ВЫБОРА…

СЕГОДНЯ ТВОЙ ДЕНЬ!!! СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!!!»

Собран огромный статистический , медицинский и фактический материал, который лег в основу сборника задач для 5-9 классов «Математика и борьба против курения». Профилактика смертоносной привычки.

Сборник содержит задачи по истории возникновения и распространения табакокурения; о составе сигарет, разделы, раскрывающие связь курения с различными заболеваниями, о влиянии на достижения в спорте, работоспособность, окружающую среду. Также удалось составить задачи , решаемые с помощью уравнений. Содержит историческую, научную, медицинскую и фактическую информацию, материалы о пассивном и активном курении.

Задачи в проекте являются средством, при помощи которого школьники получают информацию об огромном вреде курения. Являются профилактикой смертельной привычки и путем формирования потребности к здоровому образу жизни.

Заключение.

Подводя итог проделанной работе, можно сделать вывод, что ситуация в школе не является критической. Сказывается проведение огромной воспитательной и профилактической работе, дням здоровья, спортивным соревнованиям.

Однако результаты анкетирования показали, что 15% учащихся не владеют информацией о вреде курения в достаточной степени. Поэтому мой проект на данном этапе был актуален.

Результаты работы над проектом

С целью профилактики табакокурения были разработаны и оформлены:

брошюра для пяти- и шестиклассников «О вреде курения языком

математики. Решение задач» 5-6 классы;

буклет «Я всегда помню ЭТО…» ;

памятка «КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО ВЫБОРА…

СЕГОДНЯ ТВОЙ ДЕНЬ!!! СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!!!»

сборник задач для 5-9 классов «Математика в борьбе против курения». Профилактика смертоносной привычки.

Проведено внеклассное мероприятие «Мы против курения» для учащихся 5 – 7 классов. Каждому классу подарили буклет и памятки,

Руководитель проекта, Горобец Марина Николаевна, провела в 5-7 классах уроки « Курить – здоровью вредить».

Вывод: решение математических задач помогло достичь цели проекта: доказать пагубность курения на организм подростка, используя метод решения математических задач. Поставленные при работе над проектомзадачи полностью выполнены.

В нашей школе есть еще ребята, которые курят, поэтому моя работа полезна и актуальна.

Повторное анкетирование, проведенное 5 апреля 2019 года, показало:

из тех же 106 опрошенных учеников курят 18 учеников, пробовали курить 29 ученик, курят мамы у 33 учеников, папы – у 87 учеников.

Проанализировав повторные данные, я пришел к выводу:

количество учеников, которые пробовали хоть раз курить, не изменилось;

количество учеников, которые курят иногда или постоянно снизилось на 2 % опрошенных;

количество курящих родителей сохранилось (86 %);

увеличился процент учеников которые уверены, что курение вредно для здоровья (91% до 93%0

19 % подростков не знают причин, приводящих к зависимости от

курения, и не уверены, что курение помогает отвлечься от нерешенных проблем (51 %) – уменьшилось на 1 %.

Вывод: я проделал нужную и полезную работу.

Я уверен, что вести борьбу с курением, решая математические задачи, включающие достоверные факты и факты из реальной жизни жизненно необходимо.

Дальнейшая работа над проектом

Проект – долгосрочый. В дальнейшем предстоит:

1.Разработать и провести внеклассное мероприятие, посвященное Всемирному дню борьбы с курением (31 мая). В рамках мероприятия провести конкурс стихов, сказок, рассказов, басен и тд. Сделать такие мероприятия регулярными.

2. Организовать встречу со школьной медсестрой.

3. Организовать встречу со специалистами (наркологом, врачом и т.д.) Объяснить, что если курить, значит – не жить!

4. В течение каждой четверти посвящать один из классных часов рассказам о пагубности курения (вредных привычек)

5. Ввести пятиминутки «Нет вредным привычкам» на уроках в преподавании каждого предмета.

6. Составить учебное пособие – презентацию для учащихся начальной школы, среднего звена и старшеклассников «Курить – значит не жить!»

7. Иллюстрировать сборник задач для 5-9 классов. Вести работу по составлению залач для учащихся старшей школы.

В заключении хочу сказать: «Моя работа несет достоверную информацию о влиянии курения на организм человека. Четко сформулированы аргументы против него. Составленные задачи доказали пагубность вредной привычки и необходимость профилактической работы. И тогда мы будем здоровыми, умными, успешными, а значит, СЧАСТЛИВЫМИ!»

Список используемой литературы

1. Александров А. А., Александрова В.Ю. «Курение и его профилактика в школе» - М. 2016.-96 с.

2. Буянова Н.Ю. «Я познаю мир» Детская энциклопедия: Медицина, под общ. ред. О.Г. Хини;. 2016.- 480с.

Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. «Азбука здоровья»: Книга для молодежи.

-М.: Профиздат, 1990. – 176с.

3. Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете

«Первое сентября», №26. 2018г.

4. Первичная профилактика табакокурения среди несовершеннолетних. М.: «Твоё время», 2014

5. П. А. Петров. Курение и болезни. 1981 г.

6. Ягодинский Н. В. Школьнику о вреде алкоголя и курения. М.: «Просвещение», 2008.

Электронные источники

1.ГИДУВ >> Электронная медиатека>> Что надо знать о вреде курения http://giduv.com/media/smoking

2. Законопроект о курении 25 января 2013.

http://www.spravkoved.ru/home/103-zakon-o-kurenii

3. stopsmok.ru/index.html

4. mednovosti.ru/

5. nosmoking.ru/

Приложение 1. Диаграммы

Диаграммы №1 и №2.

Диаграмма №3.

Приложение 2. « Состав сигареты».

Приложение 3. Причины курения подростков.

Приложение 4.

Сравнение состояния курящих и некурящих подростков.

Состояние подростка

Курящие

Некурящие

Нервные

14%

1%

Понижение слуха

13%

1%

1Плохая память

12%

1%

Плохое физическое состояние

12%

2%

5. Плохое умственное состояние

18%

1%

Нечистоплотны

12%

1%

Плохие отметки

18%

3%

Плохо соображают

19%

3%

Приложение 5.

Анкета

1. Ваше отношение к курению:

А) отрицательно

Б) положительно

В) безразлично

2. Есть ли в вашей семье курильщики

А) да

Б) нет

3. Пробовали ли вы курить?

А) да

Б) нет

4. Есть ли среди ваших друзей курильщики?

А) да

Б) нет

5. как вы относитесь к курящим подросткам?

А) положительно

Б) отрицательно

В) это их личное дело (безразлично)

6. хотели бы вы, чтобы ваши родственники, друзья бросили курить?

А) да

Б) нет

В) это их личное дело

7. что вы знаете о вреде курения?

А) достаточно много

Б) знаю, но недостаточно

В) почти ничего не знаю

8. подростки начинают курить (выберите причину)

А) чтобы выглядеть более взрослыми

Б) чтобы не выделяться в компании

В) это доставляет им удовольствие

9 курение – это

А) болезнь

Б) вредная привычка

В) увлечение

Вопрос анкеты

5а (20 человек)

6в (19 человек)

7б (15 человек)

7в (21 человек)

9а (16 человек)

10 (19 человек)

1. Ваше отношение к курению:

А) отрицательно

Б) положительно

В) безразлично

А) 20 (100%)

Б) 0

В) 0

А) 16 (84%)

Б) 0

В) 3 (16%)

А)10 (67%)

Б) 0

В) 5 (33%)

А) 17 (89,5%)

Б) 0

В) 2 (10,5%)

А) 13 (81%)

Б) 2 (15%)

В) 1 (4%)

А) 16 (55%)

Б) 1 (3%)

В) 12 (42%)

2. Есть ли в вашей семье курильщики

А) да

Б) нет

А)15 (79%)

Б) 4 (21%)

А)15 (79%)

Б) 4 (21%)

А) 15 (100%)

Б) 0

А)13 (68%)

Б) 6 (32%)

А) 11(85%)

Б) 5 (15%)

А) 20 (69%)

Б) 9 (31%)

3. Пробовали ли вы курить?

А) да

Б) нет

А) 0

Б) 20 (100%)

А) 6 (27%)

Б) 13 (73%)

А) 7 (47%)

Б) 8 (53%)

А) 7 (37%)

Б) 12 (63%)

А) 11 (85%)

Б) 5 (15%)

А) 19 (65,5%)

Б) 10 (34,5%)

4. Есть ли среди ваших друзей курильщики?

А) да

Б) нет

А)2 (10%)

Б) 19 (83%)

А)9 (47%)

Б) 10 (53%)

А) 13 (87%)

Б) 2 (13%)

А) 11 (58%)

Б) 8 (42%)

А) 16 (100%)

Б) 0

А) 26 (90%)

Б) 3 (10%)

5. как вы относитесь к курящим подросткам?

А) положительно

Б) отрицательно

В) это их личное дело (безразлично)

А) 20 (100%)

Б) 0

В) 0

А) 19 (100%)

Б) 0

В) 0

А) 0

Б) 11 (73%)

В) 4 (27%)

А) 1 (5%)

Б) 11 (58%)

В) 7 (37%)

А) 2 (13%)

Б) 0

В) 14 (87%)

А) 4 (12%)

Б)10 (30%)

В) 15 (48%)

6. хотели бы вы, чтобы ваши родственники, друзья бросили курить?

А) да

Б) нет

В) это их личное дело

А) 20 (100%)

Б) 0

В) 0

А) 15 (79%)

Б) 0

В) 4 (21%)

А) 14 (93%)

Б) 0

В) 1 (7%)

А) 15 (79%)

Б) 0

В) 4 (21%)

А) 11 (85%)

Б) 0

В) 5 (15%)

А) 16 (55%)

Б) 0

В) 13 (45%)

7. что вы знаете о вреде курения?

А) достаточно много

Б) знаю, но недостаточно

В) почти ничего не знаю

А) 12 (63%)

Б) 7 (37%)

В) 1 (0,05%)

А) 12 (63%)

Б) 0

В) 7 (37%)

А) 10 (67%)

Б) 5 (33%)

В) 0

А) 15 (79%)

Б) 4 (21%)

В) 0

А) 11 (85%)

Б) 5 (15%)

В) 0

А) 22 (76%)

Б) 7 (24%)

В) 0

8. подростки начинают курить (выберите причину)

А) чтобы выглядеть более взрослыми

Б) чтобы не выделяться в компании

В) это доставляет им удовольствие

А)12 (63%)

Б) 6 (31%)

В) 2 (10%)

А)12 (63%)

Б) 6 (31%)

В) 1 (6%)

А) 12 (80%)

Б) 3 (20%)

В) 0

А) 15 (79%)

Б) 3 (16%)

В) 1 (5%)

А) 12 (75%)

Б) 1 (4%)

В) 3 (11%)

А) 12 (41%)

Б) 11 (38%)

В) 6 (21%)

9 курение – это

А) болезнь

Б) вредная привычка

В) увлечение

А) 7 (32%)

Б) 2 (10%)

В) 11 (58%)

А) 6 (31%)

Б) 2 (10%)

В) 11 (59%)

А) 5 (33%)

Б) 10 (67%)

В) 0

А) 12 (63%)

Б) 5 (26%)

В) 2 (10%)

А) 2 (12%)

Б) 14 (87%)

В) 0

А) 8 (28%)

Б) 21 (72%)

В) 0

Приложение 6.

Анкетирование. 10 «А» класс

Внеклассное мероприятие «Мы против курения». 9»А»,10 «А» класс

Анкетирование. 5 «А» класс

Решение задач.7 «А» класс

Просмотров работы: 181