Введение
Сухие цифры.
Общенациональный мониторинг "Подростковое курение в России", проведенный в 2017 году, показал:
Россия является лидером подросткового курения, обгоняя Турцию и Мексику.
Количество сигарет в год на душу населения в нашей стране – 2 986 штук (включая младенцев).
Каждые 8 секунд в России умирает 1 человек от пристрастия к курению или от болезней, им вызванных.
Ежедневно 90 тысяч подростков от 12 до 18 лет в нашей стране начинают курить.
Каждый третий школьник России курит, а к окончанию школы цифра достигает 80%.
Каждый десятый из них – табакозависим.
Возраст начала курения за последние 10 лет снизился до 7-9 у мальчиков и до 11-12 лет у девочек.
33% детей курят постоянно. В день они выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет, юноши и девушки соответственно. К 18 годам все они страдают хроническими заболеваниями.
Среди подростков 14-17 лет курение стало излюбленным времяпрепровождением. В этой возрастной категории есть уже заядлые курильщики с 5-летним стажем. Между тем, установлено, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще. (Приложение 1. «Диаграмма № 1 и №2»).
По последней информации Всемирной Организации Здравоохранения, в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек.
В России борьба против курения не приносит желаемых результатов.
По данным Министерства здравоохранения России, россияне постепенно вымирают: увеличивается не только детская смертность, но и количество детей, рождающихся с психологическими отклонениями. Медики пришли к выводу, что наша нация в опасности. Мы – на грани угрозы национальной безопасности.
Данные обстоятельства определили актуальность моего проекта. Узнав статистику подросткового курения в России, я захотел разобраться и выяснить причины, почему мои сверстники портят свое здоровье, и что за этим последует.
В последнее время выходит в свет много интересных книг, статей и другой литературы, но, к сожалению, мои сверстники ими не интересуются. Значит, существует проблема: как же сделать так, чтобы ребятам стала интересна эта информация? Ведь всем важно, чтобы подросток сам, лично убедился в правдивости выводов медиков. Поэтому мне захотелось найти такие метод и формы, с помощью которых можно было бы наглядно и ненавязчиво рассказать моим сверстникам о вреде курения и помочь им, если не бросить, то хотя бы не начать курить.
Проанализировав документы Правительства, высказывания СМИ, деятельность волонтеров, я пришел к выводу, что необходима серьезная профилактическая работа, причем с самого раннего школьного возраста, работа ежедневная, в которой должны появляться новые, неизбитые, наглядные, правдивые и доступные методы и формы. И, на мой взгляд, таким методом может быть метод, основанный на решении задач на уроках математики, на занятиях по внеурочной деятельности и в кружковой работе, в основе которых лежат реальные данные, цифры и конкретные жизненные ситуации.
В ходе работы над проектом на этапе поиска и анализа информации мною было изучено большое количество литературы и Интернет-ресурсов, но мне не удалось найти такого сборника задач, в котором были бы собраны задачи, содержащие информацию со времен возникновения курения до сегодняшних дней. Следовательно, мой проект обладает высокой степенью новизны.
Я выдвинул гипотезу, чтос помощью цифр и фактов, реальных событий можно доказать, курение – это одна из самых страшных смертоносных привычек, которая постепенно, исподволь убивает человека.
Цель проекта: доказать губительное влияние курения при помощи решения математических задач и внести свой вклад в профилактику подросткового курения.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Выяснить, почему люди курят.
Изучить влияние табакокурения на организм подростка.
Выявить отношение школьников к данной проблеме.
Разработать и создать буклет «Математика против курения» и памятку;
Создать сборник задач «Математика в борьбе против курения».
Методы:
Изучение соответствующих документов. Анализ статистических данных.
Анкетирование школьников.
Обработка и анализ полученных результатов.
Объект: здоровье подростка.
Предмет: математические задачи как средство профилактики курения среди школьников.
Теоретическая часть проекта
3.1. Краткая историческая справка.
Табак был известен еще в древности в Европе, Азии и Африке, упоминался в древнекитайских летописях. До средних веков нашей эры курение табака было только частью религиозных ритуалов.
Его распространение среди народов мира связывают с именем Христофора Колумба, который в 1492 году завез его в Европу. Жители острова Куба сосали плотно свернутые листья растения Каоба, используя трубки для вдыхания курительной смеси – табако. От них и произошло слово табак. В 1559 г. францу зский посол в Португалии Жан Нике подарил королеве Екатерине Медичи, страдавшей мигренью, табачный порошок под названием Нико. Поэтому и названо основное вредное вещество табака – никотин. В 1585 г. табак был завезен англичанами через Архангельск в Россию. Курение получило распространение во всех странах и континентах. В 1604г. после опустошительного пожара в Москве, курение было запрещено под страхом смерти. В 1697 г. Петр I отменил запрет на курение, так как сам был заядлым курильщиком.
3.2. Состав табака.
В табачном дыме обнаружено до 6000 самых различных компонентов. 30 из них – натуральные яды, таких как кадмий, цианид водорода, аммиак, ртуть, ацетон, окись углерода и др. (Приложение 2. «Состав сигареты»).
Главный компонент табачного дыма – никотин. В малых дозах никотин вызывает возбуждение. В ХХ веке химики выделили это вещество в чистом виде и доказали, что никотин – сильнейший яд. Он легко проникает в кровь и накапливается в самых жизненно важных органах, разрушая их функции. Никотин всасывается слизистыми оболочками и разносится по всему организму в течение 21-23 секунд. Обезвреживается никотин в почках и печени.
Субъект |
Смертельная доза никотина |
Птицы (воробьи и голуби) |
Если к их клюву лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. |
Кролик |
капли. |
Собака |
½ капли. |
Три взрослые лошади массой 500 кг |
1 капля чистого никотина |
Человек |
2-4 капли (однако внутривенно достаточно ввести никотин из 1 сигареты, чтобы вызвать смерть человека) |
Задача.
Дым от одной сигареты содержит 5 мг яда никотина. Сколько яда примет человек за один день, выкурив 15 сигарет, если от каждой из них в его организм попадает 20% никотина?
Решение:
1)5 ∙ 15 = 75 (мг) ─ содержится никотина в 15 сигаретах.
2) 20% = 0,2;
75 ∙ 0,2 = 15 (мг) - примет человек за один день.
Ответ: 15 мг.
Задача.
В табачной смоле, собранной из 1000 папирос содержится 2 кг бензопирена. Этого достаточно, чтобы вызвать злокачественную опухоль у крысы или кролика. Сколько бензопирена содержится в 1 пачке (20 штук)?
Решение:
2 кг = 2000 г
2000:1000= 2 (г) бензопирена в 1 папиросе.
2 · 20 = 40 (г) бензопирена в 1 пачке.
Ответ: 40 г. бензопирена в 1 пачке папирос
Задача.
В табачном дыме содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм.
Определите % содержание самых ядовитых веществ ─ синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, ─ в одной сигарете. Если никотина 2%, а синильная кислота составляет половину от никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет 0,6 от количества табачного дегтя, а полоний – 2/3 от количества окиси углерода.
Решение:
2% = 0,02; 0,02 ∙ 0,5 = 0,01 = 1(%) ─ синильной кислоты ;
2 ∙ 7,5 = 15 (%) ─ табачного дёгтя ;
0,6 ∙ 15 = 9 (%) ─ окиси углерода ;
2/3∙ 9 = 6 (%) ─ полония.
Ответ: 1%, 15%, 9%, 6% соответственно.
3.3. Влияние табака на здоровье подростка.
Курение – привычная система действий, выражающая болезненное пристрастие человека к наркотическому веществу – никотину, содержащемуся в табаке (Википедия).
Задача. Курящие дети сокращают свою жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России около 60 лет.
Решение:
1)15% = 0,15
2) 0,15 ∙ 60 = 9.0 (лет)
3) 60 - 9 = 51 (год) - ожидаемая продолжительность курящего подростка.
Ответ: 51 год - ожидаемая продолжительность жизни курящего подростка.
По данным статистики, те, кто начинает ежедневно курить в подростковом возрасте, курят обычно всю оставшуюся жизнь. (Приложение. Диаграмма № 3).
Курение повышает риск развития заболеваний:
в 2-3 раза чаще сердечно-сосудистые заболевания;
в 15-30 раз – рак;
в 13 раз – стенокардия;
в 12 раз – инфаркт миокарда;
в 10 раз – язва желудка.
Подростки чаще болеют ОРЗ, бронхитами, астмами. кашлем, дисфункцией дыхательных путей, образованием мокроты, одышкой. У них страдает память, ухудшается острота зрения, истощаются нервные клетки, наступает быстрая утомляемость, повышается внутриглазное давление, возникает раздражительность, нарушается сон, преждевременное изнашивание сердечной мышцы, возникают поражения кожи.
К тому курение влияет не только на их здоровье, но и на успеваемость. Курение замедляет физическое и психическое развитие школьников. По словам О. де Бальзака «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации. Следовательно, я доказал вред курения.
3.4. Причины курения подростков.
Практическая часть работы над проектом
Изучив официальные данные, я задался вопросом:
Актуальна ли проблема курения подростков в нашей школе?
Есть ли у нас дети с хроническими заболеваниями?
Действительно ли, что курение влияет на успеваемость учеников?
Для этого я провел анонимное анкетирование среди учеников 5-7, 9-10 классов.
4.1. Результаты анкетирования.
Результаты анкетирования (Приложение .) позволили сделать вывод: из 106 опрошенных учеников курят 20 учеников, пробовали курить 29 ученик, курят мамы у 33 учеников, папы – у 87 учеников.
Проанализировав полученные данные, я выяснил:
31 % всех опрошенных пробовали хоть раз курить;
курят иногда или постоянно 21 % опрошенных;
большинство опрошенных признали, что дети начинают курить в возрасте 10 – 12 лет;
86 % родителей опрошенных подростков курят;
подавляющее большинство подростков безразличны к окружающим
их курящим людям, но 91 % уверены, что курение вредно для здоровья
20 % подростков не знают причин, приводящих к зависимости от
курения, и не уверены, что курение помогает отвлечься от нерешенных проблем (52 %);
77% всех опрошенных уверенно сказали, что информации о вреде
курения им достаточно.
Таким образом, ребята нашей школы имеют опыт курения.
Одна из причин возникновения вредной привычки - это пример родителей.
Очень немногие подростки знают состав табачного дыма, хотя большинство из них знают о вреде курения.
Это значит, подростки владеют информацией о вреде курения, но не осознают вред курения полностью или не принимают его всерьез.
Следовательно, проблема курения в нашей школе существует.
4.2. Разработка и создание наглядного материала.
Каждый день курящий или находящийся в курящей компании подросток, вдыхая страшные яды, постепенно убивает себя.
Вывод: необходимо знакомить подростков с действием табака на организм человека, формировать у них отрицательное отношение к курению, используя разные методы и формы.
Моей задачей было разработка и оформление
брошюры для пяти- и шестиклассников «О вреде курения языком
математики. Решение задач» 5-6 классы;
буклета «Я всегда помню ЭТО…» ;
памятки «КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО ВЫБОРА…
СЕГОДНЯ ТВОЙ ДЕНЬ!!! СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!!!»
Собран огромный статистический , медицинский и фактический материал, который лег в основу сборника задач для 5-9 классов «Математика и борьба против курения». Профилактика смертоносной привычки.
Сборник содержит задачи по истории возникновения и распространения табакокурения; о составе сигарет, разделы, раскрывающие связь курения с различными заболеваниями, о влиянии на достижения в спорте, работоспособность, окружающую среду. Также удалось составить задачи , решаемые с помощью уравнений. Содержит историческую, научную, медицинскую и фактическую информацию, материалы о пассивном и активном курении.
Задачи в проекте являются средством, при помощи которого школьники получают информацию об огромном вреде курения. Являются профилактикой смертельной привычки и путем формирования потребности к здоровому образу жизни.
Заключение.
Подводя итог проделанной работе, можно сделать вывод, что ситуация в школе не является критической. Сказывается проведение огромной воспитательной и профилактической работе, дням здоровья, спортивным соревнованиям.
Однако результаты анкетирования показали, что 15% учащихся не владеют информацией о вреде курения в достаточной степени. Поэтому мой проект на данном этапе был актуален.
Результаты работы над проектом
С целью профилактики табакокурения были разработаны и оформлены:
брошюра для пяти- и шестиклассников «О вреде курения языком
математики. Решение задач» 5-6 классы;
буклет «Я всегда помню ЭТО…» ;
памятка «КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО ВЫБОРА…
СЕГОДНЯ ТВОЙ ДЕНЬ!!! СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!!!»
сборник задач для 5-9 классов «Математика в борьбе против курения». Профилактика смертоносной привычки.
Проведено внеклассное мероприятие «Мы против курения» для учащихся 5 – 7 классов. Каждому классу подарили буклет и памятки,
Руководитель проекта, Горобец Марина Николаевна, провела в 5-7 классах уроки « Курить – здоровью вредить».
Вывод: решение математических задач помогло достичь цели проекта: доказать пагубность курения на организм подростка, используя метод решения математических задач. Поставленные при работе над проектомзадачи полностью выполнены.
В нашей школе есть еще ребята, которые курят, поэтому моя работа полезна и актуальна.
Повторное анкетирование, проведенное 5 апреля 2019 года, показало:
из тех же 106 опрошенных учеников курят 18 учеников, пробовали курить 29 ученик, курят мамы у 33 учеников, папы – у 87 учеников.
Проанализировав повторные данные, я пришел к выводу:
количество учеников, которые пробовали хоть раз курить, не изменилось;
количество учеников, которые курят иногда или постоянно снизилось на 2 % опрошенных;
количество курящих родителей сохранилось (86 %);
увеличился процент учеников которые уверены, что курение вредно для здоровья (91% до 93%0
19 % подростков не знают причин, приводящих к зависимости от
курения, и не уверены, что курение помогает отвлечься от нерешенных проблем (51 %) – уменьшилось на 1 %.
Вывод: я проделал нужную и полезную работу.
Я уверен, что вести борьбу с курением, решая математические задачи, включающие достоверные факты и факты из реальной жизни жизненно необходимо.
Дальнейшая работа над проектом
Проект – долгосрочый. В дальнейшем предстоит:
1.Разработать и провести внеклассное мероприятие, посвященное Всемирному дню борьбы с курением (31 мая). В рамках мероприятия провести конкурс стихов, сказок, рассказов, басен и тд. Сделать такие мероприятия регулярными.
2. Организовать встречу со школьной медсестрой.
3. Организовать встречу со специалистами (наркологом, врачом и т.д.) Объяснить, что если курить, значит – не жить!
4. В течение каждой четверти посвящать один из классных часов рассказам о пагубности курения (вредных привычек)
5. Ввести пятиминутки «Нет вредным привычкам» на уроках в преподавании каждого предмета.
6. Составить учебное пособие – презентацию для учащихся начальной школы, среднего звена и старшеклассников «Курить – значит не жить!»
7. Иллюстрировать сборник задач для 5-9 классов. Вести работу по составлению залач для учащихся старшей школы.
В заключении хочу сказать: «Моя работа несет достоверную информацию о влиянии курения на организм человека. Четко сформулированы аргументы против него. Составленные задачи доказали пагубность вредной привычки и необходимость профилактической работы. И тогда мы будем здоровыми, умными, успешными, а значит, СЧАСТЛИВЫМИ!»
Список используемой литературы
1. Александров А. А., Александрова В.Ю. «Курение и его профилактика в школе» - М. 2016.-96 с.
2. Буянова Н.Ю. «Я познаю мир» Детская энциклопедия: Медицина, под общ. ред. О.Г. Хини;. 2016.- 480с.
Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. «Азбука здоровья»: Книга для молодежи.
-М.: Профиздат, 1990. – 176с.
3. Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете
«Первое сентября», №26. 2018г.
4. Первичная профилактика табакокурения среди несовершеннолетних. М.: «Твоё время», 2014
5. П. А. Петров. Курение и болезни. 1981 г.
6. Ягодинский Н. В. Школьнику о вреде алкоголя и курения. М.: «Просвещение», 2008.
Электронные источники
1.ГИДУВ >> Электронная медиатека>> Что надо знать о вреде курения http://giduv.com/media/smoking
2. Законопроект о курении 25 января 2013.
http://www.spravkoved.ru/home/103-zakon-o-kurenii
3. stopsmok.ru/index.html
4. mednovosti.ru/
5. nosmoking.ru/
Приложение 1. Диаграммы
Диаграммы №1 и №2.
Диаграмма №3.
Приложение 2. « Состав сигареты».
Приложение 3. Причины курения подростков.
Приложение 4.
Сравнение состояния курящих и некурящих подростков.
Состояние подростка |
Курящие |
Некурящие |
Нервные |
14% |
1% |
Понижение слуха |
13% |
1% |
1Плохая память |
12% |
1% |
Плохое физическое состояние |
12% |
2% |
5. Плохое умственное состояние |
18% |
1% |
Нечистоплотны |
12% |
1% |
Плохие отметки |
18% |
3% |
Плохо соображают |
19% |
3% |
Приложение 5.
Анкета
1. Ваше отношение к курению: А) отрицательно Б) положительно В) безразлично |
2. Есть ли в вашей семье курильщики А) да Б) нет |
3. Пробовали ли вы курить? А) да Б) нет |
4. Есть ли среди ваших друзей курильщики? А) да Б) нет |
5. как вы относитесь к курящим подросткам? А) положительно Б) отрицательно В) это их личное дело (безразлично) |
6. хотели бы вы, чтобы ваши родственники, друзья бросили курить? А) да Б) нет В) это их личное дело |
7. что вы знаете о вреде курения? А) достаточно много Б) знаю, но недостаточно В) почти ничего не знаю |
8. подростки начинают курить (выберите причину) А) чтобы выглядеть более взрослыми Б) чтобы не выделяться в компании В) это доставляет им удовольствие |
9 курение – это А) болезнь Б) вредная привычка В) увлечение |
Вопрос анкеты |
5а (20 человек) |
6в (19 человек) |
7б (15 человек) |
7в (21 человек) |
9а (16 человек) |
10 (19 человек) |
1. Ваше отношение к курению: А) отрицательно Б) положительно В) безразлично |
А) 20 (100%) Б) 0 В) 0 |
А) 16 (84%) Б) 0 В) 3 (16%) |
А)10 (67%) Б) 0 В) 5 (33%) |
А) 17 (89,5%) Б) 0 В) 2 (10,5%) |
А) 13 (81%) Б) 2 (15%) В) 1 (4%) |
А) 16 (55%) Б) 1 (3%) В) 12 (42%) |
2. Есть ли в вашей семье курильщики А) да Б) нет |
А)15 (79%) Б) 4 (21%) |
А)15 (79%) Б) 4 (21%) |
А) 15 (100%) Б) 0 |
А)13 (68%) Б) 6 (32%) |
А) 11(85%) Б) 5 (15%) |
А) 20 (69%) Б) 9 (31%) |
3. Пробовали ли вы курить? А) да Б) нет |
А) 0 Б) 20 (100%) |
А) 6 (27%) Б) 13 (73%) |
А) 7 (47%) Б) 8 (53%) |
А) 7 (37%) Б) 12 (63%) |
А) 11 (85%) Б) 5 (15%) |
А) 19 (65,5%) Б) 10 (34,5%) |
4. Есть ли среди ваших друзей курильщики? А) да Б) нет |
А)2 (10%) Б) 19 (83%) |
А)9 (47%) Б) 10 (53%) |
А) 13 (87%) Б) 2 (13%) |
А) 11 (58%) Б) 8 (42%) |
А) 16 (100%) Б) 0 |
А) 26 (90%) Б) 3 (10%) |
5. как вы относитесь к курящим подросткам? А) положительно Б) отрицательно В) это их личное дело (безразлично) |
А) 20 (100%) Б) 0 В) 0 |
А) 19 (100%) Б) 0 В) 0 |
А) 0 Б) 11 (73%) В) 4 (27%) |
А) 1 (5%) Б) 11 (58%) В) 7 (37%) |
А) 2 (13%) Б) 0 В) 14 (87%) |
А) 4 (12%) Б)10 (30%) В) 15 (48%) |
6. хотели бы вы, чтобы ваши родственники, друзья бросили курить? А) да Б) нет В) это их личное дело |
А) 20 (100%) Б) 0 В) 0 |
А) 15 (79%) Б) 0 В) 4 (21%) |
А) 14 (93%) Б) 0 В) 1 (7%) |
А) 15 (79%) Б) 0 В) 4 (21%) |
А) 11 (85%) Б) 0 В) 5 (15%) |
А) 16 (55%) Б) 0 В) 13 (45%) |
7. что вы знаете о вреде курения? А) достаточно много Б) знаю, но недостаточно В) почти ничего не знаю |
А) 12 (63%) Б) 7 (37%) В) 1 (0,05%) |
А) 12 (63%) Б) 0 В) 7 (37%) |
А) 10 (67%) Б) 5 (33%) В) 0 |
А) 15 (79%) Б) 4 (21%) В) 0 |
А) 11 (85%) Б) 5 (15%) В) 0 |
А) 22 (76%) Б) 7 (24%) В) 0 |
8. подростки начинают курить (выберите причину) А) чтобы выглядеть более взрослыми Б) чтобы не выделяться в компании В) это доставляет им удовольствие |
А)12 (63%) Б) 6 (31%) В) 2 (10%) |
А)12 (63%) Б) 6 (31%) В) 1 (6%) |
А) 12 (80%) Б) 3 (20%) В) 0 |
А) 15 (79%) Б) 3 (16%) В) 1 (5%) |
А) 12 (75%) Б) 1 (4%) В) 3 (11%) |
А) 12 (41%) Б) 11 (38%) В) 6 (21%) |
9 курение – это А) болезнь Б) вредная привычка В) увлечение |
А) 7 (32%) Б) 2 (10%) В) 11 (58%) |
А) 6 (31%) Б) 2 (10%) В) 11 (59%) |
А) 5 (33%) Б) 10 (67%) В) 0 |
А) 12 (63%) Б) 5 (26%) В) 2 (10%) |
А) 2 (12%) Б) 14 (87%) В) 0 |
А) 8 (28%) Б) 21 (72%) В) 0 |
Приложение 6.
Анкетирование. 10 «А» класс
Внеклассное мероприятие «Мы против курения». 9»А»,10 «А» класс
Анкетирование. 5 «А» класс
Решение задач.7 «А» класс