Старинные математические измерения в якутских, русских народных и зарубежных сказках

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Старинные математические измерения в якутских, русских народных и зарубежных сказках

Кутукова А.А. 1
1МБОУ «Хамагаттинский саха-французский лицей»
Канаева М.В. 1
1МБОУ «Хамагаттинский саха-французский лицей»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С самого раннего детства нам родители рассказывают много разных сказок: народных, а также отдельных отечественных и зарубежных писателей. Сказки многому нас учат, помогают нам понять, что есть хорошо, а что есть плохо, передают древние народные мудрые познания. В дошкольном периоде мы больше всего обращаем внимание на основную мысль, которая нам несет та или иная сказка. Но в школе, когда мы начинаем изучать много разных предметов, например такие, как математика, мы начинаем замечать, что в сказках есть много разных, диковинных мер измерений, которые нам неизвестны.

Именно поэтому мы взялись решить данную проблему в нашей работе. Тема моего доклада – «Старинные математические измерения в сказках».

Актуальность нашего исследования заключается в том, что современные дети, т.е. мы, либо мало знакомы, либо вовсе не знаем, какие были в старину меры измерения высоты, ширины, длины и т.д. Поэтому благодаря нашей работе можно сделать для многих детей настоящее открытие и дать им, наконец понять, например, почему же главная героиня сказки Ганса Христиана Андерсена носит имя Дюймовочка или же что значит выражение из народных русских сказок «…сына Бог им дал в аршин!».

Объектом исследования являются старинные сказки для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Предмет исследования: использованиестаринных математических измерений в сказках.

Цель нашего исследования: определить значения старинных мер из популярных сказок и разработать картинный справочник.

Задачи исследования:

1). Чтение и поискстаринных мер измерения в сказках отечественных и зарубежных авторов;

2). Определение значения, указанных в этих сказках мер измерений;

3). Сделать опрос-анкетирование учеников на предмет знания мер измерений;

4). Систематизация материалов для справочника.

Гипотеза: если определить значения старинных мер из сказок и разработать картинный справочник старинных мер, то восприятие смысла сказок и культуры того времени будет полным, богатым.

Для выполнения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: анкетирование, обобщение и систематизация материалов, поиск ивычисление значений некоторых мер измерений.

Использование чисел и других мер измерений в сказках.

В сказках в основном меры измерения используются для обозначения количества героев, например «Али-Баба и сорок разбойников», «Белоснежка и семь гномов», или обозначения их возраста, количества детей, для того, чтобы показать богатство того или иного персонажа, для обозначения длины, ширины, высоты («…Сына Бог им дал в аршин»).

В знакомых нам сказках, часто встречаются слова, которые обозначают количество, числа, а так же различные меры измерения. Слова, которые обозначают числа, мы можем встретить даже в названиях сказок. Например: «Три богатыря», «Белоснежка и семь гномов», «Девять братьев Чорбой», «Бабушка Бейберикян с пятью коровами».

В сказках, независимо от их авторского происхождения, старинные меры измерения встречаются довольно часто. Внизу мы приведем несколько примеров:

Пример №1: «Жил старик со своей старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», стр. 19).

Пример №2: «Что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, ее и прозвали Дюймовочка» (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», стр. 23).

Пример 3. « … Вышла из юрты дочь восьминогого абаасы, в железные одежды одетая, с одной крученой ногой, с одной единственной крученой рукой, с одним, на середине лба, мутным, холодно блестящим глазом, с семи саженным черным языком, спускающимся на грудь. (сэттэ былас) («Бабушка Бяйбярикян с пятью коровами»).

В первом примере дети еще могут сами вычислить, сколько же лет жили дед со старухой, а во втором уже нужна дополнительная информация. Для этого им надо поискать в библиотеке нужную книгу и там просмотреть значения мер длины, высоты в других странах. Такие поставленные перед детьми задачи еще больше развивают в них интерес к чтению, развивают в них исследовательские навыки, тем самым они узнают много нового.

Наиболее часто встречающиеся меры измерения в сказках и их значения.

В ходе прочтения многих сказок мы составили примерный список наиболее часто встречающихся мер измерений:

1). Тридевятое царство (очень часто встречается в русских народных сказках, а также в сказках отечественных писателей);

2). Тридцать лет и три года (данную меру измерения времени мы нашли в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»);

3). Вот неделя, другая проходит (пример тоже взят из сказки А.С. Пушкина);

4). Одиннадцать часов и три четверти (Ш. Перро «Золушка»);

5). Аршин (Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»);

6). Дюйм (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»);

7). Скиллинг (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»);

8). Дюжина (часто встречается в русских народных сказках, а также мы с данной мерой столкнулись в сказке «Золушка»);

9). Четыре сольдо (А. Толстой «Золотой ключик и приключения Буратино»);

10). Три вершка (П. Ершов «Конек-Горбунок»).

11) Былас (сажень) (Страрушка Бейберикян с пятью коровами»

Для того чтобы узнать значения приведенных выше мер измерения, как дети 21 века, мы обратились к различным Интернет-ресурсам, а также некоторые меры мы вычислили сами с помощью простой математики.

Например, в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» сколько лет жили вместе старик и старуха можно узнать, прибавив к тридцати три, т.е. 30+3=33. Для того, чтобы узнать значения более сложных мер обратились за помощью к всемирной «паутине».

1). Тридевятое царство: 3 умножаем на 9, получаем 27. Также на сайте википедия указано следующее: Тридевятое царство – «иная, далекая, чужая, волшебная» земля (страна). Выражение «Тридевятое царство, тридесятое государство» очень часто встречается в русских народных сказках как синоним выражения «очень далеко» (ru.wikipedia.org/…). Таким образом, мы видим, что у данной меры нет четкого значения.

2). Тридцать лет и три года: в старинных русских сказках прошедшие годы указывались не конкретными числами, например, как они прожили вместе 33 года. Это можно объяснить тем, что и в разговорной речи сам древний русский народ придерживался такого стиля. Так же можно объяснить и следующие, встреченные нам меры измерений: «вот неделя, другая проходит» (2 недели), «одиннадцать часов и три четверти» (11 ч. 45 мин).

3). Аршин: старорусская единица измерения длины. 1 аршин-это примерно 1 метр. Другое название этой меры – шаг. Аршин упоминается в литературных источниках с середины 16 века. Происхождение наименования точно не установлено. Обычно его производят от наименования турецкой меры длины «аршим» (27,9 дюйма=70, 9 см) (ru.wikipedia.org/…).

4). Дюйм: неметрическая единица измерения расстояния или длины в некоторых системах мер. В настоящее время под дюймом обычно подразумевают используемый в США английский дюйм, равный 25, 4 мм. Обычно считается, что дюйм изначально был определен как ширина большого пальца (ru.wikipedia.org/…).

5). Скиллинг: название ряда денежных единиц, существовавших в Дании до 1873 года (dic.academic.ru/…).

6). Дюжина: Двенадцать штук (в счете однородных предметов). Например: дюжина платков, дюжина ложек и т.д.(Толковый словарь С.И. Ожегова).

7). Четыре сольдо: итальянская медная монета, бывшая в обращении до 1947 г. и равная 1/20 лиры (название валюты в ряде стран), (efremova.info/…).

8). Три вершка: Вершок – старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине указательного пальца. Слово вершок происходит от слова верх в смысле «верхняя оконечность чего-либо» (ru.wikipedia.org/…).

2. Определение значения величин из сказок.

Для нашего исследования мы прочитали 9 популярных детских сказок, это: русская народная сказка «Царевна Несмеяна», Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», П. Ершов «Конек-Горбунок», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», Ш. Перро «Золушка», якутские народные сказки «Страрушка Бейберикян с пятью коровами», «Богатырь ростом с кулак» (Сутурук сага бухатыыр».

В самом начале работы мы провели опрос – анкетирование среди моих одноклассников и других учеников. Анкетирование проводилось анонимно, ученики не указывали свои имена, также не учитывалась их общая успеваемость в школе. В каждой анкете было по четыре отрывка из известных сказок и один вопрос к каждой из них. Например: 1) «Но вот, беседуя с ними, Золушка вдруг услышала, что дворцовые часы бьют одиннадцать часов и три четверти» (Ш. Перро «Золушка», стр. 100). Вопрос:одиннадцать часов и три четверти – сколько времени показывают часы?

За два дня до бала сестрицы от волнения перестали обедать и ужинать. Они ни на минуту не отходили от зеркала и разорвали больше дюжины шнурков, пытаясь потуже затянуть свои талии и сделаться потоньше и постройнее. (Ш.Перро «Золушка»).

Вопрос: Больше дюжины – примерно, сколько шнурков разорвали сестрицы золушки?

В результате данного анкетирования стало понятно, что почти все дети не знают точного значения тех или иных старинных мер измерения. Например: «Жила – была женщина, очень ей хотелось иметь ребенка, да где его взять? И вот она отправилась к одной колдунье и сказала ей:

- Мне так хочется иметь ребеночка! Не скажешь ли ты, где мне его достать?

- Отчего же! – сказала колдунья – Вот тебе ячменное зерно. Это непростое зерно, не из тех, что крестьяне сеют в поле или бросают курам! Посади-ка его в цветочный горшок – увидишь, что будет!

- Спасибо! – сказала женщина и дала колдунье двенадцать скиллингов.» (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», стр. 23). Вопрос:сколько денег дала женщина? На данные вопрос один ученик дал весьма краткий ответ: - Не знаю.

Собранные ответы мы проанализировали и, исходя от качества ответов, разделили их на 3 уровня: хорошо, средне, плохо. В анкетировании участвовали 40 учеников. Если судить по качеству указанных уровней, то напрашивается вывод о том, что абсолютного знания старинных мер измерений из сказок ни один из опрошенных учеников не показал. Так, мы получили следующие результаты:

Хорошо – 17 анкет (по 2 правильных ответа);

Средне – 14 анкет (по 1 правильному ответу);

Плохо – 9 анкет (ни одного правильного ответа).

В процентном соотношении получается следующее: 55% из опрошенных учеников смогли правильно ответить на вопросы, 30% учеников ответили правильно только на один вопрос и 9% учеников не смогли дать ни одного правильного ответа. Отсюда мы сделали вывод, что детям трудно понять, в каком же количестве представлена та или иная вещ в сказке.

Заключение.

В заключении, мы пришли к следующему выводу: дети с самого раннего детства знают много сказок и, начав свое обучение в начальной школе, уже сами читают сказки. Однако, не все знакомы со старинными мерами измерения, которые встречаются почти в каждой сказке. Поиск значений этих мер стало для нас настоящим открытием! Для того, что бы наше исследование имело практическую ценность мы сделали небольшие карточки (см. приложение №2), которые помогут детям наиболее ясно иметь представление о высоте, ширине или времени того или иного указанного измерения.

Список литературы.

Литературно-художественное издание «Старые добрые сказки», г. Челябинск, 2004 год;

«В гостях у сказки», г. Санкт-Петербург, 2011 год;

«Сказки из Волшебной Лампы», г. Ростов-на-Дону, 2013 год;

«Толковый словарь русского языка» Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю., г. Москва, 2003 год;

Интернет – портал, сайт «Wikipedia».

Якутские народные сказки.

Просмотров работы: 173