Введение
В условиях экономических, политических и социальных изменений, происходящих в современном обществе, актуализируется процесс личностного становления и культурного развития молодёжи, её мировоззрения и системы ценностей, духовного и творческого потенциала. И здесь, конечно, следует говорить о роли искусства в духовном и нравственном воспитания молодых людей. Одной из форм деятельности, способствующих самовыражению молодого человека, стремлению к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, творческому отношению к жизни, уверенностью в себе, является театральное искусство.
Для человечества театр является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы для деятельности людей, выполняет огромную воспитательную роль, и тем самым, содействует формированию качеств, необходимых для жизни в обществе.
Еще А.Н. Островский писал: «Если отнять у молодежи изящные удовольствия, как предмет ее восторгов, она будет увлекаться и восторгаться по другому поводу: восторг - потребность юного возраста. Найдутся хорошие поводы для увлечения, – юность увлекается; не найдется хороших, она увлекается, чем придется».1
Одним из таких увлечений, способных благотворно влиять на нравственное здоровье общества, бесспорно, является увлечение молодёжи театром. Российский актёр, театральный режиссёр, педагог - А.А. Брянцев афористично метко заметил: «Школа – повседневность, а театр – праздник. Он жизнь раскрывает глубже, чем на обыкновенных уроках. На уроке развиваются мыслительные способности, но человеческие качества, конечно, раскрываются больше в театре».2
От того как будет развиваться театр, в известной мере зависит будущее других искусств, а как следствие, будущее нашего общества в целом. В России само понятие «театр как социальный институт», на мой взгляд, не утратило своей актуальности. Но сегодня театр переживает труднейший момент в своей истории. Существует множество мнений, что мы наблюдаем закат русского психологического театра, рождённого в конце позапрошлого века. Я с этим не согласна. Безусловно, что телевидение, кино, шоу-бизнес, которые рентабельнее и популярнее у массового зрителя, сегодня серьёзно потеснили театр. И для того, чтобы театральное искусство снова встало прочно на ноги, очень нужна как государственная, так и общественная поддержка.
Неслучайно чиновниками была поддержана идея о проведении года театра в России в 2019 году. Инициатором этой идеи еще в конце 2017-ого года выступил глава Союза театральных деятелей Александр Калягин. Главе Министерства культуры понравилась данная идея, поэтому он доложил о ней президенту. После одобрения лидером государства и было принято решение о проведении тематического года. (Указ подписан в апреле 2018)
Театр всегда являлся одним из главнейших агентов в социализации молодёжи. Они связаны сложной, многоуровневой системой отношений, взаимозависимы в самых различных областях и сферах. Причины снижения интереса к этому виду искусства одни видят в его архаичности, другие - в дороговизне билетов, третьи - в рыночных приоритетах молодого поколения. По данным молодежного опроса, который провел Фонд Общественного Мнения, театром увлекается только 6% людей в возрасте 14–25 лет. Поэтому становится важным и актуальным изучение функций театра и определение форм и методов художественного воздействия на общество и особенно на молодёжь.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что нравственное воспитание подрастающего поколения, социализация вступающих в жизнь молодых людей всегда были одной из важных проблем общества, а в современных условиях приобретают особое значение. Своей работой я хочу подчеркнуть важность театра в жизни человека, особенно молодого, формирующего свое мировоззрение, свои принципы жизни, свое виденье мира. Театр может и должен сыграть ключевую роль в формировании личности человека. Недаром во многом благодаря театру в XIX веке сформировался такой класс как интеллигенция – самые образованные, культурные, воспитанные люди. И если к театру будут относиться так же, как и сто лет назад, то возможно многие проблемы нравственности решаться сами собой. Поэтому я считаю очень важным приобщение молодежи к театральной жизни.
Гипотеза работы: несмотря на разнообразие жанров, видов театров и огромного выбора театральных постановок, молодёжь всё реже посещает такого рода культурные мероприятия.
Цель работы: выяснить, какую роль играет театр в социализации молодёжи на сегодняшний день, подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи: 1) изучить историю развития театрального искусства; 2) исследовать особенности влияния театра на процесс социализации молодёжи; 3) определить место театральных постановок в системе потребностей школьников; 4) выявить отношение молодого поколения к театру в целом; 5) сформулировать причины посещения и непосещения театра и факторы, влияющие на них; 6) понять, чьё мнение влияет на учащихся при выборе театральных постановок; 7) обобщить предложения молодёжной аудитории, а также родителей и преподавателей по мероприятиям, которые необходимо осуществить, чтобы поднять спрос на театральную культуру.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования будут полезны как учащимся, так и родителям с целью поднятия культурного уровня школьников. Ещё материал может быть использован на уроках МХК, обществознания, социологии, а также во внеурочной работе с молодёжью.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что собранный материал систематизирован и приведен в данной работе таким образом, что изучение театрального искусства и его влияния на социализацию молодёжи, становится возможным для любого желающего, поскольку все материалы доступны для понимания и интересны.
1. Теоретическая часть
1.1. Рождение театра как вида искусства
Очень трудно, практически невозможно установить точную дату рождения театра. Ни один философ или историк не предположил, какой год можно считать годом отсчёта существования театрального искусства. История жизни театра неотделима от истории жизни всего человечества. Сколько живёт на нашей планете «человек разумный», - столько существует и театр. Где-то там, в глубине тысячелетий, за громадой может быть пятисот или тысячи лет, из обрядов поклонения духам природы и охоты берёт своё начало великое искусство. Уже тогда, с копьём и каменным топором в руках, человек, становясь человеком, делал первые шаги на театральной сцене жизни. Он становился поэтом, сочиняя хвалебные песни богам, актёром, совершая магические действия вокруг божественных костров, и открывал в своей душе удивительные эстетические грани. Затем, как писал М.М. Бахтин, были «Великие Дионисии» Древней Греции – «пышные празднества античной цивилизации в честь бога виноделия и плодородия, сопровождающиеся карнавальными шествиями и многочасовыми театральными действами». 3
Тогда, на заре человеческой цивилизации, возвысились и навсегда вписали свои имена в историю театра великие греческие поэты-трагики Еврипид, Эсхил и Софокл. Они пробудили великое искусство к жизни, они – его добрые гении. Эти греческие поэты как бы сбросили с театра религиозно-ритуальные оковы и обратили его к служению людям, сделали акцент на прославление духовного могущества человека, нравственной чистоты и энергии героических подвигов. Великий Софокл, младший современник Эсхила так же прославлял силу человеческого духа: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет». Следующим был Еврипид — великий трагик античного мира. Этот бесстрашный певец человеческого духа, отойдя от канонов мифологических сюжетов, показывал реальные характеры людей, которые жили нешуточными страстями, сильными чувствами, глубокими мыслями, страстными переживаниями.
Три титана античной мысли - Эсхил, Софокл и Еврипид, как доказала история, открыли миру театр, положили ему начало, подарили человечеству вечное искусство! Век за веком, тысячелетие за тысячелетием, преодолевая пороги и течения жизни человека, театр развивался вместе с обществом, давая каждому поколению пищу для ума и сердца.
1.2. Театр как социальный институт
В современном высоко организационном обществе театр работает в соответствии с особенностями и функциями социального института. Современная социологическая теория позволяет рассматривать театр как целостный социальный организм. Свою историю театральное искусство начинает с религиозных поклонений божествам. Олицетворение природных явлений в различных божествах требовало вести с ними разговор с помощью различных религиозных и шаманских обрядов. Все присутствующие люди, а также жрецы были привлечены в единый процесс, а первым зрителем, в чей адрес было направлено представление, являлся сам Бог. В то время и возникает необходимость профессионализации искусства, ведь чем лучше ведётся диалог с богами, тем быстрее достигается их благосклонность. На этом этапе сформировалась первая социальная функция театра - идеологическая. Близость жрецов к богам давала им огромную власть, силу которой необходимо поддерживать, значит, должна существовать идеологическая доктрина, формирующая общественное мнение и настроение.
Ответвлением от идеологической функции стало развлекательное направление зарождавшегося театрального искусства. Можно вспомнить лозунг римской черни «Хлеба и зрелищ!». В свою очередь, представления приносят определённый доход, а это значит, что развлечения выполняют ещё и коммерческую функцию.
В статье А. В. Захарова «Развлечение subspecia социологии» развлечение рассматривается в ряду таких понятий, как досуг, отдых, свободное время. Развлечение определятся здесь как коммуникация, участники которой занимают противоположные стороны общения, в ходе которого происходит удовлетворение желаний и потребностей развлекающихся. «Нормы традиционной культуры прямо вменялись в обязанность аристократии вести праздный образ жизни. Высшие классы и сословия были законодателями мод в области развлечений, создателями и хранителями изысканных форм игровой культуры... Американский экономист и социолог Т.Б.Веблен термином «подставная праздность» характеризовал функциональное назначение слоя людей, обслуживающих «праздный класс»4.
Одна из важнейших функций театра - познавательная. Окунаясь в волшебный мир представления, маленький зритель узнаёт о существовании сказочных героев, учится понимать, где добро, а где зло, как нужно относиться к окружающим людям, животным. Театральное искусство даёт основы познания о мире и гармоничном существовании в нём. Ребёнок уже стремится быть похожим на одного из сказочных персонажей, впитывает его лучшие качества: доброту, отвагу, ум, честность, ловкость, терпение и верность. Взрослея, зрители узнают в театре о глубине чувств и умении любить. В школе театра люди учатся всю жизнь, примеряя на себя множество ролей, жизненных ситуаций, сопереживая, думая и познавая. Тем самым театр приобретает способность накапливать и транслировать богатейшие познания человечества. Из этого вытекает регулятивная функция театра. В сфере межличностных взаимоотношений театр, так или иначе, регулирует, влияет на поступки и поведение людей, их духовное состояние. Регулятивная функция театра опирается на нравственность, мораль, этикет и обычаи.
Формирование общественного сознания - ещё одна важная социальная функция театра, так как он неотделим от истории страны, национальной культуры, жизни и интересов народа. Особого подъёма искусство театра достигает тогда, когда отстаивает гуманистические идеи, правдиво раскрывает духовные проблемы современного общества, помогает найти ответы на трудные жизненные вопросы. Художественное отражение бытия и общественных норм происходит в театре посредством представления, в которое вовлечены и зрители и актёры, которых сближает наличие общих проблем и интересов. Театр имеет большое влияние на формирование нравственности, эстетического вкуса и политической зрелости народа.
Театр во все времена, в каких бы формах он не проявлялся, каким бы он ни был, всегда должен приносить эстетическое наслаждение, связанное с радостью восприятия и любованием. Игровая функция театра оказывает большое влияние на всех, кто соприкасается с этим искусством. Сопереживая театральному действу, зритель забывает о накопившихся проблемах, получает компенсацию за нереализованные в повседневной жизни устремления, возможность открыто проявлять свои эмоции и чувства. Поэтому игровая функция тесно связана с компенсаторной. Театральное искусство даёт возможность человеку компенсировать недостаток выплеска энергии, желаний, агрессии и эмоций в повседневной жизни, найти душевное равновесие.
Знаковая или семиотическая функция театра представляет собой определённую знаковую систему театра, которую каждый раз, попадая на спектакль, осваивает зритель. Без изучения языка театра не возможно во всей глубине наслаждаться достижениями сценического искусства. Декорация, музыка, костюмы, театральный свет, игра актёров - всё несёт эмоциональный и философский настрой создателей спектакля. В театре нет мелочей, настоящий зритель должен научиться понимать все тонкости сценического языка.
Коммуникативная функция театра предусматривает то, что в ходе игры актёры и зрители обмениваются настроениями, чувствами, идеями и представлениями. Это и есть человеческая коммуникация, когда информация передаётся, уточняется, преобразуется между субъектами, в данном случае представителями сцены и зрительного зала. Ю. М. Лотман утверждает, что «спектакль, с одной стороны, ведёт диалог с пьесой, но с другой - со зрителем. Это два разных диалога, и спектакль раскрывается в них по-разному. Ни одно из искусств не связано так непосредственно с реакцией аудитории, не реагирует на эту реакцию столь немедленно и активно, как театр. Сама возможность диалога - одно из важнейших и труднейших завоеваний культуры, и потеря диалога со зрителем - гибель театральной культуры»5.
Общение - это не только обмен информацией, оно предполагает взаимное воздействие на поведение партнёра с целью его изменения. Посещение театра в школьные годы является признаком включенности индивида в социальную систему, присоединение его к определённой интеллектуальной, духовно-нравственной, эстетической части населения города. В этом заключается стратифицирующая функция театра. «Социализация - присвоение индивидом элементов культуры и усвоение социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности».6
Театр является незаменимым социализирующим инструментом. Посещая театральные постановки, молодёжь осваивает знания, нормы, ценности, принятые в той или другой общности людей, но воспринимает, впитывает их не пассивно, а преломляя через свою индивидуальность, через свой жизненный опыт. Благодаря этому происходит становление личности. Социализация в то же время является и переходом внешних для индивида общественных отношений в его внутренний духовный мир.
1.3. Особенности театрального искусства при социализации молодёжи
С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности и общества. Эти формы использовались для передачи знаний и опыта человечества еще в те времена, когда театра не существовало вовсе. Ведь, как писал А.Я. Таиров, театр обладает такими чертами, которые позволяют обращаться к нему как к универсальной образовательной модели.7
Вот эти черты: 1) Театр – синтетический вид искусства. Знакомясь с языком театра, человек погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусства. 2) Театр – коллективное искусство. Зритель и участник постановки учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного творчества и созерцания. 3) Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театральное искусство близким для людей разных возрастов и социальных групп.
Театр – искусство, обращенное к самым различным и самым широким социальным слоям, особенно его действие актуально при социализации молодёжи. В процессе работы театр привлекает к сотрудничеству работников самых разных специальностей: плотников и художников, инженеров и электриков, администраторов и артистов. Человек обращается к театру как к отражению своей души и совести. Любой зритель узнает в театре себя, свою жизнь и своё время. Театр во все времена и в любой стране открывает перед зрителем возможности духовно-нравственного самопознания и саморазвития.
Мы знаем, что театральное искусство – искусство условное. На сцене перед зрителем возникает художественное отражение реальной жизни, созданное режиссёром, актёрами, гримёрами, костюмерами, художниками, бутафорами и сценографами, а не сама жизнь. Но это художественное отражение по силе воздействия на молодое поколение во много раз сильнее живописного полотна или литературного произведения, скульптурного изваяния или музыкального шедевра. Ведь в театральной постановке заключена сама правда жизни! И молодёжь во время хорошего спектакля плачет и смеётся, не задумываясь ни о каких условностях. Именно в этом заключена великая сила театра: в возможности воздействия на наши души. «Зритель же в театре – соучастник происходящего творческого процесса, он соавтор спектакля, потому что без его горячего эмоционального отклика не оживут ни огни рампы, ни расцветёт вишнёвый сад, не будут любить друг друга Ромео и Джульетта…».8
Потому что вся эта жизнь на сцене возможна, только если есть в зале хотя бы один зритель. Невидимой нитью связываются души спектакля и зрителя, удивительный огонь чувств, разгорающийся на сцене, волшебным теплом льётся в зрительный зал, резонирует в душах зрителей и возвращается на сцену, заряжая актёров всё новыми эмоциональными силами, которые называют актёрским вдохновением.
Хороший, «большой» актёр, в сотый раз, выходя на сцену в знакомом образе, не перестанет никогда испытывать волнение. Ведь каждый спектакль, глубокий и во все времена актуальный, рождается снова, как в первый раз, при новой встрече с новым зрителем. И эмоциональность, и накал обмена чувствами сцены и зрительного зала обязательно отразится на актёрской игре и на всей атмосфере спектакля, поэтому каждый показ представления будет отличаться от предыдущего. Ведь театр – искусство живое и постоянно изменяющееся, в отличие от кинофильма. Одна и та же постановка сегодня может пройти что называется «на ура», а завтра уныло и тускло. Причиной тому – зрительское восприятие: теплое и эмоциональное или равнодушное и холодное.
2. Практическая часть
2.1. Анкетирование среди учащихся 8-11 классов МАОУ СШ № 51
Существует мнение, что театр не относится к числу самых популярных искусств у молодёжи. И я вполне согласна с этим утверждением, так как данный факт мне удалось подтвердить с помощью анкетирования, проведённого среди учащихся 8-11 классов МБОУ СШ № 51 города Липецка. В нём принимали участие 150 респондентов.
Как показало анкетирование, большую часть среди участников исследования составили девушки 60%, а меньший показатель принадлежит юношам 40%. Школьникам было предложено перечислить виды искусства, которые им нравятся больше всего. Анализ результатов показал, что всего 10% учащихся являются поклонниками театрального искусства. Самым популярным видом искусства у ребят является музыка, именно её назвали 46% респондентов, на втором месте было кино, его выбрали 22% учеников и третье место занимает литература, её предпочитают 20% учащихся, изобразительному искусству отдали свои голоса 2% учеников (Приложение 2).
Одним из важных является вопрос о проведении досуга, потому что помогает понять, как молодые люди предпочитают проводить своё свободное время, и какое место занимает театр в системе потребностей молодёжи. Приоритеты учащихся распределились следующим образом: а) общение с друзьями - 22%; б) прогулка - 16%; в) общение с семьёй - 4%; г) спорт - 4%; д) кинотеатр - 10%; е) театр - 6%; ж) интернет - 18%; з) компьютерные игры - 8%; и) чтение книг - 2%; к) телевизор - 10% (Приложение 3). В сфере досуга театр для молодых людей занимает не последнее место, но в то же время далеко не является приоритетным.
Анкетные данные показали, что лишь 8% молодых людей посещают театр часто; 88% школьников бывают в театре редко, и 4% ребят вообще не посещают такие культурные мероприятия (Приложение 4). Причиной редкого посещения театра (или непосещения вообще) является нехватка свободного времени и дороговизна билетов, лишь небольшое количество ребят посетовало на непривлекательность репертуара.
Анализируя полученные данные, я пришла к выводу о том, что лишь 4% респондентов читают книги о театре и 6% ребят регулярно интересуются журналами «Театр», «Театральная жизнь», статьями и публикациями в газетах, остальные 90% опрошенных к данной тематике интереса не выразили (Приложение 5). Интересен тот факт, что при выборе спектакля большинство молодых людей 50% ориентируются на рекламу и 40% - на репертуар. Оставшиеся 6% и 4% учеников соответственно, доверяют мнению друзей и публикациям в прессе (Приложение 6). При рассмотрении вопроса о посещении театра в детстве, выяснилось, что наибольшее число учащихся бывали на представлениях в детском возрасте. Это 86% опрошенных школьников, причём, все молодые любители театрального искусства с детства приучались к культурно-эстетическому воспитанию. Из анкетирования отчётливо видно, что только 14% респондентов не посещали спектакли в детстве.
2.2. Социологический опрос школьников, родителей и преподавателей
Для более полного исследования был проведён социологический опрос обучающейся молодёжи МАОУ СШ № 51, родителей, а также учителей и работников данного образовательного учреждения. Было опрошено 100 человек.
На вопрос «Нужен ли театр для гармоничного развития школьника?», все респонденты единогласно пришли к выводу, что театр нужен и даже необходим. Надобность они объясняли тем, что театр это – духовное просвещение, образовательное и нравственное воспитание, развитие речи, живые эмоции, культурное развитие, отдых, достойное проведение досуга. На вопрос о месте театральных постановок в социализации молодёжи все работники школы дали высокую оценку роли театра в развитии личности подрастающего поколения. Большинство родителей и школьников тоже считают театр центром, актуализирующим ценности социальной, духовной, культурной жизни, которые влияют на зрителя.
Таким образом, результаты социологического опроса показали, что для того, чтобы понять духовный мир современного школьника, почувствовать и прочувствовать его, нужно стараться приобщить ученика к культурному и духовному опыту человечества. В этом сможет очень хорошо помочь именно искусство театра, поэтому на него необходимо обратить особое внимание, как на источник обогащения культурной и духовной жизни современного молодого человека. Анализируя данные исследования и научную литературу, можно утверждать, что «формирование у ребят интереса к театральному искусству – будет являться одной из главных целей художественного воспитания школьника»9.
По результатам социологического опроса, а также в связи с предложениями, высказанными школьниками и преподавателями, было принято решение о проведении систематических походов в липецкий драматический театр классными коллективами.
Таким образом, все задачи научного поиска решены, результаты работы позволяют сделать вывод, что цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
2.3. Акция «Театр в моём сердце»
Нами была выпущена стенгазета под названием «Театр в моём сердце», также проведены тематические беседы и классные часы, на которые приглашались работники театра. Большинство учащихся моего класса признало пользу от таких мероприятий. Ребята выступили с предложением проводить в школе мероприятия, которые помогут поднять общий уровень культуры и эстетического воспитания. Эту инициативу подхватили школьники не только из моей параллели, но и старшеклассники. Так, например, ученики 11 класса подготовили и провели общешкольное мероприятие, которое было посвящено жизни и творчеству А.С. Пушкина. А силами учеников 10-ого класса было проведено театрализованное представление, посвящённое 27 марта – Всемирному дню Театра. На это мероприятие были приглашены и родители школьников. Все зрители и участники представления получили огромное удовольствие от совместной творческой деятельности. По окончании мероприятия среди зрителей был проведён повторный социологический опрос. Желание провести свободный вечер в театре высказали на 57 человек больше, чем в первом опросе, причём 88% опрошенных собрались сделать это в ближайшее время. И, наконец, после представления, пальму первенства «целителя человеческих душ» отдали театру 47% учащихся (первоначально 10%)!
Также в марте 2018 года были организованы походы в Липецкий государственный академический театр драмы им. Л.Н. Толстого школьников совместно с родителями. Старшеклассники смотрели постановку «Коварство и любовь» по произведению Ф. Шиллера, учащиеся среднего звена побывали на премьере «Правда - хорошо, а счастье лучше». Дети из младшей школы посетили спектакли по сказкам Г.Х. Андерсена «Русалочка» и «Дюймовочка».
В нашей школьной газете «Будь в курсе» с сентября 2018 года я веду рубрику «Театральные новости», где ежемесячно рассказываю ребятам о видах и жанрах театрального искусства, новых интересных постановках, театральном репертуаре, об известнейших театрах мира и многое другое.
С 2017 года я являюсь членом городского Совета лидеров молодёжного движения. На одном из заседаний я выступила с инициативой о проведении единого дня театрального искусства в городских образовательных учреждениях. Выдвинутое предложение показалось интересным. Было принято решение о проведении такого дня во всех школах Липецка 27 марта 2019 года. (Всемирный день театра). Ежемесячно Совет Лидеров с Городским Дворцом Молодёжи «Октябрь» проводит различные квесты, в одном из которых я принимала участие и разрабатывала задания для станции «Театральное путешествие». Хочется заметить, что на примере своей школы я вижу, как изменилось отношение к театральной деятельности моих сверстников. Мне кажется, что если уделять должное внимание вопросу поднятия культурного уровня среди молодёжи не только моей школы, моего города, да и школьников всей страны, то положительные результаты обязательно появятся, и театральное искусство снова станет самым почитаемым и приоритетным, таким же, как и 100 лет назад.
3. Заключение
Театр — школа жизни. Так говорили о нем из века в век. Говорили всюду: в России, во Франции, Италии, Англии, Германии, Испании... Кафедрой добра называл театр Гоголь. Герцен признавал в нем высшую инстанцию для решения жизненных вопросов.
Весь мир, всю вселенную со всем их разнообразием и великолепием видел в театре Белинский. Он видел в нем самовластного властелина чувств, способного потрясать все струны души, пробуждать сильное движение в умах и сердцах, освежать душу мощными впечатлениями. Он видел в театре какую-то непобедимую, фантастическую прелесть для общества.
По мнению Вольтера, ничто не стягивает теснее узы дружбы, чем театр.
Великий немецкий драматург Фридрих Шиллер утверждал, что «театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу» человека.
«Зеркалом человеческой жизни, примером нравов, образцом истины» называл театр бессмертный творец «Дон Кихота» Сервантес.
К сожалению, в настоящее время большинство школьников не являются ценителями театрального искусства, и чтобы изменить эту ситуацию к лучшему, привить учащимся любовь к театру, следует серьёзно рассмотреть предложения ребят, прозвучавшие во время социологического опроса и анкетирования. Мне кажется, что эти предложения являются очень ценными и уместными.
1) Снизить цены на театральные билеты и создать систему скидок для учащихся.
2) Прививать любовь к театру с детства.
3) Ставить современные театральные постановки на актуальные молодёжные темы.
4) Поднимать общий уровень культуры.
5) Проводить активные рекламные акции в учебных заведениях и через средства массовой информации.
6) Создавать театральные студии на базе общеобразовательных учреждений.
Роль театра была высоко оценена не только великими людьми прошлого, в современном мире о значении и функциях театральной деятельности, а также о дальнейшем развитии театрального искусства задумываются и в Правительстве Российской Федерации. Поэтому была выработана Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года. Большая часть молодёжи об этой программе не знает. Я и сама узнала об этом, занимаясь исследовательской работой, поэтому, я считаю, что данная работа – это пусть мой небольшой, но вклад в русскую художественно-эстетическую культуру.
Таким образом, повышение роли театра в художественном развитии молодого поколения ставит целый комплекс вопросов, связанных с деятельностью культурно- просветительных учреждений, работой школы, воспитанием в семье. Конечно, решение этих задач упирается в множество проблем, - от сугубо творческих до чисто хозяйственных, но так или иначе только после их решения мы сможем говорить, что театр по-настоящему вошел в жизнь современного школьника и помог ему в становлении его самореализации и социальном развитии в обществе.
И хочу закончить свою работу замечательными словами М.В. Фадеевой: «Возродить душу, пробудить её может только искусство, и это нужно для того, чтобы сформировать возвышенную духовность, которая вооружает своего рода иммунитетом против бескультурья и цинизма».
4. Список литературы
1. Абалкин Н. Рассказы о театре. - М. : Мол. гвардия, 1981. - 304 с.
2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. –
М.: Художественная литература, 1975. — 504 с.
3. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: ГИХЛ, 1965 С.127
4. Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма. М.: ВТО, 1979. С.150
5. Дюркгейм, Э. Социология: её предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 153.
6. Захаров, А. В. Развлечение subspecia социологии // Социологические исследования. 2008. № 1. С. 106.
7. Искусство как фактор интеллектуально - творческого развития школьников// сборник тезисов IV Всероссийской научно-практической конференции. М., 2006 .-С.22
8. Лотман, Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 607.
9. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. / Ком. М. Н. Любомудрова. М.: Правда, 1989. 575 с.
10. Островский А.Н. О театре. Записки, речи и письма / Общ.ред. и вступ. ст. Владыкина Г.И. 2-е изд. М.; Л.: Искусство, 1947. С.58
11. Русский драматический театр. Под редакцией профессора Б. Н. Асеева и профессора А. Г. Образцовой. Москва, «Просвещение», 1976г. С. 112
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р
13. Таиров А. Я. Записки режиссера: Статьи, беседы. М.: ВТО, 1970 С. 37
5. Приложение
Приложение 1
Анкета опроса
1) Ваш возраст.
2) Ваш пол.
3) Нравится ли вам театральное искусство:
а) да; б) нет.
4) Какой вид искусства вы предпочитаете:
а) литература;
б) кино;
в) театр;
г) музыка;
д) изобразительное искусство.
5) Ваше предпочтение при проведении досуга:
а) общение с друзьями;
б) прогулка;
в) общение с семьёй;
г) спорт;
д) кинотеатр;
е) театр;
ж) интернет;
з) компьютерные игры;
и) чтение книг;
к) телевизор.
6) Как часто вы посещаете театр:
а) часто; б) редко: в) не посещаю.
7) Почему вы редко посещаете театр:
а) не хватает времени;
б) дорогие билеты;
в) не нравится репертуар;
г) не люблю этот вид искусства.
8)Посещали ли вы театр в детстве?
9) При выборе театральной постановки, на что вы обращаете внимание:
а) рекомендации друзей;
б) статьи газет и журналов, Интернет;
в) реклама (например, по телевидению, радио и др.);
г) при выборе ориентируюсь на репертуар .
10)Во время спектакля наиболее важным считаю:
а) игра актёров; б) увлекательность сюжета; в) новые знания; г) другое.
11) Читаете ли вы книги, тематическую литературу и др. о театре?
а) прочитали за год хотя бы одну книгу о театре;
б) регулярно слежу за журналом «Театр», «Театральная жизнь» и др.;
в) не интересуюсь данной тематикой.
12) Что необходимо сделать, чтобы поднять спрос на театральную культуру среди молодёжи?
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Стенгазета
Приложение 8
Школьный сайт
Приложение 9
Буклет
1Островский А.Н. О театре. Записки, речи и письма / Общ.ред. и вступ. ст. Владыкина Г.И. 2-е изд. М.; Л.: Искусство, 1947. С.58
2Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма. М.: ВТО, 1979. С.150
3 Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: ГИХЛ, 1965 С.127
4Захаров, А. В. Развлечение subspecia социологии // Социологические исследования. 2008. № 1. С. 106.
5Лотман, Ю. М. Об искусстве. СПб, 1998. С. 607.
6Дюркгейм, Э. Социология: её предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 153.
7Таиров А. Я Записки режиссера: Статьи, беседы. М.: ВТО, 1970 С. 37
8Попов А. Л. Художественная целостность спектакля. - М: ВТО. 1959 С. 51
9 Искусство как фактор интеллектуально - творческого развития школьников// сборник
тезисов IV Всероссийской научно-практической конференции. М., 2006 .-С.22