Выявление способностей у младших школьников

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Выявление способностей у младших школьников

Рудакова К.М. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением английского языка"
Мельникова Е.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением английского языка"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

У одного и того же человека могут быть различные способности, но одна из них может быть более развитой, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития.

Для меня и моих сверстников это очень актуально. В следующем году нам предстоит перейти в среднюю школу. Некоторые школы имеют углубленную специализацию по какому – либо предмету. Как определить, смогу ли я или мои одноклассники обучаться в школе с углубленным изучением, к примеру – математике или физике, или иностранным языкам. Поэтому знакомство с различными методиками определения способностей помогло бы мне облегчить выбор.

Именно эти обстоятельства определили выбор темы моего исследования: «Выявление способностей младших школьников».

На сегодняшний день существуют работы, посвященные теме изучения различных методик определения способностей. Я решила изучить эту тему на примере своего класса. В этом и заключается новизна моего исследования.

Целью данной работы является: найти методики выявления способностей и применить их.

Я выдвинула следующую гипотезу: способности, которым уделяют достаточно времени, и являются наиболее развитыми.

Для достижения поставленной цели, мне необходимо решить следующие задачи:

- изучить научную литературу о способностях, их видах, о существующих методах диагностики;

- исследовать особенности развития моих одноклассников;

- проанализировать полученные данные;

- сделать выводы.

В работе были использованы такие методы исследования как:

- изучение литературы по теме;

- анкетирование;

- сравнение;

- тестирование;

- анализ.

Теоретическая часть. Способности

Способности и их виды

Слово «способность» мы часто употребляем, не вникая в его суть. Вот, например, выражение «способный человек» не совсем верное. Нельзя быть способным вообще, способность всегда связана с конкретным видом деятельности.

Под способностью понимают комплекс качеств человека, которые обеспечивают ему возможность заниматься определенной деятельностью и достигать в ней успеха. Можно иметь способности к математике, к изобразительному искусству, к бегу на дальние дистанции или к хирургии.

Можно с уверенностью сказать, что неспособных людей, тем более детей, вообще нет. Не имея способностей к математике, человек может добиться успехов в сфере управления или дизайна, в кулинарии или спорте.

Способности имеют сложную структуру. Среди качеств и свойств личности, которые объединяются понятием «способность», есть природные (врожденные). Эту природную основу способностей называют задатками. К ним относится, например, темперамент. В ряде профессий более успешны люди с сангвиническим темпераментом, а в других – флегматики или холерики. А чувствительность меланхолика может сделать великим художником или поэтом.

К задаткам можно отнести и физические особенности человека. Бегуну на длинные дистанции — необходим большой объем легких и выносливость, а для занятий баскетболом – высокий рост.

Задатки - это своеобразный потенциал, который нужно еще развить до уровня способностей. Например, сейчас доказано, что при должном упорстве научиться рисовать может каждый человек.

Способности формируются благодаря взаимодействию человека и общества.

Развитие способностей возможно только в деятельности. То есть, чтобы стать музыкантом, нужно научиться играть хоть на одном музыкальном инструменте. Но главное, надо заниматься той деятельностью, способности к которой хотите развить. Просто так, способности не появятся.

Если человек с хорошими задатками пловца не научится плавать, то эти задатки никогда и не проявятся.

Таким образом, способности – это результат развития всех сторон личности.

Дело в том, что есть одно интересное психическое явление, которое может подсказать о наличии задатков и возможности развития способностей к определенному виду деятельности. Это склонности.

Что такое склонности?

К разным видам деятельности мы относимся по-разному – что-то нам совсем не нравится, чем-то мы хотели бы заниматься, но времени не хватает, а на какие-то занятия мы всегда находим время даже в ущерб отдыху, домашним делам или учебе.

Есть виды деятельности, к которым у человека склонность, то есть буквально непреодолимое желание ими заниматься. Психологи считают, что склонности – это показатель наличия потенциальных способностей человека к понравившейся ему деятельности.

В психологии так же выделяется два основных вида способностей: специальные и общие.

Специальные способности связаны с конкретной деятельностью. Они в ней проявляются и в ней же развиваются. Если вы никогда не брали в руки карандаш или кисть и не пытались ничего нарисовать, то и никогда не узнаете, есть ли у вас способности к рисованию. Общие способности имеют значение во многих сферах деятельности. К ним, в первую очередь, относятся познавательные способности: развитость внимания, памяти, воображения, интеллект. Немалую роль среди общих способностей играет волевая сфера – такие качества, как упорство, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

К общим способностям также относят такие, которые требуются не во всех видах деятельности, например, организаторские способности, коммуникативные, педагогические.

А вот творческие способности, о которых говорят в последнее время очень много, к особому виду способностей не относятся. Таких способностей, по сути, нет. (1)

Методики выявления способностей

Из значительного числа методик выявления способностей детей, можно выделить следующие.

Во – первых, первичная диагностика. Она заключается в анкетировании родителей и педагогов, в беседе с ними, а также в наблюдении за детьми.

Во – вторых, проводится специальная диагностика. Она заключается в проведении различных тестов, творческих заданий и игр.

Для измерения способностей наиболее часто используются различные тесты и анкеты.

К примеру, методика «карта одаренности» создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что в ней можно достаточно легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям и также может применяться педагогами.

С помощью данного метода можно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит увидеть индивидуальный «портрет» развития его дарований.

Утверждения, по которым придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности.(2)

Следующая методика – «Палитра интересов», которая заключается в анкетировании детей. Вопросы в анкетах составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: • математика и техника; • гуманитарная сфера; • художественная деятельность; • физкультура и спорт; • коммуникативные интересы; • природа и естествознание; • домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Воспользовавшись представленной методикой, можно получить информацию о направленности интересов ребенка. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка. (3)

Практическая часть.

2.1. Описание проведения исследования

Для выявления способностей младших школьников, на базе 4 «Б» класса школы №32 были организованы и проведены анкетирования, направленные на исследование способностей моих одноклассников. В анкетированиях участвовало 20 учеников моего класса, а также родители одноклассников.

Исследование началось с проведения входного анкетирования (Приложение 1), направленного на исследование внеклассной деятельности моих одноклассников.

Далее было проведено анкетирование детей с целью выявления их интересов и способностей (Приложение 2), а также проведен опрос родителей (Приложение 3).

Для диагностики были взяты методики, описанные в главе 1.2. моей работы.

Для того чтобы узнать совпадают ли способности моих одноклассников с их внеклассной деятельностью, я составила диаграмму 1 (Приложение 4).

Используя метод сравнения, я сравнила показатели диаграммы и мне стало понятно, что в, основном, способности детей и их внеклассная деятельность совпадают.

Считаю, что моя гипотеза подтвердилась – способности, которым уделяют достаточно времени, являются наиболее развитыми.

По результатам мной были составлены заключения по каждому однокласснику, принявшему участие в исследовании (Приложение 5). Заключение состоит из нескольких сводных таблиц, в которых выделены те сферы интересов и способностей, которые наиболее интересны ребенку. Также в него входит диаграмма 2 трех показателей: анкетирование внеклассной деятельности, опрос детей и родителей в наиболее распространенных отраслях: техника, художественная деятельность, спорт, музыка и лидерские качества.

Цель работы достигнута. Мною были найдены и применены методы диагностики способностей младших школьников. Я на примере одного класса убедилась, что способности можно развивать.

Заключение

Именно познавательные интересы ребенка определяют его отношение к тому, что задает направленность и уровень его способностей. Когда ребенок занимается, пусть даже по одному предмету, увлеченно, с интересом, с большим желанием, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и восприятие, и воображение, а значит способности.

Список используемых источников и литературы

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека: Курс лекций. Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара, 2004.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/10/15/diagnostika-sposobnostey-mladshego-shkolnika

Приложение 1

Уважаемые одноклассники! Расскажите о своих увлечениях, отвечая на вопрос.

Какие кружки и секции вы посещали (посещаете сейчас), когда учились в 1-4 классе?

__________________________________________________________________________________

(просто перечислить)

_______________________________________________(фамилия, имя)

Приложение 2

Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей (учителя).

Инструкция для детей

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «-»; если нравится - «+», если очень нравится, ставьте «++».

Инструкция для родителей

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).

Дата ___________        Фамилия, имя_________________

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

• математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

• гуманитарная сфера (2-й столбик);

• художественная деятельность;

• физкультура и спорт;

• коммуникативные интересы;

• природа и естествознание;

• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Приложение 3

«Карта одаренности»

Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

• интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

• творческая (2-й столбец листа ответов);

• академическая (3-й столбец листа ответов);

• художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);

• музыкальная (5-й столбец листа ответов);

• литературная (6-й столбец листа ответов);

• артистическая (7-й столбец листа ответов);

• техническая (8-й столбец листа ответов);

• лидерская (9-й столбец листа ответов);

• спортивная (10-й столбец листа ответов).

Приложение 4

Приложение 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

РУДАКОВА КИРА

Результаты выявления интересов и способностей

Анкетирование

(какие кружки и секции вы посещали (посещаете сейчас), когда учились в 1-4 классе?)

Наименование сферы интересов

Математика и техника

Художественная деятельность

Спорт

Коммуникативные интересы

Музыкальная

   

Худ.школа

Художественная гимнастика

 

Муз.школа

Палитра интересов (опрос детей)

Наименование сферы интересов

Математика и техника

Гуманитарная сфера

Художественная деятельность

Физкультура и спорт

Коммуникативные интересы

Природа и естествознание

Домашние обязанности

 

-2

4

7

6

4

4

7

Карта одаренности (опрос родителей)

Наименование сферы интересов

Интеллектуальная

Творческая

Академическая

Художественно-изобразительная

Музыкальная

Литературная

Артистическая

Техническая

Лидерская

Спортивная

 

1

2

4

8

4

5

3

-5

-2

6

Диаграмма 2

Просмотров работы: 10603