ВВЕДЕНИЕ
У каждого времени свои герои. Наши родители, бабушки, дедушки и учителя часто приводят в пример героев войны или каких-то выдающихся деятелей давнего или недавнего прошлого – но эти имена для большинства из нас часто ничего не значат. Мы живем уже в другом времени. Наши родители говорят об излишнем внимании со стороны представителей молодого поколения к материальным ценностям – иногда мы и сами замечаем, что это так.
И мы задались вопросом: а ради чего, собственно, наши сверстники готовы чем-то жертвовать? Что, собственно, может оказаться для них более важным, чем их собственная жизнь? Возможно, взрослые правы, и только материальные ценности оказываются очень значимыми для большинства из нас, представителей нового поколения? И есть ли сейчас место героизму в мыслях и делах наших сверстников? И если герой все-таки есть, то каков он?
Все эти вопросы мы решили задать ученикам нашей школы – всем, начиная с 8-го класса, кто готов был потратить время на ответы на наши вопросы.
Объект нашего исследования – учащиеся 8-11-х классов, предмет исследования – представления подростков о героизме, самопожертвовании и их идеалах.
Цель работы: исследование мнения подростков о том, что может оказаться более ценным, чем их собственная жизнь.
Задачи исследования:
1) познакомиться с литературой по теме «героизм и самопожертвование»;
2) разработать анкету с целью выявления ценностных представлений наших сверстников, провести анкетирование и обработать полученные результаты;
3) сформулировать выводы о предмете нашего исследования.
Гипотезу для нашего исследования мы сформулировали так: материальные ценности в системе ценностей подростка являются приоритетными и, возможно, определяющими цену жизни человека.
Для проведения исследования мы разработали анкету, содержащую 9 вопросов, и создали с помощью нашего научного руководителя гугл-форму для упрощения анкетирования и обработки результатов.
В исследовании мы использовали следующие методы: анкетирование, количественный и качественный анализ полученных результатов опроса.
В нашем исследовании приняли участие 122 учащихся с 8-го по 11-й класс нашей школы.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для нашего исследования нам важно рассмотреть следующие понятия: героизм, герой, самопожертвование, риск, идеал, ценности, система ценностей.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Героизм – это мужественное свершение, выдающееся по своему общественному значению, отвечающее интересам передовых классов и требующее от человека личного мужества, стойкости и готовности к самопожертвованию.
В литературе выделяют три вида героизма:
Физический героизм – способность рисковать жизнью или здоровьем ради высоких целей;
Моральный героизм – готовность идти наперекор нормам и правилам, отстаивая свои убеждения;
Витальный героизм – постоянное преодоление собственных физических или душевных недостатков.
Риск — сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий. Это основной фактор, который позволяет совершить подвиг абсолютно каждому человеку. Не каждый способен перебороть себя и преодолеть этот риск.
Идеал – это высшая норма нравственной личности (личностный идеал). Вероятно, у разных людей разные идеалы.
В советское время было патриотическое воспитание и это объясняется идеалами того времени. Это – Ленин, Сталин, красная гвардия, Гагарин. После распада СССР потребность в идеалах резко упала, однако сейчас она восстанавливается. В настоящее время у людей идеалы не поменяли своей сущности. Люди смотрят на героев, политиков, спортсменов и берут с них пример. В Китае, например, идеалы таковы: Конфуций (философ и педагог), Мао Цзэдун – (политический деятель), Джеки Чан (актер, режиссер и продюсер кинематографа), Цинь Шихуанди (самый знаменитый китайский император и создатель Великой Китайской стены).
Ценность — любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценности могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры. Конечные предпочтения следует считать базовыми или «верховными» (Ницше) ценностями, поскольку все внешние предпочтения так или иначе сводятся к внутренним, а внутренние — к конечным предпочтениям.
Ценности – это материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для субъекта в социуме с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. В такой обобщенной формулировке можно представить те многочисленные определения ценностей, существующие в отечественной науке.
Система ценностей — совокупность сложившихся у людей мнений о значении в их жизни вещей и явлений, встречаемых в природе и обществе.
ТЕМА ГЕРОИЗМА И САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ
К героизму в разные времена относились по-разному. Если обратиться к истории древней Греции, то большинство античных героев были наделены сверхчеловеческими способностями. Философ Валерий Губин отмечает, что в «нашей логике» нужно совершить подвиг, чтобы стать героем, в древнегреческой культуре все обстояло ровно наоборот: нужно было быть героем, чтобы совершать подвиги, а героями становились по праву рождения. В мифах герой – тот, кто рожден от любви бога и смертной. Тем не менее, поступок, связанный с опасностью и превосходящий пределы человеческих сил, – и тогда уже считался подвигом.
Мы понимаем под героизмом экстраординарное поведение, продиктованное высшими целями. Но что нужно считать такими целями? Существуют высшие, универсальные ценности. И продиктованные ими поступки будут считаться героическими в любой культуре, например, спасение человеческой жизни. Но есть и ценности, присущие каждой конкретной социальной системе. Они меняются по мере развития общества, и с ними меняется представление о героизме.
Самопожертвование – это жертвование собой или собственными интересами во имя других добровольно. Оно бывает осознанное (работники МЧС, военные в бою) и неосознанное (помощь людям в экстремальной ситуации). Но считать основой самопожертвования бескорыстие неверно. Принесение себя в жертву – это жертвенное, чистосердечное стремление защитить других, собственную землю, дом. Подобное намерение выступает итогом чувства патриотизма человека, его идеалов и воспитания. Индивид не способен поступать по-другому.
Примером самопожертвования в прошлом можно назвать большинство участников Великой Отечественной войны, людей, которые с пистолетом во имя Родины шли на ДОТы и танки. И сейчас есть такие люди, например, российские пилоты в Сирии, люди ради мира в другой стране идут в бой по приказу государства и умирают, выполняя свой долг. Примером самопожертвования за рубежом, да и вообще в любой стране могут стать, например, пожарные, которые при необходимости могут пожертвовать собой во имя спасения людей.
В людях встроено желание самопожертвования. Это не простое жертвование какими-то материальными благами. Это принесение в жертву собственного избранного пути, собственной энергии, сил, времени – то есть всего, что есть у человека. Высшим проявлением самопожертвования выступает отдача себя самосознанию, развитию разума, достижению чистоты сознания, а также помощь другим в достижении духовности. В виде личностного качества самопожертвование это проявление достоинства наряду с патриотизмом, бескорыстием, добротой. Самопожертвование обладает женской природой. Первым примером его выступает безоговорочная материнская любовь. Мать ставит благополучие ребенка выше всего. Любовь в качестве добровольного рабства предполагает жертвование собой, но самопожертвование – это не отдать жизнь во имя любви. Это абсолютное желание служить любимому человеку.
Работа многих людей – спасателей, пожарных, полицейских – непосредственно связана с риском. И те, кого раньше было принято называть «людьми героических профессий», находятся под пристальным наблюдением психологов, стремящихся лучше понять истоки героического поведения. «Одна из важнейших характеристик таких людей – стрессоустойчивость, а если говорить шире, то жизнестойкость». По мнению психолога Сальваторе Мадди, жизнестойкость включает в себя три компонента: убежденность, что быть в гуще событий полезнее, чем оставаться в стороне; понимание, что попытка влиять на события всегда предпочтительнее пассивности; и наконец, принятие риска, готовность действовать без гарантии положительного результата. Те, кто обладает таким набором качеств, устойчивы к стрессам и в экстремальных ситуациях действуют быстрее и эффективнее.
Существуют ли свойства характера, повышающие вероятность героических поступков? Подвиг непредсказуем, и разумнее говорить не о конкретных чертах, а, скорее, можно искать внутренние источники героизма. Когда ситуация требует вжаться в землю, герой встает во весь рост. Он преодолевает сопротивление обстоятельств, собственного тела и собственной психики. Такой поступок невозможен без точки опоры. Но ее не найти вовне. Герой обретает точку опоры внутри себя, в собственной философии, в своей системе ценностей.
Психолог Филипп Зимбардо полагает, что героизм имеет больше отношения к среде, чем к личности, и, если создать нужные условия, многие будут вести себя как герои. Многие подвиги, по мнению исследователей этой темы, порождены нашей общей безответственностью. И их сокращение было бы свидетельством нормального развития общества.
Современное понимание героизма предполагает скорее не один конкретный поступок, а общую линию поведения. Сегодня сочувствие и сострадание к другим являются ключевыми факторами, которые способствуют героическому поведению. Люди, которые спешат на помощь другим несмотря на опасность и невзгоды, делают это потому, что действительно заботятся о безопасности и благополучии других людей. Люди, которые имеют склонность к героизму, также обладают и склонностью к сопереживанию.
Очевидно, что важную роль в героическом поведении может играть воспитание, личный пример, специальная подготовка или определенные физические способности. Человек, который бросается в горящее здание, чтобы спасти другого человека, не просто чрезвычайно смел; он обладает способностью преодолевать страх.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Составляя нашу анкету, мы обозначили для себя вопросы, которые интересно было бы осветить с помощью наших сверстников. Наши вопросы можно объединить в следующие темы: героизм и альтруизм, ценности и «цена» человеческой жизни, патриотизм и самопожертвование, герой нашего времени и его «характерологический портрет».
Для проведения исследования мы разработали анкету, содержащую 9 вопросов, и создали с помощью нашего научного руководителя гугл-форму для упрощения анкетирования и обработки результатов.
В исследовании мы использовали следующие методы: анкетирование, количественный и качественный анализ и интерпретация полученных результатов опроса.
В нашем исследовании приняли участие 122 учащихся с 8-го по 11-й класс нашей школы в возрасте от 14 до 17 лет (примерно в равном соотношении). Из них юношей – 71, а девушек – 51.
Ниже мы приводим полученные в ходе исследования результаты.
АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВОПРОС № 1 нашей анкеты звучал следующим образом: «Разные люди готовы рисковать своей жизнью (и даже расстаться с нею!) ради совершенно разных вещей. Ради чего из приведённого ниже списка, по-твоему, стоит рисковать своею жизнью?».
Мы предложили сделать несколько выборов ребятам из следующего списка: справедливость, слава/известность, любимые близкие, Родина, жизнь других людей, жизнь животных, возможность оставить след в истории, очень дорогая вещь, мнение значимых окружающих, репутация или честь. Была возможность добавить что-то своё, но никто ею не воспользовался.
Как распределились ответы, показано на диаграмме 1.
Диаграмма №1.
Самыми популярными оказались следующие выборы:
Готовы отдать жизнь за любимых и близких людей 84% учащихся.
Ради спасения жизни других людей – 43% от числа учащихся.
Готовы рисковать жизнью ради спасения животных – 32%.
Отдадут жизнь за Родину – 26%.
Ради сохранения чести – 24%.
Оказалось, что только 2 наших респондента (!) выбрали ответ «очень дорогая вещь».
ВОПРОС № 2 выглядел следующим образом: «Иногда можно видеть лежащего на земле человека и спокойно проходящих мимо него людей. Как ты думаешь, почему люди проходят мимо?».
Нам показалось очень любопытным узнать, почему же так происходит, с точки зрения подростков, и мы предложили несколько вариантов ответов нашим сверстникам и оставили возможность дополнить список своим вариантом. В ответе на этот вопрос можно было выбрать только один вариант из предложенных нами:
потому что они признают за человеком право лежать там, где ему вздумается;
потому что, скорее всего, этот человек пьян, и ему всё равно дорога «на тот свет»;
потому что этот человек, скорее всего, пьяный, и трогать его неприятно;
потому что, скорее всего, этот человек пьян, и это будет глупо выглядеть;
потому что каждый думает, что раз все проходят, то с человеком всё в порядке;
потому что сейчас никто не думает о других;
потому что все очень спешат;
потому что люди боятся быть "не как все" - ведь все же проходят мимо.
Самые популярные выборы в этом вопросе представлены на диаграмме 2.
Диаграмма № 2.
1/3 респондентов полагает, что это происходит потому, что люди не думают о других.
23% боятся быть не «как все» и потому проходят мимо.
Около 19% считают, что это связано с тем, что лежащего человека сразу принимают за пьяного, и подходить к нему неприятно.
В ВОПРОСЕ № 3 мы продолжили эту тему и спросили следующее: «В каком случае ты бы стал помогать человеку, лежащему на улице?» и также предложили сделать только один выбор из следующих вариантов:
если от человека не пахнет алкоголем;
если на улице минусовая температура;
если рядом кто-то ещё будет готов помогать;
в этом нет смысла, и я вряд ли стану это делать;
помогу, если этот человек ведёт себя неагрессивно;
помогу в любом случае;
не стану помогать ни при каких обстоятельствах.
Оказалось, что 24% респондентов помогут лежащему человеку в любом случае, 39% - если лежащий человек ведет себя неагрессивно, по 10% - если от него не пахнет алкоголем или если рядом кто-нибудь еще будет помогать. И только 4% не станут помогать ни при каких обстоятельствах. Получается, что почти никто из подростков нашей школы не проходит равнодушно мимо лежащего на земле человека и оказывается готовым помочь! Этот результат нас удивил и обрадовал.
Диаграмма № 3.
ВОПРОС № 4 был посвящен теме «альтруизм» и звучал следующим образом: «Альтруизм – это способность помогать другим бескорыстно, т.е. не требуя ничего взамен. Как ты думаешь, насколько часто это качество встречается у людей?».
Ответы на этот вопрос представлены в диаграмме 4.
Диаграмма № 4.
Оказалось, что это альтруизм как мотив для поступка не чужд (!) нашим сверстникам, и хотя бы раз так поступали 37% от числа учащихся, а 14% из них так поступают часто.
В ВОПРОСЕ № 5 мы коснулись темы суицида (попытки свести счеты с жизнью) и задали такой вопрос: «Как ты думаешь, нужно ли останавливать незнакомого тебе человека, который на твоих глазах собирается совершить суицид, если это связано с риском для тебя?». Нам показался этот вопрос важным и связанным с нашей темой, потому что может обнаружить важные вещи. Так у нас и получилось. Мы предлагали следующие варианты для выбора:
нет, это его выбор и его право;
не стоит этого делать: если остановить его сейчас, то он всё равно это сделает, но в другое время и в другом месте;
сам помогать не стану, но позову кого-нибудь на помощь;
стоит, ведь он может передумать и найти другой выход из своей трудной ситуации;
стоит хотя бы потому, что он увидит, что всегда есть люди, которым не всё равно, и станет по-другому смотреть на мир.
Диаграмма № 5.
Оказалось, абсолютное большинство наших респондентов попытаются остановить человека, собирающегося расстаться с жизнью, и, значит, не считают такой поступок правильным.
В ВОПРОСЕ № 6 мы попросили представить ситуацию, когда человека обвиняют в нехорошем поступке, которого он не совершал, в случае, когда известно, кто на самом деле это сделал, и подумать о тех случаях, в которых стоит промолчать и взять вину на себя.
На диаграмме 6 представлены полученные ответы.
Диаграмма № 6.
Оказалось, что наши сверстники чаще всего будут «прикрывать» своих родственников, друзей и любимых. 19% не станут брать чужую вину на себя ни при каких обстоятельствах. Но больше всего нас удивил выбор, согласно которому респонденты готовы молчать, если знают, что виновному в этой ситуации БУДЕТ ГОРАЗДО ХУЖЕ, чем им самим, если это станет известно. И таких ребят почти 47%, то есть почти половина!
ВОПРОС № 7 касался патриотизма. Мы спросили наших респондентов, как они относятся к этому понятию. На вопрос, что значит патриотизм для тебя, самыми популярными были следующие ответы:
Каждый человек должен быть патриотом – 28%;
Патриотизм — это глупость, не стоит думать о каком-то одном участке планеты Земля – 26%;
Патриотизм – временная дань моде – 9%;
Пустое сотрясение воздуха – 7,5%;
Возможность заработать или стать известным человеком – 11%.
Похоже, что патриотизм не является чем-то важным и ценным для сегодняшних подростков, по крайней мере, для большинства из нас.
ВОПРОС № 8 звучал следующим образом: «Кого, из наших современников на твой взгляд, можно назвать "героем нашего времени"?».
Ответы получились такие:
у 26% от общего числа респондентов нет героя;
13% считают, что герои нашего времени — это разного рода политические деятели, из них 6% считают героем В.В. Путина;
12% не знают, что ответить на этот вопрос;
для 11% подростков герои – это люди героических профессий (врачи, сотрудники МЧС, солдаты, военные и т.д.;
6% считают героями изобретателей и выдающихся бизнесменов (например, Стива Джобса);
5% считают героями своих родителей;
для 4% герои – это разные писатели.
Получается, что только 39% респондентов имеют конкретные примеры людей, которых можно считать героями, а у остальных (а это – 61%) таких примеров НЕТ.
В последнем вопросе мы попросили назвать качества, которыми должен обладать человек, чтобы стать героем.
Вот хит-парад таких качеств: честность, доброта, справедливость, искренность, бескорыстие и храбрость. Оказалось, что для героя интеллектуальные способности вообще не имеют значения (они не были названы ни в одном из ответов).
ВЫВОДЫ
Полученные и проанализированные результаты позволили нам сформулировать следующие выводы:
1. Так как в нашем исследовании всего лишь 4% респондентов считают, что стоит рисковать своей жизнью ради дорогой вещи, то наша гипотеза, согласно которой представители современного молодого поколения слишком много внимания уделяют материальным ценностям и готовы жертвовать ради них даже своею жизнью, оказалась опровергнутой.
2. Самой частой причиной проявления равнодушия по отношению к другим людям является страх быть «не как все».
3. Абсолютное большинство наших сверстников не пройдут мимо лежащего на земле человека и постараются оказать ему помощь.
4. Большинство наших респондентов попытаются сами или с помощью других людей остановить человека с суицидными намерениями – и здесь не проявят равнодушие.
5. Большая часть наших сверстников время от времени совершает поступки не ради собственной выгоды, а ради помощи другому человеку, и даже могут взять чужую вину на себя (при определенных обстоятельствах). Можно сделать вывод, что альтруизм, как мотив поведения, встречается среди подростков не так уж редко (как мы думали).
6. Патриотизм для наших сверстников не является значимой ценностью.
7. Оказалось, что герой нашего времени – очень размытое понятие, и мало кто может назвать конкретного человека. Но вот набор качеств человека, которого можно считать героем, подросткам описать проще. И это человечность, честность, храбрость, справедливость и готовность оказать поддержку. Интеллектуальные способности героя оказались вообще не важны! Можно сделать вывод о том, что потребность в герое есть, но реального воплощения он, увы, на сегодняшний день не имеет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранская Л.Т., Вершинина Т.С. Психосемантика героизма в историколингвистическом межкультурном контексте // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 6 (85). Ч. 2. С. 107-117.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» //Официальный сайт Правительства России.
3. Карлейль, Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М., 2008. 864 с.
4. Серединская Л.А. Героика повседневности в современном обществе: героика Научный журнал КубГАУ, №119(05), 2016 г.
5. Теряева О.А. Воспитание молодежи: образы героев, псевдогероев и антигероев // Социальная педагогика. 2012. № 4. С. 107-120.
6. Торосян Д.Р. Героизм и патриотизм как социальные факторы стабилизации жизни общества // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология
7. http://ej.kubagro.ru/2016/05/pdf/12.pdf
8. RL: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf