Причины возникновения субдепрессивных состояний у подростков, особенности их течения и негативные последствия.

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Причины возникновения субдепрессивных состояний у подростков, особенности их течения и негативные последствия.

Незамаева А.В. 1
1МБОУ гимназия "Пущино"
Наимова Ю.Ю. 1Шестибратова О.В. 1
1МБОУ гимназия "Пущино"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что с данной темой за последние несколько лет сталкивается более половины подростков и их родителей. Часто ли вы слышите от своего ребенка, что ему грустно, плохо или нужна помощь? Часто ли он делится с вами своими переживаниями? Даже если это происходит не так часто, это не означает, что у вашего ребенка все совершенно благополучно, ведь не все подростки могут понять собственные переживания правильно и попросить о помощи в нужный момент. Подростковый возраст наполнен переживаниями. В этом возрасте у ребенка происходит принятие себя, физическое и психологическое развитие, формирование собственного «Я». Важным моментом в психологии подросткового возраста является повышенная критичность к собственным недостаткам. Важно, чтобы в этот период родители хвалили своего ребенка, не теряли с ним контакт, ведь так просто потерять эту связь, когда в авторитет ставится мнение не родителей, а друзей и одноклассников.

Родители могут не замечать состояния подростка, так как в детском возрасте депрессия маскируется под самые разнообразные психосоматические расстройства. Но это важно, так как подросток находящийся в депрессии может навредить себе.

Объект исследованиясубдепрессивные состояния у подростков.

Предмет исследования - причины возникновения субдепрессивных состояний у подростков.

Цель исследования – изучить причины возникновения и процессы протекания субдепрессивных состояний у подростков и способы выхода из этого состояния.

Задачи исследования:

Изучить особенности процессов возникновения и протекания субдепрессивных состояний у подростков.

Провести анализ литературы по теме субдепрессивных состояний.

Разработать рекомендации.

Гипотеза исследования - причинами возникновения субдепрессивных состояний у подростков являются чрезмерная нагрузка в школе, состояние неуспеха, невозможность оправдать свои или чужие ожидания, отсутствие взаимопонимания и конфликты с родителями и учителями, неудачная первая любовь.

Методы исследования. При сборе теоретической информации: анализ, обобщение. На этапе практического изучения особенностей субдепрессивных состояний: проведение опросов, обработка, анализ.

Практическая значимость. Полученные сведения помогут создать рекомендации для подростков в оказании помощи и поддержки в период субдепрессивного состояния.

База исследования - учащиеся 10 «А» класса МБОУ гимназии "Пущино".

Основная часть. Обзор литературы

1.1 Особенности субдепрессивных состояний у подростков

Для начала разберемся, что такое депрессия?

Депрессия - это угнетенное состояние, характеризующееся упадком сил, равнодушием к общественной жизни, отказом от выполнения важных дел, поручений. Такое психологическое состояние считается заболеванием, которое необходимо лечить.[3]

Как и любое заболевание, депрессивное состояние имеет свои симптомы и причины возникновения. Подростки, как и взрослые люди, подвержены депрессии, которая нередко становится фактором психологической инвалидности или смертности. Поэтому так важно распознать это заболевание, чтобы вовремя помочь и вернуть школьнику радость жизни.

По мере продвижения из начальной в среднюю школу усложняется программа и, что важно, появляется большое количество учителей-предметников. Из-за резко изменившейся школьной среды у некоторых подростков развивается депрессия, замаскированная школьной фобией. Здесь патологическое состояние определяется нарастающей двигательной и мыслительной заторможенностью, которая блокирует способность подростка осваивать новый учебный материал. У подростка падает успеваемость. Ответные меры школы и родителей убеждают подростка в его несостоятельности, вызывают у него страх порицания и приводят к тотальному отказу от школы.

В этом возрасте подростки также испытывают затруднения при попытке вербально выразить свои чувства и переживания, что практически не зависит от интеллектуального уровня и запаса активной лексики. Коммуникативные затруднения являются одной из ключевых проблем эмоциональной жизни подростка, проявлением тревоги и недостаточности самопринятия.
Депрессия нередко оформляется проявлением метафизической интоксикации. Переживания утраты смысла жизни свойственны молодости. Депрессивный подросток склонен рассматривать эту глобальную проблему как свою личную драму. Размышления о смысле жизни и смерти превращаются в навязчивое и бесплодное мудрствование, лишают подростка способности к продуктивной интеллектуальной деятельности. Подросток становится одиноким и отрешенным, дезадаптация постепенно нарастает, приводит к полному социальному краху.

Когда у подростков в возрасте 12–14 падает самооценка, нарастает чувство одиночества и безысходности, тоски и тревоги, депрессия часто может проявляться через девиантное поведение.

Мало кому придёт в голову заниматься лечением депрессии, когда у ребёнка заболевание или проблемы в успеваемости. До первопричин редко, когда доходят, обычно спустя годы проведения в этом состоянии.

Расстройство может протекать в разной степени тяжести, выделяют три такие степени:

- субдепрессии,

- средней степени тяжести,

- депрессии тяжёлые.

Особенность переживания депрессии может различаться от человека к человеку. Кто-то и депрессию средней степени тяжести может переносить сравнительно легко, без особого напряжения – когда она у него с детства, и он другого состояния и не знает, он к ней привык. Другой человек и субдепрессию переживает тягостно, особенно, когда она возникла только что и вызывает у него стремление поскорее избавиться от неё, поскольку она переживается им как нечто чуждое, не свойственное. [2]

Триада депрессии. В случае депрессии (угнетенное, подавленное настроение), к подавленному настроению добавляется ещё два элемента – интеллектуальная заторможенность и моторная. Ухудшение самочувствия неизбежно влечёт снижение продуктивности.

У детей ухудшается успеваемость, они хуже понимают задания, уроки, их не интересуют занятия, которые раньше так нравились. Если же у отличников еще можно заметить ухудшение, то у детей со средней успеваемостью вряд ли – они никогда не выделялись и от них никто не ждет высоких результатов.

Депрессивные высказывания – это обобщение негативного самоотношения, проявляющееся в самобичевании: «Я больной, никчемный, никому не нужный, плохой, бестолковый, я не могу работать…»

Ребёнок же, в этом же состоянии склонен направлять вину вовне – на родителей, сверстников, учителей, чтобы хоть как-то защитить самого себя. Ему ведь нет покоя ни днём (подавленность настроения, воли, активности физической и интеллектуальной), ни вечером (когда нарастает тревога), ни ночью (когда нарастает страх).

Юношеская астеническая несостоятельность – разновидность депрессии в юношеском возрасте – основной жалобой, заметным для человека признаком выступает снижение памяти. Ребенок читает строку – понимает и запоминает, воспроизводит. Читает абзац – не понимает и закономерно не воспроизводит. Тем более большие объёмы сложного нового текста. Но есть нарушения ассоциативного процесса, нарушения высшего познавательного синтеза. Фоном идут разные негативные переживания, связанные с тревогой за свою несостоятельность, перед стоящими задачами развития. Поскольку осознания нет, происходит соматизация тревоги. Часто повышенная температура, боли в голове, в желудке, рвота, ВСД.

Психопатоподобные депрессии (депрессии с поведенческими нарушениями) начинаются в предподростковом возрасте и старше. Ребенок перестаёт учиться, не слушается, курит, выпивает, грубит, дерзит. Как он может учиться, развиваться, дружить, любить, когда у него нет ресурсов на всё это? Пополнять их он идёт туда и к тем, где и кто его принимает таким, какой он есть в этом своём состоянии – «колючего», неловкого, где его не спрашивают об оценках и о школе, где не ругают и не докучают обидными вопросами по типу: «какое тебя ждет будущее с твоими оценками?». И более того, посочувствуют ему и предложат седативное средство. Он так «лечится». Как может и где может. Ведь никто из взрослых и не подумает, что нужно помочь, поговорить, обсудить проблему, может отправить к психологу. На него будут только давить, кричать, ведь он груб и неуважителен. И он попадает в «братство», основанное на взаимопомощи и взаимоподдержке. Те, кто принимают в любом виде и поддерживают. На первых порах, пока обеспечивается вход и приверженность к группе. Затем требования нарастают и здесь. И уйти он уже не может, и оставаться не может. [1]

1.2 Причины возникновения субдепрессивных состояний

Депрессивное состояние возникает обычно не на пустом месте, оно может иметь как объективные, так и субъективные факторы.

Основные причины депрессии у подростков следующие:

Гормональная перестройка в организме детей. В этот период они достаточно сильно меняются физически, происходящие химические процессы могут вызывать перепады настроения, беспокойство, тревогу.

Неудачи в школьной жизни. Неуспеваемость, отверженность одноклассниками, "нападки" учителей, повышают эмоциональную нестабильность, делают подростка несчастным.

Социальный статус. Если ребенок не пользуется уважением среди сверстников, друзья постоянно подшучивают над ним, не ценят его мнения, то такое отношение подавляет школьника, делает его одиноким.

Несчастная первая любовь. Подростки очень остро реагируют на возникшие чувства, которые чаще всего остаются без ответа, поэтому у детей возникает критическое отношение к своей внешности, телу. Они перестают себя уважать, считают, что их не за что любить, в итоге такое отношение приводит к отчаянию и депрессии.

Высокие требования родителей. Завышенная планка, непосильная для школьника, вызывает у него чувство неуверенности, страх наказания за недостигнутый результат, боязнь еще больших требований.

Семейное неблагополучие. Отношения в семье играют важную роль в эмоциональном состоянии ребенка. Развитие депрессии у подростков может быть связано с равнодушным отношением родителей, не интересующихся жизнью школьника, не поддерживающих его, не радующихся достижениям ребенка. Однако причины депрессии не всегда могут быть очевидными и понятными. Иногда может казаться, что никаких причин и нет. Тем не менее, беспричинной депрессии не бывает. Часто причиной депрессии может быть давняя психологическая травма, которая случилась еще в раннем детстве. Несмотря на пройденные годы, и тот факт, что ситуация якобы осталась забытой, она на самом деле никуда не исчезла и осталась неразрешенной. Она остается в виде подавленной психической энергии глубоко в подсознании и воздействует на психику взрослого человека, влияя на его убеждения и поступки, а также на восприятие жизни.
Часто грустное, подавленное настроение подростка объясняют временными перепадами настроения или «подростковой дурью», не разбираясь в причинах. А тем временем отвергнутые подростки ищут утешения и, не находя его, могут нанести себе непоправимый вред. [3]

1.3 Негативные последствия субдепрессивных состояний

Проблемы в семье, потеря любимого человека, неуспеваемость в школе или постоянные неудачи в личных отношениях, частые конфликты со сверстниками и учителями – все это может вызывать негативные мысли и привести к депрессии. Но в подростковом возрасте эти проблемы кажутся непреодолимыми, а боль, которую они причиняют, невыносимой. Аутоагрессия, самоповреждения, суицид – это акты отчаяния, и в основном причина их лежит в подростковой депрессии.

Депрессия несет в себе очень высокий риск совершения суицида. Оставлять подростка один на один в депрессивном состоянии нельзя. Если ребенок однажды перенес приступ депрессии, то наиболее вероятно, что в будущем он повторится снова. А к депрессии приводит как раз пропущенное субдепрессивное состояние, те проблемы, на которые вовремя не обратили внимание, не разобрали их причину, не помогли найти выход из создавшейся, сложной для подростка, ситуации. Аутоагрессия может «сломать» самооценку, нарушить самовосприятие подростка на многие годы вперед, и корректировать такое состояние становится очень трудно. Самоповреждения также являются крайне негативными последствиями для подростка, ведь никогда не знаешь, как далеко может зайти акт самоповреждения, всегда есть огромный риск потерять контроль над ситуацией, да и в будущем для подростка наличие шрамов на теле может стать помехой при поступлении на работу в ту или иную сферу.

Выводы

Итак, проанализировав полученную информацию. Мы можем сделать следующие выводы:

Особенности протекания субдепрессивных состояний подростков могут быть разными, от полного «закрывания», «замыкания», «ухода в себя», до ярких проявлений девиантного поведения, от снижения общего тонуса организма, упадка сил, до проявлений истероидного характера.

Причинами субдепрессивных состояний подростков могут служить такие факторы, как конфликты в школе и дома, неудачная первая влюбленность, ситуации неуспеха, чрезмерные нагрузки в школе, завышенные требования как подростка самого к себе, так и окружающих людей, и невозможность соответствовать этим требованиям.

К негативным последствиям субдепрессивных состояний мы можем отнести затяжную депрессию, которую уже невозможно преодолеть без помощи врача, акты аутоагрессии, самоповреждений, и пожалуй, самое тяжелое последствие и самое страшное со всех сторон – суицид.


Практическая часть. Исследование субдепрессивного состояния среди подростков

2.1 Программа исследования

В данной работе было проведено следующее исследование: 1.изучен уровень эмоционального состояния среди подростков; 2.проведен опрос-анкетирование на тему выявления причин субдепрессивных состояний у подростков.

Для изучения уровня эмоционального состояния подростков нами была использована методика «Шкала М.Ковач»[4].Тест представляет собой оценочную шкалу из 27 пунктов для детей и подростков от 7 до 17 лет, требует минимальных навыков в чтении. Дает количественные показатели спектра депрессивных симптомов – состояния без депрессии, сниженного настроения, субдепрессивного состояния, тенденции к депрессии.

[прил.1]

Для проведения опроса-анкетирования нами были предложены анкеты с причинами возникновения субдепрессивных состояний. Учащиеся имели возможность как выбрать причины из уже отмеченных, так и дописать свои. [прил.2]

2.2 Описание результатов исследования

По итогам диагностики, проведенной с помощью шкалы М.Ковач, получились следующие результаты: несмотря на кажущееся благополучие и успешность обучения, в классе выявлены подростки с субдепрессивным состоянием – 4 человека. Наглядные результаты можно увидеть на рисунках 1,2. Более подробные и развернутые результаты можно увидеть в приложении 3.

Рисунок 1. Уровень эмоционального состояния учащихся по шкале М.Ковач

Уровень эмоционального состояния

Количество - %

Состояние без депрессии

5 чел. – 26%

Легкое снижение настроения

10 чел. – 53%

Субдепрессия

4 чел. – 21%

Ярковыраженные депрессивные тенденции

0 чел.

Рисунок 2. Диаграмма эмоционального состояния учащихся 10 «А» класса

По итогам анкетирования среди учащихся 10 «А» класса выявлены следующие основные причины субдепрессивного состояния: конфликты с родителями, чрезмерная нагрузка в школе, несоответствие ожиданиям окружающих, состояние неуспеха, конфликты и недопонимания с учителями. Наглядно результаты представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Причины субдепрессивного состояния подростков

2.3 Анализ результатов исследования

По результатам проведенного исследования мы видим, что у нескольких подростков выявлено субдепрессивное состояние. При проведении анализа, эти же подростки указали на основные причины возникновения субдепрессивных состояний, которые совпадают с причинами, предположенными в гипотезе. Те же подростки, у которых совершенно благополучное эмоциональное состояние, указали в анкете, что они затрудняются ответить на поставленный вопрос. Также, по результатам анкетирования мы видим, что среди учащихся 10 класса нет ответов «неудачная первая любовь», очень низкий процент ответов «конфликты с учителями», нет ответов «конфликты с одноклассниками». Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что наиболее значимыми причинами для подростков являются конфликты дома, несоответствие ожиданиям окружающих и чрезмерная нагрузка в школе.

2.4 Рекомендации

По итогам нашего исследования можно дать следующие рекомендации.

Учащимся:

более внимательно относиться к своему физическому и эмоциональному состоянию;

научиться просить о помощи взрослых, во избежание затягивания проблемных ситуаций;

научиться организовывать свое учебное время и пространство для улучшения успеваемости и повышения продуктивности в учебе;

научиться переключать себя с негативного эмоционального состояния на позитивное или нейтральное с помощью релакс-методик, хобби, проведения интересного досуга.

Взрослым:

обращать внимание на эмоциональное и физическое состояние подростков;

подходить индивидуально к рассмотрению причин снижения учебной успеваемости детей;

обратить внимание на налаживание контакта с подростками, создавать доверительные взаимоотношения, оказывать поддержку;

обращать внимание на собственное эмоциональное состояние во избежание передачи негатива во время общения с подростками;

создавать психологически комфортный, благополучный климат как дома, в семье, так и на работе, в школе;

оказывать всестороннюю поддержку подросткам, создавать ситуации успеха, формировать позитивную самооценку и правильные ценности;

не обесценивать проблемы подростков даже, если они кажутся смешными, нелепыми, надуманными.

Выводы

По итогам нашей практической работы мы можем сделать следующие выводы:

При внешнем благополучии и успешной учебе у подростков могут быть выявлены субдепрессивные состояния.

Для подростков значима данная тема становится только в том случае, если напрямую их касается, тогда они представляют причины, вызывающие снижение эмоционального состояния.

Причины, вызывающие субдепрессивное состояние совпадают с теми, что мы заявили в своей гипотезе и увидели при анализе литературы. А именно: недопонимания и конфликты в семье, чрезмерная нагрузка в школе, страх несоответствия ожиданиям окружающих, конфликты или недопонимания с учителями.

Подросткам рекомендовано для повышения уровня эмоционального состояния следующее: обязательно проводить время на свежем воздухе, общаться с друзьями, уметь понимать и объяснять свое состояние взрослым, уметь организованно планировать свой день, заниматься своим хобби.

Родителям и учителям рекомендовано не обесценивать проблемные ситуации подростков, более внимательно относиться к состоянию детей, разговаривать с подростками на более глубокие, волнующие их темы, а не только на темы оценок и успеваемости в школе.

Заключение

Итак, депрессия - это аффективное состояние, которое характеризуется негативным эмоциональным фоном, изменениями в мотивационных, познавательных представлений и общей чувствительностью поведения. Субъективно человек испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания - подавленность, тоску, отчаяние. Мотивы и волевая активность резко снижены. Характерны мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед жизненными трудностями сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижена. Изменяется восприятие времени, которое течет мучительно долго. В состоянии депрессии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость; это приводит к резкому падению продуктивности.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась и с теоретической, и с практической точки зрения: причинами возникновения субдепрессивных состояний у подростков являются чрезмерная нагрузка в школе, состояние неуспеха, невозможность оправдать свои или чужие ожидания, отсутствие взаимопонимания и конфликты с родителями и учителями.

Список используемых источников

1.http://www.b17.ru/article/depression_in_children/

2.https://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65625a2ad68b5d43a89521216c27_0.html

3. http://fb.ru/article/277411/depressii-u-podrostkov-proyavlenie-i-lechenie

4.https://pedportal.net/nachalnye-klassy/psihologiya/shkala-m-kovach-diagnostika-depressii-1221362

Приложение 1

Шкала М.Ковач

Шкала М. Ковач

Данный опросник, разработанный Марией Ковач (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения. Охватывает основные характеристики депрессии и учитывает психологические особенности данной возрастной группы. Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к. выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.

Опросник представляет собой самооценочную шкалу для детей и подростков от 7 до 17 лет (дети 3-7 лет отвечали на соответствующие вопросы врача). Состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.

Ключ:

№ выбор балл

1,3,4,6,9,12,14,17,19,20,22,23,26,27 1 0

2 1

3 2

2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25 1 2

2 1

3 0

Интерпретация:

0-10 – состояние без депрессии;

11-16 – легкое снижение настроения;

17-19 – субдепрессия, или маскированная депрессия;

20 – критическое число, рассматривается в качестве показателя для

углубленного изучения ребенка или подростка на предмет

идентификации депрессивного заболевания.

Предъявление

Попросите ребенка записать свое имя или запишите сами. Убедитесь в том, что ребенок полностью понял содержание опросника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себя чувствовал в течение последних двух недель. Для маленьких детей и для детей с трудностями в течении проведения диагностики необходимо зачитать как инструкцию, так и каждый пункт шкал.

Шкала А (негативное настроение п. п. 1, 6, 8, 10, 11, 13) – общее снижения настроения негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.

Шкала В (межличностные проблемы п. п. 5, 12, 26, 27) – идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм непослушание.

Шкала С (неэффективность п. п. 3, 15, 23, 24) – высокий уровень убеждения неэффективности в школе.

Шкала D (ангедония п. п. 4, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 ) – высокий уровень истощаемости, наличие чувства одиночества.

Шкала Е (негативная самооценка п. п. 2, 7, 9, 14, 25 ) – негативная оценка собственной неэффективности наличие суицидальных мыслей.

Подсчет общего показателя: эта сумма баллов выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста. По каждой шкале теста также подсчитывается балл.

Стимульный материал

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующий квадратик, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

1. 1) У меня редко бывает грустное настроение.

2) У меня часто бывает грустное настроение.

3) У меня все время грустное настроение.

2. 1) У меня никогда ничего не получится.

2) Я не уверен, что у меня все получится.

3) У меня все получится.

3. 1) В основном я все делаю правильно.

2) Я многое делаю не так.

3) Я все делаю неправильно.

4 . 1) Многое для меня является забавным.

2) Некоторые вещи меня забавляют.

3) Ничто меня не забавляет.

5. 1) Я все время себя плохо чувствую.

2) Я часто себя плохо чувствую.

3) Я редко себя плохо чувствую.

6. 1) Я думаю о неприятностях, происходящих со мной время от

2) Я беспокоюсь, что со мной могут произойти неприятности.

3) Я уверен, что со мной произойдет что-то ужасное.

7. 1) Я себя ненавижу.

2) Я себе не нравлюсь.

3) Я доволен собой.

8. 1) Все плохое происходит по моей вине.

2) Многие плохие вещи происходят из-за меня.

3) Во всем плохом, что происходит со мной, нет моей вины.

9. 1) Я не думаю о самоубийстве.

2) Я думаю о самоубийстве, но никогда его не совершу.

3) Я хочу покончить с собой.

10.1) Желание заплакать я испытываю каждый день.

2) Желание плакать появляется у меня довольно часто.

3) Желание заплакать я испытываю редко.

11. 1) Меня все время что-то беспокоит.

2) Меня часто что-то беспокоит.

3) Меня редко что-то беспокоит.

12. 1) Я люблю находиться среди людей.

2) Я не люблю часто бывать с людьми.

3) Я вообще не хочу быть с людьми.

13. 1) Я не могу изменить свое мнение о чем-либо.

2) Мне сложно изменить свое мнение, о чем-либо.

3) Я легко изменяю свое мнение

14. 1) Я выгляжу хорошо.

2) В моей внешности есть недостатки.

3) Я выгляжу безобразно.

15. 1) Я должен постоянно заставлять себя делать домашнее задание.

2) Я часто должен заставлять себя делать домашнее задание.

3) У меня нет проблем с подготовкой домашнего задания.

16. 1) Я плохо сплю каждую ночь.

2) Я часто плохо сплю.

3) У меня нормальный сон.

17. 1) Я редко чувствую себя усталым.

2) Я часто чувствую себя усталым.

3) Я все время чувствую себя усталым.

18. 1) У меня часто нет аппетита.

2) Иногда у меня нет аппетита.

3) Я всегда ем с удовольствием.

19. 1) Меня не беспокоят ни боль, ни недомогание.

2) Меня часто беспокоят боль или недомогание.

3) Я все время испытываю боль или недомогание.

20. 1) Я не чувствую себя одиноким.

2) Я часто чувствую себя одиноким.

3) Я все время чувствую себя одиноким.

21. 1) В школе ничто не доставляет мне радости.

2) В школе мне бывает приятно только время от времени.

3) Мне часто радостно в школе.

22. 1) У меня много друзей.

2) У меня есть друзья, но я бы хотел, чтобы их было больше.

3) У меня совсем нет друзей.

23. 1) С учебой у меня все хорошо.

2) Моя успеваемость ухудшилась по сравнению с прошлым.

3) Я плохо успеваю по предметам, которые раньше мне давались

легко.

24. 1) Я никогда не стану таким же благополучным человеком, как

другие.

2) Я могу стать таким же благополучным человеком, как другие.

3) Я такой же благополучный, как и остальные люди.

25. 1) Меня никто не любит.

2) Я не уверен, что меня хоть кто-нибудь любит.

3) Я уверен, что меня кто-то любит.

26. 1) Я часто делаю то, что мне говорят.

2) В большинстве случаев я не делаю того, что мне говорят.

3) Я никогда не делаю то, что мне говорят.

27. 1) Я хорошо лажу с людьми.

2) Я часто ссорюсь.

3) Я постоянно ввязываюсь в ссоры.

Приложение 2

Анкета – опрос

Фамилия, имя____________________________________________, класс______________

п/п

Причина возникновения судбепрессивных и депрессивных состояний

Да, согласен

Нет, не согласен

Затрудняюсь ответить

 

Большая нагрузка в школе

     
 

Конфликты с одноклассниками

     
 

Конфликты (недопонимания) в семье

     
 

Конфликты (недопонимания) с учителями

     
 

Неудачная любовь

     
 

Неуспешность в школе

     
 

Несоответствие ожиданиям окружающих (родителей, учителей и т.д.)

     
 

Свой ответ

     

Приложение 3

Результаты исследования эмоциональных состояний по шкале М.Ковач

среди учащихся 10 «А» класса

Дата проведения – 12.12.2018

Количество учащихся – 19 человек

Уровень эмоционального состояния

ФИ учащегося

Количество - %

Состояние без депрессии

м-Ж.Е., м-Ж.Т., м-К.В., д-Т.К., м-Ч.А.

5 чел. – 26%

Легкое снижение настроения

д-Б.А., м-Б.Т., д-Г.О., д-Ж.С., д-Н.И., д-Н.А., д-О.Е., д-С.М., м-Ц.М., д-Ш.В.

10 чел. – 53%

Субдепрессия

д-З.В., м-М.Д., д-М.А., д-С.О.

4 чел. – 21%

Ярковыраженные депрессивные тенденции

-

0 чел.

Просмотров работы: 823